Агент коммунальной безопасности. Прием «мобильных» платежей. Лазейки для хитроумных

Наверно многие из вас задумывались начать свое дело, и например, открыть бизнес по приему платежей. Попробуем рассмотреть этот вид бизнеса более детально. И так Вы решились организовать собственный бизнес, на что стоит обратить внимание начиная эту простую с виду деятельность.

Первое что нужно понимать, что конкуренция в этой области очень велика. Но без конкуренции нет и развития и поиски новых методов снижения издержек приема платежей, увеличения оборотов принимаемых денежных средств, расширения числа услуг и сопутствующих способов увеличения прибыли.

Одним из примеров таково развития слали платежные терминалы, способные упростить и автоматизировать этот процесс. Платежные автоматы постепенно завоевывают доверие простых пользователей, своей простотой, удобством, скоростью оплаты и широкой функциональностью, исключая возможности ошибок операторов, как человеческого фактора. Но о терминалах мы погорим позже.

И так вы решили открыть точку приема. Первоначально вам следует оформить индивидуальное предпринимательство или зарегистрировать юридическое лицо, отсутствие необходимой регистрации повлечет наказание и штрафы со стороны государственных органов, да и заключить договоры с платежной системой и арендодателями вам скорей всего просто не удастся. Выбор организационно правовой формы, оставляем на ваше усмотрение, в прочем как и выбор налогообложения. Но при наличии грамотного бухгалтера наиболее приемлемой будет упрощенная система налогообложения (доходы уменьшенные на расходы). После регистрации в налоговых органах следует заключить договор на прием платежей с платежной системой.

Платежных систем сейчас существует большое количество, возможности их достаточно велики. Используя платежную систему вы сможете принимать платежи за более чем 300 услуг. При этом рост числа услуг постоянно увеличивается и ваши возможности соответственно. Наиболее основными в приеме платежей является оплата услуг сотовой связи (МТС, Билайн, Мегафон, Смартс...), услуги по приему коммунальных платежей, оплата цифрового телевидения, погашение потребительских кредитов, пополнение электронных кошельков Яндекс Деньги, WebMoney. Вот не полный список ваших будущих возможностей в приеме платежей. Предложения платежных систем могут различаться условиями работы (предоплата или кредитование), ставками процентного вознаграждения, сроками выплаты вознаграждения, технической поддержкой, предоставлением программного обеспечения для приема платежей. Сроки подключения к системам разняться, но обычно договорные отношения разрешаются сроком в один месяц. После заключения договора с платежной системой Вы получаете статус агента и можете осуществлять прием платежей.

Если предыдущие шаги по организации приема платежей были типичными для всех, то следующие будут зависеть только от Вас. Выбор торгового места, очень важный момент, не стоит пренебрегать этим очевидным моментом. Наиболее проходимые места, часто посещаемые заведения, супермаркеты и крупные продуктовые магазины, это лакомые места в данном бизнесе. Попробуйте заглянуть в психологию человека идущего в магазин, посетитель магазина уже психологически готов потратить определенную сумму денег. Как известно что большинство покупок в супермаркетах происходит незапланированно (увидел-купил), в таком случае прием платежей в вашей торговой точке будет успешен. Оплата за мобильную связь носит регулярный характер, по этому доход будет более стабилен в хороших торговых местах.

Какое количество точек приема платежей стоит открывать? Ответ на этот вопрос однозначный, чем больше, тем лучше. Однако без изначальных капиталовложений этого не сделать. Затраты на торговое оборудование, кассовый аппарат, оплату кассиру, компьютерную технику или POS-терминал стоит учитывать. Стоит также учесть сроки раскрутки точки, а это не один месяц. По этому наиболее приемлемо стремиться развивать сеть торговых точек, но если прием платежей не основной для вас бизнес, то лучше использовать в своем помещении автомат по приему платежей. Сенсорный киоск можно подобрать нужного цвета и формы, благо компаний осуществляющих продажи платежных терминалов сейчас достаточно много.

И так в чем выгода приема платежей с помощью платежных терминалов? Выгода состоит в том, что используя сенсорный киоск Вы можете принимать платеже круглосуточно, 24 часа в сутки 365 дней в году, исключая затраты на оплату кассиру- продавцу, значительно снижая затраты на арендуемую площадь. Вам достаточно иметь 1 кв. м. Плюс к этому отсутствуют затраты на покупку кассового аппарата и оборудование торгового места оператора. Стоимость такого платежного терминала составляет от 2000$. Затраты на обслуживание одного автомата не велики, это инкассация, замена бумаги термопринтера и оплата GPRS связи. Такие затраты практически равны тем, что вы бы несли используя кассира-оператора на своей точке. Автомат является полностью автономным и не требует кроме обслуживания, какого либо участия человека. При использовании такого автоматизированного приема платежей вам будет легче договориться с арендой площади под киоск в супермаркетах и крупных магазинах, где остро стоит проблема со свободным местом. Использование сети сенсорных автоматов Вам стоит подумать о системе управления терминалами, которая в режиме on-line проинформирует вас о возникшей неполадке или ошибке возникшей в определенном терминале. Приобретение такого программного обеспечения может стоить вам определенных средств, но такие затраты избавят вас от возможных простоев сенсорных киосков, что может являться более худшим для вас вариантом. Однако, некоторые платежные системы могут предоставлять системы управления и мониторинга бесплатно.

Стоит отметить, что автоматизация приема платежей с помощью платежных киосков хоть и выглядит оптимистично, и при этом имеет ряд нюансов. При выборе терминала уделите внимание качеству комплектующих, использование надежных купюроприемников, термопринтеров и сенсорных мониторов это сделает процесс оплаты в вашем киоске удобным и простым, а это безусловно отразиться на лояльности ваших пользователей. Сделать прием платежей комфортным и быстрым это должно стать вашей основной целью, при соблюдении этих условий успех и прибыль будут вашими спутниками.

Увеличить прибыть сенсорного терминала можно и за счет установки программного обеспечения для продажи контента. Мобильный контент пользуется спросом и контент провайдеры разрабатывают свои собственные терминалы и программы способные также осуществлять и прием платежей в адрес сотовых операторов, цифрового телевидения, коммунальных платежей и многих других. По этому увеличивать доходы от терминалов вам позволит качественное программное обеспечение, благодаря которому можно расширять возможности ваших киосков.

Т.е. платежи принятые платежными системами идут на счет посредника, а тот в свою очередь переводит деньги самостоятельно компании поставщику услуг. В конце месяца посредник выставляет счет на оплату своих услуг.
Александр

Прежде всего хотелось бы отметить, что сама по себе законность подобной схемы вызывает сомнения. Плательщик изначально платит за услугу конкретному поставщику, на счет которого деньги от оператора и должны поступить, но никак не на счет третьих лиц.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Также следует обратить внимание, что:

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:
1)зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;
2) списание денежных средств на банковские счета.

Сам платежный агент как видите может перечислить денежные средства только на счет поставщика, а поставщик может принять денежные средства только со специального банковского счета агента.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусматривает наличие оператора и платежного субагента. Чтобы схема была законной, Вы должны быть либо первым, либо вторым. Как-то дополнить эту схему Поставщик - оператор по приему платежей - платежный субагент нельзя.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

При этом оператор по приему платежей должен встать на учет в росфинмониторинг:

Статья 4. Условия осуществления приема платежей
5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

Таким образом, повторюсь, Вы должны быть либо оператором, либо субагентом.

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров - обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан - через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее - Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно - с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

Платежные агенты: прием платежей

Когда гражданин желает оплатить жилищно-коммунальные услуги, он, очевидно, заинтересован, чтобы платеж дошел по назначению (впрочем, и УК заинтересована в том же). Можно ли быть уверенным, что денежные средства, внесенные в терминал (третьему лицу, не являющемуся банком), гарантированно поступят УК? Именно для такой уверенности граждан и защиты их интересов как потребителей и плательщиков был принят Закон о платежных агентах.

Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

Поставщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

Плательщик - физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

Оператор по приему платежей - платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Платежный субагент - платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4 ). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.
Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

Ситуация 1

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО - только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов - платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

Ситуация 2

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК - в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

Ситуация 3

УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок - договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

Ситуация 4

УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

Ситуация 5

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи - владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента - оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах , прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет - остальные суммы (оплату собственных услуг).

Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

Кредитные организации: перевод платежей

Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.
Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков - физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков - физических лиц (п. 5.9).

Вниманию УК на УСНО

Реестр банка о принятых от физических лиц денежных средствах рассматривается финансистами как первичный документ, подтверждающий факт и дату поступления денежных средств от потребителей, необходимый для признания доходов (Письмо от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023).

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица - плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом . Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Ситуация 6

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

…С чего начинать

– Самое главное в бизнесе по приему платежей от населения – установить терминал в проходном месте, – говорит Вадим Лейбин, генеральный директор компании «Международная корпорация беспроводных систем» (производит терминалы для приема платежей).

У каждого из , занимающихся приемом платежей за услуги через терминалы, есть собственный комплект мотиваций для арендодателей – сетей супермаркетов, торговых центров, вузов, метрополитена. Стандартный набор выгод для арендодателя выглядит так: предоставление посетителям супермаркета и торгового центра дополнительного сервиса, как следствие – привлечение новых клиентов, и, разумеется, сама арендная плата за 1 кв. м. площади – именно столько необходимо для установки одного терминала, а иногда и двух (габариты терминала зависят от дизайна).

Иногда арендодатель может отказать в сдаче заветного квадратного метра, сославшись, к примеру, на то, что в торговом центре уже работает точка сотового оператора, который принимает платежи.

– Любые спорные вопросы можно решить в процессе переговоров, – уверен Мальцев. – Надо понимать, что арендодатель тоже делает свой бизнес, и этот квадратный метр он, по большому счету, не сможет использовать никаким другим образом. Из 1300 с лишним терминалов «Элекснета», установленных в Москве, только один работает в часы, когда закрывается точка сотового дилера, арендующего площади в том же магазине.

Надо ли говорить, что «цена вопроса» в данном случае – исключительно размер арендной платы либо разового вознаграждения арендодателя?

Как вспоминают Мальцев и Кузин, когда бизнес «Элекснета» только начинался, сложностей с арендой практически не возникало. Сейчас договариваться все сложнее.

– Проблема в том, что за последние годы в нашем бизнесе появилось множество «старателей», – рассуждает Мальцев. – Интерес к рынку приема платежей взвинтил арендные ставки: порой арендодатель просит за квадратный метр больше $5000 в месяц, хотя экономически обоснованной можно считать плату не более $500. Второй фактор, способствующий повышению арендной платы, это ограниченное предложение площадей при растущем спросе.

Как это работает

Договорившись об установке терминалов, их, понятно, нужно купить и установить. Если место выбрано правильно, то деньги, конечно, не польются рекой, как полились бы несколько лет назад, но ежедневно один терминал будет собирать 20-30 тыс. руб.

Владелец терминала самостоятельно закладывает размер комиссии за перечисление платежа оператору или поставщику услуг ЖКХ, интернет-провайдеру и др. В Москве и Петербурге услуга обходится плательщику, как правило, в 3,5% от суммы платежа, в регионах – чуть дороже. Еще от 1 до 1,5% от суммы собранных платежей начисляет в качестве бонуса сотовый оператор.

Деньги плательщика, оказываясь в терминале, тут же списываются с субдилерского счета компании, владеющей терминалом, и отправляются на счет сотового оператора или поставщика услуги.

После запуска проекта самое главное – обслуживание сети. К примеру, если на счету компании закончились деньги, то терминал перестает осуществлять платежи. Время от времени нужно менять кассовую ленту и устранять случающиеся поломки.

Перспективы в двух столицах

Сегодня в Москве, по оценкам компании «Элекснет», установлено более 2100 терминалов по приему наличных. Более 1000 из них – терминалы самого «Элекснета», который занимает около половины столичного рынка. Остальной рынок поделен между несколькими игроками, построившими сеть из 100 и более терминалов: I-box (257 терминалов), «Спринт-Net» (166 терминалов), «Молния» (108 терминалов), Pay Station (90), «Е-трансфер» (76). Часть терминалов установлена банками: к примеру, в Москве приемом платежей занимается СДМ-банк, в Петербурге – Промстройбанк.

Как говорит Мальцев, столичный рынок по приему платежей в части оплаты за услуги мобильной связи «остывает после перегрева». Так, по итогам 2005 года доля этого вида платежей в общей структуре оборота компании сократилась на 4,1% (до 87,7%). Зато растет доля платежей, связанных с банковскими продуктами – переводом денежных средств, погашением кредитов и т. д. По данным «Элекснета», ежемесячный рост внутри этого сегмента составляет 15-17%.

– Сейчас на банковские продукты приходится уже около трети платежей в нашей системе, а доля платежей за мобильную связь сократилась до 65-70%, – говорит Сергей Кузин.

«Элекснет» уделяет банковским платежам наибольшее внимание, связывая свое дальнейшее развитие с этой линейкой.

Несколько иначе обстоят дела в Северной столице. Сегмент платежей за мобильную связь пока растет, а доля платежей по банковским продуктам в структуре оборота «Элекснета» уже превышает 50%, как говорит Юрий Мальцев.

Вперед, в регионы

Помните армейское «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»? Перспектив стать генералом на рынке терминалов моментальной оплаты в Москве и Петербурге у новичков практически нет. Другое дело – регионы. Здесь рынок ненасыщен и есть масса возможностей стать если не первым, то заметным и успешным игроком. Как, к примеру, тверская компания «Санрайз», учрежденная Сергеем Павловым и двумя его партнерами четыре месяца назад.

27-летний Павлов сотоварищи пришли в по моментальной оплате услуг из бизнеса игорного. В течение последних трех лет они устанавливали в родной Твери игровые «столбики», работая в качестве наемных менеджеров за зарплату и процент от прибыли. Расстаться с этим источником доходов, а заодно и начать собственное дело Павлова заставили последние изменения в законодательстве, направленные на борьбу со «столбиками».

– За последнее время многие операторы игорного рынка переключились на терминалы по оплате услуг, поскольку с технической точки зрения рынки можно назвать смежными, – так объясняет Павлов свой новый бизнес-интерес. – И хотя пока мы только вкладываем деньги, не видя прибыли, я верю, что потенциал бизнеса огромен: к концу первого рабочего дня мы вынули из терминала 500 руб., а сегодня он собирает десятки тысяч рублей.

Пока партнеры установили 10 терминалов в крупных тверских сетевых магазинах «Волжанка», «Тверской продукт» и «Пеликан», в планах установить еще 15-20 устройств, а затем заняться освоением Тверской области.

Кстати, результаты, которых пока не видят учредители «Санрайза», уже успели заметить владельцы салонов сотовой связи, расположенных в тех же супермаркетах, где установлены терминалы компании.

– Слышал, что они уже косо смотрят на ребят: посетители салонов предпочитают быстро пополнить счет через стоящий неподалеку терминал, а не стоять в общей очереди с покупателями телефонных аппаратов, – отмечает Вадим Лейбин из «МКБС».

«Чем я лучше?»

Очевидно, что рынок мобильных платежей становится все более конкурентным. Поэтому, прежде чем заняться «моментальным» бизнесом, стоит задать себе вопрос: «Чем я лучше лидеров?».

Оборудование

У кого купить терминалы

Компания «Международная Корпорация Беспроводных Систем» производит терминалы для моментальной оплаты мобильной связи и других услуг с 2004 года. Последняя модель, предлагаемая производителем, – T3. В ней воплотилось все, что нужно «идеальному» терминалу. В отличие от своих предшественников, он снабжен купюроприемником на 1500, а не на 600 купюр, чековой лентой на 180 м., а не на 60 м. Все это облегчает обслуживание терминалов.

Т3 работает через самую успешную в России платежную систему CyberPlat и собирается из комплектующих от ведущих производителей мира, поэтому случаи поломок и неисправностей сведены к минимуму. Если проблемы все же возникают – без этого невозможна эксплуатация ни одного технического устройства, – то они решаются в оперативном порядке. Партнеров, работающих в удаленных регионах, в «МКБС» консультируют по телефону. Неисправные части терминала бесплатно обмениваются на новые в течение гарантийного срока (1 год). Для отдельных комплектующих может быть установлен более длительный гарантийный срок.

«МКБС» предлагает и другие дополнительные выгоды для клиентов. Так, каждый 11-й терминал предоставляется бесплатно (стоимость Т3 в конечной комплектации – $3350). При покупке крупных партий действует система скидок, размер которых обсуждается индивидуально. «МКБС» подберет нужную именно в вашем случае комплектацию терминала. Помимо этого, производитель работает с банками и лизинговыми компаниями – при условии, что с ними договаривается сам заказчик.

Терминалы «МКБС» установлены не только в Москве и регионах, но и за рубежом: в некоторых российских посольствах – например, в Казахстане – и некоторых отелях, популярных среди российских туристов – к примеру, в Турции.

Терминал Т3 – это:

– системная плата (информация по сборке уточняется)
– антивандальный сенсорный монитор 17"" (TFT 17"" LCD ACER 1716s)
– сенсорная панель A-Touch
– металлический корпус толщиной 2-3 мм.
– купюроприемник-валидатор Cash Code (на 1500 купюр)
– принтер чеков AV-268 с автоматическим отрезанием ленты

Если агент заключит договор напрямую с поставщиком, то он будет именоваться оператором по приему платежей. Если последний передоверил прием платежей другому лицу, то оно будет именоваться платежным субагентом. Все обозначенные термины представлены в Законе о деятельности по приему платежей.

Конкуренцию названным лицам составляют банковские платежные агенты, привлекаемые кредитной организацией в целях участия в оказании услуг по переводу денежных средств. Деятельность данных лиц регулируется другим нормативным актом - Законом о национальной платежной системе. Операторы связи как поставщики услуг сотрудничают со всеми лицами, но в статье внимание будет уделено "обычным" платежным агентам и их взаимоотношениям с операторами связи.

О признании доходов

Представим ситуацию. По условиям договора оператора связи с платежным агентом последний от имени первого за вознаграждение осуществляет прием денежных средств от физических лиц - абонентов и перечисляет полученные деньги на банковский счет оператора. Когда ему отражать расчеты с абонентами (поступление аванса, погашение задолженности) в бухгалтерском учете?

Оказывается, ответ на этот вопрос можно найти в п. 3 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Раз так, то датой отражения расчетов оператора с абонентами является день поступления денежных средств от физического лица - абонента платежному агенту. При этом если оператор по тем или иным причинам признает доходы от оказания услуг кассовым методом, то есть по мере поступления денежных средств, то датой получения доходов признается день поступления средств от клиента платежному агенту.

Более полные указания даны в Письме Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-11/28. Моментом погашения задолженности покупателя перед организацией является момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. Этот момент и является датой признания дохода (при кассовом методе).

Возникает вопрос: каким документом подтвердить названную дату?

Если речь идет о платежном агенте - банке, то первичным документом, подтверждающим поступление ему денежных средств от физических лиц, может быть реестр кредитной организации о принятых денежных средствах, заверенный соответствующим образом. Если платежный агент не относится к кредитным организациям, то тогда может быть составлен аналогичный реестр о принятых агентом денежных средствах в пользу поставщика (оператора связи). Последний на основании такого реестра отражает расчеты с клиентами (абонентами).

О признании расходов

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Об этом сказано в п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. То есть вознаграждение может взиматься помимо суммы платежа, указанного в квитанции клиента, - именно у него в данном случае возникают расходы по уплате вознаграждения платежному агенту.

Но на практике бывает и по-другому: платежный агент договаривается с оператором, что вознаграждение удерживается из средств, которые перечисляются исполнителю услуг.

Вроде бы для оператора это менее выгодно, но если платежный агент принимает большой объем платежей от населения, то почему бы не сделать исключение и не учесть комиссию платежного агента в собственных расходах, связанных с приемом платежей? Ведь, напомним, услуги платежного агента помимо собственно приема платежей предполагают и осуществление последующих расчетов с поставщиком.

За это тоже кто-то должен платить, и не обязательно этим кем-то должен быть клиент. Поэтому в отдельных случаях оплату услуг платежных агентов берут на себя поставщики, что не нарушает диспозитивную норму п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей.

Дата признания таких расходов определяется по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. А именно: расходы в виде сумм комиссионных сборов признаются в целях налогообложения при методе начисления или на дату расчетов, или на дату предъявления расчетных документов, или на последнее число отчетного (налогового) периода.

Не будет также ошибкой признать для целей налогообложения прибыли расходы на вознаграждение платежному агенту на дату утверждения отчета агента принципалом (поставщиком услуг). Кстати, по тем же правилам можно признавать расходы на комиссионные вознаграждения платежных агентов для целей бухучета согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации".

О документах платежного агента

Операциям с населением по приему платежей у населения платежные агенты уделяют не меньше внимания, чем расчетам с поставщиками услуг. Здесь нужно помнить, что при осуществлении большого количества наличных расчетов обязательным является применение ККТ в силу норм Закона о применении ККТ. Поэтому платежный агент при приеме платежей должен применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой.

Как же можно применить один кассовый аппарат для использования на нескольких терминалах? Путем подключения одной или нескольких единиц ККТ к одному или нескольким платежным терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав ККТ и платежного терминала.

Зачем все это операторам связи, выступающим в роли поставщиков услуг? Затем, чтобы урегулировать вопросы с клиентами-абонентами, а также с платежными агентами по не дошедшим до оператора или не поступившим вовремя платежам. Документальное подтверждение осуществленных расчетов до сих пор остается наиболее убедительным доказательством факта совершения операции при отстаивании интересов участниками сделки как во внесудебном, так и в судебном порядке.

О непростом сотрудничестве

Практика показывает, что иногда операторы заключают с платежными агентами договоры не только на прием денежных средств от абонентов через терминалы, но и на подключение абонентов (как дополнительный вид деятельности посредников).

В последнем направлении платежные агенты не всегда разбираются, в результате чего им приходится учиться на своих ошибках. Дело в том, что оператор поставил перед агентом условие: сумма его вознаграждения будет уменьшена, если клиент, заключивший договор на предоставление услуг через агента, будет пользоваться сетью Интернет менее трех месяцев с момента заключения договора.

По мнению недополучившего часть доходов платежного агента, предметом агентского договора не могут быть действия, составляющие содержание оказываемых принципалом возмездных услуг связи, а также результаты в форме положительного результата в предпринимательской деятельности принципала (оператора связи). Риски предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи, в том числе сопряженные с действиями абонентов, лежат на принципале и не могут быть переложены на агента.

Суд не поддержал платежного агента, указав, что тот знал и понимал порядок исчисления своего вознаграждения и имел возможность повлиять на механизм его определения в момент заключения договора. При исполнении договора платежный агент не заявлял претензий в части применения условий о корректировке вознаграждения и подписал без замечаний акты выполненных работ за спорный период.

Спорное условие направлено на пресечение потенциальных недобросовестных действий агента, связанных с заключением договоров с абонентами, которые заведомо не будут исполняться со стороны абонентов либо будут исполняться в объеме, не перекрывающем базовую ставку вознаграждения.

По правовой сути агентский договор отличается от других посреднических договоров и договора возмездного оказания услуг более широким предметом действия: агент по поручению принципала совершает как юридические, так и фактические действия. В данном спорном случае это предполагает действия агента не только по заключению договоров от имени оператора, но и совершение фактических действий, которые приведут к достижению принципалом положительного результата в его предпринимательской деятельности.

Довод, что вознаграждение агента ставится в зависимость от деятельности третьих лиц, суд не принял, поскольку право оператора связи на корректировку вознаграждения не является ответственностью агента за действия абонентов.

В рассматриваемой ситуации агент отвечает за свои действия по недостаточному продвижению услуг оператора связи на рынке, необходимость которого предусмотрена агентским договором. В итоге условие оператора связи о продвижении услуг и корректировка агентского вознаграждения при его невыполнении признаны правомерными.

В заключение для общего развития скажем несколько слов о налоговых платежах и сборах, которые к операторам связи не имеют прямого отношения. Тем не менее любой сотрудник организации является плательщиком нескольких налогов (НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога в отдельных случаях), и ему нужно знать следующее.

Традиционно налогоплательщики исполняют свои обязанности перед бюджетом в банках, оплачивая выставленные налоговые требования через операциониста или через банковский терминал.

Это подтверждает Минфин в Письме от 25.02.2013 N 03-01-10/5290: налогоплательщик имеет право уплатить налоги, сборы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами, путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств в электронной форме по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы банков.

Можно ли для этого использовать небанковские терминалы? Финансовое ведомство дает отрицательный ответ, руководствуясь простейшей логикой. Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через платежных агентов, банковских платежных агентов. Поэтому не стоит пытаться найти данный сервис в терминалах быстрой оплаты.