Зачем государства открывают оффшорные зоны. Возможно ли вывести российскую экономику из офшоров

Все на войну с офшорами. Российские власти, кажется, всерьез озаботились оттоком средств из страны. Оно и понятно. За последние 20 лет в офшоры ушло, по разным оценкам, от 800 миллиардов до триллиона долларов, и этот процесс продолжается. 12 декабря Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, признал, что борьба с офшорами не принесла сколько-нибудь заметных успехов, а значит, назрела необходимость более решительных мер. "Каковы плюсы и минусы новых предложений власти по деофшоризации российской экономики, помогут ли они на этот раз решить проблему с оттоком капиталов", - выясняли эксперты раздела " " интернет-издани я "Биржевой лидер".

Смелый план российского правительства.

Давно не секрет, что офшоры являются главным фактором оттока средств из России, а значит, и замедления экономического роста. Ведь доходы отечественных компаний вместо того, чтобы работать на развитие экономики России и повышение уровня жизни россиян, поддерживают экономику зарубежных стран. Как считает финансов Антон Силуанов, деофшоризация экономики могла бы пополнить российский бюджет на десятки миллиардов , заметим, совсем даже не лишних в условиях замедления экономического роста.
Что же предложил президент для преодоления офшоризации экономики? Среди новых и не очень новых мер можно отметить следующие:
- отлучить офшорные компании от госконтрактов и господдержки в любой форме, включая кредиты Внешэкономбанка. В самом деле, если главной целью офшорного бизнеса является уклонение от , то почему государство должно поддерживать такую компанию;

Изымать налоги с таких сделок в пользу российского бюджета принудительно. поставил задачу продумать систему, как эти деньги будут изыматься;

Отказаться от соглашения об избежании двойного с офшорами. Как считает Игорь Сечин, много времени этот вопрос не займет, достаточно лишь уведомить иностранных партнеров о выходе из такого соглашения. Что же касается , то, как сообщил Силуанов, с ним уже договорились о раскрытии информации "в более подробном формате, нежели существовал ранее";

Компании должны раскрывать своего владельца, что позволит определить, где бизнес зарегистрирован и платит ли налоги. Путин уже подписал поправки в Налоговый кодекс , которые вводят 30 процентный штрафной налог с пассивных доходов, выплачиваемых за , если не раскрыт бенефициар иностранной фирмы.

Другими словами, как сказал , "хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции".

Таким образом, такие крупные российские компании, не зарегистрированные в стране, как алюминиевый холдинг "Русал", металлургический "Евраз", "Вымпелком", ЕВРАЗ, Мечел, ММК, "Силовые машины", Кировский завод и многие другие останутся без господдержки со стороны правительства или должны будут выйти из офшорной зоны. То есть поставлена задача сделать увод денег из России максимально невыгодным.

Если брать во внимание международный опыт борьбы с офшорами, то, к примеру, в тех же существуют специальные штрафы, офшорные фонды, покупающие активы в стране, облагаются налогами по повышенным ставкам. А в ЕС существует уголовная ответственность за минимизацию налогов при международной торговле с офшорами.

Российские эксперты, в целом, поддерживая давно назревшие меры, полагают, что переломить ситуацию с офшорами будет все же непросто. Как известно, чтобы мечта стала планом, она должна сбыться, а вот с этим явно будут проблемы.

При этом в ходе оценки различных экономических параметров в редких случаях могла похвалиться показателями, характерными для наиболее успешных развивающихся европейских стран. Так, информационно-коммуникационные технологии, электроэнергетика, железнодорожная инфраструктура и состояние рынка капитала в России получили от специалистов ЕБРР, как ни странно, довольно высокие оценки.

"Курс рубля на валютном рынке Forex продолжает торги в восходящем тренде, причем ближайшее важное сопротивление располагается в области майского максимума - 33,53", - отмечают в аналитическом отделе брокерской компании (входит в рейтинг рекомендованых брокеров Форекс Академии Masterforex-V). Поддержки расположены на уровнях наклонного канала МФ и пивота МФ 31,64.

Как невозможное сделать возможным.

Признаем, бизнес всегда искал и будет искать возможность сэкономить на налогах и получить максимальную защиту своего капитала. Российские компании, понятно, не являются исключением из этого правила. Даже сделка по приобретению "Роснефтью" компании ТНК-ВР была проведена через офшоры. Понятно, что решить эту проблему в одночасье не получится. Не получится уже потому, что четыре из первой пятерки крупнейших поставщиков иностранных инвестиций в Россию - это офшоры или квазиофшоры, на них приходится около 60 процентов из общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику. Как свидетельствует Росстат, к концу сентября в российской экономике было накоплено инвестиций из Кипра на 78 миллиардов долларов, из Нидерландов - на 59 миллиардов, из Люксембурга - на 39 миллиардов и из Виргинских островов - на 12 миллиардов. Фактически это российский капитал, и если резко прикрыть офшоры, то он может уйти с рынков России навсегда в другие страны.

Другими словами, чтобы избавиться от офшоров одного "кнута" в виде угрозы отказать в господдержке не только недостаточно, но в чем-то и опасно. Тут без "пряника" никак не обойтись. Поскольку к апитал более всего ценит хороший деловой , стало быть, надо работать над его улучшением. Без этого борьба с офшорами останется не более чем сотрясением воздуха, делом абсолютно неперспективным. Пока же борется не столько с причинами офшоризации российской экономики, сколько с ее следствием. Так в чем популярность офшоров в России, помимо желания сэкономить на налогах? Очевидно, что в недостаточной защищенности прав собственности внутри страны, недоверии к отечественной судебной системе, сложности ведения бизнеса. Что делать?

Рецепты эти давно известны, здесь нет никакого секрета:

Обеспечить законодательное обеспечение возвращения капиталов из офшоров в российскую юрисдикцию. Нельзя сказать, что в этом отношении ничего не делается. Так, Госдума уже заявила о готовности в ближайшее время принять решение об исключении офшорных компаний из сферы закупок. Следственный комитет разработал законопроект, по которому под удар попадет практика получения кредитов из офшоров. С другой стороны, не будем преувеличивать реактивность отечественного парламента, к примеру, он еще в декабре 2012 собирался рассмотреть законопроект о повышении налогов для анонимных акционеров, но о его дальнейшей судьбе общественность так ничего и не узнала. Важно при этом закрыть все возможные щели. Уже прозвучали предположения, что компании, чтобы избежать проблем и не поткрять господдержку, могут завести себе российские "прокладки" между собой и офшорами;

- налоговые преимущества. К примеру, стандартная ставка для офшорной компании Кипра - 4,25% от прибыли, а в России - 20% с возможным снижением до 13,5%;

Снятие коррупционной составляющей бизнеса. Между тем Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием практически ничего не сказал о борьбе с коррупцией;

Упрощение процедуры регистрации компаний в России;
- предоставление режима банковской тайны;
- защита собственности и прав миноритариев. Между тем уже сейчас борьбу с офшорами некоторые объясняют желанием властей поставить под контроль те или иные сферы крупного бизнеса.

Редколлегия раздела "Новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос вДискуссионном клубе Академии Masterforex-V: удастся ли довести до логического конца деофшоризацию российской экономики?

Да, отлучение офшорных компаний от госконтрактов и господдержки действенная мера;
. нет, права собственности внутри страны не защищены;
. время покажет.

Популярность вложения денег в офшоры во всем мире вызвана прежде всего простотой их использования и невысокой ценой обслуживания таких компаний. Как правило, все расходы на содержание офшора можно просчитать заранее: для каждой офшорной территории обычно установлена фиксированная стоимость открытия компаний и существуют определенные правила их администрирования. Кроме того, большинство видов деятельности в офшоре освобождаются от уплаты всех основных налогов при условии, что компания ведет дела за пределами страны регистрации. Обязательной является только ежегодная уплата определенной (и относительно небольшой) фиксированной суммы, без каких-либо дополнительных платежей и поборов.
И здесь возникает правомерный вопрос: а зачем государствам множество иностранных предприятий, приносящих незначительный доход и, возможно, значительные хлопоты? Давайте попробуем разобраться.

  1. Приток валюты. Как правило, классическое офшорное законодательство разрабатывается в небольших государствах, с ограниченными ресурсами и производством. Чаще всего, хотя и не всегда, это – островные государства в южных морях, со слабой экономикой, нуждающейся в постоянном поступлении иностранной валюты. И суть здесь именно в создании условий для привлечения как можно большего числа компаний. Среди наиболее ярких примеров – крошечные , государство площадью в 153 кв. км и с населением численностью примерно 25 000 жителей, где по данным прошлого года было зарегистрировано более 650 000 (!!!) офшорных компаний. Конечно же, даже небольшой ежегодный налог, взимаемый с такого количества компаний, приносит в государственный бюджет БВО значительную прибыль, во много раз превышающую все их доходы от внешней торговли и туризма.
  2. Рабочие места и развитие региона. Еще одно существенное преимущество, которое способны дать государству открытые в нем офшорные компании, – это создание значительного количества рабочих мест. Не зря, по одному из общих правил офшорного законодательства, любая офшорная компания регистрируется только при участии местного агента. Широко востребованы также ряд административных должностей, сфера обслуживания, растет рынок недвижимости. Кроме того, зачастую даже многие развитые государства, не желающие полностью перестраивать свое корпоративное законодательство, открывают у себя офшорные территории: так называемые «свободные экономические зоны», «зоны международной торговли», «международные бизнес-центры». Обычно такие территории имеют определенную специализацию и создаются для развития экономики отсталых регионов внутри страны, для того, чтобы поднять какую-либо отрасль (как, например СЭЗ Шеннон и Международный Центр Финансового Сервиса в Ирландии) или обойти слишком строгое местное законодательство (множество СЭЗ Китая).

Разумеется, такая заинтересованность в офшорах играет на руку и нам, потребителям. Во-первых, офшорное законодательство разрабатывается максимально дружественным для потенциальных клиентов. Во-вторых, в наше время, с широким и быстрым распространением новостей, офшорные территории крайне дорожат своей репутацией и не допускают на своей территории даже мелких нарушений. Корпоративное законодательство для работы с офшорными компаниями разрабатывается максимально прозрачным и не содержит «подводных камней», способных подмочить репутацию государства и отпугнуть возможных инвесторов. Если местные законы гарантируют вам конфиденциальность – значит вы ее получите без оговорок. Если вам начисляется определенный фиксированный налог – с вас ни при каких обстоятельствах не потребуют никаких дополнительных законных (и уж тем более не совсем законных) платежей.
Именно благодаря этому

В чем главная проблема, связанная с офшорными зонами? Почему в мире ограниченное количество офшоров? И будет ли сокращаться число офшоров? Почему льготное налогообложение полезно для одних стран и вредно для других? На эти и другие вопросы сайт отвечает директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.


Как разгадать "загадку офшоров"?

Расцвет Швейцарии

— Что такое офшоры? И когда они появились?

— Офшор сам по себе — это "вне берега". Если у вас на берегу действует некий режим, налоговый или еще какой-то, тогда за пределами этого берега может быть другой режим: другое налогообложение, другие таможенные правила — все, что угодно. История вопроса связана с тем, что какие-то территории для того, чтобы лучше развиваться, вводили режим льготного налогообложения и за счет этого привлекали к себе самые разные инвестиции.

Самый типичный пример — это Швейцария. Пока у них не был развит горнолыжный туризм и пока Швейцария не делала свои замечательные ножики, пока в Швейцарии не была развита фармакология, народ жил бедно. Они отправляли своих молодых ребят в папскую гвардию, они там служили и какие-то деньги высылали. А потом поняли, что можно, с одной стороны, гарантировать банковскую тайну, а с другой стороны, брать минимальные налоги на те операции, которые проходят внутри Швейцарии.

И поэтому исторически Швейцария стала привлекать к себе различные зарубежные банки, и не только банки, но и юридических и физических лиц, которые стали там регистрироваться и держать там свои деньги. И это в дальнейшем стало одним из основных источников существования Швейцарии.

То же самое делают различные островные территории. Допустим, Багамские или Каймановы острова. Они сами по себе интересны только с точки зрения туризма, и не более того. Больше там, по большому счету, нет ничего. Но постольку там существует льготный режим, то там очень просто регистрировать компании и осуществлять свою деятельность не как национальная компания, а как компания оттуда.

Еще характерный пример — . Вы знаете, что долгие годы Кипр был основным инвестором в российскую экономику? Это не киприоты инвестировали, а те, кто уводил по разным причинам деньги из российской экономики и реинвестировал их сюда же, но уже не как российские, а как зарубежные.

Роль военных бюджетов

— Если объявления себя офшорной юрисдикцией — это хороший путь для развития страны, чтобы из бедной страны стать более-менее обеспеченной, то почему это массово невозможно сделать? Почему какие-то страны пошли по этому пути, а какие-то нет?

— У всех ведь цели разные. Швейцария объявила себя нейтральной страной. Это что означает? Что затрат на содержание армии как таковых нет, значит, не надо собирать эти налоги. То есть существует какая-то армия, которая собирается иногда на сборы. Там они посидели, промаршировали, постреляли, выпили, разошлись.

В других странах так не бывает. Если вы возьмете, допустим, Советский Союз, то он был одним из лидеров по военным расходам, в частности, в период до Второй мировой войны. Мы сделали столько танков и самолетов, сколько не было во всех других странах мира. А чтобы это делать, соответственно, надо было собирать налоги.

После войны тоже масса было затратных проектов, и сейчас, в 2013 году, до крымских и прочих событий, у нас начался негативный экономический рост, который был связан с тем, что мы опять раздули военный бюджет.

Борьба с офшорами

— У государств или у международных организаций отношение к офшорам неоднозначное. Многие принимают какие-то антиофшорные меры разного характера, чтобы удержать компании в своей налоговой юрисдикции - кто стимулирующими мерами, кто запретительными. На международном уровне формируют какие-то списки офшоров, делят на серые, черные. Почему с офшорами пытаются бороться?

— В самом по себе ничего нелегального нет. Если страна признает, грубо говоря, открытую миграцию капитала, то это значит, вы, как гражданин страны, можете открыть себе компанию в любой другой стране мира. И даже если это окажется та страна, где льготное налогообложение, ради Бога. Здесь проблемы как таковой нет.

Проблема возникает в том случае, когда есть государственный деятель, который должен быть публичной фигурой и должен осуществлять свою хозяйственную деятельность в той стране, где он таковым деятелем является. И вот когда и счета этого государственного деятеля, и транзакции, с ним связанные, оказывается, идут через офшоры, в этом случае в нормальном обществе возникает скандал, как в той же самой Исландии недавно.

Реакция народа была очень простая — народ вышел на улицу и потребовал от премьер-министра уйти. То есть общество не приемлет коррупцию. Более мягкая реакция была в Великобритании, в истории с канцлером, с премьер-министром, когда выяснилось, что у его отца когда-то был офшор и, возможно, в 2011 году какие-то деньги оттуда пропали. Тем не менее была многочисленная демонстрация в Лондоне, которая требовала отставки премьер-министра.

— А к компаниям таких претензий формально быть не может?

— В этом случае что не нравится правительству? Я думаю, что справедливо не нравится. Если вы ведете хозяйственную деятельность в этой стране, то заплатите здесь налоги. Если вы хотите вести хозяйственную деятельностью на Каймановых островах, например, заниматься ловлей скатов или еще чего, значит, пожалуйста, регистрируйтесь и действуйте там.

А если вы регистрируетесь на Кайманах, а ведете деятельность здесь, то возникает серая схема, связанная с тем, что формально это не запрещено, но понятно, что налоги платятся не здесь, а платятся там, и платятся в другом размере.

— Насколько офшоризация среди компаний распространена в мире? И имеет ли значение размер компании? Уходят ли в мегакорпорации?

— Если я правильно помню, даже Microsoft зарегистрировался в Ирландии, потому что там меньше налоговые ставки. Этот тренд появился, наверное, в последние 10 лет. Капитал стал искать место, где ему лучше, вопрос приличности — неприличности этого стал меньше звучать. Но, тем не менее, он звучит. И мы с вами это видим по отставкам, которые прошли и, очевидно, еще будут в тех странах, которые являются демократическими, в тех странах, которые следят за соблюдением законодательства внутри самих себя.

Контроль над офшорами

— А скажите, пожалуйста, как офшоры контролируются на международном уровне? И в чем этот контроль заключается?

— Да никак они не контролируются. У нас контролируются транзакции, то есть когда между контрагентами происходит какая-то сделка, эта сделка регистрируется. То есть понятно, что сделано, но когда партнер одной из сделок находится в офшоре, это означает, что у вас один регистратор находится где-то далеко, а это значит, что может быть затруднен доступ к базе.

Кроме того, в том же самом офшоре можно создать конструкцию, которая в былые времена звалась "блиндаж", когда у вас одна компания создает другую, та — третью, та — четвертую. И, в конечном итоге, оказывается невозможно найти, кто, собственно говоря, является истинным владельцем.

Есть организации, которые борются с отмыванием денег, полученных преступных путем. Так, о всех транзакциях свыше 20 тысяч долларов надо сообщать в соответствующие центральные банки, которые сообщают в органы финансового контроля. Но меньшие суммы ходят практически незамеченными, поэтому есть масса способов, каким образом это сделать.

Суммы дробятся, шлются на разные адреса и так далее. Либо, как в варианте с Панамой, ищется непонятная никому компания, ищутся непонятные никому люди, через которых эти транзакции совершаются.

— Каковы перспективы развития или, наоборот, сдутия офшоров в мире?

— Я думаю, что офшоры останутся, но удельный вес их сократится. При этом славным Каймановым островам никто не запрещает делать ставку налогообложения ниже, чем в Великобритании, частью которой они, собственно говоря, и являются. Это позволяет английское право. Все.

— А с другой стороны, государства сами будут ужесточать офшорную политику?

— Мы же с вами видим, что это происходит. Вопрос, до какой степени. Когда мы говорим об офшорах, мы не говорим еще об одной важной вещи — о защите прав собственности. Потому что у нас же не защищен даже мелкий собственник. Помните, когда сносились ларьки и люди трясли свидетельствами на право собственности, а им сказали: "Вы плодите криминалитет".

А как конечная экономика может работать без права собственности? Это касается не только мелкого бизнеса, но и крупного. Кто может объяснить разумно, за что владелец аэропорта "Домодедова" сидит в тюрьме? Никто не может объяснить, но он же там сидит. При этом сейчас тренд идет на ужесточение регулирования.

Но любой тренд к ужесточению регулирования приводит к тому, что, в конечном итоге, снижается эффективность экономики. И за этим трендом идет тренд дерегулирования. Деньги всегда найдут дырочку, через какую течь. И когда вы будете привлекать инвестиции в страну не инвестиционным климатом, а тем, что вы удерживаете деньги инвесторов, и тот, кто пытается убежать, тот по голове получит, то у вас просто инвестиций не будет.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Госдума приняла в третьем чтении пакет законов о создании в России так называемых офшоров — специальных административных районов (САР) на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде. Там будут действовать низкие налоговые ставки и смягченный контроль. Стать резидентами русских офшоров смогут только зарегистрированные за рубежом компании. Михаил Мельников объясняет, зачем нужны такие территории и что они дадут стране.

Собственный дракон

Общий смысл в том, чтобы создать на двух островах режимы специального административного района со множеством исключений из общих налоговых правил. В частности, в России от налогов на дивиденды освобождены лишь материнские компании, владеющие более чем 50% дочерней, но в «русских офшорах» эту норму понизят до 15%. Там можно регистрировать компании за один день. Там не надо платить налоги с доходов, полученных за пределами России. Отчетность оттуда не будет публиковаться в открытых источниках.

Районы с особым налоговым режимом создавались в России много раз. Это в первую очередь «территории опережающего развития» (ТОРы), особые экономические зоны (ОЭЗ) и зоны территориального развития (ЗТР). Но ранее законодатели ориентировались в первую очередь на российских инвесторов и на размещение их производства на этих территориях и в зонах. Особого успеха все эти меры не принесли. Специальные административные районы же рассчитаны строго на иностранные компании (это уточнение появилось между первым и вторым чтениями) и не требуют даже открытия представительств на островах.

С началом «войны санкций» России потребовались механизмы возврата и хранения капитала внутри страны. Тогда и возникла идея «русских офшоров». Но по-настоящему актуальной она стала весной 2018 года, когда стало ясно, что зарубежные активы российских корпораций в опасности. А поскольку все предыдущие попытки «деофшоризации бизнеса» не увенчались успехом, правительство наконец вспомнило старый рецепт Евгения Шварца: избавиться от чужих драконов можно лишь заведя своего собственного.

Не стоит всерьез воспринимать поправку о том, что регистрация в русских офшорах доступна только иностранным компаниям. У нас какое крупное предприятие ни поскреби – везде в структуре обнаружатся кипрские или виргинские учредители. Для них-то и создаются специальные административные районы.

Новые риски

Определенные риски во всей этой затее есть. Страны, поддерживающие на своей территории офшорный бизнес, могут быть подвергнуты международным санкциям только за это. Именно поэтому большинство территорий фиктивной регистрации носят странный статус «ассоциированных», «зависимых» и так далее. Кстати, популярный у российских предпринимателей Кипр, строго говоря, не офшор — он подчиняется законам Евросоюза, публикует информацию о директорах, секретарях и акционерах компаний, взимает небольшие налоги, подписывает договоры об избежании двойного налогообложения… Классический же офшор предполагает полную закрытость информации, нулевой или чисто символический налог, упрощенную до смешного систему отчетности. Острова Русский и Октябрьский, согласно новому законопроекту, куда ближе к понятию офшора, чем Кипр.

Ранее, кстати, в качестве «русских офшоров» предлагалось использовать частично признанные государства — Абхазию и Южную Осетию. С точки зрения международного законодательства к этим территориям весьма сложно предъявить претензии по поводу нарушения антиофшорных правил: не слать же возмущенные письма в Тбилиси! Однако Россия избрала «честный» путь, что, безусловно, может стать еще одной проблемой во взаимоотношениях нашей страны с мировыми финансами.

Мы признаем, что этими законопроектами, конечно, в первую очередь смогут воспользоваться крупные компании, которые имеют профессиональных юристов, экономистов, которые все могут грамотно просчитать и составить для себя бизнес-планы.

В то же время никто не запрещает малому бизнесу, открыв юридическое лицо за рубежом, впоследствии перевести его в «русский офшор».

Офшорные перспективы

Встает также вопрос: а так ли хочет российский капитал, замаскированный под иностранный, возвращаться на родину? К сожалению, в России слишком часто меняются правила игры, и у бизнеса нет гарантий, что завтра правительство не скажет: «Спасибо за легализацию на нашей территории, открывайте дверь товарищам следователям».

Воспользуются ли нашими офшорами «настоящие» иностранцы? Безусловно. Будет ли их бизнес честным и прозрачным, а деньги чистыми? Едва ли. Нужно ли отказываться от таких регистраций? Ни в коем случае. Уж точно не стране, из которой через «чужие» офшоры выводятся огромные суммы, заниматься чистоплюйством.

Сейчас в зарубежных офшорных юрисдикциях хранится порядка 60-65 триллионов рублей – более чем две трети валового внутреннего продукта. Эти средства почти вдвое превышают всю денежную массу России, но при этом работают на какую угодно экономику, кроме российской. Для возвращения хотя бы части этих денег – или привлечения вместо них иностранных финансов – пригодны все разумные средства. И специальные административные районы, то есть «русские офшоры», ничем не хуже других.

Минфин намерен обложить налогом граждан России и российские фирмы, которые имеют долю более чем в 10% в компаниях, зарегистрированных в офшорах. Таких жёстких антиофшорных предложений от российских чиновников ещё не по-ступало. Однако в нынешних политических реалиях офшоры - мина под экономикой всей страны, в любой момент.

Чем кон-кретно грозят офшоры России и как заставить деньги богачей-уклонистов приносить пользу нашей стране, «АиФ» рассказал Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова .

На коротком поводке

Богатеи всего мира, а не только наши хранят деньги в офшорах, где можно платить налоги в разы меньше, где не выдадут истинного владельца капитала. Но если западные олигархи переводят в «уютные» страны только прибыль от заработанного, то у нас всё гораздо опаснее: наши корпорации выведены туда целиком, всеми своими финансовыми активами! То есть производства, которые, казалось бы, расположены в России, полностью принадлежат зарубежным структурам, а значит, непод-отчётны нашему государству.

Получается, что у нас есть министерства, чиновники, которые отвечают за разные направления развития экономики, но реально они ни на что повлиять не могут. А как, если вся экономика выведена за пределы страны? Скорее уж западные политики при желании смогут с помощью офшорных рычагов надавить на олигархов. И тогда последние, опасаясь потерять свои миллиарды, будут землю рыть, исполняя волю «хозяев», подрывая экономику своей страны (что мы видим на примере Украины, где миллиардеры тоже вывезли почти всю страну в офшоры, и именно внешние силы смогли воздействовать и продолжают воздействовать на государство).

Экономист японского банка Йенс Нордвиг подсчитал теневые долги крупнейших корпораций. Он учитывал, сколько займов набрали компании, фактически расположенные на территории одной страны, но зарегистрированные в офшоре. Лидером оказался российский бизнес - он назанимал больше всех. По официальным данным, долги российских компаний перед иностранными кредиторами - около 600 млрд долл. Но это лишь то, что открыто для статистики.

По разным оценкам, 85-95% отечественного крупного бизнеса переведено в офшор, в т. ч. дочки компаний с гос-участием, оборонных предприятий, организаций ЖКХ. Они могут проводить сделки, ни перед кем не отчитываясь. Есть мнение, что с учётом таких заимствований наши предприниматели задолжали западным финансовым структурам более триллиона долларов. Но фактически офшорные компании набирают обязательства под те материальные активы (заводы, недра и т. д.), что расположены в России. То есть расплачиваться по кредитам в конечном итоге придётся нашей стране.

Как убежать из мышеловки?

О какой социальной стабильности может идти речь в стране, граждане которой фактически работают на заграничный капитал? Ушли эти деньги из государства - нет развития промышленности, нормального финансирования здравоохранения, повышения социальных пособий (по некоторым оценкам, казна ежегодно могла бы получать 10-20 млрд долл.). Чтобы остаться в живых, мы обязаны срочно отсечь нашу реальную экономику от офшорного зазеркалья. Сработает ли предложение Минфина о взимании налогов с обладателей иностранных активов? Да, при условии, что офшоры честно выдадут тех, кто зарегист-рирован у них. Но это, судя по мировому опыту, маловероятно.

В 2012 г. громкий поход против офшоров начало американское правительство. Тогда через СМИ распространялась информация о международных налоговых уклонистах. Но каких-то крупных расследований в тех же США не последовало.

Некоторые страны объявляли офшорную амнистию: разрешали безболезненно вернуть капитал в страну, уплатив налог по минимальной ставке. В большинстве случаев (к примеру, в США, России, Казахстане и др.) этот «пряник» не срабатывал. Разве что Италии удалось так привлечь деньги своих олигархов домой.

Можно вспомнить и отечест-венный опыт борьбы с офшорами. До 1923 г. из России вывозились деньги, золото. К примеру, в 1918 г. глава ВЧК Феликс Дзержинский организовал вывоз больших сумм в Швейцарию. В памятном 1937 г. в том числе и эти средства в принудительном порядке заставляли возвращать - выбивали пароли и шифры от банковских счетов в обмен на жизнь. Было и такое.

Что сработает сейчас? Нужен президентский указ о том, чтобы в течение месяца предприниматели, создавшие офшорные компании, перерегистрировали свой бизнес в России. Месяц - реальный срок: оформить фирму в офшоре можно и за 24 часа. Если это условие не будет выполнено - национализировать активы, принадлежащие иностранному капиталу. По-моему, это честно, ведь наша экономика должна работать на наше благосостояние. Кажется, уже бесполезно ждать, когда до наших олигархов дойдёт: если не платить налоги в своей стране, она погибнет. Погибнут и те предприятия, которые они «отжимают». Даже мыши часто обходят мыше-ловку, а наши богачи бегут туда сломя голову.

Инфографика: Яна Лайкова / АиФ