Центральный банк — это государственное учреждение, которое регулирует кредитно-банковскую систему страны. Он является главным звеном системы, а также занимается обеспечением устойчивости покупательной способности национальной валюты.
Правовой статус
Центральный банк России является юридическим лицом. Надо отметить, что он не входит в структуру органов госвласти. При этом, однако, его имущество и капитал являются федеральной собственностью. Центральный банк, Сбербанк России являются государственными учреждениями. Но это два совершенно разных учреждения. Разница заключается в том, что первый выполняет функции регулятора на рынке, а Сбербанк является самым крупным финансовым учреждением страны. Более того, у Сбербанка есть филиал - Центрально-Черноземный банк России. Это учреждение было основано в 2001 году в результате слияния Воронежского, Белгородского, Курского, Липецкого и Орловского филиалов Сбербанка.
Регулятор имеет исключительное право на эмиссию денежных средств. Деятельность учреждения не регулируется Федеральной налоговой службой. Свои расходы оно финансирует за счет собственных средств, иными словами, Банк России по обязательствам государства не отвечает.
Центральный банк России не может участвовать в капиталах других банков, если иное не предусмотрено законом. Также ЦБ не может быть членом любой организации, если только ее деятельность не связана с обеспечением деятельности регулятора. При этом финансовое учреждение может участвовать в капиталах международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в кредитной, банковской, валютной сферах.
Цели
Деятельность Центрального банка России направлена на достижение таких целей:
- обеспечение устойчивости нацвалюты;
- развитие банковской системы;
- обеспечение функционирования платежной системы.
Задачи
Единственным учреждением страны, которое имеет право эмитировать банкноты, является Центральный банк РФ. Основные задачи и функции направлены на выполнение этой цели:
- Осуществление валютного контроля путем формирования обязательных резервов в ЦБ, установки процентных ставок, контролированием роста денежной массы.
- Регулятор выполняет функции банкира правительства, то есть хранит на счетах средства госбюджетов и госзаймов и выполняет их кассовое обслуживание.
- Банк России работает не с физическими и юридическими лицами, а с коммерческими банками и другими профильными финансовыми институтами. Он контролирует всю финансовую систему страны, устанавливает нормы обязательных резервов и выступает кредитором последней инстанции.
- Центральный банк хранит валютный запас страны.
Для выполнения данных задач ЦБ использует такие методы регулирования экономики:
- корректировку норм резервов;
- операции с иностранной валютой на рынке;
- рефинансирование кредитной системы.
Функции Центрального банка
- Обеспечение устойчивости нацвалюты.
- Выпуск денежных знаков.
- Разработка правил ведения расчетов.
- Хранение резервов.
- Кредитование банков.
- Разработка денежно-кредитной политики.
- Ведение счетов бюджетов всех уровней.
- Выдача лицензии всем финансовым организациям, контроль над соблюдением условий ее использования.
- Осуществление всех видов банковских операций по поручению Правительства.
- Осуществление валютного регулирования (установка курсов валют, регулирование денежной массы и т. д.).
- Определение порядка осуществления расчетов между странами, юридическими и физическими лицами.
- Разработка правил ведения учета и отчетности.
- Разработка прогнозного платежного баланса страны.
- Проведение анализа и формирование прогноза развития экономики страны в целом и по регионам.
Отзыв лицензий в 2016 году
В прошлом году Центральный банк России в очередной раз побил рекорд, отозвав лицензии у 97 банков. Политика очистки рынка от недобросовестных игроков ведется с момента назначения нового председателя в 2013 году. За первые шесть месяцев разрешения на осуществление деятельности лишилось тридцать два учреждения, на следующий год - восемьдесят шесть учреждений, в 2015 году - девяносто три банка.
Во время работы предыдущего председателя массовый отзыв лицензий (59 штук) наблюдался лишь в 2006 году. Всего с 2002 по 2012 годы было отозвано 362 лицензии, а за предыдущие четыре года - 306 лицензий.
Нормативные акты
Федеральный закон «О Центральном банке России» от десятого июля 2002 и ФЗ о БиБД («О банках и банковской деятельности») регулируют деятельность данного финансового института. В свою очередь, ЦБ имеет право разрабатывать нормативные акты по вопросам денежного обращения. Практически все эти законы подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Исключения составляют акты, устанавливающие:
- курсы валют;
- изменение ставки рефинансирования;
- размер нормативов;
- любые количественные ограничения;
- порядок функционирования системы ЦБ.
Зарегистрированные акты направляются во все кредитные организации страны.
Закон «О Центральном банке России» предусматривает, что прибыль организации определяется как разница между доходами от банковских операций, участия в капиталах других финансовых организаций и расходами, связанными с выполнением функций.
Организация Центрального банка России заключается в том, что управлением данной структурой занимается коллегиальный орган - Национальный совет. Возглавляет его председатель, который избирается большинством голосов. Всего в совет входит двенадцать человек:
- из Совета Федерального собрания направляется двое членов;
- из Государственной думы - трое членов;
- Президент РФ и Правительство РФ назначают по трое представителей Совета.
Члены Совета назначаются на должность на четыре года. Решения принимаются большинством голосов при кворуме из семи человек и обязательном присутствии представителя. При этом мнения членов Совета, оказавшихся в меньшинстве, заносятся в протокол собрания.
Национальный совет решает такие вопросы:
- анализ годового отчета;
- вопросы развития банковской системы;
- направления развития денежно-кредитной политики;
- участие БР в капиталах других организаций;
- назначение аудитора БР;
- банковское регулирование;
- реализация политики валютного контроля;
- организации системы взаиморасчетов;
- выполнение сметы расходов;
- подготовка проектов в области банковского дела;
- внесение предложений о проведении проверок Счетной палатой.
Председатель Банка
Кандидата на данную должность представляет Президент РФ минимум за три месяца до истечения полномочий Председателя. Конкретный человек выбирается большинством голосов Госдумы на срок четыре года. Одно и то же лицо не может занимать данную должность больше трех сроков подряд.
Председатель:
- действует от имени Центрального банка, представляет его интересы без доверенности;
- присутствует на заседаниях Совета и в случае равенства голосов принимает окончательное решение;
- подписывает нормативные акты, решения, протоколы заседаний, соглашения;
- несет полную ответственность за деятельность ЦБ.
Центральный банк России вместе с Центральным аппаратом, территориальными учреждениями, расчетно-кассовыми, вычислительными центрами, учебными заведениями, участвующими в деятельности ЦБ, образует вертикальную структуру управления.
Результаты работы банковского сектора
Прибыль всех кредитных учреждений страны в 2016 году выросла в пять раз: со 192 млрд руб до 929 млрд руб. Остаток резервов увеличился на трис половиной процента за год (до 1352 млрд руб.). Объем заимствований у ЦБ сократился в два раза, объем депозитов казначейства сократился в полтора раза, удельный вес привлеченных от ЦБ средств в пассивах сократился до 3,4 процента, а от казначейства - до 0,4 %.
В декабре 2016 года банки РФ получили прибыль в сумме 141 млрд руб. (в декабре 2015 года был отмечен убыток 72 млрд руб.). Остаток резервов на потери сократился на 4,7 %, в то время как в 2015 году наблюдался прирост резервов на четыре с половиной процента. Просроченная задолженность по корпоративным займам сократилась на 8,9 %, а по розничным - на 0,7 %. В 2015 году просроченная задолженность по корпоративным кредитам за год не изменилась (6,3 %), а по розничным - сократилась до 7,9 %. Чтобы получить более достоверную информацию о финансовом состоянии заемщиков, к концу 2017 года ЦБ планирует создать реестр залогов по кредитам. Это позволит отслеживать и предотвращать появление основной проблемы банковской системы - выдачу кредитов заемщикам, которые не могут предоставить качесвенный залог.
Статистика по ключевой ставке ЦБ
ФЗ «О Центральном банке России» предусмотрено, что регулятор с целью обеспечения устойчивости рубля может изменять ключевую ставку. Она была введена ЦБ еще в 2013 году как мера для перехода к режиму таргетирования инфляции. Также ЦБ формирует коридор процентных ставок, регулируя ликвидность банковского сектора.
С 01.01.13 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой. Впервые значение этих двух показателей Центральный банк РФ (Банк России) изменил 13.09.13 г. Значение ключевой ставки для целей предоставления и абсорбирования ликвидности составило пять с половиной процентов. Уже через пять месяцев с целью ужесточения денежно‑кредитной политики ключевая ставка была увеличена до семи процентов годовых. Это позволило предотвратить сильный рост инфляции на фоне повышения волатильности рынка.
Следующее повышение состоялось уже 25.04.14 г. В связи с ростом инфляционных рисков ставка увеличилась до 7,5 %. В последующие полгода было еще два повышения ставки: до 8 % (25.07.14 г.) и 10,5 % (12.12.14 г.).
16 декабря 2014 года Банк России повысил ключевую ставку до 17 % годовых. Дополнительно были введены плавающие 1,75 п. п., предусмотренные для кредитов под нерыночные активы. Такие займы ранее обслуживались по фиксированной ставке.
Учитывая ускоренный рост потребительских цен, регулятор 30.01.15 г. снизил ставку до 15 %. Данные изменения не совпали с прогнозами аналитиков, которые полагали, что ЦБ не изменит ставку. Инфляция в РФ оставалась высокой, а рубль - слабым. Предпосылок для снижения ставки не было. По этой же причине ключевая ставка была снижена еще четыре раза: до 14 % (13.03.15 г.) и до 12,5 % (20.04.15 г.), 11,5 % (16.06.15 г.) и до 11 % (31.07.15 г.).
Золотовалютные резервы
Международные золотовалютные резервы - это высоколиквидные финансовые активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства. Они включают в себя активы в валюте, монетарное золото, специальные права заимствования и прочие резервные активы. Золотовалютные резервы являются одним из инструментов регулирования денежно-кредитной политики.
В декабре 2016 года регулятор приостановил закупки золота. На начало 2017 года объем золотовалютных запасов страны составил 51,9 млн унций. Этот показатель за декабрь месяц не менялся. При этом стоимость резервов за счет колебания цен сократилась на 2,4 %. Это повлекло за собой сокращение общего объема резервов на 15,9 %.
За 2016 год ЦБ закупил 200 тонн золота, что на 9 тонн меньше в сравнении с 2015 годом. В результате увеличился объем запасов золота на 14,1 %, а их денежная оценка увеличилась на 24 %. За последние пять лет самые активные закупки золота наблюдались в 2014 году, когда ЦБ приобрел 5,5 млн тройских унций золота.
Центрального банка РФ
Вопрос 23. Функции и задачи
2. Основные задачи Центрального банка
1. Центральный банк выполняет следующие основные функции:
функцию эмиссионного центра - заключается в том, что Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск банкнот. Объемы эмиссии наличных денег регулируются Банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резервы в Центральном банке.
Значение функции эмиссионного центра несколько снижено, так как банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле. Чем выше доля обращения в стране, тем выше значение банковской эмиссии;
функцию "банка банков". Особая роль Центрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главными его клиентами являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают посредниками между экономикой и Центральным банком.
Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Центральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг;
функцию банка правительства. Независимо от принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. Центральный банк выступает главным банкиром государства и советников правительства по финансовым и монетарным проблемам.
Казначейство хранит свои свободные средства на текущих счетах в Центральном банке, которые оно использует для своих расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на Центральный банк. Вместе с тем Центральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства Центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляют на его текущий счет. В условиях дефицита государственного бюджета усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Управление государственным долгом осуществляется с помощью операций Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним. Центральный банк использует следующие методы управления государственным долгом:
- покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность;
Изменяет условия продажи государственных обязательств;
Различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов;
функцию валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были, сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени правительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золотовалютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых учреждениях;
функцию денежно-кредитного регулирования, которая на современном этапе является важнейшей функцией Центрального банка. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства. Главными целями денежно-кредитной политики являются: достижения стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса;
функцию выпуска государственных ценных бумаг. Центральный банк определяет условия их выпуска и место размещения. Операции с государственными ценными бумагами позволяют:
- обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита;
Способствовать проведению более эффективной денежной политики;
Обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все прочие элементы рынка капитала.
2. Для реализации своих функций в процессе своей деятельности Центральный банк России выполняет следующие задачи:
Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику:
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
Устанавливает единые для всей страны правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
определяет порядок осуществления расчетов с международным организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
Устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;
устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской федерации и организует составление платежного баланса РФ;
Выполняет иные задачи.
Здравствуйте, друзья!
Не буду утомлять вас вступлением, потому что тема, за которую я сегодня взялась сложная даже для экономически подкованного человека. Не говоря уж об обычных гражданах нашей страны.
Зачем тогда вообще за нее браться? Дело в том, что в последние годы мы постоянно слышим о колебаниях курса рубля, ставок по вкладам и кредитам, золотовалютных резервах государства и т. д. Все это оказывает влияние на экономику, а значит, и на жизнь рядового человека. Но кто стоит за этими колебаниями? Центральный банк России.
Считаю, мы должны быть в курсе того, кто же влияет на нашу жизнь. Поэтому в статье буду переводить вам на русский язык основные положения законодательства, которые касаются главного банка страны.
Центральный банк России. Что это такое, кому подчиняется и кто им управляет? Вопросов много. Начнем по порядку.
Центральный банк, он же Центробанк, ЦБ и Банк России, – это орган, основной целью которого является обеспечение устойчивости нашей национальной валюты (рубля), поддержание стабильности цен и создание условий для экономического роста страны.
Если вы воспринимаете Центральный банк как один из многих банков в нашей стране, например, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т. д., то глубоко ошибаетесь. Это особый банк со своим особенным правовым статусом и специфическими функциями. Он – главный над всеми остальными кредитными и некредитными организациями.
Статус, цели, функции и полномочия деятельности ЦБ закреплены в Конституции РФ, а также в законе о Центробанке. Уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и любое другое имущество банка является федеральной собственностью. Он имеет право им владеть и распоряжаться.
А вот никакой другой государственный орган без согласия ЦБ не может в отношении этого имущества совершать какие-нибудь действия. Этот момент становится интересным в свете того, что именно Центробанк хранит золотовалютные резервы нашей страны.
Получение прибыли не является целью Центробанка. А существует он на самоокупаемости. То есть тратит на свое содержание то, что заработал. Львиную долю доходов, 75 %, перечисляет в федеральный бюджет РФ.
Кому принадлежит ЦБ РФ? Главный принцип существования банка – это его независимость. Он не принадлежит ни одной из государственных структур, не подчиняется им, а только взаимодействует с различными ветвями власти. Поэтому назвать владельцем банка государство нельзя. С другой стороны, Центробанк, безусловно, государственное учреждение. Вот такой вот парадокс.
Центробанк – очень интересная структура для изучения юристами. В нем слишком много противоречий или элементарных законодательных пробелов. Так и живем с 1990 года.
Во-первых, ЦБ – это юридическое лицо, но без организационно-правовой формы. В Гражданском кодексе все существующие формы подробно расписаны. Например, ООО, ПАО, ГУП и целый ряд других. У ЦБ нет ни одной из существующих. Он сам по себе, вне гражданско-правового поля.
Во-вторых, банк не подчиняется ни одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной). Тогда к какой ветви он сам относится? Ответа нет. У банка своя особая ветвь, которую мы можем назвать как угодно. Например, финансовая власть. Юридически это нигде не закреплено.
В-третьих, ЦБ не отвечает по финансовым обязательствам своей страны. В случае бедственного положения государства оно не сможет взять кредит в банке или воспользоваться накопленными резервами. А с другой стороны, Центробанк активно кредитует другие страны.
Последний парадокс связан, в первую очередь, с тем, что Центробанк обязан подчиняться правилам Международного валютного фонда. Согласно им, ЦБ не имеет право кредитовать свое собственное государство. И не может выпустить в обращение денег больше, чем выручило государство на международном рынке от продажи своих товаров, работ и услуг.
И таких казусов еще очень много. Я не юрист, поэтому не хочу углубляться в поиск противоречий. Меня обязательно подловят на какой-нибудь неточности. Вернемся к простой констатации фактов.
Функции ЦБ
Центробанк выполняет следующие основные функции:
- Вместе с Правительством России разрабатывает, а потом реализует денежно-кредитную политику. Я хочу остановиться на ней более подробно в завершении этой статьи.
- Имеет монопольное право на выпуск (эмиссию) денег в обращение, в т. ч. разрабатывает дизайн монет и бумажных купюр. Изъятие из обращения старых или испорченных денег тоже находится в ведении только Центробанка.
- Регулирование и контроль деятельности кредитных и нефинансовых организаций (выдает им лицензии, приостанавливает или отзывает их). Центробанк не работает с физическими лицами. Посредниками выступают коммерческие банки и другие финансовые организации.
- Управляет золотовалютными резервами страны.
- Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Устанавливает официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам. Разрабатывает меры по стабилизации курса.
- Разрабатывает правила проведения банковских операций. Может издавать свои нормативные акты, которые обязательны к исполнению всеми участниками банковского рынка, государственными органами, юридическими и физическими лицами.
- Анализирует и прогнозирует развитие российской экономики.
- Является банкиром Правительства. Обслуживает государственный долг и бюджет.
Функций значительно больше, но я представила основные и понятные для большинства граждан нашей страны. На некоторых остановлюсь подробнее, потому что они могут повлиять на жизнь конкретного гражданина или организации.
Мы можем и не следить за развитием мировой экономики и плохо представлять себе, что такое денежно-кредитная политика. Но исполнение ЦБ некоторых своих функций в один прекрасный день перевернет жизнь с ног на голову.
Контроль деятельности коммерческих банков
Немного статистики:
- за 2015 год ЦБ отозвал лицензию у 90 банков;
- в 2016 году – у 94;
- в 2017 – у 47;
- в 2018 – пока у 38.
И это далеко не только мелкие региональные банки, но и крупные, которые входили в топ-50. Например, банк Югра. Не будем вдаваться в подробности, за что с ними так обошлись. Для нас гораздо важнее, как это повлияло на рядовых граждан. Физические лица получили вложенные в эти банки средства с помощью в пределах максимальной суммы в 1,4 млн. руб. А кто вложил больше, встали в очередь за оставшимися деньгами.
Сложнее ситуация с юридическими лицами, кто открыл в ликвидированных банках расчетные счета для обслуживания своего бизнеса. Их сразу поставили в очередь и неофициально объявили, что вероятность получить назад хранящиеся на счетах деньги близка к 0. А ведь за каждым бизнесом стоят конкретные люди. Для некоторых сложившаяся ситуация стала настоящей катастрофой.
Установление ключевой ставки
В последние годы за новостями о повышении или понижении ключевой ставки стало следить чуть ли не все сознательное население нашей страны. Что это за ставка и как она может повлиять на нашу жизнь?
Ключевая ставка – это ставка, по которой берут кредиты в Центробанке коммерческие банки. К этой ставке они накручивают еще несколько процентных пунктов и выдают кредиты населению или организациям. Поэтому при низкой ключевой ставке такими привлекательными становятся потребительские и ипотечные кредиты.
Что значит дешевые кредиты? Население и коммерческие организации получают доступ к деньгам. Одни начинают больше покупать, а другие – больше производить. Растет спрос, начинают расти цены и инфляция. Центробанк повышает ставку, чтобы сбить этот рост.
С помощью ключевой ставки ЦБ регулирует денежно-кредитную политику, основной целью которой является снижение инфляции и повышение покупательской способности населения.
Регулирование валютного курса
У нас установлен плавающий курс рубля по отношению к иностранным валютам. Курс определяется по итогам торгов на межбанковском валютном рынке. Как это может отразиться на нас?
Во-первых, многие продолжают делать свои накопления именно в валюте. А меняющийся курс делает такую форму сбережения денег не всегда привлекательной.
Во-вторых, рост долларов или евро приводит и к росту цен на товары и услуги внутри страны. Почему? Потому что мы, к сожалению, до сих пор зависим от импорта оборудования, материалов, технологий, продуктов питания. Чем быстрее переведем страну на импортозамещение, тем меньше будем зависеть от валютного курса.
Структура ЦБ
Где зарегистрирован ЦБ? В Москве, центральные органы управления находятся там же, на ул. Неглинной, 12.
Во главе банка стоит председатель. С 2013 года это Эльвира Набиуллина. Кто назначает главу Центробанка России? Кандидатуру на этот пост Государственной Думе представляет президент РФ. Именно Дума рассматривает и утверждает председателя банка на 5-летний срок. Один и тот же человек не может быть им 3 срока подряд.
Управляющим органом является Совет директоров, который состоит из 14 человек. Это люди, которые работают только в Банке России и нигде больше. Они не имеют право состоять в каких-либо партиях или объединениях.
В их обязанности входит:
- вместе с Правительством РФ разработка направлений денежно-кредитной политики страны,
- рассмотрение вопросов развития финансовой системы,
- установление правил поведения в банковской системе и т. д.
Членов Совета директоров также назначает Государственная Дума после представления председателем. Каждая кандидатура согласовывается с президентом.
Еще одним органом в структуре ЦБ является Национальный финансовый совет. В его состав входят председатель ЦБ и представители:
- Совета Федерации – 2 человека;
- Государственной Думы – 3 человека;
- президента РФ – 3 человека;
- Правительства РФ – 3 человека.
Итого 12 человек. Представители не работают в банке, кроме председателя, и не получают зарплату за участие в ежеквартальных заседаниях совета. Они в основном:
- рассматривают годовой отчет ЦБ;
- решают административно-хозяйственные вопросы деятельности банка;
- рассматривают вопросы развития и совершенствования финансового рынка, банковской системы;
- обсуждают проект денежно-кредитной политики страны.
Взаимоотношения Центрального банка с государственными и финансовыми структурами
Государственные органы власти
Центральный банк не подчиняется ни одному государственному органу власти. Свои ежегодные отчеты он представляет в Государственную Думу, но не выполняет ее указания.
Представитель Центробанка участвует во всех заседаниях Правительства РФ. Может присутствовать и на заседаниях в Госдуме, если там рассматриваются вопросы экономической или финансово-кредитной политики. Правительство и Центробанк совместно обсуждают экономическую политику, консультируют друг друга и координируют работу.
Мы уже говорили, что представители исполнительной и законодательной власти участвуют в Национальном финансовом совете.
ЦБ РФ не кредитует дефицит бюджетов любых уровней: федерального, регионального или местного. А вот сами средства этих бюджетов хранятся в Центробанке.
Коммерческие банки
Еще раз повторю, что Центральный банк не работает с физическими лицами, т. е. в него нельзя прийти за кредитом или положить деньги на депозит. Для этого существуют коммерческие банки. А вот для них Центробанк – вышестоящий орган, который их контролирует.
Например, ЦБ может лишить лицензии любой коммерческий банк. В последние годы такая чистка приобрела массовый характер. Или наоборот принять меры для санации, т. е. оздоровления какого-либо банка. Сегодня в процессе оздоровления находятся 22 российских коммерческих банка.
ЦБ использует целый ряд инструментов регулирования банковской системы, главной целью которых является защита вкладчиков и кредиторов.
Перед написанием статьи я обсуждала ее со своим мужем. Услышала от него интересный факт. Он сказал: “Ты знаешь, что очень многие люди ассоциируют Центробанк со Сбербанком? Считают, что это одно и то же”. Так вот, разъясняю. ЦБ владеет половиной акций Сбербанка плюс одна. Получается, что последний – это наполовину государственный, а наполовину коммерческий банк. А главная цель любой коммерческой структуры – получение прибыли.
Денежно-кредитная политика
Основной целью денежно-кредитной политики, которую проводит ЦБ, является обеспечение инфляции в пределах 4 %. Эта цифра зафиксирована в проекте политики на 2019 – 2021 годы. И основным инструментом для достижения этой цели является регулирование ключевой ставки.
Кроме регулирования ставки есть и еще ряд инструментов. Например:
- установление предельных размеров резервов коммерческих банков,
- валютные интервенции,
- выпуск облигаций,
- регулирование денежной массы в стране.
Следует иметь в виду, что влияние этой политики на экономику в целом и благосостояние отдельного гражданина носит долгосрочный характер и не может проявиться здесь и сейчас. Поэтому для разработки действительно эффективных инструментов ЦБ составляет прогнозы и оценивает риски.
Заключение
Надеюсь, вы осознали, что Центральный банк России – это не какая-то очередная государственная структура, которая находится далеко и высоко, и рядовому жителю нашей страны глубоко наплевать на работу этого ведомства. Может, и наплевать, конечно, до того самого момента, когда вдруг цены в магазине поскачут галопом, а зарплата останется на прежнем уровне. А ваши рублевые накопления обратятся в пыль.
Повлиять мы на этот процесс, к сожалению, не сможем. Но принять какие-то меры по обеспечению своей вполне в состоянии.
Может быть, теперь вы с большим пониманием будете слушать новости о мерах Центробанка по стабилизации экономики. Хотя сторонников всегда почти столько же, сколько и противников любых инициатив.
А есть у вас какие-то реальные истории из недалекого прошлого, связанные с обесцениванием рубля в 90-е или уже в последние 10 лет? Насколько сильно они повлияли на вашу жизнь?
Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности
Кафедра бухучета и финансов
Контрольная работа
по финансам, денежному обращению и кредиту
студентки 4 курса факультета
"Экономика и предпринимательство",
специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,
Панкратьевой Екатерины Олеговны
Тема:
Функции Центрального банка РФ
1. Понятие кредитной системы.
2. Роль и задачи ЦБ РФ.
Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны. Находится в собственности Российской Федерации.
Функции ЦБ РФ
Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:
Разработка и проведение кредитно-денежной политики;
Регулирование денежного обращения;
Регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
Осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе;
Организация валютного регулирования;
Хранение золотовалютных резервов страны.
Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:
Установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций;
Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
Установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;
Установление резервных требований;
Рефинансирование кредитных организаций;
Проведение дисконтной политики;
Проведение операций на открытом рынке;
Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все перечисленные выше инструменты.
Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной целью этого шага являются: приближение российской отчетности к международным стандартам, повышение информативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функционировании экономического механизма России и развитых индустриальных стран Запада не позволяет в полной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижает качество анализа и контроля за финансовым состоянием российских банков.
Большое внимание уделяется вновь создаваемым банкам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирования, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.
В целях обеспечения экономических условий для устойчивого функционирования банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредитной организацией отдельных нормативов влечет наложение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.
В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков. Эти критерии используются подразделениями ЦБ РФ при проведении надзорных проверок и разработке мер воздействия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации банков либо их ликвидации.
Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частичное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обязательного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в критических ситуациях для их исправления практически невозможно.
Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом.
Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все более величину штрафных санкций к банкам.
В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банковской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.
А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.
Роль Центрального банка РФ
Как известно, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потребители, и посредники.
Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.
В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать три главные цели:
создание (поддержание) общих условий цивилизованного функционирования рынка, всего народного хозяйства;
стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:
поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;
осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);
добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).
Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нормального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обеспечения приемлемых общих условий для своей деятельности.
Отсутствие таких общих условий может иметь несколько объяснений.
Во-первых, их могли еще не успеть создать. Применительно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состояния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.
Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.
В-третьих, здесь может сказываться влияние ориентации властей и части самих предпринимателей на создание дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российском обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.
Следует только заметить, что в рамках такого подхода уже неочевидна сама необходимость иметь и совершенствовать Центральный банк РФ как таковой. Первобытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного курса, государство в лице правительства добровольно удалилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ должны быть снова призваны и другие органы государственной власти и управления.
В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообществом, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на собственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие национальной банковской системы.
Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это достаточно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.
Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).
Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обстоятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собственной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных организаций.
В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» отмечается: «Независимый статус ЦБР в системе государственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демонстрирует независимость по отношению к нижнему уровню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...
Естественная разобщенность и зачастую противоречивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заинтересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная политика ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...
Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятельности.
Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определяет позиции ЦБР относительно всего спектра его обязательств перед вторым уровнем банковской системы. Такие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».
Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. Надо только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и союзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:
качество и направленность подзаконных актов, прежде всего нормативных актов самого Банка России;
желание и готовность ЦБ РФ четко и последовательно отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполнительной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;
качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы аналитической;
персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).
«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вторых, что требуется для обеспечения такой степени независимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.
Центральный банк РФ. Основные функции
Центральный Банк РФ занимает место главной банковско-финансовой организации страны. Он был основан в 1990 году 13 июля на базе существующего Госбанка. Затем, полгода спустя, был утвержден закон о ЦБ, согласно которому Центробанк начал работать как самостоятельное юридическое лицо и главная банковская организация страны. ЦБ РФ занимает место банковского учреждения первого (высшего) уровня.
Причины создания Центрального банка РФ.
К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:
- Проведения эмиссионной политики.
- Реализации взаимоотношений банковской системы с государственной системой власти.
- Регулирования работы всех кредитно-финансовых организаций в стране.
- Координирования и управления всей кредитной сетью.
- Отслеживания деятельности банков, проверка, выдача и отзывы лицензий на проведение банковских операций.
- Защита курса и устойчивости национальных денег – рублей.
- Дальнейшего развития банковского сегмента и всей финансовой отрасли страны.
Месторасположение и руководство Центрального банка РФ.
Штаб-квартира ЦБ расположена в столице России – Москве, на улице Неглинная, дом 12.
В лице главы ЦБ с 24 июня 2013 года представлена Эльвира Набиуллина. Директорский Совет ЦБ состоит из главы и четырнадцати членов Совета, которые работают в учреждении на постоянной основе в течение пяти лет и назначаются Государственной Думой по предложению Председателя (главы) банка.
Кому подчиняется ЦБ РФ.
В соответствии с ФЗ, ЦБ является юридическим субъектом, а его уставный капитал и все имущество являются собственностью федерации государства, но при этом ЦБ имеет финансовую и имущественную самостоятельность. Он может распоряжаться своим имуществом в законодательном порядке и целях, и никто не имеет права изымать у него имущество. Все свои расходные действия ЦБ осуществляет за счет своих доходов.
ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство неответственно за обязательства банка. Банк не вправе кредитовать долги государства.
Таким образом, получается, что ЦБ РФ никому не подчиняется, но выполняет государственные указы и постановления. Он не принадлежит к органами госвласти, но все его полномочия относятся к госфункциям.
Действия ЦБ РФ по отношению к другим банкам и МФО.
ЦБ регулирует работу всех финансовых учреждений, действующих на территории РФ, как банков, так и МФО. К его полномочиям относятся:
- Утверждение порядка создания новых банков.
- Проведение проверок.
- Предоставление и обратный отзыв лицензий на проведение определенных операций.
- Определение правил проведения кредитования населения и организаций банками и МФО.
- Правовое регулирование межбанковских коммуникаций.
- Определение минимальных резервов для банков и МФО под возможные потери.
- Выступление в роли кредитора для кредитных организаций.
- Контроль и осуществление выплат вкладчикам банков-банкротов.
- Контроль за банками и МФО по поводу информирования клиентов о ПСК и передаче данных в БКИ
Основные функции Центрального банка РФ.
Все свои функции центральный банк РФ осуществляет согласно Конституции РФ и другими ФЗ. Согласно своим обязанностям, Центробанк:
- Проводит эмиссионную и денежно-кредитную политику совместно с Правительством. Выпуском наличных денег в стране занимается только ЦБ. Он же занимается выпуском дополнительных банкнот и уничтожением ветхих и старых купюр.
- Организует общий денежный кругооборот и имеет право монопольного выпуска денег. ЦБ следит за количеством денег в обращении, чтобы избежать дефляции или инфляции. Все купюры печатаются только с его разрешения. Купюры, которые были напечатаны иными способами, считаются недействительными.
- Контролирует и регулирует все финансово-кредитные организации страны, предоставляет и отзывает лицензии. Именно ЦБ принадлежит право выдавать или отзывать лицензии у организаций, желающих получить статус банка. Без этих лицензионных разрешений никто не имеет права проводить хоть какие-то операции с деньгами или ценными бумагами клиентов. Для получения любого сертификата организация должна предоставить все необходимые документы и доказательства, что она сможет выполнять банковские операции. При отзыве лицензии, возможность проведения операций прекращается.
- Утверждает общие условия расчетов и проведения операций в банках. Чтобы избежать всевозможных уловок банковских организаций с целью проведения операции по своему желанию, ЦБ установил общие для всех банков условия расчетов и операций. Благодаря этому, клиенты смогут находиться в равноправных условиях, а ЦБ сможет пресекать «своевольные» действия других банков.
- Обслуживает бюджетные счета всех уровней. Средства бюджетов регионов и столиц не могут располагаться на счетах коммерческих банков. Бюджеты всех уровней обслуживаются исключительно в Центробанке.
- Управляет ЗВР. Контроль и управление золотовалютными резервами принадлежит исключительно Центробанку. Даже государство не имеет права распоряжаться этими запасами. ЗВР включает в себя монетарное золото, вложение в ценные бумаги и иностранную валюту, резервы в МВФ. Это не деньги в чистом виде, ЗВР представляет собой безналичную форму денежных запасов страны.
- Проводит валютный контроль и расчетные транзакции с международными организациями и другими государствами. Для валютного контроля ЦБ проводит соответствие проводимых валютных операций законам, проверяет наличие лицензий и других документов на это. Контроль за валютными операциями необходим, чтобы организации не скрывали объемы полученных доходов и выполняли свои обязательства перед государством.
- Устанавливает курсовые цены валют по отношению к рублю. Установленные курсы не предполагают обязательность пользования ими всеми участниками рынка. Остальные просто ориентируется на курсы валют ЦБ и могут устанавливать свои, но не сильно отличающиеся от официальных. Курсы валюты зависят от рыночных котировок на валютном рынке.
- Разрабатывает платежный баланс страны. Это очень важный показатель того, как страна проводит внешнеэкономические операции с другими странами, как развивается собственное производство, как меняется уровень занятости граждан. На основе платежного баланса рассчитывается ВВП, проводится денежная политика, оценивается уровень ввозимых и вывозимых товаров для «здоровой» конкуренции отечественных и иностранных производителей.
- Устанавливает порядок работы валютных бирж, выдает, приостанавливает или отзывает у них лицензии. Вся работа валютных бирж отслеживается Центробанком. Только он может выдавать лицензию на осуществление их деятельности и проводить проверки. Это необходимо для того, чтобы все участники валютного рынка соблюдали законодательство страны и исполняли свои обязанности.
- Контролирует и анализирует экономику страны в целом и по регионам. Поскольку счета всех регионов находятся в ЦБ, то он может контролировать использование средств по назначению, отслеживать развитие экономики каждого региона. Это необходимо для формирования общего баланса страны и выявления слабых мест и проблем, которые нужно решать.
- Занимается выплатами вкладчикам банков-банкротов, которые не подключены к системе страхования вкладов. Если банк лишается лицензии, то выплаты производит