Определение кредитная организация являющееся лицом которому предоставлено. Как работает кредитная организация и что это такое

Банковское право Рождественская Татьяна Эдуардовна

1. Понятие и виды кредитных организаций

Кредитная организация , согласно ст. 1 Закона о банках, это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции , предусмотренные названным Законом.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество в одной из трех организационно-правовых форм:

1) акционерное общество (уставной капитал разделен на акции; акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций – ст. 96 ГК РФ);

2) общество с ограниченной ответственностью (уставной капитал делится на доли участников; участники ООО несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах внесенных ими вкладов – п. 1 ст. 87 ГК РФ);

3) общество с дополнительной ответственностью (уставной капитал делится на доли участников; участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов – п. 1 ст. 95 ГК РФ).

Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Банк – это такая кредитная организация, которая имеет исключительное право на основании лицензии Банка России осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 Закона о банках).

Банки можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от осуществляемых банковских операций банки подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные банки выполняют все или большинство банковских операций, предусмотренных законом. Специализированные – предоставляют отдельные банковские услуги (например, ипотечные банки) или обслуживают преимущественно какую-либо одну отрасль экономики (например, земельные банки). В России в настоящее время все банки универсальные.

По форме собственности банки делятся на государственные, муниципальные и частные . Необходимо подчеркнуть, что в России сегодня все банки (независимо от формы собственности), кроме Банка России, являются коммерческими, так как основная цель их деятельности – извлечение прибыли.

В зависимости от организационно-правовой формы банки подразделяются на акционерные общества открытого типа, акционерные общества закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью. Большинство банков в настоящее время функционируют в форме акционерных обществ.

С точки зрения величины собственных средств различаются банки мелкие, средние и крупные. Однако данный критерий является субъективным, так как объективных критериев в России официально не установлено.

Банки можно классифицировать и по иным основаниям: например, региональные (действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ) и федеральные (действуют в большинстве или во всех субъектам РФ); российские (зарегистрированы в Российской Федерации) и иностранные (зарегистрированы в ином государстве), и т. п.

Небанковская кредитная организация – это такая кредитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ч. 1 ст. 5 Закона о банках . Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России (ст. 1 Закона о банках).

Основное отличие банка от небанковской кредитной организации состоит в том, что банк может осуществлять как все девять банковских операций, закрепленных в ч. 1 ст. 5 Закона о банках, так и отдельные банковские операции, но обязательно три указанные (привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц) в совокупности. Небанковская кредитная организация осуществляет отдельные банковские операции, но никогда – указанные три в совокупности.

В настоящее время Банк России своими нормативными актами допускает существование двух видов небанковских кредитных организаций:

1) депозитно-кредитных НКО;

2) расчетных НКО.

Депозитно-кредитные НКО могут осуществлять только следующие виды банковских операций:

– привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

– размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

– купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (только от своего имени и за свой счет);

– выдача банковских гарантий.

Расчетные НКО могут осуществлять только следующие банковские операции:

– открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

– осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

– инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

– купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

12. Регистрация и лицензирование кредитных организаций. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который в процессе осуществления этих функций уполномочен

автора Кузнецова Инна Александровна

14. Инспектирование деятельности кредитных организаций. В соответствии с инструкцией ЦБ РФ №34 от 19. 02. 1996 г. «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченного представителя ЦБ РФ» проверки кредитных организаций осуществляются на

Из книги Антикризисное управление автора Бабушкина Елена

26. Юридический статус и основные признаки кредитных организаций Правовой статус кредитной организации регулируется конституционным, гражданским и банковским правом. Конституция РФ устанавливает определенные нормы, которые регулируют основы правового положения

Из книги Займы и кредиты: бухгалтерский учет и налогообложение автора Панченко Т М

27. Этапы создания кредитных организаций 1. Предварительный этаппредназначен для согласования с ЦБ РФ названия будущей кредитной организации. До подписания учредительного договора учредители кредитной организации направляют в ЦБ РФ запрос о предварительном

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

26. Особенности банкротства кредитных организаций Кредитная организация– юридическое лицо, которое для получения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции,

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

3. Представительства кредитных организаций за рубежом Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

22.1. Налогообложение кредитных организаций В ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.Однако налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная

Из книги автора

Глава 3 Правовое положение кредитных организаций Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Положение Банка России от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике

Из книги автора

Глава 5 Расширение деятельности кредитных организаций Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Инструкция Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке

Из книги автора

Глава 6 Реорганизация кредитных организаций Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Положение Банка России от 4 июня 2003 г. № 230-П «О реорганизации кредитных

Из книги автора

2. Реорганизация кредитных организаций в форме слияния (присоединения) Каждая из реорганизуемых кредитных организаций (за исключением акционерных обществ) в течение пяти рабочих дней после принятия органом управления, уполномоченным ее учредительными документами,

Из книги автора

3. Реорганизация кредитных организаций в форме разделения Для государственной регистрации кредитных организаций, создаваемых в результате разделения, в территориальные учреждения Банка России по их предполагаемому местонахождению представляются:– документы для

Из книги автора

Глава 8 Банкротство кредитных организаций Нормативная база1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

Из книги автора

1. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить

Из книги автора

2. Проверки кредитных организаций (филиалов кредитных организаций) Банком России Для осуществления функции банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов).Основной целью проведения Банком России

Из книги автора

94. Лицензирование деятельности кредитных организаций Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и

это юридическое лицо, ко-
См.: Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 7.
Подробнее см.: БородинаН.М. Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации. Саратов, 2001. С. 186.
торое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным законом.
Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное
общество, то есть является коммерческой организацией. Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации (не преследующие цели извлечения прибыли) для защиты интересов и координации деятельности своих членов, а также холдинги и группы1. Особо следует обратить внимание на то, что основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли, чем Центральный банк РФ отличается от указанных организаций. Заметим также, что Закон не относит Центральный банк РФ к кредитным организациям, выделяя их в особую систему. Деятельность Центробанка РФ и регулируется отдельным законом.
Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции, к которым Закон относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).
Помимо перечисленных, кредитные организации вправе выполнять и другие банковские операции, а именно: осуществление расчетов, инкассацию денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдачу банковских гарантий и
др.
Кредитные организации вправе также совершать сделки, указанные в законе: выдачу поручительств за третьих лиц, доверительное управление денежными средствами, предоставление в аренду сейфов, лизинговые операции и др. Им вместе с тем запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
См. ст. 3 и 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности.
Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр. Контрольные вопросы
В отличие от Центрального банка РФ, кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Они независимы от органов государственной власти и управления при принятии своих решений, связанных с проведением банковских операций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистрированных в Центральном банке РФ. Уставный капитал кредитной организации складывается из средств ее участников - юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размер уставного фонда вновь регистрируемых банков определяет Центральный банк РФ.
Отношения банков с клиентурой строятся на договорной основе. Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законами РФ. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций.
Кредитная организация по специально заключенному на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлять операции с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами - со средствами государственных и местных бюджетов, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Таким образом, деятельность кредитных организаций, помимо того, что она вообще способствует функционированию финансовой системы страны, имеет и непосредственное отношение к выполнению функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
По решению органов государственной власти создаются государственные кредитные организации (банки). Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» Правительству РФ и Центральному банку РФ было поручено создать Российский банк развития в целях кредитования инвестиционных проектов. Уставный капитал Банка был определен в сумме до 3 млрд руб., для формирования которого выделяются средства из федерального бюджета. Законодательство устанавливает перечень банков, в капитале которых возможно участие Центрального банка РФ. К таким банкам отнесены Сбербанк России, Внешторгбанк1, а также кредитные организации, созданные на территориях иностранных государств, в частности - Донау-банк
АГ, Вена; Коммерческий банк для Северной Европы - Евробанк, Париж и др. (ст. 8 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Это обеспечивает более эффективное проведение Центральным банком РФ через данные банки государственной денежно-кредитной политики.
В последнее время предпринимаются меры по совершенствованию банковской системы, в связи с чем были внесены соответствующие изменения в законодательство. Дальнейшее развитие банковской системы, пути ее реформирования определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. (разд. 3, п. 3.1, 8.1). Цель данного реформирования - создание устойчивой банковской системы, способствующей развитию экономики в целом, совершенствование банковского регулирования и надзора1. Органы управления государственных внебюджетных фондов. К ним относятся органы Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. На названные фонды возложены задачи социального обеспечения по возрасту, по болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, получению бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с названными задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые по целевому назначению.
Органы этих фондов составляют бюджеты соответствующих фондов, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в связи с формированием средств фондов2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Что относится в сфере финансов к компетенции представительных органов государственной власти на основании Конституции РФ?
Каковы полномочия Президента РФ в области финансов? Каковы Функции его Экономического управления?
" Банк России выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003 г.
СЗ РФ. 2001. №31. Ст. 3295.
См.: БК РФ, гл. 17; НК РФ, ст. 34, 35, а также Положение о Пенсионном Фонде // ВВС. 1992. № 5. Ст. 180; Указ Президента РФ от 26 июня 1992 г. *0 фонде социального страхования Российской Федерации» // ВВС РФ. 1992. №28. Ст. 1641. Подробнее см. гл. 10 и 21.
122 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.
Каковы полномочия Правительства РФ в сфере финансов?
Каковы функции и права Министерства финансов РФ?
Что входит в систему органов федерального казначейства, каковы его задачи и права?
Что представляет собой Российская финансовая корпорация? Каковы ее функции и правовое положение?
Охарактеризуйте систему налоговых органов. Кому они подчиняются?
Каковы задачи, функции и права налоговых органов?
Какие санкции вправе применять налоговые органы?
Каковы задачи федеральных органов налоговой полиции, система этих органов, подчиненность?
Какие функции выполняет Комитет финансового мониторинга?
Какие органы осуществляют государственный страховой надзор, каковы их функции и права?
Что входит в банковскую систему РФ?
Что такое кредитная организация в соответствии с законодательством?
На какие виды подразделяются кредитные организации?
Что понимается под банковскими операциями? Назовите их.
Какие взаимоотношения Центрального банка РФ с коммерческими банками установлены российским законодательством?
Каковы задачи, функции и права Центрального банка РФ, особенности его правового положения?
В чем проявляется деятельность Центрального банка РФ как органа государственного регулирования?
Каковы взаимоотношения Центрального банка РФ с органами государственной власти и местного самоуправления?

Понятие кредитной организации дано в ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Федеральным законом.

В этой же статье определено, что кредитные организации образуются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, т. е. как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

Исходя из этого, признаками понятия кредитной организации являются:

1) статус юридического лица, т. е. кредитная организация, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 Гражданского кодекса РФ);

2) основная цель деятельности - получение прибыли, т. е. любая кредитная организация является коммерческой организацией;

3) наличие специального разрешения (лицензии Банка России) на право совершения банковских операций.

Основным является третий признак. Именно из него вытекает, что отличительной особенностью понятий «кредитная организация» и соответственно «банковская деятельность» является осуществление деятельности за счет средств, привлеченных на счета и во вклады, поскольку это основные банковские операции, образующие денежные средства, с которыми работают кредитные организации (см. п/п 1 и 3 ч.1 ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Теоретически кредитная организация может осуществлять размещение и собственных средств. Однако на корреспондентском счете кредитной организации отражается лишь остаток временно свободных денежных средств. Средства на счетах клиентов этой кредитной организации, которые отражаются в пассивной части баланса кредитной организации, в активной части баланса могут быть с равной долей вероятности отражаться и как числящиеся на корреспондентском счете кредитной организации, и как числящиеся в иной дебиторской задолженности, и как вложения в ценные бумаги. Иными словами, как активы кредитной организации эти средства, во-первых, обезличиваются, во-вторых, приобретают вид либо прав требования кредитной организации к иным лицам, в том числе банкам-корреспондентам, либо объектов прав собственности самой кредитной организации. Поэтому определить, за счет какого источника образовался остаток средств на корреспондентском счете кредитной организации невозможно.



Отличительная особенность деятельности кредитных организаций (банковской деятельности) является основополагающей и, в свою очередь, предопределяет все остальные особенности правосубъектности и деятельности кредитных организаций, которые носят производный характер.

Однако в указанном выше определении понятия кредитной организации отсутствует указание на исключительную правосубъектность, которая в настоящее время выводится путем толкования положений закона ФЗ «О банках и банковской деятельности», а также на то, что в отличие от иных коммерческих организаций, регистрируемых налоговыми органами, государственную регистрацию кредитных организаций осуществляет Банк России.

Следует согласиться с М. И. Брагинским и В. В. Витрянским, что определение понятия кредитной организации должно содержать указание на ее правоспособность и на то, что она должна быть зарегистрирована в качестве именно кредитной организации.

Банковская деятельность как предмет (объект) правового регулирования представляет собой систему постоянно осуществляемых банковских операций и сделок, направленных на получение прибыли. Системность в данном случае проявляется в том, что банковскими операциями является, в частности, не просто выдача кредитов, а размещение привлеченных средств.

Исходя из этого, например, не является банковской деятельность ломбардов, жилищных накопительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, хотя правосубъектность ломбардов и жилищных накопительных кооперативов также можно определить как исключительную (п. п. 3-5 ст.2 ФЗ «О ломбардах», п.1 ст.3 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»), а кредитного потребительского кооператива – как специальную (п.2 ст.3 ФЗ «О кредитной кооперации»).

Ломбарды осуществляют принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов (п.1 ст.358 Гражданского кодекса РФ). Источниками получения средств, выдаваемых ломбардами в качестве займов, являются полученные ими проценты за пользование займом, вознаграждения за хранение вещей, суммы, вырученные от реализации невостребованных вещей (см. соответственно п.1 ст.8, п. 1 и 2 ст.9, ст.13 ФЗ «О ломбардах»).

Основным источником средств, используемых жилищными накопительными кооперативами на приобретение или строительство жилых помещений, являются паевые взносы членов кооператива (ст. ст. 23 и 24 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

В кредитном потребительском кооперативе основными источниками займов, которые предоставляются только членам этого кооператива, являются паевые и иные взносы членов кредитного кооператива (пайщиков), а также привлеченные средства, т. е. денежные средства, полученные кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) на основании договоров займа, иных договоров, предусмотренных ФЗ «О кредитной кооперации», а также денежные средства, полученные кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся членами кредитного кооператива (пайщиками), на основании договора займа или кредита (п/п 21 п.2 ст.1, п.1 ст.4, ст.25 ФЗ «О кредитной кооперации»).

Что касается видов кредитных организаций, то они делятся на банки и небанковские кредитные организации.

Банки создаются для осуществления в совокупности следующих банковских операций: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Причем применительно к банкам имеются в виду их потенциальные возможности. Например, по общему правилу, вновь созданный (созданный путем учреждения) банк не может работать со средствами физических лиц, для этого ему необходимо будет проработать не менее двух лет. Однако впоследствии для получения этого права ему не нужно перерегистрироваться, а достаточно будет получить только соответствующую лицензию. Небанковская кредитная организация такие операции не может осуществлять ни при каких условиях. Чтобы иметь возможность осуществлять все банковские операции, она должна перерегистрироваться в банк.

В РФ нет юридически значимого деления банков на виды, например, на инвестиционные и расчетные как в некоторых странах. Все российские банки обладают универсальной специализацией, т. е. потенциально вправе осуществлять все банковские операции. Этот подход обусловлен тем, что при такой специализации легче перераспределять риски. В рамках универсальной специализации конкретный банк может определить свою фактическую специализацию и даже закрепить ее в фирменном наименовании (например, ипотечный, инвестиционный, сберегательный и т. п.). Однако для правосубъектности данного банка юридического значения это иметь не будет. Универсальная специализация означает возможность одновременного осуществления банками всех видов деятельности из числа разрешенных и составляющих их исключительную правосубъектность.

Небанковские кредитные организации создаются для осуществления отдельных банковских операций, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. В настоящее время допускается создание небанковских депозитно-кредитных организаций (НДКО), у которых основной формой привлечения средств являются срочные вклады юридических лиц, а также расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО), открывающих счета юридическим лицам.

Если высший уровень банковской системы России представлен ЦБ РФ, то ее низший уровень составляют кредитные организации: банки и небанковские кредитные организации.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Перечень банковских операций содержится в п. 1 ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности». К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организации – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Текущее законодательство позволяет говорить о существовании двух видов НКО – 1) небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО); 2) небанковские кредитные организации, осуществляющие операции по расчетам и организации инкассации.

НДКО вправе осуществлять следующие банковские операции и сделки в валюте Российской Федерации и, при наличии соответствующей лицензии, в иностранной валюте:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

2) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

3) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

4) выдача банковских гарантий.

НДКО не вправе осуществлять следующие банковские операции:

1) привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;

2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

3) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

5) купля-продажа иностранной валюты в наличной форме;

6) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

7) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

НДКО не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

Расчетные НКО вправе осуществлять следующие банковские операции:

1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

2) осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

В зависимости от функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также сделки, предусмотренные их уставами. НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет. Расчетные НКО вправе предоставлять кредиты клиентам – участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности в пределах, установленных нормативами. Временно свободные денежные средства расчетные НКО вправе размещать только в виде вложений в ценные бумаги Федерального Правительства, отнесенные Банком России к вложениям с нулевым риском, а также хранить на корреспондентских счетах в Банке России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов.

Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять следующую банковскую операцию: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Указанные операции должны осуществляться в соответствии с действующими указаниями Банка России по данным вопросам. Поскольку деятельность организаций инкассации связана с возникновением главным образом операционных рисков, требования по пруденциальному регулированию, в том числе минимальной величине капитала, для организаций инкассации не устанавливаются.

Кредитная организация имеет фирменное наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация", а также указание на его организационно-правовую форму. Банк России обязан при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной организации слов "Россия", "Российская Федерация", "государственный", "федеральный" и "центральный", производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами Российской Федерации. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Устав кредитной организации должен содержать:

1) фирменное (полное официальное) наименование;

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления;

7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Уставный капитал создаваемого банка, за исключением дочернего банка иностранного банка, устанавливается в размере не менее 25 500 000 руб. Уставный капитал создаваемой небанковской кредитной организации, за исключением дочерней небанковской кредитной организации иностранного банка, устанавливается в размере не менее 2 550 000 руб.

Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% – предварительного согласия Банка России.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации, а также об освобождении от должностей.

Кредитная организация может иметь филиалы и представительства. Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией. Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности. Кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указываются почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей.

Кредитная организация в целях обеспечения финансовой надежности обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг; осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков; соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Правовые формы взаимодействия кредитных организаций . Взаимодействие и координация деятельности кредитных организаций – характерная черта банковской системы. Путем заключения соответствующих договоров многие банки устанавливают между собой корреспондентские отношения, т.е. открывают и ведут взаимные счета друг другу, проводят расчеты и взаимозачеты через общие расчетные и клиринговые центры, предоставляют друг другу межбанковские кредиты, осуществляют многоходовые операции с государственными ценными бумагами. Стабильные и длительные отношения банков воплощаются в определенные организационные и правовые формы.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций. Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

Типичными для банковской системы являются следующие варианты взаимодействия кредитных организаций.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или), в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы, и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица. Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга. Коммерческая организация, которая может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые возлагаются на головную организацию банковского холдинга. Управляющей компанией банковского холдинга признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.

Вы находитесь на информационном портале независимого юриста Романова Александра Александровича.

Краткая биография.

Родился 22 октября 1968г. в Магаданской области. По окончании средней школы поступил в Новосибирское Высшее Военное Командное училище МВД РФ, которое окончил в 1990году.

В период 1990-1997г.г. проходил военную службу на различных офицерских должностях в рядах ВВ МВД РФ(г.Челябинск-65, г.Владикавказ, г.Моздок, г.Ставрополь). Капитан запаса.

В 1999г. окончил (заочно) Северо-Осетинский Государственный Университет (специальность - юриспруденция).

С указанного периода по настоящее время занимается индивидуальной деятельностью в сфере оказания юридической помощи населению.

Содержание информационного материала настоящего сайта посвящено большей частью проблемам нынешнего российского правосудия и тем, кто наделен государством вершить его. Сервер данного ресурса предназначен для самой широкой категории населения в целях использования гражданином доступных средств восстановления законности и справедливости по защите своих прав и свобод. В нем могут найти много полезного как «рядовой гражданин», волею судьбы вовлеченный в гражданский или уголовный процесс, так и профессиональный юрист - следователь, прокурор, судья. На сайте будут располагаться мнения авторитетных и известных юристов страны, судебные прецеденты, практические рекомендации по самым различным правовым вопросам. Многочисленная судебная практика, нормативно-правовые акты, а также аналитические и обзорные статьи по вопросам права будут в достаточной степени удовлетворять поиск в получении нужной и необходимой информации. Задача сайта - научно-просветительская, в связи с чем значительный его объем будет содержать работы видных юристов-правоведов, ученых и аналитические статьи юристов-практиков. Настоящий сайт содержит значительное количество правового материала дискуссионного характера, в т.ч. общественно значимого. Автору крайне важно знать оценку своих взглядов и убеждений посетителями данного сайта. Для этой цели мною будут опубликовываться существенные критические заметки и комментарии читателей на работы автора и оформление самого сайта (положительные отклики не опубликовываются!).

Возможно, некоторые взгляды на те или иные проблемы, представленные на данном сайте, будут не разделяться его читателями. Автор видит в этом позитив.

Краткое содержание некоторых разделов сайта.

В разделах«уголовное судопроизводство » и «гражданское судопроизводство » размещены соответствующие материалы по самым различным аспектам уголовного и гражданского права, проблемные вопросы законодательства, судебная практика разрешения различных споров, статьи автора.

Раздел«защита прав на информацию ». Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, полностью отражает и определяет интересы личности, ее физического, духовного и интеллектуального развития. Тема чрезвычайно важная и представляющая несомненно широкий интерес как в теоретическом так и в практическом плане. Порядок реализации гарантированных законом прав на информацию, допустимые ограничения прав граждан на получение информации, персональные данные, коммерческая тайна, порядок доступа к конфиденциальной информации, режим информации о деятельности органов власти - все эти вопросы освещаются в данном разделе.

Раздел«Адвокаты, правозащитники » посвящен исследованию актуальной и больной темы нашего времени - роль и значение современной адвокатуры в жизни общества. В нем также будут располагаться сведения о правозащитниках и новости правозащитной деятельности в России. Достаточно значительный опыт «сотрудничества» автора с «прославленной» Петербургской адвокатурой позволит в обозримом будущем разместить в указанном разделе и материал в отношении руководителей указанного адвокатского сообщества, пожизненно прописавших самих себя в должности «Президентов» и «Вице-президентов». На примере реальной повседневной «профессиональной» деятельности «блестящих» юристов из Санкт-Петербурга, промышляющих в сфере «квалифицированной юридической помощи населению», автор представляет собственные взгляды на концептуальное строительство всего адвокатского сообщества России.

В разделе«Европейский суд по правам человека » будут опубликованы документы и решения Европейского Суда по правам Человека, а также аналитические статьи различных авторов по практике разрешения ЕС споров по гражданским и уголовным делам. В разделе будут представлены образцы обращений граждан в Европейский Суд по правам человека, документы из журнала «Бюллетень Европейского Суда», подписчиком которого является автор.

В разделах«жулье » и«законченное жулье » будут опубликовываться реальные факты повседневной деятельности «нанятых государством» граждан -госслужащих, чиновников, а также титулованных юристов, конечный продукт их труда, оценка в соотношении: предназначение-результат. Своего рода оборотная сторона медали представителей «высшего сословия» общества - «заслуженных юристов России», «советников юстиции» и прочих «докторов». Предание гласности качества работы государственного служащего, чиновника, их преступлений и злоупотреблений властью - одно из предназначений данного сайта.

Большая часть информационного материала, представленная на данном сайте, взята с «рабочего стола» юриста и его разработка не окончательна.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Александр Романов.