Ii. государственное вмешательство в денежную систему. Воздействие государства на денежную систему

Историческая роль государства в денежной системе

Замечание 1

Главная задача государства не меняется на протяжении долгого времени – это выпуск денег.

В момент становления денежной системы, как целостного механизма, государство занималось изготовлением монет. Задача состояла в изготовлении определенного количества слитков, одинаковых по весу, с обязательным размещением на них штампа, характеризующего знак государственного выпуска. С течением времени эта задача осталась неизменной, вместе с тем функции и влияние государства на денежную систему заметно расширились.

Позже стал развиваться обмен различных момент друг на друга и появились параллельные стандарты в форме двух денежных систем – золотых и серебряных денег.

Таким образом, еще двести лет назад государство уже осуществляло следующие функции: контролирующая (поставляя кусочки металла определенного веса и ставя на них штамп), законодательная (придавая статус законного платежного средства выпущенным монетам), судебная (применяя соответствующие положения законодательства)

Изменения в функциях государства

С того времени степень государственного воздействия на экономику значительно увеличилась, вместе с тем даже сейчас государство не имеет такой власти, чтобы делать с деньгами все, что ему захочется. Однако в данный момент государство в большей мере является покупателем и продавцом, нанимателем, а также получателем налоговых отчислений.

Одной из специфических функций государства в роли официального контролера чеканки и по сей день является право изменять характеристики денежных заместителей, выпускаемых в обращение и, тем самым, воздействовать на выбор денежного товара.

Замечание 2

Таким образом, государство, меняя характеристики денежных заместителей, лишает их статуса требований на деньги, погашаемых по предъявлении, и, благодаря финансовым ресурсам, позволяющим ему нести затраты, связанные с реформой денежного обращения, в определенных обстоятельствах может заставить сообщество отказаться от одной разновидности денег и перейти на другую.

Воздействие государства на денежную систему также определяется полномочиями в сфере принятия законодательства и свершения правосудия. С помощью закона государство оказывает решающее воздействие на выбор коммерческого средства обмена. Вместе с тем, также бытует мнение, что государство не в состоянии повлиять на выбор общего средства обмена, так как он определяется исключительно в процессе коммерческих сделок.

Введение монополии на изготовление монет

Каждое государство запретило пользоваться на территории своей страны денежными единицами других государств. Таким образом, оно установило своего рода монополию на изготовление монет и законодательно установило обязанность граждан использовать определенные денежные единицы в качестве узаконенного платежного средства. Это действие позволило государство поставить под контроль всю денежную систему.

Установив монополию, государство ввело особое название для своей денежной единицы. Со временем имя монеты перестало ассоциироваться с ее весом. Все государства перестали называть свои деньги «по весу» (граммами или гранами) и ввели для них собственные имена: доллары, марки, франки и т.д.

Формирование доходов государства

В условиях рыночных отношений чтобы получить деньги, необходимо совершить обмен товарами или услугами. Вместе с тем государство наделено полномочиями выпускать деньги и обменивать их на необходимые товары и услуги, что в свою очередь приводит к возникновению инфляции.

Автор пишет об от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за де­неж­ную систему. Ис­поль­зуя текст, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те два воз­мож­ных на­прав­ле­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему. Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них кон­крет­ным при­ме­ром де­я­тель­но­сти государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго

человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен )

Пояснение.

Два воз­мож­ных влияния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему.

- Сти­му­ли­ру­ю­щая политика (стимулирующее влияние).

Пример В пе­ри­од экономического кри­зи­са Центральный банк со­кра­тил учетную став­ку процента, что при­ве­ло к умень­ше­нию кредита для пред­при­ни­ма­те­лей и по­вы­си­ло их эко­но­ми­че­скую активность.

- Сдер­жи­ва­ю­щая политика.

Пример Для сни­же­ния инфляции в пе­ри­од экономического бума Цен­траль­ный банк по­вы­сил норму обя­за­тель­ных банковских резервов, что сни­зи­ло активность банков.




БИМЕТАЛЛИЗМ – денежная система, в которой роль всеобщего эквивалента законодательно закрепилась за двумя металлами, т.е. на рынке существует две цены на один товар. Биметаллизм имеет 3 разновидности характеризуется тем, что соотношение между золотом и серебром устанавливалось стихийно, в зависимости от рыночных цен система параллельной валюты при этой системе соотношение устанавливалось законодательно государством, но цена не соответствовала рыночной стоимости металлов система "двойной" валюты золотые и серебрянные монеты служили законным платёжным средством, но не на равных условиях. Монеты из золота чеканились свободно, а из серебра - в закрытом порядке система "хромающей" валюты


МОНОМЕТАЛЛИЗМ – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента выполняет всего один металл – золото или серебро. Монометаллизм имеет 3 разновидности характерные черты: свободная чеканка золотых монет, с фиксированным содержанием золота свободное движение золота между странами свободный обмен банкнот на золото золотомонетный стандарт образовался в странах, которые овладели большими запасами денег (Франция, Великобритания). не существовало свободной чеканки монет обмен банкнот осуществлялся на стандартные золотые слитки золотослитковый стандарт существовал в странах, которые не владели большими запасами золота (Германия, Австрия, Норвегия, Дания). в обращении отсутствуют золотые монеты обмен банкнот осуществляется на иностранную валюту (девизы) золотодевизный стандарт


БУМАЖНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА – это денежная система, при которой эмиссия денежных знаков осуществляется государственным казначейством для покрытия бюджетного дефицита. СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ ДЕНЕГ – денежная система, при которой используется кредитный механизм эмиссии денег, обеспечивается их постоянство путём регулирования предложения денег в соответствии с потребностями оборота.


Денежные системы по экономическому характеру 1 рыночные - денежные системы, в которых регулирование денежного обращения осуществляется путём использования экономических методов влияния на денежную массу 2 нерыночные - денежные системы, в которых регулирование денежного оборота осуществляется административными методами. Для них характерно ограничение свободного функционирования денег


Денежные системы по характеру регулирования 1 открытые - денежные системы, в которых вмешательство государства в валютные отношения является минимальным, абсолютная конвертируемость 2 закрытые - денежные системы, в которых осуществляется использование государством валютных ограничений


2. Составляющие экономической политики государства, направленной на регулирование денежного обращения структурная политика политика конкуренции социальная политика конъюнктурная политика предусматривает предоставление субсидий или других стимулов для активизации развития отсталых регионов, определённых областей, секторов и отраслей производства предусматривает мероприятия антимонопольного характера, свободного ценообразования, равного доступа на рынок всем предпринимательским структурам направлена на социальное равенство, социальное обеспечение всех членов общества, путём распределения доходов конъюктурная политика регулирующее влияние государства на рыночную конъюктуру, соотношение спроса и предложения на рынке


Конъюнктурная политика делится на: совокупность мероприятий в сфере налогообложения и государственных затрат фискально- бюджетная политика совокупность мероприятий по регулированию денежного оборота путём изменения предложения массы денег и их процента на денежном рынке денежно- кредитная политика совокупность мероприятий государства в случаях, когда предыдущие два инструмента не дают результатов политика прямого влияния


Денежно-кредитная политика делится на: 1 экспансивная политика - совокупность мероприятий, направленных на увеличение предложения денег, вследствие чего деньги дешевеют 2 рестрикционная политика - совокупность мероприятий, направленных на снижение предложения денег, вследствие чего деньги дорожают


3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА – комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определённых целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, который осуществляет государство через НБУ. Объекты: предложение (масса денег); скорость обращения денег; валютный курс; процентная ставка. Субъкты: НБУ; ВРУ; правительство.


ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ политика открытого рынка политика обязательных резервов учётная политика политика монетизации бюджетного дефицита состоит в изменении покупки/продажи государственных ценных бумаг НБУ состоит в том, что НБУ устанавливает для всех коммерческих банков норму обязательного резервирования на счетах НБУ НБУ устанавливает ставки процентов, которые он предоставляет коммерческим банкам в порядке рефинансирования поиск денежных средств для покрытия бюджетного дефицита


ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ содействие росту производства, занятости, стабильности цен стратегические цели оживление или запрет рыночной конъюнктуры для достижения стратегических целей промежуточные цели изменение денежной массы и процентной ставки для достижения стратегических целей тактические цели

Существуют различные методы государственного регулирования рыночной экономики, которые можно объединить в две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). Применение этих методов зависит от социальных, экономических, исторических, политических условий, состояния развития и структуры экономики страны. Поэтому механизм государственного регулирования экономики в каждой стране имеет свои особенности. Государство как гарант экономических свобод осуществляет административное влияние на рынок на всех уровнях управления - от муниципального до федерального. Организующий влияние на рынок государство осуществляет, прежде всего, путем разработки законов и контроль за их соблюдением всеми хозяйствующими субъектами. К основным методам государственного воздействия относятся: антимонопольное законодательство, контроль за ценами, а также за качеством продукции, через систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров; ограничение вывоза некоторых товаров в другие страны. Государство выступает гарантом денежной единицы, осуществляет контроль за оборотом денег. Правительство ежегодно определяет минимальный размер заработной платы, что способствует регулированию рынка труда. Для того чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, государство вводит ограничения на ввоз определенных товаров, например значительно повышает ставки пошлин, либо вводит более действенные инструменты защиты - компенсационные сборы, размер которых определяют как разницу между внутренней ценой импортируемого продукта и ценой на рынке, с которого он поступает. Их устанавливают для довольно широкого перечня товаров, прежде всего для тех, которые в достаточном количестве производятся в стране. Государство является прямым рыночным агентом, что дает ей возможность непосредственно влиять на емкость и структуру рынка, а также определять новые организационные формы его функционирования. В современных развитых странах государство является крупным владельцем, сосредоточившим в своих руках не только отрасли инфраструктуры, но и часть средств производства. Особое внимание государство уделяет производству общественных благ. Выбирая стратегию регулирования, она может осуществлять производство этих благ непосредственно на государственных предприятиях. Также могут применяться и косвенные методы регулирования, т.е. государство выступает посредником между потребителем и производителем благ. Масштабы и темпы роста экономической роли государства можно проиллюстрировать на примере США, где 90% населения заканчивает государственные школы, 15 - проживает в квартирах, которые полностью или частично финансируются федеральным правительством, 10% - получают государственные субсидии на питание. Населению гарантируется государственная поддержка в случае безработицы, нетрудоспособности или бедности, трудовая компенсация, пенсия по возрасту. Каждый шестой работник занят в государственных предприятиях и учреждениях. Цены на пшеницу, кукурузу и молочные продукты контролируются государством. В отдельные годы сельскохозяйственные субсидии на эти продукты достигают 50-60% общей стоимости урожая. Многие коммунальных услуг оплачивается по низким ценам благодаря государственному регулированию. Государство оказывает также услуги по пользованию государственными автодорогами, железными дорогами, станциями водоснабжения и т.п. Регулирующее влияние на рыночную экономику государство осуществляет через индикативные планирование - средство координации хозяйственной поведения экономических субъектов. В таком планировании, которая отражает цели и приоритеты социально-экономической политики государства, используются показатели, которые имеют характер рекомендаций. Индикативный план осуществляется субъектами рынка через систему экономических и правовых регуляторов, которые, с одной стороны, стимулируют эти субъекты, а с другой - позволяют решить важнейшие социально-экономические проблемы страны (сдерживание инфляции, социальная защита населения, уменьшение безработица, структурные изменения в экономике). Такие планы выполняют роль специфических средне-и долгосрочных договоров на выполнение целевых программ развития, в частности социальных. К последним относятся: программа охраны здоровья населения, изменение характера, условий и характера труда, развитие духовной сферы, восстановления экологического равновесия и т.д. Наибольшего развития государственное регулирование в сфере экономической политики получило во Франции, Японии, Швеции, Южной Кореи. До важнейших государственных инструментов регулирования экономики Франции принадлежат текущее прогнозирование и стратегическое планирование. Для удовлетворения общегосударственных потребностей в государственном секторе экономики применяют плановый контракт, а в частном - госзаказ. В Японии как регулирующее средство широко используют экономическое планирование. В послевоенный период таких планов было 11. В Швеции особое внимание уделяют проблемам социального регулирования и социального обеспечения, благодаря чему здесь самая высокая занятость населения, безработица составляет 1-2% трудоспособного населения. В Южной Корее регулирующие меры предусматривают достижение финансово-денежной сбалансированности. Даже в годы значительных экономических потрясений (1970 - 1971, 1974-1975, 1979-1981) денежное обращение, инфляция или дефицит государственного бюджета не выходили из-под контроля, что достигалось благодаря государственной монополии в кредитно-финансовой сфере. Национальная экономика Кореи надежно защищена от притока иностранной валюты. Для устранения негативных последствий инфляции государство использует метод прямого регулирования цен. Эти меры принимают относительно энергоносителей, общественного транспорта, телефонной связи, проезда автодороги, продукции оборонной сферы. Значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания и услуги населению, устанавливая их предельный уровень. Государство может менять свою политику в зависимости от сложившейся ситуации. Так, в последнее время сфера прямого регулирования цен в США очень сузилась. Более 10 лет назад было ликвидировано государственное регулирование тарифов на все виды транспорта. К сфере регулирования цен ныне входят «естественные монополии» - производство электроэнергии, услуги связи. Изменение экономической ситуации в США может повлечь возобновление регулирования некоторых цен и тарифов. Для устранения негативных последствий экономической деятельности государство может использовать методы прямого административного воздействия, устанавливая определенные стандарты в соответствующих производствах, предельные нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, запрещая применение технологий, которые угрожают здоровью людей. Одним из наиболее эффективных регулирующих средств являются налоги. В разных странах существуют неодинаковые подходы к классификации налогов, однако законодательством всех стран предусмотрено, что граждане обязаны отдавать часть своих доходов на общегосударственные нужды. Есть два субъекты налогообложения - физические и юридические лица. Объектами налогообложения физических лиц является доход, имущество и земля, юридических лиц - прибыль, имущество и земля. Сегодня европеец в среднем тратит на налоги 45-48% своего дохода. В большинстве стран мира юридические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, уплачивают в бюджстуч48-52% полученной прибыли. Часть средств государственного бюджета направляется на развитие определенных отраслей, производство некоторых товаров и продуктов питания, осуществление различных видов деятельности. Почти половина расходов бюджета приходится на социально-экономическую сферу: 1) расходы на выплату пенсий, пособия, здравоохранение, образование, подготовку кадров, 2) содействие развитию энергетики, жилищного строительства и коммунального хозяйства, средств коммуникаций; 3) расходы на охрану окружающей среды. Бюджетом также предусмотрены расходы на оборону страны, научные и космические исследования. В странах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяют стимулированию научно-технического прогресса, развития на его основе наукоемких производств. Для этого каждая страна, исходя из определенной концепции или модели научно-технического прогресса, разрабатывает комплекс мероприятий в соответствии с национально-государственными приоритетами. Модель или концепция стимулирования научно-технического прогресса в различных странах разрабатывается в зависимости от системы управления научно-технической сферой. В США, например, делается акцент на сохранение научно-технического и военного руководства, в Японии - на производство конкурентоспособной продукции с применением достижений ИИТР. В странах Западной Европы, США и Японии эта система имеет децентрализованным характер, финансирование научно-технической сферы осуществляют различные государственные ведомства. Исключение составляет Франция, где существует централизованная система управления научно-технической сферой. Важным объектом государственного регулирования является аграрный сектор, развитие которого стимулируется за счет финансирования из государственного бюджета. Для решения проблем, связанных с преодолением последствий стихийных бедствий, развитием инфраструктуры, реформированием производства, предотвращением социально негативным явлениям в сельской местности - безработице, упадком социально-бытовой и культурной инфраструктуры, - государство выделяет целевые дотации. Для поддержания определенного уровня цен в сельском хозяйстве в федеральном бюджете США предусмотрено 5% расходов для возмещения прямых затрат фермерам, которые выращивают рис, пшеницу, просо, кукурузу, ячмень, овес, хлопчатника. Доля государственной дотации к цене колеблется от 15% для производства пшена до 35% - для риса. На продукцию животноводства дотации не предусмотрены. За счет этих же 5% расходов федерального бюджета финансируются научные исследования в области сельского хозяйства. Поддержка фермеров осуществляется на уровне штатов, которые на льготных условиях (проценты вдвое меньше рыночные) выделяют средства на улучшение социальной сферы - обустройство дорог, телефонной связи, уборку мусора и т.п. Большая часть геологоразведочных работ в США осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета. Разведанные места природных ископаемых реализуются на аукционных торгах, доходы от которых поступают в федеральный бюджет. Важное место в системе регулирующих рычагов государства отводится денежно-кредитной системе. Определяя количество денежной массы в обращении, объем кредитов, уровень процентных ставок, государство активно влияет на конъюнктуру рынка - уменьшая количество денег в каналах обращения, она сдерживает деловую активность, и наоборот, увеличение денежной массы способствует усилению инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Этого можно достичь также благодаря кредитной политике. Снижение процентных ставок увеличивает кредитные поступления в национальной экономике. Недостаточные инвестиции приводят к уменьшению объемов производства, высвобождения рабочей силы, падение уровня заработной платы. Объектом особого внимания государства в условиях развитой экономики являются предприятия малого бизнеса - индивидуальные, семейные, групповые. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно в этой группе предприятий наблюдается самая острая конкуренция, а, во-вторых, за относительно небольших инвестиций они обеспечивают решение таких проблем, как занятость населения, удовлетворение потребностей рынка, быстро меняются, быстрое внедрение технических, организационных, управленческих новаций т.д. Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется через предоставление долго и краткосрочных кредитов на льготных условиях, подготовку и повышение квалификации кадров, предоставления различных налоговых льгот, коммерческой информации. В Италии, например, льготное кредитование может достигать 40% потенциальных расходов небольших предприятий. Кредиты сроком на 15 лет предоставляются для реализации новых инициатив, на 10 - для модернизации или расширения действующих фирм. При этом процентная ставка с учетом размера кредита составляет 36-60% рыночной. В Нидерландах государство гарантирует возмещение половины убытков при условии не менее пяти капиталовложений за предыдущие три года компаниям с числом занятых до 500 человек. Стимулируют развитие малого предпринимательства также Япония, Южная Корея, Германия, другие развитые крайние. В структурной перестройке народного хозяйства, определении приоритетных направлений общественного производства, рационального соотношения между отраслями чрезвычайно важная роль отводится государству, которое осуществляет бюджетное финансирование определенных отраслей, производств, признанных ключевыми направлениями структурной политики; стимулирует перелива капитала в определенные сферы деятельности; готовит кадры для приоритетных отраслей. Следовательно, государство использует многие административных и экономических регуляторов экономики ни один из них не с идеальным, поскольку, обеспечивая положительный эффект в одном случае, приводит к негативным последствиям в другом. К тому же в разных странах применяются неодинаковые методы регулирования. В одних из них большего развития приобретает кредит, во втором - налог, в третьих - решающая роль принадлежит индикативную планированию. Между административными и экономическими методами нет четко определенной границы, они взаимно дополняют друг друга и за оптимального сочетания дают наибольший эффект. В условиях глобализации особое значение приобретает регулирования внешнеэкономических связей страны.