Взыскание задолженности по коммунальным платежам. Взыскание долга по жкх

Согласно жилищному законодательству оплату необходимо проводить до 10 числа месяца, следующего после прожитого. Если же в указанные сроки коммунальные услуги не были оплачены, коммунальная служба:

Уведомляет должника об образовании задолженности;

Предлагает в добровольном порядке оплатить указанную сумму.

Уведомление направляется либо почтой, либо вручается под расписку. Иногда вручение уведомления достаточно для того, чтобы квартиросъемщик погасил задолженность, ведь возможно у лица были просто временные трудности. Так, если у лица материальные трудности, по которым не получается вовремя вносить плату, коммунальное предприятие может предложить оформить субсидию. Если у лица долг по квартплате, можно заключить соглашение об оплате задолженности или договор о реструктуризации, за счет которых возможно вносить плату:

Ежемесячно в определенных частях;

В срок, которых подойдет для поставщика услуг.

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена статьей 153 ЖК РФ. Если лицо не проживает долгое время в квартире, можно обратиться в ЖЭК для перерасчета счетов по некоторым видам услуг. Однако это возможно только при предоставлении доказательств того, что собственник или наниматель там не проживает. Срок оплаты установлен статьей 155 ЖК РФ. Если лицо не оплатило до 10 числа следующего месяца после прожитого, то уже с 11 начинает начисляться пеня за каждый день просрочки.

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы уплаты коммунальных услуг, а также порядок внесения платежей – Раздел 7 ЖК РФ. В данном разделе определяется:

Обязанность собственника вносить платежи за пользование коммунальными услугами;

Структура платежа; а также порядок внесения оплаты, оформления субсидии.

На основании статьи 333 ГК РФ суд может уменьшить размер пени, или вообще отказать в ее взыскании.

Если владелец квартиры не оплачивает коммунальные услуги в течение 2-3 месяцев, коммунальное предприятие уведомляет квартиросъемщика о сумме долга, учитывая наличие уважительных причин, по которым невозможно было оплатить платеж. При задолженности более года, к должнику применяются:

Розыскные действия при его переезде;

Предъявление ему долга, с указанием срока его погашения.

Коммунальное предприятие при предварительном уведомлении в одностороннем порядке может отключить должника от света, газа или воды. Если задолженность накопилась за 36 месяцев, то коммунальное предприятие вправе обратиться в суд с требованием взыскать задолженность в принудительном порядке. При обращении в суд, ЖЭК может находиться в неблагоприятной ситуации, если должником выступает неблагополучная семья, которая не реагирует на уведомления об оплате долга. К ним может быть применено выселение или же конфискация имущества. Однако, данный вид ответственности невозможен в силу того, что:

Квартира – единственное место проживания должника;

Нельзя конфисковать садовые участки личного пользования;

Не входят в список конфискации предметы личного обихода.

Если у семьи недостаточно средств для оплаты коммунальных услуг, то в таком случае необходимо оформить субсидию в отделе социальной защиты граждан.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

При выявлении задолженности, необходимо сверить расчеты по квитанциям. С помощью сверки можно выявить размер долга, его происхождение, а иногда и вообще снять претензии с должника. Если же долг все-таки насчитан правильно, должник может заключить с коммунальным предприятием соглашение о погашении задолженности поэтапно. Первым делом рекомендовано оплатить: пеню; затем уже сумму основного долга. При уведомлении лица об оплате долга, должник должен в течение пяти дней оплатить долг. Если же сумма задолженности достигла 80% от рыночной стоимости квартиры, коммунальное предприятие вправе обращаться в суд о принудительном взыскание долга.

Долг начинает накапливаться на 11 число месяца, следующим после прожитого. Управляющая компания должна проводить досудебную работу с лицами для своевременной оплаты за пользование коммунальными услугами. Если в течение трех месяцев лицо не внесло хотя бы часть долга, то ему будет направлено уведомление, в котором будет прописана обязанность по оплате задолженности. Если квартиросъемщик не оплатил долг, в течение месяца ему направляется претензия. Иск о принудительном взыскании задолженности может быть подан только после 6 месяцев неоплаты квартплаты.

Если один из сособственников не вносит платежи по коммунальным услугам, взыскать сумму долга можно в судебном порядке. Оплата коммунальных услуг через интернет и Сбербанк Онлайн осуществляется без комиссии.

У нанимателя обязанность оплачивать коммунальные услуги возникает на основании статьи 153 ЖК РФ. Наниматель и члены его семьи несут солидарную ответственность по условиям договора найма, однако, если лицо перестало быть членом семьи, но продолжает проживать там, оно пользуется такими же правами, как и наниматель. Это означает, что по всем своим обязательствам он отвечает самостоятельно (ч.4 статьи 69 ЖК РФ), в том числе это касается и оплаты коммунальных услуг.

В досудебном порядке коммунальное предприятие направляет уведомление, в котором содержится следующая информация:

Наименование предприятия и его адрес;

Дата составления документа;

Регистрационный номер;

Адрес должника и его данные;

Сумма задолженности;

Указание обязательств, которые коммунальное предприятие несет перед ресурсоснабжающими организациями;

Информация об ответственности;

Срок, в течение которого необходимо погасить задолженность;

Предложение обратиться в отдел социальной защиты для оформления субсидии;

Подпись и печать организации.

СПОСОБЫ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ

Чтобы взыскать задолженность с владельцев, коммунальные предприятия используют различные способы.

  1. Размещение списка должников.
  2. Начисление пени.

На основании статьи 155 ЖК РФ при несвоевременной оплате коммунальных платежей, необходимо оплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Ставка рефинансирования берется во внимание за период существования задолженности.

  1. Отключение от услуг.

Бывают ситуации, когда коммунальное предприятие отключало граждан от коммунальных услуг за задолженность. Лишить могут света, воды, газа, причем на канализацию могут поставить заглушку. Это возможно, если сумма долга достигла 3 ежемесячных плат за квартиру, просчитанных исходя из общих установленных нормативов. Должнику заблаговременно отправляется уведомление о возможном ограничении коммунальных услуг, возобновляется услуга при погашении задолженности. Если лицо вовремя оплатило все квитанции и было отключено от коммунальных услуг, необходимо обратиться в ЖЭК с заявлением о возобновлении предоставления услуг. Также стоит указать, что за тот период, в котором услуги не предоставлялись, необходимо сделать перерасчет. При неполучении положительного результата, можно обратиться в прокуратуру или суд.

  1. Передача долга в коллекторское агентство.

Передача долгов коллекторским агентствам не особо популярна, однако практика имеет подобные ситуации. В судебной практике есть случаи, когда наличие долгов были полностью доказано истцом – коллекторским агентством, и решение принималось в его пользу. Однако, ФАС ВСО от 18.05.2012 доказал, что деятельность коллекторского агентства не соответствует Конституции РФ, и его деятельность никак не связана с оплатой квартиросъемщиками коммунальных платежей.

  1. Выселение.

Выселение возможно на основании статьи 90 ЖК РФ только нанимателей, которые проживают в муниципальной квартире по договору социального найма. Сумма долга здесь не важна, выселение возможно, если лицо не оплачивало коммунальные услуги в течение полугода. Однако, если у лица есть уважительные причины, то на основании п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 суд отказывает в удовлетворении решения истца. Кроме того, если лицо на протяжении полугода вносило частично сумму оплаты, выселить гражданина по решению суда невозможно.

  1. Обращение в суд.

Для подачи иска необходимо подать иск по месту проживания с требованием взыскать задолженность по оплате коммунальных услуг (статья 28 ГПК РФ). Если цена иска не превышает 500 минимальных зарплат, дело рассматривается на основании статьи 23 ГПК РФ мировым судьей, если же цена иска превышает данную цифру, то дело будет рассматривать районный судья. На основании статьи 132 ГПК РФ к иску необходимо приложить следующие документы:

Квитанцию об оплате госпошлины;

Документ, подтверждающий требования истца;

Документы, подтверждающие попытку разрешения спора в досудебном порядке;

Документ с расчетами задолженности.

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства "Национальная служба взыскания", по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 " "), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с (далее - ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается ( Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства ( предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома - к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение - так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность ( организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах ( прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО "Газпром Межрегионгаз Владимир" как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей ( ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ . Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности . Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 " "). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности . Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы ().

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее - ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности . Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год - 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно - это не позволяет сделать процессуальное законодательство (). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ " ").

Впрочем, законопроект депутатов фракции "Справедливая Россия" в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается "ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно". В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней , но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры ("обратный выкуп").

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов . За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова "не может преодолеть самостоятельно" и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 " ").

Цитата

Александр Козлов , эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

"Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип "добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа" должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений "с долгами" и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника"

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему "Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?" показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы , отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства. К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги , часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре (). Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 " ", приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г. № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год ").

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов - к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года .

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие :

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья , зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям , а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям (напомним, сейчас закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу "горячая линия" Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на "горячую линию" в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов . Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности . Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно ( , ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем - основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты - к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива .

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

Коммунальные платежи, а именно плата за использование электрической энергии, газа, холодной и горячей воды, отопления, услуг мусоропровода и лифта, взимаются со всех владельцев квартир и частных домовладений, а также квартиросъемщиков, заключивших официальный договор аренды.

Не стоит надолго задерживать оплату коммунальных услуг

В случае когда размер коммунальных платежей превышает размер заработной платы, либо составляет более 60% от нее, собственник жилья вправе обратиться в местные органы власти с просьбой о выделении ему субсидий на оплату коммунальных платежей. Если он этого не сделал, но при этом приостановил оплату, официальные органы могут причислить его к злостным неплательщикам и приступить к процедуре взыскания задолженности по коммунальным платежам.

Законодательство РФ о долгах по коммуналке

Сроки оплаты коммунальных услуг устанавливаются ст. 155 ЖК РФ . Обязанность оплатить услуги до определенного периода времени возлагается на лиц, проживающих в жилье и являющимися потенциальными потребителями услуг. Согласно ст. 153 ЖК РФ, гражданин, являющийся собственником жилья, но временно не использующий его по назначению, и соответственно, не пользующийся коммунальными услугами, имеет право обратиться в ЖЭК для перерасчета стоимости начисленной платы. Подобный перерасчет осуществляется не на все платежи, а лишь на такие как: свет, газ и вода.

Предупредительные меры

При обнаружении злостного неплательщика, сотрудники ЖЭКа имеют право предпринять в его отношении ряд предварительных мер, призванных стимулировать жильца к уплате долга. Наибольшего эффекта удается добиться в следующих случаях:

  1. Размещение имени, фамилии и адреса проживания неплательщика на доске для объявлений, имеющейся при входе в каждый подъезд . Также, коммунальщикам разрешается публиковать списки должников в местных газетах. К сожалению, подобные меры оказывают воздействие исключительно на тех, у кого возникли временные сложности с оплатой, злостные же должники, не имеющие постоянного заработка и ведущие асоциальный образ жизни, практически никак на них не реагируют. К тому же не исключены случаи ошибочного внесения граждан в список должников, что крайне неприятно, и становиться причиной долговременных конфликтов между коммунальными службами и ни в чем не повинными гражданами.
  2. Начисление неустойки . Чтобы не стать в глазах государства должником, необходимо вносить оплату за коммуналку не позже 10 числа каждого месяца, в случае просрочки придется уплачивать денежную пенни или неустойку. Величина неустойки зависит от действующей ставки рефинансирования и составляет 1/300. Пенни начисляется за каждый день просрочки, самостоятельно изменять ее размер в сторону большего управляющая компания не вправе. Начисление неустойки нельзя отнести к эффективным методам стимулирования, размен ее достаточно мал. Большая часть неплательщиков совершенно ничего не знают о данном виде штрафных санкций.
  3. Отказ в оказании коммунальных услуг. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 , коммунальные службы имеют право отключить воду, свет, газ и отопление в частном домовладении, либо квартире, если ее владелец не уплачивает коммунальные платежи на протяжении более 3 месяцев. Прежде чем прибегнуть к подобным крайним мерам, коммунальные службы обязаны направить в адрес неплательщика письменное уведомление, вручив его лично, либо воспользовавшись услугами почты. В случае если злостный неплательщик будет отпираться и искать аргументы в свою пользу, подобное письмо станет доказательством его вины. Перед принятием решения об отключении коммунальных услуг, работники ЖЭКа в обязательном порядке должны посетить должника. Возможно, что в квартире или же доме, за которым числиться долг, проживает одинокий пожилой человек, пенсия которого не позволяет оплачивать коммуналку. Если отключение произошло без предварительного посещения должника и направления в его адрес уведомления, в отношении коммунальных служб можно подать встречный иск.

Рассрочка по коммуналке и предоставление субсидий

Работники ЖЭКа имеют право предложить неплательщику оплачивать коммунальные платежи в рассрочку. Кроме того, лицам, у которых доход не покрывает и 50% от коммунальных платежей выдается безвозмездная субсидия, призванная стать надежной защитой малоимущих семей и лиц, попавших в затруднительное состояние. Размер субсидии зависит от величины жилой площади и суммы коммунальных услуг. Для получения субсидии необходимо обратиться в органы социальной защиты населения.

Субсидия не является денежной выплатой — она предназначена исключительно для оплаты коммуналки, на иные нужды истратить ее не получиться.

Взыскание долга по коммуналке через суд

Добросовестные граждане, попавшие в затруднительную ситуацию, стараются решить вопрос с оплатой коммуналки как можно быстрее, не доводя дело до судебной тяжбы. Единственной же мерой борьбы со злостными неплательщиками является подача коммунальными службами искового заявления в суд. Согласно ст. 28 ГПК РФ , исковое заявление подается по месту проживания ответчика либо по месту его фактического нахождения.

Подача иска допускается по истечении 3 месяцев со дня первой неуплаты долга. До этого времени коммунальщики имеют право своими силами организовать розыск должника с целью предъявления ему долга и указанием сроков его погашения.

Образец искового заявления

При обращении в суд, представители коммунальных служб обязаны произвести полный расчет суммы долга, а также размера накопившейся неустойки. Если размер долга составляет от 100 до 500 минимальных расчетных единиц, то дело о его погашении рассматривается мировым судьей. При превышении данного показателя, взыскание задолженности за коммунальные услуги переходит в ведение районного суда.

В случае если долг не может быть погашен наличными средствами должника ввиду их отсутствия, суд вправе принять решение о принудительном выселении с занимаемой жилплощади. Согласно ст.90 ЖК РФ решение о выселении принимается исключительно в отношении нанимателей, проживающих в муниципальной квартире по договору социального найма. Выселение происходит не на улицу, а в помещение меньшее по площади, но подходящее для проживания и соответствующее санитарным нормам.

Естественно, что выселение является крайней мерой, использующейся очень редко. К тому же, выселение из занимаемого жилья невозможно в случае, когда:

  • должник не имеет иной жилой площади для проживания;
  • семья должника относится к неблагополучным;

Не могут быть конфискованы садовые участки и личные вещи неплательщиков, что превращает судебное решение по взысканию долга в своего рода фикцию.

И все же, долги по коммунальным платежам лучше погашать своевременно, стараясь не доводить дело до суда. Возможный визит судебных приставов и опись имущества мало кого может порадовать.

Документы для подачи иска

Подавая иск в суд, коммунальные службы должны не только убедиться в отсутствие у должника уважительных причин, но и в предоставлении всех сопутствующих документов, а именно:

  • расчета неустойки по задолженности;
  • квитанций с указанием размера долга;
  • письменного уведомления о возникновении долга по коммунальным платежам;
  • иных документов, могущих подтвердить наличие долга.

Отсутствие необходимых документов может дать должнику повод для начала длительного конфликта.

Срок давности по долгам за коммуналку

Взыскание задолженности по коммунальным платежам имеет исковой срок давности, составляющий 3 года . Если за этот период коммунальные службы не успели обратиться в суд и истребовать полученную сумму, то они утрачивают законное право требовать долг с неплательщика, даже в том случае, если он нашелся и поставлен в известность о сумме и сроках уплаты долга.

Чтобы не связываться с коллекторами, стоит вовремя вносить оплату ЖКХ

По требованию должника, срок давности может быть продлен. Подобное продление необходимо в случае если должник планирует продать принадлежащую ему жилую площадь, либо поселиться на указанном адресе на постоянной основе. В таких случаях суд всегда идет навстречу и продлевает срок давности.

Взыскание задолженности по коммунальным платежам – процесс длительный, потому некоторые управляющие компании предпочитают передавать свои права на долг специальным коллекторским агентствам . Деятельность коллекторов вызывает у граждан больше опасений, нежели настоятельные требования об уплате долга со стороны государства, поскольку сроки годности такие агентства волнуют крайне редко.

Что делать, если долга нет, но претензии имеются

Расчет коммунальных платежей достаточно кропотливая процедура, в ходе которой не исключены ошибки, ведущие к попаданию в списки должников людей исправно оплачивающих все услуги. Паниковать в этом случае не следует, необходимо обратиться в управляющую компанию, либо ЖЭК и потребовать сделать полный перерасчет всех платежей за ближайшие полгода. Скорее всего, недостающая сумма обнаружится и из должников гражданина исключат. При подтверждении долга, накопившуюся сумму можно распределить по всем последующим платежам либо поступить так, как описано выше.

Столкнувшись с вопросом долга по коммуналке, не следует теряться, так как большей части управляющих компаний невыгодно запугивать своих клиентов, временно столкнувшихся с финансовыми трудностями. Скорее всего, дело не дойдет не только до суда, но и до обмена уведомительными письмами. Долг можно погасить разными способами, причем все они крайне лояльны для должника.

Когда уговоры и поиск компромисса не помогают и житель дома продолжает не платить, управляющие организации и ТСЖ идут в суд. Это крайняя мера работы с должниками. Чтобы гарантировать себе успех, нужно заранее разобраться в вопросе взыскания платы за ЖКУ в судебном порядке.

Готовьте документы по правилам и в полном объёме

18 апреля Сусана Киракосян, наш постоянный автор, кандидат юридических наук и советник компании ALTHAUS Group по вопросам гражданского и жилищного законодательства, провела для нас онлайн-семинар, на котором рассказала, как правильно рассчитывать задолженность за ЖКУ.

На онлайн-семинаре мы обсудили в том числе и то, как управляющим организациям грамотно подготовиться к судебному разбирательству и не оставить должнику шансов уйти от оплаты.

В каждом доме найдётся конфликтный житель, который имеет к управляющей организации личную неприязнь и не платит из принципа. Вот с такими должниками и работает УО в судебном порядке.

Дело это сложное, поэтому со стороны управляющей организации все необходимые документы должны быть оформлены правильно и предоставлены суду в полном объёме. Начать нужно с заявления о взыскании.

Правильно заполните заявление о взыскании

Чтобы правильно заполнить заявление о взыскании, необходимо знать, откуда у собственника появляется обязанность платить за жилищно-коммунальные услуги. А появляется она вот по каким основаниям:

  • ст. 210, 249, 290 ГК РФ - собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества;
  • ст. 153 - 158 ЖК РФ - собственник жилого помещения обязан ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • пп. «и» п. 34 Правил № 354 - потребитель обязан своевременно и в полном объёме вносить плату за коммунальные услуги.

Ссылки на эти нормативные акты Сусана Киракосян рекомендует указывать в заявлении при взыскании задолженности. Так вы обоснуете, почему у собственника есть обязанность вносить плату за ЖКУ, а у вас есть право эту плату требовать.

Чтобы не оставить шанса конфликтному собственнику найти изъян в заявлении, нужно изучать судебную практику. Анализ судебной практики поможет узнать, какую позицию занимают суды. Например, мнение Верховного Суда РФ будет определяющим для судов нижестоящих.

Использование позиции Конституционного и Верховного Судов РФ не только украсит заявление о взыскании задолженности, но и придаст ему серьёзный вес и продемонстрирует ваши знания. Поэтому управляющим организациям и ТСЖ важно ознакомиться со следующими документами:

  • постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 ;
  • обзором судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2015) , утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 26.06.2015;

Заявление о взыскании задолженности предъявляется по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ , п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22). Поэтому рекомендуем в договоре управления МКД прямо предусмотреть, что все споры рассматриваются по месту заключения такого договора.

Срок исковой давности по просроченным повременным платежам исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу и равен 3 годам (п. 1 ст. 200 ГК РФ , п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43). Срок начинает исчисляться с того момента, как лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Если должник юридическое лицо, то дела рассматриваются в порядке упрощённого производства арбитражными судами. Упрощённое производство возможно при сумме иска до 500 000 рублей.

В должников-юридических лиц действует императивное требование - взыскатель должен приложить расчёт взыскиваемой суммы в качестве отдельного документа (п. 7 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

Арбитражные суды, учитывая статус участников судебного спора, требуют делать полные и корректные расчёты, указывать в них реквизиты выставленных счетов и данные о частичном/полном погашении ответчиком задолженности (номер и дату платёжных поручений), подтверждать произведённые начисления соответствующими доказательствами, представлять актуальные на дату судебного заседания акты сверки расчётов.

Больше подробной информации по судебному взысканию платы за ЖКУ вы найдёте в записи онлайн-семинара Сусаны Киракосян. Все необходимые вам документы мы собрали в раздаточных материалах и приложили к статье. Вот, что вы узнаете, посмотрев видеозапись:

  • Какие документы потребуются УО для взыскания задолженности за ЖКУ.
  • Кто и как вправе заверять приложения к иску о взыскании задолженности за ЖКУ.
  • Как рассчитать задолженность за ЖКУ, если собственников помещения несколько.
  • Что нужно учесть УО, если должник - юридическое лицо.
  • С кого взыскивается задолженность при сдаче помещения в наём или аренду.
  • Как рассчитать размер неустойки (пени) по задолженности за ЖКУ.
  • Можно ли взыскать задолженность за ЖКУ в случае недействительности ДУ и решения ОСС.
  • Какие обстоятельства освобождают собственников помещений от оплаты за ЖКУ.
  • Может ли собственник оспорить действия УО по начислению платы за ЖКУ и требовать перерасчёта.

В следующих статьях мы расскажем, как заверить приложения к заявлению, рассчитать пени, проведём анализ типичных ошибок УО при расчёте неустойки.