Состав и структура транспортной отрасли. Транспортный комплекс

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, крупнейшая составная часть экономической инфраструктуры страны. Транспорт не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в грузовых и пассажирских перевозках, но и вместе с городами образует своеобразный «каркас» территории, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом, играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производственных сил.

Транспортная система России развивалась как часть Единой транспортной системы СССР, которая была больше по территориальному охвату, структуре и мощности. После распада СССР на ряд самостоятельных государств материально-техническая основа Единой транспортной системы продолжает функционировать как единое целое, несмотря на разные направления экономического и социального развития государств.

На долю Российской Федерации пришлась большая часть транспортных сетей Единой транспортной сети СССР: 60% железных дорог общего пользования, 50% автомобильных дорог с твердым покрытием, 75% магистральных трубопроводов, 85% внутренних водных судоходных путей. Тем не менее России приходится использовать транспортную инфраструктуру государств - бывших республик СССР не только для осуществления экспортно-импортных, но и собственных межрегиональных перевозок на направлениях: Центр–Восток через территорию ; Центр–Юг через территорию ; Центр–Запад через территории Белоруссии, Литвы и для обеспечения сухопутных связей с Калининградской областью.

В Российской Федерации развитие транспортной системы осуществляется на основе Федеральной целевой программы «Модернизация Транспортной системы России (2002–2010 гг.)», первым этапом которой предусмотрено лучшее использование имеющихся мощностей и устранение «узких мест», а вторым этапом - значительное повышение уровня эффективности и качества транспортного обслуживания.

Транспортная система Российской Федерации включает все виды современного транспорта:

  • железнодорожный;
  • автомобильный;
  • речной (внутренний водный);
  • морской;
  • воздушный;
  • городской электрический;
  • трубопроводный;

каждый из которых выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими развития.

Транспорт подразделяется на:

  • транспорт общего пользования, который удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в грузовых и пассажирских перевозках;
  • транспорт необщего пользования ведомственный, который осуществляет перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения и т.п.

Транспортная освоенность территории. В пределах освоенной зоны Европейской части России транспортная сеть более развита и имеет достаточно высокую плотность, чем в слабоосвоенной и неосвоенной зонах Сибири и Дальнего Востока. В зоне сплошной экономической освоенности сеть транспортных магистралей и основные грузовые и пассажирские потоки носят радиальный характер: они сходятся к столице России. В этой же зоне основной межрегиональный вид транспорта - железнодорожный, а основной внутрирегиональный - автомобильный транспорт.

В России исторически сложилась пространственная специализация отдельных видов транспорта. Железнодорожным транспортом перевозится основная масса грузов на дальние расстояния (среднее расстояние перевозки 1 тонны грузов от 1 до 1,5 тыс. км), автомобильным транспортом - на короткое расстояние (от 100 до 150 км). Внутренний водный транспорт перевозит грузы и пассажиров на средние расстояния (только в летний сезон, от 300 до 800 км), морской транспорт обеспечивает, в основном, дальние перевозки между бассейнами рек и по Северному морскому пути. В пассажирском сообщении для поездок на большие расстояния используется воздушный транспорт (самолёты, средняя дальность поездки одного пассажира от 1,5 до 2,5 тыс. км), на средние расстояния - поезда (от 600 до 900 км), на короткие - автобусы (от 60 до 100 км).

Основные экономические показатели. В последнее время быстрее всего растут перевозки пассажиров в гражданской авиации и на внутреннем водном транспорте, что связано с относительной стабильностью тарифов и ростом платёжеспособного спроса. Воздушный транспорт имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов. Автомобильный транспорт обеспечивает основную долю прироста объёмов внутренних перевозок грузов. С 2002 г. отмечается рост объёмов грузовых перевозок флотом, зарегистрированным в России. Более 76% международных перевозок приходится на экспортные перевозки.

На транспорт приходится около 1/5 общего объёма инвестиций в , осуществляемых в стране, однако такого объёма недостаточно для обеспечения расширенного воспроизводства основных средств, что обуславливает возрастание степени их износа. Ряд инвестиционных проектов финансируется ведущими российскими банками, а также международными финансовыми институтами. связаны, прежде всего, с развитием транспортной инфраструктуры.

Основные проблемы развития транспорта:

  • значительные региональные различия в уровне транспортной обеспеченности;
  • несоответствие состояния и темпов развития автомобильных дорог возрастающим темпам автомобилизации;
  • незавершенность структурных преобразований;
  • недостаточный технологический уровень транспортных систем и уровень информатизации транспортных процессов.

На нынешнем этапе развития промышленности логистика имеет огромное значение. Скорости перемещения разного рода грузов при обслуживании производственных процессов должны поддерживаться на заданных показателях, иначе предприятия не смогут выполнять плановые задачи. Ключевую роль в таких процессах играет промышленный транспорт, осуществляющий перевозки, а также выполняющий подъемно-разгрузочные и другие вспомогательные функции.

Особенности транспортных средств промышленного назначения

Специфика промышленного использования транспортной техники обуславливается особыми характеристиками грузов и условиями их доставки. Что в принципе означает понятие транспортного средства промышленного назначения? В каждом случае стоит рассматривать конкретные функции техники как полноценного и самодостаточного перевозчика. Например, промышленный ЖД-транспорт, осуществляющий более 80% внутрипроизводственных перевозок в стране, определяется через совокупность непосредственно составов и обслуживающей инфраструктуры с путями, сигнальными устройствами, сооружениями и т. д. Именно плотная привязка к технологической производственной или транспортной инфраструктуре является ключевой особенностью такой техники, но, конечно, не единственной.

Кроме принципов работы и связки с различными технологическими процессами, транспорт такого рода имеет особые эксплуатационные характеристики. Тот же железнодорожный транспорт доставляет грузы в объемах, которые в несколько раз превышают показатели магистральных перевозчиков. Особая категория - грузоподъемный промышленный транспорт, который в зависимости от вида не только осуществляет манипуляции с грузами на месте, но и перемещает их в объеме до 600 т. По силе тяги и мощности выделяются тепло- и электровозы, работающие на К примеру, 2000-киловватная техника участвует в карьерных разработках на глубине до 500 м. Обычная техника с такими задачами, разумеется, не справится. А теперь стоит подробнее ознакомиться с функциональной направленностью спецтехники для промышленного сектора.

Какие функции выполняет промышленный транспорт?

Главную задачу можно определить как перемещение груза, под которым может пониматься сырье, топливо, стройматериалы, продовольственные продукты и т. д. Во многом от вида обслуживаемых объектов и зависит специфика технической организации процесса перевозки. Здесь же стоит выделить и разные способы перемещения грузов. Принципиально разделяют следующие дальняя межконтинентальная, магистральная автомобильная и внутрицеховая. Также и технологически задачи перевозки могут отличаться - техника перемещается по рельсам, на колесах, гусеницах и т. д. В качестве источника тяги может использоваться жидкое топливо, газовые смеси, электричество и гидравлическое давление.

Отдельного внимания заслуживают функции промышленного транспорта, связанные с подъемно-разгрузочными операциями. В целях оптимизации производственных и транспортировочных процессов изготовители техники стремятся оснащать транспорт силовыми агрегатами для манипуляций с грузами. И напротив, классические складские погрузчики активно развиваются в своих ходовых качествах, что расширяет возможности их применения. В некоторых отраслях востребована концепция оборудования транспорта автономными органами захвата и перемещения. К примеру, стрелочные краны и лебедочные механизмы предусматривают возможность установки и демонтажа конструкций на базах морских судов.

Автомобильный транспорт

Один из наиболее развитых и распространенных во всем мире способов грузоперевозок по безрельсовым путям. В промышленных отраслях используется магистральный автотранспорт, осуществляющий перевозки на коротких, внутригородских и междугородних маршрутах. Дальние направления обычно используются для транспортировки ценной и скоропортящиеся продукции, а также материалов, которые неудобно или невозможно доставлять другим промышленным транспортом в заданных логистических условиях. Сегодня в том или ином формате автомобили задействуются практически во всех сферах производственной деятельности - от индустриальных комплексов до сельскохозяйственных предприятий.

Хотя автодорожная инфраструктура характеризуется целым комплексом проблем, связанных с экологическими и технологическими негативными факторами эксплуатации, доля участия грузовых машин в задачах промышленного сектора ежегодно увеличивается. Также специалисты предсказывают активный рост данного вида перевозок на фоне совершенствования техники. Оптимизация конструкций и способов энергоснабжения уже сегодня повышает качество экспедиционного обслуживания промышленного автомобильного транспорта, наращивая и объемы грузооборота. Логистические компании предлагают все более эффективные схемы организации прямых перевозок, исключая нерациональные и высокозатратные модели использования автомашин.

Железнодорожный транспорт

Во многих развитых странах ЖД-транспорт является основным средством грузоперевозок в промышленных масштабах. При этом инфраструктура обслуживания и содержания производственных составов может органично соединяться с транспортными ЖД-комплексами общего пользования. Например, в России предприятия промышленного железнодорожного транспорта входят в структуру компании «РЖД» и включают следующие инфраструктурные элементы:

  • Подъездные ЖД-пути. Протяженность подъездных путей промышленного назначения в стране составляет порядка 60 000 км, а это свыше 75% от общей длины всех ЖД-дорог России. Протяженность линий, обслуживаемых одной организацией, в зависимости от величины последнего может варьироваться от 100 м до 400 км.
  • Тяговый состав. Непосредственно локомотивы, большая часть которых работает на дизельной тяге. В данную группу входят всевозможные тяговые машины, магистральные тепловозы, а также дрезины. Промышленные железнодорожные сети почти не используют электростанции для питания, поэтому в инфраструктуре отсутствуют соответствующие контактные сети.
  • Подвижной состав. Благодаря этой технике промышленный железнодорожный транспорт в принципе может перевозить многотонные грузы. К подвижному составу относятся как типовые грузовые, так и специальные вагоны. Например, это могут быть цистерны, платформы, хопперы, думпкары, рефрижераторы и т. д.

Подвесные механизмы в основном используют горнодобывающие промышленные предприятия, транспорт которых должен выполнять доставку породы в условиях, где отсутствует возможность устройства металлических несущих опор и бетонного фундамента. Тяга осуществляется за счет подвесных кольцевых дорог на двухканатном узле. У таких систем более высокая производительность, но и требования к безопасности гораздо выше, чем у обычных канатных машин.

Особенности конвейерного транспорта

Специфическая разновидность технологического транспорта, который тоже применяется в обслуживании горных масс. Конвейерный принцип перемещения грузов основывается на работе ленточных, винтовых, скребковых и шнековых механизмов, осуществляющих доставку материала до непосредственного места переработки или забора. К примеру, на угольных шахтах часто используют скребковые и ленточные конвейеры, а на поверхности задействуются ленточно-канатные транспортные линии. В России сегодня наблюдается активное развитие промышленного транспорта, базирующегося на конвейерной системе. Общая протяженность таких сетей составляет 3000 км, а скорость передвижения - от 1 до 7 м/с.

Собственно, главным преимуществом конвейеров как раз и является высокая поточность движения линии доставки, что обуславливает и немалые показатели производительности - в среднем, порядка 15-20 тыс. м 3 /ч. Объемы доставки и скорость движения линии будет зависеть от мощности подключенного привода и конструкционной реализации самого конвейера. Длина линии транспортировки, к слову, может составлять от 3 до 15 км. Но тут же выявляются и недостатки данного транспорта наподобие необходимости масштабного строительства конструкции прямо в карьере.

Правила эксплуатации промышленного транспорта

Поскольку транспортные средства промышленного назначения в процессе использования могут касаться разных сфер производства, применяются межотраслевые правила для регуляции эксплуатационных процессов. К основным из них относятся следующие:

  • Транспорт выпускается на рабочую площадку или линию только при условии его исправности и готовности путей сообщения. Предварительно должен быть составлен специальный паспорт прохождения техосмотра.
  • Неисправные или небезопасные транспортные средства выводятся из эксплуатации и не допускаются к ней до момента, пока не будут приведены в состояние, пригодное к безопасному применению.
  • Перед вводом в эксплуатацию транспорт получает специальную маркировку с государственным номерным знаком и регистрационными данными от эксплуатирующей организации.
  • В соответствии с межотраслевыми правилами эксплуатации промышленного транспорта, техника должна быть укомплектована и аварийным комплектом. В него входят не только стандартные элементы наподобие аптечки с огнетушителем и знака аварийной остановки, но и технические приспособления наподобие колесных упоров.

Также стоит подчеркнуть, что непосредственно к управлению, содержанию и обслуживанию транспорта допускаются только работники, имеющие соответствующую квалификацию. Как правило, в комплексной эксплуатации принимают участие целые группы специалистов - от водителя до электротехника и механика.

Как этот вид транспорта влияет на окружающую среду?

По сей день основным приводным механизмом большинства транспортных средств является двигатель внутреннего сгорания. И в производственном секторе, где предъявляются наибольшие требования к мощности, данный фактор особенно заметен. По этой же причине в правилах по охране труда промышленного транспорта особое внимание уделяют процессам использования топливных и горюче-смазочных материалов. Строго регулируются процессы содержания, хранения и применения нефтесодержащих веществ, используемых в заправке технике.

Но одним из главных факторов загрязнения является отработанный газ. К примеру, при сжигании в обычном ДВС 1 т бензина выделяется порядка 200-250 кг окиси углерода. На этом фоне становится все более привлекательным железнодорожный транспорт, который имеет очевидные экологические преимущества перед теми же фурами и грузовиками. Локомотивы выделяют гораздо меньшие объемы вредных газов, при этом справляясь с большими нагрузками при перевозках.

К универсальным же экологическим угрозам относятся факторы обслуживания вредных грузов. И автотранспорт, и железнодорожные составы одинаково могут перевозить токсические, пожаро- и взрывоопасные материалы, что требует особого внимания при организации подобных мероприятий. Поэтому промышленный транспорт России, к примеру, в соответствии с экологическими нормативами, обеспечивается отдельными помещениями и контейнерами для перевозки горючих, радиоактивных, легковоспламеняющихся, едких и газовых материалов. Более того, даже строительные лакокрасочные составы и электротехнические изделия требуют специальной изоляции, как при транспортировке, так и при содержании на пункте временного хранения.

Развитие транспортной техники промышленного назначения

Перспективы развития данной категории транспорта связаны с внедрением новых технологий, позволяющих наращивать грузопотоки при тех же или меньших трудозатратах и энергоресурсах. В автомобильном секторе компании-грузоперевозчики все охотнее переходят на «зеленую» технику. Особенно это касается малых дистанций, где грузовики могут использовать только электрическую энергию без подключения традиционных ДВС. Следуют крупные компании и требованиям охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта, что выражается в повышении безопасности технических средств. Это видно на примерах оснащения кабин современными климатическими установками и системами вентиляции, а также в повышении эргономики систем и органов управления. Серьезные изменения происходят и в силовых установках. Пока еще не особо заметен отказ от топливных двигателей, но как минимум наблюдается процесс замены взрывоопасных дизельных установок на агрегаты с улучшенной системой очистки выхлопных газов.

Заключение

По мере глобализации и сращивания разных сфер эксплуатации транспорта, возрастает значимость процессов организации перевозок. Сегодня недостаточно планировки точечных маршрутов без детального учета различных параметров операции. Поэтому утверждается практика разработки целых проектов использования промышленного транспорта. В СНиП 2.05.07-91, к примеру, есть требования об учете пропускной и провозной способности конкретного транспорта на расчетный срок. Графики перевозок составляются на основе технико-эксплуатационных данных конкретного средства, которые соотносятся с характером функционирования технологических процессов на обслуживаемом производстве. Соблюдение требований к детальному расчету перевозок в конечном итоге позволяет минимизировать издержки на операции транспортировки, а в некоторых случаях и существенно повысить производительность целевых предприятий, в логистической системе которых используется транспорт.

Транспортная промышленность России находится сегодня в глубоком кризисе, как и вся экономика страны в целом. В отличие от ряда других отраслей, у которых спад был вызван исключительно и их последствиями, здесь проблемы накапливались годами и носят уже вполне системный характер. Что это за трудности, и каким образом их собираются решать, мы попытаемся разобраться.

Транспортная промышленность России в 2015 году: автомобилестроение

По итогам первых семи месяцев в стране было продано немногим более 913 тыс. новых авто и малотоннажных грузовиков (данные Ассоциации европейского а). Годом ранее этот показатель составлял 1.41 млн. машин (-35,3%). Согласно годовому прогнозу АЕБ, в 2015-м продажи окажутся на уровне 1,55 млн. шт., что на 36% меньше, чем в 2014-м.

В сегменте «грузовые автомобили» транспортная промышленность сократилась в январе-июне на 22,5%. Падение спроса здесь совпало с относительным перенасыщением рынка. Ведущий игрок отрасли − «КамАЗ» − продал за шесть месяцев почти вдвое меньше машин по сравнению с 2014-м. Всего за первое полугодие было реализовано около 604 тыс. единиц новой и подержанной техники.

Проблемы транспортной промышленности

Системные проблемы транспортной промышленности России приходится решать в крайне неблагоприятных экономических условиях, но, если речь идет о реальном импортозамещении, откладывать больше некуда. К факторам, тормозящим развитие сегмента, в первую очередь нужно отнести избыток устаревших производственных мощностей, требующих на свое содержание.

Согласно статистике, до 70% оборудования, применяемого в российском машиностроении, эксплуатируется больше двух десятков лет. Это техника, которая устарела не только морально, а уже и физически. Обновлять производственную базу в условиях резкого падения интереса со стороны инвесторов и труднодоступности кредитов без государственной поддержки могут позволить себе только единицы.

Существует также в транспортной промышленности такая проблема, как острый . С каждым годом она только усугубляется, а вскоре станет и вовсе критичной, если не начать принимать меры прямо сейчас. В общем, до тех пор, пока ситуация хоть немного не выправится, создавать высокотехнологичную продукцию, не уступающую мировым аналогам, будут способны лишь отдельные предприятия.

Помощь автопромышленности

В августе 2015-го в рамках встречи с членами правительства обсуждались меры поддержки автомобильной транспортной промышленности. Являющийся исполнителем обязанностей министра промышленности и торговли Глеб Никитин отметил, что меры направленные на поддержку спроса оказались достаточно эффективными. Оказывается, несмотря на нынешние трудности, все не так уж и плохо.

По словам министра, благодаря выделенным 33,4 млрд рублей удалось остановить стремительное падение авторынка, которое без этих денег могло бы превысить 50%. Особой похвалы удостоились программы льготного автокредитования, обновления парка и лизинга. Как утверждает Глеб Никитин, выделенные на поддержку деньги вернулись в с прибылью в 70% в виде поступлений от акцизов и НДС. По итогам совещания было предложено продолжить столь хорошо зарекомендовавшие себя программы.

Вагоностроение

За шесть месяцев 2015-года было реализовано на 53,1% грузовых вагонов меньше, чем в 2014-м. В прошлом году было продано около 54,5 тыс. единиц техники (-10% по сравнению с 2013-м). Прогнозируется, что в 2015-м этот показатель не превысит 45 тысяч. Главной сложностью для участников отрасли является отсутствие долгосрочного оплаченного спроса на новый железнодорожный и городской подвижной состав.

Отечественная транспортная промышленность полностью проигрывает конкурентную борьбу зарубежным производителям, в том числе, и ввиду отсутствия сильных производителей высококачественных комплектующих. Проблему импортозамещения в сегменте вагоностроения нужно начинать решать практически с нуля. Почему так произошло, пусть разбираются компетентные органы, а пока государство будет продолжать платить.

При разработке бюджета на 2016-2018 гг. планируется предусмотреть финансирование мероприятий, способствующих стимулированию спроса на инновационную продукцию. Размер помощи составит от 2,2 млрд рублей в год. С 2017-го еще один миллиард будет выделяться на технологическое перевооружение предприятий. Программа государственной поддержки для транспортной промышленности рассчитана на период до 2030 года. Вопрос, насколько эффективной будет ее реализация, на некоторое время пока отложим.

Введение

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системы транспорта. Транспорт - важнейшая отрасль экономики страны.

Чтобы связывать пространство нашей страны, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Транспорт играет большую роль в освоении территорий, развитии бизнеса и туризма. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда.

Актуальность данной работы состоит в том, что транспорт связывает воедино все части страны, обеспечивая взаимодействие между экономическими районами и отраслями производства, и является необходимым условием и материальной основой территориального разделения труда. Следовательно, изучение транспортного комплекса России является актуальной темой в наше время, да и во все времена.

Объектом исследования в курсовой работе является транспортная отрасль России.

Предметом исследования является оценка современного состояния транспортной отрасли РФ.

Основной целью данной курсовой работы является изучение особенностей размещения, развития и состояния транспортной отрасли Российской Федерации.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1) Исследование и анализ общих черт транспортной системы России, её развитие и усовершенствование с течением времени.

2) Изучение способов взаимодействия различных видов транспорта и причин их возникновения, путем рассмотрения структуры транспортной отрасли страны.

3) Анализ и оценка каждого вида структуры транспортной отрасли страны в отдельности (железнодорожный, автомобильный, водный, трубопроводный, авиационный транспорт)

4) Выявление проблем и перспектив развития транспортной отрасли в России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения и списка библиографических источников.

Первая глава посвящена характеристике транспортной отрасли России, описанию видов транспорта.

Во второй главе дается оценка современного состояния отрасли, путем выявления проблем и перспектив развития

При написании работы в качестве источников были использованы современная научная и учебная литература, а так же интернет-ресурсы

Структура транспортной отрасли России

Общая характеристика транспортной отрасли России

Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, межрайонном и международном сообщениях. Транспортная отрасль России представлена всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

Транспортная отрасль России включает 122 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 728 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 101 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 242 тыс. км магистральных трубопроводов. «Транспорт России» Информационно-статистический бюллетень, январь-декабрь 2012 г.

В сложившейся современной транспортной системе, можно выделить три основных магистральных направления:

1) широтное магистральное сибирское направление «восток-запад», включающее в себя железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Кама и Волга;

2) меридиальное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованного в основном железнодорожными путями;

3) меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, образованное железнодорожными и трубопроводными, вязывающими Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и Уралом.

Эффективность национальной экономики, экономический рост, устойчивость развития отраслевых и территориальных комплексов, внешнеэкономической деятельности традиционно определяется функционированием транспорта.

Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. Он осуществляет обмен продукцией между предприятиями, районами и странами, способствует освоению новых территорий и развитию специализации, перемещает грузы и пассажиров, являясь основой территориального разделения труда.

Транспорт как отрасль материального производства имеет ряд особенностей. Он не создает продукцию, но способствует увеличению ее стоимости при перемещении на величину транспортных издержек. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называется коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем рациональнее размещается производство, тем транспортабельнее продукция. Это особенно важно при решении проблем оптимизации территориальной организации производительных сил.

Состояние транспорта зависит от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в общественном производстве. Своевременное качественное и полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности работы транспорта зависит от согласованной работы единой транспортной системы страны, ее взаимодействия с другими отраслями, появления новых видов транспорта, широкого применения прогрессивных способов перевозок.

По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования (обслуживающий сферу обращения и население), транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий), а также транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и т. д.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Основные виды транспорта группируются по геосферам: наземный (автомобильный, железнодорожный и др.), водный (морской, речной, озерный), воздушный. Особую группу образуют непрерывные виды транспорта (трубопроводный, электропроводный).

Транспортная сеть формируется под влиянием таких факторов, как размещение и развитие хозяйства, расположение городов, направление и мощность внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, размещение курортов и крупных объектов туризма.

Продукцией транспорта являются перевозки грузов и пассажиров. Помимо количества перевезенных грузов и пассажиров для оценки продукции отрасли употребляют показатели грузо- и пассажирооборота (произведение количества перевезенных грузов и пассажиров на расстояние их перевозки — тоннокилометры и пассажирокилометры). Последние показатели более информативны, так как отражают действительный объем работы транспорта.

Современная Россия обладает мощным, многоотраслевым, полифункциональным транспортным комплексом, на ее территории представлены все виды транспорта. По общим объемам перевозимых грузов и пассажиров, по величине грузо- и пассажирооборота Россия наряду с США и Китаем входит в лидирующую тройку государств. Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта во многом обусловлены одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта — 5890 млрд. т/км был достигнут в 1990 г. Затем в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти в 2 раза) и лишь начиная с 1999 г. его рост возобновился (табл. 3.7).

Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.

Поэтому в условиях России наиболее экономичны и эффективны для массовых перевозок грузов на большие расстояния железнодорожный и трубопроводный транспорт, на них и падает основной объем грузооборота — 93% в 2007 г.

Грузооборот основных видов транспорта России* (в млрд. т/км)

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров.

Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Сеть магистральных железных дорог находится в лучшем относительно других отечественных транспортных коммуникаций техническом состоянии и имеет высокую пропускную способность. Наиболее эффективны в эксплуатации электрофицированные железные дороги. Россия обладает самой протяженной в мире системой электрофицированных железных дорог — 44 тыс. км.

По протяженности железных дорог общего пользования (85 тыс. км в 2007 г.) Россия уступает лишь США. Размещение железнодорожной сети России отличается крайней неравномерностью, что связано с огромной территорией, различиями в ее заселенности и уровне хозяйственного освоения. В европейской части страны образовалась радиально-кольцевая конфигурация железнодорожной сети, которая сложилась под влиянием столичного положения Москвы, портовых городов на Балтике и Черном море, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. От Москвы железные дороги расходятся по 12 направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями. В Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожная сеть менее развита, ее конфигурация имеет широтное направление. При этом следует учитывать, что современная железнодорожная сеть России тесно связана с железными дорогами новых независимых государств.

Первая железная дорога была построена в России в 1837 г. Петербург — Царское Село. В 1851 г. была открыта железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва. В начале ХХ в. (в 1916 г.) было завершено строительство Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока и таким образом создана единая железнодорожная сеть страны. Сейчас железнодорожная магистраль Москва — Владивосток — самая длинная (более 9000 км) и самая грузонапряженная в мире, большая часть которой переведена на электротягу.

В дальнейшем магистральные железные дороги стали основой железнодорожной сети, по ним перевозится 90% грузов и осуществляются основные межрайонные и внутрирайонные связи. Наиболее значительными являются Печорская (Салехард — Воркута — Коноша), Волжская (Свияжск — Сызрань — Саратов — Иловля), Северо-Сибирская (Тюмень — Сургут — Нижневартовск — Уренгой — Ямбург), Туркестано-Сибирская (Луговая — Семипалатинск (Казахстан) — Барнаул — Новосибирск).

В 1970-1980-е гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль (БАМ) от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре (3145 км), призванная способствовать освоению Сибири и Дальнего Востока. Ответвления от основной трассы свяжут БАМ с районами богатейших природных ресурсов — уже построена дорога БАМ — Тында — Беркакит для перевозки углей Южно-Якутского бассейна с последующим продолжением до Якутска.

В структуре грузов, перевозимых по железным дорогам, почти 3/5 составляют каменный уголь, нефть, руды, черные металлы, лес, минеральные удобрения, цемент. Для этого вида транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. Наиболее грузонапряженные линии находятся на важных направлениях транспортно-экономических связей Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа с Поволжьем и Уралом; Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и Дальним Востоком.

Железнодорожный транспорт играет значительную роль и в перевозке пассажиров, причем до 90% приходится на пригородное сообщение. Основная масса таких перевозок осуществляется в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре и их пригородах. В дальних пассажирских перевозках лидируют меридианальное направление Москва-Курск, широтное на восток — от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь, между Москвой и Санкт-Петербургом, а также между Москвой и столицами новых независимых государств. Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров являются Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

Автомобильный транспорт имеет большое значение в перевозках срочных грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, что обусловлено его скоростью, маневренностью и способностью осуществлять перевозки “от двери до двери” без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Вместе с тем автотранспорт отличается значительной фондо-, капиталоемкостью, большим потреблением энергоресурсов и довольно высокой себестоимостью перевозок.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. Для перевозок на дальние расстояния автотранпорт используется в регионах, где отсутствуют другие виды транспорта (например, в северных и восточных районах) и при доставке особо ценных и скоропортящихся грузов.

Общая протяженность автодорог в России составляет 963 тыс. км, из них 80% — дороги с твердым покрытием. Плотность дорог с твердым покрытием в России составляет 45 км на 1 тыс. км2, в США — 270 км. Такая низкая обеспеченность России автомобильными дорогами объясняется обширностью малоосвоенных территорий Крайнего Севера, районов Сибири и Дальнего Востока (на Дальнем Востоке этот показатель равен 5 км), в европейской части страны плотность автодорог значительно выше (в Центрально-Черноземном районе — 172 км, в Калининградской области — 303 км). Экономический район считается обеспеченным автодорогами в том случае, если общая длина дорог с твердым покрытием в нем достигает не менее 80% всей сети. Общую потребность в дорогах с твердым покрытием оценивают в 2,5 млн. км. Более трети автомобильных дорог нуждается в реконструкции.

Форма автодорожной сети страны во многом соответствует радиально-кольцевой форме железнодорожной сети. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы по 12 направлениям, автодороги Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск; Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск; Екатеринбург — Челябинск и др. В Сибири и на Дальнем Востоке автомобильные дороги в некоторых направлениях служат главными путями сообщения: Амуро-Якутская магистраль (Большой Невер — Томмот — Якутск), Колымское шоссе (Магадан — Якутск), Чуйский (Бийск — Ташанта), Усинский (Абакан — Кызыл) тракты.

В отраслях экономики больше всего перевозок автотранспортом приходится на промышленность, сельское хозяйство и строительство. В структуре перевозок выделяются строительные и хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного потребления, сельскохозяйственные грузы.

Проблемой автотранспорта России остается создание современной качественной сети автодорог и отсутствие сквозной широтной автомагистрали, соединяющей западные и восточные регионы страны.

Внутренний речной транспорт. Россия обладает разветвленной речной сетью, но значение речного транспорта в последние годы стало уменьшаться. Это связано с большой конкуренцией со стороны, в первую очередь железнодорожного транспорта. Но речной транспорт сохраняет свои позиции там, где направления судоходных путей совпадают с направлением основных транспортно-экономических связей (европейская часть России) и в тех районах, где другие виды транспорта отсутствуют (Север европейской и азиатской частей России). Общая протяженность речных судоходных путей составляет 102 тыс. км.

Главные недостатки речного транспорта — сезонный характер ввиду замерзания рек в зимний период, ограниченность его использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения, а также меридианальное направление течения рек, в то время как основные грузопотоки имеют широтное направление. Но речной транспорт обладает самой низкой себестоимостью перевозки грузов, кроме того, на обустройство естественных транспортных путей требуется значительно меньше капитальных вложений, чем для создания путей сообщения других видов транспорта.

В структуре перевозимых грузов преобладают минерально-строительное сырье (песок, гравий, щебень), нефть и нефтепродукты, лес, каменный уголь.

Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного бассейнов.

Волжско-Камский бассейн обслуживает наиболее экономически развитые и плотно заселенные регионы европейской части России. На него приходится более половины грузооборота всего речного транспорта. Крупнейшие порты здесь — московские (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. Этот бассейн послужил основой создания Единой глубоководной системы европейской части России (ЕГС) общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги, Камы, Москвы-реки и Дона, которые соединены межбассейновыми соединениями — Московско-Волжским, Волго-Балтийским, Беломорско-Балтийским, Волго-Донским. Гарантированная глубина здесь 4 м.

Западно-Сибирский бассейн занимает второе место по объему выполняемой работы и включает Обь с притоками. Главными портами здесь являются Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнаги.

Третье место занимает бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. Ведущий порт — Архангельск.

Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии имеет река Лена. На пересечении Лены и БАМа находится крупный порт Осетрово (Усть-Кут).

Морской транспорт стоит на пятом месте по грузообороту после трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. Преобладают заграничные перевозки грузов. Морской транспорт занимается и внутренними, или каботажными перевозками. Но они большого значения не имеют. Каботажные перевозки делят на большой и малый каботаж. Большой каботаж — перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей. Малый каботаж — перевозки между портами одного и того же моря. В России преобладает малый каботаж.

Современная Россия занимает девятое место в мире по тоннажу торгового флота (11,6 млн. дедвейта). Но большая часть судов сильно изношена и имеет средний возраст более 20 лет, что значительно выше, чем в мире. В России имеется 37 портов общей мощностью переработки грузов 154 млн. т в год, из которых 11 — крупные, что недостаточно для страны такого масштаба, и до последнего времени Россия использовала порты сопредельных государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Портовое хозяйство нуждается в развитии и модернизации, поэтому создание Балтийской Транспортной системы (БТС) на территории Ленинградской области, где завершается строительство 5 новых морских терминалов, отчасти решит эту проблему. Флоту не хватает судов современного типа, таких, как лихтеровозы, контейнеровозы, суда комбинированного типа, морские паромы и др.

В структуре перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руда, строительные материалы, лесные и хлебные грузы.

Основные морские бассейны страны отличаются друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.

Дальневосточный бассейн вышел на первое место в грузообороте морского транспорта РФ. Это самый большой по площади морской бассейн России, через порты которого осуществляются внешнеэкономические связи с государствами Тихоокеанского региона. Крупнейшие порты здесь Владивосток, Находка, Ванино (с железнодорожной морской паромной переправой Ванино — Холмск). Основные грузы — лес, промышленная продукция.

Балтийский бассейн занимает второе место по переработке грузов. Крупнейшим портом на Балтике у России является универсальный порт Санкт-Петербург. Калининградский порт значительно меньше по грузообороту, но играет важную роль в обеспечении транспортных связей анклавной области с основной территорией России. Выборгский порт расположен не очень удобно и специализируется на лесных грузах. В Балтийском бассейне завершается строительство новых крупных морских портов.

Северный бассейн занимает третье место. Здесь выделяются два порта: Мурманск и Архангельск, на долю которых приходится 3/4 грузооборота всего бассейна. Архангельск — крупнейший лесоэкспортный порт России, а Мурманск — единственный незамерзающий порт страны на севере. Крупнейшие порты действуют в устье Енисея (Дудинка, Игарка), которые имеют важное значение в снабжении районов Крайнего Севера.

Азово-Черноморский бассейн занимает четвертое место по объему грузооборота морского транспорта. Здесь находится самый крупный порт по грузообороту — Новороссийск, специализирующийся на нефтяных грузах, меньшим по значению нефтяным портом является Туапсе. В этом бассейне предполагается расширение мощностей действующих и строительство новых портов, в том числе на Азовском море (Таганрог).

Каспийский бассейн используется для каботажных перевозок и в связях России с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией и Ираном. Здесь действуют два крупных порта — Махачкалинский и Астраханский.

Трубопроводный транспорт — узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких и газообразных продуктов. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-, продукто- и газопроводы.

Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с развитием нефтяной и газовой промышленности. В 1970-1980 гг. в России была создана уникальная сеть магистральных трубопроводов большого диаметра (1020, 1220, 1420 мм) и высокой пропускной способности, идущих из районов Поволжья, Урала и Западной Сибири на запад страны и далее в Восточную и Западную Европу. Преобладание в производстве первичной энергии России нефти и газа, огромный территориальный разрыв между районами их добычи и потребления привели к высокой доле трубопроводного транспорта в структуре грузооброта всех видов транспорта — 50% (2007 г.).

Современная сеть магистральных нефтепроводов сформировалась под воздействием роста добычи нефти и ее переработки, размещения эксплуатируемых месторождений, нефтеперерабатывающих заводов и потребителей нефтепродуктов и имеет несколько систем. В 2004 г. ее протяженность составила 47 тыс. км.

Нефтепроводы России проложены:

  • в западном направлении: Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск — Нижний Новгород — Ярославль — Кириши (нефтеперерабатывающий завод вблизи Санкт-Петербурга); Сургут — Пермь — Нижний Новгород — Полоцк; экспортная нефтепроводная система “Дружба”: Нижневартовск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест — Европа с ответвлениями Унеча — Полоцк — Вентспилс (нефтеэкспортный порт на Балтике) и Мозырь — Ужгород — Восточная Европа;
  • в юго-западном направлении: Самара — Лисичанск — Кременчуг — Николаев — Одесса; Самара — Волгоград — Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море);
  • в восточном направлении: Александровское — Анжеро-Судженск — Ачинск — Ангарск (крупный нефтехимический комбинат);
  • в южном направлении из Западной Сибири: Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.

К этим системам преобладающего широтного направления подключены нефтяные месторождения Республики Коми, Северного Кавказа, Казахстана и др. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив Оха — Комсомольск-на-Амуре.

Сеть нефтепродуктопроводов имеет меньшее значение и составляет 16 тыс. км. Построены линии: Самара — Пенза — Брянск; Уфа — Омск; Уфа — Петропавловск; Омск — Новосибирск; Ишимбай — Уфа и др.

Газопроводный транспорт — самый молодой вид транспорта, который начал развиваться после Великой Отечественной войны. Особенно быстро этот вид транспорта развивался в 1970-1980-е гг. Объем перекачиваемого газа связан с его добычей, ростом сети газопроводов и их диаметром. Протяженность газопроводов в 2007 г. составила 163 тыс. км и больше половины грузооборота природного газа приходится на трубопроводы диаметром 1020, 1220, 1420 мм.

В настоящее время функционируют газопроводы: Медвежье — Надым — Ухта — Торжок; Надым — Пунга — Пермь; Уренгой — Сургут — Тюмень — Челябинск; Уренгой — Помары — Ужгород — Западная Европа, протяженностью 4,5 тыс. км; Оренбург — Волгоград — Ужгород (газопровод “Союз”), протяженностью 2750 км; Вуктыл — Ухта — Котлас — Грязовец; Саратов — Пенза — Нижний Новгород — Владимир — Москва — Иваново — Ярославль — Череповец; Ставрополь — Новопсков — Елец — Тула — Серпухов (Московское кольцо) — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург и др.

Воздушный транспорт является преимущественно пассажирским. Пассажирские перевозки составляют 80% работы этого вида транспорта, остальное — перевозки грузов и почты, причем им перевозятся грузы, быстрая доставка которых имеет большое народно-хозяйственное значение. При дальних перевозках (свыше 1000 км) авиационный транспорт имеет преимущество перед железнодорожным. Воздушные перевозки преобладают там, где протяженность железнодорожных маршрутов значительно больше (например, Москва-Хабаровск).

Ведущее место в формировании пассажиропотоков воздушного транспорта принадлежит московскому авиаузлу, на долю которого приходится более 10% отправления пассажиров. Помимо Москвы крупные пассажиропотоки образуются в авиаузлах Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Екатеринбурга, Минеральных Вод, Сочи — в европейской части, Нижневартовска, Тюмени, Сургута, Новосибирска — в Западной Сибири, Красноярска и Иркутска — в Восточной Сибири, Хабаровска и Владивостока — на Дальнем Востоке.

Особое значение воздушный транспорт имеет для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом иногда остается единственным средством сообщения.

Таким образом, для территориальной организации отечественной транспортной системы характерно:

  • преобладающее направление основных трасс, железных дорог и трубопроводов в широтном направлении и с севера и северо-востока на юго-запад, совпадающие с преимущественным вектором грузопотоков;
  • ярко выраженная радиальная структура транспортных коммуникаций в зонах тяготения крупнейших городов — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.;
  • почти полное отсутствие наземных транспортных коммуникаций круглогодичного пользования за пределами главной полосы расселения России.