Проблемы современной африки. Глобальные проблемы человечества

В результате распада колониальных империй Великобритании, Франции, Бельгии и Португалии на карте Африки появилось сорок с лишним новых независимых государств. В 1958 г. в результате ре-ферендума стала самостоятельной Гвинейская Республика. В 1960 г. независимость получили сразу 17 стран, в том числе бывшие фран-цузские колонии Сенегал, Мали, Мавритания, Нигер, Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Дагомея, Берег Слоновой Кости (Кот-Д’Ивуар), Чад, Габон и Конго. Этот год теперь принято назы-вать Годом Африки .

Возникнув на базе колоний, часто не обладая государственно-стью в прошлом, новые страны не имели почти никакого опыта управления. Создавать государственный аппарат и политические традиции пришлось с нуля. Даже большинство границ определялись случайностью колониального раздела, многие народы и племена оказались разделены. Ряд стран континента при выборе пути разви-тия склонился в сторону социалистической модели. Почти для всех них это закончилось крахом экономики и политическими кризиса-ми, после чего африканские государства обратились к капитализму.

Политические режимы независимых африканских государств оказались нестабильными, военные перевороты стали привычным делом. Многие внутренние кризисы были вызваны национальными спорами. Партии нередко формировались по этническому принци-пу. В итоге многопартийная система, позаимствованная у стран Евро-пы, означала столкновение не политических принципов, а народов.

Трайбализм

В жизни молодых африканских государств торжествовал трайбализм — стремление одних племён и народов («наших») противопос-тавить себя «чужим», при этом никого не интересовало, что враж-дующие группы состоят из граждан одной страны. Нередко такое противопоставление выливалось в попытки отделения части терри-тории. Именно так в конце 1960-х гг. произошло в Нигерии (провин-ция Биафра), в Заире (провинция Катанга), а сегодня происходит в Сомали. В 1990-х гг. стала независимой часть Эфиопии — Эритрея. Иногда трайбализм приводил к кровавым столкновениям. В 1990-х гг. в Руанде произошли массовые убийства граждан тутси их соотечест-венниками хуту. Только вмешательство соседних государств положи-ло конец резне, в которой погибли сотни тысяч человек.

Политические проблемы Африки

В большинстве государств Африки действует республиканская форма правления. Её независимые страны унаследовали от колони-альных метрополий, с этой системой была знакома правящая эли-та, получившая образование в Европе. Но реальное влияние пар-тий и парламентов невелико. Даже гражданские правительства нередко контролируются военными, которые под предлогом «ста-билизации» довольно часто берут власть в свои руки. Такая борьба с кризисами на практике оборачивается полным лишением оппози-ции права голоса. В итоге возникают новые споры и вспыхивают гражданские войны (так случилось в Анголе в 1975-2002 гг., в Чаде в 1970-1980-х гг.).

В конце XX столетия благодаря посредничеству стран мира и ООН закончились или снизили остроту несколько военных и по-литических конфликтов в Африке. В результате переговоров ус-пешно завершилась партизанская борьба за освобождение Нами-бии. Начался мирный процесс в соседней Анголе. Завершились свя-занные с сепаратизмом войны в Нигерии и Заире. Усилия соседей Эфиопии и Эритреи не дали превратиться в полномасштабную вой-ну столкновениям этих двух стран. Африканские и европейские ми-ротворцы сумели положить конец гражданской войне в Либерии. Усилия мирового сообщества и ряда стран континента заставили власти Южно-Африканской Республики отказаться от режима апар-теида (разделения белых и чернокожих жителей) и дискриминации цветного населения. Материал с сайта

Экономические проблемы Африки

Большинство стран Африки южнее Сахары остаются экономи-чески неразвитыми. На континенте проживает 14 % населения планеты, а промышленной продукции (без учёта ЮАР) здесь про-изводится менее 1 %. И хотя в Африке начали действовать первые транснациональные корпорации (ТНК) с совокупным капиталом в середине 1990-х гг. 25 млрд долларов, подавляющая часть этих де-нег остаётся вне региона. 1980-1990-е гг. запомнились африкан-ским странам ужасной засухой. Особенно пострадали Эфиопия, Чад, Центральноафриканская Республика и Нигер. Обострилась нищета, сотни тысяч, а то и миллионы людей умерли от голода. Внешний долг стран Африки измеряется сотнями миллиардов дол-ларов. Континент испытывает демографический взрыв (стреми-тельный прирост населения — с 300 млн до 600 млн за 30 лет), но ни рабочих мест, ни продовольствия, ни жилья для такого количе-ства жителей нет и не предвидится. Люди живут ещё беднее, чем несколько лет назад. В ряде стран (Кения, Нигерия, Ботсвана, Зам-бия, Зимбабве) власти пытаются ограничить рождаемость, но поч-ти безрезультатно.

Помощь Африке

Мировое сообщество не раз принимало программы помощи аф-риканским государствам, поставляло продовольствие и выделяло денежные средства, но это так и не помогло континенту выбраться из затяжного кризиса. Пока сами африканцы не сумеют наладить эффективное рыночное хозяйство, не отвыкнут от практики соци-альных иждивенцев и не станут настоящими хозяевами у себя дома, независимые страны Африки будут обречены на нищенское сущест-вование.

На этой странице материал по темам:

  • Проблемы африки кратко история

  • Проблемы независимой африки

  • Проблемы африки в начале 21 века кратко

  • Экологические проблемы африки доклад

  • С какими проблемами столкнулись независимые страны африки

Вопросы по этому материалу:

В настоящее время в Африке живет около 800 млн человек . Распределяется это население по территории материка крайне неравномерно. Огромные области почти совсем не населены, многие населены очень редко. Например, в Сахаре, Калахари, пустыне Намиб плотность населения 1 человек на 1 км 2 . Заселенность тропических лесов бассейна Конго, многих горных районов Восточной Африки очень низкая. Значительно выше плотность населения северного, юго-западного и юго-восточного побережья материка, побережья Гвинейского залива. Особенно выделяется долина Нила в Египте - это одна из наиболее густонаселенных территорий не только в Африке, но и во всем мире. Плотность населения там превышает 200 человек, а в некоторых местах доходит до 1000 человек на 1 км 2 . В некоторых районах Африки возвышенности и горные районы заселены плотнее, чем низменности, имеющие менее благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Около 40 % всего населения континента живет на высоте более 500 м над уровнем моря.

В Африке господствующее положение занимает сельское население , страны этого континента наименее урбанизированы по сравнению с другими регионами мира. В сельском хозяйстве преобладают плантационное или подсечно-огневое земледелие и пастбищное скотоводство, часто сочетающееся с кочевым или полукочевым образом жизни. Долгие годы колониализма наложили неизгладимый отпечаток на размещение населения, способы ведения хозяйства и характер использования природных ресурсов.

Резко отразились на состоянии природной среды стран Африки также социально-демографические процессы последних десятилетий: высокие темпы воспроизводства населения, с этим связано расширение посевных площадей и пастбищ, чрезмерное и не всегда рациональное использование природных ресурсов, рост городов. Все это, вместе взятое, привело к тому, что в настоящее время сравнительно немногие районы Африки сохранили свою первозданную природу. Изменение состава лесов под влиянием вырубок и выжигания или даже вытеснение лесов антропогенной саванной, опустынивание саванн в пограничных с пустынями зонах, распространение интродуцированных растений и животных других континентов и истребление местных видов - все эти результаты человеческой деятельности получили широкое распространение не только на наиболее освоенных и заселенных окраинах материка, но и в его внутренних районах. В 1990-1995 гг. темпы обезлесения в Африке составили 0,7 % в год. За 15 лет (с 1980 по 1995 гг.) площадь африканских лесов сократилась на 66 млн га. Наиболее высока скорость обезлесения на юге Западной Африки.

За последние 100 лет в Африке значительно ухудшилось состояние наземных и пресноводных экосистем. Быстрый рост населения, интенсификация сельского хозяйства, урбанизация и рост промышленности усилили деградацию окружающей среды и истощение природных ресурсов. В числе наиболее острых экологических проблем можно назвать потерю плодородия почв, ускорение процессов эрозии, обезлесение, снижение биоразнообразия, рост дефицита воды, а также ухудшение качества воды и воздуха (рис. 2).

Рис. 2. Экологические проблемы Африки

Основная причина этих неблагоприятных для природной среды тенденций заключается в низком уровне жизни населения и бедности большинства африканских государств. Многие экологические проблемы обусловлены тем, что в сельском хозяйстве, энергетике, промышленности проводится политика, которая, как правило, не учитывает последствий воздействия человека на экосистемы и природные ресурсы и не предпринимает никаких мер по их предотвращению.

В африканские страны переводятся «грязные» производства, запрещенные в экономически развитых странах, поставляются сельскохозяйственные ядохимикаты, применение которых не разрешено в США и государствах Европейского Союза.

Однако в конце XX в. наметились и позитивные сдвиги . Так, например, вместо традиционной переложной системы земледелия («читемене») в Западной Африке распространяется «агросильвикультура», при которой культурные растения выращиваются под пологом древесных пород. По-новому оцениваются некоторые общинные традиции охраны природы. Используя эти традиции, правительства некоторых африканских стран добились значительных успехов в рациональном использовании земель.

На состоянии природной среды стран Африки отразились высокие темпы воспроизводства населения, с которыми связано расширение посевных площадей и пастбищ, рост числа городов, чрезмерное и нерациональное использование природных ресурсов.

Наиболее острые современные экологические проблемы Африки - это снижение плодородия почв, ускорение процессов эрозии, обезлесение, рост дефицита воды, ухудшение качества поверхностных вод и воздуха, вырубка вечнозеленых лесов, исчезновение видов растений и животных. Основной причиной экологических проблем является бедность государств и пренебрежение экологическими последствиями. В африканские страны переносятся «грязные» производства. Для обеспечения населения продовольствием усиливается распашка земель, увеличивается поголовье скота.

Важнейшей экологической проблемой Африки является проблема Сахеля - обширной природной зоны шириной 400 км южнее Сахары от Атлантики до Эфиопии. Сахель является переходной полупустынной зоной от пустынь к саваннам. Северной границей Сахеля служит изолиния годовой суммы осадков в 100-200 мм, южной - 600 мм. Средняя температура здесь +27…+29 °С. Влажный летний период длится недолго, а 80-90 % выпавших осадков испаряется. Сухой сезон длится 8-10 месяцев.

Основным видом хозяйственной деятельности на протяжении столетий было кочевое и полукочевое скотоводство. Во влажный период скот пасется на севере Сахеля, в сухой сезон его отгоняют на юг. Такое использование земель привело к нарушению экологического равновесия в ХХ в., что выразилось в увеличении площади и продвижении пустынь на юг (до 10 км в год) - опустынивании - превращении засушливых земель в пустыню. Главным следствием этого процесса является увеличение количества засух. Некоторые из них вошли в историю под названием «сахельской трагедии» (1968-1974, 1984-1985 гг.).

В Африке находится 17 % лесов мира. Обезлесение - процесс превращения земель, занятых лесом, в земельные угодья. Стихийная вырубка лесов на дрова, деревьев ценных пород приводит к сокращению лесов. Африка потеряла 90 % вечнозеленых прибрежных тропических лесов. На Мадагаскаре, например, вечнозеленые леса сохранились только на небольших участках на востоке острова.

Важной проблемой Африки является дефицит пресной воды. Для ее решения учеными предлагаются различные проекты обводнения, например, территории Сахары. Существуют проекты переброски стока реки Конго в Сахару и создание на месте древних озер крупных водохранилищ - Сахарского и Чадского. Наличие на реках Африки порогов создает условия для обводнения засушливых районов путем строительства крупных водохранилищ. Водохранилища Кариба на реке Замбези, Насер на реке Нил - примеры рационального использования поверхностных вод Африки.

Национальные парки Африки

В африканских странах предпринимаются меры по спасению дикой природы. Для этих целей создаются особо охраняемые территории. В начале ХХ в. в Африке возникли первые национальные парки: Альберт, Вирунга, Серенгети, Рувензори и др. После освобождения от колониального гнета было создано сразу 25 новых национальных парков, а к началу ХХI в. охраняемые территории составили более 7 % ее территории.

Первое место по количеству национальных парков занимает Кения (15 % площади). Самый большой по площади - национальный парк Цаво (более 2 млн га), где под охраной находятся львы, носороги, жирафы, кафские буйволы, 450 видов птиц. Наиболее известен парк стадом слонов. В ЮАР охраняются саванны и южно-африканская фауна. В парке Крюгера охраняются жирафы, из птиц - марабу, птица-секретарь. На Мадагаскаре охраняются влажные горные леса, тропические дождевые леса со знаменитым «деревом путешественников» и эндемичной фауной, в Западной Африке - характерные лесные ландшафты. В Южной Африке выделяется национальный парк Кафуэ со знаменитым водопадом Виктория. Нгоронгоро знаменит своим кратером, склоны которого покрыты тропическим лесом, а днище представлено саванной с многочисленными стадами буйволов, зебр, антилоп. В самом крупном парке Танзании - Серенгети обитают сотни тысяч диких копытных. Парк отличается обилием количества животных и птиц.

Создание особо охраняемых территорий - путь сохранения природного разнообразия в Африке. Основные причины нарушения экологического равновесия в зоне Сахеля - рост численности населения, скотоводство, обезлесение, частые засухи.

Одной из актуальных проблем африканского континента является повышенная конфликтогенность в этом регионе. Причиной является.

Прежде всего, причиной повышенной конфликтогенности в регионе являются сложные межэтнические отношения на континенте. Они обусловлены разнородным составом: в Африке проживает около 50 наций и народностей, около 3 тыс. племен. При этом государственные границы до сих пор весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческими ареалами проживания населения. Непрерывные межэтнические войны и столкновения усиливают миграционные потоки. По данным ООН, общая численность беженцев на континенте в конце XX в. (в связи с войнами в Судане, Руанде и Буруни) составляла 7 млн человек. Региональные потоки рабочих-мигрантов направляются в основном в Нигерию, ЮАР, Габон и Берег Слоновой Кости.

Наряду с этническими конфликтами, африканская геополитика дополняется социальными и классовыми антагонизмами, не менее опасными и трагическими по своим последствиям. фТак, например, во второй половине XX в. в Африке произошло около 100 военных переворотов, более 50 войн, жертвами которых стали около 4 млн человек. При этом 18 войн можно отнести к числу гражданских, 11 попадают под определение геноцида и массового политического террора. 11 конфликтов считаются непогашенными и время от времени вспыхивают вновь. Помимо Нигерии и Либерии, гражданские войны и конфликты продолжаются в ряде африканских государств, особенно кровопролитные -- в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Леоне. Борьба за ресурсы, власть или территорию неминуемо сопровождается кровавыми столкновениями, при этом традиционное сознание диктует бескомпромиссные, предельно жестокие формы борьбы, поэтому достижение компромиссов и налаживание сотрудничества в этих условиях становятся крайне проблематичными.

Таким образом, в настоящее время в Африке представлена практически вся палитра угроз, с которыми сталкивается человечество в начале XXI в.: межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкновения, голод, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире), острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев.

Ещё одно не маловажной проблемой стран Африки является экономический кризис. Что в условиях сложившегося мирового финансового кризиса ещё более обострился.

Многие аналитики видят причину углубления экономического кризиса в Африке в изъянах монетаристской модели развития, навязанной международными финансовыми институтами. В соответствии с этими рекомендациями считается, что достижение стабилизации возможно только путем последовательной либерализации экономики, сокращения государственного сектора и развития свободных рыночных отношений. В основе монетаристской концепции государственного регулирования лежит утверждение о том, что главное преимущество рыночной экономики -- конкуренция, поэтому государство должно вмешиваться в рыночные отношения только в том случае, если можно констатировать антиконкурентную деятельность экономических факторов на рынке.

Экономики стран Африки уже страдают от сокращения зарубежной помощи, экспорта африканских товаров и денежных переводов африканских трудовых мигрантов, а также роста цен на продовольствие и топливо на международных рынках. Африканский банк развития (АБР) уже снизил прогноз экономического роста в африканских странах в 2008 г. с 6,5% до менее 5%, что значительно ниже прогноза МВФ.В Кении, Кот-д"Ивуаре, Нигерии, Маврикии и других странах отмечается заметное падение цен на недвижимость. Особенно уязвимы перед воздействием мирового финансового кризиса африканские островные государства, в частности, Сейшельские острова, экономика которых чрезвычайно зависима от импорта. По данным правительства Сейшельских островов, долг этой африканской островной страны уже составляет 175% ее ВВП.

Министры финансов и председатели центральных банков африканских стран уже выразили озабоченность тем, что в 2009 г. страны Африки получат гораздо меньшую экономическую помощь от развитых стран, международных организаций и африканских трудовых мигрантов. Служившие ранее источниками денежных средств США, страны ЕС, Китай и Япония, чьи экономики пострадали в ходе кредитного кризиса, уже направили огромные средства на программы стимулирования своего экономического роста. В условиях экономического спада в развитых странах африканским трудовым мигрантам, проживающим за границей, грозит безработица, в результате чего сократятся их денежные переводы в страны Африки. Всемирный банк прогнозирует, что в 2008-2009 гг. доходы от денежных переводов в страны, расположенные южнее Сахары, снизятся как минимум на 1%, а по мере углубления финансового кризиса поступления от африканцев, проживающих вне Африки, могут сократиться на 6%.Несмотря на экономические проблемы, с которыми столкнутся африканские страны, экономисты из Кении усматривают в финансовом кризисе и позитивные следствия, возможные в отдаленной перспективе. По их мнению, африканские финансисты смогут извлечь уроки из кризиса и усилить кризисный менеджмент. В тяжелой экономической обстановке африканские страны будут вынуждены переориентировать направления экспорта, активизируя торговые связи с незападными странами. Кроме того, африканские экономисты надеются, что сокращение торгово-экономических связей с неафриканскими странами будет содействовать процессу открытия внутреннего рынка Африки.

Несмотря на крупные перемены в Африке в последние десятилетия, она пока остается, пожалуй, наиболее проблемным регионом мира. На континенте продолжают полыхать многочисленные вооруженные конфликты, которые только в самый недавний период привели к гибели миллионов людей. Весьма непростой, подчас хронически кризисный характер имеет социально-экономическая ситуация во многих африканских государствах. Настоящий бич региона - бедность, причем значительная часть населения стран Африки находится буквально на грани физического выживания. Нынешние темпы экономического роста (за единичными исключениями) не позволяют рассчитывать на скорое преодоление разрыва в уровне развития Африки и остального мира, который, напротив, продолжает увеличиваться. Все это усугубляется невыгодной для африканцев конъюнктурой на мировых рынках, массовым распространением на континенте опасных заболеваний, прежде всего ВИЧ/СПИД, туберкулеза, малярии, экологическими проблемами, засухами, наводнениями, другими природными катаклизмами. Неблагополучное положение в Африке препятствует полноценному участию стран континента в мировой политике и международных хозяйственных связях, превратилось в фактор, угрожающий уже не только региональной, но и глобальной стабильности. На миротворческие операции в регионе, гуманитарную помощь и постконфликтное восстановление отвлекаются огромные материальные и людские ресурсы. Всех членов международного сообщества затрагивают неконтролируемая миграция из зон вооруженных конфликтов за пределы Африки, связанные с этим проблемы распространения преступности, незаконного оборота наркотиков, инфекционных заболеваний. Необходимо учитывать и то, что нестабильность служит питательной средой для международного терроризма и разного рода экстремистских проявлений.

В этом контексте весьма важно, что происходящее в Африке встречает адекватную и все более активную реакцию со стороны международного сообщества, в т.ч. клуба наиболее влиятельных государств мира - "Группы восьми". Африка входит в сферу внимания "восьмерки" в течение уже достаточно длительного периода, но наиболее акцентированное звучание в ее повестке дня африканская тематика приобрела с 2001 г. Тогда на саммите в Генуе африканцы представили лидерам "Группы восьми" свою программу "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД), нацеленную на превращение континента в зону мира и стабильности, его вывод на путь устойчивого экономического роста и развития. В этой программе, ставшей первым подобным документом, разработанным самими африканцами, декларируется собственная ответственность государств региона за свое развитие. В то же время подчеркивается необходимость максимально широкого содействия Африке со стороны мирового сообщества.

Доклад эксперта:

«Продовольственная проблема

Тропической Африки»
Содержание

Введение. 3

1. Современное состояние продовольственной проблемы Тропической Африки. 5

1.1. Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете. 5

1.2. Причины затяжного продовольственного кризиса Тропической Африки. 7

2. Роль ООН и мирового сообщества в решении продовольственной проблемы Тропической Африки 12

2.3. Политическая Деларация о потребностях Африки в области развития……….

2.4. Право на питание. Система социальной защиты .. 18

2.5. Доклад института Worldwatch «Состояние мира 2011». 21

Заключение. 24

Список литературы.. 26

Введение

Продовольственная проблема – фундаментальная глобальная проблема, стоящая перед мировым сообществом. Она оказывает пагубное влияние на экономику, социальные отношения, политику, культуру; так как она непосредственно воздействует на такие основополагающие характеристики жизни любого человека, как состояние здоровья и уровень качества жизни.

То обстоятельство, что наиболее остро продовольственная проблема осталась характерна прежде всего для третьего мира, не делает проблему менее актуальной по отношению к высокоразвитым государствам. Неспособность большинства беднейших стран решить проблему нехватки продовольственных ресурсов сделала данную проблему общечеловеческой, превратив ее в одну из болевых точек мировой повестки дня. Важнейшей инициативой на мировом уровне стал саммит ООН в Нью-Йорке, сформулировавший в 2000 году «Цели развития тысячелетия». Именно тогда одно из первых мест в списке задач, которые человечество должно решить к 2015 году, заняло сокращение в два раза числа нищих и голодающих людей в мире по сравнению с 1990 годом.

Сегодня в мире насчитывается 925 миллионов голодающих. В процентном выражении больше всего голодающих живет в странах Африки к югу от Сахары.

Безусловно, одним из важнейших факторов, влияющих на динамику численности голодающих, является состояние мировой экономики. Финансово-экономический кризис 2008 года не повернул вспять положительную тенденцию сокращения бедности и голодающих людей по всему миру, но создал значительные трудности для реализации этой тенденции.

Однако важно отметить, что до начала кризиса преобладающей тенденцией в динамике абсолютной бедности было ее устойчивое снижение везде, кроме Африки южнее Сахары.

В связи с этим я считаю, что главным «полюсом голода» на сегодняшний день является – именно, Тропическая Африка. Так как здесь наблюдается продолжительная стагнация в вопросе обеспечения населения продовольственными ресурсами. Рост запасов данного региона не успевает за ростом численности населения, и весь этот процесс ведет к крупнейшей гуманитарной катастрофе 21 века.

На земном шаре сегодня недоедающих и голодающих больше, чем когда-либо раньше, и это несмотря на то, что в мире на душу населения производится больше продовольствия, чем когда бы то ни было в истории человечества. Однако глобальная проблема недоедания и голода не сводится только к дефициту продовольствия, она «насквозь» пронизана политикой, теснейшим образом связана с экономикой и различными сферами общественной жизни.

Глобальное звучание продовольственной проблеме придает и тот факт, что отдельным государствам такого отсталого региона как Тропическая Африка ее решения невозможно добиться порознь, необходимы совместные усилия: 1) стран голодающих; 2) стран, стремящихся достичь полного и гармоничного рациона питания, и 3) стран, достигших изобилия продовольствия и вынужденных даже «бороться» как с излишками пищевых продуктов, так и с избыточным их потреблением и связанными с этим болезнями. Как и многие другие глобальные проблемы, продовольственная значительно сдерживает дальнейшее развитие цивилизации.

Решить продовольственную проблему Тропической Африки и всего мира возможно только при условии, что все мировое сообществу объединится против этого страшного недуга 21 века, и будет действовать решительно и сообща!

1. Современное состояние продовольственной проблемы Тропической Африки

1.1. Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете

Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете. Продовольственное положение здесь оценивается специалистами как критическое. Ситуация осложняется тем, что около основная часть ее жителей проживают за чертой бедности. Это обстоятельство, углубляющиеся экологические и энергетические трудности, высокие темпы демографического прироста обусловливают затяжной, хронический характер продовольственного кризиса. Об этом свидетельствуют как участившиеся вспышки массового голода в отдельных странах, так и постоянное расширение ареалов его распространения вплоть до образования стабильных «зон голода»: в пределах Сахеля на северовостоке и юге Африки. При этом парадоксом выглядит тот факт, что 2/з населения континента занято в сфере сельского хозяйства.

Наиболее неблагоприятное положение сложилось в странах аридных и семиаридных областей, занятых сухими саваннами и полупустынями. На этих территориях, отличающихся чрезвычайно низким агроприродным потенциалом, повышенной хрупкостью и пониженной «эластичностью» экосистем, темпы роста населения примерно в 2 раза опережают производство продовольствия, что приводит к резкому снижению подушевого показателя производства продуктов питания. По данным ООН серьезную нехватку продуктов питания испытывают 26 африканских государств, т. е. примерно половина стран континента. К ним относились в частности: БуркинаФасо, ГвинеяБисау, Нигер, Бенин, Чад, Гамбия, Гана, Гвинея, Мали, Мавритания, Сенегал, Того, Центральноафриканская Республика, Эфиопия, Сомали, Уганда, Танзания, Ангола, Ботсвана, Лесото, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и др.

Особенно большие человеческие жертвы принесли небывалые засухи в 80е годы в странах суданосахельской зоны. Сегодня ясно, что сахельская трагедия не исчерпывается природными катаклизмами. Есть основания утверждать, что еще задолго до начала трагедии сахельские страны уже вступили в полосу экологического кризиса, практически всецело обусловленного социально-экономическими факторами. Особенно зловещую роль сыграли сведение скудной древесной растительности и перевыпас скота. Кризис мог бы идти медленнее, но крайне неблагоприятные климатические условия внезапно обострили его. Сегодня продовольственный кризис для стран Тропической Африки стал экономическим явлением, которое протекает в этом регионе уже долгие годы, и решить данную проблему чрезвычайно сложно.

Анализируя продовольственную ситуацию в странах Африки, нельзя абстрагироваться от социальной и имущественной структуры местного населения. По многочисленным данным, узкий элитарный слой, охватывающий только 5% местного населения, присваивает здесь более 1/з национального дохода , равно как и львиную долю продовольственной помощи, поступаемой извне. Существует также значительный разрыв в характере и уровне питания между городскими и сельскими жителями и даже между членами отдельных семей.

Одно из последствий массового голода в странах Тропической Африки - образование крупных миграционных потоков беженцев, нередко пересекающих национальные границы. Наибольшее число беженцев приходится на сахельскую зону и соседние с ней страны.

Также стоит обратить внимание на структуру питания стран Тропической Африки. В питании населения, как правило, всегда доминирует один какой-либо продукт, что придает рациону однообразный характер и негативно сказывается на общем состоянии здоровья африканского населения.

Для зоны саванн и Сахеля в Африке наиболее характерны просяные культуры (в первую очередь сорго), дающие до 40- 50% калорий. Однако общепризнано, что они не способны поддерживать продовольственный баланс, ибо в неурожайные годы голод приобретает массовый характер. В пищевом рационе жителей лесной зоны африканского континента преобладают клубнеплоды - ямс, маниок (кассава), батат. Эти культуры дают сравнительно высокие урожаи, однако в местах их возделывания и потребления обычно обнаруживаются недоедание и сильное белковое голодание (в 1 кг батата содержится 1200 килокалорий и лишь 24 г белка).

Недостаточное и неполноценное питание значительной части населения Африки оказывает огромное влияние на биологические и социальные аспекты воспроизводства данного региона, его жизненный тонус, производительность труда и т. п.

Порочный круг «нищета - плохое питание - болезни - низкая производительность труда - нищета», характерный для стран мировой «периферии», ведет к тому, что резко падает трудоспособность занятых в производстве людей, поскольку недоедание обессиливает человека. Болезни и нищета в деревнях вынуждают молодежь уходить в города. В результате сокращаются ресурсы рабочей силы, возрастают темпы урбанизации, точнее псевдоурбанизации. Отсюда и усиливающаяся социальная напряженность, рост преступности, эпидемий, детской смертности.

1.2. Причины затяжного продовольственного кризиса Тропической Африки

Корни продовольственной проблемы слишком глубоки и имеют одновременно исторические, экономические, социально-демографические, политические и природно-климатические аспекты. Попытаемся хотя бы в тезисной форме охарактеризовать главные причины нынешней тяжелой продовольственной ситуации в развивающихся странах Тропической Африки.

1. Проблема голода теснейшим образом взаимосвязана с проблемой отсталости стран Тропической Африки. Подобно другим отраслям материального производства, сельское хозяйство большинства развивающихся стран даже близко не соответствует научному и техническому уровню мировой экономики конца XX в. Оно ведется без использования достаточного количества машин, минеральных удобрений, применения ирригации и т. д. Земледелие, особенно его продовольственный сектор, по-прежнему слабо втянуто в товарно-денежные отношения.

2. Значительное влияние на масштабы голода в современном мире оказывает неконтролируемый рост населения в развивающихся странах.

В Африке, где производство продовольствия переживает стагнацию, население быстро возрастает и период удвоения его численности составляет немногим более 20 лет. И, следовательно, к 2020 году можно ожидать нового удвоения населения континента. В соответствии с теорией Мальтуса в регионе должны активизироваться факторы, ограничивающие демографический рост. И это действительно происходит: нигде в мире нет такого количества межнациональных и гражданских войн и конфликтов, как в Африке, ВИЧ-инфекция и СПИД уносят миллионы жизней, охватывая самое работоспособное население.

В результате эпидемии ВИЧ/СПИДа в странах Африки к югу от Сахары на плечи пожилых людей легла ответственность по уходу за своими собственными больными детьми и воспитанию своих внуков, когда их дети умирали.

Домохозяйства, возглавляемые пожилыми людьми и в которых воспитываются сироты, были отнесены к категории особо уязвимых перед проблемой нехватки продовольствия (Muga and Onyango-Ouma, 2009; Makiwane and Kwizera, 2007; Adato and Bassett, 2008). Эти домашние хозяйства не в состоянии производить продукты питания, поскольку они не располагают рабочей силой и другими

необходимыми средствами, и поэтому среди них отмечаются высокие показатели недоедания.

3. Определенную вину за нынешнюю острую продовольственную ситуацию в развивающемся мире несут бывшие метрополии и транснациональные корпорации. Известно, что в бывших колониях лучшие пахотные земли отводились под плантации экспортных культур, ничего не дававших и мало что дающих сегодня местным жителям. ТНК, владеющие плантациями или контролирующие сбыт выращенной на них продукции, нисколько не облегчают продовольственных затруднений молодых государств.

4. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что страны Тропической Африки занимают крайне невыгодные позиции в рамках международных экономических отношений и в рамках мировой торговли.

5. Самым непосредственным образом на продовольственном положении в развивающихся странах сказываются высокие темпы урбанизации, приводящие не только к простому росту потребностей в товарном продовольствии, но и к качественному изменению рациона питания населения, предъявляя спрос на многие продукты, которые ранее на месте не производились. Городская элита становится все более зависимой от импорта продовольствия из высокоразвитых стран, на что расходуются крупные финансовые средства.

6. Нельзя сбрасывать со счетов и последствия экологических кризисов, особенно почвенной эрозии и опустынивания, которые в немалой степени определяют масштабы недопроизводства сельскохозяйственной продукции в Тропической Африке. Засухи и опустынивание охватили сегодня территории более 30 африканских государств, угрожая голодом примерно 150 млн человек.

В настоящее время практически используется вся или почти вся пригодная для обработки земля. Распахивание новых, менее удобных площадей может привести к удорожанию сельскохозяйственной продукции и (либо) к отрицательным последствиям для окружающей среды, как это уже произошло в зоне нестабильного земледелия, например в ряде стран Африки. Хотя сельскохозяйственные площади все еще увеличиваются, происходит это замедленными темпами, причем рост пахотных земель заметно отстает от расширения сельскохозяйственных угодий. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), доля сельскохозяйственных земель за последние 30 лет возросла с 33,13 до 35,71% всей суши, а доля пашни - с 10,41 до 11,03%, то есть на доли процента.

Застой в увеличении или стабилизация посевных площадей делают основным направлением роста сельскохозяйственного производства его интенсификацию на основе современных высокотехнологичных систем земледелия.

7. Новые серьезные угрозы для продовольственной безопасности и сектора сельского хозяйства возникают и в связи с изменением климата. Ожидаемые последствия такого изменения особенно опасны для мелких фермеров Тропической Африки, а также для групп населения, и без того уже находящихся в уязвимом положении. засухи и возросшая частотность стихийных бедствий, вызванных изменением климата, еще более обостряют проблему нехватки продовольствия для миллионов африканцев. Пагубные последствия засух и других природных катаклизмов особенно тяжело переживают такие уязвимые группы населения, как пожилые люди и инвалиды, которые не только не располагают материальными активами, но и зачастую не обладают необходимым человеческим капиталом и/или возможностями для адаптации к таким условиям.

8.Мировой финансово – экономический кризис 2008 года не обошел стороной и Тропическую Африку.

Согласной обзору экономического и социального положения в Африке 2010 года, проведенного Экономическим и Социальным Советом, общемировая рецессия отрицательно повлияла на показатели экономической деятельности в Африке в 2009 году, хотя ее последствия оказались менее

серьезными, чем первоначально прогнозировалось.

В результате экономического спада ухудшилось положение дел с занятостью, прежде всего среди уязвимых групп населения. Показатели нищеты либо увеличились, либо оставались высокими.

Общее негативное воздействие экономического кризиса на систему социального обеспечения может помешать достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, в первую очередь целей, касающихся сокращения масштабов нищеты, голода.

Экономическая активность в Тропической Африке снизилась, при этом темпы прироста ВВП сократились с 5,2 процента в 2008 году до 1,8 процента в 2009 году. Например, в Чаде отмечено падение ВВП в результате низкой продуктивности сельскохозяйственного сектора. На фоне сокращения объемов внешнего финансирования растущий дефицит государственных бюджетов все чаще финансировался за счет внутренних источников: либо за счет изъятия государственных депозитов со счетов центрального банка, либо за счет заимствования средств у центральных банков. Страны, принявшие сбалансированные бюджеты , в которых уровень расходов привязан к уровню имеющихся в наличии внутренних и внешних ресурсов, практически не имели пространства для маневра в бюджетно-финансовой сфере, чтобы отреагировать на падение темпов роста.

Еще одна группа населения, которая может оказаться в уязвимом положении в результате любого снижения уровня доходов, состоит из людей, живущих в условиях крайней нищеты. Согласно последним оценкам, доля населения, живущего в условиях крайней нищеты в Центральной Африке, Восточной Африке, южной части Африки и Западной Африке - с использованием новой международной черты бедности в размере 1,25 долл. США в день - составляла в 2005 году 51 процент. А это - более 400 миллионов человек.

9.Уязвимые группы населения сталкиваются с серьезными трудностями при решении проблем, связанных с доступом к продовольствию и обеспечению продовольственной безопасности. В силу отсутствия во многих странах формальных программ повышения доходов, субсидий на продовольствие и ценового контроля все трудности перекладываются на плечи населения. Такие уязвимые группы населения, как пожилые люди, инвалиды, беженцы и беднота, являются наиболее уязвимыми перед повышением цен на продовольствие ввиду их низких доходов.

10. Внутренне перемещенные лица особенно уязвимы перед проблемой нехватки продовольствия, поскольку во время конфликта отсутствие безопасности затрудняет работу гуманитарных учреждений, которые стремятся оказать продовольственную помощь и предоставить другие услуги.

Примеры нехватки продовольствия среди внутренне перемещенных лиц.

Согласно оценкам Организации Объединенных Наций, сделанным в мае 2007 года в регионе Судана Дарфур, из 4,1 миллиона человек, затронутых конфликтом, находились вне досягаемости гуманитарных организаций. Как следствие, показатели недоедания среди перемещенных внутри страны лиц превысили критические показатели и глобальные показатели острого недоедания, а показатель недоедания среди детей впервые за последние три года достиг в 2007 году чрезвычайного уровня. В 2007 году возможности гуманитарных организаций по оказанию помощи сузились, когда около 1 миллиона внутренне перемещенных лиц нуждались в оказании крайне необходимой помощи.

В Сомали доступ гуманитарных организаций в страну резко ограничен в связи с отсутствием безопасности, что затрудняет оказание продовольственной и другой жизненно важной помощи внутренне перемещенным лицам. В лагерях для внутренне перемещенных лиц отсутствуют такие основные элементы инфраструктуры, как школы, медицинское обслуживание, водоснабжение и санитарное обслуживание, что ведет к повсеместному распространению проблем, связанных с хроническим недоеданием и диареей. Результаты обследования, проведенного в ноябре 2007 года среди внутренне перемещенных лиц в районах Афгойя и Мерка в Сомали, зафиксировали критически допустимые уровни недоедания в регионе, где большой угрозе голодной смерти уже подвержено 15 процентов детей.

В Кот-д’Ивуаре показатели недоедания оставались высокими, особенно в не имеющих доступа к морю районах и местах, где заставы и контрольно-пропускные пункты на дорогах препятствуют свободному передвижению.

Источник : См. Центр наблюдения за процессами внутреннего перемещения (2008 год) и Центр по наблюдению за процессами перемещения (2009 год).

2. Роль ООН и мирового сообщества в решении продовольственной проблемы Тропической Африки

2.1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций

В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 года особое место отводится вопросу удовлетворения потребностей Африки.

ООН обязуется помогать африканцам в их борьбе за прочный мир, искоренение нищеты и устойчивое развитие, тем самым вовлекая Африку в основное русло развития мировой экономики.

В частности ООН собирается:

· принять особые меры для решения проблем искоренения нищеты и устойчивого развития в Африке, включая списание задолженности, улучшение доступа к рынкам, расширение официальной помощи в целях развития (ОПР) и увеличение потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а также передачу технологии;

· стимулировать и поддерживать региональные и субрегиональные механизмы предупреждения конфликтов и поощрения политической стабильности и обеспечивать надежный приток ресурсов для миротворческих операций на континенте;

· помочь Африке создать свой потенциал для обуздания пандемии ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний.

Также в декларации говорилось о развитие и искоренение нищеты в мире, что напрямую связано с решением продовольственной проблемы в Тропической Африки. Ведь нищета и тяжелое экономического состояние данного региона кардинально мешают решить проблему нехватки продовольствия.

ООН обещает приложить все усилия к тому, чтобы избавить мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них.

ООН также преисполнены решимости всеобъемлющим образом и эффективно урегулировать проблемы задолженности развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода на основе принятия различных национальных и международных мер, направленных на то, чтобы вывести их задолженность на приемлемый уровень в долгосрочной перспективе.

Эксперты ООН признают особые потребности и проблемы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и настоятельно призывают как двусторонних, так и многосторонних доноров увеличить объем финансовой и технической помощи этой группе стран в целях удовлетворения их особых потребностей в области развития и содействовать им в преодолении обусловленных их географическим положением трудностей путем совершенствования их транзитных транспортных систем . Данная поддержка имела бы огромное значение для внутриконтинентальных стран Центральной Африки.

Важная цель, которая была поставлена ООН в декларации тысячелетия – это сокращение вдвое к 2015 году долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода, а также сократить вдвое к тому же сроку долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде , в том числе из-за нехватки средств;

2.2. Декларация всемирного саммита по продовольственной безопасности

На саммите подчеркнули тот факт, что в настоящее время число людей, страдающих от голода и нищеты, превысило 1 млрд. человек. Это представляет собой неприемлемое явление, затрагивающее жизнь, средства к существованию и достоинство одной шестой части населения мира. Последствия хронического недофинансирования сельского хозяйства1, мер по обеспечению продовольственной безопасности2 и развитию сельских районов еще более усугубились в последнее время, в частности, в связи с продовольственным, финансовым и экономическим кризисами.

Согласно оценкам, для того чтобы прокормить население мира, численность которого, как ожидается, превысит в 2050 году 9 млрд. человек, потребуется увеличить к этому году объем производства сельскохозяйственной продукции на 70 процентов.

Обязательства и действия, которые были утверждены на саммите следующие:

Принцип 1: Инвестирование средств в реализацию планов, принимаемых самими странами, с целью выделения ресурсов на должным образом проработанные и ориентированные на конкретные результаты планы и партнерские отношения.

Признается и поддерживается Комплексную программу развития сельского хозяйства в Африке (КПРСХА) в рамках Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД) в качестве хорошего примера механизма, позволяющего координировать работу в поддержку сельского хозяйства и продовольственной безопасности.

Принцип 2: Усиление стратегической координации на национальном, региональном и глобальном уровнях в целях совершенствования регулирования, достижения более эффективного распределения ресурсов, недопущения дублирования усилий и выявления недостающих ответных мер.

Принцип 3: Стремление к всеобъемлющему двуединому подходу к обеспечению продовольственной безопасности, который включает: 1) прямые меры по незамедлительному смягчению проблемы голода в интересах тех, кто наиболее уязвим, и 2) среднесрочные и долгосрочные программы в области устойчивого

сельского хозяйства, продовольственной безопасности, питания и развития сельских районов для устранения коренных причин голода и бедности, в том числе на основе последовательной реализации права на достаточное питание.

Принцип 4: Обеспечение важной роли многосторонней системы посредством неуклонного повышения эффективности, расширения возможностей реагирования, усиления координации и наращивания результативности деятельности многосторонних учреждений.

Принцип 5: Обеспечение устойчивых и существенных обязательств со стороны всех партнеров по инвестированию в сектора сельского хозяйства, продовольственной безопасности и питания с выделением необходимых ресурсов на своевременной и надежной основе и с ориентацией на многолетние планы и программы.

ООН обязуется обеспечить важнейший, решающий сдвиг в направлении увеличения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных инвестиций в сельское хозяйство развивающихся стран. Приветствуется обязательство африканских руководителей, содержащееся в принятой в Мапуто Декларации, относительно увеличения доли средств, выделяемых в бюджетах этих стран на сельское хозяйство и развитие сельских районов, по меньшей мере до 10 процентов и призываем другие географические регионы принять аналогичные количественные обязательства с указанием конкретных сроков.

2.3. Политическая Деларация о потребностях Африки в области развития. В декларации о потребностях Африки в области развития подтверждаются особые потребности Африки, отраженные в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, Декларации Организации Объединенных Наций о Новом партнерстве в интересах развития Африки, Монтеррейском консенсусе Международной конференции по финансированию развития, Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию

ООН вновь обязуется укреплять и расширять глобальное партнерство взаимной подотчетности, общей ответственности и решимости предпринимать коллективные действия в интересах общего будущего и обеспечивать мобилизацию ресурсов, в том числе людских, финансовых и технологических ресурсов, которые требуются для того, чтобы положить конец нищете, голоду и недостаточному развитию в Африке в интересах достижения ясной цели преобразования существующих обязательств в конкретные действия.

В данной декларации выражается крайняя озадаченность последствиями глобального продовольственного кризиса для достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и в этой связи ООН принимает к сведению декларацию Африканского союза, касающуюся мер по решению проблемы высоких цен на топливо и обеспечению сельскохозяйственного развития. ООН призывает к принятию африканскими странами и международным сообществом всеобъемлющих мер на основе партнерства для поддержки комплексного и стабильного развития сельского хозяйства и сельских районов и подчеркивает важность обеспечения продовольственной безопасности и укрепления сельского хозяйства, как указано, в частности, во Всеобъемлющей программе развития сельского хозяйства в Африке в рамках Нового партнерства в интересах развития Африки. ООН призывает всех доноров и систему Организации Объединенных Наций увеличивать свою помощь Африке, особенно наименее развитым странам и тем странам, которые испытывают наиболее негативное воздействие высоких цен на продовольствие.

ООН призывает к выполнению всех обязательств, касающихся официальной помощи в целях развития, включая обязательства, принятые многими развитыми странами и касающиеся выделения 0,7 процента валового национального дохода на официальную помощь в целях развития к 2015 году, а также выделения от 0,15 до 0,20 процента валового национального дохода на нужды наименее развитых стран, и настоятельно призывает те развитые страны, которые еще не сделали этого, предпринять конкретные усилия в этом направлении в соответствии со своими обязательствами.

Приемлемый уровень задолженности имеет большое значение для поддержки роста. Можно отметить прогресс в осуществлении Инициативы в отношении долга бедных стран с крупной задолженностью и Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе, но по-прежнему ряд африканских стран все еще сталкивается с трудностями в поисках долгосрочного решения своих проблем задолженности, что может неблагоприятно отразиться на их усилиях по обеспечению устойчивого развития.

2.4. Право на питание. Система социальной защиты

В Генеральной Ассамблее ООН состоялась дискуссия, посвященная мировому продовольственному кризису и праву на питание.

«Мы организовали этот диалог, чтобы вернуть проблему продовольствия в повестку дня международного сообщества», - заявил Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание Оливье де Шуттер на итоговой пресс-конференции. Он подчеркнул, что продовольственный кризис никуда не исчез, а временное снижение цен на продовольствие - это не решение проблемы:

В нашем мире люди голодают не потому, что продуктов питания слишком мало. Голод продолжает существовать, потому что у людей нет средств на питание, потому что они отодвинуты на обочину жизни, потому что они подвергаются дискриминации. Именно эти проблемы мы поднимаем, отстаивая право на питание…»

Специальный докладчик считает, что для решения продовольственной проблемы необходимо обеспечить достойные условия существования мелким фермерам. Оливье де Шуттер заявил, что подлинная причина голода - социальное неравенство.

К сожалению, в странах Тропической Африки, где сельское хозяйство играет наибольшую социально-экономическую роль, государственные инвестиции относительно низки.

Проблема недостаточных инвестиций в Тропической Африке в сельское хозяйство усугубилось в периоды экономического кризиза 2008 года. Частные инвестиции в сельское хозяйство должны сопровождаться государственными инвестициями. Например, если государственная дорога облегчает доступ к плодородному региону, частные инвестиции в данный регион становятся более прибыльными. Анализ показал, что в столь разных странах, как Индия, Китай, Объединенная Республика Танзания и Уганда, инвестиции в сельскохозяйственные исследования и сельские дороги значительно способствуют сокращению бедности.

7. Декларация Организации Объединенных Наций о Новом партнерстве в интересах развития Африки от 16 сентября 2002 года

8. Доклад Международной конференции по финансированию развития, Монтеррей, Мексика 2002 года

9. Доклад института Worldwatch «Состояние мира 2011»

10. Доклад Целевой группы по оценке прогресса в достижении ЦРТ 2010

11. Официальный сайт радио ООН - http://www. unmultimedia. org/radio/russian/detail/56724.html

12. Концептуальная записка «Мировой продовольственный кризис и право на питание» (A/63/966)

13. Мадридская декларация

14. Концептуальная записка «Мировой продовольственный кризис и право на питание» (A/63/966)

15. Всеобъемлющая рамочная программа действий

16. Коммюнике Координационного совета руководителей

17. Резолюция ГА «Сельскохозяйственное развитие и продовольственная безопасность» (A/RES/63/235)

18. Конвенция об оказании продовольственной помощи 1999 года

19. Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания (1974 год)