Подушная подать в 19 веке. Кто отменил подушную подать в России? Кто ввел подушную подать в России

Для того, чтобы понять причины введения подушной подати нужно рассмотреть особенности налогообложения петровской поры. Во-первых, для системы налогов времен Северной войны характерен значительный архаизм. Документы фиксируют, огромное количеств мелких налогов. Каждый из этих налогов имел свое название, свой подворный оклад. Сбор от этого налога поступал в какой-либо конкретный приказ. Но уже в 1710 году эти приказы и четверти были ликвидированы и преобразованы, а система обеспечения армии была построена так, что большая часть взимаемых налогов поступала в армейскую казну.

Во-вторых, плательщики выполняли повинности и в натуральной форме (в виде поставки продовольствия и фуража), а также отправляли из своей среды рекрутов и работных, посылали лошадей, подводы и, наконец, выполняли постоянные повинности.

В-третьих, важной особенностью системы обложения первой четверти XVIII века было то, что налоги делились на постоянные и экстраординарные. Став неотъемлемой частью бюджета, экстраординарные налоги стали временными. Налогообложение петровской эпохи состояло из трех основных компонентов: единицы обложения (двор или дума), системы сбора налогов и отправления повинностей с этой единицы и, наконец, совокупности налогов, повинностей.

В-четвертых, для системы подворного обложения была характерна весьма существенная неравномерность в обложении категории плательщиков.

Все это выдвигало перед правительством задачу унификации системы налогов, ликвидации архаизма, неравномерности, пестроты повинностей населения.

Так же не стоит забывать еще одно немало важное обстоятельство, приведшее к реформе. Принцип обложения по дворам не составляет социальной политики государства. Для петровского времени характерно учесть, охватить налогами возможно большой круг потенциальных плательщиков, невзирая на то, к каким слоям и группам они принадлежали, естественно, исключая дворянство.

Нельзя сказать, что стремление преобразовать налоговую систему зародилось в один день. До проведения податной реформы были предприняты попытки изменить сложившуюся ситуацию, об этом свидетельствуют следующие указы: в указе 1714 года предписывалось взимать провиант с «доль дворового числа и с однодворцев, которые в доли не положены», а в указе 1716 года о назначении работной повинности на строительство Ладожского канала, что набор следует производить с дворов «всякого чина». В основу этих указов были, по-видимому, положены идеи Петра, сформулированные или в записке, озаглавленной «Мое мнение», от 12 сентября 1718 года, где он указывает на необходимость распространения не только на крестьян и посадских, но и на другие слои населения.

Обязанность платить налоги становится критерием, важной характеристикой непривилегированных сословий. В петровскую эпоху непременной обязанностью подданных является либо служба, либо отправление государственных повинностей. Важной чертой указа «О государственных интересах», изданного в 1713 году было то, что делом государственной важности, «интересов государства и всего народа» признавался не только сбор налогов без злоупотреблений, но и обязанность плательщиков платить налог без доимок. Пренебрежение к ней вело к самым суровым наказаниям.

Платя налоги, подданные были обязаны не выходить из тягла. Податная система привязывала население к тяглу, то есть к месту жительства, являлась своеобразной формой осуществления контроля над населением. Стремясь учесть максимальное число плательщиков, контролировать их всех по месту жительства, то есть по месту приписки в тягло, правительство тем самым реализовало помимо дополнительных целей еще и социальные.

Особенно серьезные недостатки были присущи другому важнейшему элементу подворного обложения - системе сбора налога по дворам. В 1710 году, по словам Анисимова Е.В., стало ясно, что подворное уложение не позволяет увеличить налоговые поступления и с максимальной полнотой учесть все платежеспособное население.

С этим была связана другая немаловажная причина реформы - необходимость обеспечения контроля над плательщиками и вообще населением. Подворная система с ее учетом дворов, а не населения этот контроль обеспечить не могла.

Еще одна причина проявилась в том, что с ростом власти местной администрации увеличивалась возможность злоупотреблений чиновников. Рост таких преступлений констатировал указ «О государственных интересах» от 1713 года: «возрастают на тягость всенародную и умножаются для лукавых интересов всякие неправды и грабительства, и тем многия разных чинов люди, а многие крестьяне приходят в разорение и бедность».

Для улучшения деятельности местно администрации был создан особый штат комиссаров для наблюдения за сбором текущих налогов и недоимок.

Многочисленные злоупотребления сборщиков налогов вынудили правительство Петра задумываться над реализацией и третьего элемента налогообложения - система сбора налога.

Все эти причины привели Петра к осознанию необходимости создания такой системы налогообложения, которая охватила бы податью всех потенциальных плательщиков, позволив одновременно контролировать их содержать на их средства регулируемую армию в мирное время. Кроме того, предполагалось, что такая податная система обеспечит бездоимочный, эффективный и справедливый (в понимании законодателя) сбор налогов с населения.

Проблема налогообложения в планах Петра была тесно связана с проблемой содержания армии.

Армия обеспечивалась деньгами преимущественно за счет крестьянства, и потому решение обложения было в немалой степени решением проблемы содержания армии. Важным этапом на пути создания новой системы обеспечения армии, стали мероприятия 1711 года. После проведения в 1711 году областной реформы и составления нового бюджета армейские полки были расписаны и расположены в губернии. В целом в 1711 году была создана достаточно разветвленная система обеспечения армии. Для нас наиболее важным является то, что эта система основывалась на территориальном принципе. Полки были закреплены за конкретными губерниями. Территориальный принцип обеспечения полков сохранился в течение 10 годов XVIII века и несомненно бог быть один из факторов, обусловивших появление новой системы размещение армии на местах в результате петровской податной реформы.

Разрабатывая податную реформу Петр, несомненно, воспользовался шведской моделью поселенной системы, ее основными принципами, основанными на идее установления непосредственной связи армии с плательщиками, минуя промежуточные звенья финансово-административного аппарата и на идеи содержания солдата, на средства на средства определенной группы крестьян. Идеи крупных реформ складывались постепенно, исподволь. Отдельные компоненты новой системы, плана ее введения выявились в ходе рассмотрения нескольких проектов. Видно, Петр аккумулировал идеи различных, несвязанных друг с другом проектов, обогащал их с собственными мыслями и, исходя из общих целей, выработал целостный, законченный план реформы.

Ключевым документом реформы является указ от 26 ноября 1718 года, написанный целиком Петром. Основные положения этого указа, определявшего этапы реформы, а так же принципы новой налоговой системы, встречаются в виде фрагментов в различных проектах, однако нет такого проекта, где бы все положения указа были высказаны одновременно.

В нем дается обобщенный план реформы и определяется структура новой налоговой системы. Реформа, согласно указу, состояла из двух основных этапов. На первом этапе предполагалось осуществить перепись душ мужского пола. На этом же этапе предстояло определить также норму содержания одного солдата крестьянами и средний подушный оклад, «или чего более невозможно и чего меньше не надлежит, в такой надежде, что с них более никаких податей и работ не будет, разве какое нечаянное нападение или домашнее какое замечание». Из этого отрывка следует, что Петр мечтал об универсальном характере вводимого налога, который должен был заменить все другие прямые и тем самым обеспечить функционирование подписного аппарата и отправление повинностей населением.

Здесь также можно проследить связь с петровской концепцией государства. В государстве «всеобщего блага» все равны перед институтом государства. Все в той или иной мере должны служить на него, никто не должен делать меньше других, в частности платить налоги.

Разрабатывая идею реформы Петр предполагал, что новый налог будет примерно равен старому. Однако в указе от 26 ноября ссылка на норму старых законов исчезает. Вероятно, реформатор понял, что размер налога определяется не величиной прежних налогов, а действительной суммой денег, идущих на нужды армии. Одновременно ставка налога зависела и от числа душ, учтенных в переписи, ибо она составляла величину отделения общей суммы денег, идущих в армию, на число душ плательщиков. Здесь очень хорошо проявляется принцип службы на благо отечества, одни служат в армии, другие эту армию кормят. Все обязанности перед государством четко разделены.

На втором этапе реформы предполагалось разостлать по стране «росписщиков» или «переписщиков», обязанностью которых являлось «роспись» полков по крестьянам в соответствии с установленными нормами распределения душ на полк, роту, солдата. Также в обязанности входило смотреть: правдиво поданы сказки и нет ли каких злоупотреблений.

Так же в этом указе Петр набрасывает план той системы, которая должна была действовать после завершения реформы. Ее основу составляем институт земских и полковых комиссаров, являющихся своеобразным передаточным звеном между налогоплательщиками и армейскими частями, получавшими. Основная деятельность земских комиссаров состояла в том, чтобы собирать с крестьян налоги, передавать их полковому комиссару, брать у него расписки и отдавать их в Военную коллегию.

Система налогообложения петровских времен привела к необходимости реформирования создавшегося положения. Податная реформа обеспечивала бы контроль над всеми потенциальными налогоплательщиками, что тем необходимо в «государстве всеобщего блага». Кроме того, предполагалось, что податная система обеспечит бездоимочный и справедливый (в понимании законодателя) сбор налогов с населения. Податная реформа, ставшая в десятых годах XVIII века предметом пристального внимания прожектеров, получила в указе 26 ноября 1718 года свое законное выражение. Перепись населения, проверка подданных населением сказок, раскладка полков по душам мужского пола - вот три основных элемента плана реформы.

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения - подушное. В Российской империи для содержания армии в мирное время подушное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718-1724 гг. В 1724 г. величина подушной подати была определена вв размере 74 коп. в год (делением 5,4 млн податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн руб.). Подушная подать для основной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г.  


В России организация государственных финансов при Петре I была аналогична описанной. Когда Петру I понадобились большие средства для содержания возрастающей армии, то он ввел подушную подать. Размер этой подати определялся размером расходного плана той части войск, которая содержалась на доход от подушной подати. При такой системе одна потребность удовлетворялась с избытком, другая - с недостатком. Все это расстраивало финансовое хозяйство страны, истощало платежеспособность населения и приводило к осознанию необходимости иметь один общий план, который охватывал бы все доходы и расходы государства.  

Подушная подать была введена в 1724 г. с окончанием переписи. Подворное налогообложение сохранялось для населения Украины и Белоруссии. Для российских губерний размер подушной подати был определен следующим образом расходы на содержание армии 4 млн руб. (содержание одного драгуна составляло 40 руб. 50 коп., а солдата пехотного полка - 28 руб. 52 коп. в год) возложили на крестьян - получилось 80 коп. с души в год (в 1725 г. подушный налог был установлен в размере 74 коп. с крестьянской души в 1727 г. размер был уменьшен до 70 коп.). На государственных крестьян, не плативших оброка помещикам, возлагался дополнительный сбор в размере 40 коп. Содержание флота было возложено на посадское население, при этом обязанность по уплате подати с посадской души была установлена в размере 1 руб. 20 коп. (в 1725 г. размер подати был снижен до 1 руб. 14 коп.)1.  

В доходах казны поступления по этому виду налогообложения достигали 50%. Впоследствии доля поступлений от подушной подати постепенно снижалась в результате освобождения отдельных категорий населения от ее уплаты, снижения размеров оклада с ревизской души (как в абсолютном выражении, так и в результате уменьшения покупательной способности рубля), возрастания значения косвенных видов налогообложения. Подушная подать в европейской части Российской империи применялась до 1887 г., а в Сибири - до 1899 г.1  

В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать, на долю которой приходилось от 30 до 33% государственных доходов . Относительно незначительные доходы приносили подворная подать и другие прямые налоги . Подушная подать могла раскладываться общиной между членами общины по своему усмотрению. От уплаты подушной подати было освобождено купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения - гильдейской подати. В 1794 г. подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным (хлебным) сбором.  

Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для включения в третью гильдию необходим был минимальный капитал в 500 руб., во вторую гильдию включались купцы с капиталом от 1 тыс. до 10 тыс. руб., а в первую - с капиталом свыше 10 тыс. руб. Лица, имевшие капитал менее 500 руб., не признавались купцами, а считались мещанами, и уплачивали подушную подать. Капитал объявлялся по совести, и проверки имущественного состояния не производились и никакие доносы на утайку имущества не принимались. Первоначально ставка гильдейской подати устанавливалась в размере 1% объявленного капитала. Все существовавшие до этого времени частные промысловые сборы были отменены.  

К концу царствования Екатерины II в 1796 г. в общей сумме доходов государственного бюджета на подушную подать приходилось 33,7%, на питейные доходы - 2,6, на соляной налог - 7, на таможенные пошлины - 8,7%2.  

Ряд изменений в налоговую систему Российской империи был введен в период императора Павла I (1754-1801, царствовал с 1796). Созданная Павлом I в 1796 г. особая комиссия предложила заменить хлебный сбор деньгами (40 коп. с души), что должно было дать казне дополнительный доход до 5,6 млн руб. ассигнациями. По росписи доходов на 1801 - 1802 гг. вся подушная подать с крестьян равнялась 18,5 млн руб. В общей сумме обыкновенных государственных доходов на долю подушной подати и оброчного сбора , а также питейных сборов приходилось около 72%. Доходы от подушной подати и оброчного сбора составляли 39,1 млн руб., а питейные сборы - 19,1 млн руб.  

С 1 января 1883 г. отменяется подушная подать для некоторых категорий плательщиков на общую сумму 19 млн руб., а затем и вовсе уничтожена для всех податных сословий Европейской России по Закону 28 мая 1885 г. (с 1 января 1886 г.). При этом были увеличены поземельные сборы с бывших казенных крестьян на 45% под предлогом перевода их с оброка на выкуп (по Закону 12 июня 1886 г.), и повышается акциз на спирт. Кроме того, вводятся акциз на осветительные нефтяные масла (1887), акциз на спички (1888), налог с наследств (Закон от 15 июня 1882 г.) и налог на процентные бумаги (Закон от 20 мая 1885 г.).  

Подушная подать (подушный сбор, подушное обложение) - 41,49, 57,59,62,65,71,73,83,181  

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.  

Многие хозяйственные традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно в империи существовал 21 вид прямых налогов . Среди них поземельный налог , подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10-12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т. д. Если при строительстве здания оно превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название налог на воздух. Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности.  

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать. Автор Истории Петра Великого А. С. Чистяков пишет Подушные были невелики с крестьян дворцового и синодского ведомства и с крепостных подушных брали по 74 коп., а с государственных крестьян, кроме 74 коп., взыскивали еще по 40 коп., вместо оброков, которые дворцовые, синодские и крепостные крестьяне платили своим ведомствам или помещикам. Заплативши эти 74 или 114 коп., крестьянин не знал никаких денежных и хлебных поборов. Подушные собирались в три срока зимою, весною и осенью. С купцов и цеховых брали по 120 коп. с души 2 (орфография современная).  

На протяжении XIX в. главным оставались государственные прямые и косвенные налоги . Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.  

ПОДПИСКА НА ЗАЕМ - ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ  

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ -вид прямого личного налога , взимаемого с каждой души (кроме привилегированных сословий) в одинаковых размерах независимо от величины дохода и имущества. П. п. была известна еше с самых древних времен в Китае (за 12 веков до н. э.), в Вавилоне, Персии, Древней Греции и Риме. В средние века подать взималась в Англии, Германии, Франции и нек-рых др. гос-вах обычно она вводилась в военное время. В Австрии, Пруссии, Италии П. п. взималась с XIX в.  

РЕВИЗИЯ - в царской России перепись населения, введенная Петром I в 1718 г. в целях выявления каждой податной души в связи с переходом от подворного к подушному обложению (см. Подушная подать). Всего было проведено десять Р., уточнявших количество податного населения.  

Доходы обыкновенного бюджета на 1963/64 г. предусмотрены в 67 млн. ф., расходы - 58 млн. ф. против соответственно 61,0 млн. и 53,3 млн. ф. в 1962/63 г. доходов являются косвенные налоги - таможенные пошлины и акцизы (включая сахарную фискальную монополию и сборы и начисления на товары и услуги), удельный вес к-рых в общей сумме доходов бюджета составляет ок. 70%. К прямым налогам (удельный вес в доходах бюджета не превышает 3%) относятся поземельный налог , подушная подать, налоги на урожай, на скот и др. С июля 1964 г. впервые вводится налог на личные доходы . Значительную статью доходов бюджета составляет участие гос-ва в с.-х. предприятиях. Средства обыкновенного бюджета расходуются в основном на управление, оборону, здравоохранение, транспорт. Незначительная часть средств выделяется на дотации местным бюджетам . Расходы на содержание государственного аппарата поглощают 15% всего обыкновенного бюджета. Военные расходы С. проходят по мин-ву обороны, департаменту складов оборудования мин-ва финансов и экономики и департаменту механич. транспорта мин-ва общественных работ. В 1960/61 г. общая сумма военных расходов выразилась в 10,8 млн. ф. при всей сумме бюджета в 47,8 млн. ф. Расходы на образование составили 7,5 млн. ф. По официальным данным, в 1960 г. число неграмотных превышало 85% населения страны. По бюджету развития проходят расходы по десятилетней программе развития (1961/62-1970/71), к-рая предусматривает общую сумму капиталовложений в 565 млн. ф., в т. ч. государственные вложения должны составить 337 млн. ф. и частные - 228 млн. ф. На 1963/64 г. бюджет развития утвержден в 54 млн. ф. Обыкновенный бюджет, как правило, сводится с превышением доходов над расходами, а бюджет в целом дефицитен. Значительная часть капиталовложений производится за счет внешних займов, кредитов и иностранной помощи.  

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - вид прямого личного налога , взимаемого с каждой души (кроме привилегированных сословий) в одинаковых размерах независимо от величины дохода и имущества (подушный налог).  

Несмотря на очевидную несправедливость, теория равного обложения отражала практику налогообложения в средние века в виде поголовного или подушного налога 2, который, как весомый государства, дольше всех взимался в России. Подушная подать была резко выраженным классовым налогом она падала только на крестьян и мещан. С мещан ее взимание было отменено в 1863 г., с крестьян - в 1882 г., но остатки ее были ликвидированы только в 1907 г. Подушные налоги , собираемые с каждого поровну, суть следы необразованности предшествующих времен, когда нужды общественные были малозначащие и когда правительства, не зная утонченных способов разделения налогов, брали с каждого поровну.  

Петр I разделяет все торговое и ремесленное сословие на купеческие гильдии и ремесленные цехи. Основными целями являются полицейские, при этом преследуется также и фискальный интерес купцы облагаются гильдейским сбором (см. 6.1. Гильдейский сбор в 1863- 1917 гг.), фискальное значение которого постепенно возрастает. Учреждение гильдий было связано со стремлением организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать.  

Татищев первым из русских экономистов сформулировал требование о более совершенной организации государственных финансов и высказал мысль о необходимости учитывать в фискальной политике изменения в экономическом положении налогоплательщиков. Он был сторонником повышения размеров подушной подати и распространения ее на женское население (предлагал установить подушную подать для мужчин в размере 4 руб., для женщин - 2 руб., что, по его расчетам, должно было дать поступления от крестьянского двора в среднем в размере до 20 руб.).  

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом - в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам по совести. Проверки имущества не производились, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.  

Истории известен такой неискажающий налог, как подушная подать. Однако он также сталкивался с проблемой издержек информации и обнаружения - своевременная и достоверная перепись всего населения требовала весьма больших затрат и наталкивалась на сопротивление. Вспомним, что главный герой гоголевских Мертвых душ как раз и воспользовался несовершенствами подобной системы в собственных целях.  

В России первоначально податью облагалась земля (посошное обложение), двор (подворный налог). Существовали также стрелецкая подать - сбор на содержание войска и подать на выкуп пленных - полоняничные деньги, подушная подать (подушный налог), взимавшаяся с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием товарно-денежных отношений подать постепенно вытеснялась поимущественными и подоходными налогами.  

К концу Северной войны стало ясно, что налоговую систему, унаследованную Петром от предков, нужно также срочно менять, как раньше приказы и канцелярии. Как же собирались налоги и отправлялись многочисленные повинности – рекрутские, подводные и другие? С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение. Это означало, что единицей обложения крестьян и горожан был «двор». Иначе говоря, переписчики объезжали деревни и города и переписывали не собственно людей, а число дворов, в которых они жили. Так, по каждому населенному пункту или земельному владению (вотчине или поместью), а потом – по уезду образовывалось так называемое «дворовое число», которое и лежало в основе всех податных расчетов. Например, нужно было собрать определенную сумму денег А. Ее делили на число дворов Б по всей стране. В итоге получалось число В. Это и был налог с каждого учтенного при переписи двора, подворный налог.

За годы Северной войны налоги и повинности росли непрерывно и в конце царствования Петра стали для крестьян очень тяжелыми. Множество плательщиков бросали свои хозяйства, дворы и бежали на Дон, за границу, в другие владения. Стала образовываться «убыль дворов». Провести учет пустых, «убылых дворов» было технически очень сложно. Поэтому новые налоги по‑прежнему рассчитывались по указанному выше принципу В = А: Б. Иначе говоря, еще большая податная тяжесть ложилась на оставшиеся «жилые дворы».

В 1710 году власти все же провели новую подворную перепись, но ожидаемого результата – роста «дворового числа» в сравнении с предыдущей переписью 1678 года – не произошло. Наоборот, оно сократилось на 20%! В 1715 году было решено провести еще одну перепись. И опять неудача – «дворовое число» не превысило прежней величины. Примечательно, что до Петра I и его чиновников стали доходить сведения о том, что «дворовая убыль» вызвана не только бегством или высокой смертностью крестьян, но и их упорным нежеланием нести тяжелые повинности. Это было видно уже по тому, что число дворов не увеличивалось, а населенность двора между тем росла. Это означало, что крестьянские семьи не делились, как прежде, и молодые крестьяне не строили собственных дворов, а жили во дворе родителей. И все это делалось для того, чтобы не платить налогов.

В качестве радикальной меры Петр I решил изменить принцип налогообложения и единицей обложения сделать не «двор», а «душу мужского пола». Важно, что Петр I решил провести реформу налогообложения одновременно с реформой содержания армии. Огромная по тем временам 200‑тысячная армия вернулась после войны в страну, и ее нужно было где‑то разместить, на какие‑то деньги содержать. И здесь Петр I опять же прибег к шведскому опыту. С давних пор шведские солдаты жили в тех местностях, где их полки получали деньги на содержание. Это было удобно – деньги от плательщиков поступали прямо в кассы приписанных к ним полков. Петр I решил воспроизвести эту систему.

Двадцать шестого ноября 1718 года был издан указ о проведении в стране подушной переписи. Все помещики и старосты подавали реестры, или, как тогда говорили, «сказки», с указанием числа мужчин, живущих в каждой деревне, селе, вотчине. За 1719 год сказки, в основном, были собраны. Но властям стали известны многочисленные факты жульничества: переписи избежал каждый третий плательщик. Тогда решили собрать специальные военные команды и провести проверку, или, как тогда говорили, «ревизию», числа душ мужского пола.

Проверка населения оказалась делом сложным, и работа ревизоров затянулась до 1724 года. Перед ними возникало много проблем. Ведь им предстояло проехать через каждую деревню, проверить сказки по этой деревне, внести в них исправления, выявить, поймать и отослать на прежние места жительства всех беглых, определить, что делать с разными категориями населения, которые раньше податей не платили, и т. д.

В итоге к 1724 году стало известно о 5 млн 656 тыс. душ мужского пола. К этому времени уже были сделаны расчеты содержания армии. По проекту 1720 года расходы на кавалериста составляли 40 рублей, а на пехотинца – 28,5 рублей; в целом же расходы на всю армию достигали 4 млн рублей. Сумма налога на одну душу определялась путем деления 4 млн рублей на 5,6 млн душ. Получилось, что подушный налог составил 74 копейки. Так начала свою долгую (длившуюся свыше 150 лет) историю подушная система. Она была удобна для властей – сразу же были отменены десятки налогов, податей, меньше стало проблем со сборами и пересылкой налогов в центр. Полки разместились в тех дистриктах, откуда они получали деньги. Полковые офицеры, вместе с выбранными из местных дворян земскими комиссарами, собирали подушину прямо в полковую кассу. В целом подушная подать не была тяжелее подворной, но она все равно оказалась весьма болезненной для плательщиков. Им, как и раньше, приходилось платить за умерших, бежавших, больных. Ведь следующая проверка сказок – ревизия – после 1724 года была организована лишь в 1742 году! Солдаты стали селиться в деревнях, что доставляло больше хлопот для крестьян. Кроме того, с введением подушной подати контроль государства за подданными усилился. Все ведь должны быть записаны в сказки, крестьянину стало трудно выйти на заработки. Об уходе на новое место жительства или работы не приходилось и говорить, так как до следующей ревизии было запрещено покидать те места, где крестьяне записывались в сказки. Податная реформа Петра I – введение подушной подати – имела колоссальное воздействие не только на финансы, но и на социальную структуру населения.

  1. Подушная подать - Основной прямой налог в России 18-19 вв. Введён Петром I в 1724 взамен подворного обложения (См. Подворное обложение). П. п. облагалось всё мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди и купцы). Введению П. Большая советская энциклопедия
  2. ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - в России 18-19 вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. 19 в. Большой энциклопедический словарь
  3. ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - (ПОДУШНЫЙ НАЛОГ) прямой личный налог, взимаемый с каждой "души" (человека) в одинаковом размере независимо от величины дохода и имущества. Известен с древних времен. В России введен Петром I в 1724 г. для лиц мужского пола. Отменен в период с 1887 по 1899 г. Экономический словарь терминов
  4. подушная подать - В России XVIII-XIX вв. основной прямой налог. заменила в 1724 г. подворное обложение. облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. отменена в 80- 90-х гг. XIX в. Большой юридический словарь