Основные черты и особенности смешанной экономической системы. Смешанная экономическая система

В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить осмешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность -- гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

Смешанные системы существовали в различных исторических условиях. Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

  • -- смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
  • -- смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно- государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно хозяйственной инициативы -- социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Модели смешанной экономики

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Американская модель -- это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель -- это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

  • - индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
  • - социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
  • - антициклическое регулирование;
  • - стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • - проведение структурной политики;
  • - защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Японская модель -- это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

Характеристика смешанной системы хозяйства

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

Термин "социальный" означает:

  • 1). "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;
  • 2). что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

  • - обеспечение экономического роста и экономической стабильности;
  • - социальная обеспеченность и социальная справедливость;
  • - содействие конкуренции;
  • - обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30--40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

Смешанная экономика понимается как:

- экономика страны , в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем;

- экономическая система , где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране;

- макроэкономическая система , которая базируется на взаимодействии нескольких хозяйственных укладов - частнособственнического, общественно-государственного, коллективного и других. Характеризуется противоречивым единством механизмов рыночного, корпоративного и государственного регулирования экономических процессов;

- соединение преимуществ рыночной, централизованно-регулируемой и даже патриархальной экономики (например, японская или китайская - верность лучшим национальным традициям). Классический пример смешанной экономики - экономическая система Швеции, Японии, Китая и других азиатских стран (так называемых «азиатских драконов»).

При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность конституционно, законодательно и политически сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика де-факто возникла в годы Великой депрессии (мирового экономического кризиса с 1929 по 1933 год) и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Двойственность смешанной экономики подразумевает достаточно длительное сосуществование двух секторов экономики: «рыночного» и «нерыночного», каждому из которых свойственны специфические формы хозяйствования, методы и формы регулирования. Современная экономика выступает как смешанная и по форме собственности, и по организации предпринимательской деятельности.

Смешанная экономика сочетает рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, ее суть сводится к сосуществованию в ее рамках разных, конфликтующих и, казалось бы, несовместимых институтов, принципов отношений. Современная развитая экономика - это регулируемая смешанная экономика , где эффективность рыночного механизма зависит от деятельности правовых, государственных и общественных институтов.

В смешанной экономике исследователи выделяют две особенности функционирования государственного сектора:

1. Смешанная экономика характеризуется противоречивым единством различных форм организации производства - частного («коммерчески-целесообразного») и общественного («государственно-целесообразного») секторов как двухэлементного основания данной системы.

2. Государственный сектор смешанной экономики осуществляет системную, макроэкономическую и институциональную рыночные функции, единство которых обеспечивает дополнительную устойчивость функционирования рыночного сектора; значимость этих функций приобретает мультипликативный эффект в периоды циклических депрессий и системных стагнаций во время кризисов.


Выделим пять основных задач, решаемых смешанной экономикой в современном обществе:

Обеспечение занятости населения;

Наиболее полное использование производственных мощностей;

Стабилизация цен;

Параллельный рост заработной платы и производительности труда;

Равновесие платежного баланса всех участников экономической деятельности.

Практическое достижение этих задач осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Выделим три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (ФРГ, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается в экономику лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция, Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика. И во всех этих странах наибольшая часть собственности не принадлежит государству.

Рассмотрим более подробно модели смешанной экономики в экономически развитых государствах.

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Данное различие зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Типы и виды экономик представлены следующими страновыми моделями рыночных систем.

1. Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха .

Смешанная экономика в США характеризуется незначительным государственным вмешательством в дела экономических субъектов и небольшим размером государственной собственности. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась эффективная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов.

2. Германская модель - это модель социально ориентированного рыночного хозяйства. Она увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. При этом важнейшая задача государственной власти - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Трактовка государства, как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий, не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и в целом - в концепции социально ориентированной рыночной экономики - отличаются обоснованием более активного вмешательства государства в экономику.

Германская модель характеризуется следующими чертами:

Индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержки конкуренции;

Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

Стимулирование технологических и организационных инноваций;

Проведение структурной политики;

Защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социально ориентированной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

3. Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

4. Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социально ориентированной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. А многие современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики (иногда называемой «смешанной системой хозяйства»).

Таким образом, современная рыночная экономика смешанного типа (или смешанная экономика) на сегодняшний день предстает наиболее совершенной экономической системой. Ее основной особенностью является удачное сочетание черт разных экономических систем: «чистого» рыночного капитализма и командно-административной экономики, хотя черты капитализма в ней преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, то есть гибкой.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует обществу наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий на основе ограниченной законодательством конкуренции. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно - государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

Обеспечение занятости;

Полное использование производственных мощностей;

Стабилизация цен;

Параллельный рост заработной платы и производительности труда;

Равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

Приоритетность рыночной организации экономики;

Многосекторность экономики;

Государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

Ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

Социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

Вывод

Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществля­ющуюся в формах определенных производственных и социальных отноше­ний и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах. В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные. “Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее можно говорить о том, что в течении нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы.

На основе рассмотренных подходов можно сделать вывод, что формационный подход основное внимание в экономической системе уделяет формам собственности на средства производства и присвоению результатов производства. Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в истори­ческом развитии общества и выделить пять способов материального производ­ства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталисти­ческий и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства или способу производства. Цивилизационный подход основное внимание уделяет общечеловеческим ценностям: свободе, демократии, культуре и направления развития экономических процессов. Цивилизационный подход означает необходимость изучения эволюции капиталлистической экономики, трансформации ее структуры, анализ успехов и недостатков. Этот подход позволяет обосновать новую концепцию эволюции капитализма, а, следовательно, и его современного облика, отличную от той, что до недавнего времени господствовала в нашей политической экономии.

Теория "индустриального общества" возникает в 40-х гг. ХХ в. Ее родоначальником считают американского экономиста П. Дракера. В 50-х гг. она находит широкое распространение, однако наиболее законченное и развернутое выражение эта теория получила в трудах У. Ростоу, Белла, Р. Арона и Дж. Гэлбрейта. Наряду с теориями "индустриального общества" широкое распространение получила концепция "постиндустриального общества", основу которой заложили З. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают становление этого общества с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации знанию в постиндустриальном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в данном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными" сообществами.

Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правитель­ства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограни­чения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной социальной политики; в результате проводимой эко­номической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сфе­рах экономики.

Сущность экономической системы

С первых моментов своего существования как сознательного существа, человек для удовлетворения своих потребностей должен был применять экономическую деятельность.

Экономической деятельностью называют процесс производства различного рода благ с использованием сырья в процессе трудовой деятельности. На начальных этапах трудовая деятельность носила довольно примитивный характер. Она была представлена сначала простым собирательством. Затем появились охота и рыбная ловля. Позже появились земледелие, животноводство, ремесла. Производство носило натуральный характер. Это означает, что все необходимое для потребления производилось человеком на месте.

С расширением ареала распространения человечества начало проявляться территориальное распределение труда. Это позволило сформировать международную торговлю. При развитии капиталистических отношений международная торговля стимулировала развитие товарного производства (производство продукции на продажу). Развитие производства тесно связано с формированием общественных отношений. В современной экономике часто используется термин «экономическая система». Подразумевается взаимосвязь как чистого производства, так и социальных институтов.

Определение 1

Экономическая система – это совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами хозяйствования путем вовлечения в производство всех ресурсов основываясь на праве собственности, опираясь на нормативно-правовую базу с учетом отношений в управлении производством и распределении материальных благ и произведенной продукции.

Экономика стала системообразующей силой, влияющая как на социальные процессы, так и на взаимоотношения общества и природы. Структура экономической системы представлена тремя группами компонентов:

  • экономические субъекты;
  • экономические объекты;
  • основные экономические отношения.

Категорию экономических субъектов образуют частные лица, частные и государственные предприятия, государства и межгосударственные объединения. Под экономическими объектами понимаются все виды ресурсов. Основными экономическими отношениями называют базовые отношения, формирующиеся на основе прав собственности, прав управления производством и распределения материальных благ и произведенного продукта.

Типология экономических систем

Сочетание различных форм собственности и методов управления производством и распределением проявились в формировании различных типов экономических систем.

Определение 2

Экономической системой называют способ взаимосогласованной экономической деятельности людей в определенном правовом поле.

На нынешнем этапе развития экономической науки выделяют следующие типы экономических систем:

  • традиционный;
  • рыночный;
  • административно-командный;
  • смешанный.

Наиболее древним и консервативным типом является традиционная экономическая система. Она базируется на основе общинной собственности. Регулирование производства и распределение осуществляется в соответствии с обычаями и исторически сложившимися традициями. Прогрессивные изменения в этой системе - очень редкостное явление. На основе частной собственности сформировалась рыночная экономическая система. Регулятором производства является взаимодействие потребительского спроса и рыночного предложения. А главным стимулом производства становится личная выгода.

Но рыночная система подвержена кризисным явлениям. Последствиями эти кризисов могут стать социально-экономические преобразования. Так в результате социальных революций появилась новая общественно-экономическая формация – социализм с административно-командной экономической системой. Она основывалась на государственной собственности на средства производства и главенствующей роли государства в управлении экономикой и распределении материальных благ. Административная система имела ряд преимуществ (социальная защищенность населения, экономическая стабильность, возможность концентрации усилий на отдельных направлениях экономики). Но из-за косности структуры и бюрократизма в условиях данной системы отсутствовала заинтересованности в повышении производительности труда, создавался дефицит потребительских товаров и т.п. В результате административная экономическая система себя изжила.

Характерные признаки смешанной экономической системы

На нынешнем этапе развития нашего общества большинство развитых стран мира имеют смешанную экономическую систему.

Определение 3

Смешанной экономической системой называют такой тип хозяйствования, при котором сочетаются различные формы собственности и государство сохраняет за собой право активно вмешиваться в процессы регулирования производства и распределения материальных благ.

Наиболее характерными признаками смешанной экономики являются следующие:

  • присутствие различных форм собственности;
  • сохранение ведущей роли частной собственности в различных ее формах(трудовая индивидуальная, кооперативная, крупная корпоративная);
  • ускоренное формирование мощной инфраструктуры (как производственной, так и социальной) на основе развития научно-технической революции;
  • активное влияние государства на развитие национальной экономики;
  • контроль государства за развитием социальной сферы;
  • изменения в социально-экономических отношениях.

В качестве инструментов повышения эффективности деятельности смешанной экономической системы применяются такие методы, как национализация, разгосударствление, приватизация. Это взаимопротивоположные процессы. Они могут применяться в разное время в разных ситуациях. Их целью является поддержание стабильности в экономике и обществе, расширение и укрепление рынков, повышение конкурентоспособности предприятий, продукции и рынка.

При всех своих положительных качествах смешанная экономическая система сохраняет экономическую цикличность. Это означает, что она подвержена кризисным явлениям, инфляции, безработице. Но эти явления активно снижаются благодаря вмешательству государства, сохраняющему социальные гарантии населению и борющемуся с монополизацией.

Суть гибридной экономики

Смешанная экономика - это система, которая базируется на сочетании нескольких форм собственности: государственной, частной, корпоративной. Данный подход позволяет как юридическим лицам, так и физическим принимать самостоятельные решения, касающиеся финансов. В рамках гибридной экономики они вправе владеть различными средствами производства, управлять ими; перемещать, приобретать и продавать товары; нанимать работников и увольнять их. То есть на мировом рынке их возможности равны. Правда, приоритет в денежных вопросах все же остается за обществом или правительством.

Смешанная экономика и финансирование государства

Оно происходит за счет акцизов и выплачиваемых налогов. Но чаще все-таки финансирование совершается благодаря экономической деятельности самого государства. Она обеспечивает и денежную автономию, делает возможным выполнение основных функций.

Финансирование инфраструктуры

Оно совершается за бюджетный счет или идет непосредственно от государства. К субсидируемым элементам относятся следующие: библиотеки, детские сады, школы, силовые структуры, больницы, сельское хозяйство и производство на его базе основных продуктов питания, коммунальное хозяйство, услуги юристов и т.п.

Признаки смешанной экономики

Гибридная экономическая система имеет отличительные, характерные только для нее черты:

1. Производство обобществлено частично в масштабах нации и за ее пределами.

2. Соединение государственной и частной форм собственности.

3. Бюджетное ограничение отсутствует.

4. Стимулом к производительному труду служат факторные доходы.

5. Производство организовано на принципе соответствия предложения и спроса.

6. Наличие конкуренции.

7. Активное регулирование национальной экономики государством с целью стимулировать предложение и спрос потребителей, предотвратить безработицу и кризисы.

8. Присутствие теневой экономики на товар, запрещенный правительством.

Национальные модели ведения хозяйства

Смешанная экономика, как и любая другая, формируется на базе культурных и социальных особенностей нации. По этой причине в мире существует несколько ее образцов. Например, японская модель. Производительность труда в этой стране повышается гораздо быстрее, чем уровень жизни ее населения. Это позволяет себестоимость продукции ощутимо снизить и сделать ее способной конкурировать на мировом рынке. Имущественное расслоение в Японии не слишком контролируется, тем самым поощряется активность предпринимателей. Смешанная экономика по германскому образцу противоположна японской. В ней в центре любых нововведений находится человек. Он, как личность абсолютно свободная, в состоянии действовать осознанно и нести за это ответственность перед социумом. Выполняя те или иные функции, человек приносит пользу и себе, и обществу. А государство обеспечивает ему возможность конкурировать. Считается, что в большинстве современных развитых стран, благодаря соединению элементов собственности государственной и частной, преобладает именно гибридная, то есть смешанная экономика.