Ндс прямой или косвенный налог для чайников. Прямые и косвенные налоги примеры в бухгалтерском учете

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия. - Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения;

Поимущественный налог с населения;

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

Налог на владельцев транспортных средств.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Виды прямых налогов:

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков - физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Ставка мин 12% мак 45%. Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг.

2. Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций.

Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

3. Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями.


4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. Преимущества и недостатки косвенных налогов.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов. Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. Для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

Специальные режимы налогообложения.

Налоговым кодексом РФ (ст. 18) предусмотрена возможность введения специальных налоговых режимов. Они применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы: могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов; вводятся в действие одновременно с введением соответствующих глав части второй НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Следует отметить, что специальные режимы применялись в Российской Федерации до принятия первой части НК РФ и введения в действие одноименных глав второй части НК РФ.

При этом виды специальных налоговых режимов менялись, уточнялись. Так, в соответствии с первоначальной редакцией ст. 18 НК РФ, кроме перечисленных выше режимов, были предусмотрены специальные режимы налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). При этом уплата налогов в особых экономических зонах (Калининградской области, Магаданской области) также рассматривалась как специальный налоговый режим. В соответствии с Федеральным законом № 95ФЗ НК РФ не предусматривает специальных налоговых режимов для СЭЗ и ЗАТО.

Однако Федеральным законом № 116ФЗ устанавливается порядок создания и ликвидации особых экономических зон (ОЭЗ), а также осуществления в них деятельности. Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, в связи, с чем специально для ОЭЗ в часть вторую НК РФ внесены изменения. Суть этих изменений заключается в установлении налоговых льгот для резидентов ОЭЗ по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог.

Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.

Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.

Для чего нужны налоги?

Они нужны для осуществления следующих функций:

  • обеспечение систем здравоохранения и образования;
  • для прогрессивного развития науки, культуры, искусства;
  • для обеспечения верховенства права и порядка (обеспечение работы судебной и право исполнительной систем);
  • для поддержки мер социальной справедливости и поддержки малоимущих;
  • для необходимого перераспределения капитала между отраслями, социальными группами общества;
  • поддержка обороноспособности страны за счет создания и содержания силовых структур (армия, полиция, спецслужбы и др.), а также оборонного производственного комплекса;
  • содержание государственного аппарата управления.

Классификация

Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .

Прямые

Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.

Перечисление производится непосредственно в державную казну.

Косвенные

К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:

  • (платежи, включаемые непосредственно в стоимость услуги или товара);
  • выплаты при получении наследства;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, выплачиваемые при сделках с недвижимостью, ценными бумагами и др.

Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Категории косвенных платежей

Они разделяются по характеру и назначению:

  • индивидуального характера , применяемые для отдельных разновидностей или товарных видов, дающих высокий доход при реализации;
  • универсальные , которыми облагаются все товары, исключения допускаются для отдельных их видов, являющихся социально значимыми;
  • таможенные платежи в виде пошлин.

Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.

Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.

Их особенности как инструмента развития экономики

Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.

Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.

Это связано со следующими их особенностями:

  • Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж НДС и акцизы выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета.
  • Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена.
  • Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета. Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов.
  • Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы.
  • Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.

Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.

Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.

Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:

  1. Англосаксонская модель направлена на прямое обложение физических лиц, при этом на долю косвенных налогов приходится небольшая часть. В Америке 44% общего числа поступлений приходится на подоходный налог. Аналогичные методики работают в Канаде, Великобритании, Австралии, а также во многих других странах.
  2. Евроконтинентальные системы обложения характеризуются высоким уровнем отчислений на нужды соцстрахования, высокой частью поступлений от непрямых налогов.
  3. Модель латиноамериканских стран традиционно ориентируется на большую составляющую от косвенных платежей. С ростом цен в результате инфляции, характерной для региона, возрастают налоговые отчисления. Это позволяет в какой-то мере защитить бюджет.
  4. Модели смешанного типа применяются многими странами для диверсификации структуры доходов, они позволяют нивелировать влияние отдельных видов налогообложения. Особенность модели состоит в том, чтобы основные поступления шли от прямых сборов, но с преобладанием доли поступлений от бизнеса, а не от подоходного налога.

Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.

По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.

Прямые налоги взимаются с физических лиц и оформленных компаний. Юридические и фактические лица, являющиеся плательщиками, совпадают по прямым и косвенным видам платежей. В качестве гражданина, обязующегося вносить периодические выплаты в казну государства, выступает получатель дохода, подлежащего налоговому обложению. В этом материале будут изучены ключевые понятия, особенности и разновидности подобных отчислений.

Прямые налоги: описательные особенности и характеристики

Данный тип взносов являет собой вариацию, при которой в качестве налогоплательщика выступает субъект, являющийся владельцем объекта налогообложения. К примеру, предприятием была получена прибыль, в ходе которой оно обязуется оплатить сбор или человек имеет недвижимое имущество и за этот факт выплачивает налоги. Понятно, что первые лица (в нашем случае – предприятие и гражданин) выступают в качестве субъектов обложения налогами. А их деньги или другие материальные ценности – непосредственные объекты налогообложения.

Таким образом, можно сделать соответствующие выводы. Они связаны с тем, что изъятие прямых налогов происходит с доходов и имущественных владений налогоплательщика. В качестве объектов могут выступать размеры совокупных доходных элементов или имущественная стоимость. Согласно практической статистике, есть две основополагающих группы, на которые можно разделить прямые налоговые обязательства.

Первая группа

Группа 1 – Сборы, выплачиваемые с дохода, который гражданин обретает по факту. В этом случае в качестве основополагающего объекта обложения налогами выступает доход фактического типа, полученный плательщиком налогов.

Сюда можно запросто включить несколько групп налоговых выплат:

  • НДФЛ;
  • налог на получаемую от ведомой деятельности прибыль;
  • выплаты на инвестиционные доходные направления.

К прямым налогам относится налог, который уплачивается с суммы, полученной в качестве фактического доходного направления.

Вторая группа

Группа 2 – Взносы, осуществляемые с предполагаемых доходных направлений. В качестве ключевых факторов данной группы можно выделить доходы, которые потенциально возможны к получению налогоплательщиком. Традиционно к данной группе можно отнести имущественные выплаты. При этом факт того, что происходит изъятие налоговой выплаты с дохода, который предполагается, не свидетельствует об однозначном получении субъектом данного дохода. Так что у среднестатистического гражданина изъятие данной налоговой группы зачастую вызывает непонимание и негодование.

К этому перечню выплат можно включить сразу несколько разновидностей выплатных действий:

  • налоги, выплачиваемые за факт добычи полезных ископаемых;
  • взносы, осуществляемые за недвижимость;
  • транспортные платежи;
  • наследственные выплаты и плата с дарения;
  • земельные удержания и отчисления.

Отсюда можно сделать вывод, что к прямым налогам относятся многочисленные группы. Существенная особенность данной группы заключается в том, что со стороны налогоплательщика здесь постоянно ощущается факт давления, относящегося к разной степени тяжести. В связи с данным причинным фактором происходит прямое желание отклониться от уплаты и найти законодательные «лазейки».

Ставка транспортного налога на 2017 в Воронежской области, как пример

Так что в итоге предприниматели искусственно занижают параметры прибыли, не хотят декларировать собственные доходы, скрывают имущество, находящееся в собственности. Отсюда напрашивается вывод: доля бюджета, идущего на прямые налоги, всегда ниже показателя, отправляющегося на косвенные отчисления.

Исторические данные

Данный тип налогов в исторической картине возник значительно раньше в сравнении с косвенными платежами. Прямые налоги – обязательные сбор, поэтому они должны быть внесены в государственную казну абсолютно каждым гражданином нашей страны. В рамках классификации этих сборов также может быть выделено два основополагающих типа – реальные и личные взносы. Установление прямых налоговых выплат происходит на доходные части и имущество. Субъект и государство имеют между собой прямую связь. Со стороны налогоплательщика появляется давление, как уже говорилось. Еще одним ключевым фактором является сложность в проведении расчета детальной налоговой суммы. Прямым налогом является сумма, которая выплачивается из своего кармана и исчисляется от стоимости выручки.

Пример ежемесячных налоговых выплат в 2016 году

Различия между прямыми выплатами и косвенными элементами

Согласно объектным параметрам обложения, можно отметить классификацию налогов по нескольким групповым направленностям:

  • отчисления на получаемые доходы;
  • сборы за владение личным или коммерческим имуществом;
  • взносы на определенные разновидности деятельности.

С учетом того, что в налоговом механизме возникновения сборов прогрессируют и функционируют различные принципы, сами выплатные суммы могут делиться на две ключевых разновидности – прямые и косвенные налоги:

  1. Прямые налоги представляют собой процесс, при котором из дохода изымается определенная сумма . Аналогичная операция может проводиться и из имущественной стоимости. Это не только непосредственные налоги, но и взносы, выплачиваемые в специализированные ФСС, земельные и капитальные выплаты, удержания на пользование ценными бумагами.
  2. Косвенные платежи – факт проведения скрытого изъятия дохода посредством его включения в стоимость определенных товарных позиций . Сюда можно отнести такие параметры, как НДС, акцизные элементы, пошлины таможенного характера, покупные и продажные выплаты. Таким образом, данный тип сборов выступает в качестве основополагающего фактора ценообразования.

Несложно заметить, что абсолютно каждое из этих налоговых направлений обладает своими преимуществами и недостатками с позиции государства и самих плательщиков. Ведь первое заинтересовано в том, чтобы поддерживать стабильность экономического фона, в то время как вторая группа не желает платить налоги «непонятно, за что».

Преимущества и недостатки разных налоговых групп

Мы рассмотрели, что такое прямой налог, и каким образом происходит его непосредственное исчисление.

Ключевое достоинство прямых уплат состоит в том, что они способствуют относительно стабильным поступлениям в бюджет государства. Помимо этого, они являются достаточно эффективными, выступая в качестве инструмента целенаправленного влияния на общий спрос и предложение. Если принять во внимание минусы, которыми сопровождаются эти элементы, они заключаются непосредственно в их открытости. Плательщиками замечательно прослеживается доля и сумма дохода, и если она «бьет по карману», то существует немало попыток избежать от налогообложения всеми удобными и приемлемыми способами.

Что касается косвенных выплат, то они являются открытыми. Многие люди осуществляют их уплату и даже не знают об этом. Дело в том, что в товарной стоимости редко указывается факт того, какие именно сборы в нее включены. Для государства это плюс. Ведь за счет косвенного процесса налогообложения стоимость товаров может быть поддержана на уровне, который является социально значимым, при этом есть возможность ограничения в потреблении вредных товарных позиций. Аналогичная ситуация наблюдается с ценами на табак, спиртные изделия. Ведь здесь предполагаются не только налоги, связанные с добавлением стоимости, но и акцизы.

Налог с акциз и НДС

Есть много типов косвенных налогов. Например, таможенные пошлины обеспечивают усиление влияния государственного аппарата на национальных изготовителей товаров, происходит эффект импортного замещения. Если принимать во внимание недостатки, они состоят в том, что происходит усиление неравномерности распределения бремени по налогам. Разумеется, для высших слоев населения включение этих сумм в стоимость товаров является не таким ощутимым, как для бедного класса. Поэтому товары для бедных людей облагаются низкими налогами или вовсе освобождаются от такого бремени, в то время как продукты для богатых имеют повышенные стоимости. Еще один минус косвенных выплат состоит в том, что все они носят инфляционный характер.

Ключевые различия и примеры

Налоги, как уже говорилось, отличаются обширными классификационными возможностями. Исходя из уровня установления, они могут считаться федеральными, региональными, местными. На основании категорий, осуществляющих выплаты, они бывают для физических лиц и коммерческих структур. По способу взимания данные выплаты могут носить прямой и косвенный характер. Виды прямых налогов обширны и многогранны, и все они имеют свои плюсы и минусы. Современным законом не устанавливается того факта, что налоги могут быть прямыми и косвенными. Такая градация произошла, скорее всего, на том основании, что суть и характеристика плательщиков разительно разнятся между собой.

Прямой взнос подразумевает тот факт, что его исчисление осуществляется из дохода или стоимостного критерия имущества. Выплата производится из собственного кармана. Если рассматривать аналог – косвенный налог – то он выступает в качестве установления надбавки к стоимости товаров и услуг, уплачиваемой конечным покупателем.

Соотношение между типами налоговых вычетов

Если рассматривать оценку сопоставления этих сумм, в России она является существенной не только с позиции подбора приоритетных направлений, но и в рамках шанса использования иностранного опыта. Ведь государство планирует внедрить в это дело международные наработки, и процесс должен быть осуществлен с учетом общей экономической ситуации, принятием менталитета граждан, а также на базе отличий в разных уровнях. Чтобы была сформирована стойкая и эффективная модель, необходимо добиться определения оптимального уровня между прямым и косвенным обложением граждан налогами. Речь идет о структуре выплат.

Помимо этого, стоит заняться осуществлением оценки воздействия этих групп на общий экономический режим, и прийти к оптимальному показателю. В настоящее время в РФ в современных реалиях сложно ориентироваться на современные модели налогообложения, но правительство старается принять определенные меры. Чтобы было осуществлено полноценное распределение налогов прямого и косвенного типа, стоит провести расчеты в создании определенного баланса, поскольку определенные налоги должны быть эффективными и продуманными.

Итак, мы изучили, что представляют собой налоги прямого типа, и какие суммы к прямым налогам не относятся. Грамотный подход к их формированию и уплате позволит сделать так, чтобы обе стороны – государство и плательщики – чувствовали себя комфортно.

По ст. 8 НК, налогом называется индивидуальный безвозмездный обязательный платеж. Он взимается с граждан и организаций в форме отчуждения денежных средств, находящихся у них в хозяйственном ведении, собственности, оперативном управлении. Удержание налогов осуществляется для обеспечения деятельности органов территориального самоуправления и госвласти.

Классификация

Разные налоги по-разному действуют на те или иные группы экономических субъектов. Порядок взимания платежей также различен. В настоящее время используется несколько классификаций налогов.

В РФ действует трехуровневая налоговая система:

  • Федеральные налоги. Они устанавливаются правительством и отчисляются в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги. Их определяют органы власти субъектов.
  • Местные налоги. Они устанавливаются территориальными структурами власти и отчисляются в местные бюджеты.

В зависимости от характера обложения выделяют:

  • Пропорциональные налоги. Субъекты отчисляют определенную долю из дохода.
  • Прогрессивные налоги. С ростом дохода доля отчислений увеличивается.
  • Регрессивные. С ростом дохода доля отчислений снижается.

В зависимости от субъектов выделяют платежи:

  • Местные.
  • Центральные.

По объекту налоги делят на прямые и косвенные.

Последняя классификация представляет особый интерес. Не многие сегодня знают, платежам, а какие к косвенным. Далее в статье попробуем разобраться с этим.

Специфика классификации платежей по объекту

Все платежи, которые относятся к группе прямых налогов , взимаются непосредственно с плательщиков и удерживаются с их доходов. Косвенные отчисления взимаются с ресурсов, видов деятельности, услуг, товаров.

Налог с прибыли, НДФЛ, налог на имущество относятся к прямым платежам. НДФЛ, как правило, является прогрессивным отчислением. Чем выше доход физлица, тем большую сумму он должен направить в бюджет. Для взимания налога устанавливается прогрессивная шкала. К примеру, при доходе 50 тыс. р. субъект уплачивает 12 %, а если сумма поступлений больше этой цифры, то - 20 %. В РФ ставка НДФЛ 13 %.

Удержания с юрлиц

Так как бюджетным отчислениям, он взимается непосредственно с денежных средств, полученных организацией.

Прибылью является положительная разница между доходами и расходами. Если затраты выше суммы поступлений, предприятие терпит убыток. Соответственно, обязанность перечислять платеж в бюджет с организации снимается.

Специфика НДФЛ

Вне зависимости от того, относится налог к прямым налогам или косвенным, устанавливается ставка и определяется облагаемая база. Соответственно, принцип начисления платежей может различаться. Он определяется конкретным видом хозяйственной операции.

В некоторых случаях начисление осуществляется на весь доход, в других - за минусом затрат или льгот, предусмотренных законодательством.

НДФЛ выплачивают предприниматели и физлица. При этом последние могут осуществлять отчисления самостоятельно или через своего налогового агента - работодателя. Он осуществляет расчет, удержание и перечисление сумм в бюджет.

УСН и ЕНВД

В России действует несколько налоговых режимов: основной и специальные. УСН и ЕНВД относятся к последним.

В рамках специальных режимов плательщик избавляется от обязанности выплачивать некоторые налоги. На УСН, в частности, производятся отчисления с доходов или положительной разницы между ними и затратами. В первом случае ставка 6 %, во втором - 15 %.

ЕНВД считается условно прямым, так как он отчисляется в соответствии с вмененным доходом, а не реально полученным.

Платежи за транспорт

Транспортный налог относится к прямым налогам . Его отчисляют физлица и организации, имеющие в собственности ТС. К транспорту, в числе прочего, относятся моторные лодки, мотоциклы, вертолеты, водные суда и пр.

В качестве основы для расчета служит мощность двигателя ТС. Исходя из нее дифференцируется ставка.

Земельный налог

Он также является прямым. Его выплачивают лица, имеющие в собственности земельные участки.

На определение ставки земельного налога влияет несколько факторов. Она зависит, в частности, от качества почвы, расположения надела, прочих показателей. Основой для начисления выступает кадастровая стоимость земельного участка.

Имущество

Как выше говорилось, налог на имущество относится к прямым платежам. Его отчисляют организации и физлица. Следует отметить существенную разницу между ставками, порядком начисления и отчетом по этому платежу. Общим признаком является основа начисления - имущество, находящееся в собственности у плательщика. При этом предприятия осуществляют отчисление только со среднегодовой стоимости движимых и недвижимых вещей, а физлица - с кадастровой стоимости недвижимости.

НДПИ и ЕСХН

Предприниматели и предприятия, использующие недра в своей деятельности, выплачивают налог на добычу ископаемых. Платеж начисляется или на стоимость, или на объем добычи.

Единый сельскохозяйственный налог должны отчислять производители сельхозпродукции. Ими могут быть и организации, и физлица-предприниматели.

Платеж отчисляется с положительной разницы между доходом и затратами.

ЕСХН заменяет ряд отчислений, среди которых некоторые налоги относятся к прямым налогам , а некоторые - к косвенным. Если субъект выплачивает ЕСХН, с него не взимается НДФЛ (за исключением сумм, удерживаемых нанимателем), налоги на прибыль, добавленную стоимость, имущество.

Косвенные налоги

К ним относят платежи, начисляемые на потребление, реализацию услуг, товаров и фактически уплачиваемые покупателем (потребителем).

К косвенным, а не . Перечень товаров, облагаемых ими, определяется Правительством. Наиболее распространенным объектом обложения считается алкогольная и табачная продукция.

Не относятся к прямым налогам таможенные пошлины . Они представляют собой специальный взнос на транзитные, импортные и экспортные изделия.

Предприниматели и организации, деятельность которых негативно отражается на состоянии окружающей среды, обязаны отчислять экологический взнос. Он является косвенным отчислением.

Особый вид платежа

Не относится к прямым налогам налог с продаж . В настоящее время он в России не действует, однако вводился в практику дважды.

Налог с продаж взимался с покупателя при приобретении им товара или услуги. Обычно его рассчитывали как доля от их стоимости, определенная в %. В законодательстве может предусматриваться возможность освобождения части услуг/товаров от этого налога. В настоящее время этот платеж отчисляется во многих странах.

В России впервые налог с продаж ввели в 1991 г. Ставка была определена в размере 5 %. Но в конце 1991 г. одновременно с распадом Союза налоговое законодательство претерпело существенные изменения. В новой редакции Кодекса этот платеж не был предусмотрен.

Повторно налог с продаж ввели в 1998 г., придав ему статус регионального. В законодательстве было закреплено, что администрация каждого субъекта РФ должна самостоятельно принять решение о введении платежа. Региональные власти должны были также определить его ставку, в пределах максимальной (5 %). При этом в случае введения налога взимание части местных отчислений должна была прекратиться. Правительством также был утвержден перечень услуг и товаров, на которые налог не распространяется.

В период 1998-1999 гг. платеж был установлен практически во всех регионах. В большинстве субъектов была установлена максимальная ставка 5 %. С 2004 г. налог с продаж не взимается в РФ.

Функции обязательных отчислений

На практике действует требование к соотношению прямых и косвенных налогов. Оно заключается в том, что последние реализуют преимущественно фискальную, а первые - регулирующую функцию.

Фискальная функция заключается в первую очередь в пополнении бюджетной системы. Прямые налоги обеспечивают регулирование процесса воспроизводства, темпов накопления национального капитала, платежеспособности населения за счет специфических механизмов, предусмотренных законодательством.

Регулирующий эффект проявляется главным образом в дифференциации ставок, установлении льгот. Налоговое регулирование обеспечивает баланс государственных и корпоративных интересов, формирование условий для ускорения развития отдельных экономических отраслей, стимулирование увеличения количества рабочих мест.

Налоги оказывают влияние на структуру и уровень совокупного спроса и, соответственно, на само производство. Эффективность реализации функций зависит от конкретного набора экономических инструментов, имеющихся в распоряжении у государства. В комплексе они формируют налоговый механизм, с помощью которого претворяется в жизнь налоговая политика власти.

Налоги используются как инструмент регулирования. С его помощью государство принуждает совершать какие-либо действия (размеры отчислений снижаются) или создают препятствия для осуществления тех или иных действий (налоги увеличиваются).

Государство наделяется исключительным правом использовать меры принуждения. За счет этого оно концентрирует значительные объемы средств, собранные в виде налогов.

Как с физических, так и с юридических лиц. Объектом налогообложения в этом случае является имущество или доход (прибыль). Физические лица облагаются подоходным налогом, они выплачивают налог за находящуюся в их собственности землю, недвижимость, роскошь, транспорт, ценные бумаги. К относится и поимущественные выплаты в случае, когда физическое лицо продало участок, квартиру или машину или получило их в порядке дарения или наследования.

Наследники или одариваемые, находящиеся в прямой родственной связи с наследодателем или дарителем, освобождаются от уплаты подоходного налога, но начинают выплачивать налог на имущество, если оно перешло в их собственность.

Юридические лица также выплачивают прямые налоги, к которым относится налог на имущество, на землю и на прибыль (корпорационный налог). Прямые налоги плательщики, в соответствии с установленной нормой отчислений, самостоятельно перечисляют на счета Федерального Казначейства, где они и регулируются по трех уровней.

Косвенные налоги – это те, которыми государство облагает предприятия и организации, производящие или торгующие товарами или услугами. Эти налоги естественным образом ложатся на плечи тех граждан, физических и юридических лиц, которые эти товары или услуги покупают. К косвенным , например, акцизные сборы и налог на добавленную стоимость, включаемый в цену на товары. Т.е. они не перечисляются непосредственно в казну государства, но каждый раз, при покупке товара или услуги, вы переплачиваете некоторую сумму, обусловленную косвенным налогообложением.

Льготы по уплате прямых налогов

И физические, и юридические лица могут воспользоваться льготами при уплате прямых налогов. Так, в частности, из указываемой суммы прибыли предприятие может вычесть те средства, которые были направлены на развитие производства, если при этом были созданы новые производственные места. Могут не облагаться налогом на прибыль и суммы, потраченные юридическим лицом на улучшение экологической обстановки или на природоохранные мероприятия. Льготы при налогообложении предусмотрены и для организаций, на балансе которых состоят учреждения здравоохранения, образования и объекты культурного наследия, а также тех, кто перечисляет средства на благотворительность или спонсируют социально значимые объекты.
Чтобы получить налоговый вычет, предоставьте в бухгалтерию по месту работы налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и счета, подтверждающие ваши расходы.

Предусмотрены льготы и для физических лиц. Тем, кто строит или покупает в собственность индивидуальное жилье, приобретает автомобиль, тратит деньги на обучение себя или детей, а также на приобретение лекарств, полагается налоговый вычет из налога на доходы физических лиц.