На основании чего списывают шины. Списание автомобильных шин

Скоро наступит осень, и нужно будет приобрести зимние шины для служебного авто. Узнайте из этой статьи, как вести учет летних и зимних шин в бухгалтерском и налоговом учете. Нужно ли включать затраты на покупку сменных шин в стоимость автомобиля? Как списать шины при полном износе?

Возможны две ситуации, когда у организации появляются шины, - либо она покупает их вместе с автомобилем, либо отдельно.
В первом случае отдельно учет шин не осуществляется - их стоимость (в т.ч. и запасных шин) учитывается в первоначальной стоимости автомобиля (п. 6 ПБУ 6/01, п. 10 Методических указаний по учету основных средств). Аналогичная ситуация будет и в налоговом учете.
Во втором случае шины нужно рассматривать как самостоятельные объекты учета. Именно этот случай учета шин и будет рассмотрен в этой статье.

Шины не основное средство

Хотя шины служат более одного года, их нужно учитывать в составе материально производственных запасов. Поясним почему.
Исходя из норм п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Но автомобильная шина не может быть использована отдельно от автомобиля. Значит, не выполняется одно из главных условий для признания имущества в качестве основного средства в бухгалтерском учете.
Кроме того, автомобильные шины не значатся как самостоятельные объекты учета ни в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), ни в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359).

Учет шин в бухгалтерском учете

Автомобильные шины относятся к наиболее изнашивающимся комплектующим транспортных средств. Замена шин обязательна при их износе или повреждении и возможна при смене сезонов - зимнего и летнего.
Стоимость приобретаемых организацией автомобильных шин для замены изношенных учитывается на счете 10 "Материалы", субсчет "Запасные части". При этом Инструкцией по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) рекомендуется вести учет на этом счете шин, находящихся как в запасе, так и в обороте.
В процессе эксплуатации транспортного средства организация может менять посезонно зимнюю резину на летнюю и наоборот, а также производить замену полностью изношенных автомобильных шин на аналогичную новую резину. Поэтому советуем раздельно учитывать находящиеся на складе шины (новые, сезонные, отремонтированные).
Для этого можно открыть дополнительные субсчета третьего порядка к субсчету "Автошины в запасе".

Покупка новых шин

Новые шины, как и любые другие материально-производственные запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая складывается из фактических затрат организации на ее покупку (доставка, стоимость шины), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01).
В бухгалтерском учете приобретение шин отражается следующими проводками:
Дебет 60 Кредит 51
- перечислены денежные средства за шины;
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", "Новые шины", Кредит 60
- отражена задолженность за приобретаемые шины;
Дебет 19 Кредит 60
- отражен НДС, предъявленный продавцом;
Дебет 68 Кредит 19
- принят к вычету НДС.

Передача шин в эксплуатацию

При передаче шин в эксплуатацию происходит их перемещение только по субсчетам, т.е. в аналитическом учете:
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в обороте", Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе",
- переданы в эксплуатацию шины.
Обратите внимание: отражение шин, находящихся в обороте на соответствующем субсчете счета 10, предполагает, что до тех пор пока шины эксплуатируются, их стоимость не подлежит списанию на расходы организации.

Списание непригодных шин

Если шины пришли в негодность, их списывают следующей проводкой:
Дебет 20, 26, 44 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в обороте",
- списана в расходы стоимость шин.
При списании шин в производство или ином выбытии используется один из методов их оценки, приведенный в п. 16 ПБУ 5/01 (способом ФИФО, средней себестоимости или себестоимости каждой единицы). При передаче в эксплуатацию шины оцениваются, как правило, по себестоимости каждой единицы.

Документальное оформление

На каждую шину (в т.ч. шины, учтенные в первоначальной стоимости автомобиля) организация может завести либо карточку учета работы автомобильной шины (Приложение 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин, утв. Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р - эти Правила уже не действуют, но взамен им других документов ведомство не выпустило), либо простую карточку учета материалов по форме N М-17 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
В Карточку учета работы автомобильной шины можно внести информацию о техническом состоянии шины, пробеге (его показатели должны вноситься ежемесячно), дефектах. При снятии шины с эксплуатации в ней указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, куда направлена покрышка - в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора, в утиль или на рекламацию.
Отпуск шин со склада для установки на автомобиль оформляется требованием-накладной по форме N М-11 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
При направлении шины на восстановление, углубление протектора или в утиль карточка учета подписывается членами комиссии и закрывается. При этом она выполняет функции акта списания шины. Подтверждает она и необходимость ввода в эксплуатацию новой резины.
На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. Пробег шины с нарезкой углубленного рисунка протектора начинается с нуля в ранее заведенной карточке, при обезличенной же нарезке заводится новая карточка учета.
Упомянутые Правила не позволяли снимать шины с эксплуатации и передавать их в утиль или на восстановление, если они по своему техническому состоянию были пригодны для эксплуатации (п. 88 Правил). Перечень же производственных и эксплуатационных причин, по которым покрышки, камеры и ободные ленты могли быть преждевременно сняты с эксплуатации, приводился в Приложении 9 к Правилам.

Сроки эксплуатации

Срок эксплуатации автомобильных шин устанавливается руководителем организации. Для его определения можно воспользоваться данными, приведенными в руководящем документе "Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02)" (утв. Минтрансом России 04.04.2002). Действие этих Норм продлено до вступления в силу новых соответствующих технических регламентов (Информационное письмо Минтранса России от 07.12.2006 N 0132-05/394).
Во временных нормах приводятся данные среднестатистического пробега шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов (таблицы 1 - 3). Норма эксплуатационного пробега шин (Hi) определяется так:

Hi = H x К1 x К2,

где H - значение среднестатистического пробега шин для данного транспортного средства;
К1 - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства;
К2 - поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (значения поправочных коэффициентов приводятся в таблицах 4 и 5). При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега шин.
Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 - 45 тыс. км, для шин зарубежного производства - 50 - 55 тыс. км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше: для отечественных шин он может достигать 100 тыс. км, для шин зарубежного производства - до 180 тыс. км.

Учет затрат

При передаче шин в эксплуатацию их предназначение может быть двух видов:
- для замены изношенных или негодных шин;
- для сезонной смены летних шин на зимние и, наоборот, с зимних шин на летние.
Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля. Поэтому в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств.
Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов. Данные затраты отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России 13.10.2003 N 91н). В полной мере это относится и к случаям, связанным с приобретением автомобильных шин и их последующей установкой на автомобиль взамен изношенных.
При замене зимней резины на летнюю целью проводимых работ является адаптация транспортного средства к местным климатическим условиям. В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания характеристик эксплуатации автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование же зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку, как было сказано выше, по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость, управляемость, тормозные качества автомобиля.
Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания его эксплуатационных характеристик. Расходы на содержание объекта основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) включаются в затраты на обслуживание производственного процесса и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат (п. п. 66 и 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Затраты по поддержанию в исправном состоянии объектов основных средств относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Рассмотрим три вида списания:
- списание шин при передаче в эксплуатацию;
- списание шин пропорционально их пробегу;
- списание шин с помощью счета 97 "Расходы будущих периодов".
Первый вариант более простой, однако при его использовании нужно должное ведение аналитического учета шин до момента их полного выбытия.
Второй вариант более трудоемкий, но при его использовании использованные шины списываются в затраты более равномерно.
Если же использовать третий вариант, то списание расходов происходит равномерно в течение периода, к которому они относятся, в порядке, который устанавливает сама организация (равномерно, пропорционально объему продукции и т.д.) (п. 65 Положения о ведении бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Пример 1. Организация "Феникс" в сентябре 2014 г. приобрела комплект всесезонных шин для автомобиля. В этом же месяце шины переданы в эксплуатацию взамен изношенных. За четыре покрышки было уплачено 43 500 руб., в том числе НДС - 6635,6 руб.
В бухгалтерском учете проводки будут следующими:

- 36 864,4 руб. (43 500 - 6635,6) - оприходованы шины на склад;
Дебет 19 Кредит 60
- 6635,6 руб. - отражен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 43 500 руб. - перечислены денежные средства за шины;
Дебет 68 Кредит 19
- 6635,6 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 20 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", "Новые шины",
- 36 864,4 руб. - стоимость шин учтена в расходах по обычным видам деятельности.

Пример 2. Дополним данные примера 1: учетной политикой организации предусматривается списание стоимости шин равномерно, пропорционально их месячному пробегу. Среднестатистический пробег шины - 43 000 км, К1 - 0,95 (эксплуатация шин ведется на дорогах третьей категории), К2 - 0,95 (автомобиль используется на автомобильных дорогах общегосударственного, республиканского и местного значения), за сентябрь автомобиль на новых шинах проехал 3852 км.
Норма эксплуатационного пробега шины Hi составит 38 807,5 км (43 000 км x 0,95 x 0,95). Поскольку в сентябре пробег на новых шинах составил 3800 км, то в расходах по обычным видам деятельности организация может учесть 3609,73 руб. (36 864,4 руб. : 38 807,5 км x 3800 км).
Установка шин на автомобиль в бухгалтерском учете сопровождается записью:
Дебет 97 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", "Новые шины",
- 36 864,4 руб. - стоимость шин учтена в расходах будущих периодов.
В последний же день сентября осуществляется частичное списание стоимости установленных шин проводкой:
Дебет 20 Кредит 97
- 3609,73 руб. - часть стоимости шин учтена в расходах по обычным видам деятельности.

Учет сезонной резины

Снятые с транспортного средства сезонные шины в связи с завершением данного сезона приходуются на склад. Они не относятся к:
- неиспользованным материалам, поскольку находились в эксплуатации;
- возвратным отходам, так как они не утратили своих потребительских свойств.
В обоих случаях материалы приходуются на счете 10 (п. 112 Методических указаний по учету МПЗ).
Поскольку по окончании сезона эксплуатации шины возвращаются на склад уже частично изношенными, то организация вправе восстановить на счете 10, субсчет "Автошины в запасе", "Сезонные шины", неполную стоимость приобретения автомобильных шин - уменьшенную с учетом степени износа. При таком способе учета степень износа автомобильных шин может определяться пропорционально пробегу шины.
Для того чтобы рассчитать стоимость шин, возвращенных на склад, необходимо определить пробег автомобильных шин за время их фактической эксплуатации. Если ведется упомянутая выше карточка учета работы автомобильной шины, то данные берутся из нее. Если же таковую организация не ведет, то остается обратиться к путевым листам, выписанным на автомобиль в сезоне, и выбрать из них требуемую информацию. После чего искомый показатель определяется по формуле:

Свш = (Nпр. ш - Fпр) : Nпр. ш x Сш,

где Свш - стоимость возвращаемой на склад шины;
Nпр. ш - норма пробега шины;
Fпр - фактический пробег;
Сш - стоимость шины.
Корреспондирующий же счет при оприходовании сезонных шин зависит от варианта списания их стоимости при установлении. Если осуществлялось единовременное списание при передаче, то корреспондируют счета учета затрат 20, 26, 44 (то есть производится уменьшение затрат на производство или расходов на продажу текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин). Если же списание осуществлялось равномерно, то кредитуется счет 97.

Пример 3. Фирма "Меркурий" весной 2014 г. приобрела легковой автомобиль с летним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях. В октябре текущего года был приобретен комплект зимней резины (5 шт.) за 53 100 руб. (в т.ч. НДС - 8100 руб.). В ноябре эта резина была установлена на автомобиль.
Согласно учетной политике стоимость летних и зимних шин списывается равномерно в периоде их эксплуатации. Норма эксплуатационного пробега шин - 62 000 км, К1 - 0,95 (категория условий эксплуатации - III), К2 - 1 (особых условий работы автомобиля в организации не существует). С ноября по март включительно автомобиль на зимних шинах проехал 14 800 км, из них в марте - 3500 км.
Норма эксплуатационного пробега данных шин составляет 58 900 км (62 000 x 0,95 x 1).
При снятии зимних шин за март организация вправе учесть в расходах по обычным видам деятельности часть стоимости зимней резины - 2674,02 руб. (45 000 руб. / 58 900 км x 3500 км).
Стоимость же зимних шин, по которой они оприходуются при передаче на склад, - 33 692,7 руб. (45 000 руб. : 58 900 км x (58 900 км - 14 800 км)).
В учете бухгалтер отразит следующие проводки:
в октябре 2014 г.
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", Кредит 60
- 45 000 руб. (53 100 - 8100) - оприходован на склад комплект зимней резины;
Дебет 19 Кредит 60
- 8100 руб. - отражен НДС;
Дебет 68 Кредит 19
- 8100 руб. - предъявлен НДС в вычету.
в ноябре 2014 г.
Дебет 97 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе",
- 45 000 руб. - переданы в эксплуатацию шины.
Комплект летней резины, снятый с автомобиля, передается на склад. Но поскольку стоимость этих шин учтена в первоначальной стоимости транспортного средства, то приходуются они независимо от пробега по нулевой стоимости.
В последние дни ноября, декабря, января и февраля бухгалтерией осуществляется списание на счет затрат части стоимости зимних шин. Списываемые величины определяются пропорционально месячному пробегу автомобиля:
Дебет 26 Кредит 97
- списана часть стоимости зимних шин.
в марте 2015 г.
Дебет 26 Кредит 97
- 2675,94 руб. - учтена в расходах по обычным видам деятельности часть стоимости зимних шин;
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", Кредит 97
- 26 427,52 руб. - отражена стоимость зимних шин, переданных на склад.
Установка летней резины отражается только в аналитическом учете, поскольку ее стоимость учтена в первоначальной стоимости автомобиля.

Налоговый учет

В налоговом учете приобретаемое организацией транспортное средство учитывается как единый инвентарный объект. Следовательно, стоимость шин, установленных на автомобиле, и "запаски" включается в его первоначальную стоимость (ст. 257 НК РФ).
Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в состав амортизируемого имущества не включаются. Учитываются же они в расходах на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Эти расходы на эксплуатацию (покупку запасных шин) признаются для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Замена сезонных шин также отнесена к расходам на содержание основного средства. Следовательно, затраты на приобретение нового комплекта шин включаются в материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Эти расходы компаниям, использующим метод начисления, надлежит признавать на дату передачи их в эксплуатацию, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Уменьшенная стоимость сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете не отражается.
Напомним, что сумму материальных расходов необходимо уменьшать на стоимость:
- возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ);
- остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ).
При этом остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.
Шины же, снятые с транспортного средства, ни к возвратным отходам, ни к остаткам запасов не относятся.
В результате при варианте единовременного списания стоимости шин при их установлении величины расходов, учитываемых в бухгалтерском учете при определении прибыли и налоговой базы по налогу на прибыль, в момент оприходования снятых шин на склад будут разниться. А это обязывает организацию обратиться к нормам Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Возникающая разница в расходах в бухгалтерском учете признается налогооблагаемой временной, поскольку приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
На основании этой разницы формируется отложенное налоговое обязательство (п. п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02).
Налогооблагаемая временная разница также возникает, если в бухгалтерском учете используется вариант равномерного списания стоимости шин.

Продолжение примера 2. В налоговом учете стоимость установленных шин, 36 864,4 руб., будет включена в расходы, уменьшающие полученные доходы при исчислении налога на прибыль за 9 месяцев 2014 г.
Разница в величинах расходов, учитываемых в бухгалтерском и налоговом учетах, - 33 254,67 руб. (36 864,4 - 3609,73) - является налогооблагаемой временной.
Исходя из этого организация в последний день сентября осуществляет дополнительную запись:
Дебет 68, субсчет "Налог на прибыль", Кредит 77
- 6650,93 руб. (33 254,67 руб. x 20%) - начислена сумма отложенного налогового обязательства.
Начиная с октября ежемесячно при списании в бухгалтерском учете в расходы части стоимости установленных шин будет частично погашаться отложенное налоговое обязательство:
Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Налог на прибыль",
- уменьшена (погашена) сумма отложенного налогового обязательства.

В процессе эксплуатации имущество постепенно изнашивается. Исключением не являются и автомобили, периодически требующие ремонта. Как списываются запчасти авто в России, каковы особенности составления соответствующего акта?

Основные хозяйственные операции, касающиеся транспортных средств, включают в себя поступление, движение и списание запасных частей.

Каждый из этих фактов должен быть обоснован документально. Особенно важно это при списании деталей. Каковы в России особенности акта на списание автомобильных запчастей?

Общие аспекты

Непригодные для использования автомобильные запчасти надлежит списать. Но при этом суть процедуры не так однозначна.

В первую очередь должно наличествовать подтверждение обоснованности списания. Кроме того, возможны ситуации, когда запчасти списываются с учета, но не выбывают.

Например, при наличии у организации необходимых деталей, таковые могут использоваться при ремонте, что требует их списания с учета в качестве обособленного объекта.

Если списывается неисправная запчасть, не пригодная к восстановлению, то оформляется . Составляет документ специально созданная комиссия с участием механика.

На основании ведомости подается заявка на приобретение новой запчасти. Заявка должна утверждаться главбухом и руководителем организации.

После этого старую запчасть можно списать. Документально списывание оформляется дефектной ведомостью и .

Когда ремонт автомобиля осуществляется сторонней организацией запчасти могут списываться на основании накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15.

При этом дополнительно составляется по унифицированной форме.

При ремонте собственными силами передача детали осуществляется на основании требования-накладной, а акт может составляться в произвольной форме.

Что это такое

Актом именуется первичный документ, подтверждающий факт осуществления операции. Так акт на списание запчастей автомобиля удостоверяет факт списывания определенных ценностей с бухгалтерского учета организации.

По окончании ремонта составляется акт списания материалов. В случае, когда остались пригодные к использованию запчасти, их приходуют на основании акта комиссии. Когда запчасти не подлежат последующей эксплуатации, составляется акт утилизации.

Заполнение формы ОС-4а

Отдельный порядок списания предусмотрен в случае, когда ремонт автомобиля признается нецелесообразным. Например, физический износ средства слишком велик, а амортизационная стоимость уже списана.

В этой ситуации списывается автотранспортное средство полностью. Для списания используется типовой бланк, утвержденный .

Составляют акт по в двух экземплярах. Первый передается в бухгалтерию вместе с документом, подтверждающим снятие авто с учета в ГАИ.

Другой экземпляр сохраняется у ответственного лица и становится основанием для сдачи на склад ценностей и материалов, оставшихся в результате списания.

При заполнении формы ОС-4а:

Расходы на списание и стоимость ценностей Оставшихся после разбора автомобиля, отображаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания»
В восьмой графе отображается Сумма начисленной амортизации по авто на момент его выбытия
В разделе «Подлежат оприходованию следующие основные детали и узлы» Отображаются количество, номенклатурные номера и стоимость оставшихся после списания материальных ценностей
С первой по четвертую графы Отображается сумма всех расходов по списанию авто
В графах с пятой по девятую Прописываются данные о связанных со списанием расходах и поступивших после списания ценностей

Подписывается акт ОС-4а всеми членами комиссии и главным бухгалтером. После этого документ утверждает руководитель организации.

Образец акта на списание автошин

На данное время отсутствуют утвержденные нормы относительно списания запчастей и расходных материалов, в том числе и шин, применяемых в процессе эксплуатации автотранспорта.

Норма эксплуатационного пробега шин определяется заводом-изготовителем. Руководствуясь данной информацией, руководитель предприятия может самостоятельно утвердить нормы пробега автомобильных шин.

Также допускается основывать утверждение на имеющемся опыте эксплуатации. В любом случае нормы эксплуатационного пробега должны быть обоснованы, экономически оправданы и документально подтверждены.

Списание автошин осуществляется по стандартной схеме. Но при этом нужно учитывать тот нюанс, что списанные шины необходимо сдать на утилизацию.

Образец акта на списание автошин выглядит так:

  1. Название – «Акт на списание автошин».
  2. Номер документа, утвердившая организация.
  3. Состав комиссии с указанием приказа о назначении.
  4. Факт признания шин не пригодными к использованию.
  5. Название организации или подразделения, эксплуатировавшего автомобиль.
  6. Данные об авто.
  7. Данные о шинах с указанием фактического пробега и нормы эксплуатационного пробега шин.
  8. Перечень дефектов автошин.
  9. Вывод комиссии относительно дальнейшего использования (полная непригодность, сдача на утилизацию).
  10. Подписи всех членов комиссии.

Нужен ли акт осмотра автомобиля

Акт осмотра автомобиля требуется на самом начальном этапе, когда готовится техническое заключение о состоянии авто. Актом обосновывается необходимость ремонта транспорта и последующее списание запчастей.

Также составляется по завершении ремонта для обнаружения возможных оставшихся неисправностей.

Структура акта осмотра автомобиля включает в себя:

  • обязательные реквизиты;
  • состав комиссии;
  • идентификационные сведения об авто;
  • название владельца;
  • параметры технического состояния;
  • подписи ответственных лиц.

Какая бы форма акта не использовалась для списания запчастей автомобиля, ее следует утвердить в на основании приказа руководства.

А оформляя акт, не следует забывать и о дополнительных документах, оправдывающих создание акта списания.

Шины приходится часто менять. Во-первых, они быстро изнашиваются на российских дорогах. Во-вторых, их необходимо менять на зимний и летний сезоны. В-третьих, случаются и неожиданные повреждения шин - проколы, порезы. Рассмотрим особенности документооборота по приему, отпуску и перемещению шин, а также порядок бухгалтерского учета и налогообложения их стоимости.

Автомобильные шины различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. По этим показателям автомобильные шины могут быть следующих видов:

  • шины постоянного использования (всесезонные шины);
  • шины периодической эксплуатации (зимняя и летняя резина).

Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но в целях экономии организации часто используют на автомобилях всесезонные шины. Они подлежат замене, если пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж или произошло повреждение шин.

В первую очередь организациям нужно разработать необходимые для учета и контроля автомобильных шин внутренние организационно-распорядительные документы. Согласно пункту 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (далее - Методические указания № 119н) в них могут устанавливаться:

  • формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • перечень должностных лиц подразделений, которым доверены получение и отпуск МПЗ;
  • порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.

Документами, которые необходимы для оформления в учете хозяйственных операций по движению автомобильных шин, является:

  • товарно-транспортные накладные и иные сопроводительные документы (при приемке и оприходовании автомобильных шин);
  • карточка учета автомобильной шины (в процессе эксплуатации);
  • ведомость (акт) на списание автомобильных шин.

На сегодняшний момент порядок учета автомобильных шин регулируется Правилами эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденными распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. № АК-9-р (далее - Правила). Вроде бы эти Правила утратили силу, так как в них самих указан срок окончания их действия - 1 января 2007 года. Но новых правил пока не придумали, поэтому советуем руководствоваться ими. Правда, в целом, нет острой необходимости вести карточки учета работы автошин, утвержденные Правилами, если другие документы в порядке. Например, товарные накладные, договоры поставки, договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом, счета-фактуры, платежные поручения, оборотные ведомости по товарно-материальным ценностям - материальный отчет по субсчету 10.5, акты на списание запчастей, сводные реестры работы автошин, реестр показателей спидометров по пробегу автомашин и т. д. К примеру, в постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 июля 2010 г. № А32-43572/2009 судьи встали на сторону налогоплательщиком, признав неправомерным доначисление налога на прибыль, пеней, штрафа, так как несение налогоплательщиком расходов по приобретению автошин, а также наличие документальных доказательств их списания в результате осуществления предпринимательской деятельности подтверждены и без карточек учета шин, указанных в Правилах.

Информация, содержащаяся в карточке учета работы шины, позволяет дать оценку ее технического состояния. Если шина пригодна для эксплуатации, то она не может быть снята с автомобиля или передана в утиль. Если же шина не пригодна к эксплуатации, то ее снимают, а в ее учетной карточке указываются пробег, причина снятия и порядок ее дальнейшего использования (в ремонт, на восстановление или в утиль).

Затем данные из карточки учета переносятся в ведомости (акты) на списание автомобильных шин, на основании которых в учете отражаются данные хозяйственные операции.

Бухгалтерский учет автомобильных шин

Автомобильные шины, приобретаемые организацией, по своим характеристикам и предназначению являются оборотными активами, которые в бухгалтерском учете организации отражаются как материально-производственные запасы (МПЗ), учет которых следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н).

Согласно пункту 2 ПБУ 5/01 в составе МПЗ принимаются активы, используемые в качестве сырья при выполнении работ, оказании услуг. Исключение составляют шины (в том числе и запасные), которые поступили в организацию вместе с приобретенными автомобилями. В этом случае они учитываются в составе объекта основных средств.

Согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н) объектом основных средств признается инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Таким образом, как объект основных средств учитывается имущество или комплекс, которые могут выполнять свои функции самостоятельно. Если имущество не обладает функциональной самостоятельностью, его следует отражать в составе комплекса, который может считаться инвентарным объектом с позиций приведенных норм ПБУ 6/01.

Аналогичное положение представлено и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

В Инструкции по применению Плана счетов к счету 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части» сказано, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Согласно абзацу 2 пункта 6 ПБУ 6/01 при наличии у объекта нескольких частей с разным сроком полезного использования каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Этот порядок выгоден налогоплательщику, поскольку он позволяет разделять дорогостоящее имущество на несколько объектов и сразу списывать в учете те из них, стоимость которых не превышает 20 000 руб. (или иного установленного в учетной политике лимита), экономя на налоге на имущество.

Однако учитывать автомобиль как основное средство без колес нельзя, так как он не способен приносить доход. А это является одним из условий принятия актива к учету как объекта основных средств.

Кроме того, в пункте 6 ПБУ 6/01 есть оговорка, что при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В бухгалтерском стандарте не сказано, какой уровень существенности следует применять для разделения комплекса предметов, представляющих единое целое, на несколько инвентарных объектов, что дает право бухгалтеру решить этот вопрос по собственному усмотрению.

Поэтому организация может установить в учетной политике свой уровень существенности. Если он будет невысоким, то у организации появляются налоговые риски в отношении расчетов с бюджетом по налогу на имущество. Во избежание этого по общей методологии учета капитальных затрат автомобильные шины, находящиеся на колесах транспортных средств (в том числе и на запасном колесе), следует отражать в первоначальной стоимости автомобиля.

При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат на основании пункта 93 Методических указаний № 119н. При этом все условия для признания расхода, установленные пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г.) выполнены, а именно:

  • расход произведен в соответствии с обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть достоверно определена;
  • в результате установки шин на транспортное средство произошло уменьшение экономических выгод организации.

При передаче в использование автомобильные шины оцениваются согласно пункту 16 ПБУ 5/01 - по себестоимости каждой единицы.

Пример

ООО «Автодор» зимой текущего года приобрело легковой автомобиль с зимним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях. В октябре этого же года был приобретен комплект летней резины (4 штуки) за 9440 руб., в том числе НДС 18% - 1440 руб., и установлен на автомобиль. В бухгалтерском учете ООО «Автодор» были сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

8000 руб. - оприходован на склад комплект летней резины;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

1440 руб. - отражена сумма «входного» НДС;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»

1440 руб. - сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части»

8000 руб. - шины установлены на легковом автомобиле.

Сезонные шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо оприходовать на склад.

Порядок отражения подобных операций не предусмотрен нормативными актами по бухгалтерскому учету. Сезонные шины, которые были сняты с транспортного средства и оприходованы на склад, не относятся ни к неиспользованным материалам, ни к возвратным отходам. С одной стороны, они уже находились в эксплуатации (были использованы), а с другой - не утратили своих потребительских свойств.

Оприходование сезонных шин в бухгалтерском учете организации следует отражать по дебету субсчета 10-5 «Запасные части» в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега.

Таким образом, производится уменьшение затрат на производство (или расходов на продажу) текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.

Определить стоимость снятых с колес автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин.

Также можно ориентироваться на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02. С одной стороны, нормы были отменены еще в 2004 году. С другой стороны, по решению комиссии Минтранса России от 18 апреля 2006 года их действие опять же было продлено до вступления в силу соответствующих технических регламентов (информационное письмо Минтранса России от 7 декабря 2006 г. № 0132-05/394). Подобное решение принято в целях обеспечения безопасности эксплуатации автотранспортных средств и рационального нормирования пробега автомобильных шин.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин. Минтранс России предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины согласно пункту 3.3 Временных норм не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега.

Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000-45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000-55 000 км. Пробег шин грузовых автомобилей

существенно выше:

  • для отечественных шин он может достигать 100 000 км;
  • для шин зарубежного производства - 180 000 км.

Стоимость шин, возвращенных на склад, рассчитывается по следующей формуле:

Пример

Зимние шины, снятые с автомобиля, еще можно использовать. Первоначальная стоимость

каждой шины составляет 2000 руб. Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км. За период эксплуатации фактический пробег составил 20 000 км. Следовательно, стоимость каждой шины, возвращенной на склад, равна 1200 руб. [(50 000 км – 20 000 км) : 50 000 км Ч 2000 руб.].

В бухгалтерском учете ООО «Автодор» будет сделана следующая запись:

Дебет 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части» Кредит 26 «Общехозяйственные расходы»

4800 руб. (1200 руб. Ч 4 шт.) - на склад оприходован комплект зимней резины, снятой с легкового автомобиля.

Налоговый учет автомобильных шин

Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.

Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, не включаются в состав амортизируемого имущества на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ.

Если происходит замена изношенных шин, то на основании пункта 1 статьи 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль.

Согласно пункту 2 статьи 272 НК РФ расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль.

Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Поскольку сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:

  • остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
  • возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).

Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.

Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца, поскольку автомобильные шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.

В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов. При этом под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению.

Сезонные шины под данное определение не подпадают. Следовательно, в целях налогообложения сезонные шины не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. Таким образом, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства. В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница согласно пункту 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н). На основании данной разницы формируется отложенное налоговое обязательство.

Пример

В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу

на прибыль» Кредит 77 «Отложенное налоговое обязательство»

960 руб. (4800 руб. Ч 20%) - сформировано отложенное налоговое обязательство.

При износе автомобильных шин у организации возникает необходимость их ремонта или замены.

Ремонт и восстановление автошин могут производиться как самой организацией, так и на специализированных автосервисах. В случае самостоятельного ремонта организация несет расходы на закупку запчастей к автомашинам (камер, покрышек, ободов колес, балансировочных грузов и пр.) и оплату труда рабочим, которые производят ремонт.

Если отремонтировать автошины без специального оборудования невозможно, то организация может воспользоваться услугами специализированных предприятий. В этом случае запчасти к автомашинам могут быть закуплены самостоятельно. В такой ситуации организация оплачивает автосервису только услуги по замене и установке запчастей или же стоимость запчастей будет учтена в стоимости ремонтных работ автосервиса.

При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы их стоимость переносится в бухгалтерском учете на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».

Согласно пунктам 7 и 18 ПБУ 10/99 затраты по поддержанию транспортных средств в исправном состоянии являются расходами по обычным видам деятельности и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. При этом в бухгалтерском учете организации делается следующая проводка:

Дебет 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Отражены затраты на ремонт или замену автомобильных шин.

Для целей налогообложения расходы на ремонт шин можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют. Именно поэтому данные затраты являются расходами на проведение текущего ремонта, которые

включаются в себестоимость продукции, работ, услуг как затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии. При этом нормирование указанных расходов не предусмотрено.

Если шины имеют разрушения, которые не подлежат местному ремонту или восстановлению путем наложения нового протектора, то они по решению специальной комиссии, созданной на предприятии, списываются в утиль. На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. В бухгалтерском учете организации неподлежащие восстановлению шины зачисляются на субсчет 10-6 «Прочие материалы».

___________________________

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет. В статье даны рекомендации по установлению в учетной политике методик определения нормы эксплуатации данных запасных частей, рассмотрены действия бухгалтера при списании непригодных к дальнейшей эксплуатации шин и аккумуляторов со счетов бухгалтерского учета.

Шины, аккумуляторы имеют определенный срок службы - нормативный. Для определения данного срока с учетом ряда особенностей следует руководствоваться:

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

Нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее - Временные нормы);

Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (утв. Минэкономики РФ 04.06.1998 РД 37.009.015-98) (далее - Методическое руководство РД 37.009.015-98);

Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 361 (далее - Правила № 361).

Норма эксплуатации автомобильных шин

Согласно нормам ст. 19 Федерального закона № 169-ФЗ запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 . В разделе 5 данного перечня приведен перечень повреждений автомобильныхшин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать. Среди таких повреждений названы:

  • остаточная высота рисунка протектора шин легковых автомобилей менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм ;
  • наличие у шин внешних повреждений (пробои, порезы, разрывы), обнажающих корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • отсутствие болта (гайки) крепления или наличие трещин диска и ободьев колес, наличие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий.
Таким образом, данные повреждения являются основаниями для выведения шин из эксплуатации, установки вместо них новых и, соответственно, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета.

Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета.

До 1 января 2007 года для расчета нормы эксплуатационного пробега шин применялась формула, приведенная во Временных нормах. С этой даты срок действия Временных норм истек (Распоряжение Минтранса РФ от 05.01.2004 № АК-1-р ), в то же время по распоряжению учредителя учреждение вправе использовать их положения. Например, Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 (в ред. от 14.02.2011) (далее - Приказ СД при ВС РФ № 104) определено, что в целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при ВС РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ при эксплуатации автотранспорта следует руководствоваться в том числе и Временными нормами. В случае если в отношении вашего бюджетного учреждения учредителем не принято такого решения, вы вправе в свой учетной политике установить формулу для определения нормы эксплуатационного пробега шин, используемых в учреждении, руководствуясь Временными нормами.

Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 - 9 Временных норм , можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы. В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

Пример 1

На балансе учреждения числится автомобиль Toyota, за которым закреплено 2 комплекта шин - летний и зимний (195/70 R 14) (учитываются на забалансовом счете 09). Бюджетное учреждение, руководствуясь Временными нормами, установило в своей учетной политике следующее.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по следующей формуле:

Hi = H x K1 х К2, где:
H - среднестатистический пробег шины, тыс. км (величина приведена в приложении к учетной политике);

K1 - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (величина приведена в приложении к учетной политике);

K2 - поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При списании шин норма их эксплуатационного пробега не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега (исключения составляют механические повреждения шин, которые невозможно устранить и которые препятствуют их дальнейшей эксплуатации).

К1 = 0,95 (автомобиль эксплуатируется по городу); К2 = 0,95.

Среднестатистический пробег шин с параметрами 195/70 R 14 автомобиля марки Toyota - 50 000 км.

В процессе эксплуатации летние шины пришли в негодности. По путевым листам было установлено, что их пробег равен 48 200 км.

Норма эксплуатационного пробега шин равна 45 125 км (50 000 км х 0,95 х 0,95). Комплект летней резины проездил установленную для него эксплуатационную норму и подлежит списанию.

В качестве другого способа определения износа шин можно порекомендовать методику, приведенную в приложении 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98. Настоящее руководство определяет методы и порядок расчета стоимости автотранспортного средства с учетом его технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности; естественного и морального износа, старения; стоимости запасных частей, работ и материалов, необходимых для его восстановления до состояния, отвечающего общим техническим и требованиям безопасности, регламентированным действующим законодательством.

Данная методика определения износа шин основана на следующем.

Критериями износа (старения) шин являются:

Наличие повреждений и дефектов;

Срок эксплуатации;

Высота рисунка протектора.

Ресурс шины снижается и, соответственно, увеличивается процент износа:

Если поврежден борт при монтаже - до 10%;

Если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда - до 20%;

При обнаружении местного износа (пятнистости) протектора - до 25%.

Примечание: шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.

К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины .

За три года эксплуатации шина от старения теряет пропорционально сроку эксплуатации до 10% ресурса.

В интервале от трех до пяти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше пяти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.

Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.

Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (приведен в таблице, содержащейся в приложения 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей - 1,6 мм, для грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотошин - 0,8 мм).

Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в четырех взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:

Иш = (Вн - Вф) х 100 %.
(Вн - Вдоп)

Износ шин, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм - для легковых автомобилей, 20 мм - для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной шины равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость шины, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой шины.

Данный метод определения срока эксплуатации шин более точный и объективный, хотя и более трудозатратный. Сложность его применения заключается в измерении высоты рисунка протектора в четырех сечениях величины протектора. При использовании данного метода в учетной политике учреждения может быть установлен размер износа, определенного расчетным путем, при котором шины подлежат списанию. Например, такая величина может быть равна 90 или 100 %.

Уточнив условия примера 1, рассчитаем износ летней резины автомобиля Toyota по второй методике.

Пример 2

Срок эксплуатации шины 195/70 R 14 автомобиля Toyota составляет 2 года . Имеется повреждение борта при монтаже. Измерение высоты рисунка протектора в четырех сечениях показало, что фактическая высота протектора равна 4,3 мм (4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3) / 4,0).

Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%. Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).

Износ шин по высоте рисунка протектора равен 61% ((8,6 - 4,3) / (8,6 - 1,6) х 100%).

Суммарный износ равен 78% (10 + 7 + 61).

Таким образом, по второму варианту расчета возможность списания данных шин возникнет только в том случае, если в учетной политике будет определено, что шины, по которым размер износа составляет 75% и выше, подлежат списанию. В случае если учетной политикой учреждения установлено, например, что «списанию подлежат шины, расчетная величина износа которых составляет 90% и более», шины с расчетной величиной износа 78% остаются в эксплуатации (исключение - механическое повреждение, приведшее в невозможности дальнейшей эксплуатации шин).

Нормативный срок службы автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторная батарея имеет определенный срок службы. Универсального нормативного акта, устанавливающего срок службы аккумуляторных батарей, находящихся в используемых учреждениями автомобилях, нет. Приказ СД при ВС РФ № 104, о котором мы упоминали ранее, отсылает управления судебного департамента при установлении нормативного срока эксплуатации аккумулятора к Нормам сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных средств в соответствии с руководящим документом Минтранса РФ «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков» (РД-3112199-1089-02) (далее - Нормы срока службы аккумуляторов).Данные нормы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Если вашим учредителем не дано четких рекомендаций в отношении документа, которым следует руководствоваться при определении эксплуатационного срока аккумуляторной батареи (в том числе не установлен внутренним документом срок работы аккумуляторной батареи ), то в своей учетной политике вы можете прописать эти нормы (либо сослаться на определяющий их документ, который вы будете применять в работе).

Например, в учетной политике может быть прописано: «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по нормам, разработанным Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) (РД-3112199-1089-02) (далее - Нормы РД-3112199-1089-02), либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по методике, приведенной в приложении 16 к Методическому руководству РД 37.009.015-98, либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется Правилами № 361.

Предположим, на автомобилях, числящихся на балансе вашего учреждения, установлены стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Учреждением было принято решение определять нормативный срок эксплуатации в соответствии с Нормами РД-3112199-1089-02, и это было отражено в учетной политике. Используя данные, отраженные в таблице 1 Норм РД-3112199-1089-02, следует определить типовой срок службы аккумулятора, исходя из которого устанавливается срок годности эксплуатируемого аккумулятора. Для легкового автомобиля, используемого в служебных целях, с годовым пробегом 112 000 км установлена норма в 2,5 года (сведения приведены в таблице 1). Допустим, что годовой пробег используемых вами автотранспортных средств менее установленного размера (пусть будет 90 000 км), но соответствовует величине среднего годового пробега, при превышении которой рекомендуется корректирование типовых норм пробега. Данная величина приведена в таблице 2 и для легковых автомобилей, используемых в служебных целях, составляет 45 000 км. Поскольку фактический годовой пробег автомобиля превышает 45 000 км, норма эксплуатации аккумулятора может быть скорректирована. В результате корректировки срок эксплуатации аккумуляторной батареи может быть увеличен до четырех лет. В учетной политике может быть сразу установлена скорректированная норма либо могут быть прописаны условия, при которых норма корректируется, и указаны ответственные за это лица.

Для подтверждения факта выработки аккумуляторной батареей установленного нормативного срока службы должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств, целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания аккумуляторной батареи от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку аккумуляторной батареи учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства, то есть в километрах пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации аккумуляторных батарей на разных автотранспортных средствах учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки аккумуляторной батареи после выполнения этих работ.

Учет наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей может осуществляться по форме, приведенной в приложении 2 к Нормам РД-3112199-1089-02, либо разработанной и утвержденной в учетной политике удобной для учреждения форме учета использования аккумуляторной батареи.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1 к Нормам РД-3112199-1089-02.

Приложение 16 к Методическому руководствуРД 37.009.015-98 предлагает методику определения процента износа аккумуляторной батареи. Методика заключается в следующем.

Износ аккумуляторной батареи (Иакб) определяется как отношение фактического времени эксплуатации предъявленной батареи (Дф) к среднестатистическому сроку службы (Дст) до ее замены (списания), то есть по следующей формуле:

Иакб = Дф х 100%
Дст

Срок службы аккумуляторной батареи (средний ресурс) получен при помощи математической обработки статистических данных и определен независимо от типа:

В три года - при интенсивности эксплуатации транспортного средства 40 тыс. км в год и более;

В четыре года - при интенсивности эксплуатации до 40 тыс. км в год.

Фактический срок службы аккумуляторной батареи определяется как разность даты осмотра предъявленного транспортного средства и даты ее изготовления.

Дата изготовления определяется по маркировке на аккумуляторной батарее, вид и способ нанесения которой устанавливаются нормативным документом на изготовление конкретного типа , марки аккумуляторной батареи.

Отражение операции по списанию в бухгалтерском учете

Согласно нормамп. 349 Инструкции № 157н назабалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения.

Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. По нашему мнению, списание шин и аккумуляторов с забалансового учета должно осуществляться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), поскольку этот документ применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов (приложение 5 к Приказу Минфина РФ № 173н ).

В бухгалтерском учете установка запасный частей на автомобиль взамен изношенных и списание последних отражается следующим образом:

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на следующее. Батареи свинцовых аккумуляторов, целые или разломанные (AA170), относятся к отходам, содержащим металлы, и подлежат утилизации (Номенклатура отходов (в соответствии с резолюцией ОЭСР) «ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV классов опасности. Основные требования» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1091-ст ). Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Этим законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов , в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Следовательно, лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 3.7 С анитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 , введенных в действие с 15.06.2003 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 , установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

В силу п. 2 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 709/11 № А32-10488/2010-58/157-58 ).

Статьей 8.2 КОАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, во избежание различных неприятных ситуаций рекомендуем сразу же передавать аккумуляторные батареи на утилизацию в специализированную организацию.

_____________________________

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей.

Например, как это сделано в Приказе ФСИН РФ от 18.04.2005 № 268 «Об утверждении нормативных сроков работы до капитального ремонта и списания автомобильной, дорожно-строительной техники и электротехнических средств, периодичности технического обслуживания автомобильного транспорта федерального бюджетного учреждения «Управление автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний» и порядка хранения и консервации автотранспортной техники, станочного и паркового оборудования».

В настоящее время эксплуатируются три типа аккумуляторной батареи:

1. Моноблок с ячеистыми крышками и перемычками над крышками (старая конструкция).

2. Моноблок с общей крышкой и залитыми мастикой перемычками.

3. Моноблок (пластмассовый корпус) с общей крышкой - необслуживаемая АКБ.

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».