Кто составляет госбюджет. Бюджет России: доходы и расходы

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА 12. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования

4. Налогообложение: сущность и принципы.

Понятие финансов и их функции.

Под финансами понимается совокупность экономических отношений, проявляющаяся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в экономике. При этом под финансовыми ресурсами понимают доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков. Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система - это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.

Выделяют две основные функции финансов:

Распределительная функция, которая заключается в распределении (перераспределении) чистого дохода. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения;

Контрольная функция, которая заключается в осуществлении органами, распоряжающимися финансовыми ресурсами, контроля за их распоряжением и использованием.

Финансовая сектор экономической системы – это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов в национальной экономике. Институционально финансовый сектор экономики имеет сложную структуру и состоит из двух подсистем:

· Централизованные или государственные финансы:

· центральный бюджет;

· местные бюджеты;

· внебюджетные фонды.

· Децентрализованные финансы:

· финансы предприятий;

· финансы общественных организаций;

· финансы домашних хозяйств.

Государственный бюджет и его функции.

Существование государства и его активное участие в экономике предполагает наличие необходимых средств для осуществления такой деятельности. Эти средства реализуются через государственный бюджет, который является основным звеном финансовой системы государства. Как экономическая категория, он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и субъектами хозяйствования (физическими и юридическими лицами) по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.

По внешней форме госбюджет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

С позиции организационной структуры устройства различают государственный бюджет делится три основных элемента:

- центральный (республиканский, федеральный) бюджет, который представляет собой бюджет правительства страны;

- местные бюджеты, которые представляют собой бюджеты органов власти единиц административно-территориального устройства страны;

- внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые фонды денежных средств, формирующиеся за счёт специальных платежей и предназначены для решения определенных задач. Они имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными и местными властями.

Существует понятие консолидированного бюджета как совокупности государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет призван отразить доходы и расходы правительства страны. Он выполняет следующие функции :

Аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;

Обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;

Стимулирование экономического развития страны;

Социальная защита населения страны.

Доходы бюджета ─ экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства, которые включают различные виды платежей ─ налоговые и неналоговые. Доходы могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Основными признаками доходов государственного бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство.

Существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет: государственное имущество, общегосударственные ресурсы, обязательные платежи физических и юридических фирм, привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходы от реализации ценных бумаг, лотереи и пр. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Расходы государственного бюджета ─ процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Структура и содержание расходов формируются под влиянием уровня развития производительных сил и производственных отношений, конкретной экономической и социальной ситуации. Влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации поставленных задач. Общим для расходов всех стран является их главное назначение ─ обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Основным видом бюджетного финансирования является безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Этот принцип предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде: ассигнований на содержание бюджетных учреждений, трансфертов, кредитов, инвестиций в государственные предприятия, межбюджетного финансирования, средств на погашение долговых обязательств и пр.

Ряд статей госбюджета имеет общепринятый характер. Поэтому приведем примерную структуру государственного бюджета страны с рыночной экономикой:

I. Доходы – 100%

Налоги (пошлины, сборы) – 70 - 80%;

Неналоговые поступления (доходы от госсобственности, внешней торговли, приватизации) - 8 - 10%

Другие налоги, сборы и неналоговые поступления, целевые бюджетные фонды - 10 - 20%

II. Расходы - 100%

Расходы на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия) - 30 - 40%;

Затраты на производственно-хозяйственные нужды (инвестиции, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ) - 10 - 20%;

Расходы на оборону - 10 - 20%;

Административно-управленческие расходы (содержание правительственных и судебных органов, органов безопасности, внутренних дел) - 5 - 8%;

Платежи по государственному долгу - 7 - 10%;

Трансферты другим уровням управления - 10 - 15%;

Целевые бюджетные фонды, пополнение государственных резервов -5 -10%;

Бюджетные расходы решают задачи политического, социального и хозяйственного характера.

Политические задачи состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка средств массовой информации и т.д.

Социальные задачи состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных групп населения, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги.

Экономические задачи состоят в формировании конкурентной рыночной среды путем поддержки малого бизнеса и антимонопольных мероприятий; в структурной перестройке экономики; в содействии выходу национальных производителей на внешние рынки; в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

3. Государственный долг: внутренний и внешний.

Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность , т.е. наличие дефицита , когда расходы превышают доходы. Обратная ситуация, когда доходы превышают расходы, называется профицитом . Дефицит существует в большинстве стран, что связано с: ростом роли государства в экономике; увеличением расходов на социальные цели; увеличением расходов на содержание административного аппарата; циклическим развитием экономики.

Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина дефицита госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:

Долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

Стадией экономического цикла, в которой находится страна;

Текущей политикой государства.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций, стимулирующих создание новых производств, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики в условиях максимально возможного использования экономических ресурсов. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне производства, максимально возможно использующего имеющиеся ресурсы. Разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом .

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает "бремя долга" в экономике.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета :

Кредитно-денежная эмиссия;

Долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;

Увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова.

Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих субъектов на финансовом рынке. Кроме того, действует эффект Барроу , который заключается в уменьшении свободных денежных средств на рынке капитала для частных лиц, что сдерживает объем инвестиций и, следовательно, экономический рост. Кроме того, финансирование государственных расходов за счет выпуска ценных бумаг может отрицательно сказаться на условиях внешней торговли и за счет этого еще больше сократить темпы роста экономики страны.

Внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета связано с умеренными издержками только в тех случаях когда:

Предложение финансовых ресурсов на национальном рынке относительно эластично;

Внешнее долговое финансирование ограничено или относительно дорого, в то время как внутренняя задолженность незначительна.

Внешнее льготное финансирование дефицита бюджета является наиболее привлекательным, так как такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако такие возможности ограничены. Поэтому внешнее финансирование увеличивает внешнюю задолженность и создает проблему ее обслуживания.

Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выпла­чены по указанным обязательствам. Текущий государственный долг - расходы по выплате дохо­дов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг делится на внутренний и внешний . В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению и предприятиям. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (свыше 5 лет).

Проблематичность внешнего долга зависит от его структуры по срочности и актуальности к погашению, от резервов страны, масштабов и конкурентоспособности её экономики. В практике стран с развитой рыночной экономикой внешний долг рассматривается как серьезная проблема, если:

Отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%;

Отношение внешнего долга к объему экспорта превышает 273%;

Выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга по отношению к экспортной выручке превышают 30%.

В этом случае говорят о критическом уровне задолженности и угрозе потери экономической независимости страны.

Последствия существования значительного государственного долга (основные варианты):

1. Финансирование государственного долга за счет займов в частном секторе, как правило, приводит к росту нормы процента (правительство вынуждено предлагать все новые и новые государственные ценные бумаги, следовательно, цены на них падают и норма процента возрастает), рост нормы процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары (снижаются прежде всего инвестиции в основной капитал). Снижение инвестиций в основной капитал означает, что через некоторое время основной капитал в стране будет или снижаться или, по крайней мере, снизится темп его роста. Основной капитал, как известно, один из основных факторов производства продукции, а значит, при его уменьшении подрываются возможности роста реального ВНП.

2. Существование дефицита государственного бюджета и рост государственного долга приводит к увеличению налоговых ставок (так как правительство пытается получить больший доход). Рост налоговых ставок подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и стимулы к труду, что влечёт за собой снижение выпуска или снижение темпов его роста

3. В условиях экономического спада или депрессии, когда доверие к государственным ценным бумагам низкое, покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется через продажу прироста государственного долга центральному банку страны. Это приводит к росту монетарного базиса и в конечном итоге к усилению инфляции.

Следует отметить, что государственный долг нельзя понимать упрощенно. В макроэкономике существует понятие чистый государственный долг . Наряду с пассивами (в данном случае это государственный долг) правительство владеет еще и активами (различные элементы государственной собственности: акции предприятий с участием государства, просто государственные предприятия, золотовалютные запасы), то есть, говоря о государственном долге необходимо сопоставлять его с активами правительства.

Чистый государственный долг = государственный долг – стоимость активов правительства.

Очевидно, что ситуация весьма опасна, когда чистый государственный долг велик.

В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегать к рефинансированию государственного долга (т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов). Оно также применяется при выплате процентов и погашении займов по внешнему государственному долгу. Кроме того, в управлении государственным долгом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия - изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство при возможности снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов при необходимости срочных заимствований для государства.

Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже вылущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификациязаймов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Обмен облигацийпо регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа (технический дефолт) используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.к. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов отодвигаются сроки, и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации займов владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.

Под аннулированием государственного долга (юридический дефолт) понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Существуют различные концепции регулирования государственного бюджета:

ежегодного балансирования доходов и расходов - каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

экономического цикла - в период спада производства правительство увеличивает расходы - рост дефицита, а в период подъема - сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

функциональных финансов - обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:

Экономический рост ведет к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет;

Правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит;

Бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

4. Налогообложение: сущность, принципы.

В основе процесса формирования доходов бюджета лежит собирание государством обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Наиболее существенная часть таких платежей приходится на налоги и приравненные к ним доходы.

Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Таким образом, сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законом.

При установлении налогов возникают такие понятия как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.

Налоговое бремя – величина суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, уровнем доходов.

Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

Налоговая льгота – основной инструмент оперативного использования налоговой системы. Существуют следующие виды налоговых льгот:

Необлагаемый минимум объекта налога;

Изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога;

Понижение ставок налога;

Вычет налоговой базы;

Налоговый кредит;

Налогообложение в любой стране должно строиться на учете следующих принципов:

1) учет возможностей налогоплательщика;

2) обязательность;

3) простота и удобство расчетов;

4) однократность налогообложения;

5) гибкость налоговой системы;

6) эффективность с точки зрения перераспределения средств.

Налоги выполняют следующие функции

1) фискальная, которая означает, что за счет налогов обеспечивается финансирование государственного бюджета;

2) социальная функция, которая заключается в поддержании равновесия в обществе;

3) регулирующая функция, проявляется в том, что государство с помощью налогов воздействует на состояние экономики;

4) контрольная, так как позволяет контролировать деятельность фирм, распределение и использование финансовых и других ресурсов;

5) распределительная, т.е. с помощью налогов можно перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами;

6) стимулирующая, т.е. через налоговые льготы и дифференциацию ставок налогов государство может поощрять развитие определенных отраслей, производств, видов продукции, регионов страны.

Для того чтобы дать оценку справедливости и равенства взимания налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют следующие виды налогов : 1. Пропорциональный налог указывает на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна облагаемой базе. 2. Регрессивный налог означает снижение налога в процентном отношении по мере роста облагаемой базы. 3. Прогрессивный налог указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше облагаемая база.

С точки зрения способа взимания налоги делятся на прямые и косвенные . Первые выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недвижимость). Эти налоги прямо пропорциональны платежеспособности налогоплательщика; вторые - устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

По сфере распространения налоги делятся на общегосударственные и местные .

С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие (не имеют конкретного назначения в плане их использования) и специфические налоги (предназначенные для использования в определённых целях).

Система налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая ставка. Это чрезвычайно важная и трудная задача. На основании кривой Лаффера (американский экономист) (рис.1) установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту доходов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться, т.к. дальнейшее увеличение ставки налога приведет:

а) к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб;

б) прекращению деятельности фирмами ввиду ее неэффективности.

Налоговые

поступления

max


0 (50% по Лафферу) 100% Ставка

Рис.1. Кривая Лаффера.

Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.

В Республике Беларусь система налогообложения, представлена следующими видами налогов и аналогичных им платежей:

1). Косвенные налоги.

1.1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Объект обложения – выручка от реализации товаров, работ, услуг, иных объектов и их прочее выбытие (безвозмездная передача, порча, недостача и т.п.), а также стоимость товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь. Действует зачётный метод исчисления налога, при котором уплате подлежит разница между суммой начисленного налога и суммой налога, подлежащего уплате поставщикам по приобретаемым ценностям. Основная ставка – 20%, однако действуют и ставки 0%, 0,5%, 10% и 22%.

1.2. Акцизы. Объект обложения – выручка от реализации определённых товаров, облагаемых акцизами, а также стоимость этих товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь. Ставки устанавливаются для каждого товара обособленно либо в процентах от стоимости (специфические), либо в определённой сумме в евро или долларах США на единицу измерения (адвалорные) либо комбинированные.

2) Прямые налоги, включаемые в затраты предприятий.

2.1. Сбор с заготовителей. Объект обложения – стоимость закупленных сельскохозяйственного или дикорастущего сырья, приобретаемого для дальнейшей переработки или продажи. Ставка – 5%.

2.2. Экологический налог. Объекты обложения: объёмы добываемых природных ресурсов, объёмы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объёмы отходов, размещаемых в местах их хранения, объёмы перемещаемых по территории и перерабатываемых в стране нефти и нефтепродуктов, объёмы производства и импорта тары на основе бумаги, картона, пластмассы и других материалов. Ставки устанавливаются по каждому объекту обложения стандартные (в рамках утверждаемого лимита) и сверхлимитные (увеличенные в 10 – 15 раз).

2.3. Платежи за землю либо арендная плата за землю. Объект обложения – площадь земельного участка, находящегося в собственности (пользовании) предприятия. Ставки устанавливаются в зависимости от назначения земель и их качества и места расположения и ежегодно корректируются (плата за землю) либо устанавливаются в долларах США (арендная плата).

2.4. Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по дорогам Республики Беларусь. Устанавливается при въезде на дорожную сеть взвешиванием нагрузки на ось в белорусских рублях на каждый тонно-километр превышения допустимой нагрузки.

2.5. Плата за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам. Взимается с транспортных средств, следующих по дороге «Козловичи – Минск – граница РФ». Ставки в евро в зависимости от высоты машины.

2.6. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Установлены в процентах от начисленной заработной платы работников. Ставки в размере 34% для работодателей (существуют ставки в размере 29%, 28%, 24% и 5%) и 1% для работников.

2.7. Обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование. Взимаются от начисленной заработной платы работников, которым по законодательству положены профессиональные пенсии. Тарифы для каждой профессии ежегодно устанавливаются Правительством.

2.8. Обязательные страховые взносы на по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взимаются в процентах от начисленной зарплаты в Белгосстрах. Ставки установлены в зависимости от основного вида деятельности предприятия или организации базовая ставка для большинства отраслей 0,6%.

2.9. Отчисления в инновационные фонды. Уплачиваются в процентах от затрат на производство продукции (оказанных услуг, выполненных работ). Обязательны для государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности, остальные могут вносить в них деньги добровольно, исключение составляют предприятия, занимающиеся строительством и производством стройматериалов, для которых уплата отчислений обязательна независимо от формы собственности. Базовая ставка – 0,25%, однако для отдельных отраслей установлены повышенные ставки до 19,5%.

2.10. Налог на недвижимость. Уплачивается от остаточной стоимости (первоначальной за вычетом износа) зданий и сооружений, находящихся в собственности или пользовании предприятий и физических лиц. Ставка устанавливается местными органами власти в размере от 0,5% до 1% для предприятий и 0,1% для физических лиц.

3. Прямые налоги, уплачиваемые от прибыли, полученной предприятием.

3.1. Налог на прибыль. Уплачивается от суммы прибыли, полученной предприятием за вычетом налога на недвижимость. Ставка 18% в отдельных случаях 9% и 10%, предусмотрены многочисленные льготы.

3.2. Сбор с пользователей. Уплачивается в твёрдых суммах за пользование автомобильными стоянками (для всех владельцев автомобилей) и за владение домашними животными (для всех владельцев домашних животных).

3.4. Оффшорный сбор. Уплачивается от сумм перечисленных резидентам стран и территорий, внесённых в список оффшорных зон в размере 15% от перечисляемых сумм.

4. Прямые налоги относящиеся на стоимость объекта имущества.

4.1. Таможенные пошлины. Уплачиваются от таможенной стоимости имущества, перемещаемого через границу Республики Беларусь. Ставки по каждому виду имущества устанавливаются Правительством ежегодно либо в процентах от стоимости (специфические), либо в определённой сумме в евро или долларах США на единицу измерения (адвалорные) либо комбинированные.

4.2. Налог на приобретение автомобильных транспортных средств. Уплачивается предприятиями от стоимости приобретаемых транспортных средств в размере 3% при регистрации транспортного средства.

5. Налоги, удерживаемые из доходов получателей у источников выплаты.

5.1. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Уплачивается от стоимости оплаченных иностранным организациям услуг по перечню, установленному Правительством РБ. Основная ставка – 15%, но существуют и другие ставки. При этом от уплаты освобождаются оплаты услуг в странами, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, если данный вид услуг по этому соглашению подлежит обложению в другой стране.

5.2. Подоходный налог. Уплачивается от полученных физическими лицами доходов. По заработной плате удерживается у источников выплат (работодателями) и перечисляется в бюджет. По предпринимательским и прочим доходам уплачивается физическими лицами самостоятельно. Ставки 12% за вычетом освобождаемых сумм (550.000 на каждого человека, 155.000 на каждого ребёнка и др.) и 15% по некоторым предпринимательским доходам. Действуют и другие ставки в отдельных случаях.

6. Налоги по особым режимам налогообложения.

6.1. Налог на игорный бизнес.

Объекты налогообложения: игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор. Ставки установлены в зависимости от вида объектов налогообложения, их количества и населенного пункта, в котором они расположены.

6.2. Налог при упрощенной системе налогообложения. Уплачивается по выбору предприятиями, которые не превышают установленных параметров по количеству работников и выручке в процентах от выручки или валового дохода. Ставки установлены в размере 5% от выручки для неплательщиков НДС, 3% для плательщиков НДС и 3% для торговых предприятий. Для сельской местности действуют льготные ставки.

6.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Уплачивается в размере 2% от выручки, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции.

6.6. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Уплачивается ежемесячно физическими лицами занимающимися торговлей определёнными товарами и оказывающими услуги согласно установленному перечню. Ставки установлены в твёрдых суммах в евро.


Похожая информация.


Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства - это документ . Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны . Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс .

В бюджетной системе Российской Федерации существуют три уровня бюджета :

  1. Федеральный бюджет (общегосударственный).
  2. Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ).
  3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований - городов, сел, районных центров).

Роль кассы бюджета (того самого хранилища несметных богатств) играет государственное казначейство (в России - Федеральное казначейство ).

В том случае, когда доходы государственного бюджета превышают расходы, мы имеем дело с профицитом бюджета (бюджетным профицитом ). Если же наоборот (что нередко случается) - с дефицитом бюджета (бюджетным дефицитом ). При бюджетном дефиците в серьезных масштабах государство вынуждено идти на меры по урезанию бюджета, то есть сокращению расходов. Такой вид урезания называется «секвестр ».

Виды доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в казну в безвозмездном порядке согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

  • налогов (основная статья дохода);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами);
  • доходы от имущества, принадлежащего государству (например, акции предприятий);
  • доходы целевых бюджетных фондов (пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Расходы государственного бюджета - это финансовые вложения в обеспечение задач органов государственного и местного самоуправления. Виды расходов :

  1. Военные расходы.
  2. Экономические расходы.
  3. Социальные расходы (на социальные программы и нужды, например, пенсии и пособия).
  4. На внешнеполитическую деятельность (полет на самолете на заседание Совбеза ООН тоже не бесплатно обходится).
  5. На содержание аппарата управления (министрам тоже надо что-то кушать).

Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации , то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:

  • классификация доходов;
  • классификация расходов;
  • классификация ;
  • классификация операций сектора управления.

Упорядоченная система сбора и регистрации информации бюджетных активов и обязательств называется бюджетным учетом , который находится в ведении министерства финансов.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год.

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

Расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства

Структура доходов бюджета

Основными доходами в Российской Федерации, как и в других странах с рыночной экономикой, стали налоги.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг; штрафы, конфискации, компенсации; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;

    доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;

    иные налоговые доходы.

Кроме того, в федеральный бюджет поступают доходы целевых бюджетных фондов. К этим фондам прежде всего следует отнести:

    Федеральный бюджетный фонд РФ;

    Фонд развития таможенной системы РФ;

    Межведомственный фонд развития системы и налоговой службы РФ;

    Государственный фонд борьбы с преступностью;

    Федеральный экономический фонд;

    Фонд развития Федеральной пограничной службы и др.

Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, она также зависит от фактического поступления доходов, и прежде всего налогов.

Источники доходной части:

  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

    эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

    займы у междуна­родных ор­ганизаций

Бюджет - категория финансов. Финансы представляют собой совокупность
стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных
ресурсов. Финансовую систему можно определить как совокупность всех взаи-
мосвязанных финансовых структурных элементов:

Совокупность бюджетов всех уровней;

Внебюджетные фонды;

Валютные резервы государства;

Денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь других эле-
ментов:

Государственные финансы;

Финансы хозяйственных субъектов;

Финансы населения.

Государственные финансы состоят из государственного бюджета и вне-
бюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значи-
тельная часть валового внутреннего продукта (ВВП) различных стран: от 1/3 до
1/2 Больше всего в Швеции - около 2/3. В России этот показатель составляет
примерно 1/2 ВВП.

Государственный бюджет - основное звено государственных финансов,
включает в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В го-
сударственном бюджете обосабливается часть национального дохода, используе-
мого в общественных целях, в первую очередь для расширенного воспроиз-
водства.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства), которые
создаются и используются для вполне определенных нужд: выплаты пенсий, ме-
дицинского страхования и т.п. Эти фонды расширяют возможности вмешательст-
ва государства в экономику.


Формирование и использование бюджетов образуют бюджетные отноше-
ния
между различными хозяйствующими субъектами. Они создают финансовые
связи между секторами, сферами и отраслями хозяйства, территориями страны,
центральными и местными органами государства и т.д. Вокруг бюджетных ресур-
сов в обществе разворачивается политическая борьба между различными соци-
альными группами и партиями. В итоге складывается компромисс между интере-
сами этих групп и партий.

Структура государственного бюджета. Государственный бюджет пред-
ставляет собой финансовый план образования и использования централизованно-
го фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления.
Бюджет содержит в себе расходы и доходы, образующие баланс.

Бюджетные расходы. В экономической теории под государственными
расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ и
услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

Государственные расходы могут быть разделены на четыре категории.
1. Потребление в государственном секторе, включающее в себя зарплату работ-
никам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего по-
требления. 2. Государственные инвестиции, т.е. разнообразные капитальные
расходы (затраты на строительство дорог, портов и т.д.). 3. Трансферты частно-
му сектору: пенсии, страхование по безработице, льготы ветеранам и др. 4. Про-
центы
по государственным долгам.


Финансовые расходы делятся иногда только на две группы: текущие рас-
ходы
(платежи по зарплате и закупки товаров и услуг, оплата процентов и транс-
ферты) и капиталовложения, или инвестиции,

В странах с рыночной экономикой подавляющая доля приходится на теку-
щие расходы (85-95%), в то время как инвестиции составляют небольшую часть
расходов (15-10, а в высокоразвитых странах - около 5%).

В текущих расходах на зарплату приходится в среднем 15-18%, на покупку
товаров и услуг - 16-20%, субсидии и трансферты составляют в развитых странах
50-65%, обслуживание долга - 5-15% в развитых странах и 30-50% в разви-
вающихся.

В XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем ми-
ре увеличивались. Во многих промышленно развитых странах по сравнению с
1938 г. произошло удвоение доли государственных расходов в ВВП. В США эта
доля равна 34%, в России - около 30%.

Увеличение доли государственных расходов в ВВП получило название
"закона Вагнера". Объяснением его является то, что государственные услуги ста-
ли "высококачественным благом", т.е. эластичность спроса на государственные
расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы Другими слова-
ми, каждый процент увеличения в домашних хозяйствах ведет к большему, чем
1%, увеличению спроса домашних хозяйств на G. Поэтому при увеличении дохо-
да на душу населения доля G в Y также имеет тенденцию к росту.

Бюджетные доходы. Под государственными доходами нужно понимать
текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) от частного сектора
государству.


Существуют следующие источники государственных доходов:

Частные домашние хозяйства и предприятия;

Административно-территориальные единицы (территориальные корпо-
рации);

Прочие общественные институты;

Заграничные источники.

Существуют различные формы и методы аккумуляции государственных
доходов. В самом общем виде их можно разделить на налоговые, дающие основ-
ную часть бюджетных поступлений (до 85%), и неналоговые. Кроме того, разли-
чают обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные) доходы. Во втором
случае речь идет о кредитах, получаемых государством.

С учетом экономических сфер создания доходов различают два вида посту-
пления в бюджет:

1) от частного сектора,

2) от государственного сектора.

Первый вид доходов обусловлен прямым и косвенным участием государст-
ва в рыночных процессах. Прямое участие связано с получением доходов от про-*
дажи услуг, производимых государственными предприятиями (транспортных,
электроэнергетических и др.) или от сдачи в аренду объектов государственной
собственности. Косвенное участие в рыночных процессах государства принесш-
ему доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штрафов и т.д.

Второй вид доходов делится на средства, получаемые от национального го-
сударства; средства, поступающие из-за рубежа (помощь, кредиты, репарации);
поступления на основе обменных операций (проценты за кредит); доходы от при-
ватизации государственной собственности.

Проблема сбалансированности госбюджета. Идеальное исполнение гос-
бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка
средств, т.е. превышение доходов над расходами.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного де-
фицита,
который покрывается государственными займами - внутренними и
внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг,
займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у банков.

В критических ситуациях правительство осуществляет покрытие бюджет-
ного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Последствия такой эмиссии
весьма опасны для экономики - развивается неконтролируемая инфляция, подры-
ваются стимулы для долгосрочных инвестиций, падают объемы производства и
воспроизводится бюджетный дефицит.

В России в 1992-1994 гг. дефицит федерального бюджета вырос
с 1 трлн руб. до 65 трлн руб., покрывался он преимущественно денежной эмисси-
ей. В 1995-1996 гг он увеличился до 74 трлн руб., но покрывался уже за счет про-
даж государственных обязательств и внешних кредитов, что позволило остано-
вить и снизить инфляцию в стране.

Однако бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о чрезвычай-
ном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необхо-
димостью осуществления крупных государственных вложений в развитие эконо-


мики, что приведет к экономическому росту. Временно возникший бюджетный
дефицит не опасен для хозяйства, но когда он глубок и долговременен, отражает
кризисные явления в экономике, тогда это явление наносит огромный ущерб об-
ществу и необходимо принимать кардинальные меры для устранения дефицита.
Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, то-
гда как дефицит более 20% - критическим В России дефицит бюджета в 1996 г.
составил более 27%.

Задолженность правительства накапливается и превращается в государст-
венный долг.
Его приходится выплачивать с процентами. Это грозит обществу
повышением налогов. Рост государственного долга сокращает запас капитала в
экономике, так как домохозяйства вместо инвестирования своих сбережений в
экономику посредством покупки акций деловых фирм или кредитования приобре-
тают облигации, финансируя государство. Снижение инвестиций вызовет сниже-
ние уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на
краткосрочный (до I года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный
(свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. Государст-
венные органы стараются превратить краткосрочную и среднесрочную задолжен-
ность в долгосрочные долги, отложив на длительное время выплату основной
суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процента.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на раз-
витие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хо-
зяйства, на активизацию предпринимательства, а значит, и рост поступлений до-
ходов в бюджет.

Другой путь - сокращение нерациональных расходов бюджетных средств.
сокращение избыточных военных затрат, сокращение субсидий нерентабельным
производствам, уменьшение финансовых льгот, пресечение бюджетных хищений,
снижение затрат на работу государственного аппарата и т.д.

В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного сни-
жения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расхо-
дов.
Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение
расходов на 5, 10, 15% и т.д. Правда, секвестру не подлежат так называемые за-
щищенные статьи: расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты и т.д.

Государственный бюджет - понятие весьма объемное. Он может означать как официальный документ национального масштаба, так и все финансовые ресурсы, имеющиеся в распоряжении государства.

Что такое государственный бюджет?

Все суверенные государства на сегодняшний день имеют собственный бюджет - в широком смысле слова источник финансов, обеспечивающий работу важнейших политических структур и государственных учреждений.

В более узком смысле государственный бюджет - это официальный документ, содержащий план распределения финансовых ресурсов, составленный высшими властными структурами. В Российском государстве эти структуры представлены Министерством финансов, именно оно занимается распределением государственных расходов в соответствии с его доходами.

Бюджет России - это ключевое звено всей финансовой системы государства, выражающее экономическое взаимоотношение бюджетов всех уровней и органов государственной власти.

Модель российского государственного бюджета

Форма политико-административного устройства государства определяет то, как именно необходимо классифицировать бюджет России. Составляющие российского государственного бюджета следующие: федеральный, региональный и муниципальный. Соответственно, финансовые вливания этих трех бюджетов и образуют единый бюджет государства.

Хотя субъекты РФ обладают определенной самостоятельностью в плане получения и распределения денежных средств, именно доходы федерального бюджета являются ключевым элементом экономической стабильности всей страны.

Кроме того, большое количество регионов нуждается в федеральной финансовой поддержке. Таким образом, размер федерального бюджета определяет степень финансовой помощи некоторых регионов и муниципалитетов.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что бюджет России на всех его уровнях подчинен общим принципам, имеет единую правовую базу и т.д.

Функции бюджета

  1. Распределительная - распределение денежных средств по всем уровням государственного управления.
  2. Контрольная - государственный контроль за поступлением и распределением бюджетных средств.
  3. Регулирующая - решение различных хозяйственных задач страны путем направления бюджетных средств.

Доходы государственного бюджета

Доходы государства - денежные средства, поступившие в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации в законодательно определенном безвозмездном и безвозвратном порядке.

Бюджет России имеет доходы двух типов: налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы

Налоговые доходы определяются государственным налоговым законодательством. Основные источники налогового дохода Российской Федерации следующие: федеральные налоги, таможенные сборы, а также государственная пошлина.

Ключевым элементов налогового дохода является государственная пошлина за вывоз нефти. По средним подсчетам прибыль от продажи нефти составляет порядка 35% от суммарной выручки.

Конечно, в сравнении с общим объемом ВВП данная сумма кажется ничтожно малой. Кроме того, еще одна статья налоговых доходов - экспорт газа. Суммарный нефтегазовый доход составляет добрую половину общей государственной выручки на соответствующем уровне.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы поступают в бюджет России из трех основных источников:

  • выручка от использования государственного имущества и его продажи;
  • определенный процент дохода унитарных предприятий;
  • дополнительное финансирование из бюджетов других уровней;
  • компенсации, конфискации, штрафы и т.д.

Доля неналоговых доходов в общей выручке казны весьма незначительна.

Помимо методов взимания, государственные бюджетные доходы классифицируются по следующим признакам: способ поступления средств в бюджет, социально-экономический признак, конкретный объект обложения, источник уплаты и конкретный вид налогов.

Однако, классификация государственных доходов по вышеперечисленным признакам встречается крайне редко.

Расходы государственного бюджета

Расходы госбюджета - это экономические отношение, возникающие в процессе распределения государственных бюджетных средств и их использования по назначению.

Иными словамы, расходы бюджета - это затраты, понесенные государством в процессе выполнения им своих прямый функций.

Бюджетные расходы охватывают всю экономическую систему государства, поскольку оно учитывает экономические интересы всех членов общества. На состав и размер расходов оказывает влияние множество различных факторов, например, тип государственного устройства, его политика (как внешняя, так и внутренняя), уровень экономики и благосостояния населения и т.д.

Еще одна статья расходов - распределение бюджета между организациями-получателями бюджетных средств, а также субсидии, субвенции, дотации и т.д.

Среди основных статей расхода государственного бюджета РФ особое место занимают здравоохранение, культура, образование, оборона, правоохрана, социальное обеспечение и выплаты по внешнему долгу государства.

Расходы бюджета России в большинстве своем безвовратны, а их структура регулярно меняется, определяясь экономическим положением в стране.

Обоснование государственных расходов

Большая проблема в финансовой структуре государства - низкое экономическое обоснование расходов государственного бюджета. Именно президент России В.В. Путин в одном из своих публичных выступлений отметил данное упущение. По мнению финансовых аналитиков, даже при условии регулярного увеличения финансового бюджета государству будет сложно выполнять свои финансовые обязательства без доработки системы принятия решений по определению приоритетности статей расходов. По мнению экспертов, важнейшая задача Министерства финансов Российской Федерации - грамотное и обоснованное распределение поступающих в государственный бюджет средств.

Составление проекта государственного бюджета

Составление проекта государственного бюджета - одна из важнейших задач правительства Российской Федерации. Данная процедура должна быть начата не менее чем за 10 месяцев до января следующего календарного года.

До конца марта президент направляет бюджетное послание Федеральному Собранию РФ, в котором он формулирует основные элементы финансового бюджета на следующий год, исходя из приоритетных задач государства в экономике и социальной политике, а также необходимости не допустить дефицит бюджета России.

На основе статистических данных за прошлый год и тенденций роста экономики составляется прогноз социально-экономического развития государства. Затем на основе этого прогноза разрабатываются основные характеристики финансового бюджета на следующий год (т.е. бюджет России в цифрах), после чего объемы финансирования распределяются в соответствии с классификацией хозяйственных задач государства.

Составленный таким образом документ направляется на рассмотрение в Государственную Думу и Президенту РФ не позднее 24-х часов 15 августа. После ознакомления с документом Государственная Дума устраивает 4 публичных чтения, в результате которых государственный бюджет России должен быть принят целиком. Внесение поправок на последнем, четвертом слушании, не допускается.