Из истории налогов россии. История налогов: Налоги средневековой Руси Налоговые и финансовые реформы конца 17 века

Налоговая система России включала в себя разнообразные виды налогов, характеристику которых начнем с подушной подати. Она появилась в царствование Петра I. Обложению подлежало все население кроме дворян и духовенства, если его представители занимали какие-либо должности или проживали в монастыре. Сумма налога определялась путем умножения налоговой ставки на число налогообязанных лиц - ревизских душ, зарегистрированных в специальных книгах - ревизских сказках. Собранные деньги вносились в уездное казначейство с января по март и с октября по январь. Отсрочка и рассрочка платежей, а также сложение недоимок допускались только с разрешения императора. Подушная подать была отменена в 1882 года.

Следующий налог, который мы рассмотрим - поземельный. Объектом налогообложения являлась земля, а точнее доход, полученный от ее использования. В Древней Руси этот налог являлся одним из основных источников государственных доходов. Старинной податной единицей был плуг, а также дым. Позже ею стала соха. В XVI-XVII вв. принимались меры к упорядочиванию земельных сборов - проводилась опись земель, распределение ее по сохам. К концу XVII в. посошная подать была отменена. Имущественный налог заменялся личным. Вновь земельный налог возник в 1878 г. и стал называться государственным земельным налогом. Средняя налоговая ставка колебалась между 1/4к. и 17к. с десятины в зависимости от месторасположения. Например, для Архангельской губернии была предусмотрена низшая ставка, для Курской - высшая.

К имущественным налогам также можно отнести налог на недвижимую собственность в городах, посадах, местечках России. Он появился в 1863 г. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход.

К имущественным налогам относился налог на доходы с денежных капиталов. Взыскание его производилось с лиц, не ведущих самостоятельной предпринимательской деятельности, а получавших ренту от вкладов в банковские учреждения или ценные бумаги. Этот налог был установлен в 1885 г. в размере 5 % от полученных доходов.

Последним налогом, который относился к прямым имущественным налогам, являлся промысловый налог.

Огромную роль в системе налогообложения играли косвенные налоги, к которым относились акцизы. Акцизы еще называли налогами на потребление. В России акцизом облагалось производство спиртных напитков, дрожжей, табачных изделий, сахара, осветительных приборов, спичек.

Делая краткий обзор акцизов, следует, прежде всего, упомянуть налог на соль, который был отменен в 1881 г. При царе Алексее Михайловиче, налог с частных солеварен составлял 2 гривны с пуда, а с уральской соли - 1 гривна. При Петре I с частных солеварен собирался каждый пятый пуд натурой и 10 % от цены при продаже соли, который был отменен в 1775 г.

С 1872 по 1877 г. существовал акциз на добычу и реализацию нефти. После его отмены нефтяная промышленность получила широкое развитие, и цены на нефть упали.

Налог на зажигательные спички был установлен в 1888 г. и включал в себя патентный сбор за право учреждения и функционирования спичечных фабрик и собственно акцизный сбор. В 1896 г. доход государства от взимания акциза составил 7 290 р.

В число подакцизных товаров входил сахар. К концу XIX в. сахарный акциз взимался в размере 1 р.75 к. с пуда сахара. Если открывались рафинадные или свеклосахарные рафинадные заводы, то уплачивался сбор в размере 5 р. с каждой тысячи пудов изготовленного или рафинированного сахара. Готовая сахарная продукция подлежала взвешиванию, каждая упаковка регистрировалась в специальных книгах. Вес упаковки составлял не менее 5 пудов, каждая партия сахара снабжалась накладной. С 1895 г. правительство установило строгий контроль за производством сахара.

К продукции, подлежащей обложению акцизом, относилось производство и реализация табачных изделий.

Последний вид продукции, производство и продажа которого находились под пристальным вниманием государства, были спиртные напитки. В XVIII в. доход от их производства и продажи государство получало путем установления монополии на эту отрасль. В конце XVIII в. была введена откупная система, суть которой состояла в том, что государство продавало патенты на право производства и реализацию спиртных напитков, отчего и получало немалый доход. Акциз со спирта был установлен в размере 4 к. с градуса, то есть с 1/1000 ведра неразбавленного спирта.

Наибольшее значение для формирования государственных доходов имели: гербовый сбор, крепостные пошлины, пошлины с имущества, переходящего путем наследования или дарения.

Гербовый сбор в России был установлен Петром I в 1699 г. Министерство финансов устанавливало перечень документов, которые облагались гербовым сбором и документов, от него освобожденных. Этот перечень доводился до всеобщего сведения. Наибольшее фискальное значение имел гербовый сбор, который взимался с бумаг, направляемых государственным органам и должностным лицам со стороны частных лиц. Он составлял 80 к. с документа.

Взыскание сбора происходило путем продажи специальной гербовой бумаги, марок, бандеролей, которые печатались в экспедиции ценных бумаг в Министерстве финансов.

Неотъемлемой частью налоговой системы России являлись земские повинности. Повинности разделялись на денежные и натуральные, которые представляли собой безвозмездные работы в пользу определенной территории. Денежные повинности направлялись на удовлетворение следующих нужд:

1) сооружение дорог, так называемая дорожная повинность;

2) выплата жалования чиновникам местных органов управления, например, содержание секретарей губернских по земским и городским делам присутствий, чиновников уездной полиции - исправников и их помощников; 3) удовлетворение нужд местного хозяйства - благоустройства, строительства и содержания школ, больниц, межевого ведомства;

4) воинская повинность, расходы по военному управлению - призыву, приему на службу новобранцев, помощь семьям военнослужащих, формирование ополчения. Указанные повинности имели общегосударственный обязательный характер, то есть подлежали обязательному взысканию.

Сверх, в доход казны земства поступали:

1) трактирный сбор, взимаемый с заведений трактирного промысла, расположенных за городской чертой;

2) судебная пошлина и сбор, взимаемый за рассмотрение дел мировыми судьями, позже земскими начальниками;

3) сбор со свидетельств, выдаваемых мировыми съездами на право ходатайства, по чужим делам;

4) вычеты из жалования у чиновников, которые содержались за счет земства.

Одной из главных статей расходов являлось содержание государственного аппарата, поскольку нормальное функционирование публичной власти является залогом существования всего государства. Расходы включали в себя выплату жалования и иных форм вознаграждения государственным чиновникам, выплату пенсий чиновникам, вышедшим в отставку, а после их смерти их вдовам и детям до достижения совершеннолетия. Значительная часть денежных средств направлялась на поддержание отечественной экономики.


Большое значение для безопасности государства имела армия, содержание которой составляло, едва ли не основную статью расходов.

Сначала составлялась расходная часть бюджета, а потом доходная.

В России бюджет имел весьма несчастливую историю. Вплоть до конца XIX в. Российское государство не имело единого бюджета, более того, правительство не знало, сколько государство имеет доходов, сколько расходует, кто и как расходует казенные деньги. В XVII в. делались попытки составить нечто похожее на бюджет, правда, это диктовалось не столько стремлением упорядочить государственное хозяйство, сколько потребностью найти новые доходы. В XVIII в. в задачу государства входила централизация власти. Петр I и его преемники строгими мерами побуждали местные учреждения собрать сведения о доходах и расходах, но сделать это было чрезвычайно трудно. Вот официальная характеристика русских финансов в одном из наказов Сената: «государственные доходы спутаны и смешаны, что едва по сие время, возможно, узнать о всех прямых их названиях; к сему доказательством служит то, что в Сенате, как в первейшем правительстве, о названиях доходов сведений никаких не было, а по посланным указам о сем в камер-коллегию, оная объявляла, что у ней такого сведения не имелось, и так оставались они ведомы только в тех местах, куда из плателыциковых рук поступали».

Вплоть до отмены крепостного права государственный бюджет, да и все финансовые отношения составляли государственную тайну. С 1862 г. бюджет стал публиковаться, но кардинальных изменений в финансовых отношениях не последовало.

В конце XIX в. государственный бюджет строился на принципах публичности и доступности, так чтобы все образованные люди могли понимать его язык. Бюджет имел дело не только с доходами и расходами, но, и, что важно, с соотношением между ними.

Делая вывод, следует отметить, что финансовое право России второй половины XIX - нач. XX в. представляло собой развитую отрасль права. В этот период сложились уже устойчивые понятия налогов, принципов налогообложения, его субъектов и объектов. Налогообложение имело достаточную правовую базу, позволявшую избегать произвола и взыскивать налоги в соответствии с законом.

«Соляные бунты»

В XV веке торговым центром, связывавшим все русские рынки, была Москва.


Торговля затруднялась бесконечным количеством обложений и разнообразных пошлин, особенно торговля солью, из которой князья и купцы старались извлечь как можно больше выгод.


Уже в начале XII века солевые варницы были обложены пошлиной в пользу казны. Поступающая на рынки соль также облагалась пошлиной в пользу государства. Кроме того, торговцы солью платили заставную - таможенную пошлину - «мыт». Мытники, или сборщики, стерегли проезжих на дорогах и мостах, на переправах через реки. Мыт собирали с воза или с судна, нагруженного товаром. Когда корабль приставал к берегу, с него брали «побережную» пошлину, которая уплачивалась деньгами или товаром. За переправу на пароме или лодке, за переезд через мост брали «перевозное» или «мостовщину», а за каждого человека, сопровождающего товар, взимали «костки».


Когда, наконец, соль привозили на торг, купцы платили еще один налог - «явку», а за помещение товара в «гостином дворе», взыскивалось «гостиное». Все эти пошлины - мыт, побережное, перевоз, мостовщина, костки, явка и гостиное - уплачивались торговыми людьми, прежде чем они приступали к продаже соли. А когда начиналась продажа, собиралась «тамга», введенная впервые татарами. Кроме того, взимали за измерение или взвешивание товаров. Эти пошлины назывались «померными» и «весчими».


При продаже соли брались еще свои сборы: «плошка», «противень» и «контарная». Названия эти связаны с тем, что соль мерилась плошками, противнями, взвешивалась контарем - род весов (безмена), с неподвижной точкой опоры и с подвижной гирей.


В XVI веке начались попытки упорядочить, а на самом деле еще больше увеличить пошлины. Их стали брать не только с того, кто продавал соль, но и с того, кто ее покупал.


Все эти поборы приносили большой доход правительству, но затрудняли торговлю и сильно повышали цену на соль.


К середине XVII века отношения среди разных слоев населения особенно обострились. Усилились финансовые затруднения.


Царская казна была пуста. Тогда, чтобы не затрагивать господствующие классы, правительство царя Алексея Михайловича решило среди разных мер ввести еще и косвенные налоги.


18 марта 1646 года Алексей Михайлович приказал объявить о новом соляном налоге по две гривны с пуда, который удваивал рыночную стоимость и без того дорогой соли. В то же время астраханская и яицкая соль, употреблявшаяся для соления рыбы и икры для лично государевой торговли, была обложена пошлиной всего в размере одной гривны с пуда.


Таким образом, царь всея Руси предпочитал взимать налог не со своих собственных доходов, а с нищего народа! Налог на предмет первейшей необходимости - соль - ударил всей тяжестью по беднейшим слоям городского и посадского люда.


Хотя правительство и утешало население тем, что иноземцы подчиняются соляному налогу наравне со всеми, но народ громко роптал, а купцы жаловались, что «немцы не только промыслы от нас отбивают, но и все государство московское оголодили!»


В результате царского указа соль настолько вздорожала, что население не могло ее покупать в нужном количестве. Сократился рыбный промысел, потому что из-за дороговизны соли и соленой рыбы упал на нее спрос.


Чтобы уменьшить цену товара, купцы стали недосаливать рыбу, и она из-за этого быстро портилась. Торговцы терпели убытки, население испытывало лишения, и число недовольных росло.


Озлобление против соляного налога было так велико, что он был отменен в декабре 1647 года, но одновременно с этим вышло распоряжение восстановить сбор двух других крупнейших налогов, которые были отменены еще в 1646 году; причем эти налоги надо было собрать сразу за три года.


Возмущение тяжестью обложений, протест против несправедливостей богатых людей, которые «мир весь выели», недовольство существующим порядком, вымогательствами администрации, расхищением «сильными» людьми выгодных земель росли не только в Москве, но во всех городах страны.


Весной 1648 года напряжение в Москве достигло крайней степени.


Правительство опиралось прежде всего на вооруженную силу: на стрелецкое войско под начальством боярина Морозова и на пушкарей, которыми ведал начальник Пушкарского приказа дьяк Траханьотов. Кроме того, правительство рассчитывало на служилых людей - чиновников. Однако все они - стрельцы, пушкари и служилые люди - также «обедали и ужинали с морозовской солью», платили непосильные налоги, потерпели на сокращении государева жалованья, неурядицах и обнищании государства.


2 июня 1648 года царь с патриархом и боярами совершал ежегодный крестный ход из Кремлевского собора в Сретенский монастырь.


Под звон колоколов торжественное шествие выступило из кремлевских ворот. Отряд стрельцов с батожьями и прутьями «от утеснения народного множества» окружал процессию.


Огромная толпа заполнила Красную площадь, и, несмотря на окрики стрельцов, народ старался протесниться к царю.


Тогда окружавшие его стрельцы разогнали толпу плетьми.


На обратном пути, когда царь возвращался из монастыря, народ окружил его и некоторые из толпы схватили за узду царского коня. Они молили, чтобы царь их выслушал, громко жаловались на Плещеева - начальника Земского двора, опозорившего себя лихоимством, и неотступно просили на его место назначить честного, совестливого человека:


Помилуй, государь! Народ вконец погибает!


К царю протягивались руки с челобитными. Царь был напуган и поспешно приказал ближним боярам принять челобитные. Но гордые бояре, презиравшие народ, не читая, разрывали их и бросали в лицо челобитчикам.


Браня народ, некоторые из бояр въезжали в толпу, стегали кнутом всех, кто попадался под руку, и многих помяли копытами своих лошадей. Тогда толпа рассвирепела, в обидчиков полетели камни. Бояре окружили царя и вместе с ним бросились в Кремль. Стрельцам с трудом удалось задержать толпу, и царь, страшно перепуганный, скрылся с боярами во дворце в царицыных хоромах.


Толпа не унималась. Народ бушевал у царского дворца, и все громче раздавались крики с требованием казни Плещеева и дьяка Траханьотова, который наживался, обирая народ. Тогда на крыльцо вышел боярин Морозов с увещанием от царского имени. Но и это не помогло; его не слушали, и он приказал созвать шесть тысяч стрельцов, чтобы выгнать мятежную толпу с Кремлевской площади и подавить волнение. Однако стрельцы заявили, что сражаться за бояр против простого народа они не будут и готовы вместе с ним избавить себя от насилий и неправды. И многие из них пошли с народом громить дома Морозова, Плещеева, Траханьотова и других ненавистных бояр. Под конец толпа повалила к дому думного дьяка Посольского приказа Назара, по фамилии Чистый. На него особенно злобились за соляную пошлину. Чистый в это время был на своем дворе в бане, где спрятался под грудой веников. Но бунтовщики его нашли, избили дубинками и зарубили топорами.


Это тебе за соль!


На другой день в Москве вспыхнул пожар. Выгорело полгорода и все посады, но мятеж не прекращался. Царь выслал для переговоров с мятежной толпой посольство во главе с патриархом и боярином Никитой Романовым. Боярин вышел на площадь с шапкой в руках, низко поклонился народу и сказал, что царь обещает выполнить желание народа, если все разойдутся. Ему отвечали, что народ жалуется на людей, которые воруют, пользуясь своим положением и прикрываясь именем царя, и что никто не разойдется, пока им не выдадут на расправу Леонтия Плещеева, боярина Морозова и дьяка Траханьотова.


Боярин доложил об этом царю, и правительство решило пожертвовать Плещеевым, чтобы спасти Морозова и Траханьотова. В тот же день Траханьотов тайно уехал воеводой на Устюг Железный. Морозову бежать не удалось, и он скрывался в Кремле. Народу же объявили, что их обоих в Москве нет.


Утром 4 июля вывели на казнь Плещеева к лобному месту, но толпа вырвала его из рук палача и убила камнями и палками.


Пожар в Москве продолжался. Народ стал обвинять в поджогах друзей Морозова и Траханьотова и решил добиться их гибели. Чтобы прекратить волнения, царю пришлось клясться и целовать крест перед народом и обещать, что ни Морозову, ни Траханьотову до самой их смерти в Москве больше не бывать. Однако народ ему не поверил, и царь решил пожертвовать Траханьотовым. В догонку за ним были посланы стрельцы. Они вернули Траханьотова в Москву, где царь приказал его казнить.


Еще несколько дней, чтобы задобрить стрельцов, их угощали во дворце вином и медом. Царский тесть боярин Милославский устраивал пиры для купцов и торговцев. А патриарх и духовенство увещевали народ.


После восстания в Москве вспыхнули восстания и в других городах, но они быстро были подавлены.


К концу XVII века соляная промышленность, в которой работали крестьяне оброчные и барщинные и разный «вольнонаемный народ», стала одной из крупнейших отраслей русской промышленности. Самым крупным центром солеварения стало Прикамье. Но в России соли по-прежнему не хватало и ее продолжали ввозить из-за границы, как и все сколько-нибудь важные и сложные предметы домашнего обихода и военного снаряжения.


Когда при Петре I особенно были нужны деньги для войны со Швецией, когда происходило переустройство армии, формировались новые полки, строился балтийский флот и весь народ был мобилизован на труд в принудительном порядке, тогда же были введены монополия на соль, подушная подать и большое количество самых разнообразных налогов, например: на продажу огурцов, дубовых гробов, на разведение пчел, точение ножей и топоров, на ношение бороды.


Указом от 1 января 1705 года продажа соли была взята в казну: «На Москве и в городах, у всяких чинов людей, соль описав, продавать из казны, а у продажи быть выборным головам и целовальникам добрым, а над ними смотреть бурмистрам. А впредь соль ставить в казну подрядом, кто похочет, а почему по подряду по истинной цене на месте станет, продавать вдвое, чтобы прибыли было столько же, сколько истины».


Таким образом, соль продавалась вдвое дороже той цены, по которой ее доставляли подрядчики. На этом казна наживала 150 тысяч рублей в год. Предполагалось наживать по 400 тысяч, но дороговизна сократила потребление соли вдвое.


В Астрахани, где добывали самосадочную соль и были большие рыбные промыслы, воевода Ржевский воспользовался монополией на соль. Он захватил в свои руки рыбные промыслы и стал произвольно собирать налоги. Цена на соль еще возросла. Это вызвало большое волнение и недовольство в народе. Соль перестали покупать, промышленники перестали солить рыбу, и наловленная в большом количестве рыба начала портиться.


В это же самое время пришел царский приказ стричь всем бороды и укорачивать полы длинных кафтанов. Приближенные Ржевского вышли на церковью паперти с большими ножницами и, когда народ повалил в церковь, насильно стали обрезать бороды «с кровью». Это вызвало всеобщее возмущение. Посадские и работные люди, солдаты и стрельцы - все поднялись дружно, как один. Население, угнетенное крепостничеством, раздраженное произволом воеводы, взволнованное подорожанием соли, в негодовании бросилось к Кремлю.


Воевода и триста начальных людей были убиты. Восставшие выбрали свое правительство. Но когда Петр послал против них фельдмаршала Шереметьева, восставшие купцы, богатые горожане и духовенство предали доверившийся им народ, вошли в сношение с царским фельдмаршалом и помогли усмирению восстания.


Установив государственную монополию на соль, Петр I сделал немало для расширения и усовершенствования соляного дела в России. В 1711 году вышел приказ: «Все соляные заводы осмотреть и описать, что преж сего у кого на тех заводах было соляных труб и варниц и что ныне есть, на которых соль варят». Вслед затем был вновь восстановлен ряд бездействовавших старорусских варниц. Только в Соликамской области были возобновлены шесть заводов. Солеварение было введено в Сибири.


Но несмотря на это, еще в течение более чем ста лет царское правительство не могло справиться с недостатком соли в России. А в начале XIX века, когда соль стала понемногу падать в цене, был введен налог на соль (1818 г.). Соль разрешалось продавать повсеместно, но она обкладывалась налогом, размер которого зависел от того, расположена ли добыча соли на казенной земле или на частной, ведает ли промыслами казна или частный владелец. Кроме того, была соль, которую разрешалось продавать только в казенных лавках по казенной цене, и соль для вольной продажи со взносом налога.


Налог на соль был отменен в 1881 году. Его отмена повела к большому удешевлению соли, и потребляться ее стало значительно больше. Например, в бывшей Херсонской губернии цена на соль после отмены налога понизилась за десять лет почти в три раза, а потребление соли в деревне выросло в пять раз.

В XVII в. сменившее «спокойное правление» Бориса Годунова «смутное время» и связанные с ним события негативно отразились как на состоянии государственной казны, так и на материальном положении хозяйств дворян и крестьян. Новый царский дом Романовых был поставлен перед необходимостью внесения существенных изменений во всю податную систему. В первой четверти XVII в. налоговая система существенно не изменилась. Формирование государственных доходов происходило за счет таких источников, как подати, сборы, регалии, доходы от государственных имуществ, займы и операции с денежными знаками. Подати строились по-разному для низшего, среднего и высшего сословий. Низшие сословия, т. е. крестьяне, являлись основными плательщиками государственных доходов. Объектом обложения продолжает выступать «соха» – земля с учетом проживающих на ней людей.

Хотя основой обложения выступает земля, некоторые подати взимались по числу дворов – подводы для государевых гонцов и обозов, для провоза иностранных послов, подати с бобылей (хозяйства, не имевшие земли), жалованье должностным лицам (натуральная подать), набор служилых людей или плата за них, поворотная (или подымная) подать.

Посадские люди платили оброки по душам и по промыслам (а если занимались огородничеством, бортничеством и т. п., то и по угодьям)** . Продолжала действовать окладная система, т. е. налог определялся с сохи, внутри же действовал раскладочный принцип, для чего тяглое сословие делилось на три группы – лучшие люди, средние люди и «молодчие».

* Начиная с 1615 г. Окончательно такая система была узаконена в 1634 г. Дань от оброка отличалась тем, что первая взималась На пахотной земле.

Принципы обложения и раскладки платежей были достаточно полно определены в регламенте государственной Камер-коллегии 1710г. (документ выражает отношения, которые сложились еще в XVII в., поэтому правомерно распространить его и на рассматриваемый период): «I. Все окладные земские подати зело крепко, по состоянию натуры и обстоятельству провинций, как могут придать и по цене полевых плодов и прочих товаров, и по другим потребным резонам и обретающимся обстоятельствам определены были; 2. Чтобы меж великими и нижними, убогими и богатыми по пропорции надлежащи равенство в осмотрении иметь, и ни ктоб от надлежащего более другаго уволен, или отягчен не был, ибо ежели оное учинится, то утесненные убогие дворы и пашню оставят, а государственные доходы со временем весьма умалятся, и бедных плачь привлечет гнев Божий на все Государство» . Конечно, не божьего гнева боялись авторы этого документа, а уменьшения государственных доходов при разорении крестьянских хозяйств вследствие неправильной раскладочной системы. Однако в этом отношении даются лишь рекомендации – соблюдение пропорций, чтобы никто не был обижен. В то же время по окладной системе учитывалась реально сложившаяся конъюнктура для отдельных регионов страны (т. е. в XVII в. отсутствовали объективные критерии определения размера налога по уездам, волостям и деревням).

Особая система обложения применялась к людям, занимающимся торговлей и промыслом. Подать с них взималась в соответствии с состоянием. К ним применялась и окладная система, для чего они были объединены в сохи, но уже не по размеру земельных наделов, а по имущественному состоянию. При определении же имущественного состояния исходили как из заявления самого торговца, так и из других косвенных источников. Торговые люди делились на сотни. В Москве было четыре таких сотни – гости, гостиная, суконная и черная, а в прочих городах и посадах – посадские и слободские люди. Эти группы носили замкнутый характер, т. е. для уплаты налогов были объединены в сохи. Одну соху могли составлять 40 лучших дворов, 80 средних и 160 молодших, или 320 слободских дворов, или 960 бобыльских. «Переходя в высшие сотни, торговые люди должны были жить непременно в Москве или же, в противном случае, нести двойное тягло – и в Москве, и в прежних городах» . О размере обложения известно лишь, что купцы платили десятую деньгу: т. е. 10 % со стоимости товара. По всем остальным группам торговых людей, как и по крестьянам, размер подати, скорее всего, дифференцировался с учетом конъюнктуры, т. е. потребностей государства и урожая (определявшего всю хозяйственную жизнь и торговлю, а значит и налоги посадских людей).

С целью упорядочения обложения в 1693 г. была сделана перепись посадских людей (а в 1705 г. - купеческого состояния).

Сбор податей проводился выборным старостой и его помощниками-целовальниками, которых также выбирали сами крестьяне. Последние за эту деятельность не получали никакой платы или льгот (они следили за правильностью раскладки и своевременностью платежей), а староста освобождался от податей и пошлин. Кроме податей, в России существовала система личных повинностей, включавшая в себя ямскую повинность, ратную (рекрутскую) повинность; повинность дел городового, домового, острожного, засечного и губного; мостовщину; повинность содержания государевых лошадей и пр. Ямская повинность родилась из обязанностей жителей России бесплатно предоставлять лошадей татарским чиновникам. С середины XIV столетия для обеспечения должностных лиц и гонцов стали устраиваться ямские слободы. Эта повинность была и натуральной, и денежной. В денежной форме (ямщина, ямские деньги) подать платили жители сел, далеких от основных дорог (жалованье ямщикам). Размер ямских денег твердо был установлен в 1589 г. – 10 руб. с сохи. Остальное тягловое население содержало ямские дворы и обеспечивало их лошадьми, подводами, кормом, а так же выделяло из своей среды ямских охотников. В отличие от ямщины и ямских денег натуральные ямские повинности назывались ямскою посохою. Ратная повинность (ратные запросы) была введена при Иване IV и носила преимущественно натуральный характер – стрелецкие и казачьи хлебные запасы. Отдаленные селения (и вся Сибирь) платили стрелецкие и казачьи деньги. Плательщиками денежных ратных запросов выступали также посадские люди и бобыли. Размеры стрелецких и казачьих хлебных запасов часто менялись. При этом если первоначально с посадских людей и обывателей мест, отдаленных от Москвы, налог взимался деньгами, то с 1661 г. – только натурой, что привело к росту цен на хлеб. Поэтому указанным группам населения опять было разрешено платить налог в денежной форме. Все селения выделяли ратных людей для службы в армии. Объектом обложения выступала соха (и крестьянская, и посадская). Опять-таки отдаленные села, а также малолюдные могли вносить ратную повинность деньгами. Купечество вместо рекрутов могло вносить в казну деньги. Третей составляющей ратной повинности была обязанность крестьян пополнять конные полки лошадьми. При этом высшие ратные чины (офицеры) имели право требовать от жителей лошадей, подводы и проводников. Во время войны население было обязано вносить дополнительно на прокорм армии продукты или деньги (с отдаленных мест). Частью ратной повинности выступала и обязанность односельчан снабжать ратника вооружением и продуктами на несколько месяцев. Денежная часть от ратной повинности поступала в казну (т. е. имели место финансовые отношения).

Третья группа повинностей была связана с расширением городского строительства и укреплением границ государство. Взимание их происходило также по сохам без каких-либо исключений. Применялись три формы выполнения повинности: личным трудом, материалами и деньгами. Данная повинность носила целевой характер и в казну не поступала (по крайней мере, не должна была поступать). Мостовщина взималась по аналогии с податью со всех, кто имел землю или двор, и заключалась в обязанности строить и содержать в исправном состоянии дороги и мосты. Эта повинность исполнялась либо личным участием, либо путем внесения денег. Повинность содержания государевых лошадей с финансовой точки зрения не представляет интереса. Она заслуживает внимание как одна из форм покрытия статей государственных расходов. Повинность выполняли в основном монастыри, хотя она могла быть возложена и на другие владевшие землями сословия. В целом это была почетная повинность, однако в случае падежа взыскивалась стоимость павших лошадей.

Шестая группа повинностей включает в себя пять видов работ, которые выполнялись тягловым населением и распространялись в основном на тех крестьян, которые жили недалеко от государевых земель или около городов. Сюда входили обязанности по участию в копании и прочистке прудов в государевых землях, колке и перевозке льда, обработке государевых полей, перевозке камней, извести, дров к местам строек. Замену отработки денежным платежом допускала только одна из этих повинностей. Речь идет о туковых или закосных деньгах, вносимых вместо обязанности косить и свозить в определенное место траву с государевых лугов. Денежный характер носили многочисленные сборы, куда включались таможенные платежи, судебные издержки, платежи должностным лицам, все чрезвычайные взносы. Одним из наиболее «древних» видов сборов являлись таможенные сборы, которые по принятой классификации можно разделить на три группы: внутренние, внешние и транзитные.

Наиболее запутанную систему представляют внутренние пошлины, которые взимались с каждого товара отдельно и не один раз, в соответствии с количеством и качеством реализуемых товаров. Характерной особенностью внутренних пошлин является многократность обложения. Ставки пошлин законом не устанавливались и варьировались на местах с учетом спроса, предложения и других соображений. До 1700 г. пошлины взимало не только правительство, но и отдельные землевладельцы как в денежной форме, так и натурой (до 1697 г.). Д. Толстой описывал различные виды внутренних пошлин: тамга, весчее, контарное, подъемное и припуск, руказнобная пошлина, дрягильская пошлина, померное, восмничее, пятенное, свальное, привязная пошлина, роговое, явка. Они применялись либо одновременно, либо избирательно в зависимости от специализации торгового места (продажа скота, зерна, дров и т. д.). Часть пошлин шла в доход казны, а часть – на покрытие расходов по обслуживанию рынка. Внутренние пошлины как источник государственных доходов просуществовали в России до 1753 г.

Внешние пошлины не играли большой роли в доходах казны в силу неразвитости торговых связей и носили односторонний характер, так как ими облагались лишь ввозимые товары. Отсюда и их общее название – заставные пошлины. Заставные пошлины включали в себя мыт, побережное, отвод, шестовину, перевоз, мостовщину. Все он носили внешний характер и не имели отношения к стоимости груза и виду товара. По внешним основаниям (т. е. наименование товара ввозимого или вывозимого, качество и количество его) взимались ввозные или вывозные пошлины.

Виды и размеры пошлин зависели от политики в отношении того или иного государства, от потребности в товаре, от урожая и ряда других причин.

Торговля с иностранными государствами (и ввоз, и вывоз) регулировались центральными органами государственной власти. В первой четверти XVII в. как внешняя, так и внутренняя торговля значительно сокращаются и до конца века объем торговли так и не достиг показателей века XVI, с чем связано снижение роли пошлин как источника доходов. «По именному указу 25 октября 1653 г., взамен целой пестрой массы веками возникавших, проезжих и рыночных торговых сборов, введена была единая, так называемая рублевая пошлина, взимавшаяся по 10 денег от рубля с продаваемых товаров» . С иностранных купцов взималось на 2 алтына больше (за исключением Архангельского порта). Особенностью таможенного обложения в России являлось применение одновременно и откупов, и системы государственного взимания пошлин. Транзитная пошлина не могла получить в России большого распространения. Известно всего два государственных акта, регулирующих подобного рода операции: в 1567 г. была разрешена торговля Англии с Персией через Россию, а в 1667 г. – исфаганская армянская компания получила право провозить товары через Россию.

Остальные виды сборов, такие как судебные издержки, платежи должностным лицам и чрезвычайные взносы, могут быть причислены к финансам в различной степени.

В XVII в. судебные издержки взимались в денежной форме. Они, как правило, не являлись источниками доходов государства, но сокращали величину его расходов. Система чрезвычайных сборов носила нерегулярный характер, так как их введение было связано с военными расходами. Такие сборы уплачивались крестьянами в натуральной форме, а посадскими людьми – в денежной. Сборы проводились по окладному принципу между общинами и по раскладочному, внутри них.

Регалии не являются изобретением какой-то одной страны. Они возникают независимо друг от друга в разных странах, что естественно для условий феодализма, когда в качестве основной формы богатства выступала земля и ее продукты. Однако частное владение землей и натуральный характер производственных отношений не позволяли обеспечить денежное наполнение постоянно возрастающих государственных расходов. Как правило, регалии являются либо причиной, либо следствием развития отдельных производств и их отрыва от натурального хозяйства, точнее от земледелия. Роль отдельных регалий в разных странах различна. Так, распространенная в Европе табачная регалия была введена в России лишь в 1748 г. В то же время изобилие хлеба при отсутствии рынков сбыта (в том числе из-за плохих дорог) привело к тому, что в России винная регалия была «возведена» в ранг важнейшего источника денежных доходов государства. В XVII в. в России были известны следующие регалии: винная, соляная, емчужная, монетная, звериная, почтовая, регалия поташная и смольчужная, регалия ревеня. Нет необходимости давать оценку регалиям как форме косвенного обложения. Монопольное право производства или торговли (третий вариант – монополия и на производство, и на реализацию) позволяло государству превратить регалии в важнейший источник государственных денежных доходов. Отношения по поводу регалий можно назвать финансовыми.

Кратко рассмотрим винную регалию. В чем состоят причины ее распространения? В относительно урожайные годы зерновые не находили сбыта, а при перегоне хлеба в вино упрощались и проблема перевозки, и проблема хранения.

В своем развитии винная регалия прошла несколько стадий:

Производство концентрировалось в частных винокурнях (право перегонки хлеба в вино предоставлялось только помещикам), а реализацией занималось государство;

И производство, и реализация в руках государства;

Откупная система реализации;

Производство было сосредоточено или у помещиков, или у государства, а реализация осуществлялась через выборных кабатчиков по твердым ценам. Когда производством занимались помещики, поступления в казну обеспечивались через систему цен – вино закупалось у производителей по низким ценам, а продавалось по высоким. «В 1670-х гг. ведро водки обходилось казне в 60 коп., а продавалось ведрами – по рублю, кружками по 1 руб. 50 коп., а чарками – 2 руб. ведро» .

Прообразом установленной в 1705 г. соляной регалии была соляная пошлина 1646 г. В России варка соли находилась преимущественно в частных руках (в основном потреблялась соль Строгановых). Введение соляной пошлины (две гривны на пуд) преследовало цель обеспечения поступления в казну необходимой суммы денег и отмены остальных сборов. Предполагалось, что пошлина ляжет равной долей на всех плательщиков, но, как и всякий косвенный налог на предметы первой необходимости, соляная пошлина не учитывала имущественное положение отдельных групп населения. Для не имевшего денежных доходов основного населения России она была настолько тяжелым бременем, что вызвала «соляной бунт».

Начало монетной регалии относится к 1539 г. Доход казны обеспечивался выпуском монет большей нарицательной стоимости, чем их фактическая стоимость. Финансовые реформы 1654 и 1656 гг. предусматривали выпуск медных денег взамен серебряных. Идея обозначения на деньгах большей цены, чем стоимость металла, из которого они чеканены, принадлежала, по свидетельству В. Ключевского, Ф. М. Ртищеву . Медные деньги были выпущены по курсу серебряных.

Емчужная регалия в XVII в. не имела важного значения из-за редкости в частном владении огнестрельного оружия. Регалия распространялась и на производство, и на продажу селитры. Звериная регалия распространялась наловлю дорогих зверей, соколов, кречетов, ястребов, а также на рыбу, составляющую предмет государственных промыслов. В последнем случае собирался оброк. Почтовая регалия возникает с 1665 г., когда в России была основана почта.

Поташная и смольчужная регалии не имели особого значения для доходов казны и были призваны обеспечить сохранность лесов от массовых порубок. При Петре I дополнительно к регалии законом были установлены 30-верстные границы порубок леса вдоль рек.

Государственные имущества в России были представлены лесами и землями сельскохозяйственного пользования. До XVIII в. не делалось даже попыток отделить государственные доходы от доходов государя. В этот период управление земельным богатством казны заключалось в контроле за выдачей наделов служилым людям.

В XVII в. начали создаваться государственные хлебные запасы на случай войны или неурожайного года (строились «запасные магазины»). С 1630 г. была установлена зависимость надела от числа душ мужского пола, что, как предполагалось, должно было привести к увеличению поступлений податей в казну, поскольку такой порядок распределения земли должен был ликвидировать бросовые необрабатываемые (из-за нехватки рабочих рук в том или ином дворе) земли.

Лесные богатства России практически не приносили доходов казне, так как лес шел лишь на жилищное строительство и дрова. Значение леса возрастает с началом строительства деревянных укреплений вдоль южных границ государства.

Государственный кредит как источник доходов приобретает важное значение лишь в середине XVIII в., но отдельные попытки пополнения казны за счет займов предпринимались еще Иваном Грозным. В 1613 г. царь обратился к Строгановым, а духовенство от его имени – ко всем городам с просьбой о займе на нужды армии. Добровольный заем был незначительным, и тогда казна прибегла к принудительным заимствованиям «у монастырей и у наиболее богатых купцов и промышленников на условиях выплаты долга посредством зачета причитающихся с них налогов и пошлин и предоставления льгот. Так, в порядке добровольного займа от Строгановых было получено 3000 руб., а по принудительному займу - 40 000 руб.» . Второй принудительный заем был проведен в связи с войной с Польшей в 1632-1634 гг.

Существенным источником пополнения казны были конфискации. Правомерно предположить, что нередко причиной политических гонений становилось имущественное положение преследуемых. Однако четкие указания на такого рода основания конфискаций в научной литературе отсутствуют.

Таким образом, в формировании доходов государства участвовали все классы и группы населения страны, причем на смену случайным податям и налогам пришла стройная система с учетом особенностей формирования доходов в разных регионах и у различных групп населения.

Создание единого государства способствовало усилению роли торговли и выделению торгового капитала, т. е. зарождению капиталистических отношений в недрах феодализма XVII в. В частности, неудобства исчисления и громоздкость по-сошной системы привели в 1678-1679 гг. к замене посошного обложения подворным. Многие сборы и налоги были либо отменены, либо слиты. Остались неизменными налоги общегосударственного значения – стрелецкий, ямской и по-лонячный сборы (последние два были слиты в один и взимались в размере 10 коп. со двора церковных крестьян и 5 коп. – с дворцовых и помещичьих). В рассматриваемый период возрастает значение чрезвычайных налогов, введенных в середине XVII в., – запросных денег и процентных. В различные годы запросные деньги платились крестьянами по разным ставкам – от 25 коп. до 1 руб. со двора, а процентные – торговыми и посадскими людьми также в неодинаковых размерах (пятая, десятая и двадцатая деньга). От чрезвычайных налогов освобождались дворяне и духовенство.

Таким образом, в XVII в. в России формируется финансовая система – основную часть налогов составляют денежные изъятия. «Прямые налоги не были главной статьей государственных доходов, первое место в бюджете занимали косвенные налоги» . В 1680 г. на долю косвенных налогов приходилось 56% всех денежных доходов государства, а на долю прямых обыкновенных – 24,6 % .

Наряду с другими факторами на формирование финансовой системы России значительное влияние оказали реформы в области управления. Так, создание Приказа счетных дел привело к созданию системы счетоводства и отчетности по доходам и расходам государства, к составлению росписи доходов и расходов (прообраза государственного бюджета). «В конце 1630-х гг. был создан Приказ счетных дел... Этот приказ учитывал доходы и расходы центральных и местных учреждений, проверял расходование средств, отпущенных воеводам, армии, послам и другим должностным лицам, рассматривал отчеты земских выборных и проверял их приходно-расходные книги... В результате улучшения финансового учета возникли зачатки росписи государственных доходов и расходов (имеется в виду роспись на 1680 г.)» .

Единый орган, которому было бы вменено право контроля над доходами и расходами государства, в XVII в. отсутствовал. Для осуществления своих функций почти все приказы имели закрепленные за ними доходные источники. Сбором налогов и даже их расходованием одновременно ведали несколько приказов, и в частности в разные годы XVII в. – Приказ новой четверти (кабацкие сборы), Приказ большого прихода, Приказ большой казны (ему подчинялся Денежный двор, занимающийся чеканкой монет), Приказ сбора пятинных и запросных денег, Приказ денежной раздачи, Приказ денежного сбора (при введении чрезвычайного налога «десятая деньга») и т. д.

Уже во второй половине XVII в. в России формируются предпосылки для экономических преобразований – зарождалось мануфактурное производство, развивались города, расширялись торговые связи между отдельными регионами страны, укреплялись товарно-денежные отношения, подкрепленные переводом натуральной налоговой системы на денежную основу. Благодаря реформаторской деятельности Петра I в первой четверти XVIII в все эти процессы ускорились.

Проведение активной экономической политики требовало принципиальной перестройки финансовой системы, и системы формирования доходов государства, и системы расходов. Ведомственный принцип уже не отвечал духу времени. Кроме качественного изменения экономической политики изменение финансовой системы было вызвано огромным ростом государственных расходов, и в первую очередь военных. Немаловажную роль в изменении финансовой системы сыграли реорганизации административного деления страны и системы государственных органов. Окончательное формирование финансовой системы России относится к первой половине XIX в.

Роль Петра I в экономическом и социальном преобразовании, несомненно, трудно переоценить – его неустанная жажда реформ ускорила естественные процессы развития феодального государства.

Петровский период, и в этом, несомненно, личная заслуга Петра I, дает нам яркий пример обратного воздействия надстройки на базис – экономическая и финансовая политика государства были направлены на экономическое развитие России. Дорогостоящие войны преследовали, в частности, цель обеспечения свободных кратчайших путей в Европу и на Ближний Восток. Задача финансового обеспечения войн и стала первой важнейшей проблемой всей экономической политики правительства. Петр I понимал, что мелкое натуральное крестьянское хозяйство не в состоянии обеспечить возрастающие потребностей государства. Вот почему государство уделяло повышенное внимание развитию торговли и промышленности.

Постоянные войны за расширение и укрепление границ требовали увеличения притока финансовых ресурсов. В целях обеспечения денежных сборов в казну вводятся всевозможные дополнительные налоги – рекрутский, корабельный, драгунский и т. д.

Финансовый аппарат России не справлялся с задачей обеспечения государственных потребностей деньгами. Возник институт «государевых прибалыциков», занимающихся разработкой новых финансовых мероприятий. И прежде всего новое развитие получило прямое обложение. С 1704 г. вводится целый ряд новых сборов – хомутный, шапочный, с бороды и т. д., возрастает и размер подворного обложения. Подворный налог (в виде штрафа за уклонение от государственной службы) распространяется и на дворян – от 50 до 125 руб. (обычная норма налога с тяглого двора – 2,5 руб.). Особо тяжелыми были натуральные налоги и повинности, а также денежные налоги, связанные со строительством Петербурга и организацией морского флота. Двойной гнет несли крестьяне, ибо эксплуататорские классы перекладывали на них свое налоговое бремя.

Кроме обязанностей по подвозке строительных материалов, корабельного леса, строительства кораблей дорог и общественных построек крестьянам были вменены дополнительный хлебный сбор для нужд армии и флота (общая потребность раскладывалась по дворам), и обязанность по поставкам лошадей для армии (из расчета одна лошадь с 40 дворов или 12 руб.). Был введен целый ряд налогов на купцов и ремесленников: налог с мельниц, постоялых дворов, с наемных углов (25 % годового дохода), с заводов и фабрик, на заготовление амуниции (4 алтына со двора) и т. д.

В эпоху Петра резко возросло число и бремя денежных налогов. Только обычных налогов, взимавшихся из года в год, было около 30, а в Поволжье и Приуралье – еще больше. О характере налогов и сборов говорят следующие факты: в 1710 г. был издан указ о сборе денег с крестьянских дворов и купецких людей на наем подвод под артиллерийские и иные припасы; в том же году – о сборе в Московской губернии со всех доходов по деньге с рубля; в 1712 г. – о ежегодном сборе с губерний 20 тыс. руб. на изготовление и обжигание в Петербурге извести; в 1713 г. – «О приуготовлении на полки, которые при фельдмаршале Шереметеве, вина, уксуса и пива, и о сборе для сего денег со всех губерний с дворового числа»; в том же 1713 г. – о сборе денег с каждого двора на фураж для армейских полков в С.-Петербургской губернии; в 1714 г. – о денежном сборе «на строение домов на Котлине острове»; в 1717 г. – о сборе денег для поставки провианта в С.-Петербургский «магазейн»; в 1721 г. – о сборе денег на провиант и всякие морские припасы к предстоящей морской кампании, о сборе денег на построение Ладожского канала и т. д. Действительно, даже простой перечень вновь введенных налогов достаточно красноречиво говорит об их характере: налог на бани (взимаемый с высших чиновников в размере 3 руб. в год, с дворян – 1 руб., с крестьян – 10 коп.), сапожный налог, шапочный, за прорубку проруби, с печных труб и т. д. Хрестоматийными стали налог на бороды (от 100 руб. с купцов гостиной сотни до 1 коп. с крестьян при въезде и выезде из города), брачный налог, глазной налог и т. д.

Особенно тяжелой была финансовая эксплуатация народов Поволжья и Приуралья: татар, башкир, удмуртов, марийцев, мордовцев; 25 % всего взрослого мужского населения этих народов несли повинность по охране, заготовке и подвозу корабельного леса. В 1704 г. через прибалыциков на эти народы было возложено 72 налога. Возрастающее количество налогов и рост налогового бремени, непрестанные войны приводили к росту недоимок, к бегству крестьян, к сокращению населения. Даже в районах, удаленных от военных действий, численность населения уменьшилась за петровское время на 1/3 (например, в Вологодской губернии население сократилось с 1678по 1710 гг. почти на 40%).

При Петре I развивались и косвенные налоги – пошлины, монополии, регалии. Кроме ранее действовавших монополий на водку, поташ, смолу, ревень и других добавляются монополии на соль, деготь, икру, игральные приспособления. При этом широко использовался метод откупов. Так, в России было запрещено разведение табака и табачное дело было отдано в откуп английскому адмиралу Кармертеру. Пошлины все более приобретали протекционистский характер, и их ставки колебались от 5 до 37 % в зависимости от вида товара. При помощи высоких пошлин ограничивался вывоз некоторых видов сырья и ввоз товаров, которые производились внутри страны (в 1724 г. высшая ставка была доведена до 75 %).

Петровское правительство использовало как доходный источник и монетную регалию, с целью чего скупалось вся произведенная в стране медь. На производство монет шли даже пушки и колокола. Значительный доход приносила и система конфискаций и штрафов. Однако вся эта сложная дорогостоящая налоговая система оказалась не в состоянии удовлетворить потребности государства. «Важнейшей частью финансовой политики Петра является его налоговая политика. Огромный рост расходов, связанный с ведением войн и проведением многосторонней преобразовательной деятельности Петра, постоянно приковывал внимание петровского правительства к финансовому состоянию государства. Нужно признать, что финансовая, а точнее, даже фискальная деятельность занимала весьма большое место во всей экономической деятельности Петра и его правительства» .

Общий принцип определения величины требуемых расходов при Петре не изменился – за основу бралась потребность государства в основных постоянных расходах, главной статьей которых были военных расходы. В 1711 г. была завершена реорганизация армии, она стала регулярной. Русская армия включала в себя 33 полка кавалерии, 42 полевых пехотных полка и 43 гарнизонных полка. Был определен численный состав и норма расхода на каждый полк (по типам), установлен размер оклада офицерам.

Установленная численность и нормы расходов позволили точно определить потребность государства на содержание армии – более 2,7 млн руб. ежегодно.

В основу налогового обложения была принята перепись 1677-1678 гг. по восьми губерниям (Московская, С.-Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская) по которым исходя из числа дворов, объединенных в доли, были расписаны как армейские, так и другие расходы. В одну долю входило 5536 дворов. (Данные о количестве долей в отдельных губерниях свидетельствуют, что принятое административное деление было не очень удачным. Так, в Московской губернии было 44,5 долей, а в Киевской – только 5). Расчеты позволяют определить, что только на содержание армии каждый крестьянский двор платил 3 руб. 13 коп. В связи с некоторыми изменениями в структуре и численности армии и изменением норм расходов в 1720 г. общая потребность государства на содержание армии составила 4 млн руб.

Разрыв между доходами и расходами породил ряд проектов по реорганизации обложения. Ф. С. Салтыков, А. А. Курбатов, Я. С. Юрлов и другие, ссылаясь на опыт Швеции, в которой подушное обложение позволяло содержать хорошо вооруженное регулярное войско, предлагали заменить подворное обложение подушным .

Для реформы налогового обложения в 1722–1724 гг. была проведена перепись мужского населения. По данным на 1722 г., в России числилось 5 млн душ мужского населения, на которых и разделили потребные на содержание войск 4 млн руб. Полученная сумма в 80 коп. и была утверждена как ставка налога на податную душу. Данная система не учитывала состояние хозяйства – его доходность, обремененность долгами, доход на одного члена семьи и способствовала дальнейшему расслоению сельского населения, его капитализации. Была сохранена старая система круговой поруки – общество отвечало за поступление налога с умерших и беглых крестьян (до следующей ревизии).

По завершении переписи в 1724 г. число податных душ составляло 5570 тыс., что позволило снизить ставку налога на 6 коп., а в следующем году еще на 4 коп. Ставка налога в 72 коп. существовала в России до конца XVIII в. Для городского населения ставка налога была установлена в размере 1 руб. 20 коп., казенные крестьяне кроме подушного налога платили еще 40 коп. в виде денежного оброка.

Из установленных в 1722 г. окладов налога следует, что первоначальная ставка для всего податного населения составляла 1 руб. 20 коп. (исходя из 6 млн руб. государственных расходов). С помещичьих крестьян налог был снижен на 40 коп. в пользу землевладельцев. Фактически помещичьи крестьяне платили значительно большие суммы, так как на них была возложена и часть налога, падающая на дворовых людей. Реорганизация податного обложения привела к значительному росту прямых доходов. Значительно сократился удельный вес косвенных налогов. По государственной росписи доходов и расходов на 1723 г. приведены следующие данные. Подушная подать с помещичьих крестьян – 3220 тыс. руб., с государственных крестьян – 1243 тыс. руб., с посадских людей – 212 тыс. руб. (в том числе 10 тыс. руб. денежного сбора взамен рекрутов), всего 5096 тыс. руб. Косвенные налоги и сборы давали казне 4100 тыс. руб. Основными источниками доходов являлись таможенные сборы – 656 тыс. руб., соляный доход – 612 тыс. руб., кабацкие доходы – 585 тыс. руб., монетный доход – 216 тыс. руб. и т. д. Общая сумма расходов была определена в 9578 тыс. руб., т. е. почти на 400 тыс. руб. больше доходов. Полученные средства направлялись на укрепление крепостей и содержание войска – 5352 тыс. руб., на флот – 1547 тыс. руб., на строительство – 662 тыс. руб., на двор и центральный аппарат – 450 тыс. руб., на посольства, подарки иностранным государям и секретные расходы – 762 тыс. руб., на содержание Академии наук и Морской академии – 47 тыс. руб., на богадельни и госпитали – 35 тыс. руб. и т. д. Из росписи видно, что основная часть государственных доходов использовалась на непроизводительные цели.

Таким образом, сформировавшаяся к XVIII в. громоздкая и дорогостоящая налоговая система была заменена относительно простой системой подушного обложения. Как и предшествующие посошная и подворная системы, новая система прямого обложения не учитывала имущественного состояния (что является общим свойством всех личных налогов).

В истории России XIX в. характеризуется таким важнейшим событием, как отмена крепостного права. Развитие товарно-денежных отношений диктовало необходимость замены натуральных налогов и повинностей денежными налогами. Для координации деятельности по сбору налогов в 1802 г. было создано Министерство финансов, однако каких-либо существенных изменений в налоговой системе России в первой половине XIX в. не произошло (если не считать подоходный налог на помещиков, введенный на время войны с Наполеоном и отмененный в 1819 г.).

Отмена крепостного права привела не только к появлению «неналоговых» выкупных платежей, но и к изменениям в налоговой системе. Налоги с основного податного сословия – крестьян (а на их долю приходилось 76 % всех налогов) по форме не изменились, т. е. главным прямым налогом оставалась подушная подать. 0В 1862 г. ставка подушной подати с крестьян была увеличена до 1 руб. (в Сибири– 90 коп.), с мещан – до 1,5 руб. В 1863 г. подушная подать с мещан была увеличена еще на 25 коп. Оброчная подать в 1861 г. была увеличена в 2,25 раза до 3,30 руб., а в 1862 г. под видом дополнительного сбора и оброчная подать была увеличена от 1,5 до 9 коп. с десятины годной к возделыванию земли. Наибольшие изменения были внесены в прямые налоги с городского населения: были введены налоги на недвижимое имущество, пошлины за право торговли и на промыслы. Пошлина за право торговли и на промыслы была разделена на две части – на патентный сбор и сбор за билеты на торговые и промысловые заведения. Размеры сборов были дифференцированы: патентный сбор для мелочной торговли составлял 8-20 руб., для купцов второй гильдии 25-65 руб. и для купцов первой гильдии – 265 руб. в год. Еще больше был дифференцирован сбор за билеты –от 2 до 30 руб. (всего было установлено 15 ставок в зависимости от объема оборота и класса местности). Местные налоги были представлены земскими сборами. Средняя сумма земского сбора была установлена в 34,25 коп. с податной души, с дифференциацией от 14 до 40 коп. по различным губерниям.

В конце XIX в. существенно возросла роль косвенных налогов, и, прежде всего питейных налогов. К началу XX в. в России действовали следующие косвенные налоги: налоги на сахар, спички, нефть, табак, пиво, фруктово-виноградные вина, питейная монополия, таможенные налоги и сборы, налоги с наследства, гербовые пошлины. В систему косвенных налогов следует включить доход от монопольной цены на продукцию казенной промышленности и монопольных тарифов на железнодорожные перевозки.

Наиболее значительными прямыми налогами были выкупные платежи, поземельный налог (введен в 1875 г.) и промысловый налог.

Прямые налоги.

Прямой налог – налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Когда русские войска успешно выдержали «стояние на Угре» и страна, обретя свободу, прекратила платить татаро – монголам «выход». А это означало, что теперь доходы казны стало возможным формировать за счет не только косвенных, но и прямых налогов. Именно этой налоговой реформой Иван III и занялся после наступления мира. На смену «выходу» пришел прямой налог в русскую казну – «данные деньги». Этот налог должны были платить черносошные крестьяне и посадские люди.

Черносошные крестьяне – категория тяглых людей в России в XVI–XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства.

Посадские люди – сословие средневековой (феодальной) России, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах). А для того чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись земли Русской, чтобы (как мы выразились бы сегодня) идентифицировать всех налогоплательщиков. Надо сказать, что такие шаги Ивана III вполне соответствуют и современным правилам налогообложения: применительно к организациям и гражданам оно начинается с их регистрации, поскольку без этого невозможно определить, кто должен платить налоги. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные – для литья пушек, полоняничные – для выкупа ратных людей, засечные – для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать – на создание регулярной армии и т.д. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Косвенные налоги

Косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Винные откупы были введены в XVI веке и наибольшее значение приобрели в XVIII веке – XIX веке. Доход казны от питейного налога составлял свыше 40% суммы всех налогов госбюджета. Винные откупа, система взимания косвенного налога, при которой отдаётся на откуп частным предпринимателям право торговли вином. Откупщики платили государству заранее оговоренную денежную сумму, получая право на откуп на публичных торгах. Особое развитие получили в 18 в. Массовое введение Винного откупа последовало за указом 1765. В 1765–67 были распространены по всей стране (кроме Сибири). Отдача на откуп (сроком на 4 года) вначале оформлялась по отдельным. питейным заведениям, позднее по уездам и губерниям (система Винные откупа до начала 19 в. не распространялась на ряд западных, северо-западных, юго-западных губерний и Царство Польское, где право торговли вином сохраняли помещики и города). С 18 в. Винные откупа явились одним из источников так называемого первоначального накопления капитала. Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций. Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV–XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486–1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записке о Московских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги»http://works.tarefer.ru/61/100154/index.html - _ftn6.Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек с рубля оборота).

Восстание под предводительством Е. Пугачева
Причины восстания. К главным причинам народных выступлений второй половины XVIII в. можно отнести: 1) усиление крепостничества (1760 г. - разрешение помещикам без суда ссылать крепостных в Сибирь, 1765 г. - на каторгу, 1767 г. - запрещение жаловаться на владельца государю, увеличение барщины), что вынужда...

Организация провинциального управления в Османской Сирии
В период своего пребывания в Сирии султан Селим I созвал собрание представителей различных сирийских городов и областей. Он лично выслушивал пожелания собравшихся, разбирал жалобы и улаживал конфликты. По распоряжению султана были значительно снижены налоги и торговые пошлины, произведена перерегистрация зе...

Политика и экономика страны. Итог.
Финансовый кризис 1927 г. вызвал существенные изменения в расстановке политических сил – в кабинетах усиливается влияние военщины и намечается ее сближение с политическими партиями буржуазии. Проследите политику кабинета генерала Танака (апрель 1927), проявившуюся в откровенном усилении реакции как во внутр...

История развития налогов и налогообложения в Средние века (V--XVII в.в.)

Вплоть до XVII в. в Европе налоговые системы были слабо развиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи не были регулярными. Те или иные виды платежей вводились королем в связи с необходимостью покрыть целевые затраты либо «когда в казне кончатся деньги».

В 1215 г. в Англии феодалам удается добиться широких налоговых преференций: в подписанной Иоанном Безземельным Великой хартии вольности закреплен низкий размер рельефа (налог на наследство феодалов -- баронов). Кроме того, в ст. 12 Хартии указывалось, что «ни щитовые деньги (сбор на снаряжение королевского войска), ни какие-либо пособия королю не должны взиматься… иначе как по общему совету королевства нашего». В общий совет вошли сами крупные феодалы, несколько ограничив, таким образом, право короля вводить новые налоги. Впрочем, вскоре Хартия была разорвана.

Во Франции новые налоги вводил король, но сбор единовременных налогов «в связи с опустением казны» -- помощь казне он согласовывал с сословно-представительным органом -- Генеральными штатами. С укреплением власти короля с XV в. Генеральные штаты не созывались.

Постепенно все большую роль стало играть косвенное налогообложение -- акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это связано с экономическим процветанием в XV -- первой половине XVI в.в. в первую очередь в Германии. В вольных городах Европы формируются системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

При этом в большинстве стран Европы фактически складывается следующая система налогообложения. Сельское население уплачивает феодалу подушный налог -- капитицию (через откупщика). Города собирают подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивает фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов -- городами и сельским населением») у своих вассалов. Другой источник казны короля -- судебные пошлины (они частично шли на содержание королевских судей, поэтому объемы их сбора быстро росли), гильдейские и ремесленные пошлины, габель (налог на соль), косвенные налоги -- акцизы на продукты питания, табак, бумагу.

Сбор налогов становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики -- богатые буржуа, которые выкупали у государства право собирать установленные налоги, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суб-откупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно, и свою прибыль. В помощь откупщикам предоставлялись войска, и сбор налогов напоминал военную кампанию -- с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем развивалась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

К началу XVIII в. налоги стали главным источником доходов государственной казны.

История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII--XVIII вв. -- конец XIX в.)

Новое время началось буржуазными революциями в Нидерландах, затем в Англии. В Европе происходили бурные социальные и политические изменения, утверждалось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений. Либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств Европы, эпоха Просвещения и «естественных прав» порождали процесс юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности.

В 1776 г. великий шотландский экономист и философ Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также указал, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Государства Европы способствовали развитию «налоговой идеологии», направленной на разработку теоретических основ всеобщности налогообложения.

К середине XIX в. число налогов уменьшилось, возросло значение соблюдения юридической формы при их введении и взимании. Постепенно наряду с развитием финансовой науки формировались научно-теоретические воззрения на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы государственных финансов и налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные разработки на практике.

История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX--XXI вв.)

Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Однако создать приемлемую в ходе продолжительного времени налоговую систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. История налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой -- это история непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

На рубеже XX--XXI вв. в Европе началось формирование налоговой системы Европейского союза.

Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.

Эпоха реформ Петра I (1672-1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с 1 души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства1.

Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности - прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.
В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцатиколлегий-министерств - четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

В конце XVII - начале XVIII веков в европейских странах, в том числе и в России, стало формироваться административное государство с достаточно рациональной налоговой системой, состоящей из прямых и косвенных налогов. Именно в то время в качестве основного косвенного налога появился АКЦИЗ. Акциз взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 %, однако какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушную подать и подоходный налог. От них были освобождены дворянство и духовенство, зато буржуазия и крестьянство отдавали государству 10-15 % своих доходов.

В это время в России прямые налоги играли второстепенную роль по сравнению с косвенными. При этом косвенные налоги составляли более 60 % доходов казны.