Дедолларизация российской экономики в контексте мирового опыта. Долларизация экономики россии

Сближение стран-участниц ЕАЭС в экономической сфере требует решения проблем экономического и институционального характера на национальном уровне, а также на уровне межстрановой координации макроэкономической политики. Задачи по выравниванию уровней макроэкономического развития и подходов к денежно- кредитной политике, закреплённые в межгосударственных документах Союза, тесно связаны с вопросами валютной сферы, важнейшим из которых является дедолларизация экономик стран.

Долларизация экономик стран евразийского региона приводит к снижению эффективности внутренней денежно-кредитной политики, накладывая ограничения на возможности центрального банка по регулированию макроэкономических процессов в стране для достижения конечной цели монетарной политики. Уменьшается эффективность трансмиссионного механизма монетарной политики, так как изменения процентных ставок по операциям центрального банка напрямую не оказывают влияния на ставки по валютным активам и обязательствам. Кредитование банками в иностранной валюте нехеджированных заёмщиков (не имеющих валютной выручки), а также отсутствие монетарных инструментов регулирования валютной ликвидности банковского сектора со стороны центрального банка значительно повышают валютный риск и риски платёжеспособности финансовой системы. В этой связи страны-члены ЕАЭС, для экономик которых характерен высокий уровень долларизации, остаются подверженными значительному воздействию внешних шоков, что ограничивает возможности дальнейшего расширения координации денежно-кредитной политики стран.

Долларизация в странах ЕАЭС: текущая ситуация

В экономической литературе выделяют три основных формы долларизации:

На практике единственной формой долларизации, которую можно оценить с удовлетворительной степенью надёжности, является финансовая долларизация. В сравнении с другими европейскими государствами уровень финансовой долларизации в большинстве стран-членов ЕАЭС является высоким.

Ряд экспертов, изучив развитие феномена долларизации в некоторых странах ЕАЭС, пришли к выводу, что основные причины повышенного уровня долларизации кроются в следующем: высокий уровень инфляции и различные формы управления обменным курсом (привязка, фиксация и т.п.), макроэкономическая волатильность, а также страх плавающего обменного курса . Отчётливо прослеживается прямая зависимость между инфляцией и степенью финансовой долларизации. Исключением является Армения, для которой характерна относительно низкая инфляция и один из наиболее высоких уровней финансовой долларизации в ЕАЭС. Вероятно, такая ситуация связана с особенностями реализации режима инфляционного таргетирования в Армении, а именно с ограничением колебаний обменного курса национальной валюты. Ряд авторов отмечают, что более высокая волатильность инфляции по сравнению с обменным курсом создаёт предпосылки для повышения долларизации экономики .

В условиях стремительного обесценивания национальных валют под воздействием неблагоприятных внешних шоков в период с 2014 по 2016 гг. в странах региона было отмечено увеличение финансовой долларизации: доля депозитов в иностранной валюте в структуре широкой денежной массы во всех странах ЕАЭС значительно увеличилась. Максимальный уровень долларизации сбережений (доля депозитов в иностранной валюте в структуре широкой денежной массы) в этот период был зафиксирован в Белоруссии (70,5% в январе 2016 г.), а минимальный — в России (41,1%). Следует отметить, что рост доли валютных вкладов был связан как с изменением сберегательных предпочтений субъектов экономики в пользу инструментов, номинированных в иностранной валюте, так и с эффектом переоценки в связи с ослаблением национальных валют против доллара США.

С ослаблением давления на внутренних валютных рынках во второй половине 2016 г. и в первой половине 2017 г. во всех экономиках стран ЕАЭС наметилась тенденция снижения степени финансовой долларизации. В частности, в Белоруссии уровень долларизации снизился с 71% в январе 2016 г. до 60,4% в июле 2017 г., а в Казахстане — с 51,6% в январе 2016 г. до 31,8% в июле 2017 г. Снижение уровня финансовой долларизации во многом явилось результатом реализации правительствами и центральными банками стран региона комплекса мероприятий по дедолларизации экономики и финансовой системы.

Долларизация в странах ЕАЭС: принятые меры по дедолларизации и основные результаты

Основные мероприятия, направленные на снижение уровня долларизации экономики в странах-членах ЕАЭС в 2014-2017 гг., систематизированы ниже. Для большинства рассматриваемых государств характерно широкое применение активных мер по дедолларизации, которые непосредственно стимулируют использование национальной валюты.

  • Повышение дифференциации нормативов обязательного резервирования. Так, в Белоруссии с начала 2017 г. норма резервирования по средствам, привлечённым банками в иностранной валюте, была увеличена в два раза до 15%, а по рублёвым обязательствам снижена на 3,5 п.п. — до 4%.
  • Усиление дифференциации требований пруденциального надзора и содействие переводу валютных требований в национальную валюту. В Армении и Белоруссии были ужесточены подходы к классификации валютной задолженности при расчёте специального резерва по активам, подверженным кредитному риску. В Киргизии введён запрет на кредитование населения в долларах США. А в Казахстане выдача валютного кредита физическому лицу возможна лишь при наличии дохода в валюте кредита.
  • Организация широкомасштабной кампании по переходу к повсеместному использованию национальной валюты в качестве средства обращения и платежа. В большинстве стран ЕАЭС были введены запреты на установление цен, налоговых ставок, тарифов и иных платежей в иностранной валюте или ужесточён контроль за ценообразованием. В Белоруссии были прекращены выдача новых и продление действующих разрешений на использование иностранной валюты при оказании физическим лицам услуг по перевозке авиатранспортом и медицинских услуг. В Казахстане введены новые правила осуществления электронной торговли: посредник в электронной торговле обеспечивает установление цен на товары исключительно в национальной валюте. В Киргизии и Казахстане введён запрет на установку цен на товары и услуги в условных единицах.

Среди принятых пассивных мер, которые связаны с формированием благоприятной рыночной конъюнктуры и направлены на создание условий, содействующих изменению структуры будущих денежных потоков, можно обозначить следующие:

  • ограничение мер, стимулирующих использование иностранной валюты в ущерб национальной. Осуществление государственных заимствований преимущественно в национальной валюте (Армения), переход к использованию различных условий налогообложения вкладов в национальной и иностранной валютах (Белоруссия), совершенствование системы гарантирования вкладов (Армения, Казахстан);
  • стимулирование развития института хеджирования валютных рисков (Белоруссия);
  • совершенствование инфраструктуры и постепенная либерализация внутреннего валютного рынка в большинстве рассматриваемых государств.

Обозначенные выше меры по дедолларизации ряд авторов относят к мерам второго и третьего порядка. Их действенность напрямую зависит от реализации первоочередных мер, направленных на улучшение макроэкономической среды, а также снижение и стабилизацию инфляции на низком уровне . С точки зрения реализации мер первого порядка страны ЕАЭС можно условно разделить на две группы:

  • страны, которые наряду с прочими мерами, направленными на дедолларизацию экономики, обеспечили большую гибкость обменного курса (Белоруссия, Казахстан и Россия);
  • страны, которые фактически ограничивали корректировки номинальных обменных курсов (Армения, Киргизия).

Если рассматривать динамику депозитов в иностранной валюте, то становится очевидным, что одна группа стран достигла больших результатов по сравнению с другой. В Киргизии стремительное сокращение объёма валютных вкладов без учёта курсового фактора наблюдалось в начале 2016 г. (первые месяцы номинального укрепления национальной валюты), но затем сменилось стагнацией. В Армении увеличение депозитов, номинированных в иностранной валюте, наблюдалось до 2017 г., после чего, отчасти на фоне более высокой доходности вкладов в драмах, валютные депозиты начали несколько сокращаться.

В то же время в России и Казахстане снижение процентных ставок по иностранным депозитам носило несколько ограниченный характер, а замедление темпов долларизации по сравнению с уровнем 2013 г. имело более выраженный характер. Так, в Казахстане снижение с максимального уровня процентной ставки (за период с января 2013 г. по июнь 2017 г.) составило 220 базисных пунктов, а объём депозитов в иностранной валюте непрерывно снижался с августа 2015 г. В Белоруссии в 2016 г. наблюдалось существенное сокращение объёма валютных вкладов, в первую очередь депозитов населения. Это было связано как с принятыми мерами по дедолларизации, так и со стремлением населения поддерживать определённый уровень жизни на фоне заметного сокращения реальных располагаемых доходов посредством расходования валютных сбережений. В первой половине 2017 г. сокращение валютных средств населения в банках практически прекратилось. При этом рост валютных депозитов в апреле-июне 2017 г. связан исключительно с разрешением нефтегазового конфликта Белоруссии и России: часть полученных ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» от правительства Белоруссии денежных средств в рамках оплаты задолженности по поставкам российского газа была размещена компанией на валютных счетах в ОАО «Белгазпромбанк».

Пока ещё рано делать выводы о степени влияния структурных факторов на уровень долларизации в странах ЕАЭС, но предварительные итоги последних полутора лет добавляют аргументов в пользу тезиса о том, что одним из основополагающих факторов снижения уровня долларизации является повышение гибкости обменного курса и реализация мер, направленных на снижение и стабилизацию инфляции. Россия и Казахстан, перейдя на свободное курсообразование и предпринимая усилия, направленные на стабилизацию инфляции, пока демонстрируют более убедительные результаты в снижении уровня долларизации. Вместе с тем страны ЕАЭС, которые стремились ограничить волатильность курса национальной валюты и имплементировали примерно одинаковый набор административных мер, направленных на дедолларизацию экономики, добились меньших успехов в снижении уровня долларизации сбережений.


Дальнейшие концептуальные меры по снижению уровня долларизации в странах ЕАЭС

Возможные меры дедолларизации в государствах ЕАЭС, которые могут быть предприняты в будущем, следует разделить на три группы (соответствующие обозначенным ранее).

Меры первого порядка (стратегические) имеют своей целью совершенствование макроэкономической среды: достижение низкой и стабильной инфляции и дальнейшее постепенное повышение гибкости обменного курса. Данные меры являются первоочередными для стран-членов ЕАЭС, так как именно исторически высокий уровень и волатильность инфляции, а также использование режима фиксированного обменного курса, сопряжённого с периодами дестабилизации валютного рынка, являются основными причинами высокой долларизации в странах интеграционного объединения. Без эффективной реализации первоочередных мер существует высокая вероятность того, что все другие мероприятия по дедолларизации не приведут к ожидаемым положительным результатам.

К мерам второго порядка следует отнести пассивные меры, целевое предназначение которых заключается в создании условий, ограничивающих негативные последствия для экономики при неполной реализации мер первого порядка. Для стран ЕАЭС актуальными являются следующие меры второго порядка:

  • преимущественное осуществление государственных заимствований в национальной валюте;
  • дальнейшее совершенствование инфраструктуры и либерализация внутренних валютных рынков с целью создания благоприятных условий для замещения внешних заимствований прямыми иностранными инвестициями;
  • развитие рынка производных финансовых инструментов и института хеджирования валютных рисков в части совершенствования бухгалтерского учёта, налогообложения, создания бенчмарков доходности финансовых инструментов в национальных валютах и др.;
  • по мере повышения устойчивости финансовых систем целесообразно ограничить (с перспективой постепенной полной отмены) гарантированное возмещение вкладов физических лиц, номинированных в иностранной валюте;
  • совершенствование коммуникационной стратегии центральных банков в части информирования участников финансового рынка о валютных рисках и преимуществах сделок, номинированных в национальной валюте;
  • развитие вторичного рынка долговых ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, для облегчения формирования цен на долгосрочные кредитные инструменты.

Меры третьего порядка (активные) являются дополнением вышеуказанных мер и непосредственно направлены на стимулирование использования национальной валюты. Без эффективной реализации мер первого и второго порядка мероприятия, относимые к рассматриваемой группе, в лучшем случае не окажут сколь-нибудь значимого воздействия на уровень долларизации, а в худшем — могут оказать дестабилизирующее влияние на финансовую систему. Как отмечается, «меры третьего порядка призваны, во-первых, оградить наиболее уязвимые сегменты от валютных рисков, а во-вторых, сделать неприемлемой банковскую модель, которая основана на механическом переводе валютных рисков на клиентов» . Как было указано выше, активные меры в настоящее время широко используются в большинстве стран-членов ЕАЭС. Среди дополнительных можно выделить:

Выводы

Сближению денежно-кредитной политики в государствах ЕАЭС во многом препятствует высокий уровень финансовой долларизации, присущий странам интеграционного объединения. Существование этого феномена в странах ЕАЭС связано с высоким уровнем инфляции, длительным использованием режима фиксированного обменного курса, сопряжённого с периодами валютной нестабильности, макроэкономической волатильностью и «боязнью плавания».

После роста финансовой долларизации в 2014 г. и в первой половине 2016 г. на фоне обесценивания национальных валют со второй половины 2016 г. в большинстве стран ЕАЭС наблюдается процесс дедолларизации. Во многом он связан с предпринятыми правительствами и центральными банками мерами, направленными на ограничение расчётов и ценообразования в иностранной валюте, ужесточение пруденциальных нормативов, непосредственно затрагивающих валютные активы и обязательства, совершенствование инфраструктуры и либерализацию валютных рынков и др.

Ряд государств (Россия, Казахстан, Белоруссия) под воздействием неблагоприятных внешних шоков провели институциональные изменения в денежно-кредитной политике, направленные на повышение гибкости валютного курса и переход к режиму инфляционного таргетирования. Предварительные итоги реализации структурных мер демонстрируют важность снижения и стабилизации инфляции, а также гибкого курсообразования для сокращения уровня финансовой долларизации экономики.

Несмотря на наблюдаемое уменьшение долларизации в большинстве стран региона, для закрепления наметившихся положительных трендов необходима дальнейшая реализация комплекса мер по дедолларизации. Первоочередными из них являются меры, направленные на дальнейшее повышение гибкости валютного курса, снижение инфляции и инфляционных ожиданий и их закрепление вблизи целевых уровней центральных банков.

В долгосрочном плане дедолларизация мировой экономики будет иметь и свои политические последствия. Монополия развитых стран, прежде всего США и Западной Европы, в области платёжных систем и резервных валют будет снижаться по мере появления новых мировых финансовых центров и резервных валют в развивающихся странах. Политический вес в международных отношениях во многом является производным от экономической значимости стран: потеря монополии в регулировании международных экономических отношений потребует новых ресурсов и экономических прорывов от развитых стран для поддержания своего политического веса на международной арене.

Наибольшие перспективы получить экономические и политические дивиденды от дедолларизации мировой экономики имеет Китай, который в течение последних нескольких лет достиг значительного прогресса в повышении роли юаня в международных торгово-инвестиционных операциях. Для России и её соседей по Евразийскому экономическому союзу процесс дедолларизации — это, прежде всего, стимулирование развития собственных платёжных систем и взаимной торговли и интеграции на основе использования национальных валют. Для Российской Федерации это также фактор большей экономической суверенизации и снижения уязвимости по отношению к санкциям и внешнему политическому и экономическому давлению.

Наконец, следует отметить, что как дедолларизация может облегчить процессы интеграции на постсоветском пространстве, так и сам региональный масштаб интеграции является более подходящим полигоном для долларизации по сравнению с более узкими рамками отдельных стран. Именно в рамках более широкого регионального интеграционного контекста стимулирование использования национальных валют и снижение долларизации становятся более устойчивыми. Помимо ЕАЭС, такие интеграционные платформы, как китайский проект «Один пояс, один путь», могут дать существенный стимул процессам дедолларизации в мировой экономике.

Данный материал вышел в серии записок Валдайского клуба, публикуемых еженедельно в рамках научной деятельности Международного дискуссионного клуба Валдай. С другими записками можно ознакомиться по адресу http://valdaiclub.com/publications/valdai-papers/

Демиденко М. Долларизация: причины и пути решения проблемы / М. Демиденко, Н. Мирончик, А. Кузнецов // Банкаўскі веснік. 2016. № 12 (641). С. 3-10; Денежно-кредитная политика государств-членов ЕАЭС: текущее состояние и перспективы координации. М.: ЕЭК, СПб. ЦИИ ЕАБР, 2017. 148 с.

Демиденко, М. Долларизация: причины и пути решения проблемы / М. Демиденко, Н. Мирончик, А. Кузнецов // Банкаўскі веснік. 2016. № 12 (641). С. 3-10.

Денежно-кредитная политика государств-членов ЕАЭС: текущее состояние и перспективы координации. М.: ЕЭК, СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. 148 с.

Демиденко М. Долларизация: причины и пути решения проблемы / М. Демиденко, Н. Мирончик, А. Кузнецов // Банкаўскі веснік. 2016. № 12 (641). С. 3-10.

Крук Д. Долларизация и дедолларизация в Беларуси: формулирование повестки дня / Д. Крук // BEROC. 2015. № 23. URL: http://w w w.beroc.by/webroot/deliver y/files/PP_23_dollarization.pdf

Долларизация мировой экономики: анализ грядущих перемен

Во второй половине 2008 г. острая волатильность на валютных рынках, а также череда банкротств крупных американских финансовых институтов привели к значительному усилению роли доллара в международных расчетах. За короткий период он отвоевал свои позиции у евро и большинства валют развивающихся стран. При этом самая крупная экономика мира в январе 2009 г. официально вступила в рецессию. Пока неизвестно, какова будет судьба американской валюты, но налицо растущая долларизация глобальной экономики.

В.С. ШАПРАН, кандидат экономических наук, доцент Украинского института развития фондового рынка

Официально в 2008 г. первое место по размеру ВВП заняли страны Евросоюза. Однако следует учитывать, что сюда была включена не только Великобритания, но и страны Центральной и Восточной Европы, которые не входили в зону евро (табл. 1). Так что ведущее место в мире реально занимает экономика США, на которую по итогам 2008 г. приходилось более 20% мирового ВВП. Китай, хотя и обогнал Японию, но из-за консервативной валютной политики пока не может претендовать на то, чтобы его валюта заменила доллар. Минимум пятая часть потребляемых в мире товаров по-прежнему оплачивается в долларах.

Еще больше стран и территорий находятся в сфере влияния Соединенных Штатов. Условно такие страны можно разделить на три группы:

■ безраздельно подверженные влиянию США

и даже вынужденные использовать американский доллар в качестве национальной валюты (Эквадор, Бермудские острова и т.д.);

■ страны-соседи, вовлеченные в торговлю

с США, валюты которых зависимы от доллара и активности американской экономики (Канада, Мексика);

■ активно торгующие товарами, цены на которые традиционно устанавливаются в долларах (например страны ОПЕК). По нашим оценкам, на зависимые страны и США в мире приходится до 40% ВВП и до 60 - мирового экспорта.

Таблица 1

Т0П-20 стран по размеру ВВП в 2008 г.

№ Страна ВВП, Доля

п/п трлн долл. в мировом ВВП, %

1 Евросоюз 14,960 21,17

2 США 14,580 20,64

3 Китай 7,800 11,04

4 Япония 4,487 6,35

5 Индия 3,319 4,70

6 Германия 2,863 4,05

7 Великобритания 2,281 3,23

8 Россия 2,225 3,15

9 Франция 2,097 2,97

10 Бразилия 2,030 2,87

11 Италия 1,801 2,55

12 Мексика 1,578 2,23

13 Испания 1,378 1,95

14 Канада 1,336 1,89

15 Южная Корея 1,312 1,86

16 Индонезия 0,932 1,32

17 Турция 0,930 1,32

18 Иран 0,859 1,22

19 Австралия 0,825 1,17

20 Тайвань 0,757 1,07

Прочие 2,3 3,26

ВСЕГО 70,650 100,00

Источник. CIA, Fact book 2009.

Получается, что высокий уровень долларизации мировой экономики имеет под собой фундаментальные причины.

Очевидно, что в ближайшее время страны BRIC, на которые еще в 2008 г. возлагали большие надежды, не смогут перехватить инициативу. Кроме того, эти страны пока не рассматривают введение единой валюты на официальном уровне.

Мифы против форта «Нокс»

За последние годы появилось несколько мифов о долларе. ФРС и Казначейство США не раз заявляли о том, что им тяжело осуществлять свои функции из-за выполняемой долларом роли одной из основных мировых валют в мировой экономике. В период экономического роста шло удорожание углеводородов, что приводило к рекордному увеличению дефицита торгового баланса США. При отсутствии экономического роста эта проблема на время перестает быть актуальной, при рецессии же торговый дефицит уже не так сильно беспокоит Белый дом.

Однако при более детальном анализе обнаруживается ряд существенных преимуществ, которые позволяют американцам перекладывать некоторые свои проблемы на другие страны, активно использующие доллары в расчетах. На конец 2008 г. резервы США составляли всего 70 млрд долл., тогда как у Китая они превысили 2 трлн, а Япония вплотную подошла к отметке в 1 трлн (табл. 2).

Основные показатели развития ТОП-

анализ статистики ФРС показывает, что примерно 80% всех наличных резервов США находится в золоте; страна обладает наибольшим в мире запасом, который в 2008 г. оценивался в 8113 т, что составило примерно 27% всех мировых запасов этого драгоценного металла (табл. 3).

На начало 2009 г. рыночная стоимость золота составляла около 27 долл. за 1 г, а долларовый эквивалент золотых запасов Соединенных Штатов - чуть более 210 млрд, это примерно 1,5% годового объема ВВП страны, что совсем немного. Однако доля США в общемировом золотом запасе превышает долю их ВВП в общемировом ВВП примерно на 7%. И хотя доллар остается валютой, не обеспеченной золотом официально, запас желтого металла США, хранящийся в форте «Нокс», является не только психологической гарантией стабильности доллара, но и важной монетарной составляющей макроэкономической стабильности.

Свои проблемы - за счет других стран

В Штатах постоянно поддерживается очень низкий уровень золотовалютных резервов в соотношении к ВВП. В 2008 г. этот показатель, по нашим расчетам, не превысил и 2%. С одной стороны, это говорит о монетарной незащищенности США, но с другой -дает понять, что у государства нет необходимости накапливать резервы. Экономика США остается эффективной, поскольку правительство имеет воз-

Таблица 2

10 стран мира в 2008 г.

В США существует специфика учета, согласно которой в валютных резервах страны не учитывается золото, находящееся в распоряжении государства, а считается только объем резервов в валюте, которые предназначены для интервенций или для поддержания сальдо текущего счета. Поэтому более глубокий

можность направлять максимум ресурсов на внутреннее развитие, а не кредитовать другие страны и при этом содержать значительную часть резервов в иностранных валютах. Что скрывается за цифрой в 2% (соотношение резервов и ВВП) - страна-банкрот или рачительный хозяин, - становится понятно только

ТОП-15 стран, держателей золота в качестве резервов в 2008 г.

Страна / финансовая структура Золотой запас, т Доля страны в общем объеме ЗВР, % Оценочная доля золота в общих резервах страны, %

США 8133,5 27,23 79,8

Германия 3417,4 11,44 68,9

МВФ 3217,3 10,77 -

Франция 2586,9 8,66 59,7

Италия 2451,8 8,21 70,4

Швейцария 1133,9 3,80 42,9

Япония 765,2 2,56 2,3

Нидерланды 621,4 2,08 63,6

Китай 600,0 2,01 1,1

ЕС (ЕЦБ) 563,6 1,89 26,7

Россия 450,9 1,51 2,8

Тайвань 423,3 1,42 4,4

Португалия 382,5 1,28 90,7

Индия 357,7 1,20 3,6

Венесуэла 356,8 1,19 30,2

Другие 4410,5 14,76

ИТОГО 29872,7 100,00

Источник. World Gold Council.

после анализа принципов доминирования доллара в мировой экономике.

Мы постарались выделить несколько принципов на уровне аксиомы:

■ доллар является мировой валютой, используемой в международных расчетах. Эта его ниша обусловлена масштабностью экономики США

и популярностью доллара в мире, а также наличием развитой расчетной инфраструктуры;

■ доллар используется для хранения резервов. Даже при глобальной рецессии, которая базируется на проблемах в американской экономике, доллар остается практически единственной валютой, ценность которой увеличивается;

■ поскольку доллар принимается в большинстве стран, американские власти имеют возможность проводить точечные эмиссии, обменивая доллары на права собственности, материальные и нематериальные активы по всему миру

с минимальным риском инфляции. Опираясь на приведенные выше три принципа, можно утверждать, что, пользуясь недостатками глобализации и масштабностью американской экономики, в США изобрели довольно-таки оригинальный способ решать проблемы за счет печатного станка. Иностранные государства, на территории которых популярен доллар, с большой вероятностью подвержены эмиссионному налогу со стороны США. Проще говоря, они особым образом участвуют в системе финансирования дефицита бюджета США. Переиграть

Таблица 3 данную ситуацию возможно, если только отказаться от использования доллара в международных расчетах. Но сделать это без единой позиции стран BRIC и Евросоюза сегодня нереально.

Нестрашные долги

Второй миф, наиболее часто сопровождаемый прогнозами о гибели доллара, - о негативном влиянии гигантского долга. Действительно, на начало февраля 2009 г. общий долг США (внутренний и внешний) составлял 10,636 трлн, примерно по 35 тыс. долл. на каждого американца. Это самый большой долг в мире.

Однако в относительных показателях все выглядит не так уж и плохо. Если взять уровень госдолга США к ВВП, то он в 2008 г. составлял всего 66%. У благополучной Японии этот показатель был равен 170, у Германии - 62, у Франции - 64% и т.д. (см. табл. 2).

Размер этого показателя в США в принципе адекватен ВВП страны. Также следует учитывать, что правительство получает займы через рынок обязательств Казначейства США по самым низким ставкам, т.е. условия наращивания госдолга в десятки раз лучше, чем у стран Восточной Европы или Африки. Кроме того, США имеют значительный резерв по наращиванию госдолга. Учитывая, что на рынке обязательств Казначейства США центральными банками мира размещаются резервы, то госдолг этой страны, скорее всего, будет расти и дальше.

Коварный дефицит

Определенный дискомфорт создает значительный госдолг в сочетании с отрицательным сальдо торгового баланса, что в последние 3 года было фундаментальной причиной снижения курса доллара к евро и остальным мировым валютам. Администрация Белого дома активно пытается решить проблему торгового дефицита. США активно ведут торговые переговоры с КНР, убеждая китайское правительство в необходимости ревальвации юаня, используют ВТО для контроля за протекционистской политикой Поднебесной в отношении производителей, поставляющих продукцию на экспорт. Также применяются нетаможенные и неценовые инструменты наращивания экспорта (в частности, экспортно-импортное кредитование), всевозможное стимулирование экспортеров через государственное агентство - Экспортно-импортный банк США.

С нашей точки зрения, хотя проблема дефицита и существует, но она носит вторичный характер. Экономика США начинает страдать от торгового дефицита только в периоды интенсивного роста.

Экономические последствия долларизации

2.1 Последствия долларизации мировой экономики

Закрепление за США роли мирового валютного центра. Анализируя данные об американском денежном обращении за последние десятилетия, можно выяснить, что произошло с мировой экономикой в этот период.

Важнейшими факторами в развитии глобальной экономической ситуации в последние полвека стали два события - выход Соединённых Штатов на мировой рынок энергоресурсов в качестве крупнейшего импортёра и распад Восточного блока во главе с СССР, происходивший одновременно с распадом самого СССР. Оба этих события сформировали в реальности единую мировую экономику с единой финансовой системой, ранее существовавшую только в абстракции.

Возможно, что нынешний кризис лишь окончательно закрепляет роль доллара в функционировании и развитии мировой экономики и закрепляет роль Вашингтона в качестве единственного центра мирового финансового планирования со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическими последствиями. Кризис 2008-2009 годов завершает эпоху роста эмиссии американского доллара и ставит крест на нерегулируемом рынке частных инвестиций. Отныне все основные рынки, включая финансовый, регулируются в первую очередь американскими, а затем и многосторонними регуляторами.

Чтобы понять масштабы происшедших изменений, нужно вспомнить, что до начала 1990-х годов сфера обращения и хранения доллара была значительно меньше современной. За пределами США доллар использовался в основном в торговле энергоресурсами и как важнейшая резервная валюта.

За исключением тесно связанных со Штатами экспортёров сырья и Японии, остальные страны проводили свою собственную, не согласованную с ФРС денежную политику. Восточный блок имел независимую систему, основанную на рубле и его субститутах, Европа была наводнена различными национальными валютами, азиатские страны также сохраняли самостоятельность в своих денежных делах.

Ситуация резко изменилась с распадом советской системы. Доллар стал очень используемой валютой в России и других постсоветских странах, Европа уничтожила национальные валюты и ввела евро, привязанный к доллару. После серии финансовых афёр и кризисов была разгромлена финансовая самостоятельность азиатских «тигров» . Китай приобрёл столько долларов, что теперь больше заинтересован в стабильности американской валюты, чем сами США.

За исключением наименее развитых стран Африки, Азии и Латинской Америки, весь мир теперь вовлечён в оборот доллара.

Как это количественно повлияло на оборот доллара?

Из рис.1 видно, что тренд прироста денежного агрегат М2 ФРС за последние полвека претерпел два важных изменения. Темп прироста увеличился с 6% в среднем в 1960-х годах до 9,7% в год в период роста цен на нефть на мировом рынке с 1973 по 1986 годы. Затем произошло падение темпов роста долларовой ликвидности всего до 3% в год, а с 1995 года темп прироста снова удваивается до 6% в год.

В 1990-е годы происходит быстрая долларизация финансов всех крупнейших стран, в первую очередь экспортеров на мировой рынок. Глобализация оказалась тождественно равна долларизации. На рис.2 показан рост золотовалютных резервов в Китае, Японии, России, Саудовской Аравии, Индии, Южной Корее, Бразилии, Германии, Сингапуре, Алжире, Таиланде, Италия, Швейцарии и Франции вместе взятых.

К настоящему времени 93% всех мировых резервов номинировано в долларах (66%) и евро, координированном с долларом (27%).

Последствия долларизации мировой экономики. Насыщение мирового рынка долларами стимулировалось эффективным регулированием ставки рефинансирования ФРС. Динамический характер процесса очевиден - реакция рынка наступает с запаздыванием и изменения регулирующей ставки проводились волнообразно, в несколько фаз. Очевидно также, что нынешний кризис не был неожиданностью для регуляторов - процентную ставку в 2001-2003 годах уже некуда было снижать, что говорило о приближении к границам физической ёмкости рынка - в условиях доступности доллара, приближающейся к абсолютной, становилось попросту некуда инвестировать. Чтобы избежать краха ФРС еще в 2004 году начала постепенно поднимать ставки после длительного периода их постепенного снижения (рис.3).

Избежать кризиса, тем не менее, не удалось, но острота этого кризиса всё же далека от масштабов катастрофы 1929 года благодаря грамотному управлению поступлением ликвидности на рынок. После устранения значительной части спекулятивных активов в 2008 году (а только с сентября 2008 по май 2009 года рыночная капитализация банков в США и Европе снизилась на 60% , возникла опасность остановки экономического роста и финансовые власти сделали всё возможное, чтобы не допустить коллапса кредитно-финансовой системы.

Долларизация сопровождалась изменением роли золота в мировой финансовой системе, сужением его функций. Доллар практически заменил золото в качестве средства расчёта. В последние полвека расширялся отрыв доллара от этой традиционной меры стоимости - золота, что сопровождалось снижением покупательной способности американской валюты. Реальная покупательная способность доллара сегодня примерно в десять раз ниже, чем она была в 1950-м году (рис.4).

Однако сами США сохранили должное уважение к золоту и держат в нём около 77% своих собственных резервов. США, МВФ и основные страны Европы вместе взятые владеют более 20 тыс. тонн золота. Для сравнения: у Китая около 1000 тонн и у России немного менее 600 т золота в резервах.

Когда в конце 1990-х годов ФРС попыталась провести аудит долларовых резервов американских банков, корпоративного сектора и домашних хозяйств, было установлено, что около 80% всей выпущенной валюты «исчезло» из страны. Более половины всех американских долларов, эмитированных ФРС, сегодня циркулируют вне США. Это, в частности, означает, что реальная денежная политика ФРС по отношению к внутренней экономике США гораздо консервативней, чем можно судить по данным об эмиссии доллара, так как ФРС фактически обслуживает внутренний оборот многих других стран. Стодолларовые банкноты стали самым популярным хранилищем стоимости во многих странах - от России до ЮВА. Доллар фактически заместил золото в мировой экономике .

Иллюзии по поводу золотого стандарта. Однако дело здесь не столько в честности, сколько в арифметике. При текущей цене на золото весь внушительный американский золотой запас «тянет» всего на 286 миллиардов долларов при ожидаемом ВВП США в этом году порядка 14,3 трлн. долларов. Мировая экономика давно уже переросла и практические и теоретические возможности золотого стандарта.

Россия и Китай уже заявляли публично о необходимости создания новой международной резервной валюты взамен доллара. Но треть всех европейских зарубежных инвестиций находится в Соединенных Штатах. Аналогично треть иностранных инвестиций в Европу приходит из Соединенных Штатов. Европейская экономика прикреплена к американской настолько плотно, что самостоятельная роль евро в качестве альтернативы доллару представляется маловероятной. Плюс к тому -- многосторонний контроль над эмиссией евро уничтожает возможность оперативного реагирования на текущее состояние мирового финансового рынка. А других валют, даже отдаленно приближающихся к доллару по универсальности обращения и акцепта, в мире не существует.

В то же время в мире уже есть валюта, которая теоретически может уравновесить американский доллар, -- но это не юань и не евро, и даже не рубль, а доллар в неамериканском владении.

Неамериканские держатели контролируют долларовые активы на сумму порядка 20 триллионов долларов. Этими огромными деньгами, если ими скоординированно распорядиться, можно уравновесить эмиссионные возможности ФРС и стать равновеликим партнером США в использовании доллара как реальной мировой валюты .

Создав ОПЕК, страны-экспортеры нефти в свое время упорядочили рынок нефти. Если крупные держатели доллара смогут подобным образом объединиться, то они помогут упорядочить мировую финансовую систему и снизить общий уровень финансового риска.

Однако вероятность подобной координации неамериканских держателей долларовых активов невелика. В то же время американские правящие круги практически достигли консенсуса в признании необходимости резкого усиления регулирования финансовых рынков, которые до недавнего времени оставались одним из немногих островков нерегулируемого или недорегулируемого капитализма в море регулируемой экономики развитых западных стран.

Исходя из значений степени долларизации в 2002 г. в странах ЦВЕ можно классифицировать переходные экономики по роли замещения активов в денежно кредитной сфере. К странам с наиболее высокими значениями (свыше 40%) относятся Румыния, Сербия и Хорватия (последняя характеризуется рекордным показателем среди рассматриваемых стран с переходной экономикой) и с небольшим отставанием Болгария. В Албании, Македонии, России и Словении степень долларизации варьирует от 20 до 30% .Значения ниже 20% характерны для Чехии, Польши и Словакии. Однако не следует забывать о том, что в странах с относительно низким уровнем развития финансовых систем большую роль играет масса наличной иностранной валюты, находящаяся в обращении и тезаврированная населением.

Если рассматривать долларизацию в динамике, то ее пик приходится на период, следующий за либерализацией цен и всплеском инфляции. Для Польши и Словении это не так очевидно, поскольку ухудшение макроэкономической обстановки в этих странах наблюдалось уже в конце 80-х годов, когда значения степени долларизации достигали 70-80%.

Это позволяет сделать общий вывод, что наступление периода высокой инфляции в сочетании с отменой ограничений на внутреннюю конвертируемость иностранной валюты выступает в качестве импульса процесса долларизации.

Однако наступление финансовой стабилизации и прекращение инфляции не приводят автоматически к резкому снижению степени долларизации.

3. Раскрыть основные направления дальнейшего развития мировой экономики: предложить пути решения глобальных проблем мировой экономики, изучить перспективы экономического развития РФ...

Глобализация мировой экономики

Место и роль США в развитии мировой экономики

События, разворачивающиеся в мировой экономике в 2008 году, ярко высвечивают взаимозависимость трех сфер экономики: внешнеэкономических связей (внешняя торговля и движение капитала), финансовой и денежной политики...

Место теневой экономики в мировой экономике

Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики...

Основные тенденции развития экономики Франции

Экономика Франции в этом году переживает худшую рецессию за послевоенные годы. Бюджетный дефицит почти вдвое превышает "докризисные" нормы, установленные Евросоюзом...

Основные тенденции современного экономического развития и их влияние на конкурентные процессы

Глобализация - термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости...

Последствия вхождения в ВТО для экономики России на примере сельскохозяйственной отрасли

Причины и признаки перегрева экономики

Перегрев экономики - это очень опасное явление, которое может грозить всем государственным устоям и привести к стремительному ухудшению жизни в государстве. Наступает огромный дефицит финансовых доходов...

Причины и проблемы международной миграции населения

На рубеже тысячелетий в большинстве развитых стран стала вновь обнаруживаться общая и структурная недостаточность трудовых ресурсов. Сокращение численности и старение населения...

Причины мирового экономического кризиса и его последствия для России в 2010 г.

Насыщение мирового рынка долларами стимулировалось эффективным регулированием ставки рефинансирования ФРС...

Трудовая миграция

Есть более 230 миллионов международных мигрантов и более 700 миллионов внутренних мигрантов. Число людей, тесно связанных с миграцией (через денежные переводы, торговлю, инвестиции, благотворительность, передачу навыков и технологий), еще больше...

Формирование транснациональной экономики

Монополизация современной экономики привела к перераспределению финансово-промышленного капитала. Как правило, международная монополия, то есть ТНК выступает в качестве ядра той или иной финансово промышленной группы...

Термин «долларизация» имеет устойчиво негативную окраску не только в Украине. Мы привыкли понимать под ним стихийное вытеснение валютой чужой (чаще именно американской) валюты национальной...

Экономические последствия долларизации

Экономические последствия долларизации

1.2 Тенденции развития долларизации в мировой экономике

Термин «долларизация» имеет устойчиво негативную окраску не только в Украине. Мы привыкли понимать под ним стихийное вытеснение валютой чужой (чаще именно американской) валюты национальной, которая вследствие слабости национальной антиинфляционной политики и неадекватности инфляционного регулирования перестает выполнять сначала функцию средства накопления и резервирования, а потом меры стоимости и средства платежа.

Считается, что при официальной долларизации власти теряют важные рычаги управления национальной банковской системой. Они якобы уже не могут выдавать стабилизационные кредиты банкам, чье положение пошатнулось. Однако никто не мешает правительству оказать помощь такому банку из бюджетных средств или из заранее специально сформированного валютного фонда. В том числе и обязательных резервов, которые можно в этом случае собирать и в иностранной валюте. Никакой существенной разницы с тем, что делает обычный ЦБ, тут нет. Ведь любой центробанк развивающейся страны выдает стабилизационный кредит с оглядкой на то, как это может сказаться на обменном курсе (размер помощи все равно неявно ограничивается объемом валютных резервов).

Наконец, экономисты часто говорят о потере государством, переходящим на чужую валюту, эмиссионного дохода (сеньоража) от выпуска в обращение новых денег, который обычно рассматривается как прибыль ЦБ и изымается правительством. Причем полная долларизация означает не только потерю таких прибылей в будущем, но и необходимость выкупить всю уже находящуюся в обращении национальную валюту. Скажем, для Аргентины это означает необходимость единовременно потратить на выкуп выпущенных ранее песо 15 млрд. долларов. Однако эти расчеты весьма умозрительны. На деле валютный «аншлюс» выгоден стране-захватчику - ведь она расширяет зону своего экономического и политического влияния (создает новый спрос на товары, деньги, военные услуги) - и, как правило, ей же оплачивается путем прямой либо кредитной финподдержки.

Кроме того, часть затрат поглощаемая страна может компенсировать за счет экономии от снижения стоимости заимствований на международном рынке капитала. Ведь облигации страны-заемщика, переходящей на доллар, уже не несут на себе валютного риска. Например, в течение нескольких последних лет средняя премия за риск по аргентинским евробондам, номинированным в долларах США, составляла примерно 3,3 процентного пункта. Из них, согласно оценке специалистов МВФ, 1,38 процентного пункта премии обусловлены валютным риском (хотя евробонды и долларовые, риск дефолта Аргентины по ним в случае девальвации песо увеличивается).

Если отвлечься от чисто фискальных расчетов и взглянуть на проблему валютного выбора с макроэкономических позиций, то мы придем к выводу, что для большинства развивающихся стран официальный полный переход на валюты-гранды типа доллара вполне оправдан стратегически.

Действительно, политика плавающего обменного курса для развивающейся страны, как правило, непозволительная роскошь. Неизбежные в этом случае значительные колебания курса национальной валюты слишком обременительны для неокрепших экономик. Противодействие же властей этим колебаниям неизменно приводит, как подтверждает практика, к какой-либо из форм фиксации относительно иностранной валюты, будь то валютный коридор или жесткая привязка. Но, как показала целая череда кризисов в девяностых годах, такая валютная политика представляет собой превосходную мишень для спекулянтов. Вдобавок страны, в которых ставится вопрос об официальном переходе на американскую валюту, и так уже в высокой степени долларизированны и экономически нестабильны. Периоды относительной макроэкономической стабилизации регулярно прерываются кризисами, резким ускорением инфляции, что ведет к все более глубокому недоверию к национальной валюте. В результате возникает любопытный эффект: местные элиты видят причину таких кризисов как раз в существовании собственной валюты. Макростабилизация в зависимости от того, какую конкретно политику проводит национальный ЦБ, разбивается о спекулятивные атаки, о завышение реального курса национальной валюты, о рост денежной массы и инфляцию. Речь, таким образом, идет лишь о том, чтобы формально признать и закрепить реально складывающееся положение дел. Официальная долларизация - это полная капитуляция властей перед инфляцией, это признание неспособности осуществлять эффективное управление экономикой.

Наконец, переход на иностранную валюту - это весьма эффективный способ развития торговых связей со страной, на валюту которой переходит государство. Не говоря уж о том, что переход на доллар рекламируют как пропуск в глобальную экономику. Скажем, не только для Украины, России и Белоруссии, но даже для входящих в зону свободной торговли Канады и США наличие двух валют оказывается серьезным препятствием на пути потенциально огромного роста взаимной торговли. Впрочем, утверждать, что у развивающихся стран совсем уж нет иного выбора, кроме отказа от валютного суверенитета, было бы не совсем верно. В принципе существуют некоторые национальные и даже наднациональные альтернативы.

Во-первых, реформа международной финансовой системы. В результате чего дестабилизирующее воздействие глобально мобильного финансового капитала на экономику наиболее слабых стран было бы ограничено. В том числе и через ужесточение контроля за офшорными зонами, и через привлечение частных инвесторов к процессу реструктуризации долгов развивающихся стран в случае дефолта. Но радикальной перестройки ожидать не приходится просто потому, что нынешняя система в целом устраивает наиболее развитые страны и могущественные финансовые институты, которые по сути своей активности имеют межнациональный характер, а по своей ментальности и интересам остаются национальными.

Во-вторых, введение системы контроля за движением капитала в национальных рамках. Это более реалистичная альтернатива и тем самым более привлекательная. Именно таким путем проводились самые успешные экономические реформы во второй половине этого века. Блестящий пример успешной дедолларизации представляет собой Польша. В 1987-1989 годах доллар играл важную роль. Меры капитального контроля помогли ситуацию переломить.

Да и развитые страны, исключая США, лишь относительно недавно отказались от капитального контроля. ФРГ отказалась от контроля за движением капитала только в 1974 году, то есть когда была уже весьма экономически мощным государством. Тогда же, в середине семидесятых, на этот шаг решилась и Франция. А Великобритания, пошедшая на либерализацию в 1945 году, пережила кризис конвертируемости фунта стерлингов (1947) и драматическую девальвацию на 30% (1949), сопровождавшие распад гигантской фунтовой зоны.

Однако по целому ряду причин для большинства развивающихся стран введение системы контроля за движением капитала в национальных рамках практически нереально. Решение ужесточить валютный режим противоречит основной идеологической установке международных финансовых организаций на либерализацию мирового рынка капитала. Принять такое решение - значит попасть под согласованное давление МВФ, ВБ, Лондонского и Парижского клубов. Что для правительств развивающихся стран, а почти все они перегружены внешними долгами, смерти подобно. Из всех государств, пострадавших от кризиса в ЮВА и Латинской Америке, только у руководства Малайзии хватило воли, чтобы пойти против течения. (Стоит отметить, что экономические результаты Малайзии оказались лучше, чем у стран ЮВА, пошедших на девальвацию, и у Гонконга, сумевшего защитить свой доллар в условиях свободного движения капитала).

С другой стороны, заинтересованность в привлечении иностранного капитала у этих государств очень велика, для многих это критически важно. Мест, куда этот капитал можно вложить без особых проблем и ограничений, становится все больше. А стран, которые имеют совершенно явные конкурентные преимущества перед другими emergency market (емкий внутренний рынок или уникальные природные ресурсы), не так много (Бразилия, Индия, Ирак, Иран, Китай, Россия и ЮАР).

В-третьих, теоретически возможен режим параллельного хождения двух внутренне конвертируемых нацвалют, лишь одна из которых является внешнеконвертируемой и эмитируется государством в более или менее жесткой привязке к динамике платежного баланса, национальных резервов в СКВ или, в предельном случае, даже к динамике золотого запаса.

C чисто фискальной точки зрения есть только один совершенно очевидный минус перехода страны на иностранную валюту. Это утрата рынка заимствований в нацвалюте. Внутренние займы более доступны для государства, да и проблема внутреннего долга просто несопоставима по своей сложности с проблемой долга внешнего. Хотя бы потому, что выраженный в собственной валюте долг достаточно просто обесценить, манипулируя темпами инфляции и процентными ставками, чего нельзя сделать с долгом, выраженным в иностранной валюте.

Закономерности и тенденции развития мирового хозяйства

глобализация (усиление взаимозависимости субъектов экономики в глобальном масштабе, влияющее на правовые, социальные, демографические...

Международная торговля

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объемам международных экономических отношений...

Международное разделение труда, его место и роль в России

Мировая экономика, продолжающая испытывать на себе последствия начавшегося в конце 2007 года финансового кризиса и произошедшего в сентябре 2008 года обвала, так и не смогла восстановить динамику роста предыдущего десятилетия. Условия...

Место Казахстана в международной экономике

Начало 21-го века характеризуется дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности как отдельных стран так и всей мировой экономики в целом, и расширением связей между различнвми странами...

Насыщение мирового рынка долларами стимулировалось эффективным регулированием ставки рефинансирования ФРС...

Проблемы и перспективы транснационализации российских корпораций и финансовых групп

Как показывают многочисленные исследования, структурная перестройка российской экономики является серьезным испытанием способности производственных организаций (фирм, предприятий) адаптироваться к динамичным изменениям внешней среды...

Сущность, виды и особенности экономических кризисов

Сам по себе экономический кризис ниоткуда не возникает и никуда не уходит. Он является неотъемлемой частью того, что в экономической теории называют циклом. Цикличность развития экономики доказана временем...

Тенденции развития мировой экономики

Достаточно длительный процесс функционирования мирового хозяйства позволяет выделить ряд четко обозначившихся к началу XXI века тенденций и закономерностей его развития. Главной тенденцией мировой экономики на рубеже XX-XXI вв...

Формирование логистической системы региона в условиях интеграции в мировую экономику

Одним из основных проявлений современного этапа глобализации мировой экономики являются интеграционные процессы логистической инфраструктуры...

Экономические последствия долларизации

Закрепление за США роли мирового валютного центра. Анализируя данные об американском денежном обращении за последние десятилетия, можно выяснить, что произошло с мировой экономикой в этот период...

Термин «долларизация» имеет устойчиво негативную окраску не только в Украине. Мы привыкли понимать под ним стихийное вытеснение валютой чужой (чаще именно американской) валюты национальной, которая вследствие слабости национальной антиинфляционной политики и неадекватности инфляционного регулирования перестает выполнять сначала функцию средства накопления и резервирования, а потом меры стоимости и средства платежа.

Считается, что при официальной долларизации власти теряют важные рычаги управления национальной банковской системой. Они якобы уже не могут выдавать стабилизационные кредиты банкам, чье положение пошатнулось. Однако никто не мешает правительству оказать помощь такому банку из бюджетных средств или из заранее специально сформированного валютного фонда. В том числе и обязательных резервов, которые можно в этом случае собирать и в иностранной валюте. Никакой существенной разницы с тем, что делает обычный ЦБ, тут нет. Ведь любой центробанк развивающейся страны выдает стабилизационный кредит с оглядкой на то, как это может сказаться на обменном курсе (размер помощи все равно неявно ограничивается объемом валютных резервов).

Наконец, экономисты часто говорят о потере государством, переходящим на чужую валюту, эмиссионного дохода (сеньоража) от выпуска в обращение новых денег, который обычно рассматривается как прибыль ЦБ и изымается правительством. Причем полная долларизация означает не только потерю таких прибылей в будущем, но и необходимость выкупить всю уже находящуюся в обращении национальную валюту. Скажем, для Аргентины это означает необходимость единовременно потратить на выкуп выпущенных ранее песо 15 млрд. долларов. Однако эти расчеты весьма умозрительны. На деле валютный «аншлюс» выгоден стране-захватчику - ведь она расширяет зону своего экономического и политического влияния (создает новый спрос на товары, деньги, военные услуги) - и, как правило, ей же оплачивается путем прямой либо кредитной финподдержки.

Кроме того, часть затрат поглощаемая страна может компенсировать за счет экономии от снижения стоимости заимствований на международном рынке капитала. Ведь облигации страны-заемщика, переходящей на доллар, уже не несут на себе валютного риска. Например, в течение нескольких последних лет средняя премия за риск по аргентинским евробондам, номинированным в долларах США, составляла примерно 3,3 процентного пункта. Из них, согласно оценке специалистов МВФ, 1,38 процентного пункта премии обусловлены валютным риском (хотя евробонды и долларовые, риск дефолта Аргентины по ним в случае девальвации песо увеличивается).

Если отвлечься от чисто фискальных расчетов и взглянуть на проблему валютного выбора с макроэкономических позиций, то мы придем к выводу, что для большинства развивающихся стран официальный полный переход на валюты-гранды типа доллара вполне оправдан стратегически.

Действительно, политика плавающего обменного курса для развивающейся страны, как правило, непозволительная роскошь. Неизбежные в этом случае значительные колебания курса национальной валюты слишком обременительны для неокрепших экономик. Противодействие же властей этим колебаниям неизменно приводит, как подтверждает практика, к какой-либо из форм фиксации относительно иностранной валюты, будь то валютный коридор или жесткая привязка. Но, как показала целая череда кризисов в девяностых годах, такая валютная политика представляет собой превосходную мишень для спекулянтов. Вдобавок страны, в которых ставится вопрос об официальном переходе на американскую валюту, и так уже в высокой степени долларизированны и экономически нестабильны. Периоды относительной макроэкономической стабилизации регулярно прерываются кризисами, резким ускорением инфляции, что ведет к все более глубокому недоверию к национальной валюте. В результате возникает любопытный эффект: местные элиты видят причину таких кризисов как раз в существовании собственной валюты. Макростабилизация в зависимости от того, какую конкретно политику проводит национальный ЦБ, разбивается о спекулятивные атаки, о завышение реального курса национальной валюты, о рост денежной массы и инфляцию. Речь, таким образом, идет лишь о том, чтобы формально признать и закрепить реально складывающееся положение дел. Официальная долларизация - это полная капитуляция властей перед инфляцией, это признание неспособности осуществлять эффективное управление экономикой.

Наконец, переход на иностранную валюту - это весьма эффективный способ развития торговых связей со страной, на валюту которой переходит государство. Не говоря уж о том, что переход на доллар рекламируют как пропуск в глобальную экономику. Скажем, не только для Украины, России и Белоруссии, но даже для входящих в зону свободной торговли Канады и США наличие двух валют оказывается серьезным препятствием на пути потенциально огромного роста взаимной торговли. Впрочем, утверждать, что у развивающихся стран совсем уж нет иного выбора, кроме отказа от валютного суверенитета, было бы не совсем верно. В принципе существуют некоторые национальные и даже наднациональные альтернативы.

Во-первых, реформа международной финансовой системы. В результате чего дестабилизирующее воздействие глобально мобильного финансового капитала на экономику наиболее слабых стран было бы ограничено. В том числе и через ужесточение контроля за офшорными зонами, и через привлечение частных инвесторов к процессу реструктуризации долгов развивающихся стран в случае дефолта. Но радикальной перестройки ожидать не приходится просто потому, что нынешняя система в целом устраивает наиболее развитые страны и могущественные финансовые институты, которые по сути своей активности имеют межнациональный характер, а по своей ментальности и интересам остаются национальными.

Во-вторых, введение системы контроля за движением капитала в национальных рамках. Это более реалистичная альтернатива и тем самым более привлекательная. Именно таким путем проводились самые успешные экономические реформы во второй половине этого века. Блестящий пример успешной дедолларизации представляет собой Польша. В 1987-1989 годах доллар играл важную роль. Меры капитального контроля помогли ситуацию переломить.

Да и развитые страны, исключая США, лишь относительно недавно отказались от капитального контроля. ФРГ отказалась от контроля за движением капитала только в 1974 году, то есть когда была уже весьма экономически мощным государством. Тогда же, в середине семидесятых, на этот шаг решилась и Франция. А Великобритания, пошедшая на либерализацию в 1945 году, пережила кризис конвертируемости фунта стерлингов (1947) и драматическую девальвацию на 30% (1949), сопровождавшие распад гигантской фунтовой зоны.

Однако по целому ряду причин для большинства развивающихся стран введение системы контроля за движением капитала в национальных рамках практически нереально. Решение ужесточить валютный режим противоречит основной идеологической установке международных финансовых организаций на либерализацию мирового рынка капитала. Принять такое решение - значит попасть под согласованное давление МВФ, ВБ, Лондонского и Парижского клубов. Что для правительств развивающихся стран, а почти все они перегружены внешними долгами, смерти подобно. Из всех государств, пострадавших от кризиса в ЮВА и Латинской Америке, только у руководства Малайзии хватило воли, чтобы пойти против течения. (Стоит отметить, что экономические результаты Малайзии оказались лучше, чем у стран ЮВА, пошедших на девальвацию, и у Гонконга, сумевшего защитить свой доллар в условиях свободного движения капитала).

С другой стороны, заинтересованность в привлечении иностранного капитала у этих государств очень велика, для многих это критически важно. Мест, куда этот капитал можно вложить без особых проблем и ограничений, становится все больше. А стран, которые имеют совершенно явные конкурентные преимущества перед другими emergency market (емкий внутренний рынок или уникальные природные ресурсы), не так много (Бразилия, Индия, Ирак, Иран, Китай, Россия и ЮАР).

В-третьих, теоретически возможен режим параллельного хождения двух внутренне конвертируемых нацвалют, лишь одна из которых является внешнеконвертируемой и эмитируется государством в более или менее жесткой привязке к динамике платежного баланса, национальных резервов в СКВ или, в предельном случае, даже к динамике золотого запаса.

C чисто фискальной точки зрения есть только один совершенно очевидный минус перехода страны на иностранную валюту. Это утрата рынка заимствований в нацвалюте. Внутренние займы более доступны для государства, да и проблема внутреннего долга просто несопоставима по своей сложности с проблемой долга внешнего. Хотя бы потому, что выраженный в собственной валюте долг достаточно просто обесценить, манипулируя темпами инфляции и процентными ставками, чего нельзя сделать с долгом, выраженным в иностранной валюте.