Что приемлемо для консолидированных групп. Консолидированная группа налогоплательщиков - это что такое? Понятие и цели создания консолидированной группы. Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков

Представленный объединением юридических лиц. Оплата налога происходит на добровольной основе по причине высокого процента прибыли фирмы. Организации консолидированных групп налогоплательщиков подписывают договор относительно данного налогообложения.

Действующее законодательство дает представление про положение объединенных групп налогоплательщиков. В законодательстве специально составлены условия, которым должно соответствовать лицо, желающее стать участником такой группы. Если лицо соответствует этим требованиям и является одной из сторон договора, то его можно считать участником данной группы плательщиков налогов.

Объединенная группа плательщиков налогов должна иметь ответственного представителя, которым признается лицо, отвечающее за проведение исчислений налоговых выплат. Представитель группы выбирается методом голосования потенциальных участников такой группы.

Условия для регистрации подобной объединенной группы

Объединенные группы плательщиков налогов могут создавать те организации и предприятия, которые относительно налогового Кодекса соответствуют ряду специальных требований:

  • она не может перебывать в стадии реорганизации;
  • не должна являться банкротом или быть несостоятельной;
  • размер капитала данной организации, что был оговорен в её уставе, должен быть выше размера активов в чистом виде, которые были получены за последний отчетный квартал, что предшествовал сроку подачи документов про создание данной группы в местный налоговый орган.

Новая организация может присоединиться к уже созданной группе в том случае, если её физические показатели отвечают ряду требований, которые перечислены выше.

Требования, которым обязаны соответствовать потенциальные представители объединенных групп плательщиков налогов

Консолидированный налогоплательщик должен соответствовать таким требованиям:

1) Суммарные размеры налога, что были уплачены на протяжении последнего года, не должны быть ниже 10 миллиардов рублей, не учитывая тех налогов, которые уплачивали в связи с транспортировкой продукции через границу.

2) Не меньше ста миллиардов рублей может быть суммарное число полученного дохода от реализации всех возможных предоставляемых ими на товаров. Речь идет о том календарном периоде (12 месяцев), который длился до наступления последующего налогового квартала, то есть за текущий год и до того, как была подана документация про регистрацию объединенной группы налогоплательщиков.

3) Общая стоимость активных доходов на последний день года (день, который предшествовал периоду, когда была подана документация про регистрацию консолидации определенной группы юридических лиц) в сумме составлять должна не меньше, чем 300 миллиардов рублей.

Кто не может зарегистрироваться участником объединенной группы юридических лиц - плательщиков налогов на доход?

  • Среди представителей данных групп не может быть лиц, которые зарегистрированы как резиденты специальных экономических зон.
  • Банки (но только за исключением того случая, когда объединенная группа налогоплательщиков полностью состоит из банковских организаций).
  • Организации, оказывающие услуги по страхованию (но только за исключением случаев, в которых объединенная группа плательщиков налогов состоит лишь из подобных страховочных организаций).
  • , что не являются государственными.
  • Представители рынка ценных бумаг, но только в тех случаях, когда остальные участники объединенной группы плательщиков налогов так же не являются представителями такого рынка, и при этом они не числятся как банки.
  • Так же участниками данной группы плательщиков налогов не могут выступать юридические лица, которые уже состоят в составе подобной группы.
  • Организации, оказывающие клиринговые услуги.
  • Кооперативы, оказывающие кредитные услуги.
  • Организации, которые оказывают услуги образования и медицинского обслуживания населения. Такие организации действуют по нулевой ставке налогообложения на прибыль и не могут выступать в качестве представителей объединенной группы плательщиков налогов.
  • Организации, что были зарегистрированы как участники свободной экономической зоны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя. Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Представительство может осуществляться законными либо уполномоченными представителями налогоплательщика.
Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица. Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
-одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
-одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
-лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
-имеются иные установленные судом основания признать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в НК РФ. Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (далее - налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков).

Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным настоящим Кодексом для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.


Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, является договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, заключенный в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством РФ.
Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Доля участия одной организации в другой организации определяется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Организация - сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям:

1) организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

2) в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

3) размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Присоединение новой организации к существующей консолидированной группе налогоплательщиков возможно при условии, что присоединяемая организация соответствует условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, на дату своего присоединения.

Традиционно каждая организация несет бремя ответственности по собственным налоговым обязательствам, связанным с этим расчетам налоговой базы и подготовкой отчетности самостоятельно. Но если речь идет о компании, работающей на ОСН, то есть о плательщике налога на прибыль , законодательство предлагает определенную альтернативу, позволяющую, во-первых, некоторым образом избавиться от персональной обязанности по расчету и уплате налога, а во-вторых, снизить сами налоговые отчисления. Это возможно в рамках работы консолидированной группы налогоплательщиков.

Что такое консолидированная группа налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков или КГН – это добровольное объединение нескольких организаций, в рамках которого налог на прибыль рассчитывается с совокупной налоговой базы. При ее определении учитываются доходы и расходы всех входящих в группу организаций. Поскольку убытки в рамках КГН также учитываются по всем участникам в целом, это позволяет в конечном счете значительно уменьшить общую сумму налога на прибыль .

Условия создания и вступления в КГН

Порядок работы организаций в рамках консолидированной группы налогоплательщиков определен в главе 3.1 Налогового кодекса. Так, создание КГН несколькими организациями предполагает выполнение следующих условий:

  • одна из организаций создаваемой КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, причем ее доля в каждой из них должна составлять минимум 90%, а данное условие должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора о создании КГН;
  • в году, предшествующем созданию КГН, все организации, которые планируют таким образом объединиться, должны уплатить не менее 10 млрд рублей НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ. В данный расчет не включаются налоги, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности, то есть уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу;
  • в тот же год суммарный объем выручки от продажи товаров, работ и услуг по всем организациям должен составить не менее 100 млрд рублей согласно данным бухгалтерской отчетности;
  • совокупная балансовая стоимость активов всех входящих в группу организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года не должна быть ниже 300 млрд рублей.

Кроме того статьей 25.2 Налогового кодекса определены, условно говоря, индивидуальные условия вступления в консолидированную группу налогоплательщиков. Так, организация, планирующая присоединиться к КГН, не должна находиться в процессе реорганизации или ликвидации, в ее отношении не должно быть производств по делу о несостоятельности (банкротстве), а размер ее чистых активов должен превышать размер уставного капитала.

В то же время не могут быть участниками консолидированной группы налогоплательщиков резиденты особых экономических зон, компании-спецрежимники, то есть не уплачивающие налог на прибыль, а также фирмы, рассчитывающие этот налог по нулевой ставке (например, образовательные или медицинские учреждения), плательщики налога на игорный бизнес, клиринговые организации и участники сторонней КГН. Кроме того, банки, страховые организации, НПФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг не могут образовывать такую группу с организациями, занимающимися прочими видами бизнеса. То есть для таких компаний КГН возможна только в союзе с себе подобными, в рамках конкретного направления деятельности.

Договор о создании КГН

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков заключается минимум на два года. В нем назначается ответственный участник КГН, который будет осуществлять расчеты с бюджетом в целом по группе, также приводятся реквизиты всех участников договора, перечисляются полномочия, которые прочие организации передают в ведение ответственного участника.

Данное соглашение необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции. Для этого в срок до 30 октября года перед началом работы в рамках КГН ответственный участник группы подает в налоговый орган заявление о регистрации договора, подписанное всеми входящими в группу организациями, два экземпляра договора о создании КГН, документы о полномочиях лиц, подписавших договор, а также бумаги, подтверждающие выполнение участниками условий вступления и нахождения в группе. Документы подаются в ИФНС по месту регистрации ответственного участника КГН, если только он не относится к категории крупнейших налогоплательщиков. В этом случае предоставить пакет бумаг нужно в ИФНС по месту учета данной организации - ответственного участника КГН в качестве крупнейшего налогоплательщика. Если все условия соблюдены, то ИФНС зарегистрирует договор в течение месяца, и работа в рамках вновь созданной группы будет возможна, начиная с 1 января очередного отчетного года.

В случае, если меняется количество участников группы, то есть в КГН вступает новая компания или одна из организаций принимает решение ликвидироваться, то договор о создании консолидированной группы требует внесения соответствующих изменений. Поправки с необходимостью их регистрации в ИФНС вносятся и в случае продления срока действия договора о таком сотрудничестве.

Ведение учета в КГН

Каждый участник консолидированной группы налогоплательщиков ведет учет собственных доходов и расходов самостоятельно в соответствии с требованиями НК РФ, а также ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Данные фиксируются в бухгалтерском учете по всем стандартным правилам отражения операций, но на отдельном счете 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков». Далее информацию по данным бухгалтерского учета, а также налоговых регистров все прочие организации, входящие в состав КГН, передают ответственному участнику. Сроки для передачи данной информации, кстати говоря, также четко определяются договором о создании КГН.

Именно на ответственного участника группы ложится задача определения налоговой базы и суммы налога за отчетный или налоговый период. Консолидированная налоговая база по налогу на прибыль по всем организациям в составе группы рассчитывается, как арифметическая сумма доходов, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех участников КГН. Отрицательная разница, если она возникла, признается общим убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Декларацию по налогу на прибыль в целом по всем организациям также подает ответственный участник КГН. Отчет предоставляется в ту ИФНС, в которой был зарегистрирован договор о создании консолидированной группы.

Впрочем, тут есть и исключение: если отдельная организация в составе КГН получает доходы, не входящие в совокупную налоговую базу группы, например дивиденды от участия в уставном капитале сторонней компании, то по этим доходам она обязана отчитаться самостоятельно (п. 7 ст. 289 НК РФ).

Еще раз о преимуществах и недостатках

Как видите, работа в составе консолидированной группы налогоплательщиков, хоть и требует определенных подготовительных и регистрационных действий в начале, потом способна в немалой степени облегчить задачи ведения учета и подачи отчетности, и, что главное, снизить общие налоговые отчисления в бюджет. Еще одним немаловажным преимуществом КГН является то, что сделки, заключенные между ее участниками, в большинстве случаев не являются предметом контроля над трансфертным образованием, несмотря на наличие фактора взаимозависимости по владению долей в УК среди организаций, входящих в группу. Тем не менее, нужно отметить, что довольно высокие лимиты по требованиям вступления в КГН делают возможной работу в рамках такой группы скорее только лишь для представителей крупного бизнеса, но, к сожалению, не для малых предприятий.

О введении нового понятия «консолидированная группа налогоплательщиков» говорят давно, однако закон был принят только в ноябре 2011 года. Применение нового порядка будет возможно с 1 января 2012 года. И.А. Баймакова, в предлагаемой вашему вниманию статье рассмотрит основные положения новой главы 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков» НК РФ и Федерального закона от 16.11.2011 № 321-ФЗ, внесшего изменения в НК РФ в связи с введением упомянутой главы.

Что такое консолидированная группа налогоплательщиков?

Консолидированная группа налогоплательщиков - добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ , в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности данных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.1 НК РФ).

Цели создания консолидированной группы

В случае создания консолидированной группы налогоплательщиков подлежит определению консолидированная налоговая база по налогу на прибыль, которая определяется как арифметическая сумма доходов всех участников этой группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников.

При этом отрицательная разница в соответствии с главой 3.1 НК РФ признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Учитывая, что в результате суммирования полученных доходов и расходов всех участников группы в полученном результате уже будут учтены полученные убытки в отношении одной или нескольких организаций, входящих в состав группы, то при создании консолидированной группы налогоплательщиков могут быть оптимизированы суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет.

В качестве дополнительного преимущества стоит отметить, что участники консолидированной группы налогоплательщиков не представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего учета, если не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы. К таким доходам, относятся доходы, облагаемые по иным ставкам, либо доходы в случае удержания и уплаты налога на прибыль у источника выплаты.

Налоговая отчетность, а также уплата налога производится по всей группе ответственным участником группы, на основании данных налогового учета, полученных от остальных участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия создания консолидированной группы и участия в ней

Условия, предъявляемые для создания группы и участия в ней в настоящее время довольно жесткие. В связи с этим, можно предположить, что создание консолидированных групп налогоплательщиков будет единичным явлением.

К основным ограничениям при создании консолидированной группы следует отнести следующие:

  • консолидированная группа может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (п. 2 ст. 25.2 НК РФ);
  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога прибыль организаций и НДПИ за предшествующий период (без учета сумм НДС, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) должна составлять не менее 10 млрд руб. (подп.1 п. 5 ст.25.2 НК РФ);
  • суммарный объем выручки (по всем в совокупности организациям) за предшествующий период должна составлять не менее 100 млрд руб. (подп.2 п.5 ст.25.2 НК РФ);
  • совокупная стоимость активов должна составлять не менее 300 млрд руб. (подп.3 п.5 ст. 25.2 НК РФ).

Участниками консолидированной группы налогоплательщиков могут быть только организации, уплачивающие налог на прибыль в «общем порядке». Т. е. не могут быть участниками консолидированной группы организации:

  • применяющие специальные налоговые режимы,
  • являющиеся резидентами особых экономических зон,
  • имеющие освобождение по уплате налога на прибыль.

Банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды могут создавать консолидированные группы в рамках своих профессиональных интересов. Например, банк может входить только в ту консолидированную группу налогоплательщиков, в которой все участники группы являются банками.

Порядок создания консолидированной группы

Деятельность консолидированной группы осуществляется на основании положений главы 3.1 НК РФ и договора о создании группы, требования к которому определены статьей 25.3 НК РФ . Группа может создаваться на срок не менее двух лет.

В договоре о создании группы налогоплательщиков на одного из участников возлагается обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль по консолидированной группе.

Данный участник осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль.

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации - ответственного участника группы.

Порядок предоставления договора на регистрацию определен в пункте 6 статьи 25.3 НК РФ. Для уплаты налога на прибыль по консолидированной группе необходимо с 1 января следующего года предоставить договор и документы на регистрацию не позднее 30 октября текущего года.

Таким образом, для применения нового порядка с 1 января 2013 года подать документы в налоговый орган следует до 30 октября 2012 года. При этом ограничения, рассмотренные выше, определяются по результатам деятельности за 2012 год.

При этом «доля прибыли каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы определяется ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества» (п. 6 ст. 288 НК РФ).

Соответственно величина прибыли определяется исходя из полученной доли прибыли и полученной совокупной прибыли консолидированной группы налогоплательщиков.

При перечислении суммы налога (авансового платежа) в бюджеты ответственный участник должен руководствоваться следующим принципом:

  • уплата налога (авансового платежа) в федеральный бюджет осуществляется по своему местонахождению без распределения сумм по участникам группы;
  • уплата налога в бюджеты субъектов РФ осуществляется исходя из прибыли, приходящейся на каждого участника консолидированной группы и налоговой ставки, действующей на территориях, где расположены соответствующие участники консолидированной группы.

В случае неуплаты (неполной уплаты) налога на прибыль ответственным участником группы пунктом 11 статьи 47 НК РФ предусмотрен специальный порядок взыскания налога:

  • в первую очередь, взыскание производится за счет наличных денежных средств и денежных средств в банках ответственного участника группы;
  • во вторую очередь, взыскание производится за счет наличных денежных средств и денежных средств в банках участников группы;
  • в третью очередь, взыскание производится за счет иного имущества ответственного участника;
  • в четвертую очередь, взыскание производится за счет иного имущества участников группы.

Особенности проведения налоговых проверок по консолидированной группе

В целом камеральная проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в обычном порядке, предусмотренном НК РФ , на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представляемых ответственным участником группы, а также на основании документов, имеющихся у налогового органа.

При необходимости истребования дополнительных документов налоговый орган запрашивает документы только у ответственного участника.

Все необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу по запросу представляет ответственный участник этой группы.

Порядок проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков определен новой статьей 89.1 НК РФ .

Обратим внимание на следующие моменты:

1. Проверка может быть проведена на территории (в помещениях) любого участника группы. Если возможности предоставить помещение для проведения проверки нет, то проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

2. Решение о проведении проверки консолидированной группы выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника группы.

3. Проверка может проводиться по всем участникам группы.

4. Параллельно могут проводиться самостоятельные проверки участников группы по налогам, которые не подлежат исчислению и уплате данной консолидированной группой.

5. Срок проведения проверки - 2 месяца. Но срок проверки может быть увеличен на число месяцев, равное числу участников группы, но не более одного года.

6. Документы, истребуемые проверяющими, подлежат предоставлению в течение 20 дней.

7. Акт по результатам выездной налоговой проверки должен быть подготовлен в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной проверке. Акт вручается ответственному участнику группы в течение 10 дней с момента его составления.

8. Письменные возражения предоставляются ответственным участником группы в налоговый орган в течение 30 дней с момента получения акта.

В завершении краткого обзора новых положений НК РФ , связанных с введением консолидированной группы налогоплательщиков, следует обратить внимание на распределение ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты налога на прибыль ответственным участником консолидированной группы в случае сообщения ему недостоверных данных (несообщения данных).

Пунктом 4 статьи 122 НК РФ предусмотрено, что в случае если неправильное исчисление суммы налога на прибыль и, соответственно, неполная его уплата вызвана сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога участником консолидированной группы налогоплательщиков, то данное обстоятельство не признается правонарушением.

Ответственность в данном случае новой статьей 122.1 НК РФ возложена на участника группы, предоставившего недостоверные данные. За данное нарушение предусмотрена ответственность в размере 20 % от неуплаченной суммы налога либо 40 %, если деяния совершены умышленно.

Заключение

Практика уплаты налога по совокупности деятельности нескольких организаций отдельных юридических лиц нова для РФ.

Насколько успешен будет предложенный подход, покажет время. Можно предположить, что в случае успешной реализации нововведения, предусмотренные настоящим законом требования к консолидированным группам будут снижены, и возможность уплаты налога на прибыль по суммарным результатам работы будет доступна более широкому кругу налогоплательщиков.

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) - добровольное объединение налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль по правилам, близким к установленным для единой организации.

Консолидированную группу налогоплательщиков часто называют сокращенно - КГН.

С 3 сентября 2018 года договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН регистрации налоговыми органами не подлежат (ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, Письмо ФНС РФ от 29.08.2018 № СД-4-3/16720@).

Комментарий

Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.2. НК РФ).

Смысл создания КГН в том, что налог на прибыль исчисляется исходя из совокупного результата всех участников КГН. То есть налог на прибыль исчисляется примерно так, как если бы все участники КГН составляли единую организацию. Это позволяет суммировать прибыли и убытки в рамках одной КГН, что дает выгоду при налогообложении.

Среди всех участников один назначается как ответственный участник КГН. Ответственный участник КГН осуществляет исчисление налога на прибыль по КГН, представление налоговой декларации, уплату налога.

Порядом расчета налогооблагаемой прибыли участниками КГН определен в пунктах 6 и 7 ст. 288 НК РФ.

Понятие о консолидированной группе налогоплательщиков (сокращенно - КГН) было введено с 2012 года федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ. Создание консолидированной группы налогоплательщиков выгодно тем, что внутренние операции (операции между организациями группы) не облагаются налогом на прибыль. Такое объединение платит налог на прибыль как единая организация с системой филиалов (обособленных подразделений). Кроме того, цены сделок между компаниями группы не подлежат налоговому контролю на основании пп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ ().

Пример

Группа компаний состоит из двух организаций "А" и "Б". По итогам года налоговая прибыль организации А равна 100 млн. рублей, а у организации Б налоговый убыток 70 млн. рублей.

В обычной ситуации, Организация А должна заплатить налог на прибыль со 100 млн. рублей, а организация Б налог не платит.

В случае, если организации А и Б создали консолидированную группу налогоплательщиков, то для налога на прибыль их налоговый результат суммируется и налог платится с 30 млн. рублей (100 - 70).

Правила создания, порядок уплаты налога на прибыль консолидированной группой налогоплательщиков установлены в главе 3.1. Налогового кодекса России «Консолидированная группа налогоплательщиков».

Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным НК РФ для участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 2 ст. 25.2. НК РФ).

Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 25.2. НК РФ).

Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, является договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, заключенный в соответствии с НК РФ и гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 25.2. НК РФ).

Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций (п. 7 ст. 25.2. НК РФ).

Участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе добровольно прекратить свое участие в этой группе не ранее чем по истечении пяти налоговых периодов по налогу на прибыль организаций с даты присоединения к этой группе (п. 8.1. ст. 25.5 НК РФ - Федеральный закон от 28.11.2015 N 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Для того, чтобы создать КГН в налоговый орган представляются и сопровождающие его документы не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого исчисляется и уплачивается налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 7 ст. 25.3. НК РФ).

КНГ в цифрах

На 2013 год было создано 15 консолидированных групп налогоплательщиков (п. 2.7.1. Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).

КГН применяют такие компании, как Газпром (см. Газпром (2012 и 2011 годы)), Лукоил (см. Лукоил (2012 и 2011 годы)).

КГН ожидает существенное реформирование. В настоящее время образование новых КГН приостановлено Так, установлено, что зарегистрированные налоговыми органами в течение 2014 года договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), вступают в силу с 1 января 2016 года (ст. 8 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ).

В течение 2016 - 2017 годов договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), регистрации налоговыми органами не подлежат, а договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2014 - 2015 годах, считаются незарегистрированными (Федеральный закон от 28.11.2015 N 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Приостановка создания новых КГН связана с тем, что за время своего существования сумма налога на прибыль от КГН существенно снизилась в сравнении с ситуацией до образования КГН.

Недостатки КГН для налогоплательщиков

1) НК РФ запрещает признавать для налогообложения убытки, полученные компаниями группы до их вхождения в КГН (п. 6 ст. 278.1 НК РФ).

То есть, такие убытки, полученные до образования КГН не могут быть признаны в период применения КГН. В случае, если в последующем налогоплательщик выходит из КГН, то такие убытки (полученные до КГН) признаются для налогообложения. При этом срок переноса убытка на будущее, увеличивается на количество лет, в течение которых такой налогоплательщик являлся участником консолидированной группы налогоплательщиков (п. 6 ст. 283 НК РФ).

Убытки, которые участники КГН получили в период действия КГН признаются для налогообложения (п. 6 ст. 283 НК РФ) - см.

2) невозможность формирования отдельных видов резервов, по отношению к другим участникам КГН (по сомнительным долгам в части задолженности одних участников этой группы перед другими участниками такой группы, а также по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в части реализации товаров (работ) другим участникам этой группы).

Условия создания КГН

Право на создание консолидированной группы налогоплательщиков в России имеют только очень крупные налогоплательщики , удовлетворяющие критериям, установленным в ст. 25.2 НК РФ. Так, чтобы получить право на создание КГН должны быть выполнены следующие финансовые условия (п. 5):

1) совокупная сумма НДС , акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых должна составлять не менее 10 миллиардов рублей за календарный год, предшествующий году представления документов на создание КГН.

В этой сумме не учитываются суммы налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

2) суммарный объем доходов должен составлять не менее 100 миллиардов рублей (по данным бухгалтерской отчетности) за календарный год, предшествующий году представления документов на создание КГН.

3) совокупная стоимость активов должна составлять не менее 300 миллиардов рублей (по данным бухгалтерской отчетности) за календарный год, предшествующий году представления документов на создание КГН.

Все эти три условия должны быть выполнены одновременно. При расчете указанных выше показателей они суммируются по всем организациям которые планируется включить в КГН.

Кроме финансовых, установлены и иные условия для создания КГН, которые также перечислены в ст. 25.2. НК РФ.

Так, для создания КГН необходимо, чтобы доля участия одной организации в уставном капитале другой была не менее 90% (п. 2 ст. 25.2 НК РФ).

Кроме того, ограничения на включение некоторых типов организаций в КГН предусмотрены пунктами 3 и 6 ст. 25.2 НК РФ.

Организация - сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям:

1) организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

2) в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

3) размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала. Если на момент представления в налоговый орган договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков срок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату еще не наступил, то определение размера чистых активов или уставного (складочного) капитала производится на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на предшествующую отчетную дату.

КГН создается на основании договора, который заключают участники будущей КГН. Этот договор регистрируется налоговым органом, при условии, что все условия для создания КГН выполнены. Договор о создании КГН заключается в соответствии с нормами НК РФ и гражданского кодекса России. Договором определяется ответственный участник КГН, который организует расчет налоговых обязательств и уплату налога на прибыль группой.

Глава 3.1 НК РФ регулирует общие вопросы создания и функционирования КГН (ст. 25.1 - 25.6).

Порядок исчисления налоговых обязательств и уплаты налога на прибыль установлен нормами главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Так, с татья 278.1.определяет Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков, а статья 321.2. Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Следует отметить, что консолидированная группа налогоплательщиков уплачивает только налог на прибыль, как единая организация. Что касается остальных налогов (например, НДС) , то они исчисляются и уплачиваются каждой организацией группы, как самостоятельным налогоплательщиком.

Особенности налоговых проверок КГН

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы. Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы (п. 11 ст. 88 НК РФ).

Приложения

Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 - 2013 годах (раздел I.3 Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, Минфин РФ)

3. Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 - 2013 годах

Анализ основных итогов функционирования консолидированных групп, основанный на расчетах ФНС России, которые, в свою очередь, были произведены на данных, представленных налогоплательщиками по результатам 2013 года, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН, показал, что функционирование КГН привело к следующим изменениям:

росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 47,4 млрд. руб. в 76% субъектов Российской Федерации (63 региона);

снижению поступлений налога на прибыль организаций в размере 63,8 млрд. руб. в 24% субъектов Российской Федерации (20 регионов).

При этом анализ оценки влияния прироста или уменьшения поступлений налога на прибыль организаций от создания КГН в бюджеты регионов показал, что 74,0% уменьшений поступлений (47,2 млрд. руб.) приходится на 4 субъекта Российской Федерации. В свою очередь, прирост поступлений в аналогичном размере (47,4 млрд. руб.) получили бюджеты 63 регионов.

Анализ степени влияния создания КГН на поступление налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, приведен в Таблице 11.

Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 16,4 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 0,94%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,25%.

Таблица 11

Изменение поступлений налога на прибыль организаций

в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога

на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации

Диапазон уд. веса изменений

Увеличение

Снижение

Количество субъектов РФ

Сумма поступлений, млрд. руб.

Количество субъектов РФ

Сумма поступлений, млрд. руб.

в том числе:

от 3% до 10%

от 10% до 30%

от 30% и выше


При анализе изменений поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации за 2013 год по сравнению с аналогичным периодом 2012 года наблюдается тенденция снижения общей суммы поступлений (на 9,9%) по регионам, получившим положительный результат от создания КГН, при одновременном снижении количества таких регионов (на 3,1 %).

Одновременно необходимо отметить, что по данным Казначейства России поступления по налогу на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за 2013 год по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократились на 260,2 млрд. рублей, из которых на долю КГН приходится всего 6,3%.

Таблица 12

Динамика изменений поступлений налога

на прибыль организаций в связи с созданием КГН

в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций

по субъектам Российской Федерации в 2012 - 2013 годах

Диапазон уд. веса изменений

Увеличение

Снижение

Количество субъектов РФ, ед.

Сумма поступлений, млрд. руб.

Количество субъектов РФ, ед.

Сумма поступлений, млрд. руб.

отклонение, %

отклонение, %

отклонение, %

отклонение, %

в том числе:

от 3% до 10%

от 10% до 30%

от 30% и выше

Отмечаем, что действующий режим КГН привел к сложностям при прогнозировании бюджетных доходов на уровне отдельного субъекта Российской Федерации, а также создал возможности для неожиданного снижения доходов бюджета субъекта, в котором расположены прибыльные предприятия, в случае получения крупных убытков налогоплательщиками в других регионах.