Японская смешанная экономика. Список использованной литературы. Смешанная экономическая система

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принци­пах свободного предпринимательства (многообразие форм собствен­ности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства - его пост­индустриальной стадией, которая определила необходимость укруп­нения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и соци­альных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исто­рической традицией населения, материально-технической базой об­щества и другими факторами.

Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный ка­питал, развитие которого регулируется институциональными струк­турами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государ­ственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

Система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществ­ление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему пе­рераспределяется основная масса бюджетных средств;

Обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

Главное воздействие на экономику государство осуществляет че­рез косвенные рычаги - госбюджет, кредитно-денежную систе­му, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: соци­альное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и по­мощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государ­ственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в пол­ной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфе­ре значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель. Смешанная экономика Великобритании фор­мировалась под воздействием активной роли государственного регу­лирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспече­ния. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:

В обеспечении частного сектора правительственными заказами;

В развитии ВПК;

В финансировании НИОКР;

В финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективно­сти хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это по­требовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980-1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных пред­приятий, в том числе естественных монополий - телефонной связи, газо- и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась так­же политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель. Система государственного регулирования во Франции - одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция - единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послево­енный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирова­ния. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государ­ства из экономики.

Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии - это свое­образный вариант западноевропейской модели, который характеризу­ется:

Обширным государственным сектором;

Высокоразвитым крупным частным бизнесом;

Укладами, оставшимися от раннего капитализма;

Большим удельным весом малого бизнеса;

Развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные ре­формы не внесли радикальных изменений в положение государствен­ного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характери­зуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с ве­сомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существен­ную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, бан­ковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализа­ции экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить актив­ную социальную политику. Шведская модель смешанной экономи­ки весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель. Особенность смешанной экономики в Японии - оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастер­скую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля хол­дингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в ре­зультате которой 80% помещичьих земель за выкуп передано крестья­нам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важ­ным источником гибкости японской экономики служит широкое раз­витие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии харак­терна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми стра­нами. Особенностью японской модели смешанной экономики явля­ется ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомо­гательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненно­го найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. XX в., когда стала давать плоды экономи­ческая программа, разработанная рядом видных немецких экономи­стов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхарда. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхс­марки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последо­вала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса - «основы благосостояния для всех», которому обеспечива­лись максимально благоприятные условия. Вмешательство государ­ства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в де­сятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построе­ние общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состо­ит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалисти­ческой доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономи­ческих реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим за­дачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китай­ской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобще­ствления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране нача­лась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь за­тормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической систе­мы Китая. Ее характерная особенность - сверхцентрализация. Госу­дарство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономи­ка. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор де­лался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформи­рования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сво­дился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность пред­приятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустар­ных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начал­ся курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыночно-смешанную, социально ориентированную. В результате страна выш­ла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства, одни страны больше тяготеют к административно-командным методам, а другие -- к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление определенной модели определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

  • - низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;
  • - всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;
  • - высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

  • - активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;
  • - защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;
  • - сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии -- даже 73 % и 78 %. Для сравнения -- эти расходы составляют в Японии 45 %, в США --55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

  • - координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;
  • - особая роль государства в экономике. Япония -- страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;
  • - особый упор на роль человеческого фактора. Как уже отмечалось, удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижение японской экономики -- снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает почти 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на очень сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная -- от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей; предполагается, что она должна опираться на:

  • - многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны, соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически Российское государство играло в жизни общества значительную роль. Российская модель смешанной экономики должна учесть особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России, необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;
  • - многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает и многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем особенно актуально для России сочетание частного и государственного предпринимательства;
  • - смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении рыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;
  • - многообразие форм распределения национального продукта. В основе системы распределения должны лежать два принципиально различных, но во многом сходных механизма распределения. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный механизм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения человека иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Понятие об экономических системах

История развития человеческой цивилизации неразрывно связана с производством. Именно производство позволяет удовлетворить потребности человека в материальных и многих духовных благах. Первоначально хозяйственная деятельность человека носила крайне примитивный характер. Она была представлена простым собирательством.

С развитием человека возрастали и его потребности. Поэтому деятельность человека становилась все более сложной. Постепенно для ее осуществления понадобились согласованные действия многих людей. Кроме того, в процесс труда вовлекались все новые и новые ресурсы.

Хозяйственная деятельность влияла на формирование и развитие общественных отношений. Натуральное хозяйство сменилось товарным производством. Сочетание производства и общественных отношений образуют экономическую систему.

Определение 1

Экономическая система представляет собой совокупность взаимоотношений между отдельными субъектами хозяйственной деятельности (физическими и юридическими лицами, предприятиями и отдельными домохозяйствами, государствами и межгосударственными объединениями) путем привлечения в производство всех видов ресурсов, основываясь на правах собственности и нормативно-правовых актах, включая отношения управления, накопления и распределения материальных благ и произведенного продукта.

Любая экономическая система состоит из следующих структурных элементов:

  • экономические субъекты (государства, предприятия, домохозяйства, частные лица);
  • экономические объекты (все виды экономических ресурсов);
  • базовые (ключевые) экономические отношения (право собственности, право управления и право распределения).

Типы экономических систем

Исходя из сказанного выше, можно привести еще одно определение термина «экономическая система»:

Определение 2

«Экономической системой называют способ согласования хозяйственной деятельности людей и распределения произведенного продукта».

Так как невозможно рассматривать экономическую систему без совокупности общественно-экономических отношений, то ключевыми критериями (принципами) классификации разновидностей экономических систем являются отношения права собственности на средства производства, система распределения продукта и роль государства в экономике. Поэтому сегодня специалисты выделяют следующие типы экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административная;
  • смешанная.

Для традиционной экономической системы характерно производство и распределение произведенного продукта на основе исторически сложившихся обычаев и традиций. Это наиболее консервативная экономическая система. Причина – для изменения традиций необходим длительный период времени, чтобы изменить психологию общественного сознания.

Административная система формируется на основе государственной собственности на основные средства производства. государство определяет ценовую политику, распределение благ, регулирует объемы производства. Весь процесс экономической жизни происходит в соответствии с утвержденным государственным планом. Государство, фактически, является монополистом.

Рыночная экономика начала свое формирование еще в условиях феодального строя. Она развивалась на базе частной собственности на средства производства. Основными регуляторами стали соотношения потребительского спроса и предложения. Государство долгое время не принимало участия в регулировании экономики более чем на общезаконодательном уровне.

Понятие о смешанной экономике

В процессе дальнейшего исторического развития человеческого общества стали очевидны некоторые недостатки и преимущества как административной (командно-административной, плановой) экономической системы, так и рыночной экономической системы. В результате сочетания частного и государственного секторов экономики была сформирована новая экономическая система – смешанная.

Определение 3

Смешанной экономической системой называют такую разновидность социально-экономических отношений, в которых сочетаются частная и государственная собственность на средства производства, государство принимает участие в формировании и функционировании рынка, регулировании рыночных отношений.

Суть смешанной экономической системы сводится к тому, что государство с помощью государственного регулирования пытается сгладить недостатки рыночной экономики за счет предоставления социальных гарантий и социальных благ. Положительными сторонами смешанной экономической системы являются вопросы обеспечения социальных гарантий и защиты потребителей, поддержка социальной сферы, борьба с монополизацией, поддержание политической стабильности и экономического роста.

Модели смешанной экономики

В экономике нет готовых решений. Поэтому при создании смешанной экономической системы каждое государство формировало свою собственную, национальную модель. Во внимание принимались этническая психология, менталитет, особенности исторического развития. На сегодняшний день, обобщая опыт ведущих стран мира, ученые-экономисты выделяют следующие модели смешанной экономики на этнической основе:

  • американская (либеральная);
  • шведская (скандинавская);
  • японская;
  • социально-рыночная.

Американская модель характеризуется преобладанием частного сектора в экономике. Правительство осуществляет общее регулирование посредством законодательной, налоговой и финансово-кредитной политики. В экономике страны преобладают крупные производители, контролирующие значительную часть рынка.

Шведская модель представляет собой модель «гуманного (социалистического)капитализма». За счет высоких ставок подоходного налога и продуманной налоговой политики государство обеспечивает высокие социальные гарантии своим гражданам. Значительная доля в экономике принадлежит кооперативному сектору. Данная модель успешно функционирует в странах Скандинавии.

Японской модели присущи черты корпоративного капитализма. Важное внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса. Государство сохраняет значительное влияние в вопросах контроля за развитием экономики. Японская модель ориентируется на сбережение, производство и экспорт продукции при вспомогательной роли личного потребления.

Социально-рыночная модель предполагает внедрение в экономику процессов планирования. Наиболее успешно удалось внедрить планирование в экономике Франции. Государство пыталось сохранить приоритетные позиции в экономике. Но эти процессы протекали с различным успехом. В рамках социально-рыночной модели выделяют насколько национальных вариантов: германскую, британскую, итальянскую, французскую модели.

Считается, что самая древняя система экономики - это традиционная. Она являет собой такой способ формирования экономической жизни, при котором в общем владении находятся капитал и земля, а производственные вопросы решаются на основании традиций, переходящих из поколения в поколение.

Централизованно-регулируемая система основывается на государственном монополизме. При такой экономической организует производство и распоряжается хозяйственными ресурсами, соответственно принятому заранее плану. Экономическое управление осуществляется с использованием командно-административных приказов, поощрений, наказаний и прочего).

Представляет собой структуру, в которой решения потребителей и производителей способны определять схему распределения трудовых, финансовых и Таким образом, формируется саморегулирующаяся и быстроразвивающаяся структура.

Страны со смешанной США, Италия, Швеция, Великобритания и другие) отличаются наличием высокоэффективного производства в комплексе с высокой степенью удовлетворения потребностей населения. В этих государствах сочетаются преимущества рыночной, командной и традиционной экономики. Так, например, в Японии большое значение имеют национальные обычаи и традиции.

Таким образом, смешанная система экономики является системой, основанной на разных формах собственности. Ее развитие регулируется цивилизованными решениями, традициями и рынком.

Смешанная экономическая система отличается тем, что большая часть экономических благ и ресурсов находится у частных владельцев, а меньшая - у государства. В различных странах процент вмешательства в экономику государства составляет от 10 до 50%. Другими словами, государство контролирует определенный процент услуг и товаров или обладает определенной долей экономических благ, которую и распределяет по своему усмотрению.

Смешанная экономическая система отводит значительную роль потребителям, производителям и государству при решении производственных задач. При такой взаимосвязанной структуре создаются условия для достижения высокой эффективности в производстве. Изобилие экономических благ, свобода в производстве и потреблении, высокий уровень доходов и жизни людей в государстве со смешанной экономикой наглядно подтверждают достоинства системы.

В рамках этой структуры к выводам экономистов прислушиваются участники хозяйственной деятельности, в ней исполняются экономические принципы и законы. Таким образом, формируется успех структуры.

Смешанная экономическая система включает в себя национальные модели формирования хозяйства. К ним, в частности, относятся японская, шведская, американская, немецкая модель. Реализация их на практике привела к образованию «экономического чуда», проявившегося в стремительном развитии экономики в соответствующих государствах.

К достаточно перспективным формам для образования хозяйства специалисты относят «социальную рыночную экономику» по модели Такое хозяйство являет собой свободную конкуренцию в комплексе с обеспечением защиты общества от негативного воздействия рыночной экономики. Благодаря ответственности и активности всех участников модели обеспечивается согласие и социальный мир с имеющимся порядком.

Смешанная экономическая система развивается по определению государства, которое направляет и регулирует процессы, происходящие в ней. Это осуществляется посредством законов, налогов и прочих методов косвенного, прямого и юридического управления.

Вместе с этим государство способствует созданию условий для функционирования всей смешанной системы в целом.

Смешанная экономика понимается как:

- экономика страны , в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем;

- экономическая система , где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране;

- макроэкономическая система , которая базируется на взаимодействии нескольких хозяйственных укладов - частнособственнического, общественно-государственного, коллективного и других. Характеризуется противоречивым единством механизмов рыночного, корпоративного и государственного регулирования экономических процессов;

- соединение преимуществ рыночной, централизованно-регулируемой и даже патриархальной экономики (например, японская или китайская - верность лучшим национальным традициям). Классический пример смешанной экономики - экономическая система Швеции, Японии, Китая и других азиатских стран (так называемых «азиатских драконов»).

При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность конституционно, законодательно и политически сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика де-факто возникла в годы Великой депрессии (мирового экономического кризиса с 1929 по 1933 год) и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Двойственность смешанной экономики подразумевает достаточно длительное сосуществование двух секторов экономики: «рыночного» и «нерыночного», каждому из которых свойственны специфические формы хозяйствования, методы и формы регулирования. Современная экономика выступает как смешанная и по форме собственности, и по организации предпринимательской деятельности.

Смешанная экономика сочетает рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, ее суть сводится к сосуществованию в ее рамках разных, конфликтующих и, казалось бы, несовместимых институтов, принципов отношений. Современная развитая экономика - это регулируемая смешанная экономика , где эффективность рыночного механизма зависит от деятельности правовых, государственных и общественных институтов.

В смешанной экономике исследователи выделяют две особенности функционирования государственного сектора:

1. Смешанная экономика характеризуется противоречивым единством различных форм организации производства - частного («коммерчески-целесообразного») и общественного («государственно-целесообразного») секторов как двухэлементного основания данной системы.

2. Государственный сектор смешанной экономики осуществляет системную, макроэкономическую и институциональную рыночные функции, единство которых обеспечивает дополнительную устойчивость функционирования рыночного сектора; значимость этих функций приобретает мультипликативный эффект в периоды циклических депрессий и системных стагнаций во время кризисов.


Выделим пять основных задач, решаемых смешанной экономикой в современном обществе:

Обеспечение занятости населения;

Наиболее полное использование производственных мощностей;

Стабилизация цен;

Параллельный рост заработной платы и производительности труда;

Равновесие платежного баланса всех участников экономической деятельности.

Практическое достижение этих задач осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Выделим три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (ФРГ, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается в экономику лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция, Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика. И во всех этих странах наибольшая часть собственности не принадлежит государству.

Рассмотрим более подробно модели смешанной экономики в экономически развитых государствах.

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Данное различие зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Типы и виды экономик представлены следующими страновыми моделями рыночных систем.

1. Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха .

Смешанная экономика в США характеризуется незначительным государственным вмешательством в дела экономических субъектов и небольшим размером государственной собственности. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась эффективная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов.

2. Германская модель - это модель социально ориентированного рыночного хозяйства. Она увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. При этом важнейшая задача государственной власти - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Трактовка государства, как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий, не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и в целом - в концепции социально ориентированной рыночной экономики - отличаются обоснованием более активного вмешательства государства в экономику.

Германская модель характеризуется следующими чертами:

Индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержки конкуренции;

Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

Стимулирование технологических и организационных инноваций;

Проведение структурной политики;

Защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социально ориентированной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

3. Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

4. Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социально ориентированной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. А многие современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики (иногда называемой «смешанной системой хозяйства»).

Таким образом, современная рыночная экономика смешанного типа (или смешанная экономика) на сегодняшний день предстает наиболее совершенной экономической системой. Ее основной особенностью является удачное сочетание черт разных экономических систем: «чистого» рыночного капитализма и командно-административной экономики, хотя черты капитализма в ней преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, то есть гибкой.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует обществу наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий на основе ограниченной законодательством конкуренции. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.