Показатели (индикаторы) экономической безопасности. Система индикаторов и пороговые значения экономической безопасности россии


Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию защиты экономической безопасности страны, поскольку рыночный механизм не содержит ее.
Предприниматель обычно защищает интересы своей фирмы, а не национальные интересы страны в области экономики. Но, как правило, экономические интересы каждой фирмы не должны противоречить национальным интересам страны. Однако очень часто возникают и такие ситуации: производство, его развитие экологически вредно, и государство старается препятствовать его развитию и больше этого товара завозить. Или, исходя из стратегических, оборонных соображений, способствует развитию продукции, которую согласно законам рынка выгодно завозить.
Для решения подобных противоречий государство и осуществляет функцию защиты экономической безопасности, важнейшим инструментом реализации которой служат пороговые значения индикаторов экономической безопасности (количественные параметры, очерчивающие границы между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики).
При разработке значений индикаторов экономической безопасности на официальном уровне определяют национальные интересы страны в области экономики (сформулированы в «Государственной стратегии экономической безопасности РФ», одобренной Указом Президента от 29.04.96г. № 608):
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;
- приемлемый уровень жизни населения;
- устойчивость финансовой системы;
- сохранение единого экономического пространства, исключающее развитие сепаратистских тенденций;
- обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способных гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Приведенные в таблице 1 индикаторы экономической безопасности можно сгруппировать по областям экономики.
Первая группа касается производственной сферы, её способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Это:
а) общий объём производства: объём ВВП – в размере 75% от среднего показателя по странам большой семёрки; ВВП на душу населения – 50% от среднего по «семёрке» и 100% - от средне мирового показателя ВВП.
Для России эти показатели ниже пороговых значений: ВВП составляет 30% от среднего по «семёрке» и 25% от среднемирового. По ВВП на душу населения Россия на 45 месте в мире, то есть при низких показателях Россия может потерять свою роль великой державы;
б) индикаторы, характеризующие структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве: доля промышленного производства обрабатывающей промышленности – 70%, машиностроения - 20%, доля импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольственного 25%, доля новых видов продукции в общем объёме выпуска – 6 % (сегодня фактически она равна 2-2,5%);
в) объём инвестиций – 25% ВВП (сегодня он 15% ВВП);
Вторая группа – индикаторы уровня жизни населения:
а) доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума - 7% (в России более 20%);
б) продолжительность жизни - 70 лет (в России 65 лет);
в) разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 8 раз (в России 14 раз);
г) уровень безработицы- 7% (в России 9%).
Третья группа – это индикаторы финансового состояния:
а) объём внутреннего долга в процентах к ВВП – 30% (по России 6,4%);
б) объём внешнего долга в процентах к ВВП – 25% (по России 23,5%);
в) дефицит бюджета в процентах к ВВП – 5%;
г) объём иностранной валюты в наличной форма к объёму наличных рублей – 25% (в России 100%)
д) денежная масса (М2) в процентах ВВП – 50% (по России 14%).
Из этих показателей видно, что за последние годы основной целью правительства было достижение финансовой стабилизации и, прежде всего, снижения инфляции путём уменьшения денежной массы в условиях, когда объем ВВП снизился, а рост цен обогнал рост денежной массы. Так, в 1992 –1999 гг. индекс потребительских цен и дефлятор ВВП увеличились примерно в 6000-6500 раз, а агрегат денежной массы М2 вырос примерно в 530 раз. Таким образом, в условиях инфляции денежная масса сократилась более чем в 10 раз, при том, что скорость оборачивания денег мало изменилась. Инфляционные ожидания, недоверие к банковской системе и денежной политике заставляют население часть сбережений держать в валюте, а это затрудняет поддержание покупательной способности рубля, увеличивает расходы на поддержание стабильного валютного курса по отношению к доллару США, и к евро.
По внутреннему долгу фактические данные ниже порогового. Многие страны, например США, имеют большой внутренний долг, что является серьёзной угрозой, поскольку значительная часть долга – это государственные краткосрочные обязательства. Минфин должен постоянно выкупать ранее выпущенные ценные бумаги, параллельно выпуская новые, выручка от которых должна не только покрывать расходы на выкуп старых, но и приносить доходы в бюджет. Образовавшаяся пирамида, при неблагоприятных условиях может рухнуть.
Внешний долг превышает пороговое значение, но не выглядит катастрофическим, однако сегодня это обременительно для России.
Важным является показатель объёма национальной валюты в наличной форме к общему объёму наличных денег (100%). Это последствия, как сказано выше, проводимой монетарной политики, главной целью которой являлось стремление обуздать инфляцию путём сокращения денежной массы, в результате которой появился недостаток оборотных средств предприятий, рост задолженности.
Четвертая группа - индикаторы степени сохранения единого экономического пространства на территории России, исключающего развитие сепаратистских тенденций. В этой области определён один параметр – дифференциация субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума. Его величина составила в 1,5 раз (фактически – 5 раз).
Наивысшая степень безопасности достигается в том случае, если все показатели находятся в пределах границ.
Помимо основных индикаторов существуют и косвенные показатели:
1) уровень производственных капитальных вложений на 1 рубль основных фондов:
У к.в. = Кn / ОПФ,
где Кn – капитальные вложения производственного назначения за год; ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
2) степень прогресса промышленности:
ИФО = ВП1/ВП0 ?100%,
где ВП1, ВП0 - валовой объём промышленного производства в отчётном и базовом периоде; ИФО - индекс объёма промышленного производства;
Таблица 6. 1
Показатели экономической безопасности
Показатели
Пороговые значения Фактическое состояние 1. Объем валового внутреннего продукта:
от среднего по большой семерке
от среднемирового
75%
100%
29%
25% 2. Доля машиностроения в промышленном производстве, % 20 17 3. Объемы инвестиций, % к ВВП 25 14,5 4. Затраты на оборону, % к ВВП 5 2,9 5. Расходы на научные исследования, % к ВВП 2 0,4 6. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции, %
6
2,2 7. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % к общей численности населения
7
8. Продолжительность жизни населения, лет 70 65 9. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз
8
13,5 10. Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7 9,3 11. Уровень инфляции за год, % 20 12. Объем внутреннего долга, % к ВВП за сопоставимый период времени
20
6,4 13.Объем внешнего долга, % к ВВП 25 23,5 14. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета, %
30
20 15. Дефицит бюджета, % к ВВП 5 16. Объем иностранной валюты в наличной форме
к объему наличных рублей, %
25
100 17. Объем иностранных валют по отношению к рублевой массе в национальной валюте, %
10
50 18. Денежная масса (М2), к % ВВП 50 14,3 19. Доля импорта во внутреннем потреблении, %
Всего
В том числе продовольствие
30
25
52
30 20. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму, раз
1,5
5
3) степень обеспечения населения товарами народного потребления:
ДТНП = ТНП/ВВП,
где ДТНП - доля товаров народного потребления; ТНП - товары народного потребления;
4) уровень экономической активности населения:
ДНА = ЧНА/ЧНО,
где ДНА - уровень экономической активности населения; ЧНА - численность экономически активного населения; ЧНО - общая численность населения;
5) расчет покупательной способности денежных доходов населения. Он выражает возможность купить определённое количество товара-эквивалента (наиболее распространённого товара), либо число стандартных наборов товаров или услуг:
ПС = ДДУШ/ ИСР,
где ДДУШ - среднедушевой доход; ИСР - средняя цена товара-эквивалента по России;
6) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума:
ДНД = ЧНД/ЧНО,
где ЧНД – численное население с доходами ниже прожиточного минимума; ЧНО - общая численность населения;
7) коэффициент миграции:
КМИГ = (Чn – Чв) / ЧСР? 100%,
где Чn - число прибывших жителей; Чв - число выбывших жителей; ЧСР - среднегодовая численность населения.
  • Критерии и индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности страны и их классификация
  • Пороговые значения индикаторов экономической безопасности.
  • 1. Методы определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности
  • 1.Экспертные методы.
  • 6. Методы теории нечетких систем
  • Тема. Сущность, роль и место финансовой безопасности в системе нб и ее стратегическое обеспечение
  • 1. Понятие и структура финансовой системы рф
  • 2. Сущность, роль и место финансовой безопасности в системе нб
  • 3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.
  • Тема. Оценка тенденций налоговой политики с позиций критериев и показателей эб
  • 1 . Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства
  • 2 . Основные тенденции развития российской налоговой политики с учетом критериев и показателей обеспечения экономической безопасности
  • 3. Связь проводимой налоговой политики и уровня обеспечения экономической безопасности государства
  • Значение налоговой системы рф, как фактора обеспечения экономической безопасности.
  • 1 Значение налоговой системы рф, как фактора обеспечения экономической безопасности.
  • 1.2. Проблемы реформирования налоговой системы
  • Угрозы безопасности государства в налоговой сфере
  • 2.1. Налоговые правонарушения и преступления.
  • 2.2. Налоговое бремя и налоговые льготы
  • 2.3. Неблагоприятный инвестиционный климат как угроза экономической безопасности страны.
  • 1. Методы денежно-кредитной политики
  • 2. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
  • 3. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России
  • 1. Методы денежно-кредитной политики
  • 2. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
  • 3. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России
  • Тема. Региональные аспекты экономической безопасности
  • 1 . Определение, особенности э.Б. Региона, угрозы э.Б. Региона и их проявления.
  • 2. Обеспечение эб регионов России
  • 2. Обеспечение эб регионов России
  • Тема экономическая безопасность организации
  • 1. Сущность экономической безопасности организации в современных условиях
  • 2. Оценка состояния экономической безопасности организации в современных условиях и её обеспечение.
  • 1. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации в социальной сфере
  • 2. Социальная политика Российской Федерации и ее приоритеты
  • 1. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации в социальной сфере.
  • 2В. Социальная политика и ее приоритеты.
  • С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
  • План лекции:
  • 1. Неучтенные операции.
  • 2. Сокрытие части оборота
  • 3. Псевдооперации
  • 2. Формы «теневой» деятельности.
  • 3. Криминализация теневой экономики: корни, масштабы и динамика.
  • 1. Экономические основы криминальной теневой экономики.
  • 2. Специфика и масштабы преступлений в сфере бизнеса.
  • Причины экономической преступности и криминализации экономики.
  • 4. Социально – экономические последствия возникновения и развития «теневой» экономики.
  • Перспективы развития теневой экономики и предложения по повышению эффективности воздействия на нее органов внутренних дел
  • Субъекты теневой экономики
  • Понятие и структура теневой экономики.
  • 1.1.Учетно-статистический, формально-правовой, криминологический и комплексные подходы к теневой экономике.
  • 1.2. Классификация теневых экономических явлений
  • 1.3. Понятие и структура криминальной экономики
  • 1.4. Характеристика основных нелегальных рынков
  • Тема. Россия в мировой экономике и обеспечение экономической безопасности.
  • 1. Россия в современном многополюсном мире: состояние и тенденции развития.
  • 2. Обеспечение национальной безопасности России во внешнеэкономической сфере
  • I. Формы международной экономической интеграции.
  • 2. Обеспечение национальной безопасности России во внешнеэкономической сфере
  • VI. Место России в мировом хозяйстве.
      1. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности.

    В процессе мониторинга угроз экономической безопасности страны должен использоваться широкий круг аналитических индикаторов, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами и необратимой деградацией экономики и общества. В этой связи из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.

    Пороговые значения – это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.

    Для получения пороговых значений необходимо, сформулировать перечень основных параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности.

    В соответствии с Государственной стратегией экономической безопасности 10 к таким параметрам относятся:

    1.Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства, как в обычных, так и в экстремальных условиях. Способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

    Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции. Производство которых на необходимом уровне может быть организованно в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

    Важнейшим требованием экономической безопасности РФ является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

    2.Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

    Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

    Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло- электро- и водоснабжения, транспорт, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

    3. Устойчивость финансовой системы, определяющую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

    4.Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок. Максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей). Обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использование принятых в международной практике защитных мер.

    5.Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

    6.Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

    7.Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

    8.Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

    В общем виде перечень этих параметров соответствует структуре понятия «экономическая безопасность» и отчасти детализирует ее.

    Пороговые значения группируются в соответствии с национальными интересами страны по областям экономики.

    Первая группа пороговых значений индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим принята следующая величина пороговых значений:

    Объем валового внутреннего продукта в целом – в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семерки»;

    На душу населения – 50% от среднего по «семерке»;

    На душу населения – 100% от среднемирового показателя ВВП.

    Фактические показатели в России в настоящее время существенно ниже этих пороговых значений. Размер ВВП в целом составляет сейчас порядка 34% от среднего по «семерке», на душу населения – примерно 24% от среднего по «семерке» и 29% от среднемирового. Большую роль в данной группе пороговых значений играют индикаторы, характеризующую структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве. Величина пороговых значений в этой области следующая:

    Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности – 70%;

    Машиностроения – 20%;

    Доля импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольствия –25%;

    Доля новых видов продукции в общем объеме выпуска – 6%;

    Объем инвестиций – 25% ВВП.

    Фактическое состояние этих индикаторов также вышло за пределы пороговых значений. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности составляет сейчас порядка 52%, доля новых видов продукции в общем объеме выпуска – 2-2,5%, объем инвестиций – 17%.

    Второй группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения.

    В этой области определены следующие пороговые значения:

    Доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума – 7%;

    Продолжительность жизни – 70 лет;

    Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 8 раз;

    Уровень безработицы – 8%.

    Фактическое значение этих индикаторов к началу 2003 г.: доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума –28%; продолжительность жизни – 65 лет, разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 15 раз, уровень безработицы более 9%.

    Третьей группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния.

    По этой группе определены следующие пороговые значения6

    Объем внутреннего долга в процентах к ВВП – 30%;

    Объем внешнего долга в процентах к ВВП – 25 %;

    Дефицит бюджета в процентах в ВВП – до 5%;

    Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей –25%;

    Денежная масса (М2) в процентах в ВВП – 50%.

    Фактические параметры по указанным индикаторам к началу 2003г. составили:

    Объем внутреннего долга – примерно 22%;

    Объем внешнего долга – примерно 27%;

    Профцит бюджета;

    Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – более 100%;

    Денежная масса – 17%.

    Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых значений.

    Важным показателем является пороговое значение индикатора степени сохранения единого экономического пространства на территории России, исключающего развитие сепаратистских тенденций.

    В этой области предварительно был определен один параметр – дифференция субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума. Его величина составила 1,5 раза, практически же дифференциация доходит до 5 раз.

    В условиях общего спада производства усиливаются неравномерность социально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе «депрессивными» районами.

    Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается сейчас за счет 10-12 из 89 субъектов Федерации. На эти регионы приходится около 40% промышленного производства.

    Таким образом, часть пороговых значений индикаторов экономической безопасности обозначает максимально допустимый предел индикаторов (доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума: разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения; уровень безработицы; объем внутреннего и внешнего долга; дефицит бюджета; объем иностранной валюты, обращающейся на внутреннем рынке; доля импорта во внутреннем обороте; экономическая дифференциация субъектов Федерации). Считается, что если фактические параметры выше этих пороговых значений, то страна в данной области находится в опасной зоне. Все другие пороговые значения обозначают минимальный предел индикатора. При этом имеется в виду, что если фактический параметр ниже пороговых значений, то страна находится в опасной зоне, а если выше, то в безопасной.

    Выводы:

    1. Длительное сохранение внутренних угроз без проведение эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз.

    2. Пороговые значения – важный инструмент системного анализа и прогнозирования. К сожалению сегодня нет количественных параметров пороговых значений, утвержденных на государственном уровне.

    3. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации во все большей степени приобретают комплексный характер. Само по себе деление угроз на экономические и неэкономические становится в значительной степени условным, последние при определенных обстоятельствах могут трансформироваться в военные. Усиливаются технические, военные, экономические, информационные и другие внешние опасности.

    Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

      экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

      характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

      характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

      качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).

    Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

      предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;

      предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;

    предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

    Тема. Методы оценки уровня экономической безопасности

    Пожалуй, наиболее широкое распространение, в том числе и в официальных документах (в частности, в документах Совета Федерации РФ), получили показатели экономической безопасности, подготовленные С. Глазьевым (см. табл. 1).

    Хотя ни в одном из цитируемых источников не указана дата, к которой относятся приведенные цифры, судя по всему, речь идет о 1996 г. Согласно этим данным, по подавляющему большинству показателей Россия в последнее время находится за пределами предложенных автором пороговых значений экономической безопасности. Лишь величина дефицита бюджета в процентах к ВВП удовлетворяет этим критериям. Поэтому вывод о "критической черте", за которой оказалась Россия, на первый взгляд кажется вполне обоснованным, что нашло отражение и в названии одного из материалов упомянутого автора.

    Таблица 1. Показатели экономической безопасности

    Показатели По данным Глазьева
    пороговые значения фактическое состояние соотношение фактического и порогового значений**
    -1- -2- -3- -4-
    1. Объем валового внутреннего продукта:
    љљљ 1а. в целом от среднего по "семерке" 75% 29% 0,39
    љљљ 1б. на душу населения от среднего по "семерке" 50% 19% 0,38
    љљљ 1в. на душу населения от среднемирового 100% 25% 0,25
    2. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности. 70% 50% 0,71
    3. Доляљ в промышленном производстве машиностроения 20% 17% 0,085
    4. Объемы инвестиций в % к ВВП 25% 16% 0,64
    5. Расходы на начные исследования в % к ВВП 2% 0,7% 0,32
    6. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции машиностроения 6 % 2,6% 0,43
    7. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума 7% 20% 0,29
    8. Продолжительность жизни населения 70 лет 65 лет љ
    9. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных груп 8 раз 12,8 раз 0,63
    5 тыс. 6 тыс. 0,83
    11. Уровень безработицы о методологии МОТ. 7 % 9,3% 0,75
    12. Уровень инфляции за год 20% 22% 1,10
    13. Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени 20% 21% 0,9
    14. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета 25% >100% 0,25
    15. Объем внешнего долга в % к ВВП 25% 28% 0,90
    16. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета 30% 48% 0,63
    17. Дефицит бюджета в % к ВВП*** 5% 3,5% 1,40
    18. Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте 10% 50% 0,20
    19. Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей 25% 100% 0,25
    20. Денежная масса (М2) в % к ВВП 50% 12% 0,24
    21. Доля импорта во внутреннем потреблении, всего 30% 53% 0,56
    љљљ в том числе продовольствие 25% 30% 0,83
    22. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму 1,5 5 раз 0,30

    * Глазьев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., 1997, с. 164--165.
    ** Соотношение фактического и порогового значений нормировано по отношению к пороговому значению, которое принимается за единицу. При этом оно рассчитыватся как отношение фактического к пороговому, если желательно увеличение соответствующего показателя экономической безопасности, и наоборот, если желательно его снижение.
    *** Жирным шрифом выделен показатель, величина которого удовлетворяет заданным критериям (А.И. )

    Тем не менее более пристальное ознакомление с данными таблицы 1 заставляет усомниться в пригодности их применения для анализа каких бы то ни было экономических проблем, поскольку данные о фактическом состоянии российской экономики и общества в подавляющем большинстве случаев не только не совпадают с данными официальной российской статистики, но и довольно существенно отличаются от них (см. колонки 3 и 4 табл. 2).

    Единственным показателем, значение которого полностью совпало с данными официальной статистики, оказался 3-й показатель (доля машиностроения во всей промышленной продукции). Величины еще семи показателей (1, 1a, 7, 8, 9, 11, 15) были, очевидно, округлены, хотя и весьма грубо, и потому отличаются от данных официальной статистики. В остальных же случаях (в 16 из 25) отклонения обнародованных величин от данных официальной статистики превышают 20%, причем для 10 показателей (16, 6, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 21, 21а) эти различия достигают нескольких раз.

    Кроме того, нельзя не отметить, что статистических данных о доле иностранной валюты в наличной форме в наличной денежной массе (показатель 19) за исключением личных предположений и не подтвержденных оценок просто не существует. Таким образом, большая часть данных, представленных в таблице 1, оказывается "за критической чертой" сколько-нибудь приемлемого качества.

    Если же проанализировать данные официальной статистики, характеризующие фактическое состояние российской экономики и российского общества, то выясняется, что критериям экономической безопасности, предложенным С.Глазьевым, удовлетворяют величины по меньшей мере восьми показателей (из 25):

    • доля обрабатывающей промышленности во всей промышленной продукции;
    • доля новых видов продукции в продукции машиностроения;
    • уровень преступности;
    • внутренний долг в процентах к ВВП;
    • обслуживание государственного долга в процентах к налоговым поступлениям в бюджет;
    • доля внешних заимствований в финансировании дефицита бюджета;
    • импорт в процентах к ВВП;
    • доля импортного продовольствия во всем потреблении продовольствия.

    Таким образом, хотя положение российской экономики не выглядит простым, на самом деле в сравнении с пороговыми значениями С. Глазьева оно оказывается значительно лучше, чем это представлено в таблице 1.

    Наконец, предложенные величины пороговых значений показателей экономической безопасности (колонка 2 табл. 1) представляются совершенно произвольными. Мировой экономической науке ничего неизвестно ни о таких пороговых значениях, ни о странах, которые при достижении этих пороговых значений оказались бы "за критической чертой".

    Таблица 2. Показатели экономической безопасности России в 1996 г.
    (сравнение данных Глазьева и официальной статистики)

    Показатели Пороговые значения по данным Глазьева* Фактическое состояние Соотношение фактического и порогового значений
    данные Глазьева* данные официаль-
    ной ста-
    тистики**
    Данные Глазьева* данные официаль-
    ной ста-
    тистики**
    -1- -2- -3- -4- -5- -6-
    1. Объем ВВП в % к среднему по странам "семерки" 75 29 27,5 0,39 0,37
    љљљ Объем ВВП на душу населения в % к:
    љљљ 1а. среднему по странам "семерки" 50 19 18,0 0,38 0,36
    љљљ 1б. среднемировому уровню 100 25 69,4 0,25 0,69
    2. Доля обрабатывающей промышленности во всей промышленной продукции, %*** 70 50 82,3 0,71 1,18
    3. Доля машиностроения во всей промышленной продукции, % 20 17 17,0 0,85 0,85
    4. Инвестиции в % к ВВП 25 16 23,7 0,64 0,95
    5. Расходы на научные исследования в % к ВВП 2 0,7 0,86 0,32 0,43
    6. Доля новых видов продукции в продукции машиностроения, % 6 2,6 6,8 0,43 1,13
    7. Доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума, % 7 20 22,0 0,29 3,14
    8. Средняя продолжительность ожидаемой жизни населения, лет 70 65 65,9 0,93 0,94
    8 12,8 13,0 0,63 1,63
    10. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тыс. 6 тыс. 1,78 тыс. 0,83 0,36
    11. Уровень безреботицы по методологии МОТ, % 7 9,3 9,4 1,33 1,34
    12. Уровень годовой инфляции, % 20 22 47,8 1,10 2,39
    13. Внутренний долг в % к ВВП 20 21 16,2 1,05 0,81
    14. Обслуживание государственного долга в % к налоговым поступлениям бюджета 25 >100 18,9 4,0 0,76
    15. Внешний долг в % к ВВП 25 28 28,4 1,12 1,14
    16. Доля внешний заимствований в финансировании дефицита бюджета, % 30 48 22,5 1,60 0,75
    17. Дефицит бюджета в % к ВВП по международной методике 5 3,5 9,1 0,70 1,82
    18. Депозиты в иностранной валюте в % к совокупной денежной массе 10 50 19,0 5,0 1,90
    19. Объем иностранной валюты в наличной форме в % к наличной денежной массе 25 100 н.д. 4,0 -
    20. Совокупная денежная масса (М2) в % к ВВП 50 12 16,3 0,24 0,33
    21. Импорт в % к ВВП 30 53 20,3 1,77 0,68
    21а. в том числе продовольствие в % к потреблению продовольствия 25 30 16,55 1,20 0,66
    22. Дифференциация субъектов Федерации по прожаточному минимуму, раз 1,5 5 4,05 3,33 2,70

    * Источники см. в таблице 1
    ** Расчеты ИЭА по данным Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, ЦБР.
    *** Жирным шрифтом выделены показатели, величины которых удовлетворяют заданным критериям.

    К каким необоснованным выводам может привести применение предложенных критериев к мировой экономике, свидетельствует таблица 3. В ней представлены обобщенные данные по максимальному числу стран мира, по которым имеются соответствующие статистические материалы. При этом список предложенных критериев пришлось откорректировать. Во-первых, общее количество показателей было со кращено до 20 (из 25 предложенных), поскольку по ряду показателей (доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции машиностроения, количество преступлений на 100 тыс. жителей, доля иностранной валюты в наличной форме в наличной денежной массе, дифференциация регионов страны по величине прожиточного минимума) оказались недоступными сопоставимые данные международной статистики, а из двух показателей величины валового внутреннего продукта на душу населения (от среднего по "семерке" и от среднемирового) был оставлен один. Во-вторых, названия ряда показателей уточнены в соответствии со стандартной терминологией, принятой в международной экономической статистике.

    Из приведенных данных видно, например, что пороговому значению показателя "объем валового внутреннего продукта" в размере 75% от среднего по странам "семерки" (и эквивалентному в 1996 г. 1670 млрд. долл. по ППС в ценах 1993 г.) не соответствует не только Россия, но и все страны современного мира за исключением трех крупнейших -- США, Китая и Японии. Поэтому, если следовать методике С. Глазьева, то получается, что по данному показателю почти 99% стран и более 72% населения мира оказываются "за критической чертой" экономической безопасности.

    Таблица 3. Количество стран, удовлетворяющих и не удовлетворяющих критериям Глазьева

    Показатели Абсо-
    лютные значения пороговых значений Глазьева
    Страны в совокупности, по которым есть статистические данные Удельный вес стран, удов-
    летворяющих пороговым значениям Глазьева, %
    Удельный вес стран, не удовлетворяющих порого-
    вым значениям Глазьева, %
    всего удовлетво-
    ряющие пороговым значениям Глазьева
    не удовлет-
    воряющие пороговым значениям Глазьева
    в числе стран сово-
    купности
    в населении стран сово-
    купности
    в числе стран сово-
    купности
    в населении стран сово-
    купности
    1670 209 3 206 1,4 27,8 98,6 72,2
    2. ВВП на душу населения по ППС, долл. в ценах 1993 г. 11505 209 46 163 34,9 24,9 65,1 75,1
    70 142 43 99 30,3 44,0 69,7 56,0
    4. Доля машиностроения во всей промышленной продукции, % 20 95 11 84 11,6 14,6 88,4 85,4
    5. Инвестиции в % к ВВП 25 179 46 133 25,7 50,3 74,3 49,7
    2 87 9 78 10,3 13,8 89,7 86,2
    7. Бедность по международному определнию (доля населения с дневным доходом менее 1 долл. по ППС), % 7 98 57 41 57,6 12,4 42,4 87,6
    70 188 80 1108 42,6 22,4 57,4 77,6
    9. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз 8 65 19 46 29,2 40,7 70,8 59,3
    7 104 40 64 38,5 66,5 61,5 33,5
    20 181 141 40 77,9 83,2 22,1 16,8
    20 76 32 44 42,1 29,2 57,9 70,8
    25 115 94 21 81,7 45,1 18,3 54,9
    14. Внешний долг в % к ВВП 25 173 49 124 28,3 42,5 71,7 57,5
    30 98 51 47 52,0 75,7 48,0 24,3
    -5 140 112 28 80,0 51,4 20,0 48,6
    17. Депозиты в иностранной валюте в % к совокупной денежной массе (М2) 10 38 6 32 15,8 4,2 84,2 95,8
    50 176 67 109 38,1 63,2 61,9 36,8
    19. Импорт в % к ВВП 30 162 58 104 35,8 84,5 64,2 15,5
    25 132 102 30 77,3 95,5 22,7 4,5

    Источники: .

    Пороговому значению показателя ВВП на душу населения в размере 50% от среднего по странам "семерки" (11505 долл. по ППС в ценах 1993 г.) не соответствуют 163 страны. Получается, что по этому показателю более 3/4 населения мира находятся за пределами экономической безопасности. По доле машиностроения в промышленной продукции "за критической чертой" оказались 85% населения стран соответствующей совокупности, по величине расходов на науку -- 86%, по доле депозитов в иностранной валюте в совокупной денежной массе -- почти 96% населения. Всего же из 20 показателей, по которым существует международная сравнительная статистика, более половины числа стран соответствующих совокупностей не удовлетворяют предложенным пороговым значениям по 14 показателям.

    Кроме количественной стороны, несоответствию стран мира предложенным пороговым значениям присуща еще и качественная характеристика. В таблице 4 приведены примеры стран, оказавшихся "за критической чертой", но имеющих наиболее высокие уровни дохода и жизни: США, Япония, Германия, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Швейцария, Норвегия. Например, США оказываются "за критической чертой" по доле инвестиций в ВВП, Канада -- по доле машиностроения в промышленной продукции, Швейцария -- по величине расходов на НИОКР, Япония -- по размеру внутреннего долга, Исландия -- по уровню монетизации ВВП, Люксембург -- по степени долларизации денежной массы, Великобритания -- по уровню продовольственной зависимости и т.д. Таким образом, если следовать пороговым значениям, предложенным С. Глазьевым, то все эти страны не удовлетворяют критериям экономической безопасности.

    Таблица 4. Примеры стран, не удовлетворяющих критериям Глазьева, но имеющих высокий уровень экономического развития

    Показатели Поро-
    говые значения Глазьева
    Фактиче-
    ские дан-
    ные по России (1996 г.)
    страны значение показателя ВВП на душу населения, долл. по ППС
    1. ВВП по ППС, млрд. долл. в ценах 1993 г. 1670 612 Германия 1650 20162
    2. ВВП н душу населения по ППС, долл. в ценах 1993 г. 11505 4140 Словения 11082 11082
    3. Доля обрабатываемой промышленности во всей промышленной продукции, % 70 82,3 Норвегия 38,9 22378
    4. Доля ашиностроения во всей промышленной продукции, % 20 17,0 Канада 14,7 21243
    5. Инвестиции в % к ВВП 25 23,7 США 17,6 26683
    6. Расходы на НИОКР в % к ВВП 2 0,86 Швейцария 1,8 23803
    7. Бедность по международному определению (доля населения с дневным доходом менее 1 долл. по ППС), % 7 1,10 Чили 15,0 10051
    8. Средняя прдолжительность ожидаемой жизни, лет 70 65,9 Гренландия 67,6 21668
    9. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз 8 12,8 Чили 32,5 10051
    10. Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7 9,4 Бельгия 12,6 21483
    11. Уровень годовой инфляции, % 20 47,8 Венесуэла 99,9 7270
    12. Внутренний долг в % к ВВП 20 16,2 Япония 82,3 22069
    13. Обслуживание государственного долга в % к налоговым доходам центрального правительства 25 18,0 Греция 64,2 11666
    14. Внешний долг в % к ВВП 25 28,4 Швеция 31,5 18437
    15. Внешние заимствования в финансировании дефицита государственного бюджета, % 30 22,5 Германия 68,9 20162
    16. Баланс государственного бюджета по международной методологии в % к ВВП -5 -9,1 Италия -6,7 19515
    17. Депозиты в иностранной валюте в % к совокупной денежной массе 10 19,0 Люксембург 26,6 30838
    18. Совокупная денежная масса (М2) в % к ВВП 50 16,3 Исландия 36,8 21196
    19. Импорт в % к ВВП 30 20,3 Канада 35,3 21243
    20. Импортљ продовольствия в % к потреблению продовольствия 25 16,5 Великобритания 25,7 19060

    Источники: расчеты ИЭА по данным ООН, МВФ, Всемирного банка, МОТ, ЮНЕСКО.

    В таблице 5 приведены страны, не соответствующие предлагаемым критериям экономической безопасности, но имеющие высокие темпы экономического развития. Все страны, продемонстрировавшие в последние годы на разных континентах "чудеса" экономического роста -- Китай, Тайвань, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Ливан, Экваториальная Гвинея, Чили, по критериям С. Глазьева, оказались "за критической чертой". Если экономически небезопасными оказываются и страны с высочайшими показателями уровня жизни, и страны с феноменальными темпами экономического роста, то тогда естественно возникает воп рос: существуют ли вообще страны, удовлетворяющие жестким критериям экономической безопасности, установленным С. Глазьевым? Ответ на этот вопрос дает таблица 6.

    Таблица 5. Примеры стран, не удовлетворяющих критериям Глазьева, но имеющих высокие темпы экономического развития

    Показатели Поро-
    говые значения Глазьева
    Фактиче-
    ские дан-
    ные по России (1996 г.)
    Примеры стран, не удовлетворяющих пороговым значениям Глазьева (1996 г.)
    страны значение показателя среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения в 1991-1996 гг., %
    1. ВВП по ППС, млрд. долл. в ценах 1993 г. 1670 612 Южная Корея 605 6,4
    2. ВВП на душу населения по ППС, долл. в ценах 1993 г. 11505 4140 Чили 10051 5,9
    3. Доля обрабатывающей промышленности во всей промышленной продукции, % 70 82,3 Южная Корея 62,5 6,4
    4. Доля машиностроения во всей промышленной продукции, % 20 17,0 Китай 19,1 10,4
    5. Инвестиции в % к ВВП 25 23,7 Тайвань 23,2 5,4
    6. Расходы на НИОКР в % к ВВП 2 0,86 Китай 0,6 10,4
    7. Бедность по международному определению (доля населения с дневным доходом менее 1 долл. по ППС), % 7 1,10 Китай 29,4 10,4
    8. Средняя продолжительность ожидаемой жизни, лет 70 65,9 Экваториальная Гвинея 48,8 9,9
    9. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз 8 12,8 Малайзия 20,5 6,2
    10. Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7 8,4 Аргентина 17,2 4,5
    11. Уровень годовой инфляции, % 20 47,8 Судан 85,0 2,6
    12. Внутренний долг в % к ВВП 20 16,2 Ливан 66,5 9,0
    13. Обслуживание государственного долга в % к налоговым доходам центрального правительства 25 18,0 Шри-Ланка 32,2 3,9
    14. Внешний долг в % к ВВП 25 28,4 Вьетнам 130,2 6,2
    15. Внешние заимствования в финансировании дефицита государственного бюджета, % 30 22,5 Аргентина 66,6 4,5
    16. Баланс государственного бюджета по международной методологии в % к ВВП -5 -9,1 Ливан -15,7 9,0
    17. Депозиты в иностранной валюте в % к совокупной денежной массе 10 19,0 Индонезия 19,1 5,6
    18. Совокупная денежная масса (М2) в % к ВВП 50 16,3 Вьетнам 15,0 6,2
    19. Импорт в % к ВВП 30 20,3 Таиланд 44,3 7,0
    20. Импорт продовольствия в % к потреблению продовольствия 25 16,5 Нидерланды 66,1 1,5

    Источники: расчеты ИЭА по данным ООН, МВФ, Всемирного банка, МОТ, ЮНЕСКО

    Получается, что в мире нет ни одной страны, которая соответствовала бы всем 20 показателям экономической безопасности, по которым имеются соответствующие данные международной статистики. Таким образом, по С. Глазьеву выходит, что в мире нет ни одной экономически безопасной страны. Все они по тем или иным показателям находятся "за критической чертой". Более того, в мире нет даже стран, соответствующих одновременно 19, 18, 17 или хотя бы 16-ти критериям.

    Таблица 6. Страны и территории, удовлетворяющие пороговым значениям показателей экономической безопасности Глазьева

    Количе-
    ство кри-
    териев, которым соответ-
    ствует страна
    Количе-
    ство стран, удовлетво-
    ряющих этому
    числу кри-
    териев
    Страны и территории Удельный вес в общем числе стран мира, % Удельный вес в мировом населении, %
    по груп-
    пам
    нараста-
    ющим итогом
    по груп-
    пам
    нараста-
    ющим итогом
    20 0 љ љ љ љ љ
    19 0 љ љ љ љ љ
    18 0 љ љ љ љ љ
    17 0 љ љ љ љ љ
    16 0 љ љ љ љ љ
    15 1 Япония 0,5 0,5 2,2 2,2
    14 2 США, Франция 1,0 1,4 5,6 7,8
    13 2 Южная Корея, Сингапур 1,0 2,4 0,8 8,6
    12 5 Великобритания, Германия, Люксембург, Финляндия, Чешская Республика 2,4 4,8 2,7 11,3
    11 8 Гонконг (КНР), Израиль, Индонезия, Испания, Малайзия, Новая Зеландия, Норвегия, Таиланд 3,8 8,6 5,8 17,1
    10 6 Австралия, Австрия, Бельгия, Дания, Китай, Швеция 2,9 11,5 21,9 39,1
    9 10 Багамы, Бахрейн, Канада, Кипр, Маврикий, Нидерланды, Парагвай, Польша, Словакия, Швейцария 4,8 16,3 1,8 40,9
    8 14 Антильские о-ва (Нид .), Гватемала, Доминиканская Республика, Исландия, Италия, Латвия,љ Мальта, Марокко, Португалия, Словения, Тайвань, Филиппины, Чили, ЮАР 6,7 23,0 4,6 45,5
    7 19 Беларусь, Боливия, Бурунди, Венгрия, Египет, Индия, Иордания, Ирландия, Коста-Рика, Литва, Мексика, Мьянма, Пакистан, Панама, Россия , Сент-Винсент и Гренадин, Тунис, Фиджи, Хорватия 9,1 30,6 25,9 71,4
    6 13 Аргентина, Ботсвана, Буркина Фасо, Греция, Иран, Мадагаскар, Нигерия, ОАЭ, Перу, Сальвадор, Уругвай, Шри Ланка, Эстония 6,2 36,8 5,3 76,7
    5 23 Албания, Алжир, Бутан, Венесуэла, Гондурас, Гренада, Кувейт, Ливия, Мальдивы, Молдова, Намибия, Оман, Папуа-Новая Гвинея, Румыния, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Турция, Уганда, Украина, Эквадор, Эфиопия 11,0 47,8 5,7 82,4
    4 32 Азербайджан, Антигуа и Барбуда, Армения, Бангладеш, Барбадос, Болгария, Бразилия, Вануату, Вьетнам, Габон, Гаити, Гайана, Гвинея, Заир, Замбия, Казахстан, Камерун, Катар, Колумбия, Конго, Кот д`Ивуар, Лаос, Лесото, Ливан, Никарагуа, Пуэрто-Рико, Руанда, Сейшельские о-ва, Сирия, Сьерра Леоне, Тринидад и Тобаго, Ямайка 15,3 63,2 10,2 92,6
    3 23 Афганистин, Белиз, Гамбия, Грузия, Джибути, Доминика, Кабо-Верде, Кения, Кирибати, Либерия, Македония, Малави, Мали, Монголия, Непал, Нормандские о-ва, Сан-Марино, Соломоновы о-ва, Сомали, Танзания, Узбекистан, Чад, Экваториальная Гвинея 11,0 74,2 3,1 95,8
    2 23 Андорра, Аомынь (Макао), (Порт. ), Бенин, Гана, Гваделупа, Гвинея-Бисау, Гренландия, Западное Самоа, Зимбабве, Коморские о-ва, Мавритания, Мартиника, Микронезия, Мэн о-в, Нигер, Реюньон, Сенегал, Судан, Суринам, Того, Туркменистан, Фарерские о-ва, ЦАР 11,0 85,2 1,7 97,5
    1 18 Ангола, Аруба, Бруней, Виргинские о-ва (США ), Гвиана (Фр. ), Гибралтар, Гуам (США ), Йемен, Кайманова о-ва, Камбоджа, Киргизия, КНДР, Куба, Маршалловы о-ва, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи, Тонга, Югославия 8,6 95,2 1,8 99,3
    0 10 Бермудские о-ва, Босния и Герцеговина, Газа, Ирак, Марианские о-ва, Новая Каледония (Фр. ), Полинезия (Фр .), Самоа (США ), Таджикистан, Эритрея 4,8 100,0 0,7 100,0
    Всего 209 љ 100,0 100,0 100,0 100,0

    Источники: расчеты ИЭА по данным ООН, МВФ, Всемирного банка, МОТ, ЮНЕСКО

    Если же экономическую безопасность измерять не в абсолютных, а в относительных величинах, то тогда "рекордсменкой" оказывается Япония, показатели которой удовлетворяют максимальному количеству -- 15 (из 20) предложенных критериев. На ступеньку ниже (соответствие 14 критериям) находятся США и Франция, еще ступенькой ниже (по 13 критериям) -- Южная Корея и Сингапур.

    На общем мировом фоне российские показатели, по методике С. Глазьева, оказываются относительно высокими -- они удовлетворяют 7 критериям из 20, что позволяет России попасть в первую треть наиболее благополучных стран мира. Тем самым оказывается, что ситуация в нашей стране лучше, чем примерно в 70% стран мира. Однако такой высокий российский рейтинг вызывает серьезные сомнения, поскольку получается, что "Россия более экономически безопасна", чем, например, Греция, Аргентина, Уругвай, Эстония, ОАЭ, Кувейт и многие другие гораздо более богатые и более динамично развивающиеся страны современного мира.

    Нелепость полученных результатов наглядно проявляется в том, что, например, Эфиопия удовлетворяет большему числу показателей экономической безопасности, чем Бразилия, Парагвай -- чем Италия, Пакистан -- чем Кувейт и ОАЭ, Нигерия -- чем Пуэрто-Рико, Афганистан -- чем Андорра, Руанда -- чем Аомынь (Макао). Явно противоречит здравому смыслу и тот факт, что страны, валютно-финансовые системы которых не выдержали удара недавнего "азиатского" кризиса -- Южная Корея, Индонезия, Малайзия, Таиланд, занимают самые высокие позиции в полученном рейтинге и оказываются наиболее экономически безопасными. В то же время страны, успешно противостоявшие финансовой и экономической нестабильности последнего времени и не допустившие девальвации своих валют -- Тайвань, Бразилия, Аргентина, Эстония, существенно от них отстают. Да и лидерство Японии в полученном рейтинге выглядит достаточно странно, поскольку, как известно, вот уже почти десятилетие ее экономика не может выйти из затяжной депрессии.

    Наконец, многие из предложенных показателей (1, la, 16, 2, 3, 5, 7, 8, 13, 15, 20, 21, 21а, 22 из табл. 1) по своей природе вряд ли могут отражать состояние экономической безопасности страны, поскольку они, скорее, характеризуют масштабы экономики, уровень экономического развития, социально-экономическую структуру и даже особенности географического расположения тех или иных стран.

    Таким образом, предложенные С. Глазьевым показатели не отражают состояния экономической безопасности, поскольку:

    • в соответствии с предложенными пороговыми значениями все страны мира должны быть отнесены к разряду экономически небезопасных;
    • полученный рейтинг стран по величине "относительной экономической безопасности" противоречит здравому смыслу;
    • полученный рейтинг России относит ее к группе наиболее благополучных стран с точки зрения экономической безопасности;
    • фактические данные о состоянии российской экономики и российского общества в значительной степени фальсифицированы.

    Вполне понятно, что показатели, предложенные С.Глазьевым, не могут быть использованы для анализа проблем экономической безопасности ни с теоретической, ни с практической точки зрения. Означает ли это, что не существует сама проблема экономической безопасности, а сегодняшняя Россия является экономически безопасной страной? Очевидно, нет. На самом деле состояние экономической безопасности (экономической опасности) характеризуется другими показателями.

    Под экономической безопасностью страны понимается такое сочетание экономических, политичеких и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом.

    Важнейшим фактором, в значительной степени предопределяющим многие экономические и социальные характеристики страны, является уровень ее экономического развития, определяемый, как правило, величиной производимого валового внутреннего продукта на душу населения (рис. 1). Именно от его величины во многом зависят уровень, качество и продолжительность жизни населения, состояние его здоровья, качество питания, уровень образования, финансовые возможности государства и общества по обеспечению социальной защиты нетрудоспособных, достижению необходимой степени обороноспособности страны, развитию науки, искусства, культуры. Поэтому уровень экономического развития выступает одним из важнейших показателей состояния экономической безопасности.

    По уровню экономического развития Россия к 1996 г. опустилась на 102-е место среди 209 стран и территорий мира и по мировым стандартам фактически стала слаборазвитой страной. Отставая от наиболее развитых стран мира в 6--7 раз, а от среднемирового показателя -- примерно на 30%, Россия, естественно, не может обеспечить своим гражданам уровень достатка, сопоставимый с показателями более богатых стран.

    Поскольку уровень экономического развития является достаточно инертной характеристикой, а основные пропорции между странами сохраняются, как правило, в течение длительного периода, то Россия, как и другие страны с низким уровнем экономического развития, может сократить сложившееся отставание от передовых государств практически единственным способом. Это поддержание высоких и устойчивых темпов роста национальной экономики в течение длительного периода. Следовательно, экономический рост, характеризуемый величиной темпов прироста (падения) валового внутреннего продукта на душу населения, представляет собой важнейший показатель экономической безопасности (небезопасности) страны.

    Фактические темпы экономического роста на душу населения в России в 1991--1996 гг. составили отрицательную величину -- -8%. Они оказались ниже не только среднемировых показателей, но и показателей подавляющего большинства стран мира. Среди 209 стран и территорий планеты Россия по этому показателю в 90-е годы занимала 196-е место (рис. 2). За прошедшее десятилетие разрыв в отставании России от наиболее развитых стран мира существенно возрос. Именно отсутствие положительных темпов экономического роста и, более того, продолжающийся экономический спад стали наиболее очевидными признаками критического состояния экономической безопасности страны.

    В чем причины столь острого и длительного экономического кризиса в России? Как преодолеть накопившееся отставание? Какие действия властей способны остановить депрессию? Какая экономическая политика является наилучшей для обеспечения быстрого и устойчивого в долгосрочной перспективе экономического роста?

    Одним из наиболее важных факторов, влияющих на темпы экономического роста и, следовательно, предопределяющих состояние экономической безопасности, является экономическая политика. Межстрановые различия в проводимой экономической политике в большой степени могут быть сведены к различиям в масштабах участия государства в экономической жизни. Основными направлениями экономической политики государства выступают: государственное предпринимательство; бюджетная политика; денежная политика; валютная политика; внешнеторговая политика.

    На рис. 3 показана зависимость в 1978--1991 гг. среднегодовых темпов прироста валового внутреннего продукта на душу населения от масштабов государственного предпринимательства. Показатели 111 стран, по которым имеется соответствующая информация, были сгруппированы в зависимости от удельного веса продукции государственных предприятий в ВВП.

    В первую группу попали страны с наименьшими значениями этого показателя -- менее 3%. Среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения в странах данной группы оказались максимальными -- 1,6%. Вторую группу образовали страны, в которых продукция государственных предприятий составила от 3 до 10% ВВП. Темпы экономического роста стран в этой группе оказались ниже, чем в первой группе, в среднем 1,2% в год. В третьей группе, где масштабы государственного предпринимательства колебались в пределах от 10 до 15% ВВП, темпы экономического роста были еще ниже -- в среднем 1,0% в год. В странах четвертой группы удельный вес продукции государственных предприятий достиг 15--25% ВВП, а темпы экономического роста составили 0,7% в среднем в год. Наконец, в странах с максимальной долей ВВП, производимого на государственных предприятиях, темпы развития экономики становятся отрицательными -- минус 0,3% в среднем в год.

    Важнейшим направлением экономической политики в любой стране является ее бюджетная составляющая. Масштабы перераспределения национальных финансовых ресурсов через государственный бюджет наиболее полно отражаются в показателе удельного веса государственных расходов в ВВП (рис. 4). В соответствии с его величиной 88 стран, по которым имеются необходимые показатели для 1991--1996 гг., были разделены на пять групп.

    Страны с минимальной величиной государственных расходов (менее 17% ВВП) демонстрируют самые высокие темпы прироста ВВП на душу населения -- в среднем 2,4% в год. С увеличением масштабов государственных расходов относительно ВВП темпы экономического роста, как правило, снижаются. Минимальными (0,2% в год) они становятся в пятой группе стран, государственные расходы в которых превышают 45% ВВП.

    Одной из важнейших частей государственных расходов выступает государственное потребление -- расходы государства на закупку товаров и услуг, а также на заработную плату государственных служащих (рис. 5). Это та часть государственных расходов, которая не перераспределяется в виде трансфертов, субсидий, инвестиций, процентов по обслуживанию государственного долга, а потребляется непосредственно государственными организациями. 135 стран, по которым имеются соответствующие данные для 1991--1996 гг., были объединены в пять групп в зависимости от величины государственного потребления в ВВП. Закономерность, обнаруженная для всех государственных расходов, сохранила свое действие и для государственного потребления: чем больше масштабы последнего, тем, как правило, медленнее темпы экономического роста.

    Зависимость темпов экономического роста от бюджетного дефицита (измеренного в процентах к ВВП) в 1991--1996 гг. показана на рис. 6. Обнаруживается, что чем больше размеры дефицита, тем ниже темпы экономического роста. Причем в группе стран, где величина бюджетного дефицита превышает 10% ВВП, темпы экономического роста становятся устойчиво отрицательными -- -0,8% в среднем в год. И, наоборот, в группе стран, где государственные расходы меньше государственных доходов и, где, следовательно, появляется профицит бюджета, наблюдаются самые высокие темпы экономического роста -- в среднем более 2,8% в год.

    Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внутренним и внешним займам. Государственный долг возрастает также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по тем или иным причинам не профинансированных. Зависимость темпов экономического роста от темпов прироста государственного долга отражена на рис. 7. Максимальные темпы экономического роста (более 3,0% в среднем в год) в 1991--1996 гг. наблюдались в странах, сокращавших государственный долг не менее чем на 10 процентных пунктов ВВП ежегодно. В то же время в странах, где государственный долг ежегодно возрастал в среднем на 10 и более процентных пунктов ВВП, темпы экономического роста оказались устойчиво отрицательными (минус 3,4% в среднем в год).

    Власти иногда пытаются компенсировать денежной эмиссией недостаток частных кредитных ресурсов для финансирования бюджетного дефицита. Необходимость кредитов центрального банка мотивируют также важностью поддержки реального производства. Однако последствия неограниченной эмиссионной политики оказываются прямо противоположными (рис. 8).

    В группе стран, в которых среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП не превышали 3%, темпы экономического роста оказались максимальными -- 2,2% в год. Увеличение масштабов денежной эмиссии при прочих равных условиях приводит к замедлению темпов роста национальных экономик. В группе стран, в которых темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП превысили 100%, наблюдалась устойчиво отрицательная экономическая динамика (-1,9% в год).

    Поскольку динамика денежной массы в большой степени предопределяет динамику инфляции, зависимость темпов экономического роста от темпов инфляции имеет весьма схожий характер (рис. 9). Максимальные темпы прироста ВВП на душу населения достигнуты в группе стран со среднегодовыми темпами инфляции ниже 3%. При повышении темпов инфляции темпы экономического роста, как правило, снижаются. При среднегодовых темпах инфляции от 40 до 100% в год экономический рост прекращается. При темпах инфляции, превышающих 100%, душевые показатели производства ВВП снижаются в среднем на 3% ежегодно.

    В дискуссиях об инструментах экономической политики иногда отмечаются положительные последствия регулярной девальвации национальной валюты для долгосрочного стимулирования национального экспорта с целью ускорения роста производства. Но такие выводы не подтверждаются международными сравнениями. Зависимость темпов экономического роста от темпов девальвации, если и существует, то носит обратный характер (рис. 10).

    Максимальные темпы прироста ВВП на душу населения (2,3% в среднем в год) в 1991--1996 гг. были в странах, валюты которых в указанные годы не подешевели, а подорожали по отношению к американскому доллару. Снижению курса национальной валюты по отношению к доллару в пределах от 0 до 5% в год соответствовали среднегодовые темпы экономического роста около 1,3%. При снижении курса валюты в пределах от 40 до 100% в год положительный экономический рост, как правило, прекращался. При темпах обесценения валют, превышавших 100% в год, среднегодовые темпы производства ВВП на душу населения при прочих равных условиях падали в среднем до -2,8%.

    Еще одним инструментом, якобы обеспечивающим защиту национальных производителей от иностранной конкуренции и будто бы способствующим подъему реального производства, иногда считают повышение импортных пошлин. Увеличение же налоговой нагрузки на внешнюю торговлю имеет прямо противоположные последствия (рис. 11). Максимальные темпы экономического роста (более 2,4% в среднем в год) в 1975--1996 гг. были зафиксированы в группе стран с минимальным уровнем налогообложения внешнеторгового оборота (менее 1%). Увеличение налогов на экспорт и импорт при прочих равных условиях приводит к замедлению темпов экономического роста. Последние были минимальными (0,2%) в группе стран с максимальными значениями налоговой нагрузки (более 10% внешнеторгового оборота).

    Анализ данных по большой совокупности стран мира (от 88 до 158 в зависимости от наличия данных по выбранным показателям) позволяет выявить следующие закономерности:

    • темпы экономического роста в странах современного мира находятся в обратной зависимости от масштабов деятельности государства;
    • максимальные темпы экономического роста обеспечиваются при минимальном участии государства в экономической жизни, а минимальные темпы роста -- при его максимальном участии;
    • при увеличении масштабов деятельности государства темпы роста, как правило, снижаются, при ослаблении экономического бремени государства -- повышаются.

    Поэтому направления экономической политики государства выступают определяющими факторами экономической безопасности страны, а количественные характеристики государственной деятельности -- показателями ее экономической безопасности. Усиление активности государства, как правило, ведет к снижению темпов экономического роста, а следовательно, и к снижению уровня экономической безопасности страны. Обеспечение более высокого уровня экономической безопасности возможно лишь при сокращении масштабов вмешательства государства в экономическую жизнь.

    С этой точки зрения становится понятным, что произошло в России и в ряде других постсоветских стран в конце 80-х и в течение 90-х годов. Из данных таблицы 7 видно, что значения показателей деятельности российского государства по всем направлениям существенно превысили среднемировые показатели. Именно многократное увеличение масштабов вмешательства государства в экономическую жизнь привело страну в последнее десятилетие к беспрецедентному экономическому и социальному кризису, далеко отбросившему ее от многих стран современного мира.

    Таблица 7. Среднегодовые значения показателей экономической безопасности в 1991--1996 гг. (в %)

    Показатели экономической политики и ее результаты Среднемировые Россия
    1. Продукция государственных предприятий к ВВП 13,2* 47,7
    2. Государственное потребление к ВВП 17,5 18,7
    3. Государственные расходы к ВВП 24,7 51,3
    4. Дефицит бюджета к ВВП 4,1 15,9
    5. Прирост государственного долга к ВВП 0,4 35,7
    6. Темпы прироста денежной массы за вычетом реального ВВП 41,9 206,0
    7. Темпы инфляции 41,3 296,1
    8. Темпы снижения валютного курса 36,8 345,0
    9. Налоги на внешнюю торговлю к внешнеторговому обороту 3,7 6,9
    љљљ Темпы прироста ВВП на душу населения 1,1 -8,0
    Экономика может характеризоваться множеством показателей. В таблицах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 г., например, использовалось более 300 показателей. Из них в качестве индикаторов Центром финансово-банковских исследований было отобрано 150 показателей, которые отвечают следующим критериям:
    . измеряют в количественном виде угрозы экономической безопасности;
    . обладают высокой чувствительностью и изменчивостью, а потому раньше других способны предупреждать о грозящей опасности;
    . имеют высокую степень взаимосвязи, которая отчетливо проявляется в момент опасности.
    Основные индикаторы, которые широко используются в мировой практике для характеристики экономической безопасности страны, условно можно объединить в четыре группы: производственно-экономические, финансово-экономические, социально-экономические и политические.
    /. Производственно-экономические показатели:
    . валовой внутренний продукт — конечная стоимость всей совокупности товаров и услуг, произведенных за определенный период (обычно за 1 год) времени на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий. Параллельно с ним используется такой показатель, как валовой национальный продукт, который включает в себя совокупную стоимость товаров и услуг всех национальных предприятий независимо от их местонахождения;
    . дефлятор ВВП — отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах. При этом номинальный ВВП исчисляется в текущих ценах, а реальный ВВП — в ценах базового периода;
    чистый национальный продукт — ВНП за вычетом амортизационных отчислений;
    национальный доход — ЧНП за вычетом косвенных налогов и государственных субсидий предприятиям; использованный национальный доход — НД за вычетом потерь и внешнеторгового сальдо (чистый экспорт); экономический рост — темп прироста реального ВНП, т.е. его увеличение (уменьшение) за определенный период, выраженное в процентах;
    темп роста — выраженное в процентах отношение какого-либо экономического показателя в текущем периоде к его значению в базовом.
    2. Финансово-экономические показатели:
    платежный баланс — соотношение между суммой платежей, полученных страной из-за границы, и суммой платежей, произведенных ею за границей за определенный период времени. Если платежей поступило больше, то баланс активный. Если больше уплачено за границу, то баланс пассивный; государственный бюджет — план доходов и расходов государства;
    . дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами; государственный долг — сумма дефицитов и избытков государственного бюджета за какой-то период;
    . инвестиции — вложения капитала в ценные бумаги (финансовые, портфельные) или в производство (реальные, прямые): валовые — общая сумма капитала, направленного в течение определенного периода времени на увеличение основного капитала и запасов; чистые — валовые инвестиции за вычетом амортизационных отчислений;
    . основные денежные показатели:
    М0 — агрегированный показатель денежной массы, учитывающий наличные деньги в обращении;
    M1 — включает в себя M0, а также счета населения в сбербанках до востребования, депозиты населения и предприятий в банках до востребования, денежные средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах;
    М2 — представляет собой сумму M1, и срочных вкладов (до 100 000 долларов) в сбербанках;
    М3 — отражает суммарную величину M2, депозитных сертификатов банков и облигаций государственного займа.
    3. Социально-экономические показатели".
    . уровень занятости — процент занятых (имеющих работу) в составе трудоспособного населения;
    . уровень (норма) безработицы — отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения, выраженное в процентах;
    . прожиточный минимум (физиологический и социальный) — стоимость минимального набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения физических потребностей (физиологический минимум), а также для обеспечения признанных обществом социальных и духовных запросов;
    . уровень (порог) бедности — доля числа людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, в численности населения от 15 лет:
    — верхний порог бедности — уровень доходов, не обеспечивающий социальные и духовные запросы;
    — нижний порог бедности — уровень доходов, не обеспечивающий даже физиологический прожиточный минимум;
    . децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан;
    . индекс потребительских цен — выраженное в процентах отношение стоимости потребительской корзины в текущем году к ее стоимости в базовом году;
    . темп (уровень) инфляции — выраженный в процентах темп прироста индекса потребительских цен за определенный период времени.
    4. Политические показатели: уровень легитимности власти.
    Пороговые значения рассмотренных показателей (индикаторов), т.е. их предельные величины, обеспечивающие безопасное состояние экономики, являются важным инструментом теоретического анализа, прогнозирования и выработки соответствующей социально-экономической политики. Мировой теорией и практикой в настоящее время выработаны пороговые значения многих показателей.
    Данные о соотношении значений некоторых из них с фактическим положением дел в России по состоянию на середину 90-х гг. XX в. и начало XXI в. приведены в табл. 12.2 и 12.3.
    Как следует из табл. 12.2, в России пороговые значения всех приведенных показателей в 1996 г. были превышены. Это явное свидетельство несостоятельности проводимой руководством страны в тот период социально-экономической политики.




    Вместе с тем по ряду важнейших показателей — индикаторов национальной безопасности — Россия продолжает оставаться в зоне опасности (см. табл. 12.3). Особую озабоченность вызывает нерешенность социальных проблем. Так, поданным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, хотя и сократилось с 41,9 млн чел. в 2000 г. до 29,6 млн чел. в 2003 г., продолжала оставаться весьма значительной. Их доля в общей численности населения России в 2003 г. достигла 20,6%. Обратную желаемой, обеспечивающей приближение к пороговым значениям безопасности, имеет динамика коэффициента Джини, который с 0,395 в 2000 г. вырос в 2003 г. до 0,40 (приемлемый, по мнению ряда авторов, — 0,20—0,25), и коэффициента дифференциации доходов, увеличивающегося постоянно и достигшего в 2003 г. значения 14,3 раза. В этой связи были своевременными и весьма актуальными инициативы Президента РФ 2005 г., направленные на решение социальных проблем в России.
    Наметившаяся динамика сохраняется в последние годы, несмотря на кризис. Кроме того, расширился перечень параметров экономической безопасности, позволяющий всесторонне оценить уровень внешних и внутренних угроз и степени защищенности национальной экономики:
    . расширены показатели по реальному сектору экономики, включающие расходы на национальную оборону и государственную безопасность, отношение запасов полезных ископаемых к их добыче;
    . увеличено число показателей социальной сферы — средняя продолжительность жизни, среднее расчетное количество рождаемости на одну женщину, средства на здравоохранение, образование и культуру, площадь жилья на одного жителя, отношение средней пенсии к средней заработной плате;
    . в результате финансового кризиса особое внимание уделено денежно-финансовой сфере, в которой представлены такие показатели как уставный капитал банков в процентах от ВВП, инвестиции коммерческих банков за счет заемных средств, инвестиции банков по государственным и гарантированным правительством обязательствам, объем кредитов в процентах к ВВП, невозвраты кредита в общем объеме потребительского и ипотечного кредитов, дневные колебания индекса фондового рынка, нерезиденты в совокупных активах банковской системы;
    . расширены показатели внешнеэкономической сферы по внешнему корпоративному долгу и сальдо внешнеторгового баланса.
    В новом документе стратегического планирования, Доктрине продовольственной безопасности (п. 8 раздел II «Показатели продовольственной безопасности Российской Федерации и критерии их оценки»), в качестве критерия состояния продовольственной безопасности определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка с учетом переходящих запасов соответствующих продуктов, имеющий следующие пороговые значения:
    . зерна — не менее 95%;
    . сахара — не менее 80%;
    . растительного масла — не менее 80%;
    . мяса и мясопродуктов (в перерасчете на мясо) — не менее 85%;
    . молока и молокопродуктов (в перерасчете на молоко) — не менее 90%;
    . рыбной продукции — не менее 80%;
    . картофеля — не менее 95%;
    . соли пищевой — не менее 85%.
    В отличие от «Доктрины продовольственной безопасности» «Стратегия экономической безопасности» — 2020! пороговых значений своих показателей не приводит. До настоящего времени нормативно-правового утверждения они не получили. Поэтому сравнение фактических индикаторов экономической безопасности России, США и Китая с их предельными (пороговыми) значениями в мировой практике представляется оправданным, а, возможно, и более объективным (табл. 12.4).
    Таблица 12.4
    Сопоставление фактических индикаторов экономической безопасности с пороговыми значениями экономической безопасности2




    Резюмируя все изложенное выше, можно сделать вывод о том, что при убедительной положительной динамике по многим показателям, по ряду важных индикаторов Россия продолжает оставаться в зоне опасности. Положение усугубляют новые угрозы, исходящие от ряда международных организаций в связи с событиями 2014— 2015 гг. в Украине.