Инновации в рамках национальных инновационных систем. Национальная инновационная система России

Введение

1.2 Типы НИС

Глава 2. Мировой опыт формирования НИС, их особенности

Глава 3.Формирование национальной инновационной системы в России

3.1 Общая характеристика России в сфере инновационной экономики

3.2 Российская венчурная компания как основа формирования НИС

3.3 Участие России в международных проектах, связанных с инновационной деятельностью

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком смысле, поскольку характеризуется резким усилением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формировании мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Приспособление к новым условиям воспроизводства происходит в форме перестройки экономических процессов, суть которой заключена в переориентации с экстенсивных на интенсивные формы использования главных факторов экономического развития: основного капитала, рабочей силы, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, новых знаний и технологий. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа - инновационной, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.

В условиях глобализации и образования единого мирового рынка формирование инновационных систем приобрело характер центрального экономического процесса в индустриально развитых странах. Это означает, что доминантой экономического роста становится система научных знаний, новых технологий, инновационных процессов, продуктов и услуг.

Главными компонентами инновационных систем выступают научные, научно-технические, технологические, социально-организационные новшества, воплощенные как в различных материальных, так и в нематериальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, уровню распространения и пр. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.

Цель нашей работы – это анализ действующих и формирующихся НИС.

Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:

Определить понятие и сущность национальной инновационной системы;

Выявить признаки инновационной системы;

Рассмотреть типы НИС;

Проанализировать опыт иностранных стран в формировании НИС;

Проанализировать современную ситуацию в инновационной деятельности в России;

Рассмотреть внутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.


Глава 1. Теоретические основы формирования национальной инновационной системы (НИС)

1.1 Понятие, сущность и признаки НИС

Характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, исследователи говорят о формировании "экономики инноваций", "экономики знаний", "новой экономики" и др. Но вне зависимости от терминологии и оценок причин перехода большинство из них признает, что изменился тип воспроизводства; его основной чертой становится развитие национальных инновационных систем (НИС) .

Обычно НИС характеризуют как совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. О ней говорят как об обеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видов деятельности . Под НИС также понимают "совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС – комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности" .

Таким образом, НИС – это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг), осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики.

Основоположниками теории формирования НИС можно по праву считать К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания) , Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста).

Большинство исследователей проблем перехода экономики на инновационный путь развития фиксируют принципиальные условия и следствия данного перехода :

Мировая экономика переживает качественно новый этап в своем развитии. Свидетельство этому – востребованность инноваций не отдельными предпринимателями, а национальными экономиками.

Возникла такая экономическая категория, как "человеческий капитал". Накапливая и используя его, экономические субъекты получают ренту, по содержанию идентичную доходу от вложений в ценные бумаги или от банковского кредитования. Как результат, на национальном и международном уровнях обостряется борьба за присвоение названной ренты, а значит, за права собственности на человеческий капитал. Поэтому возникает необходимость в институтах, минимизирующих ущерб НИС от этого вида конкуренции.

- "провалы рынка" в инновационной сфере вынуждают государственные органы развитых стран в случае необходимости принимать на себя часть расходов и ответственности, регулировать направления рынка инноваций и быстро реагировать на изменение ситуации. Поэтому принципиально важно определить меру участия в развитии НИС граждан как носителей человеческого капитала, бизнеса, публичных институтов (государственных, региональных, муниципальных), а также общественных организаций.

Экономике инноваций присуща своя форма накопления, собственная структура богатства и особые критерии оценки эффективности накопления. То, что считалось ростом в системе индустриального общества, не является таковым в современных условиях, поскольку не любой экономический рост приводит к инновационному развитию и не любой рост основан на инновациях. Наконец, такая экономика рискованна и невозможна без "длинных денег", которые не появятся без соблюдения как минимум двух исходных условий: доверия инвесторов к государству и четко сформулированной им инновационной политики.

Как уже отмечалось, экономика инноваций проявляется в повышении в национальном богатстве доли составляющих, ранее относимых к внеэкономическим; в увеличении расходов государства, предпринимателей и домашних хозяйств на накопление человеческого капитала.

Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме инноваций позволил обобщить и сформулировать некоторые основополагающие признаки инновационной экономики. Представляется, что она является таковой, если в обществе происходят следующие процессы :

Выделяется особая роль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, присутствует готовность к трансферу знаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;

Осуществляется ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно растущего научно-технического прогресса;

Сформированы развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовывать инновационный процесс, основанный на внедрении высоких производственных технологий и повышении конкурентоспособности производства;

Происходят радикальные изменения социальных структур, которые приводят к расширению и активизации инновационной деятельности не только в производственной, но и в других сферах – управлении, образовании, культуре, а также в быту;

Создана система опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественного производства и регионов страны.

Данные процессы в целом свидетельствуют о том, что важнейшим условием формирования экономики знаний являются высокая инновационная активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие эффективной инновационной инфраструктуры. Последняя выступает в качестве базовой составляющей инновационного потенциала общества, "точки опоры" и фундамента инновационной экономики.

Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (технологических и организационно-управляющих систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.

Инновационный менеджмент Маховикова Галина Афанасьевна

5.1. Национальные инновационные системы и национальные инновационные стили

Формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей политики государства, его серьезной экономической задачей. Национальная инновационная система должна обеспечить объединение государственных органов управления, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора для ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

В России формирование национальной инновационной системы предусматривает:

Создание благоприятной экономической и правовой среды;

Построение инновационной инфраструктуры;

Совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Для формирования национальной инновационной системы необходимо решить следующие основные задачи.

Совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала.

Проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты.

Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т. п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Основным пакетом программных документов в области развития национальной инновационной системы, который был утвержден на совместном заседании Совета безопасности Российской Федерации, президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте Российской Федерации (пр. № 576 от 30 марта 2002 г.), считаются:

1) Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (далее – «Основы политики»);

2) Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации на период до 2010 г.;

3) Перечень критических технологий Российской Федерации. Среди важнейших направлений государственной политики в области науки и технологий, помимо опережающего развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок, сохранения и развития кадрового потенциала, интеграции науки и образования и укрепления международного научно-технического сотрудничества, названы такие новые направления, как формирование национальной инновационной системы и повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности.

К мероприятиям по реализации «Основ политики» можно отнести:

Оптимизацию сети научных организаций и реструктуризацию государственного сектора научно-технического комплекса;

Формирование заказа государства на научно-техническую продукцию;

Создание системы долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий;

Совершенствование законодательства о развитии науки и технологий и организацию независимой экспертизы проектов федеральных законов и иных правовых актов, регулирующих взаимоотношения субъектов научно-технической деятельности;

Создание единой национальной системы учета научных, научно-технических результатов, продукции и услуг и контроля за их использованием и др.

Инновационный стиль страны показывает направление и степень осуществления действий страны в области исследований и разработок. Для этого используется патентная статистика, которая позволяет получить данные, сгруппированные по отдельным технологическим областям. Для анализа инновационных стилей специалисты выделяют четыре исторических периода.

1. Период, предшествовавший Первой мировой войне (1890–1914 гг.).

2. Периоде 1915 по 1939 г.

3. Вторая мировая война и период до 1964 г.

4. Современный период с 1964 г.

Каждый временной период отражает стабильный инновационный стиль страны. Специалисты в своих исследованиях показывают, что существуют исторические комбинации со схожими инновационными стилями, при этом, имея схожесть в институциональных, социальных и экономических системах в какой-либо временной период. Например, схожие инновационные стили имели Германия и Швейцария (кроме третьего периода), США и Швеция, Великобритания и Франция имели схожие инновационные стили в третьем и четвертом периодах.

Более подробно мировую статистику по исследованиям и разработкам можно посмотреть в международных документах (соответственно, сделать определенные выводы по инновационному стилю той или иной страны). К ним относятся:

Сборники «Main Science and Technology Indicators» («Основные показатели в области науки и техники в E/CN.3/2008/2107-64465 5») и «Research and Development Statistics» («Основные статистические данные о НИР и ОКР») – оба издания выходят два раза в год;

Аналитическая база данных о расходах предприятий на НИР и ОКР, которая называется так в связи с тем, что секретариат ОЭСР корректирует ее данные, с тем чтобы компенсировать известные отклонения и недостатки в официальных данных предприятий о расходах на НИР и ОКР. Эта аналитическая база данных ежегодно публикуется в электронной форме и в печатном виде на официальном сайте ОЭСР.

К другим изданиям в области науки и техники относится ежегодник «Compendium of Patent Statistics» («Сборник статистических данных о патентах») и выходящее два раза в год издание «Biotechnology statistics» («Статистика биотехнологий»).

Помимо этих обычных изданий ОЭСР публикует данные о науке и технике в некоторых других сборниках, как, например, «STI Scoreboard» («Основные данные о науке, технике и изобретениях»), которые дают полное представление о показателях внедрения инноваций в той или иной стране и ее месте в глобальной экономике.

К числу последних изданий относятся исследования, посвященные условиям труда и международной мобильности лиц, имеющих докторскую степень, патентам в сфере нанотехнологий и сверхкраткосрочным показателям патентной статистики.

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

8.2. Инновационные стратегии предприятия Выбор инновационной стратегии предприятия – одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегия внедрения нововведений, выбираемая предприятием, лежит в

автора Мухамедьяров А. М.

3.3. Малые инновационные предприятия Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

3.4. Венчурные (рисковые) инновационные предприятия и технопарки В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получает специфическая их форма – рисковый бизнес (рисковые предприятия). Эти организации отличаются небольшой

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

10.1.1. Национальные инновационные системы и тенденции в управлении инновационным развитием В последние 20 лет стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей – обеспечивают основу устойчивого

Из книги Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: учебное пособие автора Белоусова Вероника Юрьевна

5.3. Национальные и международные системы расчетов крупными суммами 5.3.1. FedWire и CHIPS (США)Эти две системы осуществляют основную часть операций по переводу крупных денежных сумм в оптовом секторе платежного оборота США. FedWire – крупнейшая RTGS среди национальных систем валовых

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

7.6. Инновационные модели финансирования жилищного строительства По данным Росстата (февраль 2010 г.) объемы введенного в строй жилья в России за 2009 год (59,8 млн кв. м) сопоставимы с 2008 г. В 2010 году запланировано к введению еще 60 млн кв. м. Вместе с тем, результаты двух

Из книги Политэкономия войны. Как Америка стала мировым лидером автора Галин Василий Васильевич

автора

2.7. Специфические механизмы и сетевые инновационные структуры Выше было сказано, что, помимо изучения и внедрения ценного зарубежного опыта организации научно-технического развития, необходимо начать работу по созданию инновационно-производственных структур и

Из книги Новая русская доктрина: Пора расправить крылья автора Багдасаров Роман Владимирович

2.8. Комплексные инновационные проекты Запуск в короткие сроки ряда комплексных проектов под общим условным названием «Здесь и сейчас», с самым широким привлечением негосударственных и общественных организаций, может стать мощным пропагандистским успехом образа новой

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

Из книги Кризис – это возможность. 10 стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху перемен автора Стейнберг Скотт

Как преуспевают самые инновационные компании Современные успешные лидеры относятся к бизнесу как к игре возможностей, постоянно делая оригинальные, продуманные ставки и не останавливаясь на достигнутом. Вы можете называть их смельчаками, авантюристами

Из книги Опять совещание?! Как превратить пустые обсуждения в эффективные автора Перл Дэвид

Зачем нужны инновационные встречи? На инновационной встрече коллектив вместе создает идеи, которые ни один из участников самостоятельно бы не придумал. На хорошей встрече не вы рождаете идеи, а идеи рождаются сами.Как я уже говорил выше, когда я не работаю в бизнесе, я

Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

1.1. Глобализация и инновационные факторы развития предприятия В современных условиях стратегию развития национальных экономик, отдельных отраслей и предприятий во многом определяют процессы глобализации. Эти процессы объективны и являются следствием сложившейся

Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

78. Инновационные точки кипения (Граттон) ИнструментНе «болеет» ли ваша организация зудом креативности? Не следует ли ей им на самом деле переболеть?Нет ли такого зуда у ваших конкурентов? Если да, почему вы всё еще в стороне?Линда Граттон в своей книге, изданной

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

19.4.3. Закупки и спрос на инновационные товары Чем больше рынок для инновационного товара, тем сильнее стимул инвестировать в него. Недавнее эмпирическое исследование воздействий размера рынка на выпуск новых препаратов и фармацевтические инновации ясно показывает,

Из книги Ресторан выездного обслуживания (кейтеринг): с чего начать, как преуспеть автора Погодин Кирилл

Национальные особенности Сегодня многие кейтеринговые компании говорят о том, что могут предложить блюда различных национальных кухонь мира. Высшим пилотажем можно считать комплексную разработку и реализацию мероприятия в том или ином этностиле, когда меню

Различные мета-структурные изменения на уровне как отдельной организации, так и союза, ассоциации, совместного предприятия и пр. могут рассматриваться как очень важный и перспективный источник инновационного развития. Однако во многих случаях эти изменения могут оказывать негативное влияние на способность предприятия воспринимать новые идеи, решения и предложения, а также осуществлять их внедрение. Одной из причин этого может быть чрезмерное расходование интеллектуального, личностного и временного ресурса его сотрудников на совладание с трудностями мета-структурных изменений, а также на оптимизацию организационного построения вновь создаваемых структур в ущерб их активности по поиску и внедрению новых идей и технологий.

Для того, чтобы избежать возможных негативных последствий при формировании альянсов и объединений в контексте их инновационной деятельности проводятся многочисленные исследования закономерностей функционирования таких систем.

Концепт инновационных систем тесно связан с понятием технологических систем, которые понимаются как сети различных активных звеньев, взаимодействующих в определённой экономической или производственной области, включённых в определённую организационную структуру и участвующих в процессах продуцирования, распространения и утилизации различных технологий .

Основная идея, стоящая в основе понятия "инновационная система", заключается в том, что сами инновации, а также процесс их распространения, являются одновременно и индивидуальным, и коллективным актом. Таким образом, принято считать, что инновационная система состоит из сетей индивидов и организаций, которые порождают, развивают, распространяют и используют инновации . Системы инноваций построены таким образом, что обеспечивают реализацию следующих процессов:
продуцирования идей;
развития, распространения и тестирования идей на их пригодность и практичность;
трансформации и превращения идей в "ноу-хау", знания и технологии;
превращения идей, информации и знаний в востребованные продукты на коммерческом, экономическом, социальном и пр. уровнях.

В контексте исследования инновационных систем отдельное внимание должно быть уделено инновационной инфраструктуре, "...представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы" [Основы инновационного менеджмента, 2000, с. 40].

Выделяется ряд функций инновационных систем, реализация которых позволяет такой системе устойчиво и эффективно функционировать . Ниже рассмотрим их более подробно.

Функция 1. Предпринимательская активность. Активная деятельность звеньев инновационной системы является важнейшим фактором, обуславливающим успешность её функционирования. Роль предпринимательской инициативы с наибольшей силой проявляется в трансформации новых знаний и идей в конкретные перспективные коммерческие перспективы и планы. В этой связи предприниматель является ключевым звеном в процессе рождения и внедрения инноваций. Без его активной деятельности их появление становится невозможным.

Функция 2. Совершенствование знаний (обучение). В связи с тем, что в настоящее время экономика постепенно приобретает черты экономики знаний, и эти знания приобретают важнейшее значение в контексте социально-экономического развития, образование в его фундаментальных и прикладных формах превращается в один из наиболее мощных факторов, обуславливающих это развитие. Знания и обучение становятся источником инноваций, а также силой, способной поддерживать и расширять глобальный инновационный процесс. Выделяются несколько видов обучения в контексте функционирования инновационной системы, наиболее важными из которых являются "обучение через наблюдение" и "обучение через действие".

Функция 3. Распространение знаний через сети. Если распространение инноваций внутри отдельной организации может осуществляться традиционными методами, включающими в себя директивные указания и распоряжения, а также действия участников инновационного процесса в соответствии с их должностными инструкциями, то в инновационной системе такие методы могут оказаться неэффективными. Прежде всего это связано с тем, что распоряжения со стороны руководства одной организации совсем не являются обязательными для исполнения сотрудниками другой. Кроме этого, различия в параметрах организационной культуры и принципах профессиональной деятельности в различных звеньях одной и той же инновационной системы могут приводить к расхождениям в понимании смысла и цели тех либо иных процессов, происходящих в рамках одного инновационного проекта.

Во многих случаях информационный обмен оказывается особенно важным в контексте согласованной работы государственных и коммерческих структур, а также в процессе анализа ранка и выработки единой маркетинговой стратегии всеми участниками инновационной системы.

Обмен знаниями и информацией подразумевает согласование самых разных параметров на этапах формирования стратегической линии развития такой системы. Так, объектами согласования могут быть общие стандарты деятельности различных звеньев системы, формулирование долгосрочных планов, целей и пр. Эти параметры должны разрабатываться с учётом новейших технологических и научных достижений. Таким образом, активность звеньев инновационной системы в условиях обмена информацией и знаниями может рассматриваться как "обучение через взаимодействие" или в случае включения в анализ провайдера информационного обмена как "обучения через применение" .

Функция 4. Поиск направлений дальнейшего развития. В инновационной системе декларируются стратегические цели развития, которые определяют основное направление деятельности её элементов и участников. Так, к примеру, ориентация на экономию ресурсов в такой системе может приводить к появлению сберегающих технологий. Критериями эффективности такой поисковой активности могут являться успех в конкурентной борьбе, достижение поставленных целей социального развития, согласованная работа компонентов инновационной системы и пр.

Функция 5. Формирование рынка. Развитие и внедрение новых технологий зачастую сдерживается доминированием старых, устоявшихся и отживших свой век методов и подходов. Таким образом, необходимо "расчищать место" для развития перспективных проектов. На уровне организации, например, это может быть осуществлено с помощью специальных регламентирующих процедур или методами вознаграждения, а на уровне целого государства - с помощью налогового регулирования.

Функция 6. Мобилизация ресурсов. Для успешного функционирования инновационных систем необходима мобилизация финансовых, человеческих и пр. ресурсов. В условиях устойчивого и ритмичного развития эти ресурсы в большинстве случаев равномерно распределены между агентами этого развития. В случае же инициации инновационного процесса зачастую необходима резкая мобилизация этих ресурсов для того, чтобы обеспечить стартовый импульс этому процессу. В наибольшей степени сказанное относится к инновационным скачкам, которые будут подробно рассмотрены в разд. 4.2.

Функция 7. Создание сил, противодействующих инновациям. Эта функция инновационных систем является во многом парадоксальной. Парадоксальность обуславливается тем, что для успешного протекания инновационного процесса необходимо наличие сдерживающих сил или той традиционной среды, в которой будущая инновация должна вызреть и консерватизм и сопротивление которой она должна преодолеть прежде, чем окажется по достоинству оцененной и внедрённой в практику. В этом случае она может выступить "могильщиком" старой системы, одновременно являясь её "кровью и плотью".

В деятельности инновационной системы отдельно встаёт проблема её эндогенной (внутренней) и экзогенной (внешней) гармонизации [Основы инновационного менеджмента, 2000]. Эндогенная гармонизация подразумевает увязывание деятельности её различных подструктур и звеньев в единый процесс, направленный на достижение стратегических целей. Для этого необходимо решение следующих основных задач:
разработки конкретных проектов и программ;
формирования ориентированной на инновации организационной структуры и методов её коррекции (в случае необходимости);
обеспечения кооперации в процессе реализации инновационных программ и проектов;
проектирования производственных процессов;
разработки планов продвижения и реализации инновационной продукции;
подбора и обучения персонала для реализации инновационных программ;
формирования и развития системы распределения функций;
разработки системы поддержки и стимулирования творческой и инновационной инициативы;
формирования творческой психологической атмосферы.

Экзогенная гармонизация предполагает согласование инновационной системы с внешней средой. В процессе этого согласования должны быть решены следующие задачи:
выработка планов долговременного развития;
разработка процедур формирования средне- и краткосрочных планов на основе принятой стратегии развития;
проведение маркетинговых исследований;
увязывание планов развития системы с социально-политическими, юридическими экономическими, экологическими и пр. нормами, правилами и традициями;
изучение и использование передовых технологий и прогрессивного опыта у конкурентов;
увязывание планов инновационного развития системы с реалиями научно-технического прогресса.

В процессе анализа инноваций на организационном уровне могут быть выделены и изучены преимущественно структурные составляющие инновационного процесса. Для исследования социально-психологических условий рождения и практической реализации инноваций необходимо осуществление анализа также на групповом уровне.

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОСТОЯННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Внедрение достижений науки и техники, новых технологий коренным образом изменило современную структуру мирового хозяйства, дало возможность развитым странам обеспечить себе технологический отрыв от сдачи национальных экономик. Невозможность национальной экономики обеспечить быструю структурную перестройку на началах нового технологического уклада не просто тормозит ее развитие, а и спричинює ее производственно-технологическую деградацию и пребывание на периферии мирового экономического процесса.

Построение постиндустриального общества невозможная без широкого внедрения инноваций. Термин «инновация» определяется как знания, воплощенные в новую комбинацию экономических ресурсов, которые могут повысить эффективность экономической деятельности. Инновации разделяют на три большие группы: базовые инновации, усовершенствованные инновации, псевдоинновации. Каждая из них характеризуется мерой изменений, которые происходят в усовершенствованном объекте. Базовые инновации предусматривают создание принципиально нового, который не имеет аналогов, продукта или технологии. В процессе адаптивной дифференциации базовой инновации возникают усовершенствованные инновации, для которых характерным есть качественное усовершенствование уже существующих продуктов или технологий. Возникновение псевдоінновацій трактуется как несуществующие изменения продуктов и технологий (например, меняются лишь дизайнерские параметры, а не сам продукт или технология) или как диффузии инновации (инновации для себя - освоение предприятием новых видов продукции, которые уже представлены на рынке).

Широкое внедрение инноваций является условием становления национальной инновационной системы.

Опыт развитых стран свидетельствует, что структурная перестройка экономики постиндустриального общества, повышение ее конкурентоспособности возможные лишь при условии широкого внедрения инноваций, то есть активизации инновационной деятельности, которая будет основываться на максимальном использовании инновационного потенциала регионов.

Инновационный потенциал региона - совокупность всех имеющихся в регионе видов ресурсов, включая интеллектуальные, материальные, финансовые, информационные и прочие, необходимых для обеспечения инновационного процесса на всех стадиях от продуцирования новых знаний к распространению и реализации инновационной продукции, а также способности субъектов хозяйствования к восприятию инноваций и их инновационной активности.

Лишь такой потенциал может обеспечить создание и реализацию принципиально технологически новой продукции, которая способная усилить конкурентные преимущества товаропроизводителей. Массовая инновационная деятельность товаропроизводителей возможная лишь при условии эффективного функционирования национальной инновационной системы, которая присущий индивидуально каждой стране и формируется из разных подсистем и элементов.



Концепцию национальной инновационной системы, сосредоточенной на индивидуальных особенностях организации инновационного процесса в разных странах, функциях отдельных общественных и частных учреждений и их формах взаимодействия, разработано в конце XX ст. шведским ученым Б. Лундвуллом, английским К. Фрімом, американским Р. Нельсонсом.

Научно-методические принципы формирования и функционирование национальной инновационной системы базируются на идеях Й. Шумпетера (инновации - основной фактор экономической динамики); Ф. Хайєка (особая роль знаний в экономическом развитии); Д. Норта (институционная среда как основная фактор, который оказывает непосредственное влияние на содержание и структуру инновационной деятельности). Факторы формирования и особенности развития национальной инновационной системы изучали отечественные ученые (Л. Федулов, М. Пашутий, М. Шарко, О. Волкова, Г. Денисенко).

Национальная инновационная система (НИС) - комплексная система институтов правового, финансового и социального характера, деятельность которых состоит в создании, распространении и внедрении разных инновационных продуктов, в т. ч. с целью коммерческой прибыли и повышения конкурентоспособности.

Структуру НИС формируют такие подсистемы: продуцирование научных знаний и инноваций; образования и профессиональной подготовки кадров; коммерциализации научных знаний и инноваций; использование (производство конкурентоспособной продукции и услуг) инноваций; инновационной инфраструктуры; учреждений управления и регулирование и правового, социального, финансового характера. Объектами НИС есть непосредственно инновации в физической или другой форме, которые созданы для коммерциализации или получения другого эффекта. Субъектами НИС могут быть субъекты хозяйствования всех форм собственности или их структурные элементы, которые способны производить, распространять и использовать инновации (научные организации, производства, предприятия, учреждения инновационной инфраструктуры), а также органы государственного управления и контроля за инновационным процессом.

Целью развития НИС является такая организация экономики Украины, по которой роль основного источника постоянного экономического роста будут отыгрывать новые знания и их технологическое применение.

Как система взаимосвязанных учреждений НИС объединяет общество (в т.ч. членов правительства, законодателей, предпринимателей, научных работников, просвещенцев, инвесторов и др.) для осуществления согласованных мер, которые будут ускорять развитие инвестиций.

Законодательные принципы развития НИС в Украине до сих пор не определены, не конкретизированная ее структура, а лишь отдельные сегменты (формирование институционного устройства инновационной экономики, определение технологических приоритетов инновационного развития производственной сферы экономики, финансирование научно-технической и инновационной деятельности). Инновационное предпринимательство и рынок объектов права промышленной собственности развиваются фрагментарно.

Для переходных экономик наряду с подсистемой управления и регулирования инновационных процессов особого значения приобретает инновационная инфраструктура - весь необходимый спектр государственных и частных структур, которые обеспечивают развитие и поддержку всех стадий инновационного цикла. Она охватывает:

Производственно-технологические структуры (инновационные кластеры, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические та инжиниринговые фирмы, фирмы, которые изготовляют импортозамещающую продукцию);

Объекты информационной системы (аналитические и статистические центры, информационные базы и сети);

Организации из подготовки и переподготовки кадров в области технологического менеджмента (появление новой категории специалистов по коммерциализации результатов НДВКР);

Финансовые структуры (бюджетные, внебюджетные, венчурные, страховые фонды, кредитно-гарантийные организации небанковского сектора, банки, финансово-промышленные группы, ориентированные на технологически-инновационную деятельность);

Системы экспертизы (центры могут предоставлять экспертные выводы для производителей, инвесторов, страховых служб и т.д.);

Системы патентования, лицензирование и консалтинга по вопросам охраны, защиты, оценки и использования интеллектуальной собственности, оценки коммерциализации научных результатов;

Системы сертификации, стандартизации и аккредитации;

Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает:

Формирование инновационно-активных территорий (научных городков, технополисов и т.п.);

Развитие систем региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;

Формирование системы информационной поддержки, включая предоставления консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационного процесса;

Содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий;

Формирование систем подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности и продуцирования знаний и ноу-хау.

Базовыми элементами инфраструктуры национальной инновационной системы служат: научно-производственная и технологическая инфраструктура; финансовая инфраструктура; консалтинговая инфраструктура; информационная инфраструктура; система подготовки кадров и т.п.

Основные элементы инфраструктуры инновационной системы с них составными приведено на рис. 4.1.

Согласно приоритетам государственной политики (Законы Украины « Об инновационной деятельности», « О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» и т.п.) в Украине также формируется инновационная инфраструктура: инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, подразделы по вопросам интеллектуальной собственности, региональные центры научно-технической информации, общенациональная сеть региональных центров инновационного развития (Восточный центр - ум. Донецк, Юго-Западный центр - в г. Винница, Карпатский - в г. Ужгород, Северный - в г. Киев, Таврийский - в г. Симферополь, Северо-Восточный - в г. Харьков, Днепровский - в гм. Днепропетровск, Южный - в г.. Николаев). Субъекты хозяйствования, которые осуществляют инновационную деятельность, пользуются услугами консалтинговых фирм и небанковских финансовых учреждений.

Эффективно действуют технологические парки - комплексы, которые охватывают научные учреждения, ВУЗы и предприятия, созданные на территориях, близлежащих к большим университетам с целью взаимодействия научно-исследовательских и промышленных секторов. Они обеспечивают коммерциализацию научно- технической деятельности и ускоряют продвижение нововведений в сферу материального производства. Технопарки как самостоятельные хозяйственные фирмы превращают входные ресурсы на выходе в инновационные услуги и продукты. К входным ресурсам принадлежат: интеллектуальные ресурсы, инвестиции, земельные участки, здания, оборудование, инфраструктура. На выходе анализируют информационные, коммуникационные, маркетингу, учебные, консалтингу, лизингу, финансовые и научно-исследовательские услуги и инновационный продукт. Технопарк как интеграционная структура охватывает такие подструктуры: научно-исследовательскую, промышленную, инновационную, кредитно-финансовую, торговую и консультативную, информационно-коммуникативную подструктуру.

Место, где размещенные технопарки вместе с инфраструктурой и помещение работников называют технополисом. Инфраструктура технополиса охватывает транспорт, связь, центры торговли, складские помещения, центры аренды и проката, экономическую инфраструктуру (услуги фирмы, консультационные центры).

Технопарки содействуют экономическому развитию, обусловленному инновационными факторами. Их количество в развитых странах неустанно возрастает и в некоторых превышает сотню.

Немногочисленные украинские технопарки (лишь два десятка) работают в таких направлениях: производство современной компрессорной техники, разработка и внедрение наукоемких приборов, материалов и врачебных препаратов для здравоохранения, нано- и биотехнологии, электроника, радиационное приборостроение, энергосберегающие технологии, разработка новых материалов, охрана окружающей среды и др. Большинство из них все этапы производства - от разработки до выпуска конечного продукта - осуществляют в пределах Украины. Продукция, которая изготовляется, предназначенная не только для внутреннего рынка, а и есть експортоорієнтованою.

Различают инновационную деятельность и инновационный процесс субъектов хозяйствования. В Законе Украины « Об инновационной деятельности» инновационная деятельность рассматривается как такая, что направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований, разработок и обеспечивает выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. Инновационный процесс - это комплекс многочисленных институциональных образований с многими прямыми и обратными связями, в пределах которых интенсивно взаимодействуют производители и потребители знаний. На настоящее время в национальной инновационной системе четко прослеживаются три группы участников инновационного процесса (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Участники инновационного процесса

Сдерживает инновационное развитие в Украине дефицит финансовых ресурсов, падение платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны государства и предпринимательского сектора, ухудшение качественных характеристик научных кадров и материально-технической базы исследований и другие не менее важные факторы. Неблагоприятный информационный климат, в частности, обозначается на показателях экспорта инновационной продукции.

Инновационная сфера нашей страны и до сих пор не привлекает отечественных и иностранных инвесторов. Это связано с ограниченными возможностями государства в направлении финансовых потоков на инновационное развитие экономики и недостаточным государственным стимулированием инновационной деятельности.

Будут содействовать инновационному развития:

Формирование инновационно-ориентированной структуры национальной экономики;

Улучшение организационно-финансовой инфраструктуры инновационной деятельности;

Целенаправленная подготовка кадров высокой квалификации для высокотехнологических областей, менеджеров инновационной деятельности;

Создание рынка инновационной продукции, на котором будет обеспечен надлежащий уровень защиты интеллектуальной собственности;

Применение во всех областях экономики и сферах общественной жизни информационно-коммуникационных технологий;

Усовершенствование системы государственной поддержки инновационной деятельности и ее регулирование;

Повышение инновационной культуры общества.

Высокоразвитые и эффективные экономики мира (США, Япония, страны ЕС) ввели пионерную стратегию инновационного развития, направленную на сохранение передовых позиций в мировой экономике путем создания и использования базовых инноваций. Такая стратегия дает возможность обеспечить существенные конкурентные преимущества национальным экономикам. Страны, которые реализуют указанную стратегию, называют странами-новаторами. Структуру модели НИС стран, которые генерируют инновации, формируют три разные функциональные оболочки: новаторы, имитаторы и пользователи инноваций. Новаторами есть национальная фундаментальная и прикладная наука, рискованные инновационные бизнесы-структуры. В инновационной системе блок новаторов выполняет такие функции:

Продуцирование новых фундаментальных знаний;

Восприятие знаний, открытых мировой фундаментальной наукой;

Преобразование новых фундаментальных знаний на базовую инновацию;

Практическое использование базовых инноваций на основе государственного и корпоративного секторов.

Блок новаторов требует и специфических ресурсов: особые требования относятся к качеству работы (эффективная система высшего образования и подготовки научных кадров, их привлечение из других стран); необходимый мощный высокорисковый капитал, в частности венчурный; высокие требования относятся к качеству управления, поскольку традиционные методы управления в творческой деятельности неэффективные.

Новыми знаниями, инновационными идеями, базовыми инновациями пользуются имитаторы, а также блоки новаторов и имитаторов глобальной инновационной системы.

Для национальной экономики актуальной есть стратегия «доганяючого развития», которая основывается на усовершенствовании инноваций и псевдоінноваціях, а также сформированных для них реализации блоках национальной инновационной системы. Принципа модели «доганяючого развития» и соответствующая ей модель национальной инновационной системы были заложены в экономике Японии, а потом в странах Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, Малайзія и др.). Стратегию «доганяючого развития» разделяют на стратегию «переноса» - быстрой ассимиляции национальными экономическими системами импортированных извне базовых инноваций и стратегию заимствования, которое предусматривает освоение продуктов и технологий, которые присутствующие или присутствовали на мировых товарных рынках. При этом в заимствованную идею вносятся незначительные изменения - создаются и используются псевдоінновації.

Роль стран, которые не реализуют активной стратегии инновационного развития, сводится к спросу на конечную продукцию инновационного процесса и предложения на мировом рынке сырьевых ресурсов. К этой группе принадлежат самые бедные страны мира, размещенные преимущественно в Африке, Азии и Латинской Америке.

Переход национальной экономики к инновационной модели развития зависит от имеющегося в стране инновационного потенциала: сети научных и научно-исследовательских организаций, насыщенности экономики научными кадрами и квалифицированными трудовыми ресурсами; объемов финансирования научной и научно-технической деятельности; уровня інновадійної активности промышленных предприятий и динамики производства инновационной продукции; наличия платежеспособного спроса на инновационную продукцию; развития инновационной инфраструктуры и формирования эффективного инновационного среды и т.п.

Ежегодно научные разработки и исследования в Украине выполняют почти 1,5 тыс. научных организаций. В региональном разрезе этот показатель варьирует от 8 организаций в Хмельницкой области до 364 в г. Киев. Больше половины научные организации сосредоточены в экономически развитых регионах: г. Киев, Харьковской, Днепропетровской, Львовской и Донецкой областях. До 60% научных организаций принадлежит к отраслевому сектору, к заводскому - 6%.

Доля академического и вузовского секторов, соответственно, и составляет 23 и 11%. Свыше половина организаций выполняет j исследование в области технических наук, почти 30% - естественных, сдача - гуманитарных и общественных. Большинство научных организаций оборудованная морально устаревшим и физически изношенным оборудованиям. Инновационная активность отечественных предприятий имеет тенденцию к снижению. За последние 10 лет количество предприятий, которая занимается инновационной деятельностью, очень быстро уменьшается.

Источниками финансовой поддержки инновационной деятельности есть: средства государственного бюджета Украины; средства местных бюджетов и бюджета АР Крым; собственные средства специализированных государственных и коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений; собственное или заимствованное средства субъектов инновационной деятельности и т.п.

Основными инструментами государственного стимулирования инновационной деятельности есть: государственный заказ, льготный кредитование, предоставления грантов, прямое инвестирование, предоставления финансовых гарантий, предоставления фискальных преференций, предоставления нефинансовых услуг и других видов нефинансовой поддержки.

Используют два пути коммерциализации объектов права интеллектуальной собственности и привлечение передовых технологий в производство:

1) получение лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки больших заграничных компаний. Преимуществами такого подхода является то, что предприятия получат технологии, которые испробованные в производстве и отвечают мировым стандартам, имеют большие маркетинговые преимущества, возможности для создания совместных предприятий, перспективы получения дополнительных кредитов на технологическое переоснащение;

2) привлечение (мобилизация) собственного научно-технического потенциала. Он есть перспективнішим с многих точек зрения, однако требует преодоления многих финансовых и организационно-управленческих барьеров.

Поскольку национальная экономика является совокупностью региональных, целесообразно рассмотреть и проанализировать региональную модель инновационной экономики.

1

1 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

Работа посвящена проблеме построения эффективной национальной инновационной системы путем внедрения продуктовых, технологических и управленческих инноваций в стране, что в совокупности создаст благоприятные условия для роста экономики нового типа. Государство, стимулируя инновационную деятельность, обеспечивая высокий уровень конкурентоспособности на мировой арене, создавая комфортный инвестиционный климат, задает направления развития системы. Темпы, направления и механизмы воплощения инновационных процессов находятся в прямой зависимости от множества факторов: прогноз и реализация инвестиционных проектов в научные разработки и исследования; уровень промышленного и технологического развития в стране; границы вмешательства государства в непосредственном контроле участников национальной инновационной системы и т.д. В работе представлены теоретический анализ и разработка практических рекомендаций по созданию принципиально новой площадки для развития инновационной деятельности, что в результате поможет направить экономику страны на путь выздоровления, и обеспечит устойчивый рост национальной экономики.

государство

экономика

НИС (Национальная инновационная система)

1. Вертакова Ю.В., Алпеева Е.А., Рябцева И.Ф. Прогресс и инновации: анализ системной взаимообусловленности: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2013. - С. 37, 44.

2. Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г.: Экономика инноваций: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 27 с.

3. Кован С.Е. Теория антикризисного управления социально-экономическими системами (ресурсный подход): Монография. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 10 с. (Научная мысль).

4. Мильнер Б.З., Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: Монография. - М.:ИНФРА-М, 2013. - 19 с.

5. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография. -М.: ИНФРА-М, 2013. С. 485-486, 507.

6. Ряховская А.Н., Кован С.Е., Крюкова О.Г. Роль государственных программ в развитии моногородов: Монография. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 63 с.

7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

В современных рыночных условиях одним из ключевых факторов устойчивого роста экономики России выступает национальная инновационная система (НИС), важнейшими задачами которой является обеспечение высокого уровня конкурентоспособности на мировой арене, улучшение делового климата в стране и полная модернизация экономики. Одной из основных задач на сегодняшний день является создание эффективно функционирующего рыночного сектора путем привлечения в экономику материальных и финансовых ресурсов, замены изношенных основных средств и повышения эффективности их использования, создания комфортного инвестиционного климата для привлечения частных, в том числе зарубежных инвесторов, сохранения и приумножения интеллектуального капитала. Именно национальная инновационная система, характеризующаяся на сегодняшний день неопределенностью, должна стать доминантой и вывести экономику страны на качественно новый уровень. Известный специалист в области инновационной политики России В.Э. Полетаев утверждает, что исторический выбор России в XXI веке - это создание инновационной экономики и наукоемкого бизнеса, постепенный отход от сырьевой модели экономики и формирование высокотехнологичного производства, нового бизнес-пространства, благоприятного инвестиционного климата. В России должно произойти дальнейшее сближение бизнеса и науки, создание рынка наукоемкой продукции .

На сегодняшний день ученые задаются вопросом: «Что же должна из себя представлять НИС?». Система - относительно устойчивая во времени и в пространстве часть окружающего мира, обладающая на данном уровне наблюдения свойствами внешнего единства, внутреннего многообразия и гносеологической целостности. Система воспринимается как исследуемое и познаваемое единое во времени и пространстве .Национальная инновационная система в узком смысле - совокупность взаимосвязанных элементов, деятельность которых направлена на создание инноваций, в широком - особый род отношений, который способствует переводу экономики страны на инновационный путь развития.

Национальные инновационные системы в странах различны, что обусловлено несколькими факторами: уровень промышленного и технологического развития, объемы инвестиций в НИОКР, историческое и национальное развитие и т.д. Единой концепции создания эффективной национальной системы нет и быть не может. Однако для успешного развития инновационной системы необходимо провести сравнительный анализ с лидирующими странами в сфере инноваций. Яркий пример - это Япония. Ключевую роль в достижении успеха Японией в инновационной системе является заимствование западных технологий в послевоенное время - широкое использование мирового опыта в области науки и техники, активное развитие частного сектора, освоение передовых технологий, что, в конечном итоге, приводит к значительному росту экономики. Уже в начале 70-х годов Япония достигла уровня ведущих западноевропейских стран. Основной задачей для Японии в период активной гонки за Западом было производство качественных товаров, но по более низким ценам. Сегодня ситуация на мировой арене быстро меняется, растет конкурентоспособность, что вынуждает Японию менять собственную инновационную систему, привлекать внимание не к частному, а государственному сектору. На сегодняшний день в Японии наблюдается значительное улучшение экономической ситуации, что характеризуется ростом промышленного производства и оживлением внутреннего спроса. В стране разработана стратегия по стимулированию инновационной деятельности, что, по прогнозам аналитиков, приведет к преодолению дефляции и удвоению денежной массы. Так, в условиях глобализации науки, технологий и инноваций, возникает вполне логичный вопрос: «Поможет ли внедрение программы развития национальной инновационной системы вывести страну на стабильный цикл экономического роста?».

Эксперты полагают, что именно стимулирование развития российской НИС поможет выйти России из затянувшегося мирового финансово-экономического кризиса. Российская национальная инновационная система должна включать комплекс правовых, финансовых, организационных структур и механизмов, обеспечивающих процесс разработки, освоения, производства и массового распространения информации во всех секторах экономики. Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость построения целостной инновационной системы, ее взаимодействия с миром науки, промышленного производства и бизнесом .

В настоящее время большинство индустриально развитых стран делают акцент на переводе экономики на инновационный путь развития. Какие факторы оказывают наибольшее влияние для успешного внедрения продуктовых, технологических и управленческих инноваций в стране, что в совокупности создаст правильно функционирующую национальную инновационную систему? В первую очередь, необходимо стимулирование инновационной деятельности с помощью государства, которое должно задавать направления развития системы. А для успешной жизнедеятельности данной системы необходимо создание единой модели, которая объединит все имеющиеся инновационные технологии как в частном, так и государственном секторах. Говоря о частном секторе, то есть о предприятиях малого и среднего бизнеса, то здесь очень важно разработать стратегии приоритетов роста и жизнедеятельности организации. Профессор Ряховская А.Н. в своих трудах рассматривает процесс развития любой экономической системы с точки зрения двух тенденций - функционирования и развития. Первая тенденция - функционирование, которая направлена на выполнение целей, ради которых система создавалась, т.е. выполнение «производственных» задач. Вторая тенденция - развитие, без которого система не сможет изменяться во внешней среде . Поэтому, проецируя все это на рассматриваемую проблему, можно сделать вывод, что крайне важно выбрать правильную инновационную стратегию и определить границы вмешательства государства в непосредственном контроле участников национальной инновационной системы. К участникам НИС, в первую очередь, относятся те субъекты, которые регулируют инновационную деятельность, органы государственной власти и местного самоуправления, а также те, которые обеспечивают инновационную деятельность (юридические и физические лица). Важную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса, образовательные университеты, а также научно-исследовательские институты. Перспективным направлением в промышленном производстве и бизнесе является развитие малого и среднего инновационного предпринимательства. В развитых странах Запада и Тихоокеанского региона до 70 % всех инноваций создают и осваивают малые и средние инновационные предприятия, научно-технические и инженерные центры при крупных промышленных корпорациях. Именно они определяют научно-техническую и инновационную политику корпораций и обеспечивают высокую конкурентоспособность производства . Только путем создания цепочек активного взаимовыгодного взаимодействия участников инновационного процессаможно говорить о повышении эффективности инновационной системы.

Экономически целесообразно будет в рамках инновационной модели создать коллективные консультационные центры, которые позволят обмениваться полученным опытом, предотвращать ошибки, минимизировать издержки и, в конечном итоге, выпускать конкурентоспособный продукт. Отсюда следует, что не стоит забывать и о таком понятии как «интеллектуальный капитал». Б.З. Мильнер и Т.М. Орлова в монографии «Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление» отмечают, что выделяют три составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал; структурный, или организационный капитал; потребительский капитал. Когда все три вида капитала взаимодействуют, компания обладает преимуществами в создании стоимости, а значит и интеллектуального капитала . Делая акцент на наращивании знаний и эффективном их использовании в инновационных проектах, можно создать новую экономику, обеспечивающую растущее благосостояние и качество жизни. Задача, в первую очередь, в результативности - эффективной адаптации, распространении и использовании знаний.

Проводя оценку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, можно смело утверждать, что в России финансирование наукоемких производств недостаточно. Государство производит финансирование через целевые научно-технические программы либо специализированные фонды, такие как: «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды (с государственным участием через открытое акционерное общество «Российская венчурная компания»), федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и открытое акционерное общество «РОСНАНО» .

Другой вариант создания благоприятного инновационного климата - это непосредственное участие частных, в том числе зарубежных инвесторов. Привлечение, как западных инвесторов, так и активизация внутренних инновационных процессов крайне необходимо, ведь это давно известный факт: не проблема начать стартап, проблема заключается в поисках источников финансирования. И, конечно же, обращение в банк за кредитом вряд ли спасет ситуацию. Отсюда многие молодые перспективные специалисты боятся рисковать, стремятся работать на крупные корпорации со стабильной заработной платой, либо происходит утечка умов в страны, где у ученых есть шанс на дальнейшее внедрение и развитие инновации. Проанализировав мнения ученых по понятийному аппарату рассматриваемой проблемы, мы приходим к выводу, что нет конкретного точного определения понятия «Инновации». При этом Ю.В. Яковец, Ф. Риггс полагают, что инновации - это создание качественно новой продукции, В.П. Баранчев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин, Б.Санто утверждают, что это совершенствование уже имеющихся методов, технологий, подходов и принципов. Инновация - это понятие, которое тесно связано с такими терминами как «новшество» и «нововведение», но ключевое отличие состоит в том, что именно инновация значительно улучшает эффективность уже существующей системы. Это весьма радикальная трансформация чего-либо с целью получения положительного эффекта. Инновация - это создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса (технического, экономического, организационного, культурного и др.) . В таком случае, инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации . Очень трудное искусство - определить на годы вперед какие инновационные проекты окажутся эффективными, прибыльными и особо значимыми для роста благосостояния и качества жизни населения. Для привлечения инвесторов стартап должен быть полностью готов к выпуску новой продукции.

Следующий фактор, оказывающий влияние на НИС, - это инновационный потенциал. Центральным вопросом экономического роста и обеспечения достойного места национальной экономики России в мировом экономическом сообществе является формирование и эффективное использование отечественного инновационного потенциала в промышленности и бизнес-деятельности . Под инновационным потенциалом (экономики страны, региона, отрасли, предприятия) можно понимать способность социально-экономической системы к переходу в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей субъектов . Необходимо проводить ежегодную переоценку инновационного потенциала регионов для понимания целостной картины развития и дальнейших действий. Для этого берется информация о регионах из данных Госкомстата, Минэконома, Минфина, Центробанка РФ, Министерства природных ресурсов, правовой базы данных «Консультант Плюс-Регионы» и т.д. Исследователи определяют инвестиционную привлекательность регионов по двум основным характеристикам: инвестиционному риску и инвестиционному потенциалу .

На сегодняшний день выявлен дисбаланс между инновационными возможностями и их реализацией, что напрямую связано с отсутствием грамотного инновационного менеджмента.

Зачастую возможность управления инновационными процессами снижается именно потому, что не учитывается состояние инновационной системы регионов, а ведь все это в совокупности создает единую национальную инновационную систему. И задача государства в данном случае - это позаботиться о непрерывном инновационном развитии в каждом регионе, модернизация всех отраслей экономики в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, что, в конечном итоге, приведет к повышению конкурентоспособности страны на мировых рынках. Необходимо создать программу, которая в полной мере обеспечит долгосрочное и краткосрочное планирование и аналитический учет региональной инновационной системы (РИС), привести в норму законодательную базу, определить какая сфера инновационной активности контролируется на региональном уровне, а какая на федеральном, контролировать четкое выполнение разработанной инновационной программы. Отсутствие грамотной инновационной стратегии препятствует объединению региональной и национальной инновационной системы.

Подводя итоги, можно прийти к выводу, что национальная инновационная экономика и региональная инновационная экономика, - это огромная взаимосвязанная система.

Какие меры со стороны государства предпринимаются на сегодняшний день? Во-первых, идет активная финансовая государственная поддержка инновационных центров, таких как «Сколково».

Проводится работа по совершенствованию налогового законодательства, как и в Японии, где организациям, которые занимаются производством продукции по новейшим технологиям, предоставляются значительные налоговые льготы. Однако следует признать, что на сегодняшний день, что в РФ наблюдается значительное отставание от стран - лидеров в сфере инноваций. В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере .

Государство принимает серьезные меры по восполнению значительного пробела в российском образовании. Как это ни печально признать, но российские вузы не попадают даже в первую сотню мировых рейтингов лучших вузов.

Таким образом, на основе данного анализа современной инновационной среды можно прийти к выводу, что путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства, учитывая национальную специфику и внедряя новые технологии и успешно адаптируясь к ним, определяя механизмы поддержки регионов в разрезе инновационного развития, обеспечивая приоритетность финансирования научных исследовательских проектов, создавая площадку для обмена знаниями и опытом молодых специалистов, повышая качество и престиж образования, наращивая инновационную активность и повышая конкурентоспособность предприятий можно создать НИС, которая является главным звеном в обеспечении национальной конкурентоспособности и обеспечит устойчивый рост национальной экономики.

Рецензенты:

Ряховская А.Н., д.э.н., профессор, Ректор Института экономики и антикризисного управления, г. Москва.

Федосова Р.Н., д.э.н., профессор, генеральный директор ООО «Инновационный социальный центр», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Воронова В.С. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ПЕРЕВОДА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11622 (дата обращения: 18.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»