Что такое налоги и виды налогов. Какие виды налогов существуют в рф

1. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге

Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие" новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков об­ратной силы не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об ос­новах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпо­шлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными

Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), уста­новленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обяза­тельном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использо­ваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина - это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимае­мых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в по­следующие годы в нее были внесены существенные изменения. Поя­вились новые виды налогов, в существующие - внесены изменения. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функ­ций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Классификацию налогов можно проводить по разным признакам, Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответст­вующих органов представительной власти и местного самоуправле­ния в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения нало­ги подразделяются на прямые и косвенные.

Налоговая система России включает в себя различные виды на­логов. Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями (юри­дическими лицами) различных организационно-правовых форм, яв­ляются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др. Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке на­следования или дарения; налог на имущество физических лиц; реги­страционные курортные сборы и др.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взи­мании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические при­знаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отноше­ния, принято называть институтом финансового права или даже под­отраслью - «налоговое право». Нормы налогового права содержат­ся в различных нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налого­вые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образу­ет налоговое законодательство.

В настоящий период наблюдается процесс кодификации налого­вого законодательства, кардинального его обновления. Проект Нало­гового кодекса предусматривает снижение доли налога на прибыль и повышение доли косвенных налогов: акцизов и НДС; рост доли пря­мых налогов, уплачиваемых населением. Предусматривается уп­разднение части ныне действующих налогов, понижение налоговых ставок с одновременной отменой всевозможных льгот, количество налогов предполагается ограничить 30 налогами, установить исчер­пывающие списки региональных и местных налогов (в настоящее время существует около 200 местных налогов).

Предполагается упразднение всех целевых налогов, а также массы мелких налогов, затраты на сбор которых не покрывают получаемого дохода. Налог на ценные бумаги будет заменен взиманием государ­ственной пошлины на ценные бумаги. Отчисления в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, ме­дицинского страхования и занятости) будут объединены в социаль­ный налог. Проект Налогового Кодекса предусматривает введение некоторых новых налогов:

15-процентного налога на доходы от капитала (под налогооб­ложение подпадут дивиденды, доходы по ценным бумагам и про­центные доходы);

Единый налог на имущество для граждан и организаций, кото­рый будет взиматься с земли и связанных с ней построек, оцененных по рыночной стоимости, предельная ставка - 2% от стоимости иму­щества.

Проект Налогового кодекса предполагает коренные изменения взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов - будет введен механизм предъявления налоговым органам «требования об уплате налога», что позволит плательщику в случае несогласия оп­ротестовать такое требование.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взи­маемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложе­ния и сборов в Российской Федерации устанавливаются федераль­ным законом.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» предусматривает, что закон, устанавливающий какой-либо на­лог, должен иметь определенную структуру, содержать соответст­вующие элементы.

В законе указываются субъекты (плательщики) налога. Субъекта­ми налогообложения могут быть юридические (иные организации) и физические лица, которые в обязательном порядке подлежат поста­новке на учет в органах федеральной налоговой службы по месту их регистрации.

Приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996г. № ВА-3-12/49 была утверждена Инструкция о порядке учета налого­плательщиков, в соответствии с которой разработаны Методические указания для государственных налоговых инспекций по заполнению «карты постановки на учет налогоплательщика-организации».

В литературе было высказано мнение, что понятию «субъект на­логообложения» близко по значению понятие «носитель налога». Понятие «носитель налога» используется в связи с тем, что при взи­мании определенных налогов возможно переложить тяжесть уплаты налога с субъекта налогообложения, который в соответствии с зако­ном обязан уплачивать налог, на другое лицо. Такая ситуация возни­кает при уплате акцизов, косвенных налогов, представляющих над­бавку в цене товара. Акциз в цене не выделяется, и его фактически оплачивает покупатель товара, хотя формально (юридически) его перечисляет в бюджет продавец товара.

В законе о налоге вторым элементом должно присутствовать ука­зание на объект налогообложения. Объектом налогообложения в теории финансового права иногда считают те юридические факты 1 , которые обусловливают обязанности субъекта уплаты налога: совершение оборота по реализации товара, работы, услуги; ввоз товара на терри­торию Российской Федерации; владение имуществом; вступление в права наследства; получение дохода и т. д. Понятие «объект налого­обложения», по нашему мнению, включает в себя указание не на ос­новании возникновения обязанности, а на наличие у субъекта нало­гообложения соответствующего права на предмет обложения. Предметом обложения являются те предметы материального мира, с которыми закон связывает налоговые последствия. Например, объектом налога на имущество является право собственности на соответствующее имущество (жилое строение, транспортные сред­ства), само имущество - предмет налогообложения. Однако законодатель использует, как правило, понятие «объект».

Для определения размера налога в законе устанавливается единица измерения предмета налога, т. е. какой-либо критерий, пара­метр измерения предмета налога. Например, для взимания налога с владельца транспортного средства устанавливается единица, измеряющая мощность двигателя в лошадиных силах и киловаттах; для взимания таможенной пошлины устанавливается единица, измеряющая объем двигателя автотранспортного средства; при взимании акциза, налога на приобретение автотранспортного,

сред­ства единица измерения-его стоимость.

Источниками налога в науке финансового права принято считать доход либо капитал налогоплательщика. При этом налоги должны, оплачиваться из доходов налогоплательщиков и не затрагивать капитал, так как если налог уплачивать постоянно за счет капитала, то исчезнет возможность уплаты налога. Доходы имеют разные формы (заработная плата, прибыль, рента, проценты). Для налогообложения форма дохода имеет существенное значение. Размер налога на единицу налогообложения называют ставкой налога. При этом ставки бывают твердые и процентные (квоты). Ставки непосредст­венно, как правило указываются в законе о налоге.

С целью сокращения размера налогового обязательства налогообложения вводятся налоговые льготы; которые подразделяются на три группы.

Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства разнообразных налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов.

Классификация налогов может быть проведена по различным признакам:

1) по уровню управления:

Федеральные;

Региональные;

Местные;

2) по способу взимания:

Косвенные;

3) по целевой направленности:

Специальные;

4) по характеру установления налоговых ставок:

Твердый налог;

Прогрессивный налог;

Регрессивный налог;

Пропорциональный налог;

5) по субъекту налогообложения:

Налоги с юридических лиц;

Налоги с физических лиц;

6) по объекту налогообложения:

Налоги на имущество;

Ресурсные налоги;

Налоги на доход;

Налоги на действия;

7) по характеру отражения в бухгалтерском учете:

Включаемые в себестоимость или цену продукции;

Уменьшающие финансовый результат;

Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

Удерживаемые из дохода работника;

8) по уровню бюджета:

Закрепленные;

Регулирующие.

По уровню управления в Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональные (налоги и сборы субъектов Российской Федерации) и местные налоги.

Федеральные (общегосударственные) налоги – это налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган государственной власти. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Отличительной чертой региональных налогов является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов.

Местные налоги вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Такое деление наука, в том числе и современная, взяла из практики XVI в. В XVII-XIX вв. в основу деления налогов на прямые и косвенные был положен критерий возможности переложения налогов на потребителей. Считалось, что прямые налоги ложатся непосредственно на налогоплательщиков и их трудно переложить на другое лицо, в то время как косвенные налоги – это налоги, которые перекладываются налогоплательщиком на другое лицо, например через включение в цену товара.

Однако позднее взгляды на правомерность использования только указанного критерия изменились. Прямые налоги, как показала практика, также удается переложить на другое лицо, а косвенные – не всегда. Прямые налоги – исторически более ранняя форма налогообложения. Система прямых налогов полностью начала формироваться с XVII в., широкое распространение получила в XX в., когда глубже проявились их преимущества.

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Непосредственно, напрямую, может быть обложен доход с земли, труда, капитала. Таким образом, земельный налог, налог на доходы организаций и физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, ресурсные платежи - прямые налоги. Чем больше доход, тем больше величина прямого налога.

Прямые налоги можно назвать оценочными налогами, ибо в основе их исчисления лежит расчетный доход, соответствующий индивидуальным характеристикам конкретного налогоплательщика. Так, по сравнению с косвенными налогами прямые налоги, как правило, учитывают доходность налогоплательщика, его семейное положение. Налогоплательщик точно знает сумму налога с объекта обложения. В результате прямые налоги в большей мере соответствуют принципу справедливости. Наконец, для прямого налогообложения характерны более низкие затраты при взимании.

Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги, их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений. В целом ряде стран важнейшей формой доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. В России в 2001 г. прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий в общем объеме налоговых поступлений составляло 32,7%.

В зависимости от положенных в основу исчисления принципов построения прямые налоги подразделяются на реальные и личные .

Исторически реальные налоги были первыми. К ним относились: поземельный, подомовой (на недвижимое имущество), промысловый, на денежный капитал, на ценные бумаги, на скот. В настоящее время к реальным налогам относятся: земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, налог на операции с ценными бумагами.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения, их уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения.

Надо заметить, что при более глубоком рассмотрении реальные налоги обнаруживают (могут проявить) свою регрессивную сущность. Формально налогоплательщиком выступает собственник имущества, но он, например, может сдать его в аренду и через арендную плату переложить часть налога на арендатора.

Личные – это налоги на доходы отдельных физических или юридических лиц: налог на доходы предприятий и физических лиц, налог на имущество организаций и граждан и др. Личные прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

В XVII-XVIII вв. широкое развитие получило косвенное налогообложение. Облагались налогом товары, ввозимые из-за границы, товары отечественные: предметы роскоши и товары первой необходимости.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, они не зависят от величины доходов и размера имущества и включаются в цену продукции, которая оплачивается в конечном итоге потребителем. Косвенные налоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.

Государство заявляет о своих правах на часть стоимости товаров, услуг в момент реализации этих товаров, услуг. При реализации такого товара полученные налоговые суммы перечисляются в бюджет организациями, реализующими товары и услуги. Таким образом, связь между государством и плательщиком не прямая, а косвенная, опосредованная третьим участником. Плательщики не совпадают с носителями налогов.

Акцизы – основной вид косвенного налогообложения. Устанавливаются преимущественно на товары потребления или массовые услуги. Налог включается как составная часть в цену или тариф. Сборщиками акцизов выступают субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары или оказывающие облагаемые услуги, а плательщиками – покупатели при оплате товаров и услуг.

Первые акцизы были в Древнем Риме - на соль. Позднее стали применяться акцизы с площади земли, на которой произрастало сырье для производства подакцизных товаров, затем с сырья для производства подакцизных товаров, затем с полуфабрикатов и, наконец, с товаров. В целом считается, что объектом обложения выступают товары, уровень потребления которых мало меняется по отношению к изменениям цен, либо на высокорентабельные товары (алкоголь, автомашины).

В дореволюционной России акцизы были основным доходом государства. В 1901 г. они обеспечивали 61% всех государственных доходов. Объектами обложения выступали: соль, сахар, спички, чай, одежда, водка, табак.

Взимание косвенных налогов менее болезненно и «незаметно» для плательщиков, кроме того, система косвенного налогообложения обеспечивает устойчивость доходов бюджета, особенно в условиях инфляции.

Некоторые современные экономисты говорят об аморфности понятия косвенного и прямого налогообложения, утверждая, что при определенных условиях косвенный налог может превратиться в прямой, и наоборот (так, налог на прибыль на монопольном рынке через механизм цен принимает черты косвенного обложения). Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются различные хозяйственные акты, сделки, финансовые операции вне зависимости от характеристик продавца и покупателя. Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная характеристика, за исключением покупаемого товара на определенном рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие «косвенный» заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики и, несмотря на определенную условность принципа «переложения», он активно используется в классификации налогов.

По целевой направленности налоги подразделяются на абстрактные (общие) и целевые (специальные).

Абстрактные (общие) налоги предназначены для формирования доходной части бюджета в целом и используются на финансирование общегосударственных мероприятий, текущих и капитальных расходов государственного бюджета.

Целевые (специальные) налоги и сборы вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Они имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные специальные целевые фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги. К общим налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы, налоги на имущество предприятий и граждан, налог на доходы физических лиц и др. Специальные налоги служат источником финансирования проводимых государством мероприятий.

К специальным налогам относится единый социальный налог (ЕСН). Этот налог предназначен для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступают в Фонд социального страхования РФ. За счет них выплачиваются пособия работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или получившим профессиональное заболевание.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, лесной доход также относятся к специальным налогам. Доходы от этих налогов идут на восстановление природных ресурсов.

К специальным налогам относится транспортный налог, суммы которого направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, строительства дорог.

Такое целевое предназначение конкретных налогов для финансирования определенного государственного органа является важной финансово-правовой гарантией его автономного положения в государственном механизме. Здесь учитывается и психологический фактор. Наблюдения показывают, что граждане легче переносят усиление налогового бремени, когда знают о целевом расходовании средств от поступлений налогов, в этом случае легче бороться с уклонением от уплаты налогов.

По характеру установления в зависимости от ставки выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог , ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.

Прогрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.

Прогрессивное (перераспределяющее доходы) налогообложение связано в основном с прямыми налогами, например, применяется в налоге на имущество физических лиц.

К наиболее типичным прогрессивным налогам относится личный подоходный налог, взимаемый с граждан. Максимальная ставка этого налога в развитых странах колеблется от 30 до 70%, минимальная составляет 12-15%.

В России с 2001 года введена единая ставка налога на доходы физических лиц - 13%. До этого периода, например, в 1999 г. в РФ действовали следующие ставки подоходного налога с физических лиц: при размере облагаемого совокупного дохода до 50 000 руб. в год - 12%, с суммы дохода от 50 001 до 150 000 руб. – 6 000 руб. плюс 20% с суммы, превышающей 50 000 руб., с суммы дохода от 150 001 руб. и выше – 26 000 руб. плюс 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

В последние десятилетия в экономически развитых странах заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для справедливой налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Их оппоненты указывают на тормозящее воздействие высоких ставок подоходного налога на процесс накопления капитала, инвестиций, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.

Единый социальный налог устанавливается по регрессивной шкале ставок: с ростом налоговой базы происходит сокращение ставки налога. Государственная пошлина также взимается в убывающем размере в зависимости от степени повышения суммы денежных средств искового заявления имущественного характера.

К пропорциональным налогам в России относятся, например, НДС (10% или 18% в зависимости от вида производимой продукции), налог на прибыль организаций (24% прибыли, полученной налогоплательщиком), налог на имущество организаций (2,2% балансовой стоимости имущества предприятия) и др.

К налогам, установленным в твердой форме, относятся, в частности, налог на игорный бизнес, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики – физические и юридические лица. Классификация налогов по налогоплательщикам весьма проста, она включает, как правило, три группы:

Налоги с юридических лиц;

Налоги с физических лиц;

Налоги с юридических и физических лиц.

При этом следует учитывать, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица.

Существуют определенные особенности в налогообложении иностранных юридических и физических лиц.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: закрепленные налоги , которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд, и регулирующие налоги (разноуровневые). Суммы налоговых платежей регулирующих налогов поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По объекту налогообложения можно выделить следующие группы налогов:

Налоги на имущество (на имущество предприятий и физических лиц, на наследство);

Ресурсные налоги (земельный, лесной, на добычу полезных ископаемых, платежи за воду, сборы за использование объектов животного мира);

Налоги на доход (физических лиц и налог на прибыль организаций);

Налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации товаров (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

Прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (различные лицензионные сборы).

Для хозяйствующих субъектов важным признаком классификации является характер отражения налоговых платежей в бухгалтерском учете. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:

Включаются в себестоимость (земельный и водный налоги, транспортный налог, ЕСН);

Включаются в цену продукции (акцизы, таможенные пошлины, НДС);

Уменьшают финансовый результат (налог на имущество организаций);

Уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль организаций);

Уплачиваются за счет чистой прибыли (налог на операции с ценными бумагами);

Удерживаются из дохода работника (налог на доходы физических лиц).

Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

    налогоплательщик;

    налоговая база;

    единица обложения;

    порядок исчисления;

    налоговый оклад;

    источник налога;

    налоговый период;

    порядок уплаты;

    срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

    Прогрессивные налоги - налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

    Регрессивные налоги - налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

    Пропорциональные налоги - налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

    Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной функции.

    Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая функция налогообложения - направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

      Дестимулирующая подфункция налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

      Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка - тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

    владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

    пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Налог: подробности для бухгалтера

  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России

    Устанавливающих особенности уплаты саморегулируемой организацией налога на прибыль с доходов в... /95452 Выражение "могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве", содержащееся... целом определяется порядок уменьшения суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению... /43473 Сумма иностранного налога (аналогом которого является российский налог на добавленную стоимость... внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль организаций. Поскольку налогоплательщик...

  • Правомерность использования налоговых оговорок на примере НДФЛ, НДС и налога на прибыль

    У налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской... обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика... установленных настоящим пунктом. Уплата налога за счет средств налоговых... соблюдать сроки исчисления и уплаты налога, налог, уплаченный с указанным нарушением... включает сумму налога, предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним... договора покупатель будет обязан уплатить налог, а поставщику российской организации...

  • О последствиях уменьшения суммы имущественных налогов

    Сумму страховых взносов, транспортного, земельного налогов, налога на имущество, НДПИ (любого из... расходов первоначально исчисленной суммы земельного налога, соответствующий положениям перечисленных норм, ... расходов страховых взносов, транспортного, земельного налогов, налога на имущество, НДПИ влечет не... обязанность представления уточненной декларации по налогу на имущество, а возникновение... выявлением излишне уплаченной суммы названного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для...

  • Общие и специальные ставки по налогу на прибыль

    Категорий налогоплательщиков. Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению... – резидентов ОЭЗ ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет... об осуществлении деятельности сумма налога подлежит восстановлению и уплате... РФ может устанавливаться пониженная ставка налога,подлежащего зачислению в бюджеты... вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему... Получатель дивидендов Плательщик налога на прибыль Ставка налога на прибыль Подпункт...

  • И снова об отчетности по налогу на имущество организаций

    Положения, позволяющие учитывать при исчислении налога изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения... дополнен положениями, предоставляющими возможность исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости... года из состава объектов обложения налогом исключается движимое имущество (Федеральный... законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный... представления уведомления нормативы отчислений от налога в местные бюджеты; представление...

  • Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах

    ... – в предложенном материале. Администрирование налогов и сборов Федеральный закон от... , исключено из объектов обложения налогом на имущество организаций (Письмо... на территории РФ. Земельный налог Казенные учреждения, являющиеся плательщиками... которые применяются при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, ... применяется для исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости... При этом порядок исчисления налога в случае необходимости одновременного применения...

  • За 2018 год отчитаться по земельному налогу надо по-новому

    В законодательство по земельному налогу периодически вносятся изменения, поскольку... налоговой базы и суммы земельного налога. Кадастровый номер земельного участка» ... , применяемых при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, ... применяется для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком... , применяемых при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, ... полной ставки земельного налога и пониженной ставки земельного налога. Показатель по...

  • Налог на самозанятых с 1 января 2019 года (2 часть)

    Полученного налогоплательщиком дохода. Ставка налога, порядок передачи сведений о... самостоятельно. Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется... налоговикам через мобильное приложение «Мой налог» сведения о произведенных расчетах. ... указание на применение спецрежима «Налог на профессиональный доход»; наименования реализуемых... право налоговикам автоматически списывать налог с банковского счета через... исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае...

  • Новый экологический налог

    России может появится еще один налог, который будет заменять различные... необходимых потребительских свойств. Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто... охрану окружающей среды. Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом... же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных... . Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия... сбором. Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели...

  • Получение ИП льготы по налогу на имущество

    Осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) (п. 4 ст. 346.26 ... ЕНВД в отношении объектов обложения налогом на имущество физических лиц, включенных... может получить освобождение от уплаты налога, но не поясняется, как... , что рассматриваемое освобождение от уплаты налога на имущество является льготой, но... налогоплательщик обнаружил, что он уплачивал налог на имущество ИП в отношении... налоговую инспекцию заявление о пересчете налога. Но такой пересчет может быть...

  • Расчет годового налога при УСН

    Налоговой декларации и уплаты налога для организаций установлен не... налоговой декларации и уплаты налога для организаций установлен не... объектом налогообложения «Доходы» рассчитывают единый налог следующим образом: При объекте « ... Доходы» уменьшение суммы налога на величину уплаченных страховых взносов... : сумма исчисленного минимального налога превышает величину единого налога, рассчитанного в общем... Разницу между уплаченным минимальным налогом и единым налогом, рассчитанным в общем порядке...

  • Поправки в отчетности по налогу на имущество с 2019 года

    Далее – расчет), сдачи декларации по налогу на имущество (далее – декларация), порядок... порядок исчисления и уплаты налога). Исчисление налога в разделе 2. Обращает... налоговой базы и исчислению суммы налога в отношении подлежащего налогообложению... перестанет относиться к объектам обложения налогом на имущество. Естественно, из... Порядка заполнения авансового расчета по налогу на имущество указаны многочисленные... об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости. Сейчас...

  • Снос недвижимости и налог на имущество

    Основания для прекращения начисления налога в отношении расположенных в... сведению: по мнению компании, доначисление налога неправомерно, поскольку фактический снос (... понятию «актив») различаются. Поэтому налог на имущество по спорному объекту... привела следующие доводы: плательщиками налога на имущество признаются организации, ... НК РФ, предусматривающие особенности обложения налогом объектов недвижимости, в отношении... окажет влияние на исчисление другого налога – налога на имущество физических лиц.

  • Начинающему бухгалтеру о расчете единого «вмененного» налога

    Объект налогообложения. Для применения единого налога в качестве объекта налогообложения выступает... налогообложением, коммерсант, являющийся плательщиком «вмененного» налога, вправе использовать для подтверждения полученных... препаратами. Соответственно, при расчете налога ей нужно использовать следующие показатели... месяцах квартала соответственно. Уменьшение суммы налога. Сумма ЕНВД, исчисленная за... налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом налогоплательщики, производящие...

  • Быть или не быть земельному налогу при разделении и отчуждении части земельного участка в один день?

    Для целей расчета земельного налога важны даты государственной регистрации перехода... общему правилу, плательщиками земельного налога по общему правилу признаются организации... на земельный участок расчет земельного налога производится с учетом коэффициента, ... отчетном) периоде Земельный налог (с учетом Кв) = Земельный налог × Коэффициент... Нужно ли уплачивать земельный налог в отношении реализованного земельного участка... предположить, что уплачивать земельный налог в аналогичной ситуации, например, ...

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

Способ изъятия

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;

Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения


Методы исчисления

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым .

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы,