Встречные проверки налоговых органов. Правила безопасности на встречной проверке

Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).
На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.
В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

Важно!

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также - можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).
К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом <…>. При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза
С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС. Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо. В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет. Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует. Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация. В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту. Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к. инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

Инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы
  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное. Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их. К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 ст. 93 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы. И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок. ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

  • Гендиректора вызвали на допрос в налоговой: правила безопасного поведения
  • Компанию проверяет полиция: как обезопасить себя и свой бизнес от негативных последствий проверки. Часть 1
  • Самого понятия «встречная проверка» в российском законодательстве не существует. С 1 января 2007 года это понятие было исключено из Налогового кодекса РФ. Однако предусматривает процедуру истребования документов налоговыми органами у контрагентов о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте.

    Часто ее по-прежнему называют встречной проверкой. В случае несоблюдения процедуры о предоставлении информации контрагент признается налоговым правонарушителем и будет нести уголовную ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса.

    Прохождение встречной проверки документов не такое проблематичное, как выездной, однако, имеет ряд важных пунктов, знание которых поможет преодолеть этот процесс быстро и без существенных потерь.

    Предмет и цели

    Встречная проверка является частью камеральной, выездной или повторной проверки и не является самостоятельным видом. Ее суть заключается в сверке полученных документов с данными о деятельности проверяемого налогоплательщика с его личными данными.

    Основаниями для проведения встречной налоговой проверки являются следующие моменты :

    1. Подозрение сделок организации на фиктивность и на применении мошеннических схем ухода от уплаты налогов и неправомерной налоговой оптимизации.
    2. Необходимость проверки подлинности документов и сведений, которые отражены в учете конкретных операций, а также подтверждение существования самих контрагентов.
    3. При сомнении правильности присланной информации в случае совершения нестандартных операций ( , бартер, уступка или переуступка требований, возмещение и учет , оказание безвозмездных услуг).

    Документы

    Налоговая инспекция имеет право сделать запрос по абсолютно любым документам , которые причастны к проверяемой организации. Такими документами могут стать акты и договоры поставки или услуг, товарные накладные и счета-фактуры.

    Требуемые копии документов заверяются предприятия, сделать это может руководитель или другое уполномоченное лицо.

    Потребовать нотариальное заверение копий налоговый орган не может, однако, он вправе запросить оригиналы выбранных документов для ознакомления. Предоставление деклараций и прочих отчетов, которые не имеют отношения к проверяемому лицу, также не могут быть потребованы.

    В случае большого объема требуемой информации компания должна направить ходатайство об увеличении срока подготовки документов и назначить конечную дату сбора всех сведений.

    При запросе пакета документов налоговой инспекцией, организация, помимо безотлагательного предоставления сведений, должна проверить запрос на его правомерность.

    В этом случае следует убедиться, что:

    1. Запрашиваемые документы требуются на основе письменного оповещения. В случае проверки из другой налоговой должна предоставляться копия поручения об истребовании документов.
    2. Данные в копии поручения совпадают с данными требования.
    3. Причина истребования документов четко сформулирована и изложена.
    4. Помимо всех необходимых документов, указаны их реквизиты или сделка, согласно которой должна быть предоставлена информация.
    5. Налоговая требует не запрещенные данные, которые относятся к возможностям ее проверки.

    Чье требование выполнять

    Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено обращение чужой инспекции к организации с истребованием документов о другой организации.

    Затребовать документы на проверку имеет право та налоговая инспекция, у которой состоит на учете выбранное предприятие. Сделать это можно исключительно по поручению налогового органа, который осуществляет проверку или другие мероприятия налогового контроля. Это обосновано в п.3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Проверяемый период

    Проверяемый период встречной проверки должен совпадать с периодом, в рамках которого проводится камеральная . Истребование документов, которые не совпадают с периодом проверки считается неправомерным, несмотря на то, что в Кодексе Российской Федерации нет границ времени истребования.

    Налогоплательщик не обязан предоставлять информацию о его деятельности, которая не совпадает с периодом выездной проверки. В этом случае организация не будет привлекаться к ответственности и на нее не будут накладывать штрафы.

    Сроки и формы

    Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти календарных дней после получения требований . Конечное время сдачи сведений и количество проводимой встречной проверки не определяется какими-либо датами в отличие от выездной проверки.

    В случае несоблюдения требований инспекции предоставить документы (их отсутствие или опоздание) компанию могут оштрафовать от 5 до 20 тыс. руб . Сумма штрафа зависит от количества предоставленной информации и от повторного подобного нарушения.

    Именно поэтому очень важно учитывать срок, который предоставляется на сбор документов и заблаговременно исполнять требования налоговой инспекции.

    Встречная налоговая проверка представляет собой большой объем внеплановой работы. В случае с проверкой торговых компаний, руководство сталкивается с заверением большого количества товарных накладных, что представляет собой дополнительную работу для бухгалтерии.

    На первый взгляд покажется, что выполнение всех требований налоговой является единственным верным решением, которое не повлечет за собой последствия. Однако этого не стоит делать, так как чрезмерное повиновение всем запросов инспекторов только вызовет у них подозрение и спровоцирует проверку всей компании.

    Основные правила для соблюдения безопасности проверки:

    1. Отправлять документы только с описью.
    2. Если запрашивается аналитика, которая не ведется в компании, об этом нужно заранее сообщить.
    3. В случае запросов с предоставлением дополнительной информации компании, нужно конкретизировать у инспекторов, о чем именно идет речь.

    Причины для отказа

    Список документов данной проверки не регламентирован, поэтому очень часто возникают разногласия с налоговой службой. Иногда налоговики запрашивают документы, которые не содержат хозяйственных операций с контрагентом, например, штатное расписание. Основная причина такого запроса заключается в проверке наличия взаимосвязи лиц.

    Оформление результатов

    Результаты встречной проверки оформляются промежуточным актом. В нем фиксируются выявленные расхождения, неофициальные записи бухгалтерского учета и аргументы лиц, которые вели эти записи.

    Далее, акты направляются в органы внутренних дел и проводится дальнейшее расследование. Плательщик привлекается к ответственности и появляются правомерные основания для начисления налогов и пошлин. Если правонарушения не обнаружены, проверка заканчивается, и налоговики фиксируют ее успешное прохождение.

    Ошибки инспекторов

    Если на предприятии началась встречная проверка, прежде чем предоставить все запрашиваемые инспекторами документы, вначале стоит проверить их запрос на допущенные ошибки.

    Наиболее распространенными ошибками налоговиков считаются:

    1. Документы для проверки запрашиваются без письменного требования.
    2. Перечень документов в поручении не совпадает с требованиями.
    3. Документы для проверки требуются безосновательно.
    4. Повторно запрашиваются документы, которые уже были представлены на рассмотрение.
    5. Документы или сделка должны быть идентифицированы.

    Последствия встречной проверки

    В случае успешного прохождения встречной проверки инспекторы не вручают никаких документов или сертификатов о прохождении, однако, в случае непредоставления сведений или их опоздания, компания привлекается к ответственности. В этом случаи не только портятся отношения с контрагентом, но и появляются такие негативные последствия, как отказ в вычетах НДС и снятие прибыльных расходов.

    Если предписания встречной проверки не были предоставлены, налоговики вправе начать полноценную серию выездных проверок. В этом случае весь беспорядок в документообороте компании станет явным.

    Практикум по выездной налоговой проверке представлен ниже.

    Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов Семенихин Виталий Викторович

    3.2. Встречные налоговые проверки

    С 1 января 2007 г. ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает только два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Прямо о встречных налоговых проверках в налоговом законодательстве не говорится. Однако в ст. 93.1 НК РФ установлены правила истребования документов налогоплательщика или информации о конкретных сделках у других лиц, что, по сути, и является встречной налоговой проверкой. О природе встречных налоговых проверок в свете отсутствия официальной позиции читайте в настоящем разделе.

    В соответствии со ст. 82 гл. 14 части первой НК РФ налоговые органы проводят налоговый контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

    Самой распространенной и результативной формой налогового контроля являются налоговые проверки.

    В отличие от ранее действующей редакции ч. 2 ст. 87 НК РФ, прямо закрепляющей понятие встречной налоговой проверки, в тексте нынешней редакции такого понятия нет.

    Таким образом, по природе своей встречная проверка не называется налоговой, поскольку согласно налоговому законодательству последняя может быть только камеральной или выездной. Наряду с этим встречная проверка не относится ни к той, ни к другой категории, ведь она не предназначена для контроля правильности уплаты налогов в бюджет. Также следует иметь в виду, что встречная проверка не является самостоятельной проверкой, она является элементом, составной частью выездной или камеральной налоговой проверки.

    Ее проводят с целью получить документы от контрагентов проверяемой организации-налогоплательщика. Обратите внимание, что проверяемой организацией в любом случае считается только фирма, где проходит выездная или камеральная налоговая проверка. А ревизию в компании, от которой запросили документы, представители налоговых органов проводить не имеют права. При этом такая позиция подтверждается в том числе судебной практикой (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 26 сентября 2005 г. по делу N А40-3277/05-129-40).

    В соответствии со ст. 93.1 НК РФ определяется процедура истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

    Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

    Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

    Обратите внимание, что данные положения выставляют определенные рамки, не предоставляя право представителям налогового органа запрашивать любую информацию в данном случае (смотрите, например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 мая 2009 г. N Ф03-2111/2009 по делу N А24-3473/2008).

    Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (форму такого поручения смотрите в Приложении N 6 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

    При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

    В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) (форму такого требования смотрите в Приложении N 5 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

    К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

    Обратите внимание, что предприятию, получившему требование со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ, в связи с проведением налоговой проверки контрагента, следует проверить, как объем запрашиваемых документов связан с этой проверкой. В частности, следует проверить соответствие перечня документов, указанных в требовании, перечню, указанному в копии поручения об истребовании документов, которая приложена к требованию.

    Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

    Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

    Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ.

    Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (подробнее об этом смотрите гл. 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением ВС Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-1).

    В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

    Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (смотрите, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N Ф04-623/2009(1322-А75-49) по делу N А75-3412/2008).

    В соответствии со ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ ("Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля"), влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Квалифицированный состав данного правонарушения с признаком повторности влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

    Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Такой Порядок, действующий в настоящее время, утвержден Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки" и является Приложением N 3 к нему.

    Его положения дополнительно к рассмотренным выше нормам констатируют, что в поручении об истребовании документов должно содержаться:

    Полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы;

    Место нахождения организации (место жительства физического лица);

    Основание направления поручения;

    Полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля;

    Перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.

    При этом если истребуемые документы не могут быть представлены в указанный в ст. 93.1 НК РФ срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов.

    Продление срока представления документов осуществляется налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы.

    Если срок представления документов был продлен, то о таком продлении налоговый орган по месту учета лица, у которого истребованы документы, в трехдневный срок сообщает в налоговый орган, который направил поручение об истребовании документов.

    В трехдневный срок со дня представления истребованных документов и (или) сообщения лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов, указанные документы и (или) сообщение направляются в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании документов.

    В заключение отмечаем, что необходимость истребования документов у контрагентов организации, в отношении которой проводится камеральная или выездная налоговая проверка (необходимость встречной проверки), может возникнуть, например, в случаях:

    Если имеется информация об уклонении проверяемой организации от налогообложения путем применения специальных налоговых схем, равно как и в случае, если ранее двумя контрагентами применялись схемы уклонения от налогообложения;

    Если подлинность представленных налогоплательщиком документов для проверки вызывает сомнение или данные в них недостоверны;

    Если налоговый орган подозревает фиктивность сделки или подобные фиктивные сделки имели место ранее;

    Если есть подозрения, что проверяемая организация не оприходует товарно-материальные ценности, выручка и денежные средства не отражаются на счетах организаций;

    В иных случаях.

    Налогоплательщикам в данном случае в целом следует обратить внимание на следующие основные моменты:

    Встречная проверка проводится путем истребования документов у одного налогоплательщика о деятельности другого налогоплательщика;

    Встречная проверка осуществляется только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки;

    Предметом встречной проверки являются информация, документы о финансово-хозяйственных взаимоотношениях контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

    Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

    8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля Налоговый контроль за налоговыми поступлениями от налогоплательщиков осуществляется посредством ведения в налоговых органах по каждому плательщику оперативно-бухгалтерского учета

    Из книги Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они? автора Виткина Юлия Владимировна

    Глава 19 Налоговые проверки. Для всех Налоговая реформа у нас, к сожалению, становится постоянной и непрерывной Владимир Путин, май 2003 г. 19.1. Общие претензии Положения о налоговом контроле не нравились всем налогоплательщикам. Во-первых, сроки выездных проверок

    Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

    Глава 20 Налоговые проверки. Для избранных Налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам Владимир Путин, апрель 2005 г. 20.1. «ЮКОС» совершенствует кодекс От общих норм перейдем к частным. Это повторные налоговые

    Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

    Глава 1. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

    Из книги Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение. автора Караханян Самвел Гургенович

    Глава 2. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

    Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

    3.4. Совместные налоговые проверки и другие контрольные действия В деятельности налоговых органов не последнее место занимают совместные проверки и другие контрольные действия, которые производятся с различными федеральными органами (таможенные органы, финансовые

    Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Налоговые проверки Инспекции ФНС России могут проводить два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.Камеральные налоговые проверкиКамеральная налоговая проверка проводится в самой инспекции ФНС России на основе налоговых деклараций и других документов,

    Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

    Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение С.Г.Караханян,

    Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    Лекция 12. Налоговые проверки 12.1. Налоговые проверки Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.Налоговая проверка – это основная форма налогового

    Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

    12.1. Налоговые проверки Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая

    Из книги автора

    31. Налоговые проверки: понятие и виды Налоговая проверка – совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

    Из книги автора

    55. Арифметическая проверка, сопоставление документов, встречные проверки, письменные запросы Арифметической проверке подвергаются данные справок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда,

    Из книги автора

    60. Камеральные налоговые проверки Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других

    Из книги автора

    61. Выездные налоговые проверки Выездные налоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля.Основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или

    Из книги автора

    1.1 Камеральные налоговые проверки Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, других документов, имеющихся у налогового органа. Процедура проведения камеральных налоговых

    Из книги автора

    1.2 Выездные налоговые проверки Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на

    Встречная налоговая проверка — такого термина нет в нынешней редакции Налогового кодекса РФ. Однако встречные налоговые проверки проводятся инспекциями и правоохранительными органами довольно активно. В статье пойдет речь об особенностях проведения такого рода контрольных мероприятий.

    Что понимается под термином «встречная проверка»

    Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

    Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

    Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

    Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

    Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале .

    Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

    Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/103@.

    Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

    • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
    • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
    • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

    При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

    Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

    В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

    Подп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

    1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

    При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

    2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

    Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

    Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

    Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

    В каких еще случаях может быть назначена встречная проверка, читайте в статье .

    Какие документы вправе истребовать налоговые органы

    Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

    Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

    Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте .

    Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

    Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

    Пример

    Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

    Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

    Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

    Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

    А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

    Как быть, если вы уже подавали документы в инспекцию, а она снова просит их подать уже в рамках «встречки», читайте в материале .

    Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

    Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

    Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

    • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
    • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
    • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

    При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

    В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), расскажем здесь .

    Итоги

    Налоговики вправе запросить у вас документы или информацию о вашем контрагенте в рамках так называемой встречной проверки - специального мероприятия налогового контроля. Число запрашиваемых документов и период, за который они запрашиваются, в налоговом законодательстве не регламентируются.

    Представить документы (информацию) о контрагенте или сообщить об их отсутствии необходимо в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от своей налоговой инспекции.