Переходная экономическая система. Переходная экономика это

Особенности переходной экономики в России

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Первый фактор: такая экономика она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их противоречиями и по-разному функционирующими элементами.

Второй фактор: если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики - трансформация в другую систему.

Третий фактор: переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

Четвёртый фактор: в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к единоукладной - социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить единоукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Целью преобразований при переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.

Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования - коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и других систем.

Основная особенность экономики в переходный период - инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике - и на достаточный длительный период - старых экономических форм.

Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

Игнорирование инерционности воспроизводственного процесса - недооценка объективного характера общественной эволюции, преклонение перед якобы особой ролью сознательного начала в развитии общества.

Ещё одна особенность - интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Эта особенность подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.

Задачи переходной экономики в России

Первая задача переходной экономики – борьба с чертами централизованно управляемой экономики.

Основные черты централизованно управляемой экономики следующие:

1. Супермонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.

2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).

3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.

4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.

5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.

6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.

Экономической основой плановой экономики выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.

Переходный период от централизованно управляемой к рыночной экономике продлится десятилетия, как это было в Германии и Японии после войны. Сегодня стоит задача обеспечения эффективного функционирования переходной экономики.

В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о её нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.

С позиций второй точки зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны.

К числу внешних причин падения централизованно управляемой экономики относятся: программа перевооружений США, расходы и поражение в афганской войне, падение цен на нефть, повышение уровня жизни в развитых странах. В целом, считается, что социалистическая система могла просуществовать до 2000 г. при 2% росте национального дохода.

Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:

экономическая основа – частная собственность в многообразных формах;

форма движения – регулируемый рынок;

банковская система – коммерческие банки во главе с Центральным банком;

ценообразование – свободное с рядом фиксированных цен.

Главные задачи а период переходной экономики:

1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:

1. либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги -- освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

2. реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

3. стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

4. реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

5. интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.

Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. 3начимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.

Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.

После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.

К числу методов решения задач переходного периода относятся:

1. Стабилизация – экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:

Либерализацию цен;

Минимизацию госбюджета (коммерциализация деятельности госпредприятий);

Удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);

Введение внутренней конвертируемости национальной валюты;

Сдерживание роста доходов.

2. Преобразование форм собственности:

Приватизация (реституция – возвращение собственности бывшим собственникам в ряде европейских стран);

Снятие ограничения для развития частного сектора.

3. Изменение структуры экономики:

Антимонопольная политика;

Конверсия;

Механизм банкротства;

Интеграция в мировой рынок.

1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России

Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чертах:

1. Перманентное реформирование, т.е. проведение экономической реформы. Экономическая реформа – сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих экономических отношений. Причины экономических реформ в разных странах различны – изменение объективных условий, политических сил у власти, неэффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйственных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно, они обычно не затрагивают глубинных основ системы. Другой характер носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они более длительны.

Первая треть 20 века характеризовалась усилением государственного вмешательства в экономику, разброс форм которого изменялся от планового хозяйства в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической теории этот период характеризуется как кейнсианская революция. Теория государственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практике в течение нескольких десятилетий и исходила из того, что рынок неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался период экономических реформ, смысл которых можно охарактеризовать как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, Восточной Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.

2. Экономический кризис – трансформационный спад (Корнаи), его особенности:

кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический, причем, кризис становится самоуглубляющимся;

долговременный (девять лет);

рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей;

его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов:

Боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через ФПГ);

Установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;

Распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;

Установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);

Введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью рубля, что дает инфляционный эффект;

Нестабильность экономической и политической системы.

Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:

1. Нагрузкой – оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается.

2. Структурой системы – т.е. системой производственных отношений – ломается старая – плановая экономика и строится новая – рыночная.

3. Жесткостью – способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма.

4. Несовершенствами системы – отклонениями от нормы, ослабляющими устойчивость, но легко устраняемыми.

Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное. Уменьшение объемов сельскохозяйственного производства и доходов большинства российских семей привели к сокращению и ухудшению структуры потребления продуктов питания. За 1990-1996 гг. увеличилось только потребление картофеля, остальных продуктов - снизилось. Причем, если накануне реформы (в 1990 г.) семьи рабочих и служащих (в основном городские семьи) потребляли молока и особенно мяса больше, чем семьи колхозников (сельские семьи), то к 1996 г. ситуация изменилась на противоположную, что объясняется большой ролью в продовольственном снабжении сельских семей личных подсобных хозяйств, потенциал которых возрос.

Дефицит отечественного продовольствия приходится восполнять за счет ввоза продуктов питания из-за рубежа. Доля продовольственного импорта, достигшая в СССР в 1980 г. 24% и снизившаяся до 16% в 1990 г., в России вновь стала расти. В 1991-1994 гг. она составила 28%. В последующие годы она немного снизилась. Стране приходится тратить на защиту продовольствия значительные валютные ресурсы.

Анализируя характер противоречий современной экономики переходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалектикой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку экономики следовало бы считать противоречие между государственным и частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в процессе борьбы между ними. Однако, отказываясь от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.

Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:

1. Господство групповых интересов. В централизованно-управляемой экономике правящую элиту составляли директора предприятий, партийные и государственные чиновники (высшие) – 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.

2. Антикапиталистическая ментальность: подчинение индивида государству надо заменить новой экономической психологией, совместимой с принципом свободы предпринимательства, глубокой дифференциацией доходов, верой в личные силы.

3. Отсутствие доверия к правительству, к власти, которое является одним из препятствий либерализации экономики. Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса (сначала пытались реформировать социалистическую систему), несовершенством законодательства. Но главное все-таки достигнуто – конституционно оформлена частная собственность.

4. Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым считается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыночному социализму. Но источником всех перераспределительных процессов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на предпринимателей) подрывает само производство. Стремление к социальной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому распределению государством нищенских доходов.

5. Мафиозные структуры и коррупция. Число зарегистрированных преступлений в России в 90е годы (выявленных и взятых на учет органами внутренних дел общественно опасных деяний), предусмотренных уголовным законодательством, - выросло в России с 1,8 миллиона в 1990 году до 2,8 миллиона в 1992-1993 годах, а затем, после некоторого снижения в 1997-1998 годах, - почти до 3,0 миллиона в 1999-2001 годах.

6. Регионализм и сепаратизм – претензии регионов на все имеющиеся у них природные ресурсы (Чеченская республика, Якутия, Тюмень…).

Собственником всех своих природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин России, выступает оптимальным источником пенсионных и других социальных выплат гражданам.

При подготовке статьи использовались материалы:

1. Анисимов А. Истинный масштаб спада производства и смена модели российской экономической политики // Российский экономический журнал. 2003. №9.

2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 2003.

3. Белокрылова О.С. Курс лекций по теории переходной экономики Ростов: РГУ, 2001. Ч. 1., Тема 1.

4. Белокрылова О.С. Концептуальные основы переходной экономики // Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 2005. №5.

5. Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2000.

6. Бузгалин А.В. Переходная экономика. Курс лекций. М., 2006.

7. Григорьев Л.К. новому этапу трансформации. // Вопросы экономики. №4. 2006

8. Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 2005.

9. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // РЭЖ. №3. 2000.

10. Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования. // РЭЖ. №1. 2000.

Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы. С конца 1980-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.

Во-первых, эта система развивалась на базе общественной собственности на средства производства и уже отсюда проистекали ее коренные отличия от капитализма.

Во-вторых, экономическая жизнь была сориентирована на принципы работы "единой фабрики", и в управлении утвердился планово-директивный подход. Государство стремилось непосредственно управлять жизнедеятельностью трудовых коллективов, определяло их функциональную направленность, доводило до них перспективные и текущие планы по всем основным показателям. Предприятие было фактически лишено способности в принятии решений по введению хозяйств.

В-третьих, сформировалась система развитых социалистических гарантий за счет государства. Огосударствление деформировало процесс присвоения. Подавляющая часть прибавочного продукта концентрировалась в руках государства с последующим его перераспределением вне хозрасчетных интересов основных звеньев экономики. Привычным стало своеобразное иждивенчество, при котором за счет высокорентабельных производств обеспечивалась жизнедеятельность плохо работающих коллективов.

Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений. Таким образом, фиаско советской командно-административной системы управления экономикой явилось объективной причиной возникновения необходимости трансформации вновь возникших суверенных государств в рыночные экономики.

Рыночная система предполагает:

многообразие форм собственности;

личную инициативу и свободу предпринимательства;

развитую конкуренцию;

наличие законодательной базы, адекватной рыночной экономике;

наличие развитых рынков основных факторов производства или предпосылок для них;

наличие кадров предпринимателей и опыта взаимодействия государственных структур с риском;

наличие экономических и законодательных преград на путях стремления монополий к безраздельному господству.

Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы. Точного определения переходной экономики на сегодняшний день нет, однако, основываясь на основных ее чертах, можно сказать, что переходной экономикой называют такой тип экономической системы, в которой происходит трансформация механизма хозяйствования от административно-командных принципов к рыночным.

Переходная экономика характеризуется следующими особенностями:

Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений - необратимость, неповторяемость, а с другой - рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

Процесс трансформации экономической системы государства от командно-административного механизма хозяйствования к рыночному принято называть переходным.

Переходный период -- это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а другая, новая, одновременно нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.

Переходный период от командной к рыночной экономической системе характеризуется большим своеобразием. Нынешние развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной, и этот переход сопровождался промышленным переворотом, нарождением промышленности, и, прежде всего, - производства средств производства, которое стало материальной основой для преобразования производства и общества в целом.

Переходный период -- это переход от плановой экономики, которая базировалась на своеобразных устоях, и потому для него свойственны свои черты и закономерности. Так, становление индустриальной основы капиталистического общества обусловило интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов частной собственности, развитие таких форм собственности, как акционерная, монополистическая и государственная. Административно-командная система базировалась на абсолютном господстве государственной собственности, и одной из главных задач переходного периода являются разгосударствление и приватизация государственного имущества. Вместо государственной должны утвердиться многообразные формы собственности (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.) При переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства.

Преобразование отношений собственности и организационно-экономической структуры экономики означают становление новых производственных отношений. Для перехода к рыночной экономике необходимо перестроить производственно-технологическую структуру экономики, но это не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а техническое перевооружение, переход на качественно новый уровень производительных сил. Когда один тип экономических отношений меняется на принципиально иной, форсировано разрушается административно-командный тип управления, на передний план неизбежно выдвигается задача выживания производителей, которое зависит от умения управлять процессами.

Специфика социально-экономических процессов, начавшихся в конце 1990-х гг. и протекающих в настоящее время, заключается в том, что кардинально меняются принципы функционирования всех подсистем экономической формации общества: государственного управления (роли государства в экономике), социальной сферы, прав собственности, структуры экономики (отельных ее отраслей, комплексов), поскольку предполагается смена собственно экономической системы.

Хозяйственная система представляет собой сочетание государственного и частного секторов экономики. Экономической основой ее трансформации является эволюционное развитие отношений собственности и, соответственно, типов хозяйствования, проявляющееся как рост многообразия форм и направлений развития. Неизбежно экономические функции государства становятся более сложными, эффективными, соединяют экономические и социальные аспекты, формируя тем самым благоприятную среду для развития современного рыночного хозяйства, имеющего мощную правовую защиту.

Итак, для переходного процесса характерны постепенность, невозможность быстрой замены существующих форм новыми, и тем более -- невозможность такого подхода, согласно которому нужно сначала разрушить все старое, а затем создать новое. Иначе говоря, в условиях переходного периода довольно долго сохраняются старые формы, и в то же время происходит рост новых форм и отношений. Это значит, что в постепенности изменений в экономике реализуются преемственность и наследование в социально-экономическом развитии.

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология -- теория экономической трансформации. Транзитология (экономика переходного периода) -- экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом -- экономика страны или стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Страны с переходной экономикой -- это 28 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике. Иногда в эту группу стран включают также Монголию, Китай и Вьетнам. Общими чертами экономического развития стран с переходной экономикой являются:отказ от централизованного планирования и регулирования экономического развития; повышение степени открытости экономики (либерализация); приватизация государственной собственности; использование таких факторов экономического роста, как расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций, структурная перестройка экономики, борьба с инфляцией, перестройка валютной системы и др.; сокращение объемов национального производства; переориентация внешнеэкономических связей на Запад.

Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад -- особый тип экономических отношений. Многоукладность -- наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем -- и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна, не целостна, а, следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период -- исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, т. н. экономика переходного периода. Это смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. Таким образом,переходная экономика - это экономика, в которой происходит относительно длительный процесс распада старой экономической системы и формирования элементов нового экономического строя. Поскольку преобразование административно-командной системы означает замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

Наиболее распространено деление системных преобразований на две модели (варианта): радикальные реформы («шоковая терапия») и постепенные реформы («градуалистический подход»). Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства.

Под радикальными системными реформами (в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в классической форме -- в Польше) имеются в виду решительные, широкие и быстрые преобразования, нацеленные на скорейшее создание базы рыночной экономики. Постепенные системные реформы означают более длительный и менее радикальный путь преобразований, эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов. Госсектор не подвергается стремительному демонтажу, а постепенно передает большую часть своих полномочий вновь создаваемому предпринимательскому. (Китай и в немалой степени Венгрия).

Неолиберальная модель (монетаризм) опирается на следующие макроэкономические постулаты:

  • * либерализация цен на все товары и услуги, т. е. снятие государственного контроля над ценами и переход к свободному ценообразованию в соответствии с законом спроса и предложения;
  • * сжатие денежной массы как основной способ борьбы с инфляцией;
  • * изменения в отношениях собственности, которые виделись как движение в одну сторону -- разгосударствление, приватизация;
  • * формирование рынка и рыночной инфраструктуры на основе разгосударствления экономики;
  • * демонополизация экономики, прежде всего устранение всех форм государственного монополизма;
  • * открытость национального рынка перед мировым рынком;
  • * конвертируемость национальной валюты на основе системы плавающего курса валют.

Монетаристы выступают за решение всех экономических проблем методами макроэкономической денежно-кредитной политики посредством регулирования денежной массы и ставки процента, относясь с предубеждением к кейнсианским рецептам, связанным с таким инструментом фискальной политики, как государственные расходы.

Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др. Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой, и связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимисяструктурными диспропорциями.

Реформирование градуалистскими методами требует осмотрительности, настойчивости и постоянного контроля над осуществляемыми процессами. К недостаткам этого метода можно отнести немалый срок, в течение которого государственные органы обязаны управлять процессом. Создаваемый в рамках плановой экономики рыночный сектор является «инородным телом» и неизбежно будет отторгаться господствующими нерыночными отношениями. К достоинствам градуалистского метода можно отнести его хорошую управляемость, в результате чего экономика не несет потерь, сопровождающих метод «шоковой терапии».

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему:

во-первых, в условиях, унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций, переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;

во-вторых, стремительный переход к свободному ценообразованию в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;

в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

В подавляющем большинстве стран реформирование сопровождается неблагоприятными резкими социальными и экономическими трансформациями.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

  • 1. Либерализация экономики -- это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: а) отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли),б) прекращение централизованного распределения ресурсов, в) переход к формированию цен, в основном, в соответствии со спросом и предложением, г) снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках. Либерализация цен, повлекшая ликвидацию дефицита на потребительском рынке, привела к перераспределению денежных средств населения в пользу текущего потребления за счет ранее накопленных сбережений. Это увеличило совокупный спрос и сопровождалось ростом цен в экономике (инфляция спроса).
  • 2. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства
  • 3. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды - это создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль, регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий.
  • 4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики -- развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
  • 5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции, длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.
  • 6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения, система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

Российская переходная экономика, переходные экономики бывших социалистических стран представляют собой переход от командно-административного способа хозяйствования к рыночной системе, и само исходное состояние переходного процесса, по меркам рыночной экономики, есть состояние макроэкономического неравновесия. Макроэкономическое неравновесие как наследие плановой системы представляет собой первую особенность переходного процесса. Вторая его особенность в том, что макроэкономическое неравновесие здесь закономерно и представляет собой не временное, а постоянное явление. Т. е., для рыночной системы макроэкономическое неравновесие -- явление временное, поскольку на основе рыночных механизмов такие экономические системы постоянно возвращаются в устойчивое, т. е. равновесное состояние, состояние стабильности. Для переходных экономик это состояние стабильности означает возвращение к исходному, так скажем, закрепление диспропорциональности плановой экономики. Поэтому процесс перехода к рынку -- есть неустойчивое состояние, переход к будущему устойчивому состоянию, но устойчивому состоянию нового качества, присущего рыночным способам хозяйствования.

денежный спрос неолиберальный

Среди множества проблем мирового экономического развития выделяется одна относительно молодая проблема: замена планово-централизованной экономики на рыночную в странах, которые до определенного момента считались социалистическими. Процесс этот в явном виде начался на рубеже 1980-х-1990-х годов прошлого столетия, и до сих пор описывается несколькими терминами: «переход», «трансформация», «транзит», «смена системы» и т.д. Страны, осуществляющие этот процесс, стали именоваться странами с переходной экономикой, с транзитной экономикой, трансформирующимися и т.п. Наибольшее распространение получил первый из этих терминов, хотя не исключено, что в будущем могут появиться и другие.

Международные экономические организации к этой категории относят только государства, образовавшиеся после распада СССР (т.е. страны Балтии и СНГ), Монголию и восточно-европейские государства (или их преемников). Остальные бывшие соцстраны (Китай, Вьетнам, Лаос, КНДР, Куба) отнесены к группе развивающихся. Считается, что эти страны продолжают «строить коммунизм» и, следовательно, никакого перехода не осуществляют. К тому же происходящие в Китае и Вьетнаме изменения преподносятся местными властями просто как реформирование существующей системы (хотя многие иностранные аналитики в последнее время все больше сомневаются в этом). Кроме того, Китай сознательно позиционирует себя как развивающуюся страну.

Сущность переходной экономики представляет собой смешанный тип хозяйствования, объединяющий черты планового и рыночного хозяйств. При этом предполагается, что с течением времени рыночные элементы будут постепенно заменять рудименты плановой экономики. Этот процесс в мировой истории происходит впервые, поэтому столь велико и внимание к нему.

Переходный период в обществе и экономике - это период сложной системной трансформации, единый и комплексный процесс, в котором все органично взаимосвязано. В экономике в этот период идет формирование качественно новых субъектов хозяйствования, правил и практики делового поведения. Преобладающей основой организации и функционирования бизнеса становится частная собственность на капитал (средства производства) и свобода цивилизованной конкуренции.

Вместе с тем системный переход является не самоцелью, а инструментом для достижения более важной цели: формирования рыночного хозяйства. Процесс перехода продолжается до сих пор, но конечная цель этого перехода все еще не достигнута. По всей видимости, сокращение разрыва между передовыми рыночными странами и постсоциалистическими государствами требует значительно большего времени, чем это считалось в начале трансформации. То, что развитые государства признали отдельные страны с переходной экономикой (например, Польшу, Венгрию, Чехию, Словению, страны Балтии, Россию и некоторые другие) странами с рыночной экономикой еще не означает, что все они стали таковыми в полной мере и в равной степени. Во многих случаях статус страны с рыночной экономикой давался не столько за достижение каких-либо показателей, характеризующих ту или иную сферу экономики, а сколько за стремление и постоянное продвижение по пути рыночных преобразований.


Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом ЭКОНОМИИ! из одного состояния в другое.
В нашей стране происходит переход от административно- командной экономики к рыночной.
Переходная экономика - экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.
Основные черты переходной экономики:
  1. формирование новой экономической системы;
  2. многоукладность экономики;
  3. неустойчивость развития (стабильных переходных экономик не существует);
  4. относительная длительность преобразования в переходной экономике.
Переход от административно-командной к рыночной экономической системе в разных странах имеет общие закономерности (тенденции). Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие изменения в отношениях собственности, структурные преобразования, а также финансовую стабилизацию (рис. 20.1).
Главные направления формирования рыночной экономики:
X) либерализация экономики. Это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни;
  1. демократизация экономики и создание конкурентной
среды, предполагающая создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, доступ на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса;
  1. институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых- бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики;
  2. структурные преобразования, направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики - производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;
  3. формирование новой системы социальной защиты населения. Эго система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
К числу общеэкономических закономерностей переходной кономики относятся следующие.
/. Неустойчивость экономической системы. Переходная -кономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется очетанием как старых, так и новых форм и отношений.
  1. Альтернативный характер развития экономики. Пере- од от одной экономической системы к другой может прохо- ить с использованием различных вариантов действий.
  2. Проявление и функционирование особых переходных орм (например, коллективно-долевая собственность на зем- ю в РФ при переходе к постиндустриальному обществу).
  3. Особый характер противоречий. Экономические проти- оречия представляют собой противоречия развития (между но- ыми и старыми элементами производственных отношений).
  4. Историчность, т.е. преходящий характер переходной кономики, которая сменяется периодом зрелости экономичес- ой системы.
Становление рыночной экономии! в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как:
  1. высокие социальные издержки (более 30% населения живет
за чертой бедности);
  1. высокий уровень безработицы;
  2. криминализация экономики (теневой сектор экономики
производит до 35-50% ВВП);
  1. технологическая деградация.
Кроме общеэкономических закономерностей переходной экономики для стран, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности.
  1. Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыночной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.
  2. Продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы.
  3. «Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзиторных экономических систем, скорость подавления которой зависит от последовательности и темпов рыночных преобразований.
  4. Аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов на аграрном рынке.
  5. Высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22%, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды - около 35%; государственные расходы - 45% ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаффера.
Опыт стран по трансформации экономических систем выделяет следующие этапы переходной экономики:
  1. этап 1 (1991 г.) - создание политических и институциональных предпосылок;
  2. этап 2 (1992 г.) - либерализация экономики;
  3. этап 3 (1992-1994 гг.) - приватизация;
  4. этап 4 (1996 - первая половина 1998 гг.) - финансовая стабилизация;
  5. этап 5 (вторая половина 1998 г. - настоящее время) - структурная перестройка.
В нашей стране переход от административно-командной экономики к рыночной проходит в пять этапов (табл. 20.1).
Шamp;мщаШй
Основные этапы переходной экономики к России
  1. Экономическая политика государства в переходный период в России
Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами). В этом процессе активная роль принадлежит государству.
В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:
  1. обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.);
  2. ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
  3. разработка нового хозяйственного законодательства;
  4. демонополизация и поощрение конкуренции;
  5. приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.
Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:
  1. требованием устранения внешних факторов;
  2. производством общественных благ;
  3. обеспечением экономики необходимым количеством денег;
  4. осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики. Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике"(рис. 20.2).
В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

Основные этапы разгосударствления собственности в РФ:

  1. в транзитарный период:
  2. полный хозрасчет (полное хозяйственное ведение);
  3. аренда;
  4. аренда с выкупом;
  5. коммерциализация деятельности государственных предприятий;
  6. приватизация.
Приватизация - передача имущества (предприятий, цехов, производственных участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные производства, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий, а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, жилых и нежилых помещений и т.д.), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Для понимания современной природы процессов приватизации необходимо учитывать особенности двух типов приватизации.
Первый тип приватизации связан со структурой перестройки стран Запада в конце 1970-х гг., с переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике стран с большой долей госсектора. Мотивы приватизации данного типа:
  1. увеличение доходов бюджета;
  2. оздоровление государственных финансов;
  3. повышение эффективности экономики;
  4. оживление конкуренции;
  5. специализация и демонополизация.
Второй тип приватизации формировался с 1989 г. в ходе преобразований в бывших социалистических странах. Особая роль данного типа приватизации отведена переходу от административно-командного типа экономической системы к рыночному. Цели приватизации:
  1. исходная - создание слоя частных собственников (в РФ - посредством ваучеризации);
  2. аккумулирование средств в государственном бюджете;
  3. основной мотив в странах с рыночной экономикой;
  4. обеспечение экономической и имущественной самостоятельности;
  5. повышение эффективности экономики.
Особенности российского процесса приватизации.
  1. Директивность. Решения о приватизации принимались не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технического состояния предприятий, а Госкомимуществом.
  2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную.
  3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критериев экономической эффективности, что привело к расточительности.
Этапы российской приватизации.
Х.Доваучернаяприватизация в форме выкупа арендованного имущества охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры (торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и др.).
  1. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основой ста-
  1. ли преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа малых предприятий.
  1. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа самих предприятий и их акций.
  2. Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита госбюджета отдает в залог"под кредиты коммерческим банкам пакеты акций крупных предприятий.
Различают малую и большую приватизацию. Различие в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы, небольшие хозяйственные товарищества и ООО, во втором - акционерные общества.
В ходе приватизации во всех странах с переходной экономикой проявились примерно одинаковые важнейшие тенден-

ции, проблемы и противоречия. Приватизация охватила промышленность и сферу услуг, торговлю и общественное питание, при этом использовались схожие методы передачи имущества. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационными ведомствами, которые осуществляли их разгосударствление путем акционирования. Акции этих предприятий частично предоставлялись коллективам предприятия, а оставшаяся часть акций приобреталась частными (юридическими и физическими) лицами на аукционах или конкурсах.
В нашей стране малая приватизация не достигла главной экономической и социальной цели - создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой для общества, гарантом его стабильного развития.
Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий (а не крупные фирмы и концерны) обеспечивают занятость большей части населения.
Российское законодательство регламентирует условия создания малых предприятий. Налоговая, финансовая и кредитная политика государства поддерживает малый бизнес России.
Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности, весьма сомнительными оказались льготы коллективам и предприятиям.
В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравнению с промышленностью и сферой услуг. Бывшие колхозы и совхозы пошли по пути преобразования в общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Краткие выводы

  1. Переход крынку сопровождается либерализацией экономики - отказом государства о!" монополии на те или иные

виды хозяйственной деятельности. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и денежно-налоговую системы).

  1. Переход от административно-командной крыночной экономике создает необходимость финансовой стабильности. Ее главная цель - подавление высокой инфляции.
  2. Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
  3. Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением, изменение отношений собственности, формирование хозяйствующих субъектов рыночного типа, создание новой системы управления народным хозяйством.
  4. Приватизация в странах с переходной экономикой характеризуется сочетанием общих тенденций и национальных особенностей.
  5. В российской приватизации выделяются два этапа, что главным образом обусловлено протеканием процессов большой и малой приватизации.
  6. Итоги приватизации в России оказались противоречивыми, скорее негативными, чем позитивными.