Переход к рыночной экономике. Специфика россии при переходе к рыночной экономике


Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы. Переходный период - это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а одновременно другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.
Переходный период от командной к рыночной экономической системе характеризуется большим своеобразием. Нынешние развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной, и этот переход сопровождался промышленным переворотом, нарождением промышленности, и прежде всего производства средств производства, которое стало материальной основой для преобразования производства и общества в целом.
Нынешний переходный период - это переход от особенной, плановой экономики, которая базировалась на своеобразных устоях, и потому для него свойственны свои черты и закономерности. Так, становление индустриальной основы капиталистического общества обусловило интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов частной собственности, развитие таких форм собственности, как акционерная, монополистическая и государственная. Это объективный, естественный процесс. Административно-командная система базировалась на абсолютном господстве государственной собственности, и одними из главных задач переходного периода являются разгосударствление и приватизация государственного имущества.
В свое время развитые страны по мере роста индустриальной базы, концентрации и централизации производства и капитала шли по пути утверждения крупного машинного производства и свойственных для него форм организации (в том числе монополистических объединений и т.п.).
Для административно-командной системы были характерны высокая централизация экономики, невиданный в мире монополизм, государство выступало главным хозяйствующим субъектом, а развитие народного хозяйства определялось единым государственным народнохозяйственным планом. Поэтому при переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства. Иначе говоря, многообразие форм собственности должно дополняться многообразием форм хозяйствования.
Преобразование отношений собственности и организационно-эконо-мической структуры экономики означают становление новых производственных отношений.
Становление капиталистических рыночных отношений опиралось на промышленный переворот, который создал для них адекватную материально-техническую базу. Встав на “собственные ноги”, капитализм обеспечил быстрое развитие экономики. Административно-командная экономика имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структура не совершенна, поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборонной промышленности, сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский сектор экономики. Для этой базы свойственна технологическая многоукладность, когда в отраслях оборонной промышленности применялись высокие технологии, в потребительском секторе господствовала технико-технологическая отсталость, а в сельском хозяйстве был очень высок удельный вес ручного труда. И, наконец: как уже указывалось, для структуры экономики командной системы были характерны господство материального производства и недостаточное развитие социальной сферы.
Для перехода к рыночной экономике необходимо перестроить производственно-технологическую структуру экономики, но это не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а техническое перевооружение, переход на качественно новый уровень производительных сил.
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.
3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.
6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
Важное значение для хода и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия, которые в успехе преобразований играют большую роль (на начало реформ).
К ним относятся:
* длительность существования административно-командной системы;
* доля частного сектора в экономике;
* размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;
* уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);
* трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;
* открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
П е р в а я г р у п п а включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
В т о р а я г р у п п а включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, Беларусь, другие страны - члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Т р е т ь ю г р у п п у составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

Ключевые слова: особенности, перехода, рыночной, экономике, России

Переход к рынку и его функционирование в России имеют ряд особенностей.

1. Начало перехода к рынку происходило в стране, где государство сконцентрировало в своих руках огромные финансовые и материальные ресурсы , практически владело всеми средствами производства (более 90%), следовательно, отсутствовал такой важнейший признак рынка, как наличие обособленных, самостоятельных производителей (первый важнейший признак рынка).

2. Население страны в подавляющей массе ни по профессиональному, политическому, экономическому, общекультурному уровню еще и сегодня не готово к немедленному экономическому самоопределению. Право свободного выбора рода занятий, ориентируясь на свои желания и возможности: стать предпринимателем, наемным работником в государственных структурах, менеджером на акционерном предприятии или заниматься индивидуальной трудовой деятельностью не всегда подкреплено экономически. А ведь именно свобода выбора является основой личной свободы, фундаментом раскрытия творческого потенциала, столь необходимого для эффективного функционирования рынка.

3. В силу того, что была создана, по существу, затратная экономика, переход к рынку осуществлялся в условиях острейшего дефицита товаров и денежной инфляции. Отечественный потребительский рынок был практически полностью разрушен. По сути, преобладающими являлись натуральный обмен, необоснованное завышение цен и др.

4. На рынке , особенно на рынке средств производства, господствуют монополисты-производители. Это объясняется тем, что функционирование тоталитарной системы требовало узкой предметной специализации, что в конечном счете привело к тому, что наша промышленность представляет собой ряд технологически обособленных предприятий, которые зачастую являются единственными в стране производителями своей продукции. Список подобных предприятий-монополистов значителен. Сложившуюся до перехода к рынку ситуацию можно показать на примере выпуска продукции в машиностроении (табл. 1).

Таблица 1

Монополизация выпуска продукции в машиностроении

Наименование продукции

Количество предприятий

Доля монополизированного производства, %

Всего

Монопольное производство

Индивидуальная продукция

Серийная продукция

Комплектующие изделия и приборы

1031

Общемашиностроительная продукция

3403

2212

Как видно, доля монополизированного производства по ряду позиций достигала 80-90%.

5. Отсутствие соответствующей правовой системы для развития инфраструктуры рынка (банковская, кредитно-финансовая и налоговая системы, товарные и трудовые биржи). Существующие системы возникли стихийно и работают во многом на свой страх и риск.

Таким образом, формирование рыночных отношений в стране началось в условиях отсутствия многих элементов и признаков рынка. Поэтому первым шагом на пути перехода к рынку явилось создание условий для возникновения обособленных, самостоятельных производителей как важнейшего признака функционирования рыночных отношений.

Данная проблема решается реформированием государственной формы собственности . Этот процесс реализуется в двух направлениях: осуществление глубокой децентрализации управления собственностью и денационализация, или, иначе, приватизация (передача собственности трудовым коллективам, создание акционерных и арендных предприятий, кооперативов и продажа предприятий в частную собственность).

Децентрализация в управлении предприятиями явилась исходным пунктом в решении проблемы реформирования государственной собственности. Дело в том, что форма собственности предполагает адекватную ей форму управления. И если для кооперативных, малых и частных предприятий реализация этого уровня представляется само собой разумеющейся, то для государственных - вызвала определенные трудности.

Это объясняется рядом причин. С одной стороны , сам "государственный" статус предприятия предполагает наличие определенной иерархической системы управления (как в части определения характера производственной деятельности, так и его материально-технического снабжения и сбыта продукции), а с другой - его функционирование в условиях рыночных отношений подразумевает предоставление полной экономической свободы.

Начало либеральных реформ в экономике. 1992 г. стал для России годом экономических реформ, началом перехода к рынку, к легитимной частной собственности. В ноябре 1991 г. Б. Н. Ельцин сформировал новое правительство, основное ядро которого составили молодые эко­номисты-рыночники: П. Авен, А. Нечаев, А. Шохин, А. Чубайс. Вице-премьером этого правитель­ства был назначен 35-летний экономист Е. Т. Гайдар. Молодых кабинетных ученых пригласили в правительство исключительно по причине глубины кризиса, в котором оказалась страна, а также из-за нежелания многих опытных экономистов и управленцев «разгребать авгиевы конюшни».

Главные экономические цели нового правительства России были изложены Президентом Б. Н. Ельциным 28 октября 1991 г.: переход к рыночной экономике и достижение макроэконо­мической стабилизации. Выбор этой модели был прежде всего реакцией на провал перестрой­ки, который в общественном сознании связывался с медлительностью и непоследовательностью М. С. Горбачева. Для вывода страны из кризиса Президент, возглавивший «правительство ре­форм», выбрал путь «шоковой терапии», т.е. быстрого, «в один прыжок», вхождения в рынок. К этому времени экономическая ситуация в стране была катастрофической, полки магазинов пус­ты. Программа содержала набор мер, широко известных в мировой практике: вначале отпуск цен, затем введение свободной торговли, следующий шаг - приватизация, передача государственной собственности в частные руки. Свободные цены должны были, по замыслу реформаторов, опреде­лить реальную цену товаров и включить механизм конкуренции, заставить людей «зарабатывать деньги». Приватизация же, сделав людей собственниками, должна была создать мощные стимулы к труду.

Альтернативный вариант, предложенный известным экономистом Г. А. Явлинским (вначале достижение стабилизации экономической ситуации, а уже затем проведение рыночных реформ) был отвергнут, поскольку требовал как минимум жестких административных мер, обеспечить которые при очевидной слабости государственной власти было уже невозможно.

Реформы, начатые командой Е. Гайдара, с самого начала приобрели революционный характер перехода от одного общественного строя к другому. Правительство приняло ряд важных мер по слому командно-административной системы, либерализации хозяйственной деятельности. Значи­тельные усилия были направлены на создание рыночной инфраструктуры - фондовых и товар­ных бирж, банковской системы, валютного рынка.

В соответствии с правительственной программой реорганизация коснулась органов власти и управления. Советский госаппарат был резко сокращен, правда, ненадолго.



Основой гайдаровских реформ стала либеральная монетаристская модель перехода к рынку, ориентированная на ослабление вмешательства государства в экономику, на первоочередное ре­формирование денежного сектора экономики, достижение финансовой стабилизации в стране, на

ликвидацию бюджетного дефицита, укрепление рубля. По планам реформаторов, программа ста­билизации российской экономики на рыночной основе была рассчитана на три года.

В начале либеральных реформ - до декабря 1992 г. - наиболее революционную роль сыграл Указ Президента РФ от 2 января 1992 г. о либерализации цен и реорганизации торговли. Он пре­доставил предприятиям право самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, право самостоятельного сбыта и покупки продукции и сырья. Указ вводил контроль за ценообра­зованием на предприятиях-монополистах, отменял запреты на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий.

Стабилизационная политика правительства Е. Гайдара предусматривала также ряд важных мер по предотвращению гиперинфляции и социальной защите населения. Резкому сокращению были подвергнуты все государственные расходы (централизованные капиталовложения, дотации и т.д.). В частности, расходы на закупку вооружений были урезаны на 85 %. Одновременно прилагались усилия для конвертируемости рубля: упрощены схемы валютных операций, расши­рен валютный рынок и, наконец, установлен свободный валютный курс рубля на основе спроса и предложения.

Либерализация цен и ужесточение финансовой политики привели к тому, что российский рынок постепенно стал наполняться товарами, деньги вновь обрели свою цену, исчезли очереди в магазинах. Реформы, связанные с именем Е. Гайдара, продолжались около года.

Уже первые шаги правительства Е. Гайдара вызвали резкое противодействие со стороны Вер­ховного Совета, который проваливал все законопроекты, предложенные правительством.

В силу прежде всего политических причин ход реформы с самого начала стал отклоняться от намеченного курса. Первоначально цены предполагалось отпустить лишь к лету 1992 г., однако под давлением объективных обстоятельств правительство вынуждено было объявить о либерали­зации цен уже в январе 1992 г.

Прогнозируемое реформаторами пятикратное повышение цен на деле обернулось их повы­шением в 100 и более раз, в результате чего большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Вызванный либерализацией гигантский рост цен почти полностью уничтожил денеж­ные накопления населения, хранившиеся в государственных сберегательных кассах. То, что эти средства собирались многими людьми в течение всей жизни, стало одной из причин недовольства большей части населения правительством и лично Е. Гайдаром. Накопления, а речь, по оценкам специалистов, идет о сумме в 1 триллион дореформенных рублей, были ликвидированы в один миг.

В конце 1992 г. на съезде народных депутатов Е. Гайдар был смещен с поста премьер-министра.

Главным итогом деятельности реформаторов стал выход России из социализма. Сложился, хотя и крайне незрелый, рынок.

В результате либерализации восстановилось доверие зарубежных партнеров к России, страна начала трудный путь интеграции в мировой рынок.

В итоге компромисса между президентом и Верховным Советом 4 декабря 1992 г. главой правительства стал вице-премьер В. С. Черномырдин. Смена правительственного кабинета в зна­чительной мере была связана с исчерпанностью первого «романтического» этапа либеральных реформ и с наступлением нового - «прагматического».

С самого начала правительство В. С. Черномырдина носило коалиционный характер. В нем были представлены и демократы, и коммунисты, и аграрии. В результате разработка и реализа­ция единой линии правительства была серьезно затруднена. С возвращением в сентябре 1993 г. в правительство Е. Т. Гайдара в качестве вице-премьера и министра экономики вновь открылась возможность для дальнейшей либерализации экономики.

В течение осени 1993 г. была проведена почти полная либерализация сельскохозяйственного сектора, закончился период «дешевых денег», то есть мощного государственного финансирования народного хозяйства через кредитную и бюджетную систему. Как следствие этих мер, темпы ин­фляции в стране заметно снизились. К концу 1993 г. были осуществлены необходимые институ­циональные изменения для полноценной макроэкономической стабилизации, а дефицит бюджета был сокращен до 6 % ВВП.

Однако результаты парламентских выборов 12 декабря 1993 г. резко изменили ситуацию в стране. Е. Гайдар и Б. Федоров были вынуждены покинуть правительство, и в нем вновь усили­лись позиции промышленного и аграрного лобби. Тем не менее В. С. Черномырдин не отказался полностью от политики денежной стабилизации, избрав умеренно-жесткий антиинфляционный курс. В дальнейшем экономике России пришлось пережить немало потрясений. Особенно стал па­мятным так называемый «черный вторник», когда в течение одного дня рубль подешевел на 27 %.

Этапы и результаты приватизации. Принятый 25 декабря 1990 г. российский закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешил индивидуальную предпринима­тельскую деятельность и создание частных предприятий.

Годом раньше союзным законом была разрешена аренда трудовыми коллективами государс­твенных предприятий. На практике это означало выкуп госпредприятий по низкой цене. Тем самым было положено начало так называемой номенклатурной приватизации. Используя нечет­кость принятых законов, директорский корпус получил в полное и бесконтрольное владение со­тни тысяч государственных предприятий, в частности право самому себе назначать многомилли­онные оклады и премии, увеличивать легальным путем свои доходы. К концу 1991 г. в России уже существовало 3076 ассоциаций, 227 концернов и 123 консорциума. Таким образом, еще до начала рыночных реформ значительная часть «общенародной» собственности оказалась роздан­ной номенклатуре.

В августе 1992 г. Президентом России был подписал Указ «О введении системы приватиза­ционных чеков в Российской Федерации». В соответствии с этим указом балансовая стоимость всех российских предприятий на начало 1990-х гг. была суммирована и поделена на общее чис­ло россиян. Все граждане страны, включая детей, обрели право на получение одного приватиза­ционного чека (ваучера) номинальной стоимостью в 10 тыс. рублей. Предполагалось, что, вкла­дывая ваучеры в акции приватизированных предприятий, люди смогут получать дивиденды. Фактически этого не случилось. В результате многие россияне почувствовали себя обманутыми ваучерной приватизацией.

Одновременно с марта 1992 г. началась так называемая малая приватизация - продажа с аук­ционов магазинов, прачечных, других предприятий сферы обслуживания. Уже к началу 1996 г. более 84 % мелких предприятий в стране было приватизировано. Всего в частные руки перешло более половины промышленных предприятий, которые производят около 70 % валового нацио­нального продукта. На их долю приходится около двух третей всех инвестиций.

Социальная цена реформ. Слом советской социально-экономической системы и зарождение в России рыночной экономики привели к изменению социальных условий жизни и ценност­ных ориентаций людей. Миллионы российских граждан столкнулись с проблемами, которых не существовало в советское время. Обедневшее государство оказалось не способным нести затра­ты бесплатного образования, медицинского обслуживания и других форм социальной защиты. В результате в первые три года реформ резко подорожали транспортные услуги, качественное медицинское обслуживание, закрывались многие санатории и пионерские лагеря, детские клубы и спортивные школы. Начинали внедряться платное образование и платное медицинское обслу­живание. Повышение цен на услуги сделало невозможным для многих пользование прачечными, химчистками, парикмахерскими, столовыми. Полноценный отдых и качественное образование из общедоступного становились достоянием очень узкого круга обеспеченных людей. За первые месяцы реформ жизненный уровень общества был отброшен на 10-20 лет назад. К 1994 г. реальные доходы населения уменьшились приблизительно в два раза. Из 148 млн жителей России за чертой беднос­ти оказалось около 32 млн человек, т.е. более 24 %. Их доходы не превышали 40 долларов в месяц.

Важнейшим следствием начавшейся либерализации экономики стало резкое увеличение раз­рыва в уровне доходов и потребления. К 1995 г. на долю 10 % наиболее обеспеченных слоев приходилось около 31 % денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченных - лишь 2,4 % . Кризис экономики, сворачивание системы социального обеспечения и здравоохранения и, как следствие, падение уровня жизни способствовали сокращению средней продолжитель­ности жизни. Последствием роста смертности и снижения рождаемости в 1992-1995 гг. стала абсолютная убыль населения страны на 2,7 млн человек.

К началу 1995 г. в ряде крупных городов России падение уровня жизни замедлилось. В ре­зультате прокатившейся волны сокращений, особенно на предприятиях ВПК, образовался це­лый класс людей, не занятых на производстве, однако большинство из них не пополнили ряды безработных, а принялись искать способы заработать себе на жизнь. Торговля стала той сферой, в которой часть людей смогла найти свою социальную нишу.

Упрощение выезда за границу способствовало появлению так называемых «челноков» - лю­дей, совершающих кратковременные поездки за рубеж для закупки товаров с целью последующей их продажи на рынках.

Одним из реальных результатов экономической реформы, обнаружившихся в крупных го­родах России уже в первые месяцы ее проведения, стало насыщение потребительского рынка товарами, которые десятилетиями оставались дефицитными. Правда, происходило это главным образом за счет притока в страну импорта - продовольствия, сложной бытовой техники, обуви, одежды. Отечественные производители были вытеснены с рынка. В то же время в малых городах и селах России ситуация на потребительском рынке продолжала оставаться напряженной.

Либерализация экономической деятельности, передача госсобственности в частные руки, обнищание значительной части россиян, их люмпенизация, резкое увеличение числа бездом­ных и беженцев создали благоприятные условия для криминального «беспредела» в стране. Экономическая преступность вышла на уровень, угрожающий национальной безопасности Рос­сии. За четыре года материальный ущерб от преступной деятельности составил около 1 трлн рублей. В эти годы население страны столкнулось с терроризмом и заказными убийствами.

В России к осени 1991 г. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас значительно уменьшился. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода.

В такой ситуации было два пути:

Вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием;

Укрепить экономику через радикальные реформы (что и было сделано).

Правительство, сформированное Ельциным в 1991 г., состояло из молодых реформаторов во главе с Егором Гайдаром, сторонником рыночных преобразований. Радикальная экономическая реформа, проводимая Гайдаром, получила название «шоковая терапия ».

Этапы реформы :

Началом реформы в 1992 г. стала либерализация цен , - отказ от их государственного регулирования. Цены возросли в десятки и сотни раз. Прилавки магазинов наполнились товарами. Но купить их гражданам было не на что, поскольку сбережения граждан были быстро израсходованы, а рост зарплаты искусственно сдерживался.

Была разрешена свобода торговли, введена внутренняя конвертация рубля, появилась легальная возможность обмена на иностранную валюту. На рынок хлынул поток импортных товаров, что ухудшило положение отечественных товаропроизводителей.

Не оправдались надежды, связанные с вступлением России в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ), многомиллиардные кредиты от Запада не были получены, большинство западных инвесторов предпочитало не рисковать на российском рынке.

Процесс падения производства затронул практически все сферы промышленности и сельского хозяйства. Экономика держалась за счет топливно-добывающей и металлургической отраслей, а также увеличения экспорта их продукции.

Реформы в аграрном секторе . Были созданы правовые основы для частной фермерской деятельности . Приходилось преобразовывать колхозы и совхозы в фермерские хозяйства. До сих пор этот процесс так и не удалось успешно завершить. Современные частные и кооперативные агрохозяйства с трудом конкурируют с импортными товаропроизводителями. Кризисные явления в аграрной сфере продолжаются.

Важным этапом реформы стала приватизация - разгосударствление собственности (переход собственности в частные руки). Приватизация началась с выдачи ваучеров в конце 1992 г. Ваучер - ценная бумага номиналом 10 тысяч рублей, - можно было в приватизируемые предприятия и инвестиционные фонды (стать акционером, пайщиком). Предполагалось, что будет создан слой собственников - основа для формирования среднего класса страны. Но началась скупка ваучеров коммерческими банками, отдельными состоятельными людьми, мафиозными структурами. Ваучерная приватизация ничего не дала простым российским гражданам.


Последствия шоковой терапии:

Одним из последствий реформ стал непрерывный рост инфляции (обесценивание денег). Увеличение выпуска бумажных денег без банковского обеспечения привело к падению курса рубля. Для борьбы с инфляцией была проведена денежная реформа (1 января 1998 г.) - российский рубль был деноминирован в 1000 раз. К этому времени расходы на выплату внешнего долга составляли 30% государственного бюджета. Правительство оказалось не в состоянии платить по внутренним и внешним долгам.

17 августа 1998 г. произошел дефолт - обвал национальной валюты. Начался неконтролируемый рост цен. За две недели стоимость отечественных товаров подскочила на 20%, а импортных - на 80%. В России пополнилось число людей находящихся за чертой бедности.

Преодолению этого острейшего финансового кризиса способствовал рост мировых цен на энергоносители. В 1999-2007 гг. нефть принесла значительные прибыли частным российским кампаниям и пополнила золотовалютные резервы Центробанка России.

Августовский дефолт возродил к жизни отечественную промышленность и сельское хозяйство, поскольку сократился избыточный импорт.

Показатели на 2000 г.:

Инфляция снизилась до 20% (по сравнению с 36 % в 1998 г.);

Реальные доходы населения возросли только на 6 %;

- ВВП (валовой внутренний продукт) начал прирастать в среднем на 6% в год;

Отсчет, или старт, переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г., когда правительство объявило о либерализации цен. Выстрел был сделан. Страна вздыбилась и рванула вперед? к финишу под лозунгом «РЫНОК». Причем старт был дан в очень сложной экономической ситуации. А именно: Россия начала рыночную реформу, имея деформированную структуру экономики. Эта структура формировалась не под влиянием действия экономических законов, скажем, закона спроса и предложения, как в любой рыночной экономике, а в условиях жесткого централизованного управления. Экономика СССР до принятия программы перехода к рыночным преобразованиям развивалась на доктрине Маркса, согласно которой в основе жизни человеческого общества лежит производство материальных благ. Эта научно обоснованная позиция была понята советскими экономистами буквально, и в жизнь стала воплощаться модель экономики под названием «производство ради производства», а не ради потребителя. В советской экономике производству потребительских товаров отводилась второстепенная роль, равно как и сфере услуг. Известно, что почти 90% капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% ? в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были самые отсталые отрасли с изношенным оборудованием.

В СССР решение фундаментальных вопросов: Что производить? Как? Для кого? ? зависело от центра, т. е. от решений высшей государственной власти. Иначе говоря, государство в лице правительственных органов управляло всей экономикой. Поэтому такую экономику нередко называют командной экономикой, а систему управления? бюрократической. Важнейшим ее пороком было безраздельное господство в материальном производстве одной формы собственности? государственной, и лишь в сельском хозяйстве и торговле допускалась кооперативная форма собственности. Это привело к отсутствию свободы предпринимательства и выбора, личного интереса при принятии решений, конкуренции, системы рынков и цен. Человеческий потенциал? потенциал инновационной активности, как правило, использовался крайне неэффективно.

В целом бюрократическая система хозяйствования с неизбежностью вошла в системный кризис, связанный с кризисом всех других социально-экономических отношений. Отсюда важнейшей задачей продвижения к рыночным отношениям стало становление частной собственности и рынка, включающее новые, якобы демократические формы регулирования экономики.

Развитие рынка в России стало осуществляться по нескольким направлениям:

1) разрушения государственных и становления частномонополистических форм хозяйствования, что с неизбежностью приводит к развитию денежного хозяйства;

2) освоения, так сказать, новых организационно-правовых форм предпринимательской деятельности: индивидуального владения, товарищества (партнерства), в том числе акционерных обществ и др. В частности, это касается и такой сферы, как финансы;

3) формирования рынка ресурсов: рабочей силы, капитала, земли, в том числе рынка недвижимости. Генезис этих рынков является специфической чертой переходной экономики.

В настоящее время переходная экономика России представляет собой картину экономического взаимодействия, с одной стороны, прошлых (но еще не ушедших с арены) централизованных форм хозяйствования и, с другой стороны, новых форм? рыночных. Поэтому не случайно, что переходная экономика зачастую играет по неизвестным правилам, так как она представляет собой симбиоз противоречивых, нередко исключающих друг друга сил: либерализации и бюрократизма.

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Еще по теме 10.5. В ЧЕМ СПЕЦИФИКА ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ?:

  1. Особенности деятельности менеджеров в период перехода России к рыночной экономике
  2. ГЛАВА 7 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ К РЫНОЧНОЙ