Основные характеристики смешанной экономики. Смешанная экономика и ее модели

Суть гибридной экономики

Смешанная экономика - это система, которая базируется на сочетании нескольких форм собственности: государственной, частной, корпоративной. Данный подход позволяет как юридическим лицам, так и физическим принимать самостоятельные решения, касающиеся финансов. В рамках гибридной экономики они вправе владеть различными средствами производства, управлять ими; перемещать, приобретать и продавать товары; нанимать работников и увольнять их. То есть на мировом рынке их возможности равны. Правда, приоритет в денежных вопросах все же остается за обществом или правительством.

Смешанная экономика и финансирование государства

Оно происходит за счет акцизов и выплачиваемых налогов. Но чаще все-таки финансирование совершается благодаря экономической деятельности самого государства. Она обеспечивает и денежную автономию, делает возможным выполнение основных функций.

Финансирование инфраструктуры

Оно совершается за бюджетный счет или идет непосредственно от государства. К субсидируемым элементам относятся следующие: библиотеки, детские сады, школы, силовые структуры, больницы, сельское хозяйство и производство на его базе основных продуктов питания, коммунальное хозяйство, услуги юристов и т.п.

Признаки смешанной экономики

Гибридная экономическая система имеет отличительные, характерные только для нее черты:

1. Производство обобществлено частично в масштабах нации и за ее пределами.

2. Соединение государственной и частной форм собственности.

3. Бюджетное ограничение отсутствует.

4. Стимулом к производительному труду служат факторные доходы.

5. Производство организовано на принципе соответствия предложения и спроса.

6. Наличие конкуренции.

7. Активное регулирование национальной экономики государством с целью стимулировать предложение и спрос потребителей, предотвратить безработицу и кризисы.

8. Присутствие теневой экономики на товар, запрещенный правительством.

Национальные модели ведения хозяйства

Смешанная экономика, как и любая другая, формируется на базе культурных и социальных особенностей нации. По этой причине в мире существует несколько ее образцов. Например, японская модель. Производительность труда в этой стране повышается гораздо быстрее, чем уровень жизни ее населения. Это позволяет себестоимость продукции ощутимо снизить и сделать ее способной конкурировать на мировом рынке. Имущественное расслоение в Японии не слишком контролируется, тем самым поощряется активность предпринимателей. Смешанная экономика по германскому образцу противоположна японской. В ней в центре любых нововведений находится человек. Он, как личность абсолютно свободная, в состоянии действовать осознанно и нести за это ответственность перед социумом. Выполняя те или иные функции, человек приносит пользу и себе, и обществу. А государство обеспечивает ему возможность конкурировать. Считается, что в большинстве современных развитых стран, благодаря соединению элементов собственности государственной и частной, преобладает именно гибридная, то есть смешанная экономика.

Виды экономических систем можно выделить по различным основаниям, но наибольшее распространение получила классификация по форме собственности на ресурсе и способам обеспечения координации деятельности. По данному критерию выделяют 4 типа экономических систем - традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

Традиционная экономика была распространена в древних и средневековых обществах, но и сохраняется и сегодня в ряде слаборазвитых государств. Ее отличительной чертой является господство обычаев и традиций при осуществлении хозяйственной деятельности.

Большинством предприятий командной экономики владеет государство. Решение о производстве продукции, его ассортименте, объемах производства принимается государственными органами. Именно поэтому такую экономику часто называют плановой. Государством регламентируются и такие аспекты, как зарплаты и направления инвестиционных затрат. Типовым примером командной экономики является СССР.

Ключевой принцип рыночной экономики - свободное , а также обеспечение многообразия форм собственности на средства производства. Рыночная экономика подразумевает рыночное ценообразование и ограниченное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. В классической модели рыночной экономики государство не играет абсолютно никакой роли при распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами. Обычно в качестве примера такой системы приводят Гонконг.

Особенности смешанной рыночной экономики

Сегодня встретить можно чисто командную или рыночную экономическую систему, которая абсолютно исключает роль государства. Большинство стран сочетают рыночные принципы с государственным регулированием, что образует смешанную экономику.

В рамках смешанной экономики предприниматели могут принимать независимые решения относительно собственной финансовой деятельности, но их автономия в данных вопросах ограничена государством. При этом государство, наряду с частными компаниями могут осуществлять перемещение товаров, осуществлять сделки купли-продажи, нанимать работников и пр. Такая экономическая деятельность предоставляет государству отчасти обеспечивать свою финансовую самостоятельность и направлять полученные средства на функционирование его институтов. Другая часть доходов обеспечивается за счет действующих налогов и сборов.

Смешанная экономика считается сегодня наиболее эффективной экономической системой. Она позволяет решить такие важные задачи как борьба с безработицей и инфляцией, эффективное использование производственных мощностей, обеспечение роста зарплаты соразмерно с производительностью, а также равновесный платежный баланс.

Виды смешанной экономики

Условно различают три основные модели смешанной экономики:

Неоэтатистскую с развитым национализированным секторов, к примерам относят Японию, Англию, Италию и Францию;

Неолиберальную, в которой участие государства имеет целью исключительно защиту конкуренции (существует в США, Германии);

Модель согласованного действия или социально ориентированную модель экономики, в которой основные задачи государства направлены на выравнивание доходов (в числе примеров Швеция, Австрия, Бельгия).

Смешанная экономика - это экономика, которая включает как частную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В рамках смешанной экономики частные предприятия имеют право обладать средствами производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников. Ряд услуг и элементов инфраструктуры финансируются за счёт налогов, субсидируются из бюджета либо принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, и т.д. Вводится ряд специальных налогов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет:

Регулирование - трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное;

Защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды.

Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации - массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 107с ВВП.причем более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.

21. Переходная экономика

Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.

Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.

Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.

В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.

В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

При образовании промежуточного периода необходимо развивать российскую модель смешанной экономики. Разные модели смешанной экономики действуют и служат признанными в мире. Российская модель предназначена как для общих характерных компонентов смешанной экономики, так и для специфическими объективных и субъективных, исторических и современных условиях России, с ее экономикой и обществом.

Основными компонентами смешанной экономики являются:

  • 1) Разнообразие форм владений, в которой системообразующие функции делают государственная собственность и ее субъект - государство;
  • 2) Смешанный экономический механизм, в котором неотделимо сочетаются рыночный механизм самоорганизации и государственное регулирование экономики;
  • 3) Многообразие форм распределения предметов потребления и прибыли;
  • 4) Многообразность форм предпринимательской деятельности, в системе которых неотделимо сочетается частное и государственное предпринимательство и т.д.

Своеобразность Российской модели смешанной экономики заключается в том, что это государственно-частная система управления, в которой государство исполняет роль дирижера, а государственная собственность системообразующую функцию в системе взаимоотношений собственности. При этом государство должно быть носителем публичной власти, которая может выражать объединенный общественный процент, с одной стороны, в этой структуре скорее всего учитываются нужды частных собственников и субъектов государственной собственности, предпринимателей, менеджеров, наемных рабочих и т.д., то есть, всех слоев общества. С другой стороны, этот институт публичной власти выделяется от какой-либо собственности. Ее субъектом может быть социальное целое как некое особо важное совокупное лицо граждан страны, которое стоит над частноправовыми субъектами частной собственности. Объектами прав публичной власти могут быть не объекты частной собственности, а ее субъекты, ведь именно через них государство как носитель публичной власти, задает вектор развития частной собственности, не владея ею.

Приведенная нами истина дает начало для вывода о том, что любые крепкие попытки побудить экономику в России против исторически сложившегося процесса увеличения роли государства в экономике не может иметь достаточных научных оснований.

Усиление роли государства в условиях эшелонированной продажности, когда чиновники подминают всю свою деятельность не качеству оказываемых ими услуг, а извлечению статусной ренты, имеет лишь негативные последствия. Роль государства необходимо внутренне связывать с качеством экономической политики и эффективностью её проведения. В сложившихся для России условиях государство должно было стать самым главным субъектом нарастающих инновационных процессов и структурной реконструкции российской экономики на прогрессивной технологической основе. Эксперимент с созданием технопарков в регионах России показывает нам о действиях правительства в правильном направлении. Но они являются видно поздними, неполными, то есть не подчинены единой программе вложений и инновационного развития страны. Кроме того, они выполняются окружении не устраненной продажности. Цепь точечных шумных процессов в этом направлении очень быстро заглохла, как и неожиданно началась. Так же, заслуживает внимание попытка реконструкции системы государственной власти и управления, предпринятая Президентом РФ. Странно, что при этом не были решены самые главные вопросы: 1) Какова цена вопроса и где будут взяты необходимые средства. Государственное строительство так же стоит огромных средств, без которых нельзя достичь серьезных результатов. Для ликвидации продажности, легальная прибыль государственных чиновников должна составлять серьезную задачу для незаконной прибыли. Прибыль в правоохранительных органах должна соперничать с прибылью их оппонентов. Экономический мнение усиления государства состоит в перераспределении этих потоков доходов. Важно выделить хотя бы два направления:

  • 1) Для увеличения государственного русла нужно отдать в него хотя бы часть прибыли, которая извлекается в сфере теневой экономики. Это поможет усилить государство и ослабить его экономически неблагоприятных конкурентов.
  • 2) Государство так же должно освоить потоки прибыли, основу которых может составить монопольная прибыль и природная рента (табак, алкоголь, сырьевые ресурсы).

Значительно важно для условий переходной экономики России является так же формирование модели или типа экономики. Функция государства здесь особая и об этом будет сказано ниже.

Анализы в области российской модели рыночной экономики перешли в проблему российской модели смешанной экономики. Это более широкий взгляд на образование экономической системы пореформенной России. Проблему эту еще предстоит исследовать. Предварительно могут быть обозначены ее некоторые ошибки.

Исследование этой проблемы так же имеет позитивное и нормативное значение для России.

  • 1. Если посмотреть эту проблему со стороны производственных сил - это соединение разных технологических строений, включая так же самый современный информационный режим.
  • 2. Если посмотреть эту проблему со стороны технико-экономической - это новый уровень сливания, где так же высока стадия энергетической, информационной и иной суровой взаимозависимости субъектов экономики. Эти уровни технико-экономического сливания требуют соответствующие им уровни субъектов управления и контроля, в особенности, в связи с тем, что рост сливания сопровождается ростом опасности и масштабов техногенных аварий.
  • 3. Со стороны собственности - это разнообразие ее форм. В нынешнее время выигрывает акционерная собственность, которая сама по себе является сложной формой, которая включает в себя элементы частного и коллективно-общественного производства. Кроме того, так жена индивидуальная, государственная, партнерская, кооперативная и другие формы. Процессы сливания так же воздействуют на содержание и структуру имущества. Рассмотрим такой пример, как обеспечение безопасности использования сложных технических систем, контроль над едиными энергосистемами и другие направления государственного участия в технико-экономическом управлении и его контроле, которые расщепляют права собственности, ограничивают абсолютизацию частной формы. Экономическая политика прямо воздействует на потоки похищаемой прибыли. Государственное имущество, которое рассматривается не как запасы, а как потоки, которые включают в себя бюджет, позволяемые права на недра земли, воздушное и водное пространство, массивы информации, права на вещательные частоты и т.д. Если хорошо рассмотреть государственное имущество, то мы можем увидеть не только долю государственного сектора экономики, а тенденцию к росту во всех развитых странах с рыночной экономикой.
  • 4. В последние время очень хорошо получило распространение понятие "социальная смешанная экономика" или "социальная рыночная экономика". Но нет расшифровки прилагательного "социальная". Преобладает объяснение, связанное с реализацией социальных программ на основе распределительных процессов.

Данный подход выше был дополнен производственным объяснением социализации. Имеется еще одно мнение об этой проблеме, связанное с социальной конструкцией общества. Это мнение имеет особую актуальность для переходной экономики России. Суть этого вопроса состоит в следующем: в пользу каких социальных слоев общества перераспределяются ресурсы, потоки прибыли вообще экономическая власть в переходные экономики России. Вариант с наиболее общим ответом оказывается в пользу запланированного социального ряда предпринимателей. Это верно только в самом общем виде. На самом деле сам этот ряд предпринимательства неоднороден. "Первое издание" капитализма в России сопровождалось бурным ростом экономики, техническим развитием, поскольку весь ряд предпринимателей был экономически заинтересован в инновациях, техническом прогрессе, росте производства и конкурентоспособности.

Доходы - важнейший элемент экономической реализации собственности и интересов. Каждый участник этих экономических процессов может претендовать на долю прибыли, в создании которых сам принимал участие. Прибыль от естественных ресурсов и монопольных товаров, не будучи результатом экономической деятельности отдельных физических и юридических лиц, так же должна приписываться государством и служить реализации общегосударственных или общенациональных интересов. Не может быть экономического оправдание передаче природных и монопольных процентов частным лицам.

К государственному имуществу можно отнести приносящую прибыль фонд. Это очень необычная сфера функционирования государственной собственности, где точно можно увидеть, как проявляется отсутствие контроля со стороны социального субъекта общенародного уровня. Это проявляется в очень низкой доходности корпоративных акций, которые принадлежат государству. А через высокодоходные инструменты государственного заимствования потоки доходов направлялись в сектор спекуляции, который разоряет бюджет государства.

Следующим элементом собственности является государственный бюджет, который в исследованиях по собственности остается в тени и не включается в содержание собственности государства. Объясняется это тем, что в трактовке содержания собственности государства преобладал ресурсно-факторный подход или "вещный" подход. Между тем, государственный бюджет представляет собой важный поток доходов (и расходов), который реализует социально определенные интересы.

В условиях рыночной экономики, государственный бюджет, служит главным фактором реализации общегосударственных и общенациональных интересов. Правда, речь в данном случае идет об экономической возможности, которая осуществляется не автоматически, а под взаимодействием социально-политических сил в процессе бюджета.

Важно отметить, что государство при соответствующей направленности ее экономической политики может быть активным, эффективным и состоятельным участником и субъектом новой экономики.

Наша позиция о роли собственности государства в структуре отношений собственности нуждается в некотором уточнении. Когда она измеряется исключительно принадлежащим государству имуществом, то искажается ее действительная величина. Приватизаторы в России ссылаются на то, что в развитых странах (например, в США) невелика доля собственности государства. Отсюда делается вывод: чтобы стать развитой страной надо до приватизировать все, что еще осталось неприватизированным. Предлагается даже приватизировать учебные заведения, учреждения культуры, детские дошкольные учреждения и т.д.

Россия пока еще очень далека от формирования подобного рода политики. В условиях коррупции, высокой доли теневой экономики, олигархизации общества приватизация является неэффективной, поскольку ее результаты направлены на усиление указанных негативных тенденций. В этих условиях в России следует укрепить собственность государства и прежде всего в отраслях, где доходы не имеют основы предпринимательства.

Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и система рыночных отношений делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:

  • § Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности
  • § Поддержание конкуренции на рынках
  • § Перераспределение доходов
  • § Перераспределение ресурсов
  • § Стабилизация экономики страны

Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.

В ходе макроэкономического регулирования государство выполняет следующие экономические функции:

  • § Разрабатывает и утверждает правовые основы экономики
  • § Определяет приоритеты макроэкономического развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития.
  • § Обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику.
  • § Осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики.
  • § Дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность.
  • § Решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами обществ.

Смешанная экономика - это рыночная экономика, регулируемая государством. Смешанная экономика - это основанная на различных формах собственности экономическая система, в которой хозяйственное развитие регулируется свободными рынками, централизованными решениями государства и традициями. Современная экономика практически всех стран носит смешанный характер в том смысле, что не только рынок регулирует экономику, но и значительную роль в ее регулировании играет государство (правительство).

Государство в рыночной экономике выполняет следующие основные функции:

  • 1. Правовая. Она заключается в защите частной собственности и свободного предпринимательства. Сюда же относится и обеспечение выполнения контрактов, договоров между экономическими субъектами.
  • 2. Защита конкуренции. Современная экономика и сама конкуренция объективно ведут к концентрации производства, а следовательно, к вытеснению конкуренции. Поэтому конкуренция нуждается в защите и поддержке со стороны государства в виде антимонопольной политики.
  • 3. Перераспределение доходов. Опыт показал, что рынок в ходе конкуренции вырабатывает механизм эффективного производства, однако приносящий в жертву многих людей в виде неравенства и доходов. Через прогрессивные налоги и государственный бюджет государство должно сглаживать социальную несправедливость.
  • 4. Производство общественных благ. Каждое общество помимо индивидуальных потребностей имеет и общественные (коллективные), которые рынок или не способен удовлетворить или лишь частично способен удовлетворить. К этим коллективным потребностям относятся: образование, оборона, здравоохранение и т.д. Коллективные потребности в отличие от индивидуальных не знают принципа исключения, т.е. поскольку продукт коллективного пользования произведен, то все получают доступ к нему. Тогда как, чтобы использовать индивидуальное благо, надо купить, заплатить за него. Коллективное благо фактически, наделе исключает выбор предпочтений индивидов. И поскольку рынок не способен удовлетворить коллективные потребности, то государство берет на себя эту функцию.
  • 5. Стабилизации экономики. Рыночная экономика носит циклический характер, фазы подъема, процветания сменяются фазами спада и депрессии. А государство своей налоговой политикой, политикой своих расходов может или сдерживать чрезмерный экономический рост, вводя более высокое налогообложение, или стимулировать экономическую активность, снижая налоги.

Опыт показал, что на основе господства государственной собственности оказалось невозможным включить рынок как эффективный механизм регулирования экономики. Хотя рынок и существовал, тем не менее не удалось обеспечить оптимальное (эффективное) сочетание плана и рынка. На основе господства частной собственности индустриальным странам удается рационально сочетать взаимодействие рыночных сил и элементов государственного регулирования, в том числе и планирования. Сущность государственного регулирования состоит во вмешательстве государства в воспроизводственный процесс, когда правительство активно участвует в кругообороте материальных и денежных средств хозяйственной системы страны. Современное государство индустриальных стран является и довольно крупным собственником и особенно крупным потребителем ВНП (табл. 1.1). Смешанная экономика состоит из двух секторов - государственного и частного.

Таблица 1.1

Доля государственных расходов в ВВП за 1950-2015 гг., %

Германия

Франция

Велико

британия

Италия

Япония

СССР/РФ

Однако сочетание рыночного и государственного регулирования - это в общем и закономерность, и возможность, которой непросто умело воспользоваться. Опыт современной России это подтверждает.

В современных условиях социально ориентированная рыночная экономика является исходной, базовой моделью экономического развития. Экономические модели - это теоретические построения, которые используются для обобщения основных характеристик сложных явлений, упрощая их и делая доступными для анализа. Модели современных экономических систем содержат как общие, так и специфические черты. Общепризнанными моделями экономических систем являются: американская, японская, шведская и немецкая модели, а китайская модель представляет интерес как модель реформирования экономики любой страны.

Для американской модели характерны следующие особенности:

  • размеры государственной собственности невелики;
  • преобладают частный предпринимательский сектор и его поддержка;
  • правительство и государственный сектор обслуживают экономику, а не руководят ею;
  • высоко развит механизм конкуренции и рыночного ценообразования;
  • высоки различия в доходах населения.

Японскую модель отличает:

  • активная роль государства в модернизации экономики;
  • мощная поддержка государством предпринимательских структур;
  • значительная роль планирования в отдельных сферах экономики;
  • ориентация на сбережение, производство и экспорт при определенном отставании уровня жизни населения от роста производительности труда;
  • социальная ориентация фирм (пожизненный наем, партнерство, коллективная ответственность).

Шведская модель отражает:

  • развитый государственный сектор;
  • партнерство работников и предпринимателей при посредничестве государства;
  • преобладающую роль государственного бюджета в перераспределении доходов населения;
  • сужение рыночного ценообразования за счет вмешательства государства.

Немецкая модель определяется, как социальное рыночное хозяйство, отличающееся:

  • высокой степенью ответственности государства за обеспечение социальной стабильности;
  • значительной долей государственной собственности;
  • большими объемами государственных расходов в ВВП;
  • поддержкой мелких и средних предприятий, фермерских хозяйств;
  • активным влиянием государства на цены, пошлины и технические нормы.

Китайскую модель характеризует:

  • наличие двух противоположных секторов в экономике: рыночного и административного;
  • система свободных экономических зон;
  • значительная роль домашнего хозяйства;
  • слабая дифференциация в доходах;
  • высокая доля накопления и развития за счет иностранных инвесторов.

Перечисленные модели современных экономических систем и их содержание несут в себе лишь наиболее общие черты и не раскрывают всех тайн национального «чуда». По какому сценарию пойдет развитие мировой экономики? По мнению представителей мировой науки, XXI в. - это век экологии и психологии. Следовательно, эти две доминанты и будут формировать новые экономические модели.