Налоговые системы зарубежных стран. Налоговая система сша и других зарубежных стран

В зарубежных странах сформировались различные налоговые системы, состав которых напрямую зависит от бюджетного устройства государства и экономической политики в сфере налогообложения (табл. 21.1).

Налогообложение доходов физических лиц в зарубежных странах

Налоги с доходов физических лиц являются одним из важнейших источников доходов бюджетной системы США. Особенностью американской системы налогообложения доходов является наличие подоходного налога на каждом уровне налоговой системы.

Федеральный подоходный налог взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей и партнерств, не имеющих статуса юридического лица. Каждый налогоплательщик - физическое лицо имеет свой налоговый статус, в зависимости от которого возникает право на различные налоговые льготы. Система налоговых льгот разнообразна и позволяет значительно снизить итоговый платеж. Приведем наиболее распространенные виды налоговых льгот: необлагаемый минимум доходов на плательщика и па каждого иждивенца; налоговые скидки; изъятие из обложения определенных видов доходов (заработной платы за работу сотрудников американских фирм за рубежом и т.п.); вычеты из суммы налогов в форме налогового кредита (в случае покрытия за счет поступающего дохода убытков прошлых лет и т.п.); полное освобождение отдельных лиц от уплаты некоторых налогов; дополнительные скидки для лиц старше 65 лет и инвалидов; расходы по переезду на новое место жительства; благотворительные взносы и др.

Таблица 21.1.

Налоговая скидка на пенсионные взносы является невозмещаемой и предназначена для уменьшения доходов физических лиц (старше 18 лет) на сумму пенсионных взносов, произведенных в соответствии с планом пенсионных накоплений. Максимальный размер скидки составляет 1000 долл. (для супругов - 2 тыс. долл.). Предельный валовой доход супругов для предоставления скидки в 2009 г. был равен 55 500 долл. (27 750 долл. при раздельном декларировании) или 41 625 долл. для одного работающего супруга. Налоговая скидка может быть предоставлена путем уменьшения текущих налоговых обязательств или путем возврата из бюджета налогов, уплаченных в предыдущий налоговый период.

Размер скидки зависит от величины дохода, размера пенсионных взносов и расчетной ставки. Так, налогоплательщики с низкими доходами имеют право на получение скидки в размере от 10 до 50% своих взносов, а налогоплательщики, имеющие доходы, превышающие установленные пределы, право па получение льготы не имеют.

Налоговая скидка на ребенка является возмещаемой и предоставляется родителям ребенка в возрасте не старше 17 лет (определяется на конец года, в котором предоставляется скидка). Максимальный размер льготы в 2010 г. был установлен в размере 1000 долл. на каждого ребенка. Скидку можно получить на родных и приемных детей, братьев, сестер или детей указанных лиц (внуков, племянников, племянниц), проживающих вместе с заявителем более шести месяцев в течение года. Если размер налога равен нулю, льгота не возмещается заявителю, за исключением случаев предоставления дополнительной налоговой скидки на ребенка.

Предельный размер валового дохода супругов для применения льготы составляет 130 тыс. долл. При достижении лицом валового дохода 75 тыс. долл. (110 тыс. долл. для супругов) базовый размер льготы уменьшается на 5% с суммы, превышающей указанные ограничения.

Налоговая скидка на заработанный доход представляет собой возмещаемую налоговую скидку для лиц (супругов) с низкими доходами. Скидка введена в действие в США в 1975 г. с целью финансовой поддержки бедных слоев населения. В 2010 г. лица с одним ребенком были вправе получить скидку в размере 3050 долл., с двумя - 5036 долл., с тремя и более - 5666 долл., а лица в возрасте от 25 до 64 лет, не имеющие детей, вправе получить минимальную скидку - 457 долл. Близкие родственники (бабушки, дедушки, тети, дяди, родные братья и сестры) также вправе получить льготу, если они проживают вместе с ребенком более шести месяцев в отчетном году.

Ребенком считается лицо в возрасте до 18 лет (студент очного отделения в возрасте до 23 лет) или любое лицо, признанное частично или полностью нетрудоспособным в любом возрасте. Заявители должны отвечать требованиям, предъявляемым налоговым законодательством, иметь действительные номера социального страхования, не иметь существенных инвестиционных доходов (не более 3100 долл.).

Предельные размеры доходов лиц, имеющих право на получение льготы, в 2010 г. составили: 43 279 долл. (48 279 долл. для супругов) - при наличии трех и более детей; 40 295 долл. (45 295 долл. для супругов) - при наличии двух детей; 35 463 долл. (40 463 долл. для супругов) - при наличии одного ребенка; 13 440 долл. (18 440 долл. для супругов) -при отсутствии детей. Конкретный размер льготы определяется в зависимости от статуса заявителя, уровня дохода и количества детей по специальной шкале.

Власти штатов вправе устанавливать иные размеры льготы. Налоговые вычеты могут уменьшать валовой доход не более чем на 50%, а оставшаяся часть может быть вычтена из доходов в течение пяти лет.

При расчете подоходного налога изначально определяется валовой доход (включая заработную плату, пенсии, алименты, фермерский доход, социальные пособия и пособия по безработице, стипендии, доходы от недвижимости и т.д.), затем он корректируется на разрешенные затраты и льготы (торговые или производственные затраты, пенсионные взносы, уплаченные алименты и т.д.). Скорректированный валовой доход уменьшается на классифицированные (или стандартные) налоговые вычеты, и получается налогооблагаемый доход.

Ставки подоходного налога устанавливаются в размере от 15 до 33% в зависимости от величины дохода и категории налогоплательщика (супружеская пара, имеющая совместные доходы, пара с раздельными доходами, одинокий глава семьи, одинокий человек). Подоходный налог взимается "у источника" во время получения заработной платы.

На уровне штатов также установлен подоходный налог с населения. Несмотря на общие принципы налогообложеним доходов, устанавливаются различные ставки (от 2 до 10%) и величина предоставляемых по данному налогу льгот. В большинстве штатов устанавливаются ставки подоходного налога как определенный процент от федерального налога. Необлагаемый минимум устанавливается в каждом штате, если налогоплательщик является главой семьи, необлагаемый минимум увеличивается в два раза. В каждом штате установлены особые объекты обложения, например доходы проживающих в них граждан, полученные в пределах штата, или все полученные ими доходы. По в любом случае суммы подоходного налога, уплаченные в бюджет штатов, вычитаются при определении его обязательств по федеральному подоходному налогу.

Каждый орган местного самоуправления наделен правом вводить на своей территории налоги, которые формируют местный бюджет, поэтому на местном уровне также уплачивается подоходный налог с физических лиц.

После финансового кризиса в США произошли некоторые изменения, направленные на повышение бюджетных доходов (наивысшая налоговая ставка увеличена с 33 до 39%); бонусы менеджеров в размере свыше 250 тыс. долл. облагаются по ставке 90%, если компания получила более 5 млрд долл. из бюджета.

В Германии объектом обложения подоходным налогом является доход физического лица вне зависимости от характера его возникновения. Уплата производится на основании декларации или в качестве налога на доходы в зависимости от категории: от работы в сельском и лесном хозяйстве, от промысловой деятельности, самостоятельной деятельности, наемного труда, сдачи имущества в аренду и т.д. Из начисленного дохода вычитаются расходы на общественный транспорт, непредвиденные расходы (пребывание в больнице, уход за членом семьи), необлагаемые минимумы, скидки по возрасту (старше 64 лет). В зависимости от величины налогооблагаемого дохода ставка колеблется в пределах от 15 до 51%.

Если доходом является заработная плата, для расчета налога все налогоплательщики разделяются на шесть групп (в зависимости от семейного положения, занятости и т.д.), на каждого работника ведется налоговая карточка, по истечении года суммы налога корректируются.

Своеобразной формой подоходного налога является церковный налог, которым облагается годовая сумма подоходного налога, уменьшенная на 300 евро на каждого ребенка налогоплательщика - прихожанина церкви или члена церковной общины. Налоговые ставки составляют в различных федеральных землях от 1 до 9% подоходного налога. Выход из церкви означает прекращение уплаты церковного налога.

В Великобритании личный подоходный налог уплачивает все население Великобритании, получающее доход, однако в зависимости от статуса. Статус резидента зависит от количества дней, проведенных лицом в Великобритании, и определяется следующим образом:

  • а) при физическом отсутствии лица в Великобритании оно считается нерезидентом;
  • б) если лицо находится в Великобритании более 183 дней в течение одного налогового года, оно считается резидентом;
  • в) если лицо находится в Великобритании более 90 дней в каждом году в течение четырехлетнего периода, оно считается резидентом;
  • г) если у лица имеется жилье в Великобритании, один день, проведенный в Великобритании лицом, будет давать ему статус резидента, даже при неиспользовании им указанного жилья.

Кроме того, выделяют два понятия: "обычный резидент" и "домицилий". Обычный резидент - это лицо, имеющее постоянное место жительства в Великобритании и проводящее здесь всю свою жизнь, не считая кратковременных поездок за границу по служебным и личным делам. Если по приезде в Великобританию лицо, имеющее постоянное место жительства за границей, точно не знает, останется ли оно жить постоянно в Великобритании, то по истечении трехлетнего срока оно считается обычным резидентом. Если это лицо приехало в Великобританию на постоянное место жительство, оно рассматривается как обычный резидент с первого дня пребывания.

Домицилий - это лицо, находящееся в той стране, где расположено его постоянное жилице. Иностранный гражданин, работающий по найму в Великобритании, не рассматриваемый как домицилий в этой стране, имеет право на некоторые льготы.

Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям - шедулам в зависимости от источника дохода, каждая шедула облагается особым порядком, чтобы изъять налог "у источника".

Для определения подлежащей уплате суммы подоходного налога из фактически полученного годового дохода вычитаются налоговые льготы. Личный подоходный налог взимается по прогрессивной ставке со всех видов налогооблагаемых доходов от всех источников. Если налогооблагаемая сумма не превышает 1920 ф. ст., применяется ставка 10% (стартовая ставка), 22% (базовая ставка) - доход до 29 900 ф. ст., свыше этой величины - 40% (высшая ставка). Однако после финансового кризиса ставка налога на доходы граждан, превышающие 150 тыс. ф. ст. в год, увеличена до 45%.

Доходы (шедулы) включают в себя:

  • доходы от собственности на землю, от строений и сооружений, квартирную плату за сдаваемые в наем жилые дома или квартиры (Шедула Л);
  • доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях, если они не облагаются по шедуле D (Шедула В);
  • доходы от определенных правительством ценных бумаг, выпускаемых в Великобритании, и некоторых ценных бумаг иностранных правительств, по которым выплачиваются проценты в Великобритании (Шедула С);
  • доходы от производственной коммерческой деятельности (Шедула D);
  • заработную плату, жалованье служащих и пенсии, пособии и прочие трудовые доходы (Шедула £);
  • дивиденды и другие выплаты, осуществляемые компаниями Великобритании (Шедула F).

Ставка налога па дивиденды составляет 10% (если величина дивидендов не превысила 29 900 ф. ст.), при превышении этой величины налог взимается по ставке 32,5%.

Па каждого резидента в Великобритании распространяется Положение о необлагаемом налоговом минимуме -сумме, с которой не уплачивается подоходный налог. В настоящее время доходы супругов облагаются отдельно, особые льготы предоставляются социально не защищенным семьям.

Налоговая скидка работника введена в действие в 2003 г. с целью социальной поддержки населения с низкими доходами. Налоговая скидка на детей и налоговая скидка работника в Великобритании являются выплачиваемыми, т.е. перечисляются напрямую налогоплательщику на банковский счет (счет почтового отделения) или путем выдачи чека.

Налоговая скидка работника выплачивается лицам старше 25 лет и работающим не менее 30 ч в неделю. Налоговая скидка также предоставляется супругам, не имеющим детей, если хотя бы один из супругов старше 25 лет, и работающим в совокупности не менее 30 ч в неделю (или если один из супругов работает не менее 16 ч в неделю). Супругам, имеющим детей, налоговая скидка предоставляется, если ребенок старше 16 лет и один из супругов работает не менее 16 ч в неделю. Минимальный уровень налоговых скидок на детей обеспечивается всем лицам (супругам) до достижения определенного уровня дохода.

Налоговая скидка представляет собой разность суммы элементов скидки (например, базовой скидки и дополнительной скидки для нетрудоспособных граждан) и изъятий из налоговой скидки. Налоговая скидка работника и налоговая скидка на ребенка в расчете учитываются суммировано.

Базовая часть налоговой скидки работника в 2010 г. составляла 1920 ф. ст. в год (5,27 ф. ст. в день). Конкретный размер льготы зависит от количества часов работы в неделю, количества детей, их возраста, уровня образования детей старше 16 лет, семейного положения заявителя, уровня дохода и соответствующего периода предоставления льготы. Устанавливая размер льготы в прямой зависимости от количества часов работы в неделю, государство стимулирует граждан к трудовой деятельности. Если количество часов работы в неделю превышает 30, то базовая часть скидки увеличивается на 790 ф. ст.

Кроме того, правом на повышенный размер льготы обладают:

  • а) инвалиды труда (дополнительно 2570 ф. ст.);
  • б) лица, осуществляющие уход за детьми (до 80% понесенных затрат, но не более 175 ф. ст. на одного ребенка в неделю и 300 ф. ст. на двоих и более детей в неделю).

Для расчета льготы все составные части необходимо суммировать и уменьшить на величину изъятий.

Налоговая скидка работника предусматривает две предельные величины доходов и соответственно различный процент изъятий из скидок. При превышении первого допустимого предела дохода 6420 ф. ст. разница между фактическими доходами и указанной величиной подлежит умножению на 39%.

При превышении второго допустимого предела дохода (50 тыс. ф. ст.) разница между фактическими доходами и указанной величиной подлежит умножению уже на 6,67%. В случае если сумма изъятий превысит сумму всех элементов скидки, то льгота будет равна нулю.

Для получения налоговой скидки необходимо подать заявление в Управление внутренних доходов и таможенных сборов. Управление производит расчет налоговой скидки на основании доходов налогоплательщика за прошлый год и текущих обстоятельств. Налогоплательщики обязаны информировать о любых фактах изменения дохода или условий выплаты льготы.

По окончании отчетного года Управление внутренних доходов и таможенных сборов просит в письменной форме подтвердить фактические доходы за отчетный год и производит окончательный расчет скидки. Недоплата должна быть единовременно возмещена налогоплательщику, а переплата - возвращена Управлению внутренних доходов и таможенных сборов.

Нерезидент Великобритании, как правило, не имеет права на личные льготы по подоходному налогу, но ему предоставляются льготы, если физическое лицо является: британским подданным, жителем страны, входящей в Содружество наций, или Ирландской республики; служащим или бывшим служащим аппарата государственной службы Великобритании или английской колонии; резидентом острова Мэн и Нормандских островов; резидентом другой страны только по причине его здоровья или здоровья членов его семьи, а раньше был резидентом Великобритании; вдовой государственного служащего; резидентом страны, с которой Великобритания имеет налоговое соглашение.

После финансового кризиса изменилось налогообложение тех физических лиц, которые не родились в Великобритании. Если до кризиса налогом облагались лишь доходы, полученные в Соединенном Королевстве, в настоящее время, если данное лицо семь лет из прошедших десяти провело в Великобритании, необходимо уплатить налог со всех доходов, вне зависимости от того, где они были получены (или только внести ежегодный взнос в размере 30 тыс. ф. ст.).

Не облагаются подоходным налогом: пособия в натуральной форме, которые могут быть использованы только их получателями и необратимы в денежную форму; проценты по национальным сберегательным сертификатам; пособия инвалидам; стипендии или пособия студентам; пособия по безработице, болезни, материнству.

Специфика подоходного налогообложения в Великобритании состоит в том, что подоходный налог не только исчисляется по кумулятивной базе с учетом совокупного годового дохода, но и таким же образом собирается. При этом не возникает необходимости пересчитывать налоговые обязательства физического лица по итогам налогового периода, потому что это осуществляется в течение года.

Появление специализированного налогового отдела (500 налоговых инспекторов), занимающегося самыми богатыми налогоплательщиками, - одна из антикризисных мер. Примерно 5000 физическим лицам предоставляется сервис. Бонусы менеджеров в размере свыше 25 тыс. ф. ст. с 2010 г. облагаются по ставке 50%.

Подоходный налог во Франции играет значительную роль в обеспечении доходов государственного бюджета, а также является стимулирующим инструментом для проведения социальной политики.

К потенциальным налогоплательщикам относятся все физические лица страны, а также предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Применяется прогрессивная шкала со ставками от 0 до 54% в зависимости от уровня доходов, при этом осуществляется ежегодное уточнение с учетом инфляционных процессов.

Принципиальная особенность подоходного налогообложения заключается в том, что обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. Все проживающие во Франции должны уплачивать налог с доходов, полученных в стране и за рубежом с учетом соглашений, начиная с 18 лет. Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется ежегодно самим физическим лицом.

Доходы физических лиц делятся на семь категорий, в зависимости от которых осуществляется расчет налога:

  • 1) плата по труду при работе по найму (применяется "скидка за вынужденную честность", если доходы не превышают 500 тыс. евро в год (в связи с тем, что у наемных работников нет возможности укрывать свои доходы), па 10% доходы можно снизить при осуществлении взносов на социальное страхование, расходов на профессиональное обучение и т.д.);
  • 2) земельные доходы от сдачи в аренду земли и зданий, скорректированные на расходы, связанные с их содержанием;
  • 3) доходы от оборотного капитала (дивиденды и проценты), при этом стимулируются мелкие держатели акций путем снижения величины дохода;
  • 4) доходы от перепродажи (есть отдельные льготы, например, не облагается доход, если сумма продажи составляет менее 290 тыс. евро);
  • 5) доходы от промышленной и торговой деятельности предприятий, не являющихся акционерными обществами, при этом налоговая служба сама определяет сумму налога;
  • 6) некоммерческие доходы (доходы лиц свободных профессий), в этом случае не облагаются гонорары менее 175 тыс. евро;
  • 7) сельскохозяйственные доходы (особенности налогообложения установлены в зависимости от величины полученных доходов).

Сумма доходов каждой из семи категорий представляет чистый доход. Для расчета налога чистый доход семьи распределяется на части следующим образом: холостяк - одна часть, супруги - две части, один ребенок - полчасти дополнительно, два ребенка - одна часть дополнительно, три ребенка - две части дополнительно. Затем определяется налог по соответствующим ставкам на каждую часть. Общий размер налога получается при сложении сумм налога.

Ключевые термины: налог; сбор; пошлина; парафискалитет; прямые и косвенные налоги; территориальные и резидентские налоги; импутационная и классическая модели налогообложения дивидендов; налоговые полномочия; налоговая политика; кейнсианская налоговая политика; налоговая политика "экономики предложения"; налоговое бремя; полная налоговая ставка.

Основные понятия, виды налогов и состав налоговых систем

Прежде чем перейти непосредственно к описанию основных элементов, состава и особенностей налоговых систем зарубежных стран, необходимо определить основные термины и понятия, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем.

Налоги - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Рассмотрим наиболее значимые характеристики налоговых платежей.

  • 1. Законодательная основа - налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.
  • 2. Обязательность - законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства.
  • 3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете возмездность налоговых отношений тем не менее возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.
  • 4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти - в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий) может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.

Не все платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Так, штраф, который взимается по решению суда в пользу третьих лиц или даже государства, налогом не является.

Выделение указанных четырех основных характеристик налогового платежа позволяет определить отличие налога от сбора и пошлины. В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т.е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Определенная цель может преследоваться и при уплате некоторых налогов (целевые налоги), однако в этом случае, во-первых, цель формулируется не налогоплательщиком, а государством, а во-вторых, не возникает элемента возмездности.

В случае же взимания сбора (допустим, таможенного), налогоплательщик формулирует цель - ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условие ввоза - оформление документов и уплату таможенного сбора.

В зарубежных налоговых системах сбор - это обязательный взнос, уплачиваемый налогоплательщиком в обмен на получение от государства каких-либо услуг.

Заметим, что факт наличия в названии налога или иного обязательного платежа слов "налог", "сбор", "пошлина" еще не определяет существо данного платежа. В мировой экономической практике не всегда четко подразделяются три указанные категории. Так, в Швейцарии плата (по существу, пошлина) за освобождение от воинской повинности названа налогом. Часто акцизы называются акцизными сборами или акцизными пошлинами, будучи по существу налогами.

Вернемся к вопросу о парафискалитетах. Парафискалитет - обязательный платеж, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации. Парафискалитеты роднит с налогами как законодательный режим их установления (хотя и не всегда), так и обязательность уплаты и индивидуальная безвозмездность. Однако парафискальные платежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреждений. Примером широкого распространения парафискалитетов является Франция, где подобным образом финансируются расходы торгово-промышленных палат, экономических бюро, Центральная касса сельскохозяйственной взаимопомощи, многочисленные фонды социально-экономической ориентации, Национальное бюро навигации и многие другие институты.

Различные страны используют эти платежи (все или некоторые из них) для построения своих налоговых систем.

Налоговые системы стран базируются на различной комбинации прямых и косвенных налогов, налогов с физических лиц и налогов с юридических лиц, резидентских и территориальных налогов.

По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т.е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении именно налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление подчас рассматривалось как устаревшее. Тем не менее даже в современной экономической литературе это деление еще встречается.

Личные налоги - это подоходные налоги. К числу последних относятся налог на доходы физических лиц (или индивидуальный (личный) подоходный налог) и налог на прибыль организаций (налог на прибыль корпораций).

Реальные налоги - налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества (от англ. real estate - "имущество, недвижимость").

Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически являются налогами на потребление. Косвенными эти налоги называются потому, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т.е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара (работ, услуг) и часто называются также налогами на товары и услуги.

К косвенным относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление).

Заметим, что разделение налогов на прямые и косвенные, казалось бы, однозначное, в некоторых странах трактуется весьма своеобразно. Так, например, в Канаде налог с продаж (в розницу) отнесен к категории прямых налогов в соответствии с решением Верховного суда этой страны.

В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие налоги и целевые налоги.

К общим относятся те налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия его общих расходов. Налоги указанной группы не имеют целевого назначения. В налоговых системах экономически развитых стран и большей части развивающихся подавляющее большинство налогов (на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные или целевые бюджетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

В зависимости от субъекта налогообложения - налогоплательщика налоги делятся на налоги на физических лиц и налоги с юридических лиц. В отношении налоговых систем большинства зарубежных стран такое деление носит очень условный характер. Во-первых, потому, что понятие "физические лица" в налоговых системах экономически развитых стран не используется. Его аналогом могут быть "индивиды" (individuals ), "лица" (persons ) или др. Понятие юридических лиц также встречается крайне редко, как правило, налоговое законодательство зарубежных стран оперирует конкретным перечнем - корпорации, акционерные общества, партнерства и т.д. Ниже мы будем использовать термины "физические" и "юридические лица" для простоты и удобства описания рассматриваемых явлений, но воспринимать их нужно с учетом сделанных выше оговорок.

Налоги с физических лиц - налоги, плательщиками которых в соответствии с национальным законодательством являются физические лица - индивид, персона, лицо.

Налоги с юридических лиц - налоги, плательщиками которых являются не отдельные физические лица, а компании, организации, корпорации, группы лиц и организаций.

По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные.

Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет, часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

В государствах с федеративным характером государственного устройства можно выделить две составляющих государственного устройства - федеральную и субфедеральную. Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, федеральных земель в Германии и т.д.).

По характеру определения субъекта и объекта налогообложения налоги делятся на резидентские и территориальные.

Если тот или иной налог строится исходя из определения субъекта налогообложения, то определение объекта налогообложения вторично по отношению к субъекту. Например, при индивидуальном подоходном налоге первично определение налогоплательщика - физического лица (индивида, персоны). Именно для такого лица рассматривается, какие из его доходов подлежат налогообложению и по какой ставке; на первом месте - определение субъекта налога - налогоплательщика.

По большинству подоходных налогов первично определение субъекта налогообложения - налогового резидента, который должен платить налоги со всех доходов, полученных им независимо от территории, с которой они получены. Таким образом, определение субъекта налогообложения первично, а объекта - в известной степени вторично. Если объекты налогообложения определены применительно к кругу субъектов обложения, то это резидентские налоги. В этом случае государство при построении своей налоговой системы (или данного конкретного налога) ориентируется на субъект налогообложения.

Возможна иная ситуация. Вначале определяются объекты налогообложения: например, имущество, расположенное на конкретной территории, или природные ресурсы. Именно определение круга объектов налогообложения при этом носит первичный характер. Субъекты же налогообложения (налогоплательщики) определяются исходя из объектов: налогоплательщиками являются владеющие имуществом на территории (независимо от того, являются они резидентами или нет) или эксплуатирующие природные ресурсы.

Для развитых стран, которые ориентированы в большей или меньшей степени на экспорт капитала, в налоговых системах более характерна ориентация на резидентские налоги. Это позволяет им формировать собственный бюджет фактически за счет доходов, происходящих и с территории других стран - принимающих капитал. Обратная ситуация для государств с менее высоким уровнем экономического развития, являющихся в большей степени реципиентами капитала, чем его экспортерами, и (или) обладающих значительными по объему природными ресурсами. Для этой группы стран, с учетом национальных интересов, более предпочтительна ориентация на территориальные налоги, что позволяет им задействовать при формировании доходов собственных бюджетов в том числе и доходы, которые извлекают иностранные налоговые резиденты с территории данной страны.

НДС также взимается по территориальному принципу - им облагают обороты по реализации товаров (продукции, работ, услуг) на территории конкретной страны. Реализация товаров за пределами налоговой юрисдикции не подлежит обложению (облагается по нулевой ставке).

Достаточно сложно выявить страну, налоговая система которой строилась бы только по резидентскому или только по территориальному принципу. Как правило, действует комбинация указанных принципов в рамках налоговых систем.

Рассмотрим теперь основные элементы налога, к описанию которых мы будем обращаться при рассмотрении налоговых систем зарубежных стран.

Принято различать обязательные или существенные элементы закона о налоге и факультативные его элементы. Без первой группы элементов (или хотя бы в отсутствие одного из них) налог не может быть однозначно определен и, соответственно, может не быть уплачен. Наличие или отсутствие в законе о налоге факультативных элементов не влияет на сам факт уплаты налога.

К числу существенных элементов закона о налоге относятся:

  • o субъект налога (налогоплательщик);
  • o объект налога;
  • o налоговая база и порядок ее определения;
  • o налоговая ставка (норма налогообложения);
  • o налоговый период;
  • o сроки, способ и порядок уплаты налога.

Отсутствие или неполное описание хотя бы одного из приведенных выше элементов может привести к тому, что налог не будет уплачиваться в полном объеме. Если субъект налога четко не определен, то из-под обложения могут выпадать отдельные категории налогоплательщиков. Если не определен метод учета налоговой базы, то налогоплательщик может рассчитывать налоговую базу наиболее выгодным для себя образом.

К числу факультативных элементов закона о налоге, отсутствие которых в целом не влияет на саму обязанность уплатить налог и степень определенности налогового обязательства, относятся следующие:

  • o налоговые льготы, на которые может претендовать налогоплательщик;
  • o ответственность за налоговые правонарушения;
  • o порядок удержания (возврата неправильно удержанных) сумм налога и некоторые другие.

Отсутствие в тексте закона перечня налоговых льгот в целом не ставит под сомнение возникновение обязанности уплатить налог. Напротив, в этом случае имеет место наиболее широкий охват налогом различных субъектов и объектов. Здесь может возникнуть вопрос о степени справедливости налогообложения, однако вопрос о справедливости или несправедливости носит в значительной мере этический характер и в каждом обществе рассматривается по-своему. Отсутствие в тексте закона мер ответственности за налоговые правонарушения или процедур возврата неправильно удержанных сумм могут снижать в целом эффективность действия закона (если таковые не установлены иным более общим законодательным актом), но не формируют непреодолимых преград на пути исполнения налогоплательщиком его обязательств.

Рассмотрим некоторые элементы налога более подробно. Это необходимо для того, чтобы впоследствии при описании налогов, действующих в разных странах, не было необходимости повторять ключевые определения и понятия.

Субъект налогообложения - лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Для налогоплательщика важным является именно указание на необходимость уплаты налога за счет собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению доходов налогоплательщика. Данное положение фактически означает запрет налоговых оговорок. Под последними обычно понимается перекладывание обязанности уплатить налог на иное лицо.

Предусмотренная законодательством обязанность уплатить налог за счет собственных средств еще не означает необходимости для налогоплательщика делать это самостоятельно. Законодательство предусматривает возможность уплаты налога за налогоплательщика его представителем. Различают два вида представителей - по закону (законного) и по назначению (уполномоченного).

Законными представителями налогоплательщика - физического лица могут быть, например, родители несовершеннолетнего налогоплательщика или его опекуны. Законными представителями налогоплательщика - юридического лица считаются лица, уполномоченные представлять это предприятие или организацию на основании закона или учредительных документов такой организации. К числу уполномоченных представителей налогоплательщика могут быть отнесены физические или юридические лица, наделенные налогоплательщиком соответствующими правами в виде доверенности.

Следует различать налоговых представителей и фискальных (налоговых) агентов, а также налоговых агентов и налогоплательщиков. Весьма распространенной является ошибка, когда налоговых агентов отождествляют с налогоплательщиками.

На налогового агента законодательство возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (или внебюджетные фонды) налогов. Налоговым агентом является, в частности, любое предприятие, которое выплачивает заработную плату своим сотрудникам. Оно в этом случае является налоговым агентом по удержанию индивидуального подоходного налога.

В рамках налогового права принято выделять два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи налогоплательщика и государства, которое эти налоги вводит. Это резиденты данного государства и нерезиденты. Президентам относятся те категории налогоплательщиков, которые в соответствии с законодательством имеют постоянное местопребывание в стране. Соответственно, нерезидентами считаются те, кто не имеет в стране постоянного местопребывания. В отношении резидентов действует так называемая полная налоговая обязанность. Это означает, что у них подлежат налогообложению доходы, полученные как на территории данного государства, так и происходящие с территории других государств. Для нерезидентов предполагается ограниченная налоговая обязанность, что означает налогообложение только тех их доходов, которые происходят с территории данного государства. Есть и другие менее значимые отличия в отношении налогообложения резидентов и нерезидентов (порядок и периодичность декларирования доходов, например). Ниже при описании подоходных налогов различных стран мы будем рассматривать, каким образом в каждой из них решается вопрос о том, кто именно является налоговым резидентом страны.

Определение налогового статуса физических лиц может быть произведено на основании использования целого ряда тестов (в разных странах применяются различные тесты):

  • o тест физического присутствия (пребывание на территории страны более определенного числа дней в году или за несколько лет);
  • o определение места расположения привычного (постоянного) жилища;
  • o определение центра жизненных интересов;
  • o определение места обычного проживания;
  • o факт гражданства.

Последовательность применения приведенных выше тестов (их более четкое определение) находят свое отражение как в национальных законодательствах, так и в международных соглашениях.

Так, для законодательства США весьма значимым является факт гражданства. Граждане США фактически обязаны платить в этой стране налог с доходов, полученных во всем мире, даже если в соответствии с тестом физического присутствия они являются налоговыми резидентами других стран.

Вопросы истории

Еще в 1924 г. Верховный суд решил, что взимание США налога с получаемых налогоплательщиком (в конкретном случае с гражданина США - налогового резидента Мексики) доходов во всем мире не было ни нарушением Конституции, ни международного права. Суд обосновал такой подход тем, что преимущества гражданства США распространяются и за пределы его территории (например, США стремятся защищать интересы своих граждан в любой стране мира). Тем самым граждане этой страны имеют своего рода страховой полис или договор с правительством. А платой за такой договор и выступают налоги с их доходов.

Определение налогового статуса юридических лиц также базируется на широком круге традиционно используемых тестов. Назовем основные из них, которые наиболее часто встречаются в практике:

  • - тест инкорпорации (юридическое лицо считается налоговым резидентом страны, если оно в ней зарегистрировано (инкорпорировано);
  • - тест юридического адреса означает, что резидентом признается лицо (фирма, предприятие), которое регистрирует в стране свой юридический адрес;
  • - в соответствии с тестом места осуществления центрального правления и контроля лицо (корпорация) признается резидентом по налоговому законодательству, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство деятельностью компании и контроль за ее деятельностью. Примером такой страны может считаться Великобритания, где резидентами наряду с фирмами, которые здесь инкорпорированы, признаются также компании, учрежденные за рубежом, если их органы центрального управления и контроля находятся в стране. Одним из более частных критериев определения местонахождения органов центрального управления является частое проведение заседаний Совета директоров компании в Великобритании;
  • - тест места осуществления текущего управления компанией предполагает, что для признания факта резидентства для целей налогообложения необходимо, чтобы органы текущего управления компании (например, исполнительная дирекция) находились на ее территории. Примером такой страны может считаться Португалия, где резидентом считается корпорация (компания), если ее головной офис или исполнительная дирекция расположены на территории Португалии;
  • - исходя из теста деловой цели лицо (компания) признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны. К использованию этого теста прибегают, в частности, в Италии. Если компания имеет формальную или функционирующую штаб-квартиру или ее основные деловые цели реализуются на территории Италии, она рассматривается как налоговый резидент данной страны.

Тест инкорпорации, как правило, является основным в определении налогового статуса юридических лиц. Остальные из перечисленных выше тестов носят преимущественно вторичный характер и дополняют первый.

Налоговый статус юридических лиц (компаний) может различаться и в зависимости от некоторых других, относительно частных критериев. Как правило, режимы налогообложения различаются по следующим основным критериям:

  • o организационно-правовая форма предприятия (компании). Различаются налоговые режимы для акционерных обществ, частных компаний и полных товариществ;
  • o отраслевая принадлежность. Зачастую имеют место различные налоговые режимы для компаний, являющихся финансовыми институтами и банками, и для иных (нефинансовых) компаний;
  • o масштабы предприятия. Иногда для предприятий малого бизнеса могут предусматриваться самостоятельные налоговые режимы.

Еще одним обязательным элементом налогообложения является объект налогообложения.

Под объектом налогообложения понимаются те юридические факты, действия, обстоятельства, события, которые обусловливают возникновение обязанности заплатить налог. Необходимо различать объект налогообложения и предмет налогообложения. Последний представляет собой некий физический объект (предмет), в отношении которого совершаются действия, влекущие за собой обязанность уплаты налога.

Рассмотрим это на примерах.

При обложении налогом на добавленную стоимость объектами налогообложения являются операции, представляющие собой реализацию товаров, выполненных работ, оказанных услуг или операции по ввозу товаров на таможенную территорию страны. Таким образом, имеют место некоторые предметы налогообложения, например произведенные товары, в отношении которых может возникнуть объект налогообложения, если эти товары будут проданы или импортированы. Объект налогообложения возникает только при реализации этих товаров - при наличии оборота указанных товаров или при ввозе их на территорию страны.

Существенным элементом закона о налоге является определение налоговой базы. Налоговая база представляет собой количественную оценку (или количественное выражение) предмета налогообложения. Когда налоговая база изначально выражается в денежных единицах, то она фактически представляет собой часть предмета налогообложения. Например, налоговая база по налогу на прибыль корпораций представляет собой часть полученной прибыли, а налоговая база по налогу на добавленную стоимость - часть суммы реализации продукции.

Если налоговая база изначально не может быть выражена в денежных единицах, а представляет собой некоторые материально-вещественные параметры, возникает проблема определения масштаба налога. Масштаб налога - это физическая характеристика или параметр, положенные в основу формирования налоговой базы. Так, масштабом налога с владельцев транспортных средств может является мощность двигателя или содержание вредных примесей в выхлопе и т.д. (в кВт или л.с., % С0 2), масштабом налога на прибыль - сумма полученной прибыли (в национальной валюте).

К числу других существенных элементов закона о налоге следует отнести налоговый период, который представляет собой срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяются масштабы налогового обязательства. Налоговым периодом может быть год (календарный, финансовый), квартал, месяц или несколько лет.

Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения.

Налоговые ставки могут различаться:

  • o по методу установления - твердые и процентные. Иначе эти виды ставок называют специфическими и адвалорными;
  • o по экономическому содержанию - предельные (маргинальные), фактические и экономические.

При установлении специфических налоговых ставок (в виде твердых сумм) в законе фиксируется определенная сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложения. Например, при обложении акцизами на алкогольную продукции налоговые ставки зачастую устанавливаются в твердых суммах (долл., евро и т.д.) за 1 л напитка. Аналогично в виде твердых ставок устанавливаются ставки налога на транспортные средства и некоторые другие.

Адвалорные (процентные) ставки устанавливаются, соответственно, в процентах от единицы налогообложения. Например, ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога составляют некую долю от прибыли или доходов (доля, как правило, исчисляется в процентах).

Если говорить о втором аспекте проблемы формирования ставок - аспекте их экономического содержания, то можно выделить предельные (или маргинальные) ставки налога, фактические (средние или эффективные) и экономические.

Предельные налоговые ставки представляют собой номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах. Например, ставки индивидуального подоходного налога в Великобритании установлены следующим образом (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Ставки индивидуального подоходного налога в Великобритании

Фактическая (средняя или эффективная) налоговая ставка представляет собой отношение реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы. Фактическая ставка практически всегда оказывается меньше предельной, поскольку на самом деле ставка, установленная законом, применяется не ко всей сумме налоговой базы, а к той ее части, которая подлежит налогообложению.

Когда речь идет об экономической ставке налога, под этим обычно понимают отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика. Как правило, этот термин используется в отношении подоходных и сходных с ними по своему экономическому содержанию налогов.

К проблеме установления налоговых ставок непосредственно примыкает вопрос о методе налогообложения, применяемом в каждом конкретном случае. Под методом налогообложения обычно понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

  • o равное налогообложение;
  • o пропорциональное налогообложение;
  • o прогрессивное налогообложение;
  • o регрессивное налогообложение.

Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговой ставкой и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный (или подушевой) налог. Этот налог в современном мире используется очень редко.

Пропорциональное налогообложение предполагает, что для каждого налогоплательщика устанавливается фиксированная ставка, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При пропорциональном налогообложении имеет место рост объема налога пропорционально росту налоговой базы.

Прогрессивное налогообложение предполагает, что налоговая ставка растет по мере роста налоговой базы. Так, во многих странах налоговые ставки индивидуального подоходного налога растут по мере роста налоговой базы - чем выше доходы налогоплательщика, тем большую долю своих доходов он должен уплачивать в качестве налога.

Регрессивное налогообложение предполагает обратную ситуацию - снижение налоговой ставки по мере роста облагаемой базы. Такая модель налогообложения применяется в некоторых странах при исчислении налогов на фонд заработной платы (налогов, используемых при формировании фондов социального страхования). В этом случае чем выше сумма выплачиваемого дохода, тем меньше применяемая к ней налоговая ставка.

Существенным, но не обязательным, а факультативным элементом налога являются налоговые льготы. Общая цель, ради которой вводятся те или иные налоговые льготы, - это сокращение конечной суммы налогового обязательства налогоплательщика. Такое сокращение может носить как принципиальный характер (снижение налогового платежа, которое впоследствии не компенсируется), так и краткосрочный характер (рассрочка или отсрочка налогового платежа).

Виды налоговых льгот принято классифицировать в зависимости от того, на сокращение какого именно элемента в процессе формирования суммы налогового платежа та или иная льгота направлена.

Если льгота направлена на сокращение (сужение) предмета или объекта налогообложения, то такая льгота относится к налоговым изъятиям. Если льгота направлена на сокращение налоговой базы, - это налоговая скидка. Если льгота направлена на сокращение общей суммы начисляемого налогового платежа, то это налоговый кредит.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения тех или иных элементов, составляющих предмет или объект налогообложения. Например, при налогообложении некоторые виды доходов могут не подлежать налогообложению.

Налоговые скидки представляют собой налоговые льготы, которые предоставляются в форме сокращений и вычетов из налогооблагаемой базы. Аналогично при налогообложении прибыли предприятий могут быть использованы такие вычеты, как вычет налоговой амортизации, рассчитанной ускоренным методом.

Третья разновидность налоговых льгот - налоговые кредиты - охватывают наиболее широкий спектр различных льгот, которые представляют собой уменьшение подлежащей уплате в бюджет суммы (без сокращения предмета и объекта налогообложения и не влияя на объем налоговой базы). К данному типу налоговых льгот относят достаточно широкий перечень, а именно:

  • o установление пониженной налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков или объектов и предметов налогообложения;
  • o отсрочку или рассрочку подлежащего уплате налога;
  • o возврат ранее уплаченного налога;
  • o зачет ранее уплаченного налога при окончательных расчетах по налогу с бюджетом;
  • o "налоговый кредит" в узком значении данного термина;
  • o замену уплаты налога (или его части) натуральным исполнением.

В практике налоговых систем экономически развитых стран широко используются налоговые кредиты (в узком значении данного термина). В этом случае льгота представляет собой вычет из суммы начисленного налогового платежа некоторой части доходов налогоплательщика или его расходов. Так, например, из суммы начисленного налогового платежа могут вычитаться 10% (или некоторая иная величина) от суммы цен закупленного и введенного в действие оборудования определенного типа (при выполнении целого ряда дополнительных условий). Фактически в этом случае речь идет о том, что государство участвует в финансировании соответствующих капитальных вложений (в размере 10%). Этот "налоговый кредит" не является ни платным, ни возвратным, это просто вычет из суммы исчисленного налога. При рассмотрении налоговых системы зарубежных стран мы будем неоднократно возвращаться к описанию налоговых льгот, относящихся к данному виду.

В практике налоговых систем ряда зарубежных стран часто выделяют компенсируемые и некомпенсируемые налоговые кредиты. К компенсируемым налоговым кредитам относят те, при которых сложившаяся отрицательная сумма налога подлежит возврату из бюджета налогоплательщику, т.е. компенсируется. Соответственно, некомпенсируемые налоговые кредиты не предполагают возврата из бюджета суммы равной отрицательному значению исчисленного налога - просто в этом случае налог принимается равным нулю.

Одним из элементов налогообложения является определение способа уплаты налога. Принято выделять три основных способа уплаты налога:

  • o по декларации;
  • o кадастровый;
  • o у источника доходов.

Декларационный способ уплаты налогов в современном мире является, пожалуй, наиболее распространенным и предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах (в различных видах). Этот способ наиболее широко применяется при уплате подоходных налогов. С использованием декларационного способа производится уплата и таких налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и многие другие. В каждом случае налогоплательщиком представляется декларация, имеющая специфическую для данного вида обложения форму.

Кадастровый способ уплаты налогов применяется, как правило, в отношении прямых реальных налогов (налогов на имущество). В мировой практике различают такие виды кадастров, как поземельный, подомовой и промысловый. Такие кадастры содержат информацию об объектах обложения, их физических параметрах и их средней или потенциальной доходности.

Уплата налога у источника доходов иногда называется также безналичным способом уплаты налога. Суть данного метода сводится к тому, что налогоплательщик получает доход уже за вычетом удержанного (у источника выплаты) налога. В этом случае для налогоплательщика уплата налога фактически предшествует получению дохода, тогда как в случае с уплатой налога по декларации получение дохода предшествует уплате налога.

В большинстве стран уплата налога у источника имеет место, например, при выплате дивидендов по акциям предприятий, при выплате доходов от занятости по найму (удерживается подоходный налог как авансовый платеж) и в некоторых других случаях.

Обилие налогов, используемых в различных странах, для удобства сопоставления требует использования классификаторов. Существует большое число классификаций и группировок налогов, используемых в мировой практике. Так, в каждой стране имеется собственная классификация - как правило, это Бюджетная классификация, в соответствии с которой налоговые доходы отражаются в бюджете страны. Существуют и международные классификации налоговых доходов бюджетов - классификация ООН, Международных финансовых организаций (МВФ и Всемирного Банка), классификация ОЭСР и др.

В качестве примера приведем классификацию налогов, используемую международными финансовыми организациями, для удобства дальнейшего использования несколько ее сократив.

Особенностью прямых налогов является то, что они взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ непосред­ственно по ставке или в фиксированной сумме. К прямым налогам от­носятся: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог и др.

В данной главе будет рассматриваться налог на прибыль пред­приятий, являющийся одной из показательных форм изъятий части прибыли в бюджеты государств и представляющий собой налог на раз­ницу между доходами и расходами. Также будет рассмотрен подоход­ный налог физических лиц.

Налог на прибыль существует в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Португалии, Испании, Норвегии, Бельгии и ряде других стран.

В зависимости от экономической ситуации того или иного госу­дарства налог имеет свои особенности.

Различают следующие системы налогообложения дохода.

1. Классическая система. Она не предусматривает ослабления экономического двойного налогообложения. Распределяемая прибыль компании облагается корпорационным и личным подоходными нало­гами. Эта система действует в США, Швейцарии, Швеции, Бельгии, Л кжсембурге, 11идерлагщах.

2. Система уменьшения обложения прибыли на уровне компаний. Она может функционировать в двух вариантах:

■ на основе разных ставок: распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке. Эта система используется в Германии, Австрии, Португалии, Японии;

■ на основе частичного освобождения от налогообложения рас­пределяемой прибыли. Система действует в Испании, Ислан­дии, Финляндии.

3. Система уменьшения обложения прибыли на уровне акционе­ров. Выделяют два способа снижения налогообложения доходов в виде дивидендов:

■ налоговый кредит или система зачета. Данная система исполь­зуется во Франции, Великобритании, Ирландии:

■ частичное освобождение от налога дивидендов, независимо от того, был ли удержан корпорационный налог с распределяе­мой прибыли или нет. Эта система действует в Австрии, Кана­де, Дании.

4. Система полного освобождения от налога распределяемой при­были. Она может быть организована на уровне компании (Греция и Норвегия) ил и на уровне акционеров (Германия и Италия).

Налог на прибыль организаций взимается, как правило, по про­порциональным ставкам (24-40%). Данный налог применяется в ос­новном в отношении коммерческой деятельности организации .

Говоря о подоходном налоге, можно сказать, что ставки этого на­лога построены по сложной прогрессии. В последние годы произошло резкое сокращение максимальных ставок и их количества, наметилась тенденция к более пропорциональному налогообложению. При подо­ходном налогообложении крайне трудно рассчитать оптимальные став­ки налогов. Если ставки высоки, то подрывается стимул к нововведе­ниям, рискованным проектам. В высоких ставках налогов таится опасность снижения трудовой активности людей. Американские экспер­ты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и на­селения в целом. Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов, она должна быть откорректирована на практике. 11емаловажное значение в ее спра­ведливости имеют национальные, психологические и культурные фак­торы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогооб­ложения, которая существует в Швеции, - 75%, в США никто бы не стал вкладывать капитал в производство. Рост производственной ак­тивности в США после налоговой реформы 1986 г. в значительной сте­пени был связан со снижением предельных ставок подоходного нало­га. Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50-70% }