Молитва для смены места жительства. В поисках новых друзей. Это надо прочитать

В этом месяце мы с мужем сделали то, что собирались сделать в течение многих лет. Мы продали большую часть имущества, погрузили оставшееся в автомобиль и уехали жить в другой город. Мы отважились на этот шаг по многим причинам. Решающую роль сыграло то, что нам нужно было начать все сначала. Предлагаю твоему вниманию 12 причин, по которым следует сменить место жительства и начать все сначала.

1. В поисках работы

Ты тоже столкнулась с проблемой безработицы? Если в твоем городе с каждым днем становится все меньше рабочих мест, самое время сменить его на другой, возможно, в новом городе ты вновь обретешь постоянный доход.

2. Жажда приключений

Тебе надоела обыденность? Повседневная жизнь больше не радует? Самое время переехать жить в другое место. Смена места жительства – настоящее приключение, которое сделает твою жизнь ярче и подарит кучу новых возможностей.

3. Лучшая школа для детей

Дети обязательно должны ходить в школу. Плохая школьная система – одна из главных причин, по которым стоит задуматься о смене места жительства. Ведь, посещая подобное учебное заведение, ребенок не получит качественного образования. Итак, если ты считаешь, что школа в твоем районе далека от идеала, самое время переезжать.

4. Дом другого размера

Наступает момент, когда количество членов семьи увеличивается. И это превращается в настоящую проблему, ведь вся семья не может разместиться в тесном жилище. Выход из ситуации – переезд в дом большего размера. Во многих городах жилье предлагается по весьма доступным ценам, так что ты можешь переехать без особого ущерба для семейного бюджета.

5. Ближе к родным

6. В поисках новых друзей

Если твои дружеские отношения сошли на нет или тебе просто необходимо расширить горизонт, переезд – отличный вариант найти новых друзей и построить новые отношения. Выбирая новое место жительства, обрати внимание на то, кто живет по соседству.

7. Борьба с депрессией

9. Отдых на пенсии

Пенсия – обоснованная причина уехать жить в то место, о котором ты мечтала всю жизнь. Кому-то просто хочется попутешествовать и пожить в разных местах. Наслаждайся этим временем, ведь ты его заслужила!

10. Безопасное окружение

Если твое окружение, бывшее когда-то спокойным и мирным, превратилось в криминальный район, самое время уехать подальше. Дом должен быть спокойным и уютным местом, а если он находится в центре самого беспорядочного района, немедленно начинай паковать вещи!

11. Учеба

Ты мечтаешь получить образование, которого в твоем городе, а может, и в стране, не дают? Тогда это веская причина для переезда. Каждый из нас имеет право на свои желания, амбиции, каждый добивается своих целей так, как может, и если ты действительно владеешь такой силой воли, что можешь разорвать связи со своим окружением, друзьями, расторгнуть отношения с парнем, и все ради своего успешного будущего, тогда вперед, дерзай!

12. Вторая половинка

Все чаще молодые люди (и не только) устраивают свою личную жизнь с помощью Интернета, а конкретно – социальных сетей и сайтов знакомств. Разочаровавшись в своей личной жизни, переезд в другую страну они воспринимают как соломинку, уцепившись за которую, они еще могут быть счастливыми.

Это лишь немногие из причин, по которым следует сменить место жительства. Выбор остается за тобой. Если ты всегда мечтала жить на берегу океана – нет ничего невозможного!

Является ли для православного христианина грехом, если он застраховывает свою жизнь иимущество ?

О страховании жизни не могу дать совета, – пишет преп. Амвросий Оптинский , – нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не моего ума, а только здесь проявляются неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным образом обеспечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обеспечению – заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся прило жатся вам.

Что делать в случае, если не хочется ко му-либо подавать милостыню (отталкиваю щая внешность, настроение плохое, т. е. при чина, не уважительная для отказа)?

Подать, но немного, чтобы не было скупости.

Не грешно ли помогать собственным детям? Может быть, этим я их избалую?

Отец и мать будут в ответе пред Господом, ес ли не станут заботиться о своих детях и об их бу дущем.

Когда отец и мать усердно работают и хотя бы какие-то деньги откладывают «на черный день», чтобы помочь в важнейшем детям своим, это – не только не грех, но они и призваны так посту пать, потому что те родители, которые не забо тятся о детях, – неправильные родители и дадут ответ за это. Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию, от отсутствия веры в Боже ственный Промысл или для пустых целей.

Обеспечение детей родителями необходимо. Если дети пренебрегаемы родителями, то детей, разумеется, ждет Божественная помощь. Но ро дители будут осуждены за то, что оставили детей без заботы.

Родители должны и жить по-христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записывать» все, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорб ляющими друг друга, ведущими плохие разгово ры, то они, как чистые кассеты, «записывают» все это в себе. И, когда придут в возраст, сами того не желая, наследовав от родителей все страстные состояния, начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слыша ли от родителей.

Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут предоставить родители своим детям, – сделать их приемниками своей доброты. И для этого не нужно особого старания, ибо если малыш видит, что родители имеют любовь между собой, благородно разговаривают, разум ны, радостны, смиренно молятся и т. п., то тогда, как «копирка», он отпечатывает это в своей душе.

Очень многие родители, весьма любящие сво их детей, некоторым образом их портят, не пони мая, к сожалению, какой вред наносят им, на пример, тогда, когда мать, по чрезвычайной плотской любви, обнимая и целуя ребенка, говорит ему: «Какой хороший у меня ребенок, самый лучший в мире ребенок» и т. п. Малыш, однако, весьма рано (в возрасте, когда не может еще этого осознавать) приобретает, против желания, высо кое мнение о себе и, естественно, перестает испытывать нужду в благой силе Божией и не умеет ее просить. Так созидается в душе ребенка высоко мерие, и весьма многие уносят его с собою в гроб, потому что не могут от него отделаться.

Зло – в том, что первыми принимают удар этого высокомерия сами родители, поэтому они и должны быть очень внимательны к духовной жизни, ибо несут ответственность не только за себя, но и за своих детей. Правда, и у родителей есть «смягчающее» обстоятельство, поскольку и они «наследовали» от родителей. Однако они не оправдываются, потому что в сознательный пери од не позаботились это «наследие» отбросить.

Да, они «наследуют» нечто, но они не должны обвинять за это родителей, т. к. самовластны. И, если захотят и не станут любить «наследие», смо гут его отбросить.

По моему мнению, более достоин похвалы тот, кто оказался «наследником» злого. Невольно и усиленно подвизался отбросить злое, чем тот, кто с малых лет естественно унаследовал от родителей благое и не принуждал себя сохранить это, потому что один обрел все приуготовленным и «убранным», в то время как другой подвизался сам приуготовить благое. Суд Божий примет сие на вид, если, к примеру, отец у ребенка вор и бу дет учить дитя воровать – и тот станет в конце концов вором, поскольку не имел доброго произ воления и принял на себя «наследие» отца. Тако го ребенка Бог будет судить в какой-то мере со снисхождением, видя, что такую судьбу тот обрел как «наследие» от родителей, когда был еще маленьким и не отличал добра от зла.

Итак, благочестие детям нам нужно давать, так сказать, с молоком матери, а не с твердой пи щей, потому что, когда дети еще малы, они подражают родителям, они «списывают» с родителей, как на незаписанную кассету. Именно тогда нужно позаботиться, дабы дети «заполнили» кас сету добротой и любовью. А когда дети подрас тут, нужно быть внимательными и действовать с рассуждением и осторожностью, как, например, когда мы заводим часы. Если ослабевает пружи на, мы заводим часы постепенно, т. к. есть опасность сломать их и часы тогда станут бесполез ными. Мы обязаны осторожно, по-доброму объ яснять ребенку, по какой причине нельзя делать так-то и почему надо делать так-то.

Очень помогает воспитанию детей, когда роди тели считают себя ответственными за все про ступки детей, поскольку находят свою собствен ную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бро сает сокрушенным родителям «спасательный круг» для спасения, что, кстати, спасает и непу тевых детей (старец Паисий Святогорец ).

По какой причине иногда бывают хульные мысли против Бога, Божией Матери, святых икон, Святых Тайн?

«Перестанем судить и осуждать ближнего , и мы не будем бояться хульных помыслов», – от вечает нам святой Иоанн Лествичник . Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыс лах, если он с ними не соглашается, должно относить их к бесам. Старайся не обращать на них никакого внимания.

Но иногда от нашествия хульных помыслов не можешь взглянуть на икону! Как же тогда молиться?

Чтобы помыслы меньше стужали тебе, мо жешь изредка только взглядывать на иконы, – говорит преп. Амвросий Оптинский , – но дол жно знать, что иконы – только для глаз внеш них, и потому, стоя на молитве, мы должны по мнить, что предстоим пред Богом. Икону же во ображать в уме ни в каком случае не следует.

Можно ли, когда идешь в храм, брать ка­ кие-либо предметы из дома (бутылки для святой воды, продукты на канун и т. п.) из рук женщины (жены), которая в нечистоте? Можно ли вообще перед службой прикасаться к человеку, если он в нечистоте, особенно ес ли собираешься причащаться? Читал, что да же тело усопшего женщина в нечистоте омы вать не должна, т. к. эта нечистота якобы передастся церковным предметам и осквер нит их. Так ли это? Слышал, что у ветхоза ветных евреев даже было положено в этот период удаляться от общества?

Мелочами слишком не надо заниматься, это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и пр.

Можно ли молиться при ходьбе или лежа в по стели? Обязательно ли стоять при чтении Евангелия, когда молишься дома, и можно ли читать Евангелие в общественном транс порте?

Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться греш но, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Святое Евангелие, а если устал или немощь, то – сидя, с благоговением. В обществен ном транспорте лучше читать Псалтирь.

Святой небесный покровитель и Ангел хра нитель – одно и то же духовное лицо или разные ?

Два лица: святой покровитель – это тот свя той, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому Господом при Крещении.

Если Крещение совершалось священником, но за неимением возможности, обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещи ваться, когда такая возможность появи лась?

Крещение через обливание уже совершено, по этому второй раз креститься нельзя, хотя оно и неправильное. Раньше даже было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимени ем священников.

Можно ли для лечения употреблять в питие собственную мочу (так называемая «уринотерапия ») ?

Сего надо избегать. Лечиться надо святыней, а не мочой.

Следует ли менять место постоянного жите льства без крайней нужды, по прихоти?

Говорили старцы: древние отцы не скоро пере селялись с места жительства своего; если же пе реселялись, то по следующим трем причинам:

1) если кто гневался на них напрасно и они не мог ли примириться с ним при всем стремлении к примирению;

2) если их многие прославляли;

3) если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли мес то своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой цели).

Как правильно относиться к невольному греху, особенно если грех тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное причинение ущерба)?

Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех ско лько лет нести епитимию. Надо стараться его за глаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением умеренным о нем.

Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех исповедовать и какова мера ответст венности за него?

Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере – не хотят знать. Посему в Еванге лии читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться.

Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, т. е. «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?

Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случиться так, как говорил оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь – непо лезное и услышишь».

Если верить статистике, сегодня наша страна переживает «волну эмиграции», сравнимую по масштабам с эмиграцией после 1917 года. По социологическим данным, за последние десять лет из России уехали около 1,25 млн. граждан (то есть все население одного среднего по величине областного центра, к примеру). Если это правда и если так будет продолжаться, то в Российской Федерации с населением в 142 млн. человек, где смертность превышает рождаемость, настанет самоубийственный демографический голод, ведь эмигрируют, как правило, люди молодые, образованные, активные, ищущие, способные влиться в элиты более благополучных в экономическом и политическом плане стран…

Конечно, многие пока еще размышляют о том, покинуть ли родную страну, чтобы обрести некие блага за пределами пограничных столбов. Но больше - тех, кто уже отбыл и не собирается возвращаться. По-человечески новых граждан иных государств можно понять, но все равно повисает в воздухе вопрос: правильно ли это - в моменты кризиса бросать Россию, в которой родился, вырос, учился, работал, жил? Не грех ли это - удаляться из Отечества?

Александра Никифорова, филолог, журналист, Москва:

Если совесть твоя чиста и дело честно, то греха нет. И апостолы выходили на проповедь в другие страны, и тринадцать преподобных сирийских отцов подвизались в Грузии, и Матерь Божия, спасая Младенца-Христа, бежала из Иерусалима в Египет.

По разным причинам наши соотечественники покидали и покидают Россию. Кто-то на время, кто-то навсегда. Тысячи русских людей забросил на чужбину смерч революции 1917 года. Потом были диссиденты, политические и экономические эмигранты. В наше время одни находят за рубежом возможность профессиональной реализации, другие обретают свою вторую половину, третьи зарабатывают на хлеб насущный. Многие сеют добро на благо своей же родной земли, являясь своего рода апостолами родной культуры за границей. Сколь многие именно там обрели глубокую веру и осознание того, какая великая у них Родина!

Но есть одна опасность – плач души на реках вавилонских, который с годами у каждого становится все сильнее. Человека формируют небо, под которым он вырос, природа, которой он любовался в детстве, культура, в которой он был воспитан, люди, которые окружали его с младенчества. Это очень глубоко и необъяснимо! Я знаю тех, кто, родившись во Франции, с гордостью называл себя русским. И тех, кто, прожив большую часть жизни за пределами России, завещал похоронить себя дома. Вот это - тоска души по Родине, нерасторжимая связь с предками и их землей. Она сильнее тяготения плоти к западному комфорту или даже к творческой реализации. Для абсолютного большинства невозможно ассимилироваться в чужой культуре (можно ее более или менее успешно копировать). И полнота бытия, которая подразумевает полноту жизни духа, души и тела, для русского человека, думаю, возможна только в России и в работе на благо России.

Лишь монашеское служение не ограничено рамками земной Родины. В монастырях на Афоне, в Эссексе, в Ормилье молятся за весь мир иноки разных национальностей, но они служат отечеству Небесному и пребывают уже в нем.

Владимир Кириллин, заведующий кафедрой русской литературы Московской Духовной Академии и семинарии, Москва:

Прежде всего вспоминается народная поговорка: «Где родился, там и пригодился». Но вообще-то вы ставите вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Или же проще ответить другими вопросами.

Так, в общебогословском смысле грех - это «нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом». А далее существует огромное множество конкретных форм реализации греха. Правда, все они могут осознаваться как грех конкретными нарушителями норм только в том случае, если в этих нарушителях есть ясное понимание, что что-то определенное нарушено: совершил зло, несправедливость, украл, убил, предал, не помог, смалодушничал, ел мясо постом, изменил жене с другой женщиной и т. д., то есть делал то, что отлично известно как совершенно недопустимое или нежелательное с точки зрения христианской морали. Но если нет никакого понимания, например человек слабоумен, можно ли вменять ему какой-либо грех?

Это опять-таки общая постановка проблемы.

Однако возникают вполне определенные вопросы и по поводу вашего вопроса.

В самом деле, хорошо ли терпеть невзгоды, лишения, неудобства, недостаток и не желать себе, своим близким лучшего удела?

Является ли твое решение покинуть родину утратой надежды на Бога или, напротив, уезжая, ты укрепляешься надеждой на помощь Божию?

Повредит ли твоей вере разлука с Отечеством или, напротив, ты обретешь ее на чужбине в новом качестве?

Где хуже быть грешником или лучше искать в себе Христа - дома или в дальних краях?

Вера в Бога и преданность своему народу и своей земле - это одно и то же?

Подобные вопросы можно множить, и каждый должен ответить на них лично, в своей собственной душе.

От самого сотворения человека люди перемещались по миру. Молиться можно в любых обстоятельствах и где бы ты ни оказался. И следовать Христу можно повсюду.

Грех ли покинуть Россию навсегда? Если ты христианин, и уехал в страну иноверных, и забыл там о своем христианстве, и стал жить по иным законам и нормам, то...

Если ты атеист и бросил свою страну, но там, среди чужих людей, почувствовал в своей душе зов Бога и пошел Ему навстречу, то...

Если, если, если...

Елена Матусевич, писатель, художник, США:

Нет, греха в этом нет. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех - как болезнь души. Почему же в переезде, даже и насовсем, из одной страны в другую есть грех? Грех против кого? Традиционно принятые в Православии грехи делятся на несколько категорий: грехи против Бога, грехи против других людей, грехи против самого себя. В этом весьма пространном перечне греха, о котором идет речь в вопросе, нет. Перечень грехов соответствует нарушениям заповедей христианства. Заповеди «люби страну свою и место, где ты родился» не существует. И поэтому сама постановка вопроса мне кажется некорректной и, в данный исторический момент по меньшей мере, неуместной, ибо подразумевает возведение в ранг сакрального политического образования - государства России. Иными словами, сотворение себе из одного из государств мира кумира, то есть идола, выражающееся, в частности, в эвфемизме «Святая Русь». Россия, как и любое другое государство, сама по себе святыней не является. Конечно, на протяжении истории политические режимы и правительства были крайне заинтересованы в возведении государства в святыню. Арнольд Тойнби, знаменитый христианский историк, писал, что в XX веке идолопоклонничество возродилось в новом обличье поклонения коллективной власти и силе, будь то тоталитарное государство, армия, революционные массы, народ, пролетариат, страна или нация. Все это подмены идолами Бога живого. Если для Господа нет ни эллина, ни иудея, значит, не может быть для него и русского. К тому же, мир, по христианской концепции, лежит во зле. А Россия при этом «святая земля»? Как это вяжется?! Конечно, такое эксклюзивное, сакрально окрашенное отношение к самим себе хорошо известно антропологам и вполне органично для племенного мышления. Ведь первичное самоназвание почти всех племен обозначает «люди». Мол, мы люди, а эти, за углом, черти с рогами. Но облекать уязвленное непрекращающейся более ста лет эмиграцией племенное чувство в сакральные одежды неприлично. Пора из этого, наконец, вырасти. В эмиграции из России есть грех только тогда, когда это решение влечет за собой один из конкретных грехов против Бога, других или себя самого. Если, например, отъезд оставляет на голодную смерть престарелых родителей или животное, если человек идет для своих интересов на ложь или обман и т.д. Но и в этих случаях ничего специфически российского в этих грехах нет. И не должно быть. Грехи эти остаются грехами, где бы они ни совершались, и география здесь ни при чем. И потому я отвечу на заданный вопрос отрицательно. Перечень грехов человеческих и так длинен и тяжек, и прибавлять к нему самозванца не нужно и опасно.

Пелагея Тюренкова, главный редактор Интернет-издания «Татьянин день», Москва:

Свое самое сильное произведение - «Реквием» - Ахматова предваряет эпиграфом: «Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл. Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».

Можем ли мы осуждать тех, кто в страшные для России годы решился оставить Родину и скучать о березках, сидя в Париже? Нет. Можем ли мы гордиться теми, кто, имея все возможности спокойной жизни в эмиграции, остался дома - если домом можно назвать тюрьмы, лагеря или просто разоренные семейные гнезда? Да. И последний вопрос: этично ли называть эмиграцией предательский, хорошо обдуманный отъезд наших современников, которые бежали не от обезумевших большевиков, а к джинсам и соцпакету? Нет ответа. Беглецам и слабакам звание «эмигранта» импонирует, но в последнее время наметилась четкая тенденция, когда вещи стали называться своими именами, и отчаливших далеко не на «философском пароходе» называют попросту «съехавшими».

Эпитет не из самых приятных, но он был заслужен нашими бывшими соотечественниками за десятилетие активного «сиденья в Интернете».

Нам не могло не надоесть то, что на женских форумах уехавшие женщины пользуются набором штампов «пьяные мужики» + «толстые бабы» + «сопливые дети» = «бесперспективняк». Что в интеллигентном сегменте Фейсбука и ЖЖ отчалившие мужчины учат оставшихся жить, работать и любить с оглядкой на правильные стандарты Запада. Это в том случае, если уехать нет никакой возможности. В то, что человек не хочет уехать, такие люди верят с трудом.

Последняя капля пролилась во время «белых ленточек», летающих по Болотной площади. Вдруг выяснилось, что все эти люди точно знают, что мы должны ненавидеть свою власть за нашу ужасную жизнь и учить своих детей английскому ради жизни лучшей. Третьего не дано.

Портрет человека, который предал свою Родину, странен. Часто он православный и даже воцерковленный. Воскресная Литургия - это не только (и не столько?) молитва, но и общение, которого так не хватает среди тех - трезвых, подтянутых и далее по списку.

Он часто говорит «эта страна». Еще чаще - с предлогом «не»: в этой стране нельзя-невозможно-недостаточно и т.д. и т.п.

Он очень скучает по березкам, но, прилетая к родственникам, обязательно отчитывается в Твиттере, что «уже в аэропорту стало понятно, что все березки давно вырублены, все куплено - все продано, слава Богу за мой правильный выбор!»

Но, что самое главное, никак нельзя судить о человеке по его фактическому пребыванию… Кто-то судьбой занесен далеко за пределы бывшего Союза, где растит по нескольку детей, имеющих свидетельства о рождении на иностранных языках, но при этом остается «своим».

А кто-то всю жизнь сидит, где родился, матеря и костеря судьбу за невозможность к бегству. Не желая вкладывать сил в то место, которое хочет вычеркнуть из своей жизни.

Вряд ли в общепринятом «списке грехов» можно найти пункт «съехал», но ведь никто не будет спорить с тем, что оставить родителей и могилы предков ради благоустроенной квартиры и золотой кредитки - это то же самое, что… Хотя о чем это я? Не родители ли внушали дочкам, как хорошо «выйти замуж за иностранца»? Так что только жизнь покажет, какая из народных мудростей перевесит на чаше весов: «Что посеешь - то и пожнешь» или «Где родился - там и сгодился».

Подготовили Марина Бирюкова и Наталья Волкова

Комментарий

Что положить на чаши весов?

Где жить и как, зависит от личного выбора человека. И думаю, что никто не вправе винить его в этом выборе, каким бы он ни был: остался ли он в «краю родном» или же ищет чего-либо в «краю далеком». Поэтому вряд ли уместно говорить об отъезде на постоянное жительство за рубеж как о грехе в принципе. Другое дело - мотивы, по которым человек совершает этот выбор: они могут быть как совершенно неукорными, так и не свободными от греха. Скажем, если уезжает человек, потому что свою родину ненавидит, а народ презирает, то грех - это не сам отъезд как таковой, а расположения его сердечные. Или наоборот, едет потому, что давным-давно уже живет за границей большая часть его семьи и жаждет он с ней воссоединиться - кто его в этом упрекнет?

Мне кажется, существеннее все-таки другое: не греховность или безгрешность, а момент выбора - ехать или не ехать. Что лежит на одной чаше весов и что положить на другую. На одной более или менее понятно, что может оказаться: отсутствующая по объективным причинам возможность самореализации в выбранной профессии в своем отечестве и надежды на таковую в другой стране, стремление к стабильности, материальному благополучию, какие-то политические мотивы, в конце концов. Для бизнесменов - желание пожить, спокойно и без боязни тратя на себя заработанное на родине. А что может на другой оказаться?

Ну, отчасти понятно что: неуверенность - вдруг там не сложится, вдруг все не так хорошо, как кажется на расстоянии. И привыкли, в общем-то, к своей, далеко не идеальной, но вполне понятной жизни. И люди там чужие, и язык другой, и не нужен ты там никому. Наверное… Такие соображения если и не многих, то по крайней мере некоторых из колеблющихся останавливают. Но есть ведь и другие мотивы, помимо вышеисчисленных, которые при всех прочих «за» и «против» могут повлиять на выбор решительным образом. Или - должны быть. И главный из этих мотивов - любовь к своей родине.

Об этом говорить сегодня по меньшей мере немодно, считается, что если кто и говорит о любви к родной стране, так это по долгу или по должности, по обязанности главным образом. Возможно, что и немодно. Но для верующего человека - естественно. Причем в большей степени даже думать, нежели говорить.

Один очень дорогой мне человек, ныне уже, к сожалению, покойный, большую часть своей жизни посвятивший служению стране, в которой родился и которую беззаветно любил, сказал как-то в нашей беседе:

Человек, который не является патриотом своей отчизны, но ругает и поносит ее, это недочеловек, подонок!

Я был шокирован тогда резкостью его оценки, мне она показалась чрезмерной и попросту - непонятной. Однако прошло с тех пор лет двадцать, и сегодня я с ним совершенно согласен, хотя никогда не дерзну произнести подобные слова вслух - просто не считаю, что у меня есть право о ком-то выносить подобное суждение. Я понял, что это было не обвинение, а констатация: если в человеке начисто отсутствует такое «базовое» чувство, как любовь к родине, то что-то в нем глубоко не так, что-то повреждено, причем очень основательно, и неизвестно - есть ли для него в принципе что-то святое. Ведь любовь к родине - это как любовь к матери.

Человек не выбирает ни родину, ни родителей, «за него» этот выбор делает Господь. И если не видеть в этом Его Промысл и Его премудрость и любовь, то как тогда говорить о вере? Нет, есть и Промысл, и премудрость. У человека могут быть плохие родители, никуда не годные, но пятой заповеди это не упразднит, и сыновняя (или дочерняя) любовь и уважение к ним все равно останутся его долгом. Кроме каких-то уж совсем из ряда вон выходящих обстоятельств… Долгом не потому, что они этого заслуживают, а потому, что иначе он сам деградирует, разрушив в себе, опять же, крайне важное «базовое» качество - способность любить тех, через кого Господь привел тебя в этот мир.

Что-то сродни этому должно быть и в отношении человека к его отчизне. Только тут все сложней и по-своему глубже. Ведь отчизна… Этого и многими словами не выразишь… Это и твой народ, и твоя земля, и твоя история, и в очень значительной степени - ты сам. Ты плоть от плоти и кровь от крови своей родины, как этого не чувствовать, не ощущать? И, появившись на свет, ты нуждаешься в ней. А она, как и родители, нуждается в тебе. Нет, родина - это не власть, которая может нравиться, а может вызывать отторжение, не кто-то, кто симпатичен или неприятен тебе, не место работы - замечательное или не очень. Это нечто неизмеримо большее, чего и не объяснишь, что только чувствовать можно. И нужно.

И вот, когда собирается человек уезжать, когда решает для себя этот вопрос: ехать или не ехать, то вот что надо положить на чашу весов - ту, другую: «А как моя родина без меня?». И вправду - как? Ведь нам все время кажется, что это она в ответе за нас, это от нее мы постоянно чего-то ждем и, не дождавшись, обижаемся и отчаиваемся. Но ведь и мы в ответе за нее, и она от нас ждет многого. Не власть, снова скажу, не коммунальные службы, не система образования, не начальник наш на работе, а именно родина - и земля твоя, и история твоя, и народ твой, и просто люди, которых ты знаешь и даже не знаешь. Ты можешь казаться себе песчинкой, но песчинок много, и каждая из них имеет свою трудно выразимую ценность, и каждая что-то полагает в основу своего выбора. И хорошо, если эта основа - ответственность и любовь.

Я не говорю о каких-то чрезвычайных периодах в жизни страны, о каких-то страшных, «апокалиптических» процессах. Как вообще обсуждать «отъезд» из страны после революции тех, кто бежал от верной смерти - виселицы, расстрела, пыток в застенках ЧК? Но ведь не такие времена сейчас на дворе, не от смерти бегут, если бегут. Да и честно скажу: мне понятно, что руководило теми, кто несмотря ни на что возвращался, даже если всё и все кричали: «Не надо, куда ты!». Даже если времени могли провести на родине, сойдя с парохода, как предсказывал генерал Чарнота Роману Валерьяновичу Хлудову, ровно столько, сколько нужно будет, чтобы довели их до ближайшей стенки. Любовь к родине ими руководила и невозможность жить вдали от нее, доходящая до готовности умереть на ней. Это не тот пример, к последованию которому можно призывать. Но как его не уважать и перед ним не преклоняться?

Я еще раз повторю: я уверен, что каждый человек сам делает свой выбор и никто не вправе его за этот выбор судить, это вообще не предмет и не повод для какого-либо суда - хотя бы уже потому, что никто, кроме Бога, не может заглянуть в человеческое сердце и сказать, что в нем. Но все-таки так важно знать: что же положить на чашу весов…

Игумен Нектарий (Морозов)

Газета «Православная вера» № 20 (472), 2012 г

Конечно, идеального места жительства добиться непросто. Тем более, если учесть, что мы с вами находимся не в самых простых климатических условиях.

Но все же, зная все стороны вопроса, думаю вам будет легче разобраться и определиться, какое место вы выбрали для своей жизни и предпринять возможные усилия для его улучшения.

Предположим изначально 4 основных варианта развития событий, из гораздо большего множества возможных:

1-й вариант

Вы не собираетесь переезжать, но все же хотели бы максимально повысить уровень комфортности своего проживания.

В случае улучшения и модернизации вашего настоящего места жительства вы приобретаете трудности временного характера, связанные с неудобством совмещения ремонта и проживания.

  • пыль,
  • строительный мусор,
  • невозможность эксплуатировать помещение в полном объеме.

Но все же, вы не меняете свою жизнь глобально. И ради благой цели Вы готовы перетерпеть некоторое время.

2-й вариант

Вам не нравиться ваш дом или квартира. Вы планируете заняться сменой места жительства и найти более подходящее для вас, из предлагаемых на рынке недвижимости, вариантов.

В случае смены места жительства в целях расширения площади, вы берете большую ответственность и риски за судьбы своих близких - семьи и детей, и должны четко оценить, стоят ли этих рисков такие перемены. Но и результат может быть превосходным.

Такой вариант все - таки предполагает некоторую смену обстановки. Это — новые соседи, другой дом, двор, подъезд, инфраструктура. Это новые маршруты транспорта, поиск стоянки для личного автомобиля.

Если вы планируете переехать в другой район города, например в , поближе к работе, к родителям, то, конечно же, необходимо прощупать и наличие требуемых вами социальных и инфраструктурных объектов. Это - школа и детский сад для ваших детей. Магазины и остановки транспорта в шаговой доступности, парки и скверы, центры отдыха и развлечений, спортивные объекты.

Доступность «социалки» значительно влияет на удобство проживания и советуем сразу проанализировать ее наличие, чтобы не пришлось ездить в бассейн потом на другой конец города.

Но переезд в родном городе или поселке - не самое грандиозное и проблемное мероприятие. Все же вас так же окружают ваши близкие и знакомые люди, родственники, друзья. Они всегда могут помочь с переездом, другими трудностями, с этим связанными. Опять же расположение улиц, маршрутов транспорта, где что купить для будущего ремонта, мебель — все вам известно.

3-й вариант

Вы планируете перемену места жительства в связи с изменениями в составе вашей семьи или по необходимости, и выбираете более подходящую для вас квартиру или дом достаточно срочно

С переездом в другую область или город дело обстоит гораздо сложнее. В этом случае вы сталкиваетесь с абсолютно незнакомым и чем-то кажущимся даже порой враждебным, окружением. Люди чужие. Места чужие.

Даже если вы переезжаете в пределах России или бывших союзных республик, где отсутствует языковой барьер, событие это все же — как минимум стресс. Новое окружение, другие люди, своеобразный местный менталитет, диалект, не всегда сильно хорошее отношение к приезжим — это лишь короткий список первых ощущений от переезда.

Если вы уже взрослый человек и считаете себя сформировавшейся личностью, то вы, скорее всего, отмахнетесь от мнения психолога. Но задумайтесь, если вы вынуждены брать своих детей с собой. В этом случае вероятность психологических травм для них вполне реальна.

Дело в том, что дети только формируют свое отношение к обществу и окружающему миру. Их психика еще до конца не сформирована. Они каждый день переживают определенный этап становления — находят свое место в социуме.

Резкая смена места жительства, а главное — коллектива сверстников, отсутствие друзей, подруг, товарищей и знакомых, каждого из которых дети знали в той или иной мере, могли запросто общаться с ними на определенном уровне. Это вполне может травмировать психику ребенка и даже привести к появлению у него комплексов.

Если же ваши дети — подростки, то ситуация еще сложнее. У них могут уже быть сформированы чувства симпатии, привязанности или любви. Что делать с этим?

Очень внимательно и аккуратно нужно подойти к этим вопросам, планируя дальний и долгосрочный переезд. Выбор же места жительства удаленно — это та тема, которую мы не охватим в этой статье и собираемся посвятить этому отдельный материал.

Примерно те же проблемы ожидают вас, если вы переезжаете в другую страну. Только еще более сложные.

  • Язык. Даже хорошее знание оставляет акцент.
  • Гражданство — очень важный статус для человека, наличие которого у себя на родине мы не всегда осознаем в полной мере.
  • Место жительства — хорошо, если оно было определено заранее.

И, конечно же, все то же самое касается и вашей семьи и близких, которые решились с вами на этот шаг.

4-й вариант

Вы планируете выбрать участок для строительства и построить собственный дом.

В этом случае можем посоветовать вам не только полагаться на мнения риэлторов, но и заранее проконсультироваться с проектировщиками. Риэлторы, как правило, не имеют специального строительного или юридического образования и могут судить об участке земли под застройку не достаточно глубоко.

Хороший архитектор же сможет сразу оценить достоинства и недостатки участка под предполагаемую застройку. При необходимости составляется эскизный проект. И вы в полной мере можете понять все достоинства и недостатки данного участка, а так же какого типа дом можно будет на нем разместить.

От выбранной вами стратегии и тактики смены или улучшения места жительства очень многое зависит. И столь многое же можно сделать.

Скрупулёзно отнесясь к выбору недвижимости, вы определите вектор развития вашей жизни и жизни вашей семьи на долгие годы, а так же сможете быстро продать ее при необходимости переезда.

Помните как в фильме «Достучаться до небес» говорили: «На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине… »

Здесь трудно что-либо добавить от себя, кроме того, что кто-то любит леса, кто-то горы, кто-то пальмы или бескрайние песочные пляжи. Я вот, например, мечтаю съездить на норвежские фьорды, это мне более интересно, чем Египет 🙂 Один мой друг настолько любит море, что купил себе домик на берегу в… Австралии и уехал туда жить навсегда 🙂 Это конечно не панацея, но… скалолазание, парапланеризм, дайвинг - всем этим трудно заниматься в тундре 🙂

К чему это я - если Вас интересует готика, надо жить ближе к Европе, а если увлекает Восток, то с Хабаровска в Китай ходят обычные рейсовые автобусы, а с Владивостока в Корею на теплоходе всего 40 минут «езды», да и Япония под боком.

Но даже если речь идет не о профессии и не о хобби, то каждый из нас в фантазиях легко может нарисовать образ идеального мира, где бы он хотел жить. У кого-то это будет берег моря, у кого-то горы, у кого-то березовый лес, у кого-то бескрайние степи.

Так вот, при переезде крайне необходимо учитывать эти ваши предпочтения. Чуждая или непривычная природа вряд ли даст вам чувство безмятежности и комфорта. Часто человек думает, что сможет легко привыкнуть, и вот тут не совсем понятно: зачем бороться с теми обстоятельствами, которые мы сами себе выбираем? 🙂 Уехать в Индию и скучать по лыжам - как это по-человечески 🙂 Здесь надо понять одну важную мысль - для того что бы работать в Индии или посетить ее в качестве туриста, не обязательно переезжать в нее на ПМЖ.

То же самое касается любителей моря. Иногда ездить отдыхать на море, живя в мегаполисе с хорошей зарплатой гораздо «более выгодно», чем жить в курортном городе и видеть море по пути на малооплачиваемую работу.

Переезд со второй или ради второй половины

Ранее мы рассмотрели причины, которые побуждали человека переехать по собственной воле, другое дело, если переезд вынужденный, например, вы познакомились с парнем из другого города, у вас завязались серьезные отношения. Прошло время, чувства были проверены разлуками, и он сделал вам предложение жить вместе. Или еще вариант: мужу предложили шикарную работу в другом городе. Я скажу вам честно - это может быть не только испытанием для него как для специалиста, но и испытанием для вашего брака. В принципе, всё обсуждаемо… ну только если ваш муж не «кАзёл» и не заставляет вас принять его мнение грубой силой 🙂

Настоящая драма может разыграться в семье, где один из супругов буквально «загорелся» сменой места жительства, а второго и так все устраивает. Или есть еще интересное развитие событий - муж уезжает один, что бы обустроится на новом месте и найти работу. Дальше есть только два варианта…

Вообще, тема «давай обсудим гипотетический переезд» интересна как психологический эксперимент в семье, который в процессе обсуждения покажет насколько вы разные или наоборот, как много у вас общего. На правах «мессии переезда и гуру семейной психологии» 🙂 , я бы рекомендовал многим парам провести подобную «ролевую игру», даже если вы не собираетесь переезжать. Предварительные результаты это показатель того - как быстро вы можете найти компромисс в паре, если вообще сможете его найти. Ну, или, как печально известный случай с Сегидилией Карповной Либерзон, когда компромисс можно достичь только проявив ложную силу характера, продавив собеседника упрямством или банальным эмоциональным женским скандалом.

Еще возможен случай, когда подруга жены переехала, например, в Анапу, и звонит каждые три дня по Скайпу, рассказывая как же классно жить на море: «А вы что, еще в шубах ходите, а у нас уже +15». Через два месяца подобного зомбирования, даже если вы не думали о переезде и всё вас устраивает в родных пенатах, постепенно закрадывается крамольная мысль: «ну вот живут же люди, почему бы и нам не рискнуть?». И это всё без учета, что подруга работает на рынке, торгует фруктами и ее все устраивает. А у вас муж «технолог химического производства», который 20 лет отработал на местном НПЗ и в Анапе он как минимум устроится грузчиком на рынок, а как максимум таксистом.

Почему так жестко? Потому что я пытаюсь отговорить людей от необдуманного переезда. Только обдуманное, хорошо взвешенное, максимально просчитанное решение. Не позволяйте другим людям навязать вам свое видение качества жизни.

Однако давайте рассмотрим и более счастливые семьи. Допустим, что обсуждая «возможный переезд» вы вдруг выбираете одно направление, один город, один и тот же вид транспорта и, несмотря на разные причины переезда, готовы оставить все в прошлом и отправиться в путь… Это ли не тот самый знак свыше? Я б задумался…

Культурная жизнь и саморазвитие

Когда хобби становится стилем жизни, человек подсознательно начинает искать своих единомышленников. Согласитесь, трудно серьезно заниматься Айкидо, Тай-цзи цюань, Цигуном, Йогой, Религией и другой эзотерикой 🙂 дома, только по книгам и интернету. Представьте, что вы живете в небольшом промышленном городке, а вас интересуют театры, выставки, фестивали, музеи, творческие встречи с актерами фильмов и кино 🙂 Еще хуже дела обстоят, если вы представитель творческой профессии и для развития вам просто необходимо посещать курсы, сейшнены, мастер-классы, семинары и воркшопы «передовиков производства» 🙂

Я хорошо помню, когда в Ангарске открылась первая школа У-шу, туда люди ездили заниматься даже из соседних поселков, только потому, что у них ничего подобного не было. Как я уже рассказывал ранее, однажды я был в Москве на семинаре по Ёсинкан -Айкидо и меня искренне поразил огромный светлый зал, 250-300 человек увлеченных одной идеей, возможность купить себе белое кейкоги по разме ру (у нас в стране его ошибочно называют кимоно). Для сравнения, в Ангарске подобная спортивная одежда начала продаваться сравнительно недавно, и раньше, что бы купить себе новый пояс после аттестации, приходилось ехать в соседний «мегаполис» Иркутск. У нас в секции Айкидо занималось всего 8-10 человек, поэтому любая книжка, любая видеокассета по теме переписывалась «до дыр».

Именно тогда я узнал, что такое информационный вакуум. И хотя Интернет в те времена уже был, переписываться с коллегами на сайте и общаться с ними вживую на татами - две большие разницы.

Вообще, для увлеченных людей важно иметь свое «общество адептов», потому что я, например, не представляю, как можно всерьез заниматься развитием симфонической музыки в Совхозе имени Ленина 🙂 И это правда проверенная на практике, творческий рост в среде людей с одинаковыми увлечениями происходит в разы быстрее, чем когда человек чувствует себя чуть ли не изгоем из-за своих взглядов на Обустройство Мира. Взять хотя бы религиозный аспект - ведь трудно же справлять Пасху в Пакистане, прийти к соседям, принести кулич улыбнуться и сказать «Христос Воскресе!» 🙂

Не секрет, что в крупных городах культурная жизнь как говориться «бьет ключом». Достаточно сравнить хотя бы театральную афишу все сразу становится кристально ясно. Плюс обилие концертов на любой вкус, от классики до тяжелой музыки, от джаза до альтернативы. Вот еще одна мотивация, почему человек может захотеть переехать из своего маленького городка в более крупный. Это еще раз показывает нам, что сводить все стремления переезда только к поиску высокооплачиваемой работе не совсем корректно.

Ну вот мы и перечислили самые важные причины (а я не рассматривал здесь вынужденный переезд из-за войны, голода, экологической и природной катастрофы, национального вопроса и других форс-мажорных обстоятельств.) В следующей главе теперь нам можно дать определение такого важного термина как «качество жизни», для этого мы введем и рассмотрим два важных термина - приоритет и антагонизм и составим «профиль переезда». Который нужен нам для того, что бы определить куда же нам всё-таки стоит переезжать, а куда нет. Не переключайтесь:))

(Продолжение следует)