Легендарный Дом Мельникова. Интерьер. Большое путешествие четы беляевых

Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке Москвы включён во все иностранные путеводители и, более того, известен всем интересующимся Москвой иностранцам. Но, (раз есть «но», значит, сейчас что-то пойдёт не так) сами москвичи про этот удивительный музей мало чего знают или не знают о нём вовсе.

А на самом деле в доме Мельникова удивительно всё: как советский архитектор развёл власть на строительство собственного арт-хаусного коттеджа в центе Москвы, как стал символом русского авангарда, как судились его родственники и в итоге победило государство, не выполнив своих обещаний. Хотя, на счёт последнего ничего удивительного:) Но хватит сумбура, погнали на виртуальную экскурсию! В отличие от реальной, на неё не надо записываться за месяц.

Ну, в первую очередь, обелим москвичей — дом архитектора Мельникова был закрыт до 2014 года, поэтому местные как-то про него подзабыли, а если и вспоминали, то только в контексте скандала вокруг имущественных споров: внучки архитектора судились между собой и с государством. Все хотели быть 100% собственником архитектурного комплекса. За время перепалок никто дом-музей не реставрировал и сейчас он находится в плачевном состоянии, хотя государство обещало, что как только здание попадёт под его опеку, сразу начнётся реконструкция. Ждём-с.

  • Что за здание
  • Двор дома
  • Внутренне убранство
  • Адрес и контакты
  • Стоимость посещения

Итак, что это за здание такое и чем оно интересно?

Особняк был сконструирован и построен архитектором Константином Степановичем Мельниковым в 1927–1929 годах как собственный жилой дом и мастерская.Казалось бы, чего особенного?

Ну, посмотрите на сам особняк: много известно круглых авангардных зданий, построенных в советские времена? Во времена повсеместного строительства однотипных коммуналок, появилось это ни на что не похожее чудо. Да ещё и в 2-х минутах ходьбы от Арбата. В самом центре Москвы, где не было ни одного (!) частного строения.

Как так вышло?

Возможно, архитектор кому-то заплатил? Это ж сколько нужно было заплатить, чтобы нарушить столько правил?

Разгадка кроется в названии стиля здания — «конструктивистская архитектура». Суть конструктивизма вот в чём: при дефиците денежных и материальных ресурсов создавать уникальные архитектурные решения. В общем, архитектор утвердил проект при 2-х условиях: первое — он опробует идею круглого дома, которую можно использовать для популярных тогда коммунальных построек, второе — строительство должно обходиться очень дёшево.

Как Мельников решил вопрос удешевления? А вот как: стены он сделал не из сплошного кирпича, как во всех нормальных строениях, а из сетчатого каркаса, напоминающего пчелиные соты. На фото ниже Константин Мельников с женой в 1927 г рядом с каркасом здания.

Итак, из-за стиля «пчелиные соты» получалась, во-первых, значительная экономия кирпича, кроме этого его не надо было разбивать пополам, использовались только целые кирпичи, во-вторых, такая кладка хорошо распределяла нагрузки, строение значительно облегчалось, но при этом было устойчивым. Не нужно было тратиться на дополнительные несущие конструкции. Дом во время Второй Мировой войны даже выдержал ударную волну от рядом разорвавшейся бомбы. Вот как прочно!

Ок, вопрос дешевизны и прочности был решён. Как на счёт второй цели — понять, удобно ли жить в круглых коммуналках? Ведь предполагалось, что такие дома будут строиться, как типовые.

Я читала интервью директора музея, он утверждает, что Константин Степанович здесь слукавил. Архитектор давно мечтал о собственном доме, и строил его именно с таким прицелом. То есть он понимал, что круглые коммуналки не имеют перспектив. И общество с ним было согласно. Претензии сводились к тому, что хоть при такой форме расходуется минимум материала при максимуме площади, жить в нём не удобно. Если разделить этаж на части, получится такой дом-пицца с клетушками-квартирками. Так что в итоге собственный коттедж в центре был получен, а общественный проект был заморожен без каких-либо потерь.

На фото ниже портет архитектора в старости. Как видно по форме окна, позировал он в своём горячо любимом доме.

Но не стоит судить архитектора: во-первых, коттедж он возвёл на собственные деньги, а во вторых судьба новатора была непростой: спроектировав саркофаг для тела Ленина и павильон СССР, который, кстати, произвел фурор на Международной выставке в Париже в 1925 году, Константин Степанович впал в немилость у действующей власти. В середине 1930-х годов он был отлучен от профессии, его имя было вычеркнуто отовсюду и до конца жизни он строил только простенькие подмосковные домишки.

По словам директора музея «Мельников разошелся с линией партии. Вспомните надпись на фасаде дома: «Константин Мельников. Архитектор». Написать такое в 29-м году…я думаю, что у этого человека рано или поздно возникли бы проблемы со сталинским режимом. Он высоко ценил себя».


Двор дома

Но хватит истории. Теперь о нашей прогулке.

Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке заметить довольно сложно: фасад ничем не примечателен и можно с лёгкостью пройти мимо, не признав в нём всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда.

Вход на территорию двора свободный. Кроме нас было всего пара посетителей.

Двор на удивление тихий, а ведь всего-то в паре кварталов шумит Старый Арбат!

Во дворе несколько примечательных стендов с зарисовками и фотографиями Константина Степановича.

Как и сам архитектурный комплекс, стенды довольно авангардные: если смотреть с определённых точек, то из, казалось бы, разрозненных стендов можно сложить общую картину.

Внутренне убранство

Так как внутрь дома-мастерской мы не входили (записываться на экскурсию нужно за месяц и в день пускают всего 5 человек), то фото внутреннего убранства взяты с частного блога и с репортажа на meduza.io.

Итак, здесь нет привычной системы комнат: по сути, это однокомнатный трёхэтажный коттедж!

Всего три уровня. Первый уровень – жилой: столовая, кухня, туалет, детские комнаты. Второй – спальня. Третий – гигантская мастерская, где потолки в два раза выше.

Чтобы было понятнее, вот макет в разрезе.

В помещении 36 окон-сот. Высота стен от 2,6 до 5 метров.

Всё осталось в первозданном виде, как и почти 100 лет назад!

Архивные фото стоят прямо на лестнице.

Жилой этаж.


Адрес Дома Мельникова в Москве

Кривоарбатский переулок, 10. Ближайшие станции метро — Смоленская и Арбатская.

Точные координаты: 55.748088, 37.589375

объект № 7700320000

Кривоарбатский переулок, д. 10. Дом Мельникова.

Москвичи называют этот странный дом в Кривоарбатском переулке «домом Мельникова». Константин Степанович Мельников (1890-1974), гениальный русский архитектор, оказавший влияние на всю мировую архитектуру, считал дом одним из лучших своих созданий. Дом Мельникова известен во всем мире.


Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова) — одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда . Был построен в 1927-1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи.

Дом-мастерская является вершиной творчества К. С. Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями и продуманной функциональной планировкой. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки. В настоящее время здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии.

Мечта об отдельном собственном доме-мастерской появилась у Константина Мельникова ещё в годы его обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества . Сначала он намеревался приобрести готовый дом и перестроить его, в связи с чем долго подыскивал в Москве подходящее здание. Сохранились созданные архитектором в 1916-1917 годах планы перестройки одного из старых каменных московских домов в неклассическом стиле.

В отличие от других построек Мельникова, собственный дом-мастерская проектировался архитектором с учётом исключительно собственного вкуса и представлений о жилище и рабочей среде. В 1922 году архитектор рисует эскизы овального, и даже яйцеобразного здания, продолжая отрабатывать интерьер. Окончательный вариант проекта предусматривает сочетание двух врезанных друг в друга цилиндров.

Уникальным в доме Мельникова является уже то, что в конце 1920-х, когда в СССР шло сворачивание НЭПа, а по всей стране началось строительство домов-коммун, одному человеку разрешили построить частный дом в центре столицы. Этому факту есть несколько объяснений.

Во-первых, дом Мельникова был официально признанным экспериментальным сооружением, в котором архитектор апробировал идею круглого дома, которую затем хотел использовать в других проектах, в том числе и для строительства домов-коммун.

Во-вторых, в середине 1920-х Константин Мельников являлся одним из самых крупных и признанных не только в СССР, но и в мире советских архитекторов. Мировую известность принесло ему строительство павильона СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.

В-третьих, архитектор строил свой дом-мастерскую в 1927—1929, когда имел большое количество реальных заказов и мог выделить из семейного бюджета средства на строительство. Возведение дома осуществлялось строительной организацией Московского коммунального хозяйства исключительно на средства архитектора (К. С. Мельников получил кредит на строительство дома сроком на 15 лет). В силу того, что строящееся здание рассматривалось как опытно-показательное сооружение, Мельников был также освобождён от земельной ренты.

Каркас дома в процессе строительства (у дома К. С. Мельников с женой Анной Гавриловной), 1927—1929.

Мембранная конструкция междуэтажного перекрытия, 1927—1929.


Проект дома-мастерской. Аксонометрия, 1927—1929.

Рисунок шестиугольного окна первого этажа северного цилиндра.

Окна западной стороны малого цилиндра. Верхнее окно, единственное восьмигранное в доме .


Внутренняя планировка: 1 — передняя, 2 — столовая, 3 — кухня, 4 — коридор, 5 — санузел, 6 — комната хозяйки, 7,8 — рабочие комнаты детей, 9 — туалетная комната, 10 — гостиная, 11 — спальня, 12 — мастерская, 13 — открытая терраса

Внутренняя планировка здания отличается исключительной функциональной продуманностью, о которой сам Мельников говорил: «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору — загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома».

Повседневная жизнь семьи протекала на первом этаже дома-мастерской, который был поделён на следующие комнаты.

Передняя (6,3 м²). Вход в небольшую переднюю устроен в центре уличного фасада. Оригинальна внутренняя стеклянная дверь передней: её створка обслуживает сразу два проёма: она может закрывать переднюю, объединяя коридор с лестницей на второй этаж, либо закрывать вход в коридор, как бы удлиняя пространство передней.

Столовая (17 м²) — основное помещение первого этажа, где собиралась семья, устраивались обеды и приём гостей. Столовая освещена одним шестиугольным проёмом и большим прямоугольным окном слева от входа в дом.


Кухня (7 м²) примыкает к столовой. Один из проёмов наружной стены со стороны кухни использовался для холодильного шкафа, а в перегородку между кухней и столовой был встроен буфет. Из кухни хозяйка дома по специальной переговорной трубе (внутреннему телефону) могла общаться с членами семьи, находящимися в других помещениях. Кухня освещается двумя шестиугольными окнами, перед которыми размещён рабочий фронт — газовая плита и длинный стол с ёмкостями для продуктов и посуды. Над плитой устроен уникальный для 1920-х стеклянный экран-вытяжка, позволяющий удалять воздух от плиты через вентиляцию, что было особенно важно, так как кухня не имела закрывающейся двери.

Санитарный узел, состоящий из ванной и уборной (7 м²) примыкает к кухне и имеет с ней общие коммуникации. В ванной имеется одно шестиугольное окно, установлена газовая колонка.

Две одинаковых по размеру детских рабочих комнаты (4,5 м²) сына и дочери архитектора. В каждой комнате предусмотрено по одному шестиугольному окну, оборудованы места для занятий: вблизи окна у перегородки стояли письменные столы, полки для книг и учебников. На побеленном потолке этих комнат изображены цветные треугольники: жёлтый у дочери, синий у сына.

Туалетная (гардеробная) комната (11 м²). Вдоль перегородок туалетной комнаты расположены встроенные шкафы: справа от дверного проёма женский (для матери и дочери), выкрашенный в белый цвет, слева — мужской (отца и сына) жёлтого цвета. В этой комнате хранилась одежда всех членов семьи. Здесь Мельниковы переодевались перед выходом на улицу и перед сном — наверх в спальню было принято идти в спальной одежде или в домашних халатах. В туалетной комнате стоял диван, туалетный столик, большое трюмо.

Рабочая комната хозяйки , Анны Гавриловны Мельниковой (5,4 м²). Здесь находился шкаф для белья, место для глаженья, швейная машинка.

Коридор (11,7 м²). Кухня, столовая и туалетная комната выходят в коридор открытыми до потолка (высота первого этажа составляет 2,65—2,7 м.) проёмами без дверей. Из коридора осуществляется выход в подвал, расположенный только под первым цилиндром и включающий в себя кирпичные фундаменты построек, некогда стоявших на этом участке и обнаруженные в процессе строительства.

В подвале дома находятся камера калорифера (14,6 м²), из которой тёплый воздух по каналам расходится по всем помещениям дома. Топка калорифера соединена каналом с кухней — по нему вниз сбрасывался мусор, который можно было сжечь. Кроме этого в подвале устроены кладовая и погреб для хранения продуктов.

В выходящем в сторону Кривоарбатского переулка цилиндре над первым этажом расположен один этаж, в другом цилиндре — два этажа. На второй этаж из передней ведёт достаточно широкая (1,1 м.) лестница, которая начинается с прямого марша и переходит затем в винтовую лестницу, оканчивающуюся на третьем этаже.

На втором этаже расположены.

Гостиная (50 м²) — это парадная комната дома. В ней Мельниковы принимали гостей, музицировали, беседовали. Обстановка гостиной подчеркивала её назначение — пианино, диван, кресло, круглый стол. Гостиная освещается огромным окном-экраном. Кроме основного окна в комнате имеется небольшое восьмиугольное окно, сообщающее помещению масштаб. Первоначально это окно предусмотрено не было, однако в процессе строительства Мельников обратил внимание, что через этот просвет в гостиную попадает луч солнца, вышедшего из-за соседнего дома, и окно было оставлено. Причём ему, единственному в доме, была придана восьмиугольная форма.

Спальня (43 м²) занимала второй этаж северного цилиндра и была предназначена только для сна.

Спальня в доме Мельникова была общей для всех членов семьи. В комнате не было шкафов или какой-либо иной мебели, кроме встроенных в пол трёх кроватей — двухспальной для родителей и односпальных для сына и дочери. Кровати были сделаны из оштукатуренных досок, в внутрь вставлялись панцирные сетки. Кровать родителей зрительно изолирована от кроватей детей двумя радиально расположенными перегородками-ширмами, не соприкасающимися между собой и не доходящими до наружных стен.

Спальня освещается 12 шестиугольными окнами, выходящими в сад. Потолочных и настенных светильников в комнате предусмотрено не было, только электрические розетки. Для отделки всего помещения спальни — стен, потолка и встроенных кроватей был использован единый отделочный материал медно-золотистого цвета.



Третий этаж целиком занимала Мастерская К. С. Мельникова (50 м²), в которой находилось рабочее место архитектора. Впоследствии, когда сын архитектора Виктор Мельников стал художником, мастерскую на третьем этаже занял он, а гостиная была переоборудована под мастерскую К. С. Мельникова. Мастерская и гостиная — практически одинаковые помещения, но воспринимаются они посетителями абсолютно по-разному: гостиная имеет единственное огромное окно, мастерская освещается 38 шестиугольными окнами, образующими сложный орнаментальный рисунок. Использованный приём освещения мастерской придавал помещению необычный облик и создавал идеальные условия освещённости рабочего места архитектора — свет шёл со всех сторон.


Выступ малого цилиндра образует в мастерской антресоль, с которой К. Мельников любил рассматривать разложенные на полу эскизы, рисунки, живописные работы. С антресольного балкона имеется выход на террасу , ограждённую глухим парапетом. Кровля была сделана ребристой и покрыта железом, поверх которого устроен решетчатый деревянный настил. Вода через ритмично расположенные отверстия стекала в желоба и отводилась в водосточные трубы, укреплённые в стыках цилиндров. Над частью террасы устроен козырёк, являющийся продолжением круглого перекрытия северного цилиндра. Летом на террасе Мельниковы пили чай, отдыхали на воздухе, использовали её как солярий.



Сейчас дому Мельникова угрожает перспектива оказаться в руках частных владельцев - вопреки желанию своего создателя и его сына Виктора (1914-2006), известного художника, бывшего хранителем дома в течение тридцати лет.

В завещании Виктора Мельникова оговорено, что Дом должен стать государственным музеем Константина и Виктора, то есть отца и сына Мельниковых. Исполнителем завещания является дочь Виктора Мельникова Екатерина Каринская, которая в настоящее время проживает в Доме.

Однако владелец половины Дома, бывший директор девелоперской компании «Росбилдинг», сенатор Сергей Гордеев намерен получить в собственность всё здание и открыть там частный музей. 38-летний сенатор от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и заместитель генерального директора Национального союза дзюдо Сергей Гордеев известен также как основатель компании "Росбилдинг", специализирующейся на недвижимости. Фирма прославилась как успешный рейдер - специалист по недружественному захвату и перепродаже предприятий.

Господин Гордеев заявил, что он не намерен выполнять пожелания Виктора Мельникова относительно того, что музей должен быть посвящен как отцу, так и сыну Мельниковым и что он должен находиться в государственной собственности.

В 2007 Сергей Гордеев основал Международный попечительский комитет по созданию музея «Дом Мельникова». В его состав вошли деятели культуры, представители российских и международных организаций, которые занимаются охраной архитектурного наследия. При этом у многих членов комитета возникли опасения, что для Сергея Гордеева этот орган имеет исключительно декоративную функцию. Со времени своего создания комитет собирался на заседание лишь однажды, и с тех пор его участники получили от господина Гордеева единственный ответ на своё коллективное письмо. Члены комитета убеждены в том, что пожелания Константина и Виктора Мельниковых должны быть выполнены в полном объеме при принятии решений относительно будущего Дома в Кривоарбатском переулке. Члены комитета считают Дом Мельникова находящимся в опасности и призывают Министерство культуры Российской Федерации защитить наследие, оставленное Виктором Мельниковым государству и его гражданам.

В течение последних пяти лет идут судебные разбирательства, направленные на выяснение принадлежности собственности Дома и архива. Формальными инициаторами этих процессов являются младшая дочь Виктора Мельникова Елена и ее кузен Алексей Ильганаев. Господин Гордеев активно поддерживает их и участвует в этих процессах с целью получения в свою собственность всего дома и трёх четвертей архива Константина Мельникова.

В 2010 году будет отмечаться 120-летие со дня рождения Константина Мельникова.

Интерьер дома Мельникова. Фото с сайта agram.saariste.nl.

В 30-е Мельникова постепенно начали забывать, хотя он принимал участие в нескольких крупных конкурсах, например, на проект Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. Постепенно архитектор оказался не у дел: он преподавал в Архитектурном и Строительном институтах, но больше ничего не строил. Каким-то чудом он уцелел во время чисток конца тридцатых, а его дом пережил войну. Последнее сооружение, в котором Мельников принял участие, - это павильон СССР на выставке Montreal Expo в 1967 году.

Забытый широкой публикой, но вечно чтимый архитектурной общественностью Константин Степанович Мельников скончался в Москве в 1974 году, завещав свой дом в Кривоарбатском переулке детям, Виктору и Людмиле. Каждый из них получил по половине дома.

Конструктивные сложности

Дом Мельникова находится в перечне объектов ЮНЕСКО, которым угрожает разрушение. В начале 1990-х его слегка отремонтировали, но это не решило ни одной из проблем. Так, строительство новых зданий в ближайшей округе катастрофически ухудшило состояние фундамента, в доме течёт крыша, а состояние стен тоже вызывает многочисленные вопросы. Особенно тревожит защитников дома то, что в России нет опыта консервации и реставрации зданий, строившихся конструктивистами 1920-х по новым, неопробованным ранее технологиям. Таким образом, только изучение здания представляет собой немалую научную задачу, что уж говорить о его ремонте.

Печальный опыт обращения столичных властей с памятниками архитектуры беспокоит защитников дома Мельникова, пожалуй, больше, чем исход суда между наследниками. Рано или поздно дом будет передан государству, в этом сомневаться практически не приходится, но удастся ли ему избежать судьбы Большого дворца в Царицыно, Военторга или гостиницы "Москва"?

Дом под номером десять по Кривоарбатскому переулку можно и не заметить сразу, пройти мимо. Он надежно укрыт от любопытных глаз за дощатым серым забором. Разве что табличка, сообщающая, что это здание относится к объектам культурного наследия, привлечет внимание случайных прохожих.

Там, в глубине двора, находится дом архитектора Константина Мельникова, всемирно известный особняк, выполненный в духе конструктивизма и представляющий собой яркий пример авангарда советской эпохи.

Дом был построен как мастерская архитектора в 1927-1929 годах. Он был рассчитан на одну семью, что само по себе являлось уникальным для зданий того периода.

Чтобы разглядеть его во всех подробностях, нужно пройти во двор соседнего дома через арку.

При первом взгляде особняк поражает своей необычной, круглой формой. Стены его будто усыпаны маленькими шестиугольными окошками. Действительно, очень необычное и завораживающее зрелище. Дом окружен небольшим двориком, огороженным со всех сторон деревянным забором, и в целом, производит странное впечатление своей непохожестью на окружающие здания, будто инопланетный космический корабль угнездился в узком арбатском переулке.

Если посмотреть на здание сверху, то оно выглядит как два цилиндра разной высоты, но одинакового диаметра. Мельников считал, что использование круглых форм ведет к экономии строительного материала.

Единственный вход в здание находится на срезанной части малого цилиндра, обращенной к Кривоарабатскому переулку. Весь фасад занимает огромное окно, расположенное над входом. Сверху идет надпись: «Константин Мельников Архитектор». По словам самого автора, этот дом и надпись на нем призваны утверждать высокую значимость каждого человека.

Несмотря на столь необычную пространственную композицию, дом Мельникова очень продуманно устроен внутри. Круглые формы стен не мешают расстановке мебели, а наоборот, расширяют пространство, что выглядит очень гармонично. В доме три этажа и тринадцать комнат. Причем на самом верхнем этаже есть только одно помещение, служившее архитектору мастерской. Этажи связаны между собой винтовыми лестницами.

Автор отрицал, что его творение имеет хоть какое-то отношение к существующим в то время архитектурным стилям. Он говорил о том, что с развитием конструктивизма, рационализма и других стилей, «архитектуры не стало».

История создания

Константин Мельников всю жизнь мечтал о собственном доме. Вначале он хотел купить здание и перестроить, но затем понял, что создать то, что нужно ему и его семье он может только самостоятельно.

Дом-мастерская был спроектирован в соответствии со вкусами и представлениями художника. В нем он воплотил все, о чем мечтал. Выбор круглой формы, возможно, связан с тем фактом, что семья архитектора долгое время проживала в коммунальной квартире, в комнате, одна из стен которой была закруглена.

Как же получилось, что в эпоху создания коммун, одному человеку, пусть и очень талантливому, было разрешено построить частный дом?

Мельников смог добиться разрешения благодаря тому, что официально назвал строящееся здание экспериментальным сооружением, которое в дальнейшем должно было послужить образцом для домов-коммун.

Кроме того, на момент строительства Мельников был уже всемирно признанным архитектором. Например, он построил павильон СССР для Международной выставки в Париже.

Таким образом, архитектор заслужил право на собственный дом, построенный полностью в соответствии с его представлениями о красоте и удобстве, в центре Москвы.

Дом Мельникова в наше время

Сейчас состояние памятника архитектуры оценивается как неудовлетворительное. В стенах и перекрытиях есть трещины, отмечаются оседания грунта вокруг здания.

Вопрос о собственности дома оспаривается до сих пор в судебном порядке. Пока идут разбирательства, реставрация дома невозможна. Неоднократно предпринимались попытки открыть в здании государственный музей в соответствии с завещанием архитектора, но они до сих пор не увенчались успехом. В настоящее время в доме проживают наследники архитектора.

Константин Мельников создавал свой дом как символ безграничных возможностей человека, утверждая, что любой может достичь всего, что захочет. Дом – воплощение его мечтаний и устремлений – лучшее доказательство этому.

Здание символично и по своей планировке. Оно построено по принципу восхождения от земных желаний к высшим уровням бытия. На первом этаже находилась кухня, столовая, а верхний этаж был предназначен для творчества.

Говорят, что творение Мельникова на языке архитектуры выражает изменения, которые происходили в обществе в начале двадцатого века. Возможно, поэтому дом выглядит таким загадочным и нездешним со своими ста восемью окнами, круглыми стенами и винтовыми лестницами.

Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова) — одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда. Был построен в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи.



При том, что дом включен во все иностранные путеводители и известен всем интересующимся Москвой иностранцам, среди москвичей находится довольно много тех, кто про этот дом слышали лишь отдаленно, а то и вообще не слышали. Во дворике за домом часто можно видеть иностранных туристов с книжкой в руке, а вот русскоговорящих меньше. Во всех иностранных путеводителях этот дом проходит как одна из главных достопримечательностей Москвы, а в российских упоминается лишь в подробных прогулках в районе Арбата.


Вид дома Константина Мельникова в 1980-х. и сейчас.

Красиво-некрасиво, оригинально-банально — термины субъективные, поэтому будем оперировать простыми фактами. Не только внешний вид, но и методы строительства можно и по сей день назвать инновационными.

В середине 1920-х годов знаменитому уже на весь мир архитектору Мельникову (список его проектов) разрешили построить собственный дом и выделили для этого участок в районе Арбата.

В конце 1920-х у Мельникова было много заказов, и он мог позволить себе выстроить собственный дом, к тому же от государства дополнительно был выделен кредит на 15 лет. При том, что дом был частным и возводился на личные средства, он возводился строительной организацией Московского коммунального хозяйства (МКХ) как экспериментальный и показательный, с намерением опробовать новые методы строительства и создать новые условия быта для их возможного внедрения в массовое жилищное строительство.

На участок, кроме Константина Мельникова претендовали также и госучреждения, но, по словам самого архитектора, ситуация разрешилась в его пользу следующим образом: В 1927 году участки для застройки раздавал от Моссовета тов. Домарев. Увидя макет нашего дома, он решительно отказал всем конкурентам от госучреждений, заявив, что легче найти участки, чем построить такой Архитектуры дом. «Отдать Мельникову участок». Он не был архитектором и едва ли имел образование, он был просто рабочий.


План участка. Приложение к Разрешению на застройку, выданному Мельникову 20 июля 1927 г.

На фундаменте в виде двух пересекающихся колец особой разработанной Мельниковым кладкой были выложены стены с 200 шестиугольными окнами, что образовывало собой подобие жесткой сетки с равномерным распределением нагрузки и не требовало использования несущих столбов и перемычек.


Архитектор Константин Мельников с женой на строительстве собственного дома

Такое количество окон, конечно не было нужно, поэтому из 200 осталось только 60. Остальные были заложены битым кирпичом или переделаны во встроенные шкафы и ниши, что само по себе уже сэкономило много средств. Кроме того, такая конструкция позволяла без больших трудозатрат в будущем закладывать старые окна и прорубать в нужных местах новые.

Необычно были сделаны и перекрытия. Никаких традиционных несущих балок, вся большая поверхность — это сетка из поставленных на ребро досок. В результате получается мембрана с равномерным распределением нагрузки по всей поверхности. Даже прогибаясь под тяжестью мембрана сохраняет свою жесткость. Например, потолок в мастерской со временем несколько провис, но Мельников при ремонте намеренно не стал его выпрямлять, объяснив это, тем что выпуклый белый потолок только лучше отражает и рассеивает по помещению свет из многочисленных окон.

Дом представляет собой два соединенных между собой цилиндра — двухэтажный и трехэтажный. Из мастерской можно выйти на крышу террасу на крыше первого цилиндра.

Планировка этажей, соединенных винтовой лестницей: 1 — передняя, 2 — столовая, 3 — кухня, 4 — коридор, 5 — санузел, 6 — бывшая комната хозяйки, ныне бывшая мастерская художника Виктора Мельникова, 7,8 — бывшие рабочие комнаты детей, ныне жилые комнаты, 9 — бывшая туалетная комната, ныне жилая, 10 — гостиная, 11 — спальня, 12 — мастерская, 13 — открытая терраса
Стоит отметить, что ныне для жилья используется только первый этаж, а второй и третий этажи изумительно сохранялись в первозданном виде сыном архитектора, художником Виктором Мельниковым.

Сын архитектора, художник Виктор Мельников ушел из жизни в 2006 году. Сейчас в доме проживает внучка архитектора с мужем.

Начнем же нашу экскурсию по этажам.


Одна из жилых комнат (на плане №9). Слева стоит работа Виктора Константиновича Мельникова «Портрет отца»


Это помещение в картине Константина Мельникова, написанной в 1944-1945 гг. Во время войны семья жила в первом этаже.


Бывшая мастерская Виктора Мельникова на первом этаже


Работы Виктора Мельникова. Дыры в стене — переговорные трубы от столовой и кухни на первом этаже в мастерскую на третьем.


Поднимемся на второй этаж. На фото: Константин Мельников — студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества


Вид гостиной на втором этаже. Здесь в отличие от других комнат — одно большое окно во всю фасадную стену


Раньше окно открывалось, но за последние 20 лет вокруг выстроили новые дома, нарыли котлованов и дом просел, ставни перекосились


Даже печка у Константина Мельникова не печка, а целая супрематическая композиция

На этом же этаже располагается ныне не используемая спальня семьи Константина Мельникова. Архитектор большую роль отводил сну и считал его единственным отдыхом для человека, поэтому в спальне все было сделано максимально удобно и просторно. Посредине комнаты стоят две косые перегородки, визуально отделяющие спальное пространство родителей от пространства двух детей по бокам. По сути, спали в одной большой комнате:

Цвет стен также подбирался для создания наиболее приятной и расслабляющей атмосферы. Жена Константина Мельникова увлекалась рукоделием, поэтому многое в доме украшено ее работами:

Здесь же висит автопортрет Константина Мельникова, нарисованный им в 1917 г.

Поднимемся по узкой винтовой лестнице в мастерскую, занимающую большую часть второго цилиндра




Мастерская использовалась сначала Константином Мельниковым, а затем его сыном, художником Виктором Мельниковым.

Благодаря множеству окон днем свет проходит в помещение с разных сторон и создает максимально бестеневое освещение.

Все работы по стенам созданы Виктором Мельниковым. Как говорят потомки, Константин Мельников дом построил, а Виктор Мельников его расписал и вдохнул в него жизнь.

Константин и Виктор Мельниковы

Вверх по лестнице из мастерской можно выйти на крышу-веранду первого цилиндра

Работы Виктора Мельникова

И, напоследок, выйдем на улицу и посмотрим на дом целиком. Таким его сейчас можно редко видеть, вся жизнь сейчас только на первом этаже, а верхние этажи бережно сохраняются. Постоянно туда не ходят. Обратите внимание на разный цвет помещений: золота спальня на втором этаже и до самого верха белые окна мастерской.

Фильм про дом и Константина Мельникова.