Что такое отмывание денег в уголовном праве. Отмывание денег: как это происходит

К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.

Что такое отмывание денег

Особенно остро стоит вопрос извлечения незаконной прибыли в процессе реализации одной из теневых схем, включая финансирование террористический группировок, лиц, связанных с терроризмом. Введение закона №115-ФЗ призвано регулировать множество неясностей относительно процедуры выявления и превентивных мерах, пресекающих развитие негативных сценариев расширения сфер незаконной деятельности преступных организаций.

Положения закона №115, принятого в августе 2001 года, направлены на противодействие отмыванию незаконно полученных доходов (их легализации в экономике).

Законом №115-ФЗ приводятся разъяснения относительно того, что входит в понятие «отмывание денег», и каковы инструменты для выявления преступной деятельности, связанной с легализацией капитала.

В рамках определения понятия под отмыванием доходов понимают денежные поступления в виде наличности или безналичные перечисления, ставшие результатом незаконной деятельности преступников. Таким образом, доход, полученный преступным путем, представляет собой прибыль, полученную при проведении преступных схем, требующую дальнейшей легализации для свободного использования в коммерческих и личных целях.

Термин «отмывание денежных средств» (другое название – легализация) неотъемлемо связан с операциями, направленными на придание деньгам, полученным преступным путем, законного статуса в пределах правового поля.

Легализация предполагает переход денежных средств из наличности в безналичную форму, конечная цель которого — скрыть настоящий источник дохода. Первые шаги по легализации зачастую связаны с подделкой документов для создания видимости ложных сделок. Возврат денежной массы истинному владельцу уже происходит законным путем, выводя его капитал из теневого оборота, создавая репутацию добросовестного приобретателя.

Описание процесса легализации

Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Несение уголовной ответственности

Не только сами преступники, совершившие операции по легализации средств, несут уголовное наказание, но и лица, которые не оказали противодействия в момент отмывания средств. Правда, меры к таким гражданам применяются на основании Кодекса об административных правонарушениях (в частности, ст. 15.27 КоАП РФ). Ответственность применяется как к должностным лицам, так и к обычным физическим лицам. Если будет доказано, что лицо оказало прямое способствование отмыванию средств, вина рассматривается на основании уголовного законодательства.

Виновных в преступлениях по отмыванию средств или имущества ждет наказание согласно ст. 174 УК РФ:

  • штраф на сумму равную 120 тысячам рублей или годовому заработку осужденного (зарплата или иной доход);
  • если преступление связано с легализацией больших объемов отмытых средств, штраф увеличен до 300 тыс. рублей, альтернативным наказанием служит начисление штрафа в размере двухлетнего заработка, или нахождение в заключении сроком до 4 лет с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или полугодового заработка осужденного, судья также может назначить отбывание срока без выплаты штрафа;
  • возможно назначение принудительных работ или отбывание срока в течение 2 лет, а также дополнительное начисление штрафа до 50 тыс. рублей или трехмесячного заработка осужденного.

На видео о проведении проверок

Если речь идет об отмывании средств на особо крупные суммы, совершенном в результате сговора отдельной группы лиц злоумышленников (пункты «а» части 3 ст. 174 и ст. 174-1 Уголовного Кодекса), а также в случае легализации крупных сумм, совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (пункты «б» части 3 ст. 174 и ст. 174-1), предусмотрено более суровое наказание длительностью от 4 лет. Максимальный срок наказания – 8 лет. В качестве дополнительного наказания применяется штраф на сумму до 1 миллиона либо в размере пятилетнего заработка. Назначение штрафа выполняется по усмотрению судьи.

Процесс отмывания денег известен нам не понаслышке. Особенное распространение эта схема получила в последнее время. Под отмыванием денег подразумевают процесс легализации денежных средств или других материальных ценностей, которые были получены незаконным путем, в том числе вследствие совершения преступления. Легализируют эти ценности для того, чтобы в будущем иметь возможность открыто их использовать. Эта процедура помогает выводить деньги из теневой экономики в законную, тем самым обманывая государство. Причем разнее способы отмывания денег оказывают разное влияние на экономику страны.

Исторические предпосылки развития

Впервые «отмывать» деньги начали в США во времена сухого закона. Как известно, в этот период в Соединенных Штатах велась повсеместная борьба с алкоголем, проституцией и азартными играми. Следовательно, все доходы, полученные от этих видов деятельности, были вне закона. Чтобы иметь возможность свободно пользоваться доходами от теневого бизнеса, местные преступные картели организовали во всех крупных городах страны прачечные. Это было своеобразное прикрытие, поскольку по вечерам в подвалах этих прачечных открывались казино и бордели. Как раз именно из-за этой схемы легализации денег при помощи прачечной и появилось название «отмывание денег». В настоящее время подобной схемой также пользуются. Правда, стоит заметить, что теперь теневые коррупционеры открывают не прачечные, а салоны красоты, фитнес-центры, торгово-развлекательные комплексы и супермаркеты. Однако не стоит подозревать сразу все торговые сети в отмывании денег, их большая часть работает совершенно на законных основаниях. А описанная выше схема используется все реже.

Каковы масштабы отмывания денег?

Узнать точную сумму средств, которые получены неправедными путями, а затем легализированы, очень сложно. Отмывание денег не вписывается в стандартную экономическую систему, поэтому точно никаких данных нам не узнать никогда. Однако рассмотреть хотя бы частично эту ситуацию мы можем. Чтобы проанализировать статистику незаконных операций с денежными средствами, МВФ пришлось довольно продуктивно поработать. В результате на представленном отчете специалисты Валютного фонда озвучили цифры, которые говорят о том, что средняя сумма отмываемых денег составляет от 5 до 7% от общего ВВП всех стран мира. Так, по статистике 1996 года, оборот незаконных денежных средств оценивался примерно в 2 трлн долларов, что превышает бюджет таких стран мира, как Польша, Испания, Саудовская Аравия и других. Отдельно стоит заметить, что очень часто «грязные» деньги и дальше принимают участие в незаконной деятельности. Так, в некоторых странах Ближнего Востока отмывание денег и финансирование терроризма тесно связаны.

Влияние отмывания денег на законный бизнес

Принято считать, что целостность финансового рынка основывается на принципе, что эта структура абсолютно законна и действует в верном правовом поле. Однако если хоть какая-то организация будет подозреваться в отмывании денег, то ее кредитный рейтинг доверия, а заодно и репутация очень быстро падают. В результате доверие населения к банковским и кредитным учреждениям снижается, что негативно влияет на общую экономическую ситуацию в мире. Кстати, до сих пор самым популярным способом ослабить конкурента на рынке является его обвинение в отмывании денег. И даже если учреждение не будет замешано в теневом секторе экономики, доверие к нему упадет. Как говорится: «То ли он кого-то обманул, то ли его обманули, в общем, темная там была история».

Влияние процесса отмывания денег на экономическое развитие

Преступники постоянно находятся в поисках новых эффективных способов для легализации незаконно полученных средств. Отмывание грязных денег происходит по четко определенной схеме со своими тонкостями и нюансами. И, как правило, их основными жертвами становятся развивающиеся страны, которые еще не обладают достаточно эффективным механизмом борьбы. В результате государства с довольно сильной экономикой вынуждены оставаться в категории «развивающихся» довольно длительное время.

2. Отсутствие механизмов контроля за операционной деятельностью структур, связанных с перемещением денежных средств.

3. Высокий уровень коррумпированости местных чиновников.

4. Существование внутри национальных экономик зон свободной торговли.

5. «Пробелы» в правовой системе, позволяющие законным образом проводить через банк отмывание денег.

6. Доступ финансовых институтов к рынкам ценных бумаг и драгметаллам.

Самые популярные современные схемы отмывания денег

Уже прошло много лет с того момента, как появились первые системы незаконного оборота денег. С того времени вся теневая экономика значительно усовершенствовалась и развивается в соответствии с мировыми экономическими тенденциями. Причем преступники постоянно находятся в поиске новых методов незаконного оборота средств. В настоящее время самыми популярными способами легализации незаконных денег считают:

1. Офшоры. Это самая популярная схема отмывания денег. Самые популярные страны для данной операции - Багамы, государства Карибского бассейна и Панама. В этих регионах не действует правовая система, которая бы предусматривала наказание за незаконную деятельность. А кроме того, здесь нет ограничений на количество депозитов и их сумму. Воспользовавшись несколькими оффшорными банками, преступники могут основательно запутать правоохранителей и остаться «чистенькими» перед законом.

2. Открытие множественных депозитов. Во многих странах мира действуют ограничения на количество депозитов и сумму их вклада. Так, к примеру, в США все депозиты, превышающие 10 тыс. долларов, должны быть зафиксированы. Чтобы обойти это правило, мошенники регистрируют сразу несколько депозитов на подставных людей.

3. Отмывание денег через подставные компании. Очень часто для легализации незаконных денег открывают фирмы-пустышки, чью профессиональную деятельность тяжело отследить. Чаще всего в качестве таких «пустышек» используют фирмы по оказанию бытовых услуг и салоны красоты.

4. Азартные игры и лотереи. Это самая распространенная система отмывания денег. Ведь при игре в казино от вас не требуют паспорт и финансовую документацию. И вы запросто можете сорвать куш в виде нескольких миллионов долларов.

Дополнительные схемы отмывания незаконных средств

Преступники изобретают простейшие, но тем не менее действенные системы по легализации денег. В некоторых случаях законно отследить передачу средств совершенно невозможно. Но самыми эффективными системами считают те, в которых форма денежных средств меняется с наличной на безналичную и наоборот. К подобным схемам относят обналичивание денег через электронные терминалы, выигрыши в лотерею, а также покупка выигрышных лотерейных билетов у собственников за сумму, значительно превышающую сам размер выигрыша.

Одной из самых популярных схем легализации средств принято считать операции с антиквариатом. Подобная схема отмывания денег считается одной из самых распространенных. Допустим, если вы нашли на чердаке картину Сальвадора Дали стоимостью в пару миллионов «зеленых», вы спокойно можете ее продать совершенно на законных основаниях. То же самое касается и раритетных ювелирных украшений. Причем в этом случае их покупают по фактическому весу золота, по крайней мере документально. Но на деле продавец получит намного большую сумму денег в конверте.

Как происходит процесс легализации незаконных денежных средств?

Как и любой вид экономической махинации, отмывание денег происходит в несколько этапов. Подобная многошаговость позволяет мошенникам избежать внимания правоохранительных органов. В общем, всю процедуру отмывания денег можно разделить на следующие этапы:

1. Получение денег преступным путем.

2. Внедрение незаконных доходов в финансовую систему. Здесь может быть огромное количество вариаций, в частности разделение суммы денег на более мелкие вклады, покупка антиквариата, драгоценных металлов, скупка ценных бумаг и т. д.

3. Перемещение капитала. На этом этапе происходит удаление денег от источника прибыли путем размещения вкладов в оффшорных зонах и другими способами.

4. Заключительная интеграционная стадия. На этом этапе деньги снова появляются на горизонте, но в виде абсолютно законных. Мошенники могут скупать драгоценности, открывать подставные коммерческие фирмы и многое другое.

Борьба с незаконным оборотом средств

Чтобы сделать экономику чистой от незаконных денег, государственные органы управления обязаны осуществлять комплекс мероприятий по предотвращению незаконного оборота материальных ценностей. По сути, это противодействие отмыванию денег, и комплекс мероприятий, направленных на эту цель, является своеобразным регулятором чистоты национальной экономики. В первую очередь борьба начинается внутри самого государства. Политика, проводимая чиновниками, ограничивает возможность работодателей платить зарплату наемным работникам в конвертах, а также борется с уровнем коррупции государственных чиновников. О том, насколько эффективна эта политика, судить довольно сложно. Поскольку потеряв одну схему отмывания денег, преступники мгновенно группируются и придумывают новую. При этом особое внимание уделяется банковским картам, поскольку отмывание денег через банковские карты все чаще встречается на практике.

Основные задачи борьбы с теневой экономикой

Борьба с отмыванием денег уже давно стала своеобразным витком политики. Поэтому неудивительно, что сам комплекс имеет основные цели и задачи, среди которых особенно можно выделить:

Разработку правовой системы, которая бы противодействовала преступным махинациям;

Формирование административных рычагов управления борьбой с отмыванием денег, появление компетентных органов власти;

Надзор за всеми финансовыми институтами, которые имеют доступ к денежным каналам;

Осуществление международной политики сотрудничества в области противодействия незаконному обороту денежных средств.

Механизмы борьбы с незаконными деньгами

Чтобы осуществлять борьбу с незаконным оборотом капитала, компетентные органы используют такие инструменты, как:

Отчетность юридических и физических лиц с указанием их уровня дохода и его происхождения;

Регулярные выездные проверки банковских и кредитных организаций;

Аудиторские проверки деятельности частных фирм;

Борьба с отмыванием денег при помощи сотрудничества с местными органами власти;

Добровольное предоставление информации третьими лицами, в том числе и за вознаграждение.

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 174 УК РФ

2. Понятие имущества содержится в ст. 128 ГК. К нему, в частности, относятся как вещи, деньги, ценные бумаги, так и имущественные права. Предметом преступления могут быть и денежные средства, находящиеся на банковском счете, и бездокументарные ценные бумаги, и предприятие как имущественный комплекс, и т.д.

3. Имущество, о котором идет речь в комментируемой статье, должно быть приобретено только преступным путем. Исключения, установленные в ч. 1 ст. 174 УК, обоснованы, поскольку в результате неуплаты налогов и т.д. незаконно удержанные средства не становятся преступно приобретенными.

4. При постановлении обвинительного приговора по комментируемой статье или ст. 174.1 УК судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления. Не требуется, чтобы к моменту привлечения к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей (т.е. к моменту вынесения приговора), преступность деяния, в результате которого получено легализуемое имущество, была установлена приговором. Таким образом, уголовная ответственность за легализацию может наступить и в случае, например, совершения сделок по легализации имущества, которое заведомо для легализатора добыто преступным путем лицами, к уголовной ответственности не привлеченными ввиду истечения сроков давности преследования либо ввиду неустановления этих лиц.
———————————
См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 13.06.2006 N 5-о06-23.

5. Понятие сделки содержится в ст. 153 ГК. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. То же определение использовано и в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 03.12.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3418; 2002. N 30. Ст. 3029; 2002. N 44. Ст. 4296; 2004. N 31. Ст. 3224; 2005. N 47. Ст. 4828; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3446, 3452; 2007. N 16. Ст. 1831; N 31. Ст. 3993, 4011; N 49. Ст. 6036; 2009. N 23. Ст. 2776; N 29. Ст. 3600; N 31. Ст. 4166; 2011. N 27. Ст. 3873; N 46. Ст. 6406; 2012. N 30. Ст. 4172; РГ. 2012. N 283.

6. Под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в комментируемой статье, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование. При этом по смыслу закона ответственность по комментируемой статье наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом.

7. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна (п. 1 ст. 169 ГК), т.е. недействительна независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК), и потому не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК). Однако и ничтожная сделка отвечает понятию сделки, поэтому момент окончания преступления не связан с фактическим установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей, а определяется собственно совершением действий по легализации преступно приобретенного имущества.

8. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, может быть продолжаемым. Для соответствующей оценки неважно, что действия, направленные на легализацию, могут иметь разные гражданско-правовые основания. Важно, что такие действия тождественны друг другу в уголовно-правовом смысле, т.е. все они соответствуют понятию сделки (пусть, по определению, и являющейся ничтожной) как признаку преступления и охвачены единым умыслом лица.

9. Субъективная сторона — прямой умысел. Лицу, совершившему финансовые операции и другие сделки, должно быть достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем. Знание о преступном характере приобретения имущества не означает, однако, что лицу, легализующему это имущество, должно быть достоверно известны все обстоятельства его преступного приобретения.
———————————
Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел: Сб. док. М., 1987. С. 436. Пленум ВС СССР, отменив постановления Президиума ВС РСФСР по делу Троянского, указал, что ст. 208 УК РСФСР 1960 г. (ст. 175 УК) не требует обязательной осведомленности виновного о том, каким именно преступным путем добыто приобретенное им имущество: важно, чтобы он осознавал, что приобретаемое имущество добыто преступным путем. В том же решении Пленум сослался на обстоятельства, в том числе обстановку приобретения имущества, способ его хранения и др., которые могут свидетельствовать об осведомленности лица, обвиняемого по ст. 208 УК РСФСР, о преступном характере приобретения имущества. См. также: Определение ВС РФ от 09.10.2003 N 55-о03-6 // БВС РФ. 2004. N 7.

10. В комментируемой статье содержится указание на цель легализации, при отсутствии которой действия состава данного преступления не образуют. В судебной практике сам по себе факт использования преступно полученных средств (например, похищенного либо принятого за проданные наркотические средства) при оплате товаров, как правило, не признается действиями, направленными на достижение указанной цели. Суды признают наличие такой цели в действиях лица, которое, например, преступно полученные средства размещает на банковском счете еще до введения их в легальный оборот путем оплаты товаров или которое еще до совершения сделки с преступно приобретенными средствами совершает действия по приданию этим средствам вида законного дохода. Согласно позиции, высказанной ВС РФ по ряду дел, к легализации относятся такие предусмотренные ст. ст. 174 и 174.1 УК действия, которые совершаются таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действия, направленные на сокрытие незаконного происхождения таких доходов.
———————————
См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2008 г. // БВС РФ. 2009. N 8.

11. Субъект преступления — специальный, поскольку законодатель исключил из этого перечня тех, кто сам приобрел имущество преступным путем. К числу субъектов следует отнести тех лиц, которые непосредственно, в том числе от имени юридического лица, используют приобретенное другими преступным путем имущество, совершают с ним сделки, в том числе финансовые операции.

12. Согласно примеч. к комментируемой статье финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в этой статье, а также в ст. 174.1 УК признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 1 млн. руб. При совершении продолжаемого преступления крупный размер исчисляют исходя из размера всех входящих в объективную сторону преступления сделок по легализации.

13. Если лицу, умысел которого был направлен на совершение преступления, предусмотренного комментируемой статьей, в крупном размере, удалось по независящим от него обстоятельствам совершить только несколько охваченных единым умыслом сделок по легализации, не образующих, однако, преступление в крупном размере, содеянное должно квалифицироваться как покушение на совершение соответствующего преступления в крупном размере.

14. О понятии группы лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. Поскольку субъект преступления — специальный, лица, которые сами преступно приобрели легализуемое имущество и участвующие в совершении комментируемого преступления, в силу ч. 4 ст. 34 УК могут нести ответственность по комментируемой статье в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

15. Под лицами, использующими свое служебное положение, следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Использование служебного положения состоит в применении при совершении преступления особых возможностей, которыми указанные лица обладают именно в соответствующем качестве, т.е. как представители власти, лица, наделенные организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями в государственных и муниципальных органах и учреждениях, коммерческих и иных организациях, и т.д.

16. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 не требуется.

17. Если преступление совершено не в крупном размере, предусмотренные в ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи квалифицирующие обстоятельства виновному вменены быть не могут.

18. Сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения) иными лицами, не образует состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного. Указанные действия могут содержать признаки состава преступления, предусматривающего ответственность за хищение (в форме пособничества), либо состава преступления, предусмотренного ст. 175 УК.

19. Отношения собственности не являются дополнительным объектом, охраняемым нормой об ответственности за легализацию, поэтому если лицо, преследуя названную комментируемой статьей цель, совершает сделку с имуществом, похищенным иными лицами, во исполнение заранее данного им обещания, содеянное требует квалификации по совокупности преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и соучастия в хищении.

Навигация по записям

Легализация (отмывание) доходов – это наделение правовым статусом средств, которые получены заведомо преступным путем. Легализация предполагает сознательные средства и сложную многоэтапную процедуру. Отмывание производится различными способами. Легализация – это крайне негативное явление, которое ведет к росту преступности. Это одна из составляющих террористической деятельности.

Предмет легализации

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

  • Торговля наркотическими веществами.
  • Финансовые махинации.
  • Регистрация компаний-однодневок.
  • Незаконная торговля оружием.

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

  1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
  2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
  3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
  4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

Цели отмывания средств

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

ТОП-10 способов отмывания средств

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

  1. Неоправданное завышение стоимости услуг и продукции.
  2. Заключение соглашений с фиктивными организациями с последующими переводами на счета крупных сумм средств. Полученные средства направляются на законную деятельность.
  3. Нелегальные операции по обезналичиванию и обналичиванию средств через банковское учреждение, фиктивные фирмы.
  4. Формирование видимости получения кредитных средств от банковского учреждения или организации-нерезидента, оформленной в оффшорной зоне. Создается эта видимость путем множественного перечисления безналичных средств на счета разных компаний. После этого средства возвращаются обратно.
  5. Проведение сделок и банковских операций через оффшорные компании, созданные банковским учреждением. Сделки могут осуществляться через финансовые фирмы, которые не являются аффилированными. Признаки этого способа отмывания: сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, фиктивные переводы средств в форме кредита на счета банковского учреждения, не являющегося резидентом. Затем средства переводятся в другой оффшорный банк. После этого средства возвращаются обратно. Сложная сеть операции нужна для того, чтобы скрыть источник поступления средств.
  6. Пересылка средств в другую страну, из другой страны или на территории одного государства. Сюда относятся международные переводы. К примеру, это может быть перевод средств в другую страну для приобретения недвижимости.
  7. Направление средств, которые ранее переведены на зарубежные счета, на инвестирование в РФ. Это может быть приобретение ценных бумаг крупных предприятий. Этот способ крайне распространен. Связано это с тем, что огромные объемы нелегальных средств хранятся именно на зарубежных счетах. Тратить средства в этих же странах сложно, так как легко отслеживается их преступное происхождение. Поэтому средства возвращаются в РФ. Самый простой способ возврата – приобретение акций.
  8. Создается фиктивное предприятие. Доход от преступной деятельности оформляется как законная прибыль этого предприятия. В качестве этого предприятия может быть создан, к примеру, кинотеатр, ресторан.
  9. Создание нелегальной сети трансграничных расчетов. Она позволяет осуществлять переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются оператору по месту нахождения плательщика. Оператор направляет запрос другому оператору, сообщает сумму перевода средств. Средства поступают на указанный счет.
  10. Прочие способы. Это может быть имитация выигрыша в игорном учреждении, создание интеллектуального труда и его реализация в другой стране. Участники теневой экономики часто используют метод нелегального возмещения налога.

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

Характерные особенности сделок для отмывания средств

Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

  1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
  2. Все операции произведены в течение одного дня.
  3. Оформление сопутствующей документации в один день.
  4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
  5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
  6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

Ответственность за отмывание

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

  1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
  2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
  3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
  4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

Судебная практика

Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

Понятие «отмывание денег» подразумевает легализацию нечестно нажитых доходов, средств, полученных преступным путем. Истоки явления в его современной трактовке - восьмидесятые годы двадцатого века, США. Доходы наркобизнеса «отмывались» через разнообразные схемы, превращаясь в легальные (фиктивные легальные).

Цели отмывания денег

Основная и ведущая цель процессов и преобразований, представляющих этапы схемы отмывания денег - сокрытие источников доходов, то есть, засекречивание преступных действий, за счет которых были получены грязные деньги. Целый ряд преобразований и манипуляций в конечном итоге создавал видимость того, что деньги получены честным путем. Образованные таким образом официальные средства расходовать в целях дальнейшего бизнеса, или - в личных целях их получателя.В подавляющем большинстве случаев отмывание денег связано с функционированием теневой экономики и источниками доходов от незаконных видов предпринимательской деятельности, за которые в законодательстве любого государства предусмотрена уголовная статья и наказание. Иногда отмывание денег проводится в целях безопасности, когда афишировать действительный источник финансов невозможно, но с преступной деятельностью это не связано. Но такая схема применяется крайне редко, поэтому терминология «теневая экономика», «преступный бизнес» и «отмывание денег» тесно переплетены между собой как в сознании обывателя, так и в юриспруденции.Не стоит путать отмывание денег и другую преступную схему, связанную с обналичиванием сокрытых доходов через банк и другие финансовые учреждения. Такие незаконные операции чаще всего применяются для уклонения от уплаты налогов. В настоящее время в общемировом масштабе самыми распространенными являются именно схемы отмывания денег, тогда как в нашей стране (в силу специфики налогового законодательства и порядка взаимодействия предпринимателей и государственных органов) более распространены методики обналичивания денег. Что, в частности, сказывается и на ситуации в банковской сфере последних месяцев (отзыв лицензий, приостановки деятельности, многочисленные выявления злоупотреблений при проверках сектора).