Участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Взаимозависимые лица. Консолидированная группа налогоплательщиков. в консолидированных группах

В статье ниже мы ознакомимся с таким явлением, как консолидированная группа налогоплательщиков. Понятие и цели создания такого объединения опишем, а также узнаем, насколько это выгодно для предпринимателей.

Понятие консолидированной группы

Наверное, только глупый бизнесмен не стремится минимизировать свои обязательства перед государством легальным путем, находя различные лазейки в действующем законодательстве.

Несколько лет назад был введен такой термин, как консолидированная группа налогоплательщиков. Пример подобного объединения можно наблюдать на таких крупнейших холдингах, как "Роснефть" и "Газпром". Почему они? Потому что это удобно, выгодно и вполне законно.

Итак, консолидированная группа налогоплательщиков - это весьма специфическое объединение, которое характерно добровольными договоренностями плательщиков налога на прибыль. Весьма интересным такой синдикат является потому, что деятельности могут распределять обязательства как по предметной направленности, так и скооперировать их в единое целое, тем самым воссоздав единый филиал. Ярким примером последнего является консолидированная группа налогоплательщиков "Роснефть".

Также не стоит забывать о том, что при подобных объединениях немалую роль играет императивная форма управления и ее реализация в целом. А это также влечет за собой юридическую субъективность правовых процессов в виде зоны ответственности того или иного участника такой организации, как консолидированная группа налогоплательщиков. Плюсы и минусы всегда присутствуют, поэтому нельзя однозначно сказать, что подобные объединения - это всегда хорошо, поскольку имеется масса подводных камней, которые мы и постараемся вывести наружу.

Классификация консолидированных групп

За несколько лет реализации данного проекта самое время более предметно подходить к рассмотрению его как такового. Поэтому можем смело заявлять, что консолидируемая группа налогоплательщиков в качестве финансового института имеет некие разновидности, которым присущи те или иные особенности.

Различать их между собой можно как по классификации налоговых обязательств, так и по отраслям деятельности, и даже типологии скооперированных плательщиков. Однако, как показывает практика, наиболее приближенной к нашей реальности будет распределение групп согласно разновидностям обязательств перед бюджетом. Несомненно, наиболее значимыми и популярными среди консолидированных объединений являются и прибыль.

На втором месте среди сгруппированных плательщиков государственных обязательств можно выделить организации с комплексной структурой управления (консолидированная группа налогоплательщиков "Газпром"), в которых головной офис принимает на себя ответственность за выплату обязательств подчиненных филиалов в частичной или полной мере. Чаще всего в данном случае под группировку попадает именно налог на прибыль, поскольку он является наиболее весомым среди прочих выплат.

Консолидированная группа налогоплательщиков - что это такое в целевом сегменте?

Если уж учредители предприятий и приняли решение объединиться, то в таком случае, как говорится, все радости и горести они обязаны делить поровну. Так, например, базой для уплаты налога на прибыль будет выступать обычная арифметическая сумма всех доходов участников группы за вычетом скооперированных их расходов. При этом если в итоговом счете база окажется суммой отрицательной, то принято считать, что объединение в этом отчетном периоде сработало с убытком. Иными словами, если какое-то из группы предприятий будет занимать значительную долю своими оборотными фондами, и при этом не иметь прибыли, то сей факт может сыграть решающую роль при вычислении базы налогообложения.

Поэтому следует уяснить, что консолидированная группа налогоплательщиков - это прямая дорога к оптимизации путей начисления и выплаты собственных обязательств перед государственной казной.

Еще одним дополнительным и весьма приятным бонусом в перечне целей для объединения является тот факт, что любой из участников скооперированной организации не подает обособленных декларативных данных в фискальные органы, если не имеет прочих доходов, не включенных в консолидацию. К данной категории можно причислить прибыль по прочим ставкам, а также иную выручку, возникающую в результате удержания или перечисления непосредственного налога на прибыль.

Поэтому упрощенная система подачи налоговой отчетности - довольно весомая причина для того, чтобы объединиться в консолидированную группу. Уровень допущения ошибок при составлении деклараций в таком случае снизится во столько раз, сколько субъектов хозяйствования скооперированы в определенной организации. Согласитесь, куда проще показать в отчетности результаты деятельности филиалов, нежели обособленных структур с полноценной административной ответственностью.

Условия для создания

Дело в том, что консолидируемая группа налогоплательщиков может быть создана на довольно обособленных условиях, заключающихся в повышенных требованиях к субъектам хозяйственной деятельности. Поэтому сейчас можно отметить тот факт, что как таковых скооперированных организаций не так уж и много, несмотря на различные пожелания предпринимателей. Согласно действующему законодательству, а именно ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, основные ограничения по созданию консолидированных групп заключаются в следующем:

  • Если в составе скооперированной группировки присутствует такая головная фирма - ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, которая владеет внушительной долей уставного капитала прочих участников (на данный момент минимальный порог доли составляет 90% от общей массы фонда).
  • Общая сумма уплаченных в государственную казну различных акцизов и сборов, а также налога на добавленную стоимость должна составлять не менее 10 млрд. российских рублей, при этом в данную совокупность не включаются различные обязательства, перечисленные в фонд фискальных органов за различные сделки экспортно-импортного характера.
  • Общая сумма полученной совокупной организацией выручки не должна быть меньше, чем 100 млрд. российских рублей.
  • Как оборотные, так и необоротные активы должны быть в общей сумме оценены более чем на 300 млрд. российских рублей.

Вдобавок ко всему прочему, объединиться в консолидированную группу могут только лишь те налогоплательщики, которые не освобождены от уплаты налога на прибыль, не осуществляют свою деятельность в особых экономических зонах, а также выплачивают свои обязательства перед государством на общепринятых основаниях, безо всяких особых режимов и упрощений.

Процедура создания

Поскольку консолидированная группа налогоплательщиков - это полностью контролируемое государством объединение, то и порядок ее создания регулируется действующим законодательством, а именно - ст. 25 НК РФ. Как правило, при утвержденном перечне участников организации заключается договор о ее создании, при этом срок действия он должен иметь не менее чем два календарных года.

Из членов группы выбирается ответственный субъект предпринимательской деятельности, за которым закрепляются все действующие права и обязанности по выплате начисленной общей суммой налогов и сборов, при этом данное лицо обладает теми же полномочиями, какими и принято наделять самого стандартного плательщика налога на прибыль. Составленный документ регистрируется в том фискальном органе, который находится по месту регистрации выделенного предприятия.

Поскольку создавать консолидированную группу налогоплательщиков принято с начала нового отчетного года, то об ознакомлении с документами следует позаботиться заранее: согласно действующему законодательству подать их в соответствующие налоговые организации необходимо до 30 октября предшествующего периода. Сам же правильно оформленный договор допускается предоставлять до 1 января, то есть до даты, с которой объединение планирует начать свою совместную деятельность.

Обязательства участников перед государством

Как было отмечено ранее, налогообложение консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется посредством взаимодействия ответственного участника с фискальными органами по месту юридической регистрации. При этом должный резерв, предназначенный для перечисления средств в государственный бюджет, выплачивается членами объединения выбранному субъекту хозяйствования в соответствии с установленной заранее периодичностью. При этом, согласно действующему законодательству, а именно - ст.251 и ст.270 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные ответственным участником финансовые поступления не считаются доходом от предусмотренной уставом деятельности.

Саму же базу прибыли для исчисления налогообложения вправе определять выделенный субъект хозяйствования для прочих участников группы. Расчет этот делается исходя из среднесписочных данных количества работников и суммарной стоимости основных фондов при учете амортизационных начислений.

Когда дело доходит до непосредственной выплаты налогов и пошлин, то избранный субъект предпринимательской деятельности должен соблюдать следующие принципы:

  • перечисление денежных средств на стадии аванса осуществляется исходя из местонахождения ответственного участника, а это значит, что они никак не распределяются между членами группы;
  • при наличии фактической базы для налогообложения прибыли средства перечисляются в казну фискальных органов по местонахождению каждого из членов кооперации с расчетом доли всех участников в фонде кооперации, о чем и говорит понятие консолидированной группы налогоплательщиков как таковое.

Если же обязательства были выплачены не в полной мере, то взыскание недостающих средств осуществляется, в первую очередь, из свободных средств с избранного члена объединения, после - с прочих участников, ну и, в последнюю очередь, в соответствующем порядке за счет имеющегося имущества.

в консолидированных группах

Когда речь идет об обычной камеральной проверке, то она ничем не отличается от проводимых на прочих предприятиях. За основу берутся поданные отчетные декларации и прочие уточняющие документы. Однако в том случае, если для полноты исследуемой информации не хватает каких-либо актов о подтверждении тех или иных хозяйственных операций, то предоставляет их ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в ответ на запрос фискальных органов. Отвечает на любые вопросы и оказывает различного рода уточнения только лишь избранный член объединения.

Что касается выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, то она регулируется действующим законодательством - ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном нормативно-правовом акте можно выделить следующие ключевые аспекты:

  • процедура проводится на абсолютно любой территории, принадлежащей одному из членов объединения;
  • инициировать выездную налоговую проверку может лишь тот фискальный орган, который расположен по местонахождению ответственного участника организации, при этом проверяться могут все без исключения входящие в группу субъекты хозяйствования;
  • не запрещается проводить параллельные идентичные процедуры относительно прочих участников, направленные на те налоги, которые не входят в состав объединения;
  • результаты проверки предоставляются избранному члену организации, при этом он же имеет полное право в установленный законодательно срок выдвинуть различного рода возражения.

Консолидированная группа налогоплательщиков: плюсы и минусы

Как мы уже обсуждали выше, консолидация налогоплательщиков - это не всегда хорошо, но, тем не менее, давайте выделим положительные стороны данного явления:

  1. Предпринимателю выгоден тот факт, что при объединении в группы исключается любой контроль со стороны государства относительно как такового.
  2. Да и в общем желание применить его на практике у субъектов хозяйствования пропадает потому, что в фискальные органы подается скооперированная налоговая отчетность нескольких предприятий.
  3. Отсюда вытекает еще одна положительная особенность - сокращается время на проведения различного рода процедур административного характера.
  4. Государству тоже хорошо - таким образом можно сократить затраты, направленные на контроль установления рыночных цен на продукцию.

Но мы должны понимать, что одни преимущества - это утопия, поэтому имеется также ряд негативных сторон:

  1. Если у предприятия нет практики по созданию консолидированной группы, то это довольно сложная комплексная процедура, и существует достаточно высокий риск сделать что-либо неправильно.
  2. Подобные организации могут функционировать гораздо дольше, чем этого хотелось. И если что-то пойдет не так, то не стоит забывать: согласно действующему законодательству, консолидированные группы налогоплательщиков в России могут действовать не менее двух лет.
  3. Расторгнуть договор об объединении (если не истек срок действия) можно лишь по решению суда, при этом должны иметься существенные причины.

Кому можно осуществить консолидацию

Итак, как уже было выше сказано, консолидированная группа налогоплательщиков - это довольно сложная структура, которую не так-то просто создать, и сделать это может далеко не каждый субъект хозяйственной деятельности. Ранее мы также перечислили ряд финансовых условий, которым должны соответствовать предприятия для того, чтобы объединиться в организацию для упрощения собственной деятельности в отношении налогообложения.

Помимо всего прочего, стоит также отметить, что создавать консолидированные группы и участвовать в них могут лишь те предприятия, которые на данный момент не претерпевают реорганизационных существенных изменений, и не находятся в стадии полной или частичной ликвидации. Также на субъекты хозяйствования не должны быть возбуждены уголовные дела любого характера, а уровень их чистого дохода по отдельности не должен быть меньше заявленного в отчетности размера уставного капитала.

При этом необходимо также акцентировать внимание на том, что все вышеперечисленные условия обязаны соблюдаться на протяжении всего периода существования консолидированной группы налогоплательщиков. В противном случае договор будет расторгнут по инициативе фискальных органов согласно решению суда.

Кто не сможет осуществить консолидацию

Итак, мы выяснили, что консолидированной группой налогоплательщиков признается то объединение субъектов хозяйствования, каждый член которого соответствует заявленным требованиям.

Помимо всего прочего, действующее законодательство Российской Федерации выделяет и ряд представителей предпринимательства, которым никогда не стать подобной организацией. Таковыми являются:

  • субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы и осуществляют свою основную деятельность на территории особых экономических зон;
  • предприятия, к деятельности которых применены обособленные налоговые режимы;
  • те представители бизнеса, которые уже входят в иную консолидированную группу налогоплательщиков;
  • организации, которые не имеют перед государством обязательств по уплате налога на прибыль;
  • те юридические лица, прибыль которых облагается нулевой ставкой, иными словами - медицинские и образовательные учреждения;
  • субъекты хозяйствования, занимающиеся игорным бизнесом;
  • предприятия, занимающиеся клиринговой деятельностью.

Помимо этого, действующее законодательство предусматривает особые условия для объединения в консолидированные группы налогоплательщиков субъекты хозяйствования, которые можно отнести к финансовым учреждениям, страховым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, а также пенсионным фондам негосударственного характера. Такие предприниматели могут создавать собственные организации, но при этом участники должны быть задействованы в одной отрасли.

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — это добровольное объединение организаций-плательщиков налога на прибыль в группу на определенных условиях, при котором организации начинают исчислять и уплачивать налог на прибыль с совокупной прибыли организаций, входящих в такую группу (п. 1 ст. 25.1 НК РФ).

Кто может создать КГН?

В КГН могут быть объединены только российские организации и лишь в случае, если доля прямого или косвенного участия одной организации в других организациях составляет 90% и более (п. 2 ст. 25.2 НК РФ). Данное условие должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора КГН. Отдельные организации (к примеру, применяющие УСН или ЕНВД; банки; страховые организации и НПФ) не могут являться участниками КГН (п. 6 ст. 25.2 НК РФ).

Договор и участники КГН

Каждая из организаций, входящих в КГН, считается участником КГН, а организация, на которую возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль, именуется ответственным участником КГН. Организации объединяются в КГН на основании договора о создании КГН, который подлежит регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения ответственного участника (п. 5 ст. 25.3 НК РФ). КГН создается на срок не менее 5 календарных лет (п. 7 ст. 25.2 НК РФ).

Дополнительные условия для создания КГН

Каждая сторона договора о создании КГН должна соответствовать следующим условиям (п. 3 ст. 25.2 НК РФ):

  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • в отношении организации на дату регистрации договора о создании КГН (на дату присоединения такой организации к существующей КГН) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • в отношении организации не введена ни одна из процедур банкротства (за исключением наблюдения);
  • размер организации на последнюю отчетную дату, предшествующую дате регистрации договора о создании или изменении КГН, превышает размер ее уставного капитала.

Требования к совокупным показателям всех участников КГН

Период/Дата Показатель (п. 5 ст. 25.2 НК РФ) Величина
Календарный год, предшествующий году представления на регистрацию договора о создании КГН Совокупная сумма уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (без учета таможенного НДС) Не менее 10 млрд. руб.
Суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) и прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности Не менее 100 млрд. руб.
31 декабря года, предшествующего году представления на регистрацию договора о создании КГН Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности Не менее 300 млрд. руб.

C 1 января 2012 года вступил в законную силу с Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» (далее - Закон N 321-ФЗ), дополнивший НК РФ новой главой 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков».

Данные поправки предоставляют налогоплательщикам - российским организациям - возможность объединиться в целях исчисления и уплаты налога на прибыль в так называемые «консолидированные группы налогоплательщиков». Участниками группы могут быть только российские организации, то есть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и не имеющие обособленных подразделений за пределами РФ.
Основная выгода для участников консолидированной группы налогоплательщиков (далее - группа) заключается в возможности суммировать прибыли и убытки различных участников группы. Такой порядок исчисления налога на прибыль обусловлен тем, что взаимозависимые лица действуют с целью получения совокупного дохода группы компаний, при этом возможны ситуации, что не все участники группы компаний будут всегда получать прибыль.

Еще одной серьезной преференцией для участников консолидированной группы налогоплательщиков является то, что на них не распространяется новый порядок налогообложения и ценообразования при сделках между взаимозависимыми лицами.
В нашей статье мы рассмотрим общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков, условия создания группы, права и обязанности участников, особенности налогового контроля участников группы, а также порядок создания и прекращения договора о консолидированной группе налогоплательщиков.

Консолидированная группа налогоплательщиков

Согласно ст. 25.1 НК РФ «консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков».

Из указанного определения следует, что консолидированный расчет налоговой базы возможен только по налогу на прибыль.

При этом совокупная налоговая база консолидированной группы налогоплательщиков равна сумме всех учитываемых доходов за вычетом общей величины учитываемых расходов участников группы.

Общим убытком группы признается отрицательный финансовый результат. Этот общий убыток можно признать в будущих периодах. Необходимо отметить, что суммы убытка, которые были у участников до их вступления в группу, в расчет не берутся, они «замораживаются» и могут учитываться только после того, как участник покинет группу.
Что касается всех остальных налогов, то они исчисляются и уплачиваются участниками группы самостоятельно.

Кроме того, участники группы сохраняют «индивидуальную» обязанность по определению налоговой базы по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по пониженным ставкам.

Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

Согласно ст. 25.2 НК РФ основными критериями создания и функционирования консолидированной группы налогоплательщиков являются:

  • одна компания непосредственно и (или) косвенно участвует в уставных капиталах других, при этом доля такого участия составляет не менее 90%;
  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная всеми организациями, претендующими на включение в консолидированную группу налогоплательщиков за год, предшествующий году регистрации договора, без учета сумм налогов, которые платят при перемещении товаров через таможенную границу, должна быть не менее 10 миллиардов рублей;
  • суммарный объем выручки от продаж и прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за год, предшествующий году регистрации договора, - не менее 100 миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря года, предшествующего году регистрации договора, должна составлять не менее 300 миллиардов рублей.
  • минимальный срок создания консолидированной группы налогоплательщиков - два года.
Для того чтобы вступить в консолидированную группу налогоплательщиков российская организация должна соответствовать следующим условиям (п.3 ст. 25.2 НК РФ):
  • не находиться в процессе реорганизации или ликвидации;
  • не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • размер чистых активов организации превышает размер уставного (складочного) капитала.
Кроме того, п.6 ст. 25.2 НК РФ установлены ограничения относительно категорий организаций, которые не могут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков. А именно:
  • резиденты особых экономических зон;
  • организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), не уплачивающие налог на прибыль, освобожденные от уплаты налога на прибыль или уплачивающие налог на прибыль по нулевой ставке;
  • банки, за исключением случаев, когда все другие компании, входящие в эту группу, являются банками (аналогичная норма установлена для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками);
  • участники иной консолидированной группы налогоплательщиков;
  • плательщики налога на игорный бизнес;
  • клиринговые организации.
Анализируя условия вступления и нахождения в консолидированной группе налогоплательщиков можно сделать вывод, что применять новые нормы сможет очень узкий круг крупнейших налогоплательщиков. Для остальных налогоплательщиков, в силу очень жестких ограничений, установленных ст. 25.2 НК РФ, новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в настоящее время не доступен.

Однако представляется, что со временем критерии вступления и нахождения в группе будут более лояльными.

Договор о создании консолидированной группы

В первую очередь следует отметить, что заключение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется на добровольных началах и является правом налогоплательщика.

Объединение компаний, отвечающих условиям ст. 25.2 НК РФ оформляется договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Договор заключается в письменной форме с обязательной регистрацией в налоговом органе по месту учета ответственного участника.

Срок, на который заключается договор, должен быть не менее двух лет.

Для регистрации договора ответственный участник долен представить в налоговый орган следующие документы (п.6 ст. 25.3 НК РФ):

  • заявление о регистрации договора, подписанное всеми участниками группы;
  • два экземпляра договора о создании консолидированной группы;
  • документы, подтверждающие выполнение участниками условий вступления и нахождения в группе;
  • документы подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор.
При этом согласно п. 6 ст. 25.3 НК РФ документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных п.п. 2, 3 и 5 ст.25.2 НК РФ, должны быть заверены ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Минфин России в Письме от 21.12.2011 N 03-03-10/120 указал, какие документы могут быть представлены при регистрации договора в налоговым орган.

N п/п Условие по ст.25.2 НК РФ Подтверждающий документ (письмо Минфина от 21.12.2011 N 03-03-10/120)
1 Одна компания непосредственно и (или) косвенно участвует в уставных капиталах других, при этом доля такого участия составляет не менее 90 процентов. Данное условие может подтверждаться выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями учредительных документов, выписками из реестров акционеров акционерных обществ, списками участников общества с ограниченной ответственностью, содержащими необходимые сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также расчетами доли непосредственного и (или) косвенного участия.
Порядок определения доли участия одной организации в другой организации установлен ст. 105.2 Кодекса (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»).
2 В отношении организации - стороны договора - о создании консолидированной группы налогоплательщиков не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Указанное условие подтверждается справкой, составленной организацией - стороной договора - о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
За исключением случаев, прямо установленных законодательством, указанные документы должны быть составлены на актуальную дату, не позднее месяца, предшествующего дате их представления в налоговый орган.
3 Сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна являться российской организацией, не находиться в процессе реорганизации или ликвидации. Данное условие подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц.
4 Размер чистых активов организации - стороны договора - о создании консолидированной группы налогоплательщиков, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, должен превышать размер ее уставного (складочного) капитала. Данное условие подтверждается расчетом, составленным организацией - стороной договора - о создании консолидированной группы налогоплательщиков на основании бухгалтерской отчетности с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Документы для регистрации договора следует представлять в инспекцию не позднее 30 октября года, предшествующего году создания группы. Но для 2012 года законодатель установил исключение, указав, что документы могут быть представлены в инспекцию до 31 марта 2012 года. В случае регистрации договора он признается действующим с 1 января 2012 года.

В течение одного месяца с даты представления документов налоговый орган производит регистрацию договора либо выносит решение об отказе в его регистрации.

Затем один экземпляр зарегистрированного договора в течение пяти дней с момента его регистрации выдается ответственному налогоплательщику.

Причины отказа в регистрации договора перечислены в п. 11 ст. 25.3 НК РФ.

Изменения в договор вносятся путем составления соглашения об изменении договора (которое также регистрируется в налоговом органе в порядке ст. 25.4 НК РФ), например, в случае вступления в группу нового участника либо его выбытия, продления срока договора.

Ответственный участник консолидированной группы

Согласно п. 2 ст. 25.1 НК РФ «участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным настоящим Кодексом для участников консолидированной группы налогоплательщиков».

Иными словами, ответственным участником признается тот, на которого в группе возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль.

Ответственный участник является представителем всех остальных участников группы в налоговых органах по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль.

Участники группы передают ответственному участнику данные для расчета совокупной налоговой базы по налогу на прибыль, которые он использует для расчета налога.

Ответственный участник обязан рассчитывать долю налога, которая приходится на каждого участника группы. Такой расчет основан на удельном весе среднесписочной численности и основных фондов в общей величине этих показателей по группе. Уплата авансовых платежей и налога производится также ответственным участником.

Ответственный участник составляет и предоставляет декларацию по месту регистрации договора в общеустановленные сроки.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ответственным участником обязанности по уплате налога другой участник группы, исполнивший указанную обязанность, приобретает право регрессного требования к ответственному участнику. Размер ответственности и порядок истребования определяются по общим правилам гражданского законодательства России с учетом положений договора о создании консолидированной группы.

Согласно п.2 ст. 321.2 НК РФ порядок ведения налогового учета консолидированной группы налогоплательщиков устанавливается в рамках группы учетной политики. Вместе с этим, глава 3.1. НК РФ не содержит указания на основные положения, которые должны быть указаны в учетной политике группы, а также кто из участников группы должен ее формировать.

Полагаем возможным отражение в учетной политике консолидированной группы налогоплательщиков вопросов, связанных с взаимодействием между участниками, например, по вопросу предоставления сведений и документов, а также распределения ответственности участников. Налоговый контроль в рамках консолидированной группы налогоплательщиков.

Порядок проведения камеральных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом в общеустановленном ст.88 НК РФ порядке на основе деклараций, представленных ответственным участником.

Что касается выездной налоговой проверки, то здесь имеются свои особенности.

Порядок осуществления выездных налоговых проверок в рамках консолидированной группы налогоплательщиков установлен в ст. 89.1 НК РФ.

Срок проведения выездной налоговой проверки - два месяца, но может быть продлен на число месяцев, равное числу участников (максимум до года).

Проведение такой проверки группы в целом не препятствует проведению самостоятельных выездных проверок участников этой группы по иным налогам (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).
Срок составления акта по результатам проверки - три месяца (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт вручается ответственному участнику. Возражения на акт могут быть представлены в течение 30 рабочих дней с момента получения акта (п. 5 ст. 100 НК РФ). Извещение о всех мероприятиях налогового контроля направляется ответственному участнику. Остальные участники имеют право присутствовать при рассмотрении материалов проверки.

Решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, вступает в силу в течение 20 рабочих дней с момента его вручения ответственному участнику группы.

При наличии недоимки по налогу на прибыль требование об уплате направляется ответственному налогоплательщику (п. 2 ст. 69 НК РФ).

Если требование не исполнено в установленный законом срок, то налоговым органом осуществляется взыскание задолженности в бесспорном порядке. С учетом положений ст.ст. 46, 47 НК РФ сначала производится взыскание за счет денежных средств ответственного участника группы, а если этих средств недостаточно, взыскиваются наличные денежные средства остальных участников. Далее, при необходимости, производится взыскание за счет остального имущества ответственного налогоплательщика, и только если этой суммы будет недостаточно, взыскание осуществляется за счет средств остальных участников.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков солидарно несут субсидиарную ответственность в части уплаты налога на прибыль. В связи с этим налоговый орган, который не получал полного удовлетворения задолженности от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Если же налоговый орган предъявит требование к одному из участников группы и последний это требование исполнит, то остальные компании группы несут перед участником, удовлетворившим требование, ответственность в равных долях, если иное не установлено договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что введение в России института консолидации налогоплательщиков имеет положительную тенденцию, поскольку направлено на оптимизацию налогообложения прибыли, а также упрощение налогового администрирования.

Вместе с этим имеют место и отрицательные моменты, например, очень жесткие условия вступления в группу, которые обеспечивают возможность воспользоваться новыми преференциями только ограниченному кругу крупнейших налогоплательщиков.

Однако полагаем, что со временем возможно постепенное снижение критериев для создания консолидированной группы, что позволит большему числу налогоплательщиков корректировать свой финансовый результат.

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) - это добровольное объединение организаций, создаваемое для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы.

Смысл создания КГН в том, что налог на прибыль исчисляется исходя из совокупного результата всех участников КГН. То есть налог на прибыль исчисляется примерно так, как если бы все участники КГН составляли единую организацию. Это позволяет суммировать прибыли и убытки в рамках одной КГН, что дает выгоду при налогообложении.

Пример

Группа компаний состоит из двух организаций "А" и "Б". По итогам года налоговая прибыль организации А равна 100 млн. рублей, а у организации Б налоговый убыток 70 млн. рублей.

В обычной ситуации, Организация А должна заплатить налог на прибыль со 100 млн. рублей, а организация Б налог не платит.

В случае, если организации А и Б создали консолидированную группу налогоплательщиков, то для налога на прибыль их налоговый результат суммируется и налог платится с 30 млн. рублей (100 - 70).

КГН создается не менее чем на пять налоговых периода по налогу на прибыль.

Ответственный участник КГН

Участники КГН назначают ответственного участника, который в специальном порядке исчисляет, уплачивает налог на прибыль, а также представляет по нему декларацию, в которую включает сведения по всей КГН.

Ответственный участник КГН ведет налоговый учет консолидированной налоговой базы на основании информации из налоговых регистров каждого участника этой группы. Консолидированная налоговая база КГН определяется нарастающим итогом как арифметическая сумма доходов всех участников группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников. Отрицательная разница признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Другие налоги участники КГН платят сами.

Условия объединения в КГН

Объединиться в КГН можно только при одновременном соблюдении четырех условий:

    одна из организаций будущей КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, и доля ее участия в каждой из них - минимум 90%;

    в совокупности все организации будущей КГН уплатили за предшествующий год не менее 10 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (без учета "таможенных" налогов);

    за этот же год доходы всех организаций по данным бухгалтерской отчетности составили не менее 100 млрд руб.;

  1. совокупная балансовая стоимость активов этих организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года - не менее 300 млрд руб.

Для того чтобы вступить в консолидированную группу налогоплательщиков российская организация должна соответствовать следующим условиям:

    не находиться в процессе реорганизации или ликвидации;

    не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

    размер чистых активов организации превышает размер уставного (складочного) капитала.

Кроме того налоговым кодексом РФ установлены ограничения относительно категорий организаций, которые не могут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков. А именно:

    резиденты особых экономических зон;

    организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), не уплачивающие налог на прибыль, освобожденные от уплаты налога на прибыль или уплачивающие налог на прибыль по нулевой ставке;

    банки, за исключением случаев, когда все другие компании, входящие в эту группу, являются банками (аналогичная норма установлена для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками);

    участники иной консолидированной группы налогоплательщиков;

    плательщики налога на игорный бизнес;

    клиринговые организации.

Таким образом, не могут стать участниками КГН, в частности: упрощенцы, вмененщики, образовательные и медицинские организации, применяющие нулевую ставку налога на прибыль, а также любая организация, размер чистых активов которой не превышает ее уставного капитала.

Бухгалтерский учет в КГН

В бухгалтерском учете расчеты с участниками консолидированной группы ведутся на отдельном счете 78 "Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков".

Информация об остатках по счету 78 "Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков" раскрывается в бухгалтерском балансе с учетом ее существенности по группам статей "Дебиторская задолженность" разд. II "Оборотные активы" или "Кредиторская задолженность" разд. V "Краткосрочные обязательства", а также в пояснениях к бухгалтерскому балансу.

Учет налога на прибыль

Каждый участник КГН должен вести бухгалтерский учет, формировать в бухгалтерском учете и раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о налоге на прибыль в соответствии с правилами, установленными ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".

Временные и постоянные разницы определяются участниками КГН исходя из их доходов и расходов, включаемых в консолидированную налоговую базу КГН согласно нормам НК РФ для КГН.

Для рядовых участников группы это означает замену счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" , субсчет 68- прибыль, на счет 78 (поскольку расчеты по налогу на прибыль они не ведут).

Приведем примеры проводок, которые могут возникнуть у участников КГН:

Сумма налога на прибыль по КГН в целом, подлежащая уплате ответственным участником в бюджет, отражается в учете ответственного участника следующей проводкой:

Если же будет получен убыток всей консолидированной группой налогоплательщиков, то в отношении убытка должен создаваться ОНА:

Преимущества КГН

Снижается сумма налога на прибыль и объём налогового контроля:

    Участники КГН суммируют прибыли и убытки от результатов деятельности каждого из них - то есть консолидируют налоговую базу;

    Сделки, заключенные между организациями КГН,не являются предметом контроля за трансфертным образованием. Исключение: сделки, предмет которых - добытое полезное ископаемое - НДПИ с применением процентной ставки.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение в России института консолидации налогоплательщиков имеет положительную тенденцию, поскольку направлено на оптимизацию налогообложения прибыли, а также упрощение налогового администрирования.

Недостатки КГН

Вместе с этим следует отметить и отрицательные моменты, например, очень жесткие условия вступления в группу, которые обеспечивают возможность воспользоваться преференциями только ограниченному кругу крупнейших налогоплательщиков.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН): подробности для бухгалтера

  • Если инспекция назначила допмероприятия налогового контроля

    Месяца (два месяца – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). В этот период налоговый орган... мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы... месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) проведения дополнительных мероприятий налогового контроля...

  • Срок размещения на сайте ФНС информации о налогоплательщиках отложен

    Налогоплательщиками; об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков; о среднесписочной численности работников организации... в консолидированной группе налогоплательщиков или о том, что организация является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков Указываются...

  • Скорректированы правила налогового администрирования

    Вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, которые ранее уже были...

  • Применение положений ст. 54.1 НК РФ: точка поставлена

    Организацией; об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков; о среднесписочной численности работников организации... также об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря...

О введении нового понятия «консолидированная группа налогоплательщиков» говорят давно, однако закон был принят только в ноябре 2011 года. Применение нового порядка будет возможно с 1 января 2012 года. И.А. Баймакова, в предлагаемой вашему вниманию статье рассмотрит основные положения новой главы 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков» НК РФ и Федерального закона от 16.11.2011 № 321-ФЗ, внесшего изменения в НК РФ в связи с введением упомянутой главы.

Что такое консолидированная группа налогоплательщиков?

Консолидированная группа налогоплательщиков - добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ , в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности данных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.1 НК РФ).

Цели создания консолидированной группы

В случае создания консолидированной группы налогоплательщиков подлежит определению консолидированная налоговая база по налогу на прибыль, которая определяется как арифметическая сумма доходов всех участников этой группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников.

При этом отрицательная разница в соответствии с главой 3.1 НК РФ признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Учитывая, что в результате суммирования полученных доходов и расходов всех участников группы в полученном результате уже будут учтены полученные убытки в отношении одной или нескольких организаций, входящих в состав группы, то при создании консолидированной группы налогоплательщиков могут быть оптимизированы суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет.

В качестве дополнительного преимущества стоит отметить, что участники консолидированной группы налогоплательщиков не представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего учета, если не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы. К таким доходам, относятся доходы, облагаемые по иным ставкам, либо доходы в случае удержания и уплаты налога на прибыль у источника выплаты.

Налоговая отчетность, а также уплата налога производится по всей группе ответственным участником группы, на основании данных налогового учета, полученных от остальных участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия создания консолидированной группы и участия в ней

Условия, предъявляемые для создания группы и участия в ней в настоящее время довольно жесткие. В связи с этим, можно предположить, что создание консолидированных групп налогоплательщиков будет единичным явлением.

К основным ограничениям при создании консолидированной группы следует отнести следующие:

  • консолидированная группа может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (п. 2 ст. 25.2 НК РФ);
  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога прибыль организаций и НДПИ за предшествующий период (без учета сумм НДС, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) должна составлять не менее 10 млрд руб. (подп.1 п. 5 ст.25.2 НК РФ);
  • суммарный объем выручки (по всем в совокупности организациям) за предшествующий период должна составлять не менее 100 млрд руб. (подп.2 п.5 ст.25.2 НК РФ);
  • совокупная стоимость активов должна составлять не менее 300 млрд руб. (подп.3 п.5 ст. 25.2 НК РФ).

Участниками консолидированной группы налогоплательщиков могут быть только организации, уплачивающие налог на прибыль в «общем порядке». Т. е. не могут быть участниками консолидированной группы организации:

  • применяющие специальные налоговые режимы,
  • являющиеся резидентами особых экономических зон,
  • имеющие освобождение по уплате налога на прибыль.

Банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды могут создавать консолидированные группы в рамках своих профессиональных интересов. Например, банк может входить только в ту консолидированную группу налогоплательщиков, в которой все участники группы являются банками.

Порядок создания консолидированной группы

Деятельность консолидированной группы осуществляется на основании положений главы 3.1 НК РФ и договора о создании группы, требования к которому определены статьей 25.3 НК РФ . Группа может создаваться на срок не менее двух лет.

В договоре о создании группы налогоплательщиков на одного из участников возлагается обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль по консолидированной группе.

Данный участник осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль.

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации - ответственного участника группы.

Порядок предоставления договора на регистрацию определен в пункте 6 статьи 25.3 НК РФ. Для уплаты налога на прибыль по консолидированной группе необходимо с 1 января следующего года предоставить договор и документы на регистрацию не позднее 30 октября текущего года.

Таким образом, для применения нового порядка с 1 января 2013 года подать документы в налоговый орган следует до 30 октября 2012 года. При этом ограничения, рассмотренные выше, определяются по результатам деятельности за 2012 год.

При этом «доля прибыли каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы определяется ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества» (п. 6 ст. 288 НК РФ).

Соответственно величина прибыли определяется исходя из полученной доли прибыли и полученной совокупной прибыли консолидированной группы налогоплательщиков.

При перечислении суммы налога (авансового платежа) в бюджеты ответственный участник должен руководствоваться следующим принципом:

  • уплата налога (авансового платежа) в федеральный бюджет осуществляется по своему местонахождению без распределения сумм по участникам группы;
  • уплата налога в бюджеты субъектов РФ осуществляется исходя из прибыли, приходящейся на каждого участника консолидированной группы и налоговой ставки, действующей на территориях, где расположены соответствующие участники консолидированной группы.

В случае неуплаты (неполной уплаты) налога на прибыль ответственным участником группы пунктом 11 статьи 47 НК РФ предусмотрен специальный порядок взыскания налога:

  • в первую очередь, взыскание производится за счет наличных денежных средств и денежных средств в банках ответственного участника группы;
  • во вторую очередь, взыскание производится за счет наличных денежных средств и денежных средств в банках участников группы;
  • в третью очередь, взыскание производится за счет иного имущества ответственного участника;
  • в четвертую очередь, взыскание производится за счет иного имущества участников группы.

Особенности проведения налоговых проверок по консолидированной группе

В целом камеральная проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в обычном порядке, предусмотренном НК РФ , на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представляемых ответственным участником группы, а также на основании документов, имеющихся у налогового органа.

При необходимости истребования дополнительных документов налоговый орган запрашивает документы только у ответственного участника.

Все необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу по запросу представляет ответственный участник этой группы.

Порядок проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков определен новой статьей 89.1 НК РФ .

Обратим внимание на следующие моменты:

1. Проверка может быть проведена на территории (в помещениях) любого участника группы. Если возможности предоставить помещение для проведения проверки нет, то проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

2. Решение о проведении проверки консолидированной группы выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника группы.

3. Проверка может проводиться по всем участникам группы.

4. Параллельно могут проводиться самостоятельные проверки участников группы по налогам, которые не подлежат исчислению и уплате данной консолидированной группой.

5. Срок проведения проверки - 2 месяца. Но срок проверки может быть увеличен на число месяцев, равное числу участников группы, но не более одного года.

6. Документы, истребуемые проверяющими, подлежат предоставлению в течение 20 дней.

7. Акт по результатам выездной налоговой проверки должен быть подготовлен в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной проверке. Акт вручается ответственному участнику группы в течение 10 дней с момента его составления.

8. Письменные возражения предоставляются ответственным участником группы в налоговый орган в течение 30 дней с момента получения акта.

В завершении краткого обзора новых положений НК РФ , связанных с введением консолидированной группы налогоплательщиков, следует обратить внимание на распределение ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты налога на прибыль ответственным участником консолидированной группы в случае сообщения ему недостоверных данных (несообщения данных).

Пунктом 4 статьи 122 НК РФ предусмотрено, что в случае если неправильное исчисление суммы налога на прибыль и, соответственно, неполная его уплата вызвана сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога участником консолидированной группы налогоплательщиков, то данное обстоятельство не признается правонарушением.

Ответственность в данном случае новой статьей 122.1 НК РФ возложена на участника группы, предоставившего недостоверные данные. За данное нарушение предусмотрена ответственность в размере 20 % от неуплаченной суммы налога либо 40 %, если деяния совершены умышленно.

Заключение

Практика уплаты налога по совокупности деятельности нескольких организаций отдельных юридических лиц нова для РФ.

Насколько успешен будет предложенный подход, покажет время. Можно предположить, что в случае успешной реализации нововведения, предусмотренные настоящим законом требования к консолидированным группам будут снижены, и возможность уплаты налога на прибыль по суммарным результатам работы будет доступна более широкому кругу налогоплательщиков.