Самые денежные регионы россии. Исследование РБК: сколько Россия на самом деле тратит на своих граждан

Подготовка к чемпионату мира по футболу, а также экспансия в зарубежное медиа-пространство, вывели на максимум расходы федерального бюджета на средства массовой информации. Общие затраты по данной статье составят, согласно закону о бюджете, около 83 млрд руб.

Это — многолетний рекорд. Основная часть из этих денег (68,7 млрд) пойдет на телевидение и радио.

Главный получатель субсидий - это телекомпания . В этом году из федерального бюджета она получит в общей сложности 24,6 млрд рублей, что на миллиард с лишним больше чем в 2017 году. В следующие два года «вторая кнопка» получит 21,1 и 21,4 млрд рублей соответственно.

Сокращение объемов финансирование связано с завершением в этом году мероприятий по организации тестового вещания региональных версий ВГТРК «в 1-м мультиплексе», и окончание перехода на производство программ в цифровом формате.

Еще два телеканала - и «Звезда» — даже в сумме не получат и четверти от того, что достанется ВГТРК. «Военное» телевидение будет получать 2-2,1 млрд в этом и 2019-2020 гг. А вот за ОТР можно порадоваться - после 1,5 миллиардов в текущем году, канал получит 3,1 и 2,8 млрд руб.

Вторым среди телевещателей по объему субсидий стала АНО «ТВ-Новости», которая делает RT. Хотя ему «лимиты» несколько урежут. В этом году субсидии составят 19,2 миллиардов, а затем объемы финансирования сократятся до 17,7 млрд руб. в год.

В тоже время материнская компания RT — «Россия сегодня» () будет равномерно получать по 6,8 миллиарда в 2018-2020 гг. получит намного меньше — 2,2, 1,9 и 1,9 млрд руб.

На поддержку печатных СМИ из федерального бюджета в этом году планируется потратить 3,5 млрд руб., в 2019-м - 3,9 млрд, в 2020-м - 4,1 млрд руб. Кто именно и сколько получит из этого пирога, не детализируется.

Стоит отметить, что общий объем средств, которые идут на финансирование СМИ составляет 0,1% ВВП и 0,5% от общего объема бюджетных расходов в этом году. В 2019-2020 гг доля сократится до 0,4%. Минфин планировал, что уже в этом году медиа-расходы сократятся, но в итоге этого не случилось - они выросли на 7,5% по отношению к прошлому году. В 2017 году рост составил 2,4%.

Одна из причин, по которой выросли расходы в этом году, это подготовка и проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. «На футбол» добавили 2,1 млрд руб, указывалось в пояснительной записке к проекту бюджета.

Еще около миллиарда допрасходов на два года выделено «Национальному спортивному телеканалу» на производство международного телевизионного сигнала и его трансляцию с XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Кроме того в пояснительной записке содержится упоминание роста расходов на «международный информационный обмен». В 2018 году «в целях создания средств массовой информации: телеканалов, радиоканалов, сетевых изданий и их распространение в мировом информационном пространстве» план был увеличен на 2,9 млрд руб. Еще 1,3 млрд дополнительных трат предусмотрено для «повышения эффективности деятельности по освещению за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации».

В материалах сообщается, что на подобные цели были выделены средства АНО «ТВ-Новости»: на создание «телеканалов, радиоканалов, сетевых изданий и их распространение в мировом информационном пространстве».

Большая статья медиа-расходов - это субсидии , каналу «Карусель», и «Национальному спортивному телеканалу» на оплату предоставленных ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» услуг по распространению и трансляции их программ в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тысяч человек.

На эти цели в текущем году будет выделено почти 9 млрд руб. В следующую двухлетку расходы по этой статье снизятся до 7 и 7,3 миллиардов. Кроме того, РТС в этом году дополнительно получит 0,8 млрд на резервирование спутниковой доставки сигнала в цифровом формате и создание системы резервирования передающего оборудования.

Относительно небольшие, но существенные средства, выделены на финансирование создания контента в интернете. Субсидии организациям, «осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в сети «Интернет» сайтов, имеющих социальное или образовательное значение» составят по 0,35 млрд в 2018-2020 гг.

Тот факт, что часть расходов, прежде всего связанных с проведением спортивных мероприятий, носит временный характер, и позволит сократить в целом расходы на финансирование СМИ. Необходимо также подчеркнуть, что одна из ключевых госпрограмм, по которой деньги идут в медиа-холдинги, — «Информационное общество» - рассчитана на 2011 — 2020 годы.

Соответственно, уже в этом году, при планировании бюджета на следующие три года, придется определять и новые параметры этой программы. Какими они будут зависеть от усилий лоббистов с одной стороны, и с способности Минфина им противостоять, с другой.

Москва-сити — деловой центр столицы
Фотография: Dmitry A. Mottl

«В столице совсем зажрались, вытягивают из России все соки!», «Москва „грабит“ всю страну», «регионы плохо живут от того, что все деньги уходят москвичам»… Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» АЛЕКСАНДР ШУМСКИЙ решил детально разобраться в этом вопросе и выяснить, куда и на что тратятся деньги нашей страны.

Периодически в моём журнале появляются комментарии (цитировать которые из этических соображений я не буду), что мы тут в столице совсем зажрались: обсуждаем то эстакады, то велодорожки, в то время как все остальные жители России еле сводят концы с концами. Более того, люди в нашей стране так плохо живут именно потому, что Москва вытягивает все соки.

Прежде чем обвинять москвичей в том, что позабирали все доходы из страны, стоит разобраться, а есть ли чего забирать? А поможет нам в этом такая вещь, как ВРП (валовый региональный продукт). К счастью, несложно найти данные как по абсолютным, так и по относительным (на душу населения) цифрам. Выясняется, что как по одному, так и по другому показателю Москва находится в лидерах.

Валовой региональный продукт, 2010 год, млн руб.

Региональный продукт на душу населения, 2011 год, тыс. руб.

Столичный регион находится на четвертом месте из 80 по ВРП. В 2012 году на каждого жителя Москвы приходилось по 887.5 тысяч рублей того самого регионального продукта. Столицу обгоняют лишь Тюмень (1325 тыс.), Сахалин (1298 тыс.) и Чукотка (960 тыс.). Как вы прекрасно понимаете, они опередили Москву из-за того, что они богаты природными ресурсами. Тюмень, Сахалин и еще несколько аналогичных регионов могут справедливо сказать, что у них что-то высасывается. Но в этом и заключается весь смысл добычи полезных ископаемых. Люди жbвут и работают на Ямале вахтовым способом. Зарабатывают денег и уезжают в теплые регионы нашей страны.

Cахалинский шельф

Ямал (Тюменская область)

Строить города миллионники за северным полярным кругом не имеет смысла. Жить в них никто не захочет. Потому и выкачиваются из этих регионов все соки. А вот откуда-нибудь из Омской области или тем более из Ивановской (с ВРП 252 тыс. и 130 тыс. рублей, соответственно) взять нечего. Это не они кого-то кормят. Это их прокормить надо. И ведь так и происходит. Деньги, собранные со всей страны, потом распределяются обратно: на армию, флот, МВД, ФСБ и прочее.

Мне справедливо заметят, что финансы аккумулируются в центре страны, то есть в Москве. Это так, но они находятся в руках правительства, которое занимаются их распределением. А вот миллионам обычных москвичей никаких нефтяных денег почему-то не раздают.

Московский метрополитен, где каждый второй пассажир если не олигарх, то скромный миллиардер

Мне опять же скажут, что столица получает заметную долю общего пирога. Это так, но население Москвы составляет около 10% от всех жителей страны. Десятая часть всех денег сосредоточенная на достаточно небольшой территории (по сравнению с площадью всей страны) — это очень заметный кусок пирога. Но не только Москва получает федеральные деньги. Вот вам несколько примеров.

Самит АТЭС стоил 10 миллиардов долларов. Почти все деньги Владивосток получил из федерального бюджета. Посмотрите, какой мост построили. А сейчас планируется соорудить еще более навороченный мост в Крым.

Фотография: SKY_CRAWLER

А еще во Владивостоке появился новый Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Когда-то вся страна строила МГУ на Воробьевых горах. Теперь деньги пошли во Владик. Посмотрим, когда ДВФУ обгонит в рейтинге лучших университетов МГУ.

А олимпиада в Сочи? Говорят, что на неё потрачено около 50 миллиардов долларов, причем только 2-3% пришло из бюджета Краснодарского края. Остальные деньги — федеральные. Нормально так накормили 400-тысячный город. И речь идет не только о стадионах. Построено сотни километров дорог, эстакад, тоннелей.

supercoolpics.com

А чемпионат мира по футболу 2018 года. Думаете, стадион в Самаре будет построен на местные деньги?

vedomosti.ru

Некоторые скажут, что им ни Олимпиада, ни чемпионат, ни мост во Владивостоке не нужны. А деньги можно было бы потратить более эффективно на что-то другое. Может и можно, но это уже другой вопрос. В Москве «построили» Алабяно-Балтийский тоннель за два миллиарда баксов. Очевидно, эти деньги можно было бы использовать более эффективно. Но, повторю, это другая тема.

Если вернуться к вопросу, что все деньги идут в столицу, оказывается, что они тратятся по всей стране. Причем никто почему-то не отказывается от денежного дождя. Исключение составляет, пожалуй, только Питер. Помните, там в центре хотели построить небоскреб Газпрома? Так местные жители сказали, что им никаких миллиардов не надо, только пусть не строят это вредительство. Сейчас небоскреб перенесен из Охты в Лахту. Предполагается, что здание будет самым высоким в нашей стране. А вы говорите, все деньги Газпрома оседают в Москве...

Почему Москва самый богатый город страны

Если столица не выкачивает деньги из Твери, Калуги, Тулы, Рязани, то откуда берется богатство? Многим будет удивительно узнать, но люди в Москве работают. Почему эффективнее, чем в других городах? Дело, конечно, не в том, что у столичных жителей по 10 рук. Всё дело в эффекте кооперации. Большое количество людей, являющихся специалистами в разных областях, собранных в одном месте, работают более продуктивнее. Вместе они могут сделать то, о чем по отдельности даже мечтать не могли.

Если вы планируете запустить суперсовременное высокотехнологичное производство, то где это будет проще сделать? Правильно, в Москве. Несмотря на дорогую недвижимость и рабочую силу, столица обеспечивает важное конкурентное преимущество: всегда можно найти нужных специалистов. Пусть они стоят дорого, но они есть. В провинции и земля дешевле, и люди готовы работать за гораздо меньшие деньги. Но почему-то компания Яндекс устроила свою штаб квартиру в Москве, а не в деревне Дуплино Вологодской области. Так же поступили Майкрософт, Гугл и прочие IT фирмы, хотя кажется, что программисту только комп нужен. Аналогичная ситуация и в других сферах деятельности, начиная от производства штопоров до банковского бизнеса. Даже торговые фирмы прежде всего открывают офис в Москве. Во-первых, столица — это 10% самых платежеспособных жителей страны. А во-вторых, это место с развитой логистикой. Отсюда проще всего добраться до любого другого города.

Людям в большом мегаполисе проще реализовать свой потенциал, чем в маленьком населенном пункте. Вот и едут люди из деревень в районные центры, потом в областные или сразу в Москву.

Это не столица хватает людей, а наоборот, человек добровольно едет в Москву. Где проще реализоваться какой-нибудь актрисе, в областном театре или в Москве? А врачу, в деревенской поликлинике или федеральном медицинском центре? И так далее. Ну вот многие сами и едут. Те, кто поселился в Москве раньше (или их потомки), потом с раздражением бухтят: понаехали тут. Население столицы сто лет назад составляло менее двух миллионов человек. Сейчас по самым скромным подсчетам оно уже более 12. Это все понаехавшие и их дети с внуками…

Периодически возникают идеи ограничить приток людей в столицу, запретить строить дома выше пяти этажей и еще что-нибудь в таком же духе. Даже в советское время с его тотальным контролем ничего с развитием Москвы сделать не смогли. А уж теперь и подавно.

Москва — самый прогрессивный город России. Большинство новаций в различных сферах зарождаются именно тут. Кое-что перенимается из зарубежного опыта. Съездит человек в Европу, увидит там что-то хорошее, потом вернется домой и попытается изменить жизнь к лучшему. Если хотите, то Москва является для России флагманом и примером, как надо жить.

Проблем в нашей стране много, но помните: разруха не в клозетах, а в головах!

Чуда не произошло. Не получилось удержать сбалансированный бюджет РФ при рекордной за 15 лет инфляции, кризисе в экономике и обвале экспортных доходов. Дефицит федерального бюджета за последние 12 месяцев (с июня 2014 по июнь 2015) достиг 2 трлн руб, где расходы 16 трлн руб, а доходы 14 трлн. Текущий дефицит сопоставим с бюджетными проблемами в 2009.

Доходы начали заваливаться с декабря 2014, расходы наоборот растут. Но кризис начался все же не в июне 2014, а в декабре 2014 после крупномасштабной диверсии и применения оружия массового поражения от ЦБ РФ. Доходы за первые 5 месяцев 2015 составили 5.36 трлн (5.88 трлн в 2014, минус 9%), а расходы 6.53 трлн (5.54 трлн в 2014, + 18%). Есть еще тревожный момент. В апреле-мае исторически всегда был профицит по федеральному бюджету, что обуславливается масштабными налоговыми выплатами. 207 млрд в 2011, 202 млрд в 2012, 253 млрд в 2013, и даже в 2014 было 300 млрд профицита. В этом году 360 млрд дефицита.

Всего за первые 5 месяцев 2015 дефицит фед.бюджета составляет почти 1.18 трлн руб. Согласно самым последним оперативным данным на 20 июня 2015 дефицит составляет уже 1.32 трлн (доходы 5.81 трлн)


Расходы составляют 7.12 трлн.


Это очень большой дефицит. За первое полугодие в России обычно всегда профицит, исключение - кризис 2009, тогда был дефицит в 720 млрд, сейчас будет в два раза больше.

Годовые темпы изменения доходов опускаются к нулю, расходы растут на 14-15% в год.


2 трлн всплеск годовых расходов в конце 2014 обеспечивается оборонкой, соц.расходами и экстренными мерами в декабре 2014 для спасения российских банков и компаний. Тогда на эти цели расходы составили почти 1.2 трлн руб.

Рост расходов федерального бюджета РФ за первые 5 месяцев 2015 полностью был обеспечен расходами на оборону (500 млрд) и соц.политику - индексация пенсий и пособий (315 млрд руб), плюс выросло обслуживание долга на 45 млрд руб.


Не считая экстренных стабилизирующих программ конца 2014, расходы на национальную экономику в номинальном выражении стагнируют, в реальном выражении (с учетом изменения цен) падают на 13-15%. Это же справедливо и для гос.инвестиций.
В таблице расходы федбюджета с января по конец мая указанного года


Кстати, вас не должны пугать столь ничтожные расходы на образование и медицину из фед.бюджета. Все финансирование образование и медицины идет из муниципальных и региональных бюджетов + через ОМС. В структуре общих расходов на образование фед.расходы жалкие 20-22%, а на медицину 18-21%. Федералы лишь на 100% финансируют только силовые структуры всех уровней и внешнеэкономическую деятельность.
Ситуация с бюджетом, конечно тяжелая. Что касается консолидированного бюджета, то не лучше.

Доходы 26.5 трлн руб за 12 месяцев (с мая 2014 по конец апреля 2015), а расходы почти 29 трлн, соответственно дефицит под 2.3 трлн. Ухудшение вновь произошло с декабря 2014.

Финансирование дефицита целиком и полностью происходит за счет внутренних резервов и ресурсов разного калибра. Так например, дефицит фед.бюджета за 12 месяцев 2023 млрд, из которых на внутреннем рынке было изъято 2315 млрд, а на внешнем погашено 293 млрд. Россия не то, что занимает на внешнем рынке, а даже гасит долг! Справедливости ради стоит отметить, что среди ТОП 25 стран по ВВП только Россия, Китая и Саудовская Аравия могут обходиться БЕЗ внешнего рынка капитала и полностью за счет внутренних ресурсов (+ ограничено Турция и Индонезия). Это редкое явление. США и Еврозона об этом не мечтают. Т.е. если их гипотетически отключить от внешнего рынка капитала, то они будут моментально уничтожены. В этом отношение положение России значительно более устойчивое.

Но с бюджетом дела плохи. Все это усугубляет несколько обстоятельств. Закрытый рынок внешнего капитала + высохший рынок внутреннего капитала на фоне нулевых темпов роста денежной массы + чрезвычайно жесткая и исключительно идиотская политика ЦБ РФ, направленная на подрыв устойчивости банков и реальной экономики + высокие ставки заимствования (преимущественно за счет политики ЦБ РФ).

Бюджет столицы больше новосибирского в 45 раз: 33 миллиарда на 2011 год у Новосибирска против 1,5 триллиона рублей бюджета Москвы, хотя жителей в Москве больше только в 8 раз. (Новосибирск - 1, 48 млн, Москва - 11,5 млн жителей) Навскидку это выглядит, как вопиющее неравенство. Откуда берется такая диспропорция между численностью населения и размерами бюджета?

Беспредельность столичных возможностей

Несколько красноречивых цифр из бюджета города Москва.

В 2011 году было запланировано потратить 66 млрд рублей на жилищное строительство, 38 млрд рублей на строительство дорог, 29 млрд рублей на строительство объектов социальной сферы: больницы, школы и т.д., 26 млрд на строительство метро. Прекрасные цифры, которые превосходят годовые бюджеты большинства российских городов-миллионников.

Справка Кроме Москвы и Санкт-Петербурга в России еще 10 городов-миллионников.
Это Новосибирск (население 1,48 млн человек, бюджет расходы на 2011 год - 33 млрд рублей),
Екатеринбург (1,35 млн человек, бюджет расходы - 28,2 млрд руб.),
Нижний Новгород (1,27 млн человек, бюджет расходы -19, 2 млрд руб.),
Самара (1, 17 млн человек, бюджет расходы - 14 млрд руб.),
Омск (1,15 млн человек, бюджет расходы - 13 млрд руб),
Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа и Волгоград.
«Объем годового бюджета Новосибирска в Москве тратится только на строительство в социальной сфере. А у нас на жилищное строительство прямых расходов бюджета нет вообще - Новосибирск не может себе это позволить. Единственную станцию метро «Золотая нива», которую сдали в прошлом году, придется финансировать еще на 500 млн рублей - рассчитываться за долги», - рассказывает депутат Совета города Новосибирска Ренат Сулейманов. По оценке депутата, расходная часть бюджета Москвы - 1,5 трлн рублей - составляет 13% от объема всего федерального бюджета России (9,4 трлн рублей).

Эксперты, хорошо знающие бюджетный процесс, объясняют, что диспропорция порождена двумя особенностями российского законодательства. Во-первых, законы таковы, что бизнесу выгодно регистрировать головные офисы компаний в столице, там и платить налоги, а не на территориях, где реально добывается нефть, газ или уголь, производится металл. Отсюда у города Москвы огромные доходы. И, во-вторых, только два города в стране, Москва и Санкт-Петербург, имеют статус субъектов Федерации. Все остальные российские города (даже миллионники) являются муниципальными образованиями.

Объем годового бюджета Новосибирска в Москве тратится только на строительство в социальной сфере.

Субъект федерации и муниципальное образование

Но ведь города не делятся на касты? И в Москве, и в Новосибирске люди одинаково отправляются утрами на работу, ходят в магазины, растят детей, развлекаются. Москва больше - вот и всё отличие. Но это фактически. Юридически отличия не менее принципиальные, чем в 19-м веке между статусом дворян и простолюдинов. Муниципальные образования по своему правовому статусу ближе к маленькой деревушке, чем к гигантской столице.

По закону Новосибирску уровень отчислений ряда налогов, собираемых в городе, устанавливает его субъект федерации - Новосибирская область. Городу Москва налоговые отчисления по этим же налогам устанавливает сама Москва, как субъект федерации.

«В московский бюджет поступает 13 видов налогов, собираемых на территории города, в новосибирский - 6 видов. Москва, как субъект федерации, обладает, в отличие от Новосибирска (муниципального образования), таким источником, как налог на прибыль. Поступления по налогу на прибыль составляют 39% всех налоговых доходов Москвы (337 млрд. рублей в 2009 году - прим ред.). Основным источником налоговых доходов города Новосибирска служит налог на доходы физических лиц (62,5% всех налоговых доходов Новосибирска). Согласно законодательству в бюджет Новосибирска поступает 30% поступлений по НДФЛ, в Москве (в качестве субъекта РФ, который включает в себя внутригородские муниципальные образования) норматив отчислений составляет 100% (в структуре налоговых доходов города Москвы НДФЛ в 2009 г. составил 45,4%). Москва, как и любой регион в сравнении с муниципалитетом, имеет большую финансовую самостоятельность, за счет значительного объема и источников собственных налогов», - поясняет Юлия Чалая, ведущий эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» (г. Москва).

В московский бюджет поступает 13 видов налогов, собираемых на территории города, в новосибирский - 6 видов.

«Земельный налог и налог на имущество физических лиц Новосибирск получает 100%. А налог на доходы физических лиц - по нормативу 30%. Это минимум, который нам положен на уровне законов РФ. Меньше этой цифры область не может выделить городу, хотя закон позволяет выделять и больше: 40, 50, 70 или даже 100%. Есть налог на имущество юридических лиц. Мы из этого налога ничего не получаем, хотя масса компаний и предприятий зарегистрирована в Новосибирске. И они имеют имущество в городе. Налог на прибыль предприятий. Эти деньги тоже собираются в Новосибирске, но в самом городе не остается ни рубля. Безусловно, мы могли бы жить еще качественнее в случае изменения некоторых законов Новосибирской области, которые бы позволили оставлять в бюджете города больше денег, чем мы имеем на настоящий момент, или если бы мы стали субъектом РФ как Москва и Санкт-Петербург», - говорит заместитель председателя совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев.

«В бюджете Новосибирска остается 12-15% денег от налогов, которые собираются в городе. Остальное уходит в федеральный и областной бюджеты. Потом часть возвращается в виде бюджетных трансфертов, субсидий и субвенций», - поясняет депутат Ренат Сулейманов.справка Данные отчисления налогов. Москва и Новосибирск 2009 г.

Смотри в ТАБЛИЦЕ

Разница в юридических «весовых категориях» наглядно видна из таблицы, сравнивающей доходы двух городов за 2009 год. Для Новосибирска нулевой норматив отчисления был для целого ряда налогов: это налог на прибыль организаций, налог на товары и услуги - акцизы, единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения, транспортный налог, налог на имущество организаций, Налоги, сборы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на игорный бизнес. Доходы от всех этих налогов уходят в вышестоящие бюджеты.

Тяжела «Шапка Мономаха»

Но обсуждая бюджет Москвы, необходимо указать важную особенность. Москва практически не получает дотаций из федерального бюджета. Зато сама существенно пополняет федеральный бюджет. «В стране сегодня только 12 регионов являются донорами: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирия, Свердловская область. Красноярский Край, Краснодарский край…», - перечисляет Ренат Сулейманов.

Москва - крупнейший финансовый донор в стране. При этом и расходных статей в бюджете Москвы существенно больше, чем в бюджетах муниципальных образований. 118 млрд рублей из бюджета Москвы запланировано только на доплаты к пенсиям. Большие доходы субъекта федерации - это, с другой стороны, будущие обязательства.

«Доходы Москвы в абсолютном выражении в 38 раз больше доходов Новосибирска. Но сравнивать объемы доходов и расходов г. Москвы и Новосибирска методологически нельзя, т.к. Москва законодательно имеет больше доходных источников и в то же время больше расходных полномочий (обязательств)», - объясняет эксперт Юлия Чалая. - Бюджетная обеспеченность 1 человека составляет в Москве около 96 т.р., в Новосибирске - 20 т. руб. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата 1 работника в Москве в 2010 году составила 40 468 руб., в Новосибирске - 18 506 руб. Обязательные платежи и разнообразные взносы населения г. Москвы составили в 2009 г. по данным Росстата 12,4% всех расходов и сбережений населения, в Новосибирской области аналогичный показатель составляет -10,7%, таким образом, говорить о значительных расхождения в налоговой нагрузке на населения не приходится».

В бюджете Новосибирска остается 12-15% денег от налогов, которые собираются в городе.

«Нам необходимо помнить о том, что Новосибирск является одним из основных источников формирования бюджета области, и о том, что инфраструктура Новосибирска и сами горожане живут несопоставимо лучше селян, поэтому уверен, что те средства, которые остаются в области, необходимы на поддержание и развитие сёл и деревень. Из почти семидесятидевятимиллиардного бюджета области в 2011 году городу Новосибирску выделено 12,25 млрд. рублей», - напоминает депутат Дмитрий Асанцев.

«Давайте в обратную сторону пойдем? Рассмотрим бюджет Новосибирска в сравнении с бюджетом какого-нибудь маленького городка?» - предлагает вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Роальд Бабун в интервью «НН». «Соотношение окажется тоже очень неравным. Гораздо дороже содержать столичный город в котором постоянно находятся миллионы приезжих, которые пользуются всей городской инфраструктурой. В Новосибирске этот фактор меньше влияет, в маленьком городке вообще этого нет. У Москвы все расходные обязательства, как муниципалитета, а также и все расходные обязательства как субъекта федерации», - считает эксперт.