Роль и функции центрального банка. Функции центрального банка рф

Центральный Банк Российской Федерации является главным банком государства, который наделен особенными полномочиями, включая эмиссию национальных денег и регулирование коммерческих банковских организаций.

Центральный банк в любой стране является государственным учреждением, которое наделяется монопольным правом выпуска банкнот. Основные функции Центрального банка заключается в эмиссии денег, осуществлении национальной денежно-кредитной политики. Этот банк является банкиром правительства и банком банков.

Основные функции заключаются в хранении валютного и золотого запаса государства. Этот банк не работает с физическими лицами и предприятиями, звеном между ним и экономикой выступают коммерческие банки и специальные кредитные финансовые институты. Центральный банк руководит и контролирует всей кредитно-финансовой системой, устанавливая обязательные нормы резервов для коммерческих банков и выступая для них кредитором в последней инстанции.

Функция ЦБ — эмиссионный центр

Центральный банк является эмиссионным центром, то есть занимается выпуском денег. Центральный банк вправе выпускать банкноты. Банк регулирует объем эмиссии наличных денег, при учете общих затрат на денежную политику.

Осуществление выпуска наличных денег проводится через продажу банкнот и монет коммерческим банкам, обменивая их резервы в Центральном банке. В настоящее время значение функции эмиссии немного снижено, поскольку банкноты стали составлять малую часть денежной массы у промышленно развитых государств. При этом банкнотная эмиссия по настоящее время используется для платежей в розничной сфере. Чем выше доля обращения в государстве, тем больше значение банковской эмиссии.

Банк банков

В кредитной сфере роль Центрального банка заключается в функции «банка банков». Основными клиентами ЦБ являются не торговые и промышленные предприятия и граждане, а кредитные банки, в основном коммерческого характера.

Коммерческие банки могут выступать в качестве посредника между экономикой и Центральным банком. Коммерческие банки обслуживаются Центральным банком по пассивным операциям. Банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в качестве кассового резерва.

Большинство государств налагает на коммерческие банки обязанность хранить долю своих кассовых резервов в Центральном банке. Эти резервы именуются обязательными банковскими резервами. Центробанк можно представить в виде кредитора последней инстанции для коммерческих банков. Он проводит кредитование в виде переучета векселей, ценных бумаг коммерческих банков.

Банк правительства

Центральный банк, вне зависимости от принадлежности капитала, имеет тесную связь с государством. Он выступает основным банкиром государства и советников правительства в сфере финансовых и монетарных проблем. Свободные средства казначейство хранит именно на текущих счетах Центрального банка, используя их из своих расходов.

Казначейство может расплачиваться с поставщиками чеками в Центральном банке. Центральный банк при этом пользуется беспроцентно и свободно денежными средствами казначейства, выполняя бесплатно операции по пополнению бюджета. По поручению казначейства Центральный банк может принять налоговые платежи на его текущий счет.

Когда происходит дефицит государственного бюджета, может усилиться функция кредитования государства и управления государственным долгом, которые осуществляются с помощью операций Центрального банка.

Другие функции Центрального банка

Банк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, является основным проводником денежного регулирования экономики. Основные цели этой политики заключаются в достижении стабильного роста экономики, уменьшении инфляции и безработицы, выравнивании платежного баланса.

Центральный банк играет в функцию валютного центра, регулируя резервы зарубежной валюты и золота. Традиционно Центральный Банк является хранителем золотовалютных резервов. Также банк выполняет функцию выпуска государственных ценных бумаг. Операции с ценными бумагами государства дают возможность обеспечивать рыночное финансирование бюджетного дефицита, составляя фундамент развития элементов рынка капитала, способствуя проведению эффективной денежной политики.

Центральный банк РФ. Основные функции

Центральный Банк РФ занимает место главной банковско-финансовой организации страны. Он был основан в 1990 году 13 июля на базе существующего Госбанка. Затем, полгода спустя, был утвержден закон о ЦБ, согласно которому Центробанк начал работать как самостоятельное юридическое лицо и главная банковская организация страны. ЦБ РФ занимает место банковского учреждения первого (высшего) уровня.

Причины создания Центрального банка РФ.

К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:

  1. Проведения эмиссионной политики.
  2. Реализации взаимоотношений банковской системы с государственной системой власти.
  3. Регулирования работы всех кредитно-финансовых организаций в стране.
  4. Координирования и управления всей кредитной сетью.
  5. Отслеживания деятельности банков, проверка, выдача и отзывы лицензий на проведение банковских операций.
  6. Защита курса и устойчивости национальных денег – рублей.
  7. Дальнейшего развития банковского сегмента и всей финансовой отрасли страны.

Месторасположение и руководство Центрального банка РФ.

Штаб-квартира ЦБ расположена в столице России – Москве, на улице Неглинная, дом 12.
В лице главы ЦБ с 24 июня 2013 года представлена Эльвира Набиуллина. Директорский Совет ЦБ состоит из главы и четырнадцати членов Совета, которые работают в учреждении на постоянной основе в течение пяти лет и назначаются Государственной Думой по предложению Председателя (главы) банка.

Кому подчиняется ЦБ РФ.

В соответствии с ФЗ, ЦБ является юридическим субъектом, а его уставный капитал и все имущество являются собственностью федерации государства, но при этом ЦБ имеет финансовую и имущественную самостоятельность. Он может распоряжаться своим имуществом в законодательном порядке и целях, и никто не имеет права изымать у него имущество. Все свои расходные действия ЦБ осуществляет за счет своих доходов.

ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство неответственно за обязательства банка. Банк не вправе кредитовать долги государства.

Таким образом, получается, что ЦБ РФ никому не подчиняется, но выполняет государственные указы и постановления. Он не принадлежит к органами госвласти, но все его полномочия относятся к госфункциям.

Действия ЦБ РФ по отношению к другим банкам и МФО.

ЦБ регулирует работу всех финансовых учреждений, действующих на территории РФ, как банков, так и МФО. К его полномочиям относятся:

  1. Утверждение порядка создания новых банков.
  2. Проведение проверок.
  3. Предоставление и обратный отзыв лицензий на проведение определенных операций.
  4. Определение правил проведения кредитования населения и организаций банками и МФО.
  5. Правовое регулирование межбанковских коммуникаций.
  6. Определение минимальных резервов для банков и МФО под возможные потери.
  7. Выступление в роли кредитора для кредитных организаций.
  8. Контроль и осуществление выплат вкладчикам банков-банкротов.
  9. Контроль за банками и МФО по поводу информирования клиентов о ПСК и передаче данных в БКИ

Основные функции Центрального банка РФ.

Все свои функции центральный банк РФ осуществляет согласно Конституции РФ и другими ФЗ. Согласно своим обязанностям, Центробанк:

  1. Проводит эмиссионную и денежно-кредитную политику совместно с Правительством. Выпуском наличных денег в стране занимается только ЦБ. Он же занимается выпуском дополнительных банкнот и уничтожением ветхих и старых купюр.
  2. Организует общий денежный кругооборот и имеет право монопольного выпуска денег. ЦБ следит за количеством денег в обращении, чтобы избежать дефляции или инфляции. Все купюры печатаются только с его разрешения. Купюры, которые были напечатаны иными способами, считаются недействительными.
  3. Контролирует и регулирует все финансово-кредитные организации страны, предоставляет и отзывает лицензии. Именно ЦБ принадлежит право выдавать или отзывать лицензии у организаций, желающих получить статус банка. Без этих лицензионных разрешений никто не имеет права проводить хоть какие-то операции с деньгами или ценными бумагами клиентов. Для получения любого сертификата организация должна предоставить все необходимые документы и доказательства, что она сможет выполнять банковские операции. При отзыве лицензии, возможность проведения операций прекращается.
  4. Утверждает общие условия расчетов и проведения операций в банках. Чтобы избежать всевозможных уловок банковских организаций с целью проведения операции по своему желанию, ЦБ установил общие для всех банков условия расчетов и операций. Благодаря этому, клиенты смогут находиться в равноправных условиях, а ЦБ сможет пресекать «своевольные» действия других банков.
  5. Обслуживает бюджетные счета всех уровней. Средства бюджетов регионов и столиц не могут располагаться на счетах коммерческих банков. Бюджеты всех уровней обслуживаются исключительно в Центробанке.
  6. Управляет ЗВР. Контроль и управление золотовалютными резервами принадлежит исключительно Центробанку. Даже государство не имеет права распоряжаться этими запасами. ЗВР включает в себя монетарное золото, вложение в ценные бумаги и иностранную валюту, резервы в МВФ. Это не деньги в чистом виде, ЗВР представляет собой безналичную форму денежных запасов страны.
  7. Проводит валютный контроль и расчетные транзакции с международными организациями и другими государствами. Для валютного контроля ЦБ проводит соответствие проводимых валютных операций законам, проверяет наличие лицензий и других документов на это. Контроль за валютными операциями необходим, чтобы организации не скрывали объемы полученных доходов и выполняли свои обязательства перед государством.
  8. Устанавливает курсовые цены валют по отношению к рублю. Установленные курсы не предполагают обязательность пользования ими всеми участниками рынка. Остальные просто ориентируется на курсы валют ЦБ и могут устанавливать свои, но не сильно отличающиеся от официальных. Курсы валюты зависят от рыночных котировок на валютном рынке.
  9. Разрабатывает платежный баланс страны. Это очень важный показатель того, как страна проводит внешнеэкономические операции с другими странами, как развивается собственное производство, как меняется уровень занятости граждан. На основе платежного баланса рассчитывается ВВП, проводится денежная политика, оценивается уровень ввозимых и вывозимых товаров для «здоровой» конкуренции отечественных и иностранных производителей.
  10. Устанавливает порядок работы валютных бирж, выдает, приостанавливает или отзывает у них лицензии. Вся работа валютных бирж отслеживается Центробанком. Только он может выдавать лицензию на осуществление их деятельности и проводить проверки. Это необходимо для того, чтобы все участники валютного рынка соблюдали законодательство страны и исполняли свои обязанности.
  11. Контролирует и анализирует экономику страны в целом и по регионам. Поскольку счета всех регионов находятся в ЦБ, то он может контролировать использование средств по назначению, отслеживать развитие экономики каждого региона. Это необходимо для формирования общего баланса страны и выявления слабых мест и проблем, которые нужно решать.
  12. Занимается выплатами вкладчикам банков-банкротов, которые не подключены к системе страхования вкладов. Если банк лишается лицензии, то выплаты производит

Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности

Кафедра бухучета и финансов


Контрольная работа

по финансам, денежному обращению и кредиту

студентки 4 курса факультета

"Экономика и предпринимательство",

специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,

Панкратьевой Екатерины Олеговны



Тема:

Функции Центрального банка РФ


1. Понятие кредитной системы.

2. Роль и задачи ЦБ РФ.


Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятель­ное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулиру­ющего органа денежно-кредитной системы страны. На­ходится в собственности Российской Федерации.


Функции ЦБ РФ

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

Разработка и проведение кредитно-денежной поли­тики;

Регулирование денежного обращения;

Регулирование деятельности кредитных организа­ций и осуществление контроля за ними;

Осуществление безналичных расчетов в общенаци­ональном масштабе;

Организация валютного регулирования;

Хранение золотовалютных резервов страны.

Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

Установление правил, регламентирующих деятель­ность кредитных организаций;

Осуществление надзора за деятельностью кредит­ных организаций;

Установление и осуществление контроля за соблю­дением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

Установление резервных требований;

Рефинансирование кредитных организаций;

Проведение дисконтной политики;

Проведение операций на открытом рынке;

Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все пере­численные выше инструменты.

Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной це­лью этого шага являются: приближение российской от­четности к международным стандартам, повышение ин­формативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функци­онировании экономического механизма России и разви­тых индустриальных стран Запада не позволяет в пол­ной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижа­ет качество анализа и контроля за финансовым состоя­нием российских банков.

Большое внимание уделяется вновь создаваемым бан­кам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирова­ния, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.

В целях обеспечения экономических условий для ус­тойчивого функционирования банковской системы и за­щиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ уста­новлены обязательные экономические нормативы дея­тельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвид­ности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредит­ной организацией отдельных нормативов влечет нало­жение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определе­нию критериев степени проблемности банков. Эти кри­терии используются подразделениями ЦБ РФ при про­ведении надзорных проверок и разработке мер воздейст­вия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации бан­ков либо их ликвидации.

Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частич­ное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обяза­тельного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в кри­тических ситуациях для их исправления практически невозможно.

Под рефинансированием банков понимается кредито­вание банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необ­ходимое количество кредитных ресурсов из других ис­точников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие процен­ты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все бо­лее величину штрафных санкций к банкам.

В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банков­ской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-прода­жи государственных ценных бумаг. Из всех обяза­тельств, обращающихся на рынке, государственные цен­ные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдель­ный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вто­ричных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.

А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значи­тельного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протя­жении последних лет привела к значительному сокра­щению доли спекулятивных валютных операций от об­щего объема проводимых банками.

Роль Центрального банка РФ

Как извест­но, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихий­ный характер. На определенном этапе развития цивили­зации общество начинает понимать необходимость огра­ничения указанного стихийного начала рынка, миними­зации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потре­бители, и посредники.

Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возмож­ности стихийно-разрушительное начало, внутренне при­сущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного кон­троля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регу­лятора рыночных отношений поручаются такому госуда­рственному институту, как центральный банк.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятель­ности должно преследовать три главные цели:

создание (поддержание) общих условий цивилизован­ного функционирования рынка, всего народного хозяйства;

стратегическое планирование науки и научно-техни­ческого прогресса;

решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк приме­нительно к своей сфере должен участвовать в достиже­нии всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:

поддерживать правопорядок в финансовой сфере, за­ставлять участников денежно-кредитных отношений вы­полнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правиль­ное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

выполнять или организовывать выполнение общезна­чимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасно­сти банковской системы и т.д.);

добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, те­мпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нор­мального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих це­лей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обес­печения приемлемых общих условий для своей деятель­ности.

Отсутствие таких общих условий может иметь неско­лько объяснений.

Во-первых, их могли еще не успеть создать. Примени­тельно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состо­яния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.

В-третьих, здесь может сказываться влияние ориен­тации властей и части самих предпринимателей на созда­ние дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российс­ком обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

Следует только заметить, что в рамках такого подхо­да уже неочевидна сама необходимость иметь и совер­шенствовать Центральный банк РФ как таковой. Перво­бытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного кур­са, государство в лице правительства добровольно уда­лилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ долж­ны быть снова призваны и другие органы государствен­ной власти и управления.

В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообще­ством, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на со­бственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие националь­ной банковской системы.

Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это до­статочно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обсто­ятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собст­венной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных орга­низаций.

В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» от­мечается: «Независимый статус ЦБР в системе государ­ственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демо­нстрирует независимость по отношению к нижнему уров­ню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...

Естественная разобщенность и зачастую противоре­чивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заин­тересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная полити­ка ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...

Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятель­ности.

Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определя­ет позиции ЦБР относительно всего спектра его обяза­тельств перед вторым уровнем банковской системы. Та­кие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».

Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. На­до только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и со­юзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

качество и направленность подзаконных актов, пре­жде всего нормативных актов самого Банка России;

желание и готовность ЦБ РФ четко и последователь­но отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполни­тельной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;

качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы анали­тической;

персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действитель­ном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он пра­вильно отражает эти потребности).

«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вто­рых, что требуется для обеспечения такой степени неза­висимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.

Роль центрального банка Российской Федерации как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Познание и использование функций Центрального банка позволяют четко определить направления его деятельности в экономике страны.

Функция происходит от латинского слова «functio» - исполнение, деятельность, поэтому в самом широком смысле оно означает обязанность, круг деятельности, назначение. Любые обязанности, любая деятельность логично вытекают из целевого назначения соответствующей структуры и задач, стоящих перед ней. В связи с этим целесообразно сначала четко сформулировать цель функционирования Центрального банка, выявить основные задачи, решаемые им, затем перейти к вопросу о его функциях. Деятельность ЦБ РФ подчинена следующим основным целям: обеспечение стабильности покупательской способности и валютного курса национальной валюты, ликвидности банковской системы, созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.

Отсюда логично вытекают основные направления деятельности и задачи, которые решает ЦБ РФ для достижения стоящих перед ним целей. Во-первых, центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот. Во-вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками России, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах. Выполнение этих задач делает Центральный банк «банком банков» и главным расчетным центром страны.

В-третьих, ЦБ РФ поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Все это позволяет называть его банкиром правительства. В-четвертых, в условиях рыночной экономики перед Центральным банком России стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики, значение которого по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает.

Для решения перечисленных задач Центральный Банк Российской Федерации выполняет ряд функций.

Эмиссионная функция . Старейшая функция ЦБ - функция монопольной эмиссии банкнот. Центральный банк, будучи представителем государства, выполняет законодательно закрепленную за ним эмиссионную монополию в отношении банкнот, т.е. осуществляет эмиссию общенациональных кредитных денег. Под эмиссией ЦБ РФ понимается выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме. Хотя банкноты составляют незначительную часть денежной массы, они необходимы для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности банковской системы. Для выполнения эмиссионной функции в ЦБ есть специализированные подразделения, осуществляющие эмиссионно-кассовую работу. В их ведении находится типография, печатающая банкноты. Также изъятие наличных денег из оборота осуществляется Толька Банком России.

Законодательно эмиссионная монополия закрепляется за ЦБ как представителем государства только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет. О монополии за безналичную эмиссию речь не идет. Однако когда говорят об эмиссии, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств для увеличения совокупного денежного оборота. Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, Центральный банк лишь отчасти участвует в депозитно-ссудной эмиссии.

Эмиссия банкнот осуществляется банком России тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуется в средствах массовой информации.

Банкноты ЦБ являются неограниченно законным расчетным средством, и нет других структур, которые бы заменили его в этом качестве и выпускали банкноты как безусловное средство платежа и погашения любых долговых обязательств внутри страны. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Он состоит из 100 копеек. Копейка - это наименование не денежной, а расчетной единицы.

Функция управления золотовалютными резервами . Центральный банк Российской Федерации является их хранителем в стране, выполняя функцию управления золотовалютными резервами. В период золотого стандарта последняя была неразрывно связана с эмиссионной функцией центрального банка. Колебания золотых резервов зависели от платежного баланса и непосредственно отражались на количестве денег, выпускаемых в обращение. После отмены золотого стандарта связь золотовалютных резервов с эмиссией денег заметно уменьшилась. В настоящее время официальный золотой резерв служит в качестве резервного актива и гарантийно-страхового фонда в международных расчетах. Банк России сосредотачивает у себя большое запасы золота. Кроме золота, в центральном банке сосредоточены и запасы валюты. Это могут быть доллары США, фунты стерлингов, японские Йены, евро. Золотовалютные резервы используются для проведения международных расчетов, покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты и других целей.

Функция «банка банков» . Центральный банк непосредственно не работает с юридическими и физическими лицами. Его клиенты - коммерческие банки. Являясь «банком банков», центральный банк хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, служит расчетным центром банковской системы и предоставляет ей кредиты. Как расчетный центр банковской системы, ЦБ РФ выполняет функции регулирующего органа платежной системы страны, он координирует организацию расчетных систем.

Использование Банком России механизма межбанковских расчетов в немалой степени способствует самонастройке и саморегулированию, иными словами, автоматическому действию денежно-кредитных рычагов, влияющих на показатели деятельности коммерческих банков, а за счет этого и на состояние денежного оборота страны.

В соответствии с ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России, предоставляя кредиты национальным банкам, выступает в роли кредитора последней инстанции, организует систему их рефинансирования. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Эту роль он может выполнять благодаря тому, что его эмиссионная деятельность, а также концентрация им резервов коммерческих банков, официальных золотовалютных резервов создает базу для расширения кредитных операций и повышения уровня ликвидности банков. Роль ЦБ как кредитора последней инстанции особенно возрастает в периоды кризисов и кредитных затруднений. Своевременное предоставление кредитов национальным коммерческим банкам позволяет предотвратить неуверенность вкладчиков и не допустить возникновения цепной реакции банковских банкротств.

Исключительно Банк России осуществляет надзор и контроль над банками, чтобы поддержать надежность и стабильность банковской системы, защитить интересы вкладчиков и кредиторов.

Надзор центральным банком за коммерческими банками осуществляется путем выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности и проведение отдельных видов операций, например валютных, с ценными бумагами и др., а также проверки и анализа финансовой отчетности коммерческих банков, ревизии их деятельности, установления различных нормативов и контроля за их выполнением.

Интернационализация банковского дела привела в тому, что в последнее время банковский надзор принимает международный характер. В 1975 г. был создан Базельский комитет банковского надзора. Его заседания проходят в Базеле, в Банке международных расчетов, там же размещается секретариат Комитета. Инициатором создания международного комитета банковского надзора выступил директор Банка Англии Питер Кук, поэтому этот комитет называют еще «Комитетом Кука». В 1977 г. Базельский комитет представил «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью», которые были разработаны и одобрены странами «десятки» и органами банковского надзора во всех странах, включая Россию. В составе 25 принципов, определяющих содержание этого документа, входят требования минимальной величины банковского капитала, проверки органами надзора политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредитов и инвестированием капиталов, управление кредитными и инвестиционными портфелями, общей политики банка по управлению рисками.

Функция банкира правительства . ЦБ России тесно связан с государством и выступает кассиром правительства, его кредитор, финансовый консультант. Счета правительства и правительственных ведомств открыты в центральном банке. Доходы правительства, которые поступают от налогов, займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства или министерства финансов в ЦБ и с него правительство оплачивает все свои расходы.

Функция денежно-кредитного регулирования . Центральный банк совместно с правительством разрабатывают и реализуют единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется ЦБ путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Объектом данного регулирования является также валютный курс национальной денежной единицы - рубля. Это воздействие может оказываться как административным, так и экономическим путем.

Административное воздействие осуществляется через установление прямых ограничений на деятельность банков, лимитов кредитования, «потолков» ставок процента и т.п., а также путем жесткого законодательного разделения функций между различными видами банков.

Экономическими методами денежно-кредитного регулирования считаются изменение ставок процента (учетная политика), регулирование норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. В рамках денежно-кредитного регулирования Центральный банк осуществляет государственную валютную политику. Он поддерживает режим обменного курса рубля, регулирует его, проводит валютные интервенции.

Внешнеэкономическая функция . В процессе своей деятельности Центральный Банк проводит всю работу по международным расчетам, платежному балансу, движению валютных ценностей, сотрудничает с Центральными Банками других стран, международными валютно-кредитными организациями, т.е. выполняет внешнеэкономическую функцию.

По мере развития экономики происходит изменение содержания отдельных функций и их значения в деятельности Банка России. Так, с отменой размена кредитных денег на золото уменьшилось значение функции эмиссионной монополии, которая в эпоху золотого стандарта играла ведущую роль в обеспечении стабильности денежного обращения. В настоящее время она все больше принимает характер технической функции - снабжение экономики наличными банкнотами, необходимыми для оплаты мелких покупок. Широкое распространение электронных платежей ведет к снижению роли Банка России как расчетного центра. Одновременно усложняется и расширяется функция банковского надзора, но при этом прослеживается тенденция передачи ее выполнения специальным надзорным органам.

Для эффективного функционирования его задачи и функции должны быть чётко определены и закреплены на законодательном уровне. На текущий момент в большинстве стран мира центральные банки решают три ключевые задачи:

  1. обеспечение устойчивости национальной денежной единицы (таргетирование инфляции);
  2. обеспечение надежности денежно-кредитной системы страны;
  3. обеспечение эффективного функционирования платежной системы страны.

Для выполнения вышеуказанных задач центральный банк, с одной стороны, должен быть полностью независимым от правительства, но с другой стороны, при проведении действия центрального банка должны быть согласованны с действиями органов государственного управления.

Независимость центрального банка является ключевым аспектом и в последнее время имеет политический подтекст. В частности, принял решение, согласно которому страна, которая не обеспечила на законодательном уровне и в практической деятельности высокую степень независимости своего центрального банка, не может быть членом Объединенной Европы.

Выделяют экономическую и политическую независимость центрального банка.

Под экономической независимостью понимают возможность использования центральным банком имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. То есть центральный банк наделён определённым кругом полномочий, направленных на принятие оперативных решений при проведении денежно-кредитной политики.

Под политической независимостью понимают уровень самостоятельности центрального банка во взаимоотношениях с правительственными органами при назначении руководства банка и при разработке и проведении денежно-кредитной политики.

Функции центрального банка

Опираясь на мировой опыт, можно сформулировать основные функции центрального банка:

  1. . Центральному банку страны, как правило, принадлежит монопольное право эмиссии (создания) наличности ( и ). Что касается депозитных денег, то их эмитируют (выпускают) как центральный банк, так и коммерческие банки. Центральный банк выпускает депозитные деньги путем коммерческих банков, кредитования правительства, проведения и на .
  2. Регулирование денежного рынка путем использования инструментов денежно-кредитной политики. В современных условиях это — важнейшая функция центрального банка. Он занимается разработкой и реализацией денежно-кредитной политики с целью обеспечения в конечном итоге устойчивого развития экономики через .
  3. Банк банков . Центральный банк осуществляет кредитно-расчетное и кассовое обслуживание коммерческих банков. Он выступает для банков , обеспечивает надежное и эффективное функционирование .
  4. и . Эта функция тесно связана с предыдущей. В последнее время наблюдается тенденция расширения регулятивной, а в некоторых странах и надзорной функции центрального банка, что обусловлено глобализацией банковского дела, повышением уровня .
  5. Банк правительства . Выполняя эту функцию, центральный банк осуществляет кредитно-расчетное обслуживание центральных органов власти, выступает в роли платежного агента правительства по обслуживанию , а также в качестве его финансового советника и консультанта.
  6. Формирование и управление . Центральный банк использует резервы для покрытия дефицита