Общедомовые нужды на тепловую энергию. Одн за отопление

В январе мы выставили квитанции по новым правилам - включили ОДН в состав платы за содержание жилого помещения . Законодатели обещали, что этот перенос - формальность. А по факту суммы в платёжных документах выросли в 4-5 раз.

Так получилось потому, что плата устанавливалась по нормативу, как этого требует ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ . Можно ли выставлять платежи по-другому? Минстрой РФ в последнем письме от 14 февраля объясняет, начислять плату за ОДН по счётчикам или по нормативам.

Разъяснения Минстроя РФ

Вы ожидаете, что Минстрой РФ ответил в письме на горячие вопросы:

  • как посчитать ОДН по ОДПУ, какой период брать?
  • что делать, если объём ОДН за расчётный период вышел отрицательный?
  • что УО делать с деньгами, если оплата по нормативу будет выше, чем по показаниям ОДПУ?
  • можно ли в следующем месяце выставить плату по показаниям ОДПУ, если в это месяце насчитали по нормативу?

Напрасно. На эти вопросы ведомство ответов не даёт.

Минстрой РФ признаёт , что размер расходов на оплату ГВС, ХВС, электроэнергии, отведения сточных вод может быть ниже норматива потребления КУ на ОДН, который установил регион. Это возможно, когда расчёт размера платы за перечисленные КУ производится по ОДПУ.

Если МКД оборудован ОДПУ и раньше плата начислялась по его показаниям, Минстрой РФ считает возможным начислять плату в размере ниже, чем установленный норматив, исходя из фактического потребления коммунальных услуг на ОДН.

Фактическое потребление будет рассчитываться как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и нормативов потребления КУ . Фактический объём распределяется между собственниками помещений МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.

Чтобы включить эти расходы в жилищную услугу, проводить ОСС не нужно, потому что такое включение считается первоначальным.

Минстрой РФ напоминает , что размер расходов на КУ, необходимых для содержания общего имущества в МКД , определяется по нормативам потребления таких КУ (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Нормативы же устанавливают органы государственной власти субъекта РФ. Сделать это они должны до 1 июня 2017 года.

Если в регионе пока не приняты новые нормативы, расчёт производится по действующим нормативам.

ОДН по счётчикам

Главная мысль письма Минстроя РФ - переход с расчёта платежей по нормативу на фактическое потребление возможен, если в МКД установлены ОДПУ . Более того, установленные в регионах нормативы не запрещают управляющим организациям делать расчёт по показаниям приборов учёта.

С 1 января ОДН стали жилищной услугой. Если раньше плата производилась по показаниям счётчиков, то теперь управляющие организации должны использовать норматив потребления КУ на ОДН. Завышать платёж в квитанциях нельзя. Сверхнорматив оплачивают управляющие организации, если другое решение не принято на ОСС.

Минстрой РФ решил опубликовать разъяснения по начислению платы за ОДН , потому что возникла законодательная коллизия. По ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ управляющие организации могут выставлять платежи только по нормативам, которые утвердил субъект РФ.

Получается, что платежи выше или ниже норматива оказались незаконными. А показания ОДПУ часто ниже норматива.

Минстрой РФ уточнил: если фактические расходы по показаниям ОДПУ на ОДН меньше норматива, управляющие организации могут начислять плату по фактическому объёму потребления.

А что вы думаете по поводу начисления платы за ОДН ? Как вы рассчитали расходы на ОДН в январе, по нормативу или по фактическому потреблению? Рассказывайте в комментариях.

С января 2017 года в квитанциях по коммунальным начислениям отсутствует графа об оплате общедомовых нужд. С этого времени информация по стоимости данных услуг содержится в разделе общего имущества. Каким образом по новым правилам происходит начисление суммы, которую необходимо заплатить за общедомовые нужды?

К старой схеме расчета затрат на данные услуги УО многоквартирных домов привыкли. К сожалению, эта система была радикальным образом модернизирована. По какому принципу определяется сумма денежных средств, подлежащая оплате за общедомовые нужды многоквартирного дома в 2018 году?

Что представляет собой оплата общедомовых нужд

В ОДН включаются издержки, которые были понесены в ходе эксплуатации жилого фонда. Необходимо отметить, что к общедомовым нуждам можно отнести широкий спектр затрат. От ремонта кровли до замены кодового замка в подъезде. В процессе восстановления крыши могут быть использованы киловатты электроэнергии, которую расходовали электрические инструменты.

Скачайте полезные образцы документов:


Ранее коммунальные услуги были четко тарифицированы и оплата по ним зависела от количества лиц, прописанных в квартире.

Модернизация рыночной ситуации привела к тому, что каждая компания-поставщик ресурсов хочет получить 100 % финансовых средств за предоставленные ресурсы, независимо от того, существуют ли у ее потребителя какие-либо проблемы. Этот факт повлиял на пересмотр системы вычисления размера оплаты общедомовых нужд как для собственников жилых помещений в МКД, так и для УО.

Зачастую на практике объем используемых владельцами квартир ресурсов не соответствовал тем величинам, которые показывали приборы компаний-поставщиков. Получалось так, что доля израсходованного электричества, воды, газа, тепла оказывалась неоплаченной. УК не имеют возможности рассчитываться за неучтенные по индивидуальным счетчикам услуги.

Так сформировался термин «общедомовые нужды» в виде отдельной позиции в квитанциях об оплате коммунальных услуг. Главная задача этой статьи затрат - компенсация разницы между показаниями индивидуальных приборов учета используемых ресурсов и реальных их расходов.

Оплата общедомовых нужд с 2017 года является обязанностью собственников квартир в МКД. С этого года нет никакой необходимости рассчитываться за расходы соседа по МКД или невнимательность управляющей организации, когда коммунальные ресурсы недоучитываются из-за неправильной работы приборов их регистрации.

  • Ремонт общедомового имущества: виды, оплата, получение софинансирования

Как законодательно регулируется оплата услуг на общедомовые нужды

Законодательная документация, на базе которой на сегодняшний день совершается вычисление размеров оплаты общедомовых нужд, состоит из:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
  • ПП № 344 и 354 и приложения к ним «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • ФЗ № 176 от 29.06.2015.

Выделение специальной строчки в квитанциях на оплату общедомовых нужд доказало то, что такой метод подачи сведений вызывает большое количество недопониманий со стороны собственников. В связи с этим рабочий процесс управляющей организации превратился в бесконечный поток формирования ответов на претензии и жалобы собственников жилых помещений и расшифровки всех расчетов по данной статье расходов.

Получается, что лишнее информирование приводит исключительно к увеличению недоразумений в отношениях собственников и УК и игнорированию во многих случаях оплаты «нечестных», с точки зрения жильцов, трат на содержание коллективного имущества. В связи с этим Государственная дума Российской Федерации подписала закон № 176-ФЗ, предусматривающий исключение из квитанции отдельной строки по оплате общедомовых нужд с 1 апреля 2017 года.

Но период вступления закона в силу был отложен до первого января 2017 года по причине нерасторопности государственных органов, управляющих компаний, предприятий – поставщиков ресурсов.

Как изменились правила оплаты общедомовых нужд с 2017 года

Осенью 2015 года Государственная Дума Российской Федерации обсуждала внесение изменений, посредством принятия федерального закона, в ЖК Российской Федерации и в ту документацию, которая имеет непосредственную взаимосвязь с отраслью коммунального сервиса. За данный проект проголосовало большинство депутатов, после этого он был одобрен президентом Российской Федерации.

Нововведение, которое хотели зафиксировать в статье № 154 ЖК Российской Федерации, в нем пока не указано, т. к. передвинуто по срокам до 2017 года, но оно изложено в законе, о котором мы говорили выше.

  • уход за жилым помещением и проведение необходимых ремонтных работ;
  • вода (холодная и горячая), электроэнергия, тепловая энергия, применяемые для должного ухода и ремонта;
  • отвод канализационных вод, образующихся в процессе ухода и ремонта.

На основании этого можно сделать вывод о том, что оплата общедомовых нужд с января 2017 года является не коммунальным сервисом, как это было ранее, а непосредственно содержанием жилья. Данное нововведение по вышеуказанной статье расходов не вступило в законную силу в апреле 2016 года, оно перенесено на январь 2017.

Чего же ожидать собственникам жилых помещений в МКД и арендаторам, которые оплачивают услуги ЖКХ, в 2018 году?

Показатель либо норматив, который принимается в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно, не утратит своего качества коммунального сервиса, сохранившись в этой строчке в квитанциях об оплате. А все то, что будет выходить за границы установленного показателя, будет переквалифицироваться в графу оплаты общедомовых нужд.

В связи с тем, что сведения списываются с общедомового счетчика, то вытекает вполне логичный вывод о том, что данное устройство необходимо установить в каждый МКД. В противном случае разница между принятым показателем в субъекте РФ и реальными сведениями будет вычисляться с ошибками, что в обязательном порядке создаст проблемы в отношениях управляющей компании и собственников жилых помещений (претензии, жалобы, судебные иски, непрекращающиеся перерасчеты и т. д.). Установить данный прибор должна хозяйствующая организация, которая содержит МКД. Для того чтобы не появились конфликтные ситуации из-за оплаты общедомовых нужд, управляющие компании до января 2017 года обязаны были такие счетчики поставить. Также УК за данное время могли просчитать то, какие МКД являются энергорезультативными, а какие, к сожалению, нет.

Помимо этого, до ноября 2016 года осуществлялась процедура вычисления и принятия новых нормативных показателей в каждом субъекте Российской Федерации. Установленные значения и являются основой при расчете размера оплаты общедомовых нужд. Также следует отметить то, что изменение нормативов всегда происходит в сторону их увеличения. В связи с этим собственники жилых помещений достаточно сильно заинтересованы в том, чтобы установить индивидуальный прибор учета использования ресурсов в своих жилых помещениях.

Данные счетчики отображают реальное количество потребленных воды, газа, электроэнергии, тепла. Если же собственник не захочет устанавливать такие приборы у себя в квартире, то он окажется в невыгодной ситуации. Поскольку расчет размера оплаты общедомовых нужд осуществляется на основе норм, это не всегда соответствует реальному объему использования ресурса, который сильно превышает нормативный показатель; этот избыток потребления перераспределяется на всех собственников жилых помещений данного дома, что в свою очередь вызывает недовольство тех жильцов, у которых индивидуальные счетчики установлены.

Также следует сказать и о том, что задолженности по коммунальным услугам, по сведениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на сегодняшний день превышают отметку в один триллион рублей. 25 % из них - неоплата собственников жилых помещений и юридических лиц, 75 % непогашенных счетов числится за УК.

И еще один важный момент: с января 2017 года размер оплаты общедомовых нужд не может выходить за границы принятого в данном регионе Российской Федерации нормативного показателя.

Переход на оплату по нормативам вызвал неоднозначное отношение. Управляющие организации перестраивают свою политику работы с расходами КР на общедомовые нужды с целью минимизации расходов. Однако для этого надо сначала определиться с тем, выросла плата или уменьшилась. Однозначного ответа тут тоже нет, потому что цифры отличаются даже для однотипных домов. В то же время есть общие закономерности, о которых стоит рассказать.

Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.

В этой связи хотим напомнить управляющим организациям о необходимости верно учитывать в расчетах площади, относящиеся к общедомовому имуществу. Если в доме происходят какие-то изменения, то их надо своевременно фиксировать, чтобы не получить штрафа. Например, при огораживании жильцами части тамбура в подъезде или сдаче помещения в подвале арендаторам эти площади из общей собственности исключаются.

  • Коммунальные платежи: структура, способы оплаты, ответственность за задолженность

Мнение эксперта

Сроки внесения изменений и последствия отсутствия перерасчета

Олеся Лещенко ,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»

Любовь Чеснокова ,

шеф-редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Необходимо напомнить о том, что новые Правила оказания услуг в коммунальной сфере вступают в силу с января 2017 года. Отложенного периода для предоставления квитанции по оплате общедомовых нужд на законодательном уровне не предусмотрено. Это говорит о том, что изначально эта статья должна была вноситься в состав оплаты за квартиру в платежном документе за услуги, предоставленные в январе. Но таких УК единицы. Многие компании не смогли поменять процедуру вычисления оплаты общедомовых нужд за одно мгновение и теперь задумались о том, как выйти из сложившейся ситуации. Нужен ли перерасчет за январь – март? Необходимо как минимум удостовериться, что вы не начислили оплату общедомовых нужд в объеме, превышающем границы нормативных показателей. Начало сроков для изменения способа начислений – январь.

Если отказаться от перерасчета, есть риск быть оштрафованным ГЖИ РФ. Правда, пока инспекторы не определились со статьей КоАП Российской Федерации, по которой будут применяться санкции.

Возможно, вы заняли выжидательную позицию и вообще не начисляли оплату общедомовых нужд за январь, февраль, март. В данном случае оснований делать дополнительные начисления нет.

К каким негативным последствиям привели изменения в оплате общедомовых нужд

Согласно новым поправкам в законе оплата общедомовых нужд с 2017 года стала вычисляться по усложненной формуле. Теперь при расчете надо учитывать площади помещений общего пользования, а также - самое главное - нормативные показатели. В феврале собственники квартир получили квитанции на оплату общедомовых нужд и пришли в ужас. Сумма увеличилась в два-три раза.

Как так получилось? Во-первых, многие субъекты Российской Федерации сильно завысили множитель в формуле оплаты общедомовых нужд, то есть нормативные показатели. Например, в Ингушетии эта величина по потреблению электроэнергии оказалась преувеличена в двадцать пять раз.

Во-вторых, многие управляющие компании повели себя недобросовестно. При вычислении размера оплаты общедомовых нужд они учли те нежилые помещения, которые никогда не эксплуатировались. Это привело к тому, что размер расходов на них увеличился в разы. Есть МКД, в которых установили датчики движения, энергосберегающие лампы и прочее. Собственники квартир в таких домах особой разницы в размере оплаты общедомовых нужд не увидели.

После вступления в силу нововведений в законодательство владельцы помещений могут организовать собрание и принять решение о переходе на расчет общих расходов по приборам учетов ресурса. Если используешь больше нормативного показателя, платишь по цене норматива. А все остальное - это проблемы УК, которая содержит данный МКД. Она должна эффективно работать и находить те места, из-за которых возникают дисбалансы.

Что входит в оплату общедомовых нужд: расходы на ОДН

Большинство собственников считает, что в оплату общедомовых нужд входят финансовые траты на:

  1. освещение подъезда и придомовой территории;
  2. уборку нежилых помещений;
  3. отопление подъездов и технических помещений.

Кроме этих расходов энергоресурсов на общедомовые нужды они также включают еще ряд позиций.

По электроснабжению:

  • лифтов;
  • насосов водоснабжения;
  • сигнализации и домофонов;
  • дежурного освещения подвальных и чердачных помещений;
  • технологических потерь внутри многоквартирного дома, которые имеют связь с особенностями установленного в нем электрооборудования.

По водоснабжению:

  • уборка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов на придомовой территории;
  • промывка коммуникаций;
  • потеря внутридомовых водопроводных сетей;
  • опрессовка тепловой сети;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Включать помимо вышеуказанных расходов другие статьи в оплату общедомовых нужд запрещается на законодательном уровне.

Это имеет отношение также к счетам за потребленные ресурсы организациями или частными фирмами, которые располагаются в МКД.

Данное положение должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения многоквартирного дома для размещения своего оборудования. При установке на крыше здания телевизионной антенны она может обслуживать несколько собственников квартир, а вот включить финансовые траты на содержание подобного оборудования в оплату общедомовых нужд запрещено законом. Расходы по эксплуатации энергоресурсов обязан нести провайдер.

Как УК выбрать выгодный способ расчета за КР на СОИ

В связи с произошедшими изменениями в порядке оплаты ОДН у управляющих организаций появилась возможность выбора способа расчета с ресурсовиками. Общедомовое собрание вправе выбрать определение объема КР на СОИ по:

  • показаниям коллективных счетчиков;
  • нормативу потребления.

Решение принимают жильцы, но делается это обычно с подачи управляющей организации. Собственники квартир обычно так глубоко не вникают в сложные вопросы обслуживания многоквартирных домов. Поэтому именно УК следует проконсультировать жителей по вопросам выбора наиболее выгодного способа.

Для управляющей компании между двумя названными вариантами оплаты имеется существенная разница. При расчетах по нормативу может появиться расхождение между тем счетом, который приходит от ресурсовика, и начислениями КР на СОИ владельцам квартир. Эта разница может быть для УК и положительной (появляются дополнительные свободные средства), и отрицательной (приходится доплачивать РСО из собственного кармана).

Если расчет происходит по показаниям общедомовых счетчиков, то никакой разницы не появляется. Весь учтенный объем КУ распределяется между собственниками помещений.

Чтобы понять, стоит ли переходить на расчеты по коллективным приборам учета, специалистам управляющей организации нужно провести расчеты. В ходе них подсчитываются объемы реально потребляемых на содержание общедомового имущества ресурсов. Эти значения сравниваются с тем, что предусматривается в нормативе.

Данный расчет можно выполнить журнала « ». В материале рассмотрены и другие вопросы, касающиеся правильного подбора УК способа расчетов за КР на СОИ с ресурсоснабжающими организациями.

Как производится расчет оплаты общедомовых нужд

Исследуем два способа вычисления размера оплаты общедомовых нужд: с установленным счетчиком и без него.

Вариант 1. Общедомовые нужды в МКД при наличии коллективного прибора учета используемых ресурсов.

В ситуации когда в доме установлен счетчик, при вычислении общедомовых нужд в первую очередь с него снимают показания. Данный прибор учитывает объем потребленного всем МКД ресурса за требуемый временной период.

Далее производится операция суммирования показаний индивидуальных счетчиков - это приборы, которые стоят в жилых помещениях МКД. Для того чтобы баланс расхода ресурса во всем МКД был составлен достоверно, очень важно, чтобы все сведения были поданы в УК одновременно.

После вышеописанных процедур осуществляется разделение общедомовых нужд на всех собственников жилых помещений МКД. Это рассчитывается так: уровень ресурса, потребленного на обслуживание нежилых помещений, делят на общую площадь МКД.

А для того чтобы вычислить размер оплаты общедомовых нужд на каждую квартиру, значение на один квадратный метр здания умножают на площадь каждого жилого помещения в МКД. Получив объем общедомовых нужд на конкретное жилое помещение, оплату за него рассчитывают по тарифам, утвержденным в субъекте РФ.

Вариант 2. Расчет общедомовых нужд в многоквартирном доме без ОПУ.

При неустановленном общедомовом приборе учета в многоквартирном жилом здании объем горячей и холодной воды, а также электричества рассчитывается умножением нормы потребления на площадь общего имущества в доме. Получившуюся сумму делят на всех владельцев пропорционально метражу их квартир.

Утверждением тарифов и нормативов ОДН занимается ФСТ (Федеральная Служба по Тарифам), на ее сайте можно изучить показатели для вашего региона.

Вариант 3. Наличие в МКД автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

Такое оборудование может в заданное время (например, каждый час) снимать и передавать показания о расходе коммунальных ресурсов на сервер РСО. В этом случае оплата КР на СОИ рассчитывается исключительно по показаниям автоматизированной системы учета.

Важной особенностью «умных» приборов учета является возможность одномоментного снятия их показаний. Например, в многоэтажных домах уже внедряются АСКУЭ – автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии. Они могут снимать показания на один и тот же момент времени со следующих приборов учета:

  • общедомовых;
  • установленных в каждой квартире;
  • установленных во всех нежилых помещениях.

В таком случае исчезает главная причина искажения показаний счетчиков – человеческий фактор. Абонентам не нужно самим считывать цифры на ПУ, передавать и проверять, правильно ли их принял адресат. Система самостоятельно опрашивает находящиеся в МКД счетчики и отправляет информацию на сервер. Специалист будет видеть на компьютере все расходы электроэнергии, происходящие в жилом доме.

Для управляющей организации внедрение АСКУЭ выгодно тем, что такая система позволяет экономить на расчетах с РСО. При ее наличии быстро обнаруживаются точки воровства электроэнергии. Оператор, отслеживающий каждые 30-60 минут расходы энергии, сразу увидит, на каких участках потребление резко возрастает, а также где происходит подключение в обход приборов учета.

Появление в многоэтажке АСКУЭ должно быть одобрено на общедомовом собрании. Такие системы могут рассчитывать не только электроэнергию. Специализированные компании занимаются также установкой приборов для комплексного учета расхода воды и тепла.

При установке автоматизированной системы оплата за КР на СОИ будет равняться реальному потреблению ресурсов. Ее размер в случае с тем же электроснабжением останется в зависимости только от количества работающего в доме оборудования. Если общедомовые нужды заключаются лишь в наружном освещении входных групп, то плата будет минимальной.

Появление АСКУЭ позволит выявить места перерасхода энергии. Например, в одном из домов после перехода на такую систему рассчитывали на резкое снижение КР на СОИ, но его не произошло. По упорядоченным и регулярно снимаемым показаниям определили, что в подвале установлен насос мощностью 2 кВт, работающий в непрерывном режиме. Его поменяли на более экономичную модель, и ежемесячная плата за электричество на общедомовые нужды заметно снизилась.

  • Содержание общедомового имущества: порядок работ и расчет тарифов на их выполнение

Как определяется оплата воды на общедомовые нужды

Это объем водных ресурсов, в соответствии с общедомовым счетчиком, который является большим по значению, чем сумма показателей приборов индивидуального потребления, и принимается в качестве расхода воды на потребности всего МКД. Данный показатель характеризуют следующие моменты:

  • количество используемой воды для уборки нежилых помещений, придомовой территории и т. д.;
  • объем водных ресурсов, который превышает границы суммируемых показаний счетчиков индивидуального потребления;
  • уровень достоверности данных приборов учета.

Расходы водных ресурсов на коллективное имущество оказывают влияние на размер оплаты общедомовых нужд в наименьшем объеме. Так как, следуя статистическим данным, на уборку придомовой территории и помещений совместного пользования тратится приблизительно пятьдесят кубометров воды ежемесячно. Это значение составляет не более 2 % от размера оплаты общедомовых нужд.

Отсутствие достоверной информации возможно лишь из-за двух факторов.

1. Если собственники квартир не подают показания приборов учета по причине своей нерадивости или из-за их отсутствия. В такие моменты в течение трех месяцев владельцам жилых помещений будет начисляться стоимость коммунальных услуг по нормативам. Как правило, этот показатель серьезно превышает уровень потребляемого водного ресурса в реальности. В следующие месяцы стоимость коммунальных услуг вычисляется по нормативным показателям на количество прописанных в жилом помещении граждан. Бывают и такие ситуации, когда в квартире официально зарегистрировано два человека, а проживает пять, шесть, сумма, выставленная за коммунальные услуги, будет серьезно ниже цены реально используемого ресурса. Кто же вынужден будет рассчитаться за потребленные, но неоплаченные воду, свет и прочее? Естественно, другие собственники, так как разница в показаниях общедомового счетчика и индивидуальных приборов распределяется на всех жильцов дома. В квитанции эта графа называется оплата общедомовых нужд.

2. Неправильная работа прибора учета потребляемых ресурсов. На законодательном уровне принято постановление № 354 о том, что УО в обязательном порядке должна содержать счетчики в исправном состоянии. Но собственники жилых помещений не во всех случаях своевременно информируют управляющую организацию о поломке приборов. Эта ситуация сильно затягивается, и достаточно длительное время показатели счетчиков не являются достоверными. А водный ресурс, потребляемый собственниками, продолжает не учитываться. Поскольку расчет проводится по коллективному прибору на здании, оплату общедомовых нужд будут совершать все жильцы данного МКД.

Некоторые недобросовестные собственники помещений пытаются физически воздействовать на счетчики индивидуального учета потребления ресурсов (устанавливают специальные приспособления, влияющие на их работу). В такой ситуации показатели также не являются достоверными, что способствует увеличению размера оплаты общедомовых нужд.

Всем хорошо известно, что любой прибор может работать с определенным процентом погрешности. В документах на счетчик воды указано, что такое отклонение может составлять до 5 %. Кроме этого, использование водного ресурса за границами минимального и максимального предела прибором просто не может быть показано (напор воды более тридцати литров в минуту не учитывается данным прибором).

При расчете потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников);
  • промывки коммуникационных сетей;
  • ресурса, отведенного на мытье лестничных площадок.

При учете горячей воды в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях;
  • сброса воды в стояке;
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все площади дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в здании, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации коллективного досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержатся в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий;
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий;
  • этажность и количество подъездов;
  • наличие общедомовых приборов учета воды.

Норматив на оплату общедомовых нужд по водоснабжению равен:

Норматив = Норматив субъекта РФ х (количество проживающих/площадь помещения)

Нормативы потребления на общедомовые нужды по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном субъекте и представлены как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц.

Порядок оплаты общедомовых нужд по отоплению: 3 способа

Рассматривается три способа начислений.

Способ 1. Расчет платы без приборов учета.

Производится по специальной формуле, в которой:

  • N – норматив удельного расхода тепла на 1 кв. м жилых помещений, который ежегодно устанавливается органами власти в регионах, имеет выражение Гкал/м2;
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), устанавливается органами местного самоуправления.

P = N x S x T

В счете, который получает собственник, отдельными строками выделена стоимость за обогрев его личной жилой площади и ставка за подачу отопления в помещения общего пользования. Для того чтобы вынудить жильцов установить общедомовой счетчик потребления тепла в домах, где это реально осуществить (не везде имеется техническая возможность), к оплате общедомовых нужд по отоплению применяется повышенный коэффициент, который в 2017 году составляет 1,6.

Органы местного самоуправления при установлении тарифа на обогрев домов учитывают стоимость самого энергоносителя, выплаты за труд работникам, вовлеченным в процесс предоставления услуги, также принимается во внимание средний показатель температуры окружающей среды в том или ином отопительном сезоне. Каждый год производится утверждение ставки, вычисленной на основании имеющихся данных, а в конце сезона, когда уже точно известна средняя температура воздуха на улице, бухгалтерия поставщика производит перерасчет, о результатах которого собственники жилья узнают в начале лета. Итог будет учтен только в будущем отопительном сезоне. Либо собственнику выставляется цена израсходованной сверх предусмотренного количества тепловой энергии, либо в следующем сезоне он платит меньшую сумму, так как температура воздуха в прошедшем году была выше расчетной. А значит, расход тепла оказался ниже.

Способ 2. По общедомовому счетчику.

Если в доме имеется коллективное устройство измерения потребления тепла, то дело обстоит гораздо проще. При расчете платы за обогрев учитываются показания по общедомовому счетчику, которые снимаются регулярно во время отопительного сезона (обычно раз в месяц). Расходуемый ресурс умножается на тариф, и производится распределение между жильцами по следующей формуле:

P = Qобщ х S / Sобщ х Т , где:

  • Qобщ – количество израсходованного тепла (Гкал) согласно общедомовому прибору учета;
  • Sобщ – площадь всех квартир, нежилых и подсобных помещений здания (кв. м);
  • S – отапливаемая площадь в кв. м (не включает балконы, веранды, террасы);
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), утверждается органами местного самоуправления.

Способ 3. По индивидуальному счетчику.

Если приборы учета стоят в каждой квартире, то возможно и начисление оплаты в индивидуальном порядке, но в здании также должен быть установлен общий счетчик, чтобы в дальнейшем можно было разделить разницу на всех жильцов пропорционально площадям их помещений.

Используется формула:

Р = (Qкв + Qодн х S / Sобщ) x T , где:

  • Qкв – количество тепла, зафиксированное индивидуальным устройством за расчетный период;
  • Qодн – расход тепла на нужды всего дома (разница между сведениями общественного счетчика и суммой показаний индивидуальных устройств);
  • S, Sобщ, T – аналогично предыдущим формулам.

Как рассчитывается оплата за общедомовые нужды по электроэнергии

Вычисление используемой услуги ЖКХ на общедомовые нужды многоквартирного дома имеет непосредственную зависимость от следующих моментов:

  1. имеется ли общедомовой счетчик ресурсов;
  2. установлены ли приборы индивидуального учета потребляемых услуг;
  3. площади жилых и нежилых помещений в МКД.

Необходимо проанализировать систему расчета оплаты электроэнергии на элементарных примерах. Достаточно популярная ситуация: в МКД установлены коллективные приборы учета потребляемых ресурсов, а в жилых помещения данного дома они имеются лишь частично. В такой ситуации общедомовые нужды будут вычислены следующим образом:

ОДН кв. № 1 = (О – К – Н) × ПК / ПД , где

  • ОДН квартиры № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • О – суммарное общедомовое использование ресурса;
  • К – суммарное потребление ресурса в жилых помещениях данного дома;
  • Н – суммарное потребление ресурса в местах общего пользования;
  • ПК – общая площадь конкретной квартиры;
  • ПД – суммарная общая площадь всех помещений МКД.

В словесном варианте данная формула будет звучать следующим образом: размер ОДН на электричество, потребляемое определенной квартирой или помещением общего пользования, пропорционален отношению общей площади данного помещения к суммарной площади всего МКД, а также к электроэнергии, которая осталась не охвачена показаниями индивидуальных счетчиков и нормативными расчетами потребления данного ресурса.

Описанный выше процесс расчета оплаты за использование электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, соответствует формуле № 13 в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.11 № 354.

Как же осуществляется вычисление электроэнергии ОДН тогда, когда прибор общедомового учета потребления ресурса не установлен? Ответ на данный вопрос зафиксирован в формуле № 17, прописанной в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». На законодательном уровне приняты нормативы ОДН использования ресурсов электроэнергии, которые и являются базой для вычислений.

Формула выглядит следующим образом:

ОДН кв. №1 = Н × ПП × ПК / ПД, где

  • ОДН кв. № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • Н – потребление на ОДН по установленным в законодательстве нормативам;
  • ПП – Суммарная площадь помещений общего пользования в МКД;
  • ПК – общая площадь конкретного жилого помещения;
  • ПД – общая площадь помещений МКД.

Итог осуществленных вычислений процента электроэнергии на общедомовые нужды, который приходится на жилую квартиру или помещение общего пользования, складывается с учетом расходов по индивидуальному прибору учета ресурсов или нормативу. Итоговое значение прописывается в квитанции по ЖКУ в графе оплаты общедомовых нужд.

  • Электроэнергия по ОДН: расчет и экономия

В каком порядке заключается договор на оплату общедомовых нужд

В целях энергосбережения и повышения эффективности потребления ресурсов жильцы многоквартирного дома могут заключить соответствующий договор. В нем важно согласовать основные моменты, которые повлияют на дальнейшие отношения с компанией-поставщиком.

Сторонами договора выступают собственники помещений в МКД и УК (жилищный, специализированный кооператив, товарищество и т. д.). Владельцы могут также дать право вышеперечисленным организациям на подписание соглашения от имени и в интересах жильцов с компанией – исполнителем услуг по энергопоставкам.

Предметом контракта о выполнении работ (обслуживании) может быть не только деятельность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета, но и предварительное энергетическое обследование, а также проведение мероприятий по повышению энергоэффективности оборудования. Договор может распространяться не только на общедомовые, но и на индивидуальные счетчики.

В соглашение необходимо включить плановые показатели экономии, порядок ее расчета. Размер не должен учитывать разницу, полученную с помощью установления счетчиков. Бережливость должна быть достигнута эффективным расходованием энергоресурсов.

Данный вид контракта в качестве обязательного условия включает срок выполнения работ. Он может быть указан единовременно или разбит на этапы. Стоимость – тоже существенное условие. Она определяется из расчета сэкономленных энергоресурсов. Разумеется, оплата по договору не может быть выше показателя эффективности самих мероприятий. Иначе теряется смысл данной услуги. Таким образом, расчет производится непосредственно после подтвержденного сбережения в соответствующем периоде.

Контракт может содержать условия о сроке гарантии на достигнутый результат по экономии, который продолжается от одного до трех лет. В течение этого периода исполнитель несет ответственность в случае нарушения эффекта бережливости. Разумеется, без обучения персонала специальным условиям эксплуатации оборудования рассчитывать на сохранение результата экономичности на долгий срок не приходится. Помимо этого, обязательно должно проводиться техническое обслуживание всех приборов.

Оплата коммунальных услуг на общедомовые нужды: судебная практика

Поправки в отношении ОДН повлекут за собой собственную практику судебного порядка. До момента, когда задуманные изменения начнут действовать как положено, потребуется утрясти многие нюансы.

Что касается наработок, предшествовавших корректировке ранее действующих норм, то таковые весьма обширны и охватывают почти всю территорию Российской Федерации. Отметить можно судебную практику Президиума ВС РФ № 4 от 23.12.2015. В частности, в упомянутом обзоре кроме прочих рассматривался вопрос отсутствия общедомовых приборов учета сточных вод в многоквартирных домах и начисления оплаты за водоотведение в отношении ОДН. Было установлено, что норматив водоотведения должен соответствовать объему воды, поданной из источников централизованного водоснабжения.

Но в то же время ВС Российской Федерации установил, что количество канализационных стоков должно определяться исходя из нормативов потребления услуги водоотведения. Но такого норматива нет. Следовательно, оплаты общедомовых нужд на водоотведение быть не может. Это сделало строку «водоотведение на ОДН» неправомерной. Еще один важный момент касается внедрения общедомовых счетчиков. ФЗ № 261 от 23.11.2009 обязал собственников установить коллективные приборы учета на здание.

Если сами жильцы не решают вопрос со счетчиком, это должна была сделать ресурсоснабжающая компания. При этом плата за установку прибора вносится собственниками равными долями в течение пяти лет. На практике ресурсоснабжающие компании требовали немедленного расчета.

Определение ВС РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013 разрешило спор. Оплачивать установку общего счетчика должна УК, но вносить требуемую сумму можно в течение пяти лет. Пока нельзя сказать, как отразятся новые поправки на собственниках квартир. Следует дождаться утверждения нормативов по всем регионам и практики их действительного применения.

Может ли жильцами не вноситься оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме

За несвоевременную оплату общедомовых нужд существует такая же ответственность перед законодательством, как и за игнорирование счетов по услугам ЖКХ, которые были использованы собственниками в жилых помещениях.

Потребление ресурсов на коллективные нужды точно так же относится к сфере коммунальных услуг, как и их индивидуальный расход. В связи с этим поставщик электроэнергии, воды, газа, тепла или УК имеет право обратиться с иском на собственников квартир в судебный орган или ограничить подачу тем жильцам, которые игнорируют счета, до того момента, пока не будет осуществлено полное покрытие долгов по оплате общедомовых нужд.

Таким образом, владельцы помещений заинтересованы в том, чтобы разобраться с показателями коллективных счетчиков и пытаться понизить их законными методами, а не просто игнорировать потребление ресурсов на совместные цели. Логично, что ОДН также приравниваются к коммунальным услугам, которые используются при эксплуатации общих помещений МКД, и оплату за них должны совершать все собственники дома.

Как может быть уменьшена оплата расходов на общедомовые нужды

Что сделать, чтобы уменьшить размер оплаты общедомовых нужды? Выход есть. Правительство Российской Федерации считает, что важно правильно и грамотно учитывать потребляемые ресурсы. Для этого создана инновационная технология – специальный прибор, который передает сведения о потреблении ресурса со всех квартир дома. Первоначально введение данного метода потребует значительных материальных затрат, но это необходимо обеспечить средствами УК. Такой шаг будет выгоден, в первую очередь, самому предприятию, так как его плата за общедомовые нужды значительно снизится.

Мнение эксперта

Работа с претензиями по оплате общедомовых нужд

Александр Рыжов ,

руководитель аппарата комитета Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности

По вопросу оплаты общедомовых нужд поступает немало претензий. Чтобы рассмотреть их и проанализировать для принятия грамотного и разумного решения, необходимо выделить следующие моменты:

  • ежемесячный размер потребления ресурса согласно показаниям общедомового счетчика;
  • объем расхода того же источника, который отображают индивидуальные приборы учета, суммированный с начислениями по среднемесячному использованию и нормативами для тех собственников, которые устройств регистрации не имеют (цифру следует взять за тот же период);
  • формулу, по которой определяется стоимость коммунальной услуги, потребленной на нужды дома;
  • расчет размера платы по каждому помещению (по месяцам);
  • электрооборудование, которое является общедомовым имуществом МКД, его мощностные характеристики и режим работы;
  • конкретное оборудование, подключенное к каждому коллективному счетчику, и принцип его работы;
  • площади всех индивидуальных помещений в доме (при отсутствии общественного прибора учета – площади совместного имущества).

Время от времени важно проверять как общее устройство для измерения ресурсопотребления, его состояние, пломбы, соблюдение сроков проверки, схему подключения и прочие детали, которые могут влиять на его работу, так и индивидуальные – сроки поверки, соответствие фактических сведений передаваемым плательщиком, номер устройства и схему подсоединения, целостность пломб. Также обязательному контролю на наличие повреждений и неразрешенных подключений подлежат инженерные сети в доме.

Когда вся необходимая информация будет получена, ее следует показать тем, кто обратился с жалобой. Им следует предоставить результаты потребления ресурса согласно показаниям коллективного счетчика, данные о пользовании ресурсом в каждом помещении. Все сведения должны быть переданы владельцам, чтобы они убедились в их правильности либо указали на их неверность. Только при внимательном анализе можно будет проверить, есть ли ошибки в начислении платежа за общедомовые нужды. Следует убедиться, что все без исключения помещения в здании включены в расчет оплаты общедомовых нужд. Ведь если какие-либо из площадей не учитываются при определении стоимости услуги на коллективные потребности, то бремя расходов на их содержание ляжет на плечи всех остальных жильцов.

Самые распространенные случаи, которые влияют на завышение расчетной цифры:

  • воровство коммунального ресурса (либо потребление его без договора, так называемые неучтенные помещения);
  • энергетическая неэффективность;
  • представление недостоверных индивидуальных показаний.

Оплата коммунальных ресурсов на общедомовые нужды: мифы об ОДН

В некоторых моментах, когда оплата общедомовых нужд значительно выше стоимости всех коммунальных услуг, которые использует собственник жилого помещения многоквартирного здания, возникает логичное недовольство. В связи с этим создается большое количество споров и конфликтных ситуаций с управляющими организациями. Когда в соответствии со стандартами ФЗ «Об энергосбережении» в многоквартирных домах монтируют счетчики на газ, воду, отопление и т. д., они отображают только реальный расход, в том числе и потребление собственниками жилых помещений. Ежемесячно сотрудник из компании, обеспечивающей ресурсами управляющую организацию, приходит к месту установленного прибора и снимает показания. Эти сведения являются базой для вычисления оплаты общедомовых нужд многоквартирного дома. Этот итог сравнивается с суммарной цифрой приборов, которые установлены в квартирах, по различным видам услуг. Таким образом, управляющая компания имеет возможность вычислить потери ресурсов. Разница между общедомовым счетчиком и теми, которые установлены в квартирах, будет в обязательном порядке. Если такой прибор в многоэтажном доме отсутствует, то данные потери будут являться расходами компании – поставщика ресурсов. А если счетчик имеется, то оплату общедомовых нужд осуществляют собственники помещений здания.

Таким образом, размер коллективного потребления является разницей между числом, регистрирующим расход ресурса исходя из общедомового счетчика, и суммарным показателем индивидуальных приборов. Законодательством нашей страны принят порядок оплаты общедомовых нужд собственниками жилых помещений. (Постановление Правительства Российской Федерации № 354).

Большинство владельцев квартир считает, что показатели коллективных счетчиков на здании отражают только свет в местах общего пользования, воду в подвальных помещениях и т. д. На практике же размер оплаты общедомовых нужд подразумевает и расчет потребления ресурсов сверх требуемой нормы для эксплуатации многоквартирного дома. Часто это расходование осуществляется за счет неприменяемых помещений, в возросшую цену включается кабельное ТВ и Интернет.

Важным фактом является то, что управляющая организация зачастую завышает уровень оплаты общедомовых нужд из-за желания получить легкие деньги, нажиться на собственниках жилых помещений. Из-за большого количества появившихся судебных разбирательств между владельцами и УК такие случаи стали происходить значительно реже. Необоснованного завышения уровня оплаты общедомовых нужд можно избежать, если активно принимать участие в снятии показателей коллективных приборов на здании. Каждый собственник жилого помещения имеет право контролировать и проверять журналы учета общедомовых счетчиков.

Необходимо развеять и популярный миф о том, что одни владельцы квартир платят за других, за тех, кто не желает ставить в своих квартирах приборы учета и не передает точные значения используемых ресурсов ежемесячно. Это мнение ошибочно, так как жильцы, которые не сообщают в управляющую компанию точных цифр об используемых ресурсах, оплачивают услуги «по среднему», управляющая компания начисляет таким гражданам расход по нормативам. Но возможна и другая ситуация, в которой такие собственники будут потреблять ресурсы сверх меры, абсолютно неэкономно. Тогда их перерасход будет разделен между всеми владельцами помещений данной многоэтажки как оплата общедомовых нужд.

Такую ситуацию с неэкономным использованием ресурсов не нужно путать с наличием собственников-должников. Те суммы, которые они не оплачивают в установленный срок, являются их индивидуальным долгом и не переадресуются другим жильцам.

Вложенные файлы

  • ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ ДОГОВОР.docx

Постановление Правительства РФ № 354 о Правилах предоставления коммунальных услуг, регламентирующее расчёт ОДН за воду и в 2016 году, сохраняет принцип, по которому оплата потребляемых ресурсов потребителями производится по показаниям коллективных приборов учёта.

Коэффициенты сменились разделением на 2 составляющие:

  • общедомовые нужды,
  • индивидуальное потребление.

Согласно п. п. 40, 44 Правил, потребители ресурсов в многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачивают коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, – ОДН. Оплата прямо пропорциональна площади, которую занимают собственники.

Составляющие формулы

При на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников),
  • промывки коммуникационных сетей,
  • ресурса, отведённого на мытье лестничных площадок

При учёте горячей воде в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях,
  • сброса воды в стояке (например, при ремонте батареи в многоквартирном доме),
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону,
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все помещения дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в доме, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации общего досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержаться в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий,
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий,
  • этажность и количество подъездов,
  • наличие общедомовых приборов .

Норматив на общедомовые нужды по водоснабжению (ГВС, ХВС, водоотведение) равен (=):

составляющая норматива (указываются в приложении к Приказу по региону)

  • (х) умноженная на количество проживающих в доме человек,
  • (/) разделённая на площадь помещений общего имущества.

Норматив потребления на ОДН по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном регионе и представлен как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц. Например, для Пермского края норма по горячему водоснабжению для жилых многоквартирных домов 1 группы (из 8) с сидячей ванной 120 см. с душем при закрытой системе теплоснабжения в 1-этажных зданиях равен 0,249, а для 9-этажных (при тех же условиях) – уже 0,579. В г. Королёв на 2015 год расчёт ОДН по холодной воде производился, исходя из 37,79 руб./ куб. м., и 108,34 руб./ водоснабжение 1 чел. и т.д.

Формулы расчёта

То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.

Отсутствие общедомового прибора

При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:

Наличие общедомового прибора

Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и общей суммой значений индивидуальных счётчиков вместе с расходами по нормативам в необорудованных счётчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально занимаемой площади между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающей в многокомнатной квартире людей, расход ОДН на неё будет больше, чем для однокомнатной.

Способы уменьшить суммы оплаты и избежать спекуляций

Так как объём начислений зависит от площади, то оплата нужд дома производится и в том случае, если в квартире:

  • никто не прописан,
  • фактически живёт больше (меньше) человек, чем зарегистрировано,
  • собственник уехал отдыхать или переехал.

В ситуации, когда фактически в квартире проживает и потребляет воду большее количество людей, чем прописано, возникают проблема «резиновых квартир». Если таких становится очень много, общедомовые счётчики могут показать потребление в 1,5-2 раза большее, чем предусмотрено нормативом.

При этом владельцы «резинового» фонда считают, что финансово целесообразнее не ставить индивидуальные счётчики. Поскольку разница между нормой и реальным потреблением становиться частью общедомовых нужд, за перерасход платят все жители. Для предотвращения этого следует использовать следующие законодательные возможности:

  1. Пункт 56 Постановления № 354 указывает, что при временном проживании непрописанных жильцов (от 5 дней подряд), норматив устанавливается и рассчитывается сообразно фактическому числу проживающих потребителей. Сам факт фиксируется Актом о фактическом проживании, составить который имеет право и полномочия Совет дома.
  2. Пункт 19 (б) Постановления № 307 позволяет считать дату начала (и период) временного проживания с момента, указанного потребителем в уведомлении. Уведомление пишется в свободной форме с указанием ФИО, паспортных данных, периода пребывания и передаётся исполнителю.
  3. Если потребитель отказывается подавать уведомления и скрывает свои данные для фиксирования их в Акте, следует обратиться с письменным заявлением в УВД. В этом случае в присутствии участкового и свидетельствующих соседей составляется Акт, на основании которого начисляется плата на незарегистрированного жителя.

Постановлением № 354 оговаривается, что размер начислений на услуги ЖКХ не должен превышать соответствующие нормативы потребления. Если начисления превысят этот предел, разницу должна будет оплатить управляющая компания – поставщик-коммунальных услуг.

Для собственников, состоящих в ТСЖ или ЖКС, характерен вариант принятия на общем собрании решения о самостоятельном погашении такой разницы. Однако при исполнении коммунальных услуг не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией, независимо от решения, принятого на собрании, оплата образовавшейся разницы должна производиться собственниками.

Снижению расходов и предотвращению спекуляций со стороны владельцев «резиновых квартир» способствуют:

Эксперимент, проведённый во Владивостоке по введению подобных мер экономии, уже в первый месяц показал снижение расходов на 7%.

С 1.01.2017 в платежках исчезла отдельная строка затрат на общедомовые нужды. Отныне ОДН включаются в платеж за содержание общего имущества. Как в 2019 году происходит расчет общедомовых нужд?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Аббревиатура ОДН в платежках стала уже привычной для потребителей. Большинство плательщиков уже разобралось в механизме начисления.

Но в 2019 году правила изменились кардинально. Как теперь рассчитывается плата за общедомовые нужды?

Важные аспекты

Раньше в составе общедомовых нужд отдельно оплачивался перерасход по электроэнергии, холодному/горячему водоснабжению, теплоэнергии.

С января 2019 года данные расходы включаются в состав оплаты за содержание жилья. Еще один немаловажный момент это изменение схемы начисления платежей за ОДН.

Прежде размер платы определялся как разница меж показаниями общедомовых счетчиков и суммой по показаниям индивидуальных приборов учета.

В большинстве многоквартирных домов разница полностью распределялась меж жильцами. С начала 2019 года платежи за ОДН получили четкие пределы.

Плата не может превышать соответствующий норматив потребления на общедомовые нужды.

Отныне затраты на оплату сверхнормативного объема коммунальных ресурсов возлагаются на и управляющую компанию.

Важно! Для включения платы за ОДН в платеж за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания жильцов дома.

Но при этом указанные новации никоим образом не отразятся на многоэтажках с непосредственным способом управления и домов, где собственники не определили или не реализовали способ управления.

В подобных случаях сохраняется прежняя схема расчетов за ресурсу, потраченные на ОДН.

Что это такое

ОДН расшифровывается как общедомовые нужды. Под таковыми законодательством подразумеваются затраты, возникающие в процессе обслуживания многоквартирных домов.

При этом нужды могут быть разнообразными. К примеру, расходы на освещение включают в себя не только затрату энергии, но и замену лампочек или проводки.

Мытье подъездов и лестничных клеток предполагает трату воду. А отопление подъезда невозможно без затрат теплоэнергии.

В платежных документах подобные расходы часто прописываются просто как .

Хотя на практике данные услуги часто оказываются ненадлежащим образом или не оказываются вовсе. При этом показатель расхода определенного ресурса устанавливается на региональном уровне.

Но основная проблема это отсутствие возможности и желания со стороны управляющих компаний в отношении экономии таких ресурсов.

В итоге жильцы получают платежки с существенно превышенными нормами расходов.

Изменения законодательства ведут к тому, что теперь в платежках обязательно отображаются детали оплаты.

Норма установлена обновленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном жилье.

По мнению Министерства строительства и ЖКХ РФ это повлечет за собой более полное информирование граждан о составе расходов на оплату жилищных услуг.

Нормативы утверждаются региональными властями и могут отличаться в зависимости от субъектов РФ. Утвержденные нормативы должны публиковаться на сайте управляющей компании.

Возникающие нюансы

Благодаря нововведениям, вступившим в силу с 1.01.2017, собственники квартир получают возможность оптимизировать издержки при оплате услуг ЖКХ.

Любой владелец квартиры, знающий нормы потребления ресурсов, может оценить эффективность работы своей управляющей компании в сфере улучшения энергоэффективности жилья.

Становится возможной оценка объемов потребления ресурсов в самой квартире.

За счет точных данных приборов учета можно установить, где потребление чрезмерно и почему отопление одной квартиры обходится дороже другой.

Также собственники в многоквартирных домах получают возможность увидеть, во сколько обходится им содержание придомовых территорий и общих парадных.

Наглядное отображение расходов поспособствует решению вопросов, качающихся экономии ресурсов. Это в свою очередь поможет снизить размер платы по общим домовым нуждам.

Что входит в общедомовые нужды

Большая часть жителей многоэтажек под общедомовыми нуждами понимают:

  • освещение в домах подъездов и придомовых территорий;
  • затраты на уборку общих помещений;
  • расходы на отопление общей площади.

Но следует знать, что именно входит в ОДН. Кроме указанных расходов энергоресурсов в общедомовые нужды относятся:

  • работа лифтов;
  • применение насосов водоснабжения;
  • использование домофонов и сигнализации;
  • дежурное освещение чердаков и подвалов;
  • технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования.

ОДН по водоснабжению это:

  • мойка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов;
  • промывка коммуникаций;
  • потеря внутридомовых водосетей;
  • опрессовка отопительной системы;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Иные расходы ресурсов в ОДН не включаются. Но и указанных вполне достаточно чтобы при ненадлежащем потреблении образовались значительные потери.

А поскольку теперь нельзя списать все расходы на жильцов, то управляющие компании напрямую заинтересованы в экономии ресурсов и обеспечении надлежащего их использования.

Как рассчитывается электроэнергия (формула)

Величина оплаты ОДН по электроэнергии во многом зависит от наличия/отсутствия общедомового прибора учета.

При отсутствии счетчика электропотребление рассчитывается по нормативам, учрежденным еще в 2012 году.

Нормативы будут пересмотрены только к июню 2019 года. Как начисляется электроэнергия по ОДН сейча с?

Если в многоквартирном доме имеется общий счетчик, то общедомовые нужды рассчитываются представителем Энергонадзора вместе с представителем дома, выбранным общим собранием жильцов.

Основой становится разница меж показаниями общедомового счетчика и общей суммой показаний индивидуальных счетчиков.

В общую сумму включаются и значения, рассчитанные по нормативам для квартир, не оборудованных счетчиками. Полученная разница делится на всех владельцев квартир с учетом занимаемой площади.

Формула определения ОДН при наличии общедомового счетчика выглядит так:

При отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии ОДН определяется по утвержденным нормативам.

Формула такова:

Другие коммунальные услуги ОДН (тарифы)

Что касается других коммуслуг по ОДН, то имеет значение расход потребления воды. До 2019 года жильцы оплачивали весь перерасход.

В 2019 году ситуация должна измениться. После утверждения нормативов, общедомовой расход воды будет оплачиваться не более утвержденного тарифа.

При определении нормативов в расчет будут приниматься такие технические и конструктивные особенности многоэтажек как:

  • этажность;
  • износ инженерных систем;
  • вид системы водоснабжения;
  • оснащенность дома оборудованием.

Нормативы по расходам коммунальных услуг на содержание общедомового имущества будут рассчитываться на основании норматива, который каждый субъект РФ должен установить до 1.06.2017.

То есть пока говорить о средних тарифах по РФ нельзя. Это станет понятно после утверждения значений на всей территории России.

Для установления средних нормативов специалистам потребуется установить общий счетчик на многоквартирный дом и высчитать разницу меж общими и индивидуальным потреблением.

Видео: плата за общедомовые нужды

Только сравнив показания по десяткам и сотням тысяч объектом, приняв во внимание их технические особенности, можно будет сделать расчет норматива потребления и определить средний тариф на ОДН.

К сведению! С января 2019 года в домах, где плата ОДН превышает нормативы или показания не могут быть определены по причине отсутствия счетчиков, жильцы могут оплачивать услуги по норме. Все излишние расходы оплачивает УК.

Как производится оплата

Согласно плата за ОДН в 2019 году начисляется и указывается в счете, выставляемом ТСЖ или УК, являясь частью оплаты за содержание жилого помещения.

Теперь ОДН не может включаться в оплату воды или электроэнергии исходя из площади помещения.

Но при этом платеж по ОДН не может превысить норматива потребления на общедомовые нужды, учрежденного региональным законодательством.

При этом законодательство не дает четкого ответа на ситуацию, когда норматив превышает фактическую сумму.

Но в четко указано, что плата по ОДН должна осуществляться не ниже норматива.

Судебная практика

Изменения относительно ОДН повлекут за собой собственную судебную практику. До момента, когда задуманные поправки начнут действовать, как положено, потребуется «утряска» многих нюансов.

Что касается практики, предшествовавшей изменению ранее действующих норм, то таковая весьма обширна и охватывает практически всю территорию РФ.

В частности в упомянутом обзоре кроме прочих рассматривался вопрос отсутствии общедомовых приборов учета сточных вод в многоквартирных домах и начисления оплаты за водоотведение в отношении ОДН.

Было установлено, что норматив водоотведения должен соответствовать объему воды, поданной источников централизованного водоснабжения.

В большинстве многоквартирных домов разница полностью распределялась меж жильцами. С начала 2018 года платежи за ОДН получили четкие пределы. Плата не может превышать соответствующий норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Отныне затраты на оплату сверхнормативного объема коммунальных ресурсов возлагаются на ТСЖ и управляющую компанию. Важно! Для включения платы за ОДН в платеж за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания жильцов дома. Но при этом указанные новации никоим образом не отразятся на многоэтажках с непосредственным способом управления и домов, где собственники не определили или не реализовали способ управления. В подобных случаях сохраняется прежняя схема расчетов за ресурсу, потраченные на ОДН. Что это такое ОДН расшифровывается как общедомовые нужды.

Общедомовые нужды с 1 января 2018 года включены в содержание закон

  • Закон вступает в силу

Правила расчета оплаты за общедомовые нужды После принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения в соответствии со статьями 44–48, 156 ЖК РФ.
Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж.

Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

И в заключение хотелось бы отметить, что основную часть ОДН по электроэнергии – почти половину - составляют расходы на освещение в подъездах и на территории возле дома.

Правила расчета оплаты за общедомовые нужды

То есть пока говорить о средних тарифах по РФ нельзя. Это станет понятно после утверждения значений на всей территории России.

Для установления средних нормативов специалистам потребуется установить общий счетчик на многоквартирный дом и высчитать разницу меж общими и индивидуальным потреблением. Закон вступает в силу Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет.Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.
Присмотрись? к своей УК С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Внимание Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет.

Оплата общедомовых нужд (одн) с 1 января 2018 года, перенос в жу

Возникающие нюансы Благодаря нововведениям, вступившим в силу с 1.01.2017, собственники квартир получают возможность оптимизировать издержки при оплате услуг ЖКХ. Любой владелец квартиры, знающий нормы потребления ресурсов, может оценить эффективность работы своей управляющей компании в сфере улучшения энергоэффективности жилья.

Становится возможной оценка объемов потребления ресурсов в самой квартире. За счет точных данных приборов учета можно установить, где потребление чрезмерно и почему отопление одной квартиры обходится дороже другой.


Также собственники в многоквартирных домах получают возможность увидеть, во сколько обходится им содержание придомовых территорий и общих парадных. Наглядное отображение расходов поспособствует решению вопросов, качающихся экономии ресурсов.


Это в свою очередь поможет снизить размер платы по общим домовым нуждам.

Оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме 2018

Важно

Расчет ОДН в 2018 году Платежи за ЖКХ не увеличатся, речь идет о технических изменениях. Сумма, которую надлежит уплатить, перейдет в ремонт и содержание.


Примите во внимание: собственники, которые не установили приборы учета, будут оплачивать услуги с повышающим коэффициеном 1,5. Местные власти должны будут определить нормативы для расчетов к июню 2018 года.

Пока власти не определились с показателями, применяться будут старые нормативы. Норматив ОДН за воду в 2018 году Расчетные показатели устанавливаются за каждый месяц.

Размеры от 0,029 и заканчиваются показателем 0,067 кубометра на квадратный метр.

Расчет одн по электроэнергии в многоквартирном доме

Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах: Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Оплата общедомовых нужд (одн) с 1 января 2018 года, перенос в жу Общедомовые нужды с недавнего времени числятся не коммунальными, а жилищными услугами.

Такая смена статуса привела к изменениям в оплате услуг ЖКХ. В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее.

Какими особенностями в 2018 году отличаются общедомовые нужды? Основные моменты Начиная с 2018 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Такой анализ необходим собственникам и УК/ТСЖ для определения действительной стоимости услуг по содержанию жилого помещения. Какова их цель Когда то комуслуги оплачивались по строго учрежденным тарифам.

Внимание

Причем оплата зависела от численности проживающих жильцов. Развитие рынка привело к тому, что всякий поставщик энергоресурсов желает получить полную оплату за действительно потраченные ресурсы, независимо от проблем потребителя.

Это потребовало кардинального изменения системы оплаты за получаемые услуги, как для собственников жилья, так и для управляющих компаний. На практике объем потребляемых жильцами ресурсов отличался от объема, фиксируемого приборами учета ресурсоснабжающих организаций.

Получалось, что часть израсходованных ресурсов оставалась неоплачиваемой. Управляющие компании не хотели, а часто и не могли, оплачивать неучтенные по счетчикам жильцов или по нормативам услуги.
Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН. Их показатели варьируются в зависимости от категории жилых домов и по отношению к водоснабжению объектов составляют 0,029-0,067 кубометра холодной воды на один квадратный метр жилого помещения. При этом во внимание принимается сразу несколько факторов:

  • наличие в доме системы водоотведения,
  • наличие централизованной системы водоснабжения,
  • типы установленных ванн (по объёму) и пр.

Кроме того, специалисты включили в норматив те объёмы воды, которые понадобятся для проведения уборки парадных и плановых (2 раза в год) промывок системы отопления.

Общедомовые нужды с 1 января 2018 года включены в содержание закона

Во исполнение норм перечисленных законов Правительство РФ постановлением от 26.12.2016 N1498 внесло ряд поправок в нормативные правовые акты (далее - НПА) жилищного законодательства, регулирующие порядок предоставления и расчета стоимости коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов. Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья «Содержание жилья: влияние изменения состава услуг на стоимость содержания», в которой сделан вывод, что для изменения размера платы за содержание жилья (в том числе - вызванного изменением перечня работ и услуг по содержанию) необходимо (как и в любых других случаях) решение общего собрания собственников помещений (либо членов ТСЖ/ЖСК), при этом срок действия ранее утвержденного размера платы на момент принятия такого решения должен составлять не менее одного года.

А значит, к нему будут применены законные меры воздействия – от ограничения в ресурсах до судебного взыскания задолженности. Нормативная база Графа ОДН появилась в платежных квитанциях в июне 2009 года.

Именно в это время в соответствии с Жилищным Кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ №и 307 от 6.05.2006 плата за общедомовое потребление электроэнергии предъявляется отдельно всякому жильцу многоквартирного дома. Порядок расчета оплаты и предоставления услуг установлен Постановлением Правительства № 354 от 6.05.2011. Что говорит Постановление 354, платить или не платить ОДН? Данный норматив определяет, что взыскание ОДН законно, поскольку это такие же комуслуги и тратятся они в пользу жильцов. ФЗ № 176 от 29.06.2015 и Постановление Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 внесли изменения в Жилищный Кодекс РФ.

  • обслуживание домофона и лифтов;
  • работа насосов снабжения водой;
  • работа сигнализаций;
  • освещение чердаков и подвалов;
  • потери электроэнергии при работе оборудования.

Примите к сведению: платежи за свет регулируются Федеральным законом «Об энергосбережении», а также постановлениями Правительства. Применяемые нормативы определят местные власти. Заключение В Москве и других городах России изменяются строки в квитанциях за коммунальные платежи. Исключается отдельная строка по общедомовым нуждам. Изменение имеет преимущества для собственников жилья. Управляющие компании должны будут компенсировать собственникам сверхнормативные показания счетчика.

Новшеством смогут воспользоваться управляющие компании. Норматив будет прописываться для каждого владельца отдельно.