Налоговая азбука: сколько и за что платят работники и предприниматели во Франции. Налоговая система Франции (2) - Закон

Местные налоги Франции

Центральные налоги и сборы

Особенности налоговой системы Франции

Тема 1 Налоговая система Франции

Налоговая система Франции отличается своеобразием. На­логи и сборы здесь сохраняются многие десятилетия, отражая исторические и культурные традиции страны. К особенностям французской налоговой системы можно отнести:

Стабильность перечня налогов и сборов и правил их взимания;

Социальную направленность;

Учет территориальных аспектов;

Широкую систему льгот и скидок;

Открытость для международных налоговых соглашений.

Среди ведущих развитых стран Францию отличает высокая доля обязательных отчислений в ВВП (46,3 %).

Для налоговой системы Франции характерна высокая доля взносов в фонды социального назначения. По данной категории взносов Франция занимает 1 место среди развитых стран. Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны, так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.

Помимо этого Францию характеризует низкий уровень прямого и одновременно высокий уровень косвенного налогообложения

Вопросы налогообложения во Франции регулируются Ге­неральным налоговым кодексом и Книгой фискальных проце­дур, принятыми, соответственно, декретами от 6 апреля 1950 г. и 15 сентября 1981 г., а также постановлением от 15 сентября 1981 г. Кроме того, вопросы налогообложения регулируются многочисленными нормативными актами, не вошедшими в Ге­неральный налоговый кодекс.

Среди стран - членов ЕС Франция занимает второе после Великобритании место по числу международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговые соглашения в террито­риальном аспекте, можно выделить три региона основных эко­номико-политических интересов страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. Всего Франция ра­тифицировала более 900 налоговых соглашений. В отношении этих соглашений действует принцип превосходства норм евро­пейского права над внутренним законодательством. Этот прин­цип, называемый принципом Nikolo, установлен 20 октября 1989 г. К Конституции Франции он применяется следующим образом. Если Конституционный совет, запрошенный прези­дентом республики, премьер-министром или одним из предсе­дателей палат парламента, заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее Консти­туции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции. В Конститу­ции Франции также содержится норма о том, что международ­ные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу за­конов, с момента их опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной.



В связи с образованием в 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС в рамках программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышлен­ных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности.

Реформа предусматривала уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью на­логовых льгот инвестиций.

Основным источником доходов бюджетной системы Франции являются налоги, обес­печивающие около 95 % доходов, из них 2/3 поступает в государственный бюджет. В доходах бюджета центрального правительства налоговые поступления составляют свыше 93 %. Среди них косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов. Основным косвенным налогом во Франции является налог на добавленную стоимость. Далее по своей доходности - внутренний налог на нефтепродукты.

Среди прямых налогов, которые занимают 40 % от всех налоговых поступлений, основным является подоходный налог с физических лиц. На его долю приходится 20 % налоговых доходов центрального бюджета. Вторым по значению является налог на прибыль акционерных компаний. Его доля – 10 %.

В целом налоговая система Франции двухуровневая. Доля налогов, поступающих в местный бюджет от общей доходной части местного бюджета, составляет около 54 %. То есть можно отметить, что при высоком уровне поступления налогов в центральный бюджет наблюдается невысокий уровень поступлений в местный бюджет, т.е. налоговая политика направлена на централизацию налоговых поступлений.

Все меры по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Именно Национальной Ассамблеей принимаются законы о налогах, им же ежегодно уточняются ставки. Вопросы налоговой политики находятся в введении министерства экономики, финансов и бюджета.

Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок налогов с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Генеральное налоговое управление. Генеральное налоговое управление является органом, отвечающим за сбор всех видов налогов, как центральных, так и местных. Кроме того, в его ведение входит контроль за управлением государственным имуществом, регистрация и учет объектов недвижимости (ведение земельного када­стра), регулирование производства и оборота подакцизных товаров (табака, вина, сахара и др.).

Центральный аппарат главного управления составляют управления учета и отчетности, налоговой статистики, нало­гового контроля и налоговых проверок, административно-информационного обеспечения, кадров, а также земельного кадастра.

Главному управлению подчинены региональные дирек­ции, которые непосредственно руководят работой местных налоговых инспекций. Налоговые инспекции включают в себя подразделения, ведущие учет налогоплательщиков, сбор и проверку налоговой отчетности, и непосредственно сбор налоговых платежей.

Главным источником государственных доходов во Франции являются акцизы и НДС, который обеспечивает более 40% налоговых бюджетных поступлений. Весьма сложное нормативное обеспечение этого налога включает четырехступенчатую шкалу налоговых ставок, дифференцированную по отдельным группам товаров и услуг, а также ряд налоговых освобождений. Методика определения налогооблагаемой базы довольно сложна, и трудно выбрать в определенных случаях между уплатой НДС и подоходного налога в сфере финансов, в банковском деле и некоторых других областях. Кроме того, во французской системе налогообложения применяются акцизы на отдельные товары и услуги, являющиеся одними из немногих видов налогов, платежи по которым зачисляются непосредственно в местные бюджеты.

Главное налоговое управление (ГНУ) является ведущим подразделением Министерства экономики, финансов и бюджета Франции.

Объем налоговых поступлений в государственный бюджет Франции в 1998 г. составил 1700 млрд. франков, при этом большую часть составляют косвенные налоги, и в первую очередь, НДС.

Во Франции около 4 млн. хозяйствующих субъектов, около 35 млню физических лиц, обязанных подавать налоговые декларации, и 17 тыс. проверяющих. Невозможно проверить всех, необходим соответствующий отбор. Поэтому важнейшим принципом налогового контроля является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств. В 1998 году было проведено 52 тыс. выездных проверок, из них 48 тыс. - на предприятиях (более 4% от общего количества хозяйствующих субъектов) и около 5 тыс. физических лиц. В результате проверок доначислено 48 тыс. франков (2.7% от общего объема налоговых поступлений), 16 млрд. франков взыскано в качестве штрафов. Для сравнения: в РФ в 2000 году налоговыми органами было 690 тыс. выездных налоговых проверок и 664 тыс. - физических лиц. По результатам проверок доначислено платежей в федеральный бюджет и внебюджетные фонды в сумме 75 млрд. руб., при этом сумма взысканных платежей составила 21 млрд. руб. (около 10% от общей суммы поступлений в бюджет и внебюджетные фонды).

Франция- страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики.

Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Применение налогов опирается на законы, утверждаемые ежегодно Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета.

Особенность Франции – низкий уровень прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного.
Косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов общего бюджета (в основном за счет поступления от НДС, которые составляют 45%).
Среди прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов физических лиц, составляющий 20% налоговых поступлений.


Во Франции налоговая служба включает три уровня.

На национальном уровне действуют:

Управление национальных и международных проверок,
- Управление проверок налогового положения
- Национальное Управление налоговых расследований.

Крупные предприятия обеспечивают 40-50% совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.

Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур.

Во Франции 22 региона.
На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

К низовому звену относятся налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В свою очередь, служба исчисления налоговой базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и секторов по ипотечным операциям.

В задачи налоговых центров входит исчисление баз для взимания прямых налогов (за исключением земельных), НДС и различных регистрационных сборов. Работники центров ведут дела налогоплательщиков, осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно контактируют с налогоплательщиками.
Отделы земельных налогов осуществляют оценку и переоценку недвижимого имущества, управление государственным имуществом и контроль операций с недвижимостью общественных организаций.
Служба взимания налогов обобщают бухгалтерскую отчетность по всем видам налоговых поступлений, ведут отдельные реестры поступлений по каждому налогу.
Главные налоговые инспекции административно-территориальных единиц несут ответственность за координацию и проверку результатов деятельности своих подчиненных служб.

Общая характеристика налоговой системы.

Общий налоговый кодекс Франции представляет собой весьма подробный кодифицированный акт, с помощью которого регулируются налоговые отношения.

Он является сводом неуголовных законов, куда помещено несколько положений, которыми устанавливается ответственность лица, совершившего уклонение от налогов.

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.
Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:
-системность,
- гибкость
- социальная направленность.
Она отдает очевидное предпочтение фискальной функции.

Основные виды налогов Франции можно разделить на косвенные, прямые, гербовые.
Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляет НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Налоговая система Франции.

Федеральные налоги:
- НДС,
- Налог на прибыль,
- Подоходный налог с физических лиц,
- Налог на собственность,
- Таможенные пошлины,
- Акцизы,
- Пошлины на нефтепродукты,
- Налог на прибыль от ценных бумаг и др.

Местные налоги:
-Туристский сбор,

Налог на семью:
-Налог на жилье,
-земельный налог на здания и постройки,
-Налог на землю,
-Налог на профессию,
-Налог на уборку территории,
-Налог на использование коммуникаций,
-Налог на продажу зданий.

К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести стимулирование роста вложений в науку, налоговый авуар, налогообложение доходов от перепродажи имущества.

Стимулирование роста вложений в науку предусматривает налоговые кредиты в размере 50% от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50% от суммы уменьшения.

Налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки:

42%, если акт продажи произошел в течение двух лет владения;

15%, если акт продажи произошел после двух лет владения;

Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

Косвенное налогообложение.

Основным косвенным налогом выступает налог на добавленную стоимость. Он обеспечивает 45% всех налоговых поступлений. Взимается методом частичных платежей.

Существует 4 вида ставок:

19,6% нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

22% предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

7% сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

5,5% на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

Виды деятельности, освобожденные от уплаты НДС:
-медицина и медицинское обслуживание;
- образование;
- все виды страхования,
- лотереи,
- казино;
- деятельность общественного и благотворительного характера.

Существует список видов деятельности, где предусмотрено право выбора между НДС и подоходным налогом:
- сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности;
- финансы и банковское дело;
- литературная, спортивная, артистическая деятельность,
- муниципальное хозяйство.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

Налогообложение прямыми налогами.

Одними из важных прямых налогов во Франции являются:
- подоходный налог
- налог на прибыль акционерных обществ,
- налог на собственность и автотранспортные средства.

Подоходный налог составляет 20% налоговых доходов бюджета. На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так из 25 млн плательщиков фактически платят налог только 15 млн (52%).

Налог единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем, он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика.

Ставки прогрессии – от 0 до 54% в зависимости от доходов.
Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Принципиальная особенность – обложению подлежит доход не физического лица, а семьи.
Если плательщик холост- для налога это семья из 1 человека. Доходы делятся на 7 категорий, для каждой из которой своя методика расчета.

Доля налога на прибыль акционерных обществ в общей сумме налоговых поступлений составляет 10% и имеет тенденцию к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог только для акционерных обществ.

Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения физических лиц.
Ставка составляет 34% к сумме налогооблагаемого дохода и 42%, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие.

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом (налог на прибыль).
Розничная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости от срока.
Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16%.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тысяч евро.
Применяются ставки налога 4,5%, 7%- для предметов искусства и 7,5% -для сделок с драгоценными металлами.

Более значительным является налогообложение доходов юридических лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10% до 42%, а наиболее распространенный уровень – 34%) уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5% - 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налогообложение собственности во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических лиц. Этот вид налогообложения формирует менее 10% налоговых доходов государства.

Налоги на собственность:
-налог на имущество хозяйствующих субъектов (до 1,5% стоимости);
- налог на жилье;
- налог на земельный участок;
- налог на автотранспорт.

Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от уплаты налога. Налог на собственность носит прогрессивный характер. При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.
Налог на автотранспортные средства предприятий и компаний уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы, пошлины.

В эту же группу входят социальный налог на заработную плату, который уплачиваю работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер: ставки 4,5%, 8,5% и 13,6%. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Предприниматели, на которых работают 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели необходимо отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Местные налоги Франции.

В 80-х годах во Франции произошла реформа местного управления и самоуправления, в результате которой были урегулированы следующие вопросы: - разграничение полномочий между государственной властью и местными органами;
- распределение государственных ресурсов;
- административной организации регионов и некоторые другие.

Местные органы представляют около 80 тысяч самостоятельных бюджетов (коммуны, департаменты, регионы и т.д.). Общая часть местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым ростом.

Из системы местных налогов следует выделить 4 основных:
- земельный налог на застроенные участки;
- земельный налог на не застроенные участки;
- налог на жилье;
- профессиональный налог.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости-здания, сооружения, резервуары и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.
От данного налога освобождается государственная собственность и здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Также этот налог не платят лица, старше 75 лет и получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на не застроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут частично или полностью быть освобождены от уплаты.

Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую заработной платой.

Помимо четырех основных местные органы самоуправления могут вводить и другие местные налоги:

Налог на уборку территорий. Он касается всех видов собственности, затрагиваемых земельным налогом на застроенные участки;
-пошлина на содержание Сельскохозяйственной палаты, взимаемая сверх налога на не застроенные участки с того же базиса;
-пошлина на содержание Торгово-промышленной палаты, вносимая теми, кто уплачивает профессиональный налог;
-пошлина на содержание палаты ремесел, уплачиваемая предприятиями, которые включены в реестр предприятий ремесел;
-местные и департаментные сборы на освоение рудников;
-сборы на установку электроосвещения;
-пошлина на автотранспортные средства, она приравнивается к гербовому сбору и налагается, кроме установленных исключений, на все автотранспортные средства, зарегистрированные на территории Франции и в заморских территориях. Ее размер зависит от мощности двигателя и возраста автомобиля.
-налог на превышение допустимого лимита плотности застройки, которая уплачивается строительными организациями района в пользу местных органов власти, которые позволили им это строительство;
-налог на озеленение.

Организация проведения налоговых проверок во Франции.

Отбор дел для проверок осуществляется различными способами:

1. На основе изучения дел налогоплательщиков по декларациям.
Декларации поступают в налоговый орган, где проверяется их формальная сторона, их данные сопоставляются с данными, предоставленными налогоплательщиком.

2. Поиск сторонней, внешней информации.

С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные структуры, например, на департаментском уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном уровне – межрегиональные бригады. Кроме того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки.

В Налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении предприятий и физических лиц четко разделены и прописаны в «Книге налоговых процедур», которая представляет собой процессуальный Налоговый кодекс.

Налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда. Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет три года, но этот срок может быть увеличен при необходимости до пяти лет. Ревизионный цикл (период между проверками) составляет обычно 4-5 лет. Так, банки проверяются раз в 4 года.

С 1997 года во Франции применяется новая процедура «Общая проверка малых предприятий». Минимальный срок проверки равен 2-3 дням. Ревизионный период для малых предприятий, как правило, составляет один год.

На всех предприятиях может проводиться также точечная (тематическая) проверка, когда проверяется либо один налог или конкретный вопрос, например, применение налоговых льгот.
Специальные правила установлены в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более года. Налогоплательщика обязаны уведомить о предстоящей проверке. Ему дается время на подготовку, он может обратиться за помощью к специалистам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и виды налогов, их характеристика. История формирования налоговой системы Франции, ее отличительные особенности. Перечень центральных и местных налогов и сборов данного государства. Моррис Лоре как родоначальник налога на добавленную стоимость.

    презентация , добавлен 04.12.2014

    Характеристика налоговой системы Франции. Функции налоговой службы. Исследование федеральных и местных налогов. Сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции. Международные налоговые соглашения.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2010

    Теория и история НДС. Характеристика НДС в Евросоюзе. Налоговая политика в Великобритании и Франции. Сравнительный анализ налога на добавленную стоимость на примере Великобритании, Франции и России. Перспективы дальнейшего развития НДС в Евросоюзе.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2012

    Основные институты кредитно-денежной системы Франции, денежная система Франции до введения евро, денежно - кредитная политика Франции, влияние введения евро на экономику Франции.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2003

    Общие и отличительные черты налоговых систем стран. Перспективы развития налоговых систем Российской Федерации и Франции. Доминирующие налоги, местные поимущественные налоги. Федеральный, региональный и местный уровни российской налоговой системы.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2014

    Государственный бюджет Франции. Налоговая и кредитно-денежная система. Специфика функционирования банковской системы Франции в условиях финансовой нестабильности. Рынок ценных бумаг. Специальные счета казначейства. Операции временного характера.

    презентация , добавлен 05.05.2014

    Основные виды налогов во Франции. Налоги на доходы, добавленную стоимость, операции с недвижимостью, ценными бумагами и другим движимым имуществом, заработную плату, профессиональное образование. Акцизный сбор, налоги на наследование и на собственность.

    презентация , добавлен 26.09.2014

    Функции и классификация налоговой системы, принципы ее построения. Сущность и особенности налоговой политики. Влияние налогов на экономику. Виды налогов, основные инструменты налогового регулирования. Формирование налоговой системы Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2011

Ключевые слова

Франция, организация налогообложения, налоговая служба, структура, налоговые проверки, налоговая система, особенности, виды налогов, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги, местные налоги, налоговые соглашения.

Объектом исследования является налоговая система Франции.

Цель работы – изучение особенностей налоговой системы во Франции.

В ходе работы была дана общая характеристика налоговой системы во Франции, были выделены ее особенности, изучены функции налоговой службы, рассмотрены федеральные и местные налоги, прямые и косвенные, дан сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции, затронут вопрос о международных налоговых соглашениях Франции.

В результате исследования на основании результатов анализа особенностей налоговой системы Франции сформулированы выводы.


Введение

1. Общая характеристика налоговой системы Франции

2. Виды налогов

2.1 Прямые налоги

2.2 Косвенные налоги

3. Международные налоговые соглашения Франции

Заключение

Библиография


Введение

Франция – страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Актуальность темы исследования . Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Налоговая система Франции имеет много общего с российской налоговой системой, несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях.

Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов.

Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен, т.к. многое из французского опыта можно было бы использовать в России.

Степень изученности темы . По степени разработанности данная тема относится к довольно хорошо изученной. Вопросами налоговой системы Франции и анализом французской и российской налоговой системы занимались такие ученые как: Артамошкин С.Н., Барулин С.В., Львов Д.С., Маневич В.Е. Мукайдех Е.А., Попонова Н.А., Урман Н.А. и др. Работы некоторых их этих ученых использованы в данной курсовой работе.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: системно-структурный метод, его применение в исследовании позволило раскрыть понятие налоговой системы, уяснить ее сущность; историко-правовой метод - его применение позволило изучить, например, как менялись ставки налогов, метод сравнительного государствоведения и правоведения, с его помощью в работе удалось, например, дать сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции.

Целью данной курсовой работы является изучение французской налоговой системы, ее особенностей и основных черт.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Дать общую характеристику налоговой системы Франции;

Выделить особенности французской налоговой системы;

Изучить функции налоговой службы Франции;

Рассмотреть основные виды налогов во Франции: прямые и косвенные, федеральные и местные;

Изучить основные международные соглашения Франции.


1. Общая характеристика налоговой системы Франции

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно налоговой системы Франции нужно дать понятие налогов и налоговой системы.

Итак, налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по поддержанию порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета, путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной государством .

Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия всех затрат.

Налоговая система государства обычно представляет собой:

1) взаимосвязанную совокупность налогов, сборов и платежей;

2) законодательную базу (систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней);

3) систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

Налоговая система каждого государства имеет свои качественные особенности установленные характером ее развития, состоянием экономики, национальными традициями, общественной психологией. Однако в любом случае она должна базироваться на такой социально-экономической и финансово-денежной основе, которая позволила бы ей функционировать с наименьшими издержками как для общества в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения .

Законодательную базу налоговой системы Франции составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).

Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:

Системность;

Гибкость.Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

Социальная направленность – этот принцип тесно связан с принципом социальной налоговой справедливости. Социальная налоговая справедливость основывается как на перераспределении, так и обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума . Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению.

Говоря о налоговой системе нельзя забывать о государственных органах, обеспечивающих стабильность уплаты налогов – т.е. о налоговой службе. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета

Во Франции налоговая служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и Национальное Управление налоговых расследований.

Крупные предприятия обеспечивают 40-50 % совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.

Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур.

Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).


Общие особенности налоговой системы Франции. Легитимность налогов во Франции определяется статьей 13 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Именно 1789 г. - год Великой французской революции - стал годом введения четырех главных налогов Французской Республики: налога на землю, налога на собственность (недвижимость), патентного налога, налога на двери и окна (внешние признаки богатства). Поступления от данных налогов стали финансовой базой революции 1789 г. В последующий период осуществлялся постепенный переход от налогов, назначаемых для возмещения экономического ущерба, к налогам, взимаемым на постоянной основе по твердым ставкам.
В 1914-1917 гг. во Франции был введен подоходный налог, собираемый на основе шедулярной системы. Доходы при этом подразделялись на следующие типы: от недвижимости, сельскохозяйственные доходы, прибыль промышленных и торговых предприятий, некоммерческие доходы, заработная плата, доходы от движимого имущества, процентные доходы.
Основной вклад, который Франция внесла в мировой опыт налогообложения, связан с появлением налога на добавленную стоимость - НДС - принципы взимания которого были разработаны французскими финансистами, в частности, М. Лоре. Сначала действие этого налога было проверено в тогдашней французской колонии - Кот д’Ивуар - и лишь затем, после полученных положительных результатов, с 1954 г. НДС был введен в структуру французской налоговой системы, а в последующий период НДС появился в странах - членах Европейского Экономического Сообщества. В 1980-90-е гг. НДС был скопирован многими развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Удобство взимания НДС привело к тому, что основу налоговой системы Франции составляют в настоящее время косвенные налоги, несомненное лидерство среди которых принадлежит НДС.
Нужно также отметить преобладание во Франции, как и в Германии, социальной роли налогов: налоговые поступления финансируют деятельность социально ориентированного правительства, а уровень налогов для наиболее обеспеченных французов и частных компаний должен удовлетворять требованиям социальной справедливости, перераспределяя доходы в пользу малообеспеченных граждан. Для реализации цели социальной справедливости во Франции с 1982 г. было введено налогообложение крупных состояний - своеобразный налог на право быть богатым. Высокие ставки данного налога означают, по существу, его конфискационный характер. Так, к примеру, сумма подлежащего уплате налога на состояние бывшего главы обанкротившейся авиакомпании Air Liberte превышала 100% его годовой заработной платы. Поэтому неслучайно обеспеченные граждане Французской Республики предпочитают быть налоговыми резидентами не у себя на родине, а за рубежом - в Бельгии, Великобритании, Швейцарии.
Характеристика современной налоговой системы Франции. Особенностью современного налогообложения во Франции является то, что уровень подоходных налогов в стране является средним среди стран Европейского Союза, а доля прямых налогов при этом самая низкая в ЕС. При этом велика роль косвенных налогов. Так, доля НДС в доходах центрального правительства достигает 46%. При этом во Франции, точно так же как и в Германии, достаточно высоки социальные налоги и сборы, которые существенно повышают общий уровень налогового бремени в стране.
Доля налогов в ВВП превышает 45%, причем на социальные налоги и взносы приходится почти 34% всех налоговых поступлений правительства. Налоги на товары и услуги составляют около 26% всех налоговых поступлений, индивидуальный подоходный налог - 18%, а налог на прибыль - 7%. После уплаты всех налогов у холостого налогоплательщика в среднем остается 73,5% заработанного дохода-брутто, у состоящего в браке налогоплательщика, имеющего двух детей - 85,8% дохода. />Налогообложение компаний. Главной отличительной чертой французского налогообложения является то, что в основе налогообложения1 компаний лежит не глобальный принцип (принцип резидентства), а принцип налогообложения доходов у источника их образования. Соответственно, факт резидентства компании во Франции не имеет значения, поскольку доходы зарубежных постоянных предста-

вительств французских компаний, а также доходы из зарубежных пассивных источников, получаемые французскими компаниями, не облагаются французским налогом на прибыль. Это делает Францию достаточно благоприятным местом регистрации компаний, ведущих офшорные операции с низконалоговыми юрисдикциями.
Таким образом, налог на прибыль (l’impot sur Ies societes, I.S. либо ISoc) платят те компании (как отечественные, так и зарубежные), доходы которых образуются на территории Французской Республики. Согласно официальным статистическим данным, субъектами ISoc являются примерно треть французских компаний.54 Его основная ставка составляет 331/3%, которая сокращается до 15% при условии, что полученный прирост капитала долгое время сохраняется в качестве капитальных резервов компании. В дополнении к данному налогу действует дополнительная ставка в 1,5%, базой расчета которой служат налоговые обязательства, рассчитанные по ставке ЗЗ’Д либо 15%. В результате эффективная ставка ISoc соответствует 33,83% либо 15,225%. Малые и средние предприятия, размер прибыли которых не превышает 38 120 евро, уплачивают налог по основной ставке 15%. В 2005 г. Чистые поступления от налога на прибыль компаний составили 42,6 млрд. евро.55
Налог на распределение прибыли в форме процентов и дивидендов составляет 25%. Для устранения двойного экономического налогообложения получатели дивидендов применяют налоговый кредит на налог, ранее удержанный у источника выплаты дивидендов.
Налогообложение физических лиц. Налоговое резидентство физических лиц определяется во Франции на основе осуществления на территории Франции профессиональной деятельности либо на основании наличия во Франции центра экономических интересов.
Особенность налогообложения заработной платы заключается в том, что отсутствует удержание налога у источника выплаты дохода. Налог рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно по итогам фискального периода (налоговый год во Франции совпадает с календарным) и уплачивается к положенному сроку.
Стоит отметить относительную слабость индивидуального подоходного налогообложения: множество льгот для различных видов профессиональной деятельности изначально сокращают налоговую базу примерно на треть. Имеющиеся налоговые привилегии зачастую курьезны. К примеру, льготы по уплате подоходного налога имеют водители такси, крупье казино, медсестры парижских больниц. В результа- * те из 33,1 млн. официально зарегистрированных домохозяйств-налогоплательщи- ков налоги платят лишь 15,7 млн. Остальные 17,4 млн. домохозяйств на вполне законных основаниях освобождаются от налогообложения.56
Подобная практика французского индивидуального подоходного налогообложения открывает широкий простор для различных махинаций и злоупотреблений.
К примеру, главные акционеры компаний могут сами себе назначать заработную плату (заранее учитывая налоговые последствия), и даже многомиллионное вы-
ходное пособие господина Месье, приведшего к финансовому краху компанию Vivendi, было освобождено от уплаты налогов.
Вместе с тем стоит отметить, что французские налоговые органы не оставляют без внимания вопросы социальной справедливости. В случае, если есть признаки расхождения более чем на 30% между задекларированным доходом и фактическими расходами, фискальные службы могут оценить реальные доходы такого налогоплательщика по определенной методике. Элементами богатства при этом могут служить объекты недвижимости, находящиеся в собственности налогоплательщика, использование прислуги, новые и мощные транспортные средства (включая яхты и авиалайнеры), скаковые лошади (свыше одной), лицензии на охоту.
При расчете налога на доходы физических лиц (l’impot sur Ie revenue, IR) используется прогрессивная шкала налогообложения. Интервалы дохода и соответствующие данным интервалам налоговые ставки представлены в табл. 10.5. Отличный от указанного в таблице порядок налогообложения применяется на заморских территориях Франции - в Гваделупе, Мартинике и Реюньоне, где максимальная ставка IR ограничена величиной 30%, и во Французской Гвиане, где предельная ставка IR составляет 40%. В 2005 г. Поступления от налога на доходы физических лиц превысили 55 млрд. евро.
Таблица 10.5
Ставки индивидуального подоходного налога во Франции на 2005 г.

Источник: La fiscalite fran^aise. - Paris, 2005. - P. 30.

Особенностью подсчета налога является то, что общая сумма дохода семьи делится на части в соответствии с количеством человек в семье. Так, каждый из супругов эквивалентен единице, два первых ребенка - по 0,5 учетных единиц каждый, каждый следующий ребенок приравнен к единице. К примеру, для семьи из двух супругов и трех детей совокупный доход делится на четыре единицы (муж, жена и третий ребенок составляют три единицы, двое первых детей в сумме дают еще одну). Полученная расчетная величина дохода умножается на четыре единицы, и к ней применяются соответствующие ставки прогрессивного IR. Подобная система является достаточно благоприятной для семьи, имеющей троих детей.
Система социальных налогов и сборов (les impots a fmalite sociale) была создана во Франции в 1945 г. В своем нынешнем виде данная система объединяет четыре основных вида обязательных социальных платежей - общие социальные взносы (contribution sociale generalisee, CSG), взносы для возмещения социального долга (contribution pour Ie remboursement de la dette sociale, CRDS), социальный налог (prelevement social) и социальный взнос с прибыли предприятий (contribution sociale sur Ies benefices des societes, CSB). Совокупные поступления от CSG, CRDS и CSB в 2005 г. составили около 77 млрд. евро.
Косвенные налоги. Стандартная ставка НДС составляет во Франции 19,6%, сокращенная - 5,5%. НДС является лидером по налоговым поступлениям в бюджет центрального правительства. В 2005 г. совокупные поступления данного налога превысили 127 млрд. евро. Уровень акцизов и прочих косвенных налогов во Франции является вполне умеренным, особенно в части акцизов на табак и спиртные напитки.
Резюме. Несмотря на приверженность принципам социальной рыночной экономики, предполагающей высокий уровень государственных расходов (соответственно, высокий уровень налогов для их финансирования), налоговая система Франции является вполне конкурентоспособной. Сместив основную тяжесть налогового бремени на косвенные налоги, правительство Французской Республики содействовало созданию на территории страны налогового климата, благоприятного как для физических, так и для юридических лиц. При этом в наиболее выгодных условиях оказываются налогоплательщики - юридические лица, ведущие внешнеэкономическую деятельность за пределами Франции в низконалоговых юрисдикциях, а также физические лица, создавшие семью и воспитывающие как минимум трех детей. Высокие ставки индивидуальных подоходных налогов во Франции являются по существу лишь номинальными, большинство налогоплательщиков вообще освобождается на законных основаниях от уплаты налогов, а налог на прибыль компаний, ведущих активность на территории Франции, является вполне умеренным.