Формируем и используем резервный фонд. Резервный фонд российской федерации

Любого предприятия, то можно увидеть раздел «Капитал и резервы». Кроме уставного капитала в него входит несколько других фондов. Рассмотрим, как создается и используется один из них – резервный фонд.

Понятие резервного фонда

Сначала разберемся с терминологией. Зачастую в литературе понятия резервный фонд и резервный капитал употребляются, как тождественные. Строго говоря, это не совсем так. Резервный капитал – это строка баланса, которая содержит в себе информацию по ряду фондов. Кроме собственно резервного фонда туда могут входить и другие, предназначенные, например, для выплаты заработной платы или оплаты дивидендов . Но так как все эти виды резервных фондов создаются и расходуются по сходным принципам, то можно употреблять для них собирательное наименование «резервный фонд». Счет бухгалтерского учета, на котором содержатся сведения о движении резервного фонда, имеет номер .

Итак, резервный фонд представляет собой накопленную часть имущества общества. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков, а также для ряда других расходов на основании норм закона или положений устава.

Формирование резервного фонда

Резервный фонд формируется на основании закона, регулирующего деятельность предприятия, в соответствии с его организационно-правовой формой. Рассмотрим принципы его создания на примере двух наиболее распространенных форм – общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерного общества (АО). Оба закона дают предприятиям право на создание резервных фондов, но требования закона об АО более жесткие. Для ООО закон только предоставляет право создавать фонд, но правила использования и размер резервного фонда не устанавливает. Напротив, минимальный размер резервного фонда акционерного общества регламентирован законом и должен быть не ниже 5% уставного капитала. Также для АО закон определяет, что средства резервного фонда могут использоваться только для определенных целей – гашения облигаций или обратного выкупа собственных акций. Впрочем, учредители ООО тоже могут ограничить перечень затрат, которые можно финансировать за счет фонда. Для этого нужно внести соответствующие положения в Устав общества.

В большинстве случаеврезервный фонд предприятия формируется за счет чистой прибыли. Это основной вариант, с помощью которого осуществляется создание резервного фонда. Проводки в этом случае будут следующие:

  • ДТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - КТ 82 «Резервный капитал»

Кроме того, закон предоставляет акционерам (участникам) общества право вносить вклады в имущество организации без увеличения уставного капитала. Эти вклады, в том числе, могут быть оформлены, как отчисления в резервный фонд. Проводки (если вклад вносится на расчетный счет) в этом случае будут такие:

  • ДТ 51 «Расчетный счет» - КТ 75 «Расчеты с учредителями»
  • ДТ 75 «Расчеты с учредителями» - КТ 82 «Резервный капитал»

Иногда уже сформированный резервный фонд необходимо пополнить. Например, если собственники приняли решение увеличить уставный фонд предприятия и после этого размер резервного фонда акционерного общества стал меньше установленного законом норматива. В этом случае требуется пополнить резервный фонд. Проводки будут такие же, как и при его первичном создании.

Использование резервного фонда

Иногда возникает вопрос: что такое резервный фонд – актив или пассив с точки зрения бухгалтерского учета. Уже из приведенных выше проводок видно, что он является пассивом. Это вытекает и из его экономического смысла – аналогично уставному капиталу резервный фонд предприятия является одним из источников ресурсов. Разница только в том, что варианты его использования ограничиваются законом или уставом.

Основным направлением использования резервного фонда является компенсация убытков. Это требуется для поддержания размера чистых активов на уровне не ниже величины уставного капитала, в соответствии с законом. В случае, если это соотношение не выполняется, учредители обязаны сократить размер уставного капитала или начать процедуру ликвидации.

Проводка в этом случае будет обратная по сравнению с формированием фонда за счет прибыли:

  • ДТ 82 - КТ 84

Также средства резервного фонда могут быть использованы и для оплаты других расходов. Для акционерного общества это может быть обратный выкуп собственных акций или гашение облигаций.

Для ООО, если это не прописано в уставе общества, ограничений по расходованию средств фонда не существует вообще. Формально в этом случае он может быть направлен на финансирование любых затрат, связанных с текущей деятельностью. Но на практике так обычно не поступают, а используют эти средства только при особых обстоятельствах.

Вывод

Создание резервного фонда и его использование регулируется законом с учетом организационно-правовой формы предприятия. Резервный фонд формируется за счет нераспределенной прибыли и взносов учредителей. Он используется, главным образом для компенсации убытков, но средства фонда также могут использоваться и для других целей, в соответствии с законом или уставом общества.

Сейчас многие говорят и пишут о том, как сократился резервный фонд и ФНБ России , когда закончатся средства ФНБ и резервного фонда, и т.п. Так что я тоже решил не оставаться в стороне, и напишу немного своего мнения по этим вопросам – по использованию средств резервных фондов РФ. Но для начала немного теории и аналитики, чтобы хорошо представить себе, о чем вообще идет речь.

Итак, вообще наличие резервного фонда – это нормальная и необходимая практика для любого субъекта хозяйствования: от государства до отдельно взятого человека. Средства резервных фондов служат т.н. финансовой “подушкой безопасности”, которую всегда можно использовать при наступлении неких форс-мажорных ситуаций, требующих финансирования.

Россия задумалась о необходимости создания государственных резервов в начале 2000-х годов, и 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд (идея его создания принадлежала тогдашнему министру финансов Алексею Кудрину). Стабилизационный фонд формировался из ведущих мировых валют (в первую очередь – долларов и евро), а также высоконадежных облигаций развитых стран. Первоначальный объем стабилизационного фонда составлял всего 5,9 млрд. долларов или 171,3 млрд. рублей.

На протяжении последующих лет стабилизационный фонд России постепенно пополнялся, а в преддверии финансового кризиса 2008 года, а точнее – 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд, объем которого на тот момент составлял уже 156,81 млрд. долларов или 3,849 трлн. рублей, был разделен на два разных фонда:

  1. Резервный фонд (на тот момент – 125,19 млрд. долларов или 3,058 трлн. рублей);
  2. Фонд Национального Благосостояния ФНБ (на тот момент – 32 млрд. долларов или 783 млрд. рублей).

Рассмотрим кратко основные характеристики этих фондов.

Резервный фонд РФ.

Резервный фонд России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по этим статьям бюджета, а также за счет доходов от управления активами самого фонда. При этом в резервный фонд направлялись нефтегазовые доходы, не превышающие 7% от ВВП государства, а остальная часть таких доходов направлялась в Фонд Национального Благосостояния.

Размер Резервного фонда в первые месяцы его основания сначала немного рос, но уже с сентября 2008 года начал планомерно снижаться. На текущий момент из первоначальных 125 млрд. долларов в нем осталось всего 16 млрд. долларов, и это уже составляет чуть более 2% к ВВП (вместо запланированных 7%).

Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) РФ.

ФНБ России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по данным бюджетным статьям и превышающих нормативные отчисления в резервный фонд РФ, а также за счет доходов от управления активами фонда.

У Фонда Национального Благосостояния четко определено назначение – софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть, ФНБ был создан как часть механизма пенсионной системы, призванная обеспечить ее стабильность.

ФНБ РФ частично входит в состав России, а частично – не входит. Это объясняется тем, что в активах ФНБ имеются как допустимые по уровню риска активы для ЗВР, так и недопустимые, более рисковые, но и более доходные.

С момента своего создания ФНБ России, в отличие от резервного фонда, сначала наоборот, преимущественно рос. К 2009 году он достиг объема 90 млрд. долларов и до 2012 колебался в пределах этой отметки, после чего начал постепенное снижение. С декабря 2014 объем ФНБ снизился ниже отметки 80 млрд. долларов, и на 1 января 2017г. составил 71,87 млрд. долларов.

Что интересно, ФНБ не просто держит средства в высоконадежных активах, а и занимается более рисковой деятельностью, например, кредитованием. Крупные кредитные транши из ФНБ получали банк ВТБ, Роснефть, Росатом и другие компании. Следует понимать, что ликвидность таких активов существенно ниже, то есть, заемщики не смогут мгновенно вернуть взятые кредиты. А это значит, что далеко не все средства ФНБ РФ есть возможность сразу же при необходимости использовать.

Расходование средств резервного фонда и ФНБ России.

Ну а теперь переходим к самому интересному – к тому, что объемы этих фондов в последние годы серьезно снизились, и уже многие экономисты предсказывали и предсказывают их полное истощение в ближайшем будущем, в частности называют 2017-2018 годы.

Что мы имеем по факту. Объем резервного фонда РФ только за декабрь 2016 год в долларовом эквиваленте снизился почти в 2 раза (с 31,30 до 16,03 млрд. долларов), а за весь 2016 год – в 3,12 раз (с 49,95 млрд. долларов). За последние 3 года с начала 2014 года объем резервного фонда снизился в 5,45 раз (с 87,38 млрд. долларов). Логично предположить, что в 2017 году при продолжении использования он действительно полностью иссякнет (либо же там останется какая-то символическая сумма).

С ФНБ пока не такая страшная картина: в долларовом эквиваленте за 2016 год он практически не изменился, в рублевом – снизился на 17% (из-за укрепления рубля к доллару). Однако, это благодаря тому, что на покрытие дефицита бюджета и прочие недостающие расходы все это время использовался преимущественно резервный фонд. Теперь его уже практически не осталось, и вероятно, придется “залезать” и в ФНБ.

Если рассматривать только покрытие бюджетного дефицита, то согласно официально принятому бюджету, он в 2017 году запланирован на уровне 2,75 трлн. рублей. Если покрыть только эту официальную цифру за счет средств ФНБ, его размер уменьшится с нынешних 4,36 трлн. рублей в 2,7 раз, и на конец года в фонде останется только 1,71 трлн. рублей. И при продолжении тенденции этой суммы уже может не хватить в следующем 2018 году.

Собственно об этом и тревожатся многие экономисты, как видите, расчет тут очень простой и логичный. А с учетом того, что еще не все средства ФНБ можно вот так просто взять и использовать (ведь частично они вложены в кредиты, то есть, не доступны на конкретный момент), то реальных возможностей у Фонда Национального Благосостояния еще меньше.

Конечно, нельзя на 100% утверждать, что резервный фонд и ФНБ РФ будут потрачены. Потому что для финансирования недостающих расходов можно использовать и другие инструменты, например, внешние и внутренние займы. К внешним займам в наиболее выгодных финансовых структурах западных стран для России сейчас дорога закрыта из-за санкций, но при желании можно найти более дорогие кредиты, допустим, в странах Азии.

Также можно пойти по пути внутренних займов, выпуская долговые обязательства. И этот механизм уже запущен: Минфин начал выпуск и размещение ОФЗ, пока не на столь значительные суммы.

Здесь нужно вспомнить, что в 2008 году активное привлечение внутренних займов через ГКО привело к страны (Россия отказалась платить по ГКО), поэтому с данным инструментом следует быть осторожным как эмитенту, так и желающим занять свои деньги государству.

К чему можно прибегнуть еще? К устранению или снижению дефицита бюджета путем увеличения некоторых доходных статей и сокращения расходных. Судя по опыту, это может быть поднятие налогов и снижение социальных расходов. Отдельные шаги в этом направлении тоже уже ведутся, например, расходы на медицину в 2017 годы снижены на треть.

В общем, варианты есть, но все они несут свои трудности, и пока еще реально проблему дефицита бюджета не решают – он есть и довольно большой.

Стоит ли тратить средства ФНБ и резервного фонда РФ?

Ну и в заключение напишу, что я думаю по данному вопросу. Само по себе использование резервных фондов – это вполне нормальная практика, ведь ради этого они и создаются. Другой вопрос в том, что резервные фонды предназначаются для использования в форс-мажорных ситуациях, после чего их необходимо восстанавливать для обеспечения последующей такой же возможности. И вот когда восстановления не происходит – это уже проблема.

Мои постоянные читатели знают, что я люблю сравнивать государство/предприятие с человеком или семьей в части необходимости ведения бюджета, учета доходов и расходов, формирования денежных фондов и т.д. Сегодня, чтобы было проще понять, я проведу обратное сравнение.

Вот представьте: есть человек, у которого сформированы в размере 6 месячных доходов. И в какой-то момент этот человек теряет работу, теряет свои доходы – у него возникает форс-мажорная ситуация. Человек начинает использовать свой резервный фонд, которого ему хватит, чтобы безбедно прожить 6 месяцев. Но что он должен делать одновременно? Правильно: искать новую работу, новые источники дохода! И если за этот период он не найдет таких источников, его резервный фонд истощится, и вот тут наступит настоящее финансовое бедствие.

Что делает сейчас Россия по аналогии с этим человеком? Она утратила свою “работу” – доходы от продажи нефти, цена на которую существенно упала, и при этом не ищет новую “работу”, а просто потихоньку “проедает” накопленные резервы. Еще больше ситуацию усугубляют санкции и антисанкции – это по аналогии означает, что теперь человека не везде то и возьмут на работу, самая интересная и перспективная работа для него закрыта.

В данной ситуации человек должен стремиться максимально исправить, улучшить свою репутацию, чтобы найти новые источники дохода, ведь времени осталось не так много. Россия ничего этого не делает, а просто гордо ждет, когда опять поднимутся цены на нефть, чтобы она могла жить и зарабатывать “по прежнему”. А поднимутся ли они, да еще в такой короткий оставшийся срок – это большой вопрос. Это все равно, что человек бы сидел и ждал, когда его вновь позовут на работу, с которой уволили, ведь он же считает себя очень ценным и незаменимым работником.

В общем, как по мне, это совершенно тупиковая позиция, но к чему она в результате приведет – будем наблюдать. Пока что ситуация нерадужная.

Теперь вы имеете представление о том, что такое резервный фонд и ФНБ России, как они изменяются, когда могут закончиться средства фондов и почему. Выводы делайте сами.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность и учитесь самостоятельно анализировать финансово-экономическую ситуацию.

Порядок формирования Поскольку для акционерных обществ сформировать резервный фонд - это обязанность, то данное условие непременно должно быть отражено в уставе. То есть меньше 5 процентов от размера уставного капитала этот фонд быть не может. Но акционеры могут определить его и в большем размере. Об этом также должно быть сказано в уставе.

Формируют фонд за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли до тех пор, пока его размер не станет равным установленной величине.

По общему правилу распределение прибыли относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, далее - Закон № 208-ФЗ). Поэтому, по нашему мнению, зачисление чистой прибыли отчетного года в резервный фонд среди других направлений ее использования должно быть определено в решении общего собрания. Это и будет документом, на основании которого бухгалтер сделает соответствующие записи в учете.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФОРМИРОВАНИИ РЕЗЕРВОВ

Обязанность акционерных обществ формировать резервный фонд установлена пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Его размер не может быть менее 5 процентов от уставного капитала. А вот максимальный размер фонда не ограничен. Это определяют собственники общества и отражают в уставе.

Источником резервного фонда служит чистая прибыль, а отчисления делают ежегодно в обязательном порядке до достижения фондом размера, указанного в уставе.

Формировать резервный фонд могут и общества с ограниченной ответственностью. Но для них это не обязанность, а право. В таком случае порядок формирования фонда и его размер собственники указывают в уставе (ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Отражение в бухгалтерском учете Мы отметили, что документом, на основании которого бухгалтер отразит распределение прибыли, будет решение общего собрания акционеров. Но такое собрание состоится уже после окончания финансового года.
РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВПодпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Закона № 208-ФЗ установлено, что годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, включая и отчет о прибылях и убытках акционерного общества, должно утвердить общее собрание акционеров. Состояться оно должно в сроки, определенные уставом, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47 Закона № 208-ФЗ). Кроме того, общее собрание утверждает распределение прибыли, в том числе выплату (объявление) дивидендов и порядок погашения убытков.

Нужно помнить и о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, который утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. Дело в том, что согласно этому порядку в бухгалтерском балансе по состоянию на конец года показывается общая сумма чистой прибыли, полученная предприятием (строка 470). А вот направления использования прибыли, включая сумму объявленных дивидендов, показывают в пояснительной записке без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Из этого следует, что отчисления в резервный фонд отражают в бухгалтерском учете уже следующего года - на дату решения общего собрания акционеров. Это делают записью по кредиту счета 82 «Резервный капитал» в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Это правило полностью применимо и к предприятиям, созданным в форме обществ с ограниченнной ответственностью. УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА РЕЗЕРВНОГО ФОНДАСобственники имеют право увеличить размер резервного фонда, первоначально зафиксированного в уставе. Причем они могут это сделать даже в том случае, когда он еще не достиг 5-процентного размера уставного капитала.

Для этого на собрании акционеров следует принять решение об увеличении резервного фонда, о размере ежегодных отчислений и на основании этих решений внести соответствующие изменения в устав.

Обратим внимание на взаимозависимость размеров уставного капитала и резервного фонда. Дело в том, что законодательством определено, что сумма увеличения уставного капитала не может быть больше разницы между стоимостью чистых активов и суммой уставного и резервного капитала общества. Соответственно, при увеличении или уменьшении уставного капитала должен увеличиться либо уменьшиться резервный капитал.

Формирование и использование всех фондов, которые формируются в акционерном обществе за счет чистой прибыли, отражают в специальном Отчете об изменениях капитала (форма № 3).
Использование резервного фонда Резервный фонд акционерных обществ предназначен только для покрытия убытков, погашения облигаций общества и выкупа собственных акций при отсутствии других средств. Ни на какие другие цели резервный фонд использовать нельзя (п. 1 ст. 35 Закона № 208-ФЗ).
ПОГАШЕНИЕ УБЫТКОВПринимать решение об использовании средств резервного и иных фондов общества - это исключительная компетенция совета директоров или наблюдательного совета (подп. 12 п. 1 ст. 65 Закона № 208-ФЗ).

Если по итогам года получен убыток, на его погашение может быть направлен весь резервный фонд или его часть. Отражают такое использование следующей записью:

КРЕДИТ 84 субсчет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

- направлены на погашение убытка средства резервного фонда.

Данную операцию проводят на основании решения совета директоров либо выписки из протокола заседания совета. А саму бухгалтерскую запись, как и при отчислениях в резервный фонд, делают в том году, когда совет директоров принял решение. Объясняется это следующим. В действующей редакции порядка составления и представления бухгалтерской отчетности (утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н) уже нет специального указания о правилах отражения в годовом отчете данных по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Только в отмененном пункте 14* этого документа было указано, что такие данные следовало отражать с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год и принятых решений о покрытии убытков.

Следовательно, составленную бухгалтерскую отчетность, например, за 2009 год с выявленным убытком нужно представить на рассмотрение совету директоров. Заседание совета будет уже в 2010 году. После принятия решения о погашении убытка за счет резервного фонда делают соответствующую бухгалтерскую запись, которая будет датирована тоже 2010 годом. А вот в пояснительной записке к отчету за 2009 год указывают о факте погашения убытка.
* Пункт 14 порядка составления бухгалтерской отчетности отменен начиная с отчетности за 2004 год.
ВЫКУП АКЦИЙАкционерное общество может принять решение о выкупе собственных акций. Как правило, это делают с целью их дальнейшего погашения и уменьшения уставного капитала. Расходовать средства резервного фонда на такие цели можно только в том случае, если других средств недостаточно (например, данная операция приведет к возникновению убытка). Рассмотрим следующий пример.

ПРИМЕР 1
Общее собрание акционеров приняло решение уменьшить уставный капитал на 20 000 руб. Для этого будет выкуплено 20 акций номинальной стоимостью 1000 руб. с их последующим погашением. Фактическая цена выкупа одной акции составила 1200 руб. Покрыть разницу между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций решено за счет средств резервного фонда.

В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 81 субсчет «Собственные акции (доли)»
КРЕДИТ 50
- 24 000 руб. (1200 руб/шт. х 20 шт.) - выкуплены акции у акционеров;

ДЕБЕТ 80 субсчет «Уставный капитал»

- 20 000 руб. (1000 руб/шт. х 20 шт.) - уменьшен уставный капитал путем погашения выкупленных акций;

ДЕБЕТ 82 субсчет «Резервный капитал»
КРЕДИТ 81 субсчет «Собственные акции (доли)»

- 4000 руб. (24 000 - 20 000) - отражена разница между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций.
ПОГАШЕНИЕ ОБЛИГАЦИЙСредства резервного фонда можно направить на погашение процентов по выпущенным обществом облигациям. Это также допустимо, если иных средств для этого у общества нет, а отражение по общим правилам может привести к убытку.

Когда акционерное общество погашает облигации, сумма, выплачиваемая их держателям, состоит из их номинальной стоимости и процентов.

Погашаемые за счет резервного фонда проценты относят в дебет счета 82.

А вот отражать задолженность в виде номинальной стоимости облигаций по дебету этого счета необоснованно, поскольку при их погашении происходит возврат заемных средств, получение которых было показано по дебету счета 51.

ПРИМЕР 2
Акционерное общество разместило 2000 облигаций номинальной стоимостью 500 руб. каждая. Начисленные за период обращения проценты составили 100 000 руб. По истечении срока обращения облигации были погашены.

Для предотвращения убытка совет директоров принял решение погасить начисленные держателям облигаций проценты за счет резервного фонда.

В бухгалтерском учете было записано следующее:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 67
- 1 000 000 руб. (500 руб/шт. х 2000 шт.) - получены денежные средства при размещении облигаций;

ДЕБЕТ 67 КРЕДИТ 51
- 1 100 000 руб. (1 000 000 + 100 000) - погашены облигации и выплачены начисленные проценты;

ДЕБЕТ 82 субсчет «Резервный капитал»
КРЕДИТ 67

- 100 000 руб. - отнесены за счет резервного фонда начисленные проценты по облигациям.

Средства резервного фонда являются частью собственного капитала предприятия наравне с нераспределенной прибылью. Учитывая жесткие ограничения по использованию этого резерва, принимая решение о его величине, нужно помнить, что расходовать сумму можно только при наступлении событий, для предотвращения последствий которых резерв был создан.Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №1, январь 2010 г.

Резервный фонд РФ

Резервный фонд РФ был создан в начале 2008 года путем разделения Стабилизационного фонда на фонд национального благосостояния и резервный фонд. Задачей создания нового стало размещение нефтегазовых доходов в ликвидных иностранных валютах или иных активах, выраженных в инвалюте.

Часть средств Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России. За счет резкого скачка валюты в 2015 году, средства Фонда подскочили с 300 до 400 млрд.долларов. При этом часть ЗВР в Резервном Фонде упала с 70 до 16 млрд.р.

Что такое Резервный фонд РФ?

В результате огромных потоков от нефтегазового сектора в 2008 году было принято решение разделить Стабфонд на ФНБ и Резервный Фонд. В последний фонд направлялись потоки доходов от роста цен на углеводороды. В случае резкого падения прибыли казны и увеличения дефицита бюджета, Резервный Фонд должен быть источником финансирования. Таким образом, в Резервном Фонде хранилась часть федеральных бюджетных денег. Их учет проводился обособленно. В июле 2017 года был одобрен законопроект, согласно которому все средства резервного фонда должны быть переведены в собственность Фонда Благосостояния до конца 2017 года.

С 1 января 2018 года Резервный Фонд присоединился к ФНБ и все дополнительные доходы теперь будут направляться именно сюда. В этом году ФНБ пополнится валютой, которая была закуплена Минфином на валютообменных операциях в течение 2017 года на сумму, свыше 800 млрд.руб. По расчетам властей, этот год также станет последним годом, когда дефицит бюджета будет финансироваться из фонда благосостояния.

На эти цели, а также на софинансирование пенсионных накоплений, будет выделено в 2018 году колоссальная сумма – свыше 1 трлн.руб. С 2019 года на эти цели из ФНБ планируется направлять не более 4 млрд.р. При этом пополнение фонда будет идти также – Минфин ежегодно будет направлять сюда валюту, приобретенную по бюджетным правилам.

Управление резервным Фондом РФ.

Управлением дел Фонда занимается министерство финансов России, согласно установленному порядку. Отдельные полномочия могут осуществляться Банком России. Основной целью управления средства Фонда является обеспечение сохранности бюджетных средств и получение стабильного дохода от размещения в долгосрочной перспективе. На краткосрочных периодах допускается получение отрицательных результатов вложения, поскольку размещение денег идет в инвалюте.

Размещение средств Фонд идет также в иностранных активах. При этом рейтинг долгосрочной кредитоспособности выбранного актива должен быть не ниже АА- по стандартам ведущих рейтинговых агентств, например, S&P.

Откуда поступают деньги в Резервный Фонд?

Формирование фонда идет за счет доходов нефтегазового сектора, а также доходов, полученных от управления деньгами фонда. В ФЗ №245 «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ…» с 1 января 2010 года отменена нормативная величина Резервного фонда. Средства фонда направляются только на обеспечение бюджетных расходов. Ранее норматив составлял 7% от прогнозируемого ВВП на следующий год. При наполнении фонда резервов, деньги направлялись в ФНБ.

Сколько составляет резервный фонд РФ?

Динамику средств Резервного Фонда можно увидеть из приложенной таблицы:

Дата в млрд. долл. США в млрд. рублей в %% к ВВП
01.02.2008 125,19 3 057,85 7,4 % ▬
01.01.2009 137,09 4 027,64 9,8 % ▲
01.01.2010 60,52 1 830,51 4,7 % ▼
01.01.2011 25,44 775,21 1,7 % ▼
01.01.2012 25,21 811,52 1,4 % ▬
01.01.2013 62,08 1 885,68 3,0 % ▼
01.01.2014 87,38 2 859,72 4,3 % ▼
01.01.2015 87,91 4 945,49 6,8 % ▲
01.01.2016 49,95 3 640,57 6,0 % к ВВП-2015
01.01.2017 16,03 972,13 1,1 % ▼
01.12.2017 17,05 994,64 1,1 % ▬

Как видно, год от года резервы менялись. Отношение к ВВП также менялось от положительного до отрицательного. Объем денег, выраженный в долларах и рублях, соответствует остаткам на счетах Казначейства в ЦБ. С ноября 2008 года по 2011 год в резервы фонда включались средства, размещенные в МВФ.

Куда используются деньги с Резервного Фонда РФ?

Их основная цель – восполнять дефицит бюджета страны на случай резкого падения доходов казны, а также досрочно погашать внешний долг страны и обеспечивать нефтегазовый трансферт. Лимиты утверждаются каждый финансовый год. Использование денег Резервного фонда на трансферт во времена неблагоприятных колебаний мировых цен на энергоносители позволяет вести благоприятную бюджетную политику и обеспечивать социальное и экономическое развитие страны. Также это снижает зависимость от нестабильности на мировых сырьевых рынках.

Погашение внешнего госдолга России средствами Фонда позволяет снизить долговую нагрузку на бюджет и сократить расходы на обслуживание долговых обязательств России.

Тем не менее, Счетная палата объявила, что средства Резервного Фонда используются нерационально. Много миллиардов потерялось на курсовой разнице при размещении денег Фонда на валютных счетах ЦБ.

После обвала цен на нефть, Резервный фонд пополняться перестал, поэтому было принято решение об расходовании остатков средств и передать Резервный фонд на баланс ФНБ. За счет объединения, объем ФНБ на начало 2018 года составит 3,7 трлн.р., а свободные остатки, не вложенные в какие-либо активы, составят 2,3 трлн.р.
По итогам прошедшего года, дефицит бюджета по предварительной оценке не должен превысить 2%. Объединение двух фондов закончится не позднее 1 февраля 2018 года. Такое решение было принято в условиях резкого снижения цен на нефть за последние 2 года. Новый объединенный фонд будет по-прежнему формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

Резервные фонды бюджетов - это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Резервные фонды призваны:

Обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренное по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины;

Способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость;

Выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы;

Маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов;

Удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджетов характеризуются специфическими чертами:

Они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения;

Их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий;

Их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер;

Они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением чрезвычайных и непредвиденных событий событий.

Источник формирования резервных фондов - средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней.

Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов.

В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, используются только в период наступления определенного рода событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах - резервные фонды органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год.

Использование средств резервных фондов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы. Средства направляются на финансирование непредвиденных затрат.

Форма расходования средств резервных фондов определяется функциональным назначением выделяемых ресурсов. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной (представительной) власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов.

Функционирование резервных фондов в бюджетах всех уровней бюджетной системы, многофункциональность их назначения требуют создания разнообразных видов резервных фондов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено.

В России в состав резервных фондов бюджетов входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшееся в процессе исполнения бюджета.

Резервные фонды по функциональному назначению подразделяют на: стратегические, страховые и оперативные.

Стратегические бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчитанные на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельность населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанес, такими чрезвычайными событиями. К ним, прежде всего, относится Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда. Аналогичные фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ.

Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т.п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

Резервный фонд Российской Федерации

Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.

Стабилизационный фонд Российской Федерации , основанный 1 января 2004 года, являясь частью федерального бюджета, создавался государством с целью отчисления в него сверхдоходов от экспорта нефти и стабилизации экономики страны. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне $20 за баррель).

Резервный фонд, в отличие от Стабилизационного фонда, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Резервный фонд Российской Федерации формируется за счет:

Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

Доходов от управления средствами Резервного фонда.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.