Виды безработицы и их характеристика. Безработица: явная и скрытая, причины и особенности ее появления

Одной из специфических особенностей российского пути в сфере занятости является преобладание скрытых форм безработицы, в особенности двух ее основных форм: вынужденные, инициированные администрацией предприятий неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и неполная занятость. Как показывают исследования, они связаны с проблемой избыточной занятости, заключающейся не в самом факте трудоизбыточности, а в ее масштабах, долгосрочности и устойчивости.

Другая особенность «российского» варианта кроется в содержании, выражаемом понятием «скрытая» безработица. Не секрет, что низкий уровень эффективности производства в СССР, обусловливающий завышение спроса на труд, еще в 70-80 гг. привлекал внимание зарубежных специалистов. Разницу между фактической численностью занятых на предприятиях СССР и меньшей их численностью, которая могла бы быть на них занята при достижении международно сопоставимых уровней технологии, организации экономической деятельности и производительности труда, они называли «сверхзанятостью», или «скрытой» безработицей. Представляется очевидным, что для преодоления такого рода скрытой незанятости необходимо технологическое обновление хозяйства, сопровождаемое резким повышением эффективности производства.

Сейчас под «скрытой» безработицей в России понимается совершенно другого рода явление, обусловленное неадекватностью между глубиной падения объемов производства и масштабами сокращения занятых в экономике. Пока среди экономистов нет единого мнения о его содержании: одни под «скрытой» безработицей понимают избыточную занятость - ситуацию, когда несколько человек выполняют работу одного либо когда высококвалифицированный специалист занят низкоквалифицированным трудом; другие - неполную (частичную) занятость, т.е. занятость неполный рабочий день или неполную неделю; третьи склонны относить к «скрытой» безработице и избыточную, и неполную занятость.

Как известно, “скрытая” безработица не фиксируется рынком труда. В качестве основных критериев отнесения той или иной группы населения к скрыто безработным выступают: формальная занятость, неэффективное или неполное использование трудовых ресурсов.

Иногда в качестве критерия “скрытой” безработицы выдвигают относительно низкий уровень заработной платы или задержку выплаты заработной платы. Однако низкий уровень заработной платы не может быть самостоятельным критерием “скрытой” безработицы. Для России такой критерий вообще не является определяющим, так как уровень заработной платы в целом по стране сильно занижен по сравнению с ценами других ресурсов и факторов производства.

Выделяются три уровня “скрытой” безработицы:

  • - допустимый - при котором “излишки” персонала как бы “не ощутимы”;
  • - критический - начиная с которого предприятия сами классифицируют себя как “трудоизбыточные”;
  • - катастрофический - при котором “скрытая” безработица “взрывоопасно” переходит в открытую.

В связи с этим возникает вопрос о способах и направлениях борьбы со “скрытой” безработицей, и прежде всего принципиальный момент: нужно ли ее сокращать любыми методами?

Представляется очевидным, что быстрый перевод “скрытой” безработицы в открытую, неприемлем по ряду причин.

Во-первых, в современных российских условиях “скрытая” безработица поддерживает хотя бы минимальный уровень потребления. В случае же перевода части населения на мизерные пособия по безработице, уровень жизни может сократиться до критических размеров.

Во-вторых, в тех регионах, где предприятия являются единственным источником существования и заработков, сокращение “скрытой” безработицы может вызвать социальный взрыв, что чревато серьезными политическими последствиями.

В-третьих, лишившись всякой работы, люди могут в поисках случайных заработков пополнить миграционные потоки в большие города, обострив в последних социально-экономические проблемы.

Оптимальным способом снижения “скрытой” безработицы является достижение полной занятости. Но в текущих условиях это требует времени. Поэтому эта задача остается в качестве стратегической цели. В краткосрочном периоде правительство и местные органы власти должны наметить план поэтапного снижения уровня “скрытой” безработицы, исходя из взвешенной оценки ее отрицательных последствий.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время “скрытая” безработица в большинстве субъектов Российской Федерации пошла на убыль. Примечательно, что отмеченное характерно не только для относительно “благополучных”, но и для депрессивных регионов, в которых проблемы “скрытой” безработицы приобретают особую остроту и актуальность. Этому во многом способствовал курс на повышение эффективности производства.

Безработица: явная и скрытая, причины и особенности ее появления

Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческом периоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и для России.

К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

Критериями разграничения типов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и ее продолжительность (устойчивость). Обычно называют три основных типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Упоминается также скрытая, сезонная и т.д.

Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу).

Скрытая - характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на биржах труда.

Безработица измеряется двумя основными показателями:

уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным;

продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства “ реформаторов”. Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем “орешком”, о который сломали “рыночные” зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате “народной” приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется “ исход ” ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить “дух законов” о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Сводки о кризисе пугают читателя цифрами, описывающими безработицу в том или ином государстве. Понятно, что люди, которые не могут найти источник дохода, составляют достаточно серьезную проблему для экономики в целом. Но настоящие цифры должны нас пугать еще больше, ведь статистика не показывает нам реальной картины. А картина эта не радует. Да и дает основания не доверять политикам и экономистам.

Скрытая безработица - это реальный процент неработающего населения, которое не учтено цифрами статистики. Одно уточнение - человек, который ушел на досрочную пенсию (так бывает на Западе) и рантье - не относятся к категории скрыто безработных. Важно еще то, что человек хочет работу получить. К этой категории также стоит отнести фрилансеров, которые не могут найти заказы на данный момент.

Данный очень тяжел для тех, кто находится под ударом. Множество людей, которые обладают образованием, опытом работы и соответствующими навыками, несмотря на то, что прикладывают максимальные усилия. Скрытая безработица очень тяжела особенно для тех, у кого есть долги - кредиты на учебу, жилье или автомобили. Ситуация тяжела и для экономики, ведь такие люди тратят мало денег, а значит, бизнесы страдают, экономика не «разогревается» и не растет.

Если не проводится специальное исследование, то выявить количество действительно безработных оказывается очень сложным делом. Фрилансерскую деятельность часто рекламируют как независимую. На самом деле, при ухудшении экономической ситуации внештатные работники страдают в первую очередь. Стремясь сэкономить средства, бизнес отдает меньше задач на аутсорсинг, поэтому фрилансеру становится все труднее и труднее получить заказ. Так что не стоит верить в то, что внештатная занятость - панацея.

К числу скрыто безработных также стоит отнести и тех, кто вынужден работать меньше часов, чем хотел бы. Например, у завода плохо идут дела. И он назначает трехдневную неделю. Естественно, никто не компенсирует рабочим вынужденную «свободу». И это еще не худший случай, есть альтернатива - заставить работника уйти в неоплачиваемый отпуск. Достаточно сложно юридически себя защитить в этой ситуации.

Также от официальной статистики ускользают люди, которые не декларируют статус безработного. В некоторых государствах, например, в Беларуси, почти нет смысла себя обозначать как безработного, если вы претендуете на квалифицированный труд. Дело в том, что пособия не хватит даже на проездной, чтобы доехать до места обязательных для состоящих на учете работ. Единственный смысл в декларировании статуса - желание сменить род деятельности и получить новую профессию. Но для женщины их выбор невелик, поэтому скрытая безработица среди белорусок особенно велика.

Отдельный вопрос - считать ли занятыми людей, которые занимаются традиционными промыслами, например, рыболовством или охотой, изготовлением этнических товаров для туристов? Подходы могут быть разными, соответственно, такие люди считаются либо не считаются скрыто безработными.

Также те, кто потерял надежду найти подходящую работу, остаются за пределами цифр статистики. Часто таких людей содержат родители или супруг (супруга). Многие женщины вынуждены оставаться домохозяйками, так как не могут найти достойную работу, особенно если они живут в небольших городах, где вообще проблема с любой занятостью. Их также не учитывают, если не проводится специального исследования. Женщин, особенно с маленькими детьми, плохо берут на работу. Они страдают больше и тогда, когда возникают и другие виды безработиц. Поэтому женщинам лучше тщательно готовиться финансово к беременности и декретному отпуску, чтобы не чувствовать себя «на обочине жизни». Если подготовиться правильно, то скрытая безработица будет не страшна.

Скрытая безработица - вид безработицы , который характеризуется фактическим отсутствием занятости при формальном сохранении трудовых отношений с работодателем. Данный вид безработицы обычно получает распространение в кризисные периоды государственной экономики, когда рабочая сила практически не используется, но и формально не увольняется . Также скрытыми безработными называют людей, не занятых в трудовых отношениях и желающих найти работу, но официально не числящихся безработными .

В России

Скрытая безработица была характерной чертой рынка труда постперестроечной России. О её существовании свидетельствовало то, что несмотря на 35%-ый спад производства с 1991 по 1995 годы, занятость снизилась всего на 10 %. Большое значение этой разницы указывало на наличие фактически неработающего, но формально числящегося на предприятиях населения.

На территории России скрытая безработица больше всего распространена в регионах Дальнего Востока, что обуславливается большой стоимостью выезда из региона для работника малоэффективной организации, равно как и со сложностью привлечения новой рабочей силы в случае восстановления объёмов производства .

Минимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитым высокоурбанизированным районам Сибири и Урала, а также в мегаполисах Москвы и Санкт-Петербурга. Во-первых, здесь сказывается более низкий (или отсутствующий) уровень занятости населения в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица присуща в наибольшей степени ввиду его сезонного характера. Во-вторых, здесь более выражены миграционная мобильность населения (отток избытка рабочей силы за рубеж в начале 90-х, а затем его приток из стран СНГ с началом экономического бума 2000-х). Но в нечернозёмной части Европейской территории страны имеются две крупных зоны скрытой безработицы - это аграрные степные регионы низовий Волги и Дона, а также северо-западный экономический район, включая Калининградскую область. Скрытая безработица в целом является негативным феноменом для экономики, так как из-за отсутствия оплаты она вынуждает население искать альтернативные методы заработка в теневых секторах экономики, иногда связанных с криминалом .

Также в России к скрытым безработным относят лиц, не имеющих трудовой занятости и желающих найти работу, но официально не зарегистрированных в качестве безработных. В России зачастую это сельские жители или жители небольших провинциальных городов, в которых в принципе отсутствует возможность трудоустройства или же нет возможности посещать ближайший государственный Центр труда и занятости населения 1 раз в 2 недели, для обязательной перерегистрации, как требует "Закон о занятости в РФ" .

Эксперты объясняют разницу между официальными цифрами и рассчитанными по методике МОТ тем, что в службах занятости регистрируется не более 30% из всех уволенных россиян, остальные же ищут работу самостоятельно. Причем только чуть больше половины из них оперативно находят себе альтернативу в виде официального или неформального трудоустройства .

Так как согласно "Закону о занятости в РФ", общий срок выплаты пособий не может превышать 18 месяцев , то по истечении установленных законом 18 месяцев и в случае невозможности найти работу, у безработного отпадает дальнейшая целесообразность регистрации в качестве безработного.

Напишите отзыв о статье "Скрытая безработица"

Примечания

Отрывок, характеризующий Скрытая безработица

Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.

Безработица - это превышение предложения труда над спросом на труд.

В западной статистике население в возрасте от 16 лет и старше подразделяется на четыре группы:

  • * занятые, к ним относят выполняющих любую оплачиваемую работу и тех, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска;
  • * безработные, в эту группу включают людей, которые не имеют работы, но активно ее ищут.
  • * экономически неактивное население (не включаемое в рабочую силу), к нему относятся учащиеся, домохозяйки, пенсионеры, а также те, кто не может работать по состоянию здоровья или просто не хочет работать;
  • * экономически активное население (рабочая сила) включает тех, кто либо занят, либо не имеет работы.

Уровень безработицы - это количество безработных, деленное на общую численность рабочей силы.

По формам проявления различают открытую и скрытую безработицу. Открытая безработица учитывается официальной статистикой. Скрытая проявляется в малоэффективной и частичной занятости.

Виды (формы) безработицы. На рынке труда выделяют следующие основные виды безработицы: фрикционная, добровольная, структурная, циклическая, институционная.

Фрикционная безработица связана с мобильностью рабочей силы, активным поиском работы или ожиданием ее получения. Она возникает при постоянном перемещении людей из одной области в другую или с одной работы на другую на разных стадиях жизненного цикла (учеба, уход за детьми и т.п.). Люди меняют работу в целях улучшения условий труда и оплаты, из_за разочарования в профессии, из_за увольнения в отраслях промышленности, связанных с сезонной занятостью, с которой связано ожидание, а не поиск работы. В связи с тем что фрикционно не занятые работники зачастую перемещаются с одного рабочего места на другое либо заняты поиском более подходящей работы, они рассматриваются как добровольно безработные.

Добровольная безработица связана с нежеланием людей по тем или иным причинам работать, возникает в результате увольнения людей по собственному желанию. Причинами увольнения могут быть неудовлетворенность уровнем оплаты труда, условиями работы либо какие_то другие обстоятельства, по которым работник увольняется даже вопреки желанию администрации.

Структурная безработица возникает в результате несовпадения структуры спроса на труд и профессионально_квалификационной структуры совокупной рабочей силы, изменений структуры потребительского спроса, что обусловлено масштабной структурной перестройкой экономики (применение новых технологий, свертывание и ликвидация устаревших отраслей, производств и профессий, модернизация рабочих мест). Работники попадают в состав структурной безработицы, когда оказываются без работы либо вследствие отсутствия спроса на их профессии со стороны предпринимателей, либо из_за отсутствия у них достаточной квалификации. Структурная безработица отличается продолжительностью и большим количеством безработных, несмотря на то что рынок труда может испытывать острую потребность в работниках определенных профессий; существует в периоды резких экономических спадов, депрессий и стагнаций, порождаемых новыми требованиями рынка. Для нее характерна высокая региональная безработица, присущая тем или иным регионам в силу их особенностей, когда часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

Основной причиной возникновения структурной безработицы является научно_технический прогресс. Этот вид безработицы связан с переобучением и сменой квалификации.

Циклическая (конъюнктурная) безработица - это безработица, связанная со сложностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Она порождается спадами производства или кризисами экономики. Резкое уменьшение спроса на товары и услуги приводит к существенному сокращению занятости. Циклическая (конъюнктурная) безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад, когда кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках.

Институционная безработица порождается системой правовых норм, функционированием институтов, регулирующих рынок труда (биржа труда; пособия по безработице, минимальный размер оплаты труда), традициями и привычками в данной стране.

В 60_е гг. XX в. М. Фридмен и Э. Фелпс выдвинули теорию полной занятости и естественного уровня безработицы.

Полная занятость - поддержание доли незанятых в размере 5,56,5 % от общей численности рабочей силы. Эти показатели могут колебаться по разным странам, но во всех случаях полная занятость рабочей силы не означает ее 100 %_ного использования.

Естественный уровень безработицы - это уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП. Полная занятость совместима с естественным уровнем безработицы, при определении которого учитывается структурная и фрикционная безработица.

Естественная норма безработицы соответствует ситуации макроэкономического равновесия и рассчитывается по формуле где

U* - естественная норма безработицы; F* - безработные, для которых имеются рабочие места; R - самодеятельное население (экономически активное население); q - доля рабочих, теряющих работу; ц - доля безработных, находящих работу.

На величину естественной нормы безработицы влияет ряд факторов:

  • * демографический фактор;
  • * сложившийся минимум заработной платы;
  • * воздействие профсоюзов и др.

Развитие циклической безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным:

u 4 (уровень циклической безработицы) = u (фактический уровень безработицы) - ^(естественный уровень безработицы).

Экономическая цена этого превышения (экономические издержки) выражается в циклическом разрыве, т. е. в отставании фактического объема ВВП от его потенциального объема: разность (Y* - Y) - циклический разрыв, где Y* - потенциальный объем производства в условиях полной занятости; Y - фактический объем производства.

Взаимосвязи между безработицей и выпуском продукции, выявленные на примере США А. Оукеном, получили название закона Оукена, который гласит, что на каждые 2 % сокращения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт.

В формализованном виде закон Оукена может быть записан:

где Y* - потенциальный объем производства в условиях полной занятости; Y - фактический объем национального производства: u - фактический уровень безработицы (выпускается объем Y); u* - естественная норма безработицы (выпускается объем Y*); у - коэффициент Оукена. Потери, связанные с циклическим разрывом, выше, чем отклонения от естественного уровня безработицы, по следующим причинам: а) не все безработные регистрируются на бирже труда; б) работа неполный рабочий день; в) так называемые вынужденные отпуска в условиях высокого уровня безработицы и др.

В экономической практике понятие «безработица» тесно связано с понятием частичной (неполной) занятости. В соответствии со стандартами МОТ частичная занятость отмечается тогда, когда она является недостаточной (неполной) по отношению к установленным нормам. Различают две формы частичной занятости: видимая и скрытая. Видимая форма неполной занятости - число лиц, работающих явно неполное рабочее время (неполный рабочий день, или неполную рабочую неделю) по сравнению с установленной нормой рабочего времени. Скрытая форма представляет собой в первую очередь аналитическое понятие, которое отражает либо неправильное распределение рабочей силы, либо нарушение равновесия между рабочей силой и остальными факторами производства (производственными фондами, материальными и энергетическими ресурсами).