В новой редакции декрета о тунеядстве белорусов ждет "сюрприз". Как будет работать новый декрет «о тунеядцах»

Демография и география

В шести областях Беларуси проживают в общей сложности 9,5 млн человек, из них горожан - 7,4 млн. Трудоспособное население - 5,5 млн, однако Белстат насчитал экономически активных граждан на миллион человек меньше. Более четверти белорусов - пенсионеры. Средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет, у женщин 79 лет.

Социальная поддержка за счет штрафов?

Из бюджета 2017 года более 900 млн долларов (11% расходной части) будет выделено на социальную поддержку населения - помощь семьям с детьми, содействие в обеспечении жильем, выплату пенсий и поддержку молодежи. Это больше, чем в прошлом году. Почти столько же - 13,7% от общего объема - запланировано направить в доходную часть бюджета за счет штрафов.

Как живется белорусам: цифры и факты

Зарплата в 500 долларов: "Украдите, найдите, откопайте!"

Средняя зарплата к 2017 году достигла 400 долларов, но ее покупательная способность упала за год на 4,5%. К февралю Александр Лукашенко пообещал жителям страны заработок в 500 долларов, пригрозив уволить министров за неисполнение его указания. Столько белорусы уже получали в 2014-м и в 2010-м годах перед президентскими выборами, но экономический кризис потом "съедал" треть долларового эквивалента.

Как живется белорусам: цифры и факты

Кто сколько зарабатывает

Самая высокая средняя зарплата у белорусов, занятых в сфере IT-технологий: до 1750 долларов. У работников воздушного транспорта, финансистов и депутатов парламента - до 1,3 тыс долларов. Работники здравоохранения и образования получают от 270 до 320 долларов. Меньше всех получают труженики села (около 250 долларов) и работники библиотек (220 долларов).

Как живется белорусам: цифры и факты

Бедность не порок?

Среднемесячный доход на душу населения в размере 300 долларов и выше имеют лишь 13% населения Беларуси. 6% жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума, то есть, менее 87 долларов. К малообеспеченным относятся более 4% домашних хозяйств.

Как живется белорусам: цифры и факты

Новые рабочие места и безработица

В 2016 году в Беларуси было уволено на 100 тыс человек больше, чем принято на работу. На бирже труда зарегистрировано 45 тыс безработных - 1% экономически активного населения. Пособие по безработице составляет 13 долларов в эквиваленте. Власти обещают создать 50 тыс рабочих мест, но независимые экономисты считают эту задачу невыполнимой без проведения реформ и улучшения условий для бизнеса.

Как живется белорусам: цифры и факты

Как выживать пенсионерам

Самая социально незащищенная категория населения - пенсионеры. Средняя пенсия по возрасту - около 150 долларов. Однако большинство пожилых людей получает в месяц не более 120 долларов. Белорусские власти в 2016 году решили ежегодно на 6 месяцев увеличивать возраст выхода на пенсию. К 2022 году он постепенно вырастет с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин.

Как живется белорусам: цифры и факты

Рост стоимости услуг ЖКХ

С 1 января стоимость коммунальных услуг для семьи из 3 человек, проживающей в двухомнатной квартире, достигла 40 долларов, исчерпав установленный властями годовой лимит повышения в 5 долларов. Рост тарифов ЖКХ является одним из условий МВФ для выдачи Минску кредита на 3 млрд долларов. К концу 2017-го белорусы будут возмещать 75% затрат на ЖКХ, а к концу 2018-го - 100%.

Как живется белорусам: цифры и факты

В лидерах по росту цен

Беларусь - на первом месте по росту цен на постсоветском пространстве в 2016 году. После деноминации, проведенной 1 июля и убравшей с белорусских рублей четыре нуля, цены на непродовольственные товары выросли в среднем на 10%, а на некоторые продукты питания и услуги - на 20-30%.


В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».

Декрет «О содействии занятости населения», который изложил в новой редакции скандальный декрет «о тунеядцах».

Фото из архива

В Беларуси создадут базу «тунеядцев»

Одно из главных новшеств документа - отмена сбора на финансирование государственных расходов или, проще говоря, налога «на тунеядцев». Тем, кто его уже успел заплатить, вернут деньги.

В ближайшее время будет создана база данных трудоспособных граждан, которые не заняты в экономике.

Как пояснил на пресс-коференции в Минске заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович , база данных будет создана в два этапа. На первом этапе - на основе республиканских информационных ресурсов. На втором этапе база будет откорректирована с учетом информации, полученной от местных исполнительных органов власти.

За декрет будут отвечать на местах

Для реализации декрета при местных органах власти будут созданы специальные комиссии. В их состав войдут депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, представители милиции, ЖКХ, общественных объединений и так далее.

«Основанием для работы комиссии будет база данных тех людей, которые трудоспособны, но не заняты в экономике. Комиссии будут приглашать их, чтобы определить, в какой ситуации оказался человек. Комиссия увидит этого человека с его проблемами. То есть, при реализации декрета будет комплексный подход к решению всех проблем людей. Документ имеет социальную окраску» , - рассказала сайт депутат Палаты представителей, член постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Тамара Красовская , которая участвовала в межведомственной рабочей группе по разработке нового декрета.

По ее словам, комиссии будут применять индивидуальный подход к гражданам, которые попали в базу данных.

«Если мы видим, что на рынке труда нет таких специальностей, которыми обладает этот человек, то ему будут предлагать переобучиться, получить другую квалификацию. А прежде чем он будет ее получать, он может поучаствовать в каких-либо работах. То есть все будет делаться для того, чтобы люди сегодня жили достойно» , - отметила Тамара Красовская.

«Тунеядцы» заплатят по полной

Тем же трудоспособным гражданам, которые все же не будут заняты в экономике, с начала следующего года придется полностью платить за субсидируемые государством услуги. Список таких услуг до 1 апреля этого года .

При разработке декрета предлагалось взимать по полной за коммунальные услуги. «На межведомственной рабочей группе шла речь только об услугах ЖКХ» , - рассказала Тамара Красовская.

В связи с этим возникает вопрос, как будет осуществляться эта норма, если в одной квартире проживают как работающие, так и «тунеядцы».

«Такие люди будут приглашаться в комиссию, где будет уточняться, почему они не работают. И когда будет видно, что человек действительно не хочет работать, ведет такой образ жизни, что живет за счет мамы, тогда было такое предложение, чтобы разделить лицевые счета. Мама будет за себя платить, а сын - за себя. Это предложение. А как будет - определит Совет министров» , - объяснила Тамара Красовская.

При этом у комиссии будет право полностью либо частично освободить «тунеядцев» от стопроцентного возмещения затрат на услуги в связи «с нахождением в трудной жизненной ситуации» .

Эксперты критикуют

Ряд экспертов раскритиковали декрет.

Юрист и председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин в комментарии для БелаПАН отметил декларативность документа.

«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - сказал эксперт.

Балыкин также подверг сомнению экономический смысл документа на фоне того, что государство и так декларирует намерения о движении к полному возмещению населением стоимости услуг ЖКХ.

А эксперт аналитического центра «Стратегия», политолог Валерий Карбалевич предположил, что «в новом декрете заложены мины, которые начнут взрываться со вступлением его в силу в 2019 году» .

Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать декрет «о тунеядцах» неудачным, поэтому, чтобы сохранить лицо, они разработали новый документ.

«Государство увидело неэффективность декрета № 3, она была очевидна, потому как взимание сбора оказалось невозможным в большинстве случаев. Взыскивать его стало себе дороже, да и издержки по администрированию были выше возможной выгоды. С другой стороны, признать декрет неудачным у государства не хватило политической воли и сил - пытались сохранить лицо» , - полагает Сергей Балыкин.

Глава Белоруссии Александр Лукашенко распорядился приостановить действие декрета №3 — «О предупреждении социального иждивенчества», более известного как «закон о тунеядцах». В течение всего 2017 года штрафы, предписанные этим документом, белорусским гражданам выписывать не будут.

«В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет. Но декрет отменяться не будет. Передайте прежде всего чиновникам, что он будет исполняться с теми корректировками, о которых я сказал», — цитирует пресс-служба президента Белоруссии слова Лукашенко.

Политик также подчеркнул, что цель закона — не экономическая, а нравственная: сподвигнуть население пойти на работу.

«Контроль — за губернаторами и мэром Минска. У вас там должны быть эти списки бездельников, которых надо заставить работать. А честных людей не надо было трогать вообще. Мы не должны обижать людей, особенно в это время», — считает Лукашенко.

«И те, кто сегодня по 200−500 человек выходят на улицы и начинают кричать, это ведь не те тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения», — добавил белорусский лидер.

С середины февраля в Белоруссии идут массовые уличные протесты — подобного не было с президентских выборов 2010 года. Протестная волна, впрочем, не инициирована оппозицией: на улицы выходят не столько политические активисты, сколько люди, которые раньше никогда в публичных протестных акциях не участвовали. Белорусы выступают против так называемого налога на тунеядцев.

Фоторепортаж: Марш возмущенных белорусов в Минске

Is_photorep_included10531697: 1

Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был проблемой для официального Минска. Документ инициировал и подписал Александр Лукашенко, и для него публично пойти на попятную означало потерять лицо. Но при этом было очевидно, что волна протестов нарастает, причем, что совсем необычно для Белоруссии, она идет по провинциальным городам. Например, в Витебске прошедшая акция протеста против налога на тунеядцев оказалась вообще самой крупной в истории города, чего не ожидали ни власти, ни оппозиция.

Кульминация протестов ожидалась в так называемый «День Воли» — 25 марта. Власти Минска, очевидно, не хотели повторить массовые беспорядки 2010 года, которые сотрясли страну после президентских выборов.

До сих пор выступления «тунеядцев» никто не разгонял — но потом их участники массово получали повестки из милиции и «сутки» по административным протоколам. Государственное телевидение в то же время запугивало перспективой «майдана» и «боевиков с «коктейлями Молотова».

О том, что декрет о тунеядцах будут менять, стало ясно в начале недели. 6 марта вице-спикер белорусского парламента Болеслав Пирштук встретился с представителями оппозиции (что крайне редко для Белоруссии) и пообещал, что к середине марта декрет будет серьезно переработан, а список социальных иждивенцев — существенно сокращен.

Очень неудачный эксперимент

По идее, задачей декрета №3 было «вывести из тени» людей, работающих неофициально, без уплаты налогов и социальных сборов. Однако с руководством страны сыграл злую шутку тот факт, что в Белоруссии запрещена «негосударственная» социология. Дело в том, что официальные социологи назвали Александру Лукашенко цифру в 500 тыс. человек, которые не участвуют в финансировании госрасходов. Их начальник страны в своих выступлениях и стал публично называть тунеядцами, а вскоре и подписал декрет, предусматривавший специальный сбор с таких людей.

Согласно документу, если гражданин не работает 183 дня в год (и не регистрируется как безработный), то он должен оплатить специальный сбор — 360 белорусских рублей ($185) за 2015 год (до 20 февраля 2017-го). И еще 420 рублей за 2016 год (до 15 ноября 2017-го). В сумме получается $400, что выше среднемесячной зарплаты в стране. Всего налоговым ведомством было разослано около 470 тыс. извещений на уплату сбора.

То есть «письмо счастья» получил каждый десятый гражданин трудоспособного возраста.

Однако результат оказался неожиданным для властей: вместо денег они получили массовое гражданское неповиновение. Подавляющее большинство неплательщиков налогов — вовсе не подпольные «цеховики», а жители провинции, работающие на умирающих заводиках, где они заняты один-два дня в неделю и почти ничего не получают. Устроиться на другую работу эти люди не могут — ее просто нет. В число «тунеядцев» попали и матери, сидящие дома с маленькими детьми.

Регистрироваться в качестве безработных люди тоже не желают. Пособие по безработице в Белоруссии составляет $10 в месяц, выдается лишь ограниченное время, и при этом безработный еще должен участвовать в неоплачиваемых общественных работах.

Как результат, к 20 февраля (крайний срок оплаты сбора), несмотря на угрозы штрафов и тюремного заключения, сбор заплатили лишь 10% получивших извещения. Зато начались акции протеста «тунеядцев»: в феврале они прошли в Минске, Гомеле, Витебске, Бресте, Бобруйске и Барановичах. Акция в Минске стала самой массовой со времен драматических событий 2010 года. Но главное — на улицу пошли люди, никогда прежде не участвовавшие в оппозиционных акциях.

Столь болезненной реакции не вызвало даже недавнее повышение пенсионного возраста. К таким протестам оказались не готовы не только власти, но и лидеры оппозиции, которые запоздало и во многом безрезультатно стали пытаться возглавлять уличные акции.

Экономика «тунеядства»

Пока граждане на улицах возмущаются тем, что государство требует деньги с безработных и матерей с маленькими детьми, экономисты указывают на откровенные просчеты в государственном управлении. Например, на фоне длящегося с декабря 2014-го кризиса каждый год Белоруссия теряет 70 тыс. рабочих мест. Но при этом реально сидящих без работы людей предприятия часто не увольняют — им это запрещают делать местные власти, чтобы не портить статистику.

Между тем количество платных услуг выросло настолько, что Белоруссия уже никак не может называться «социальным государством». Многие льготы для школьников, пенсионеров и «чернобыльцев» отменены.

Цены в стране таковы, что все, кто может, стараются ездить за продуктами и ширпотребом в соседние Литву и Польшу, где все вдвое дешевле. Поездки в выходные «на закупки» за рубеж в Белоруссии приобрели в последние годы массовый характер (в частности, белорусы обеспечивают более 40% товарооборота магазинов Вильнюса).

Однако главный провал налога на тунеядцев в том, что его администрирование оказалось намного дороже, чем полученные в бюджет суммы. Поскольку 90% получивших извещение платить отказываются, чиновникам приходится разбираться с каждым случаем индивидуально. В результате оказалась просто блокирована работа налоговых инспекций, местных исполкомов, а в значительной степени — и поликлиник, так как врачам приходится выяснять, не страдал ли «тунеядец» болезнями, не позволявшими ему работать в 2015 и 2016 годах.

К тому же оказалось, что государственные базы данных по гражданам разных ведомств не стыкуются друг с другом. Часто извещения приходили на имена давно умерших или живущих за границей людей.

«Государство деньги не возвращает»

Белорусский корреспондент «Газеты.Ru» также получил из налоговой «письмо счастья для тунеядцев» — требование «принять участие в финансировании госрасходов за 2015 год». Впрочем, далее все было достаточно просто. Нужно было добраться до налоговой инспекции, показать удостоверение собкора «Газеты.Ru» в Белоруссии, а после — дослать по электронной почте документы из редакции. Две недели спустя в ответ пришло письмо с официальным извещением, что требование по уплате сбора «аннулировано».

Так происходит со множеством белорусов, которым с ноября 2016-го также приходили требования уплатить налог на тунеядцев. Достаточно написать заявление с указанием практически любой причины, по которой не мог работать в 2015 году, — и требование уплаты сбора аннулируется.

Вероятно, так власти стараются снизить накал массовых протестов — не отменяя сам декрет №3, но сокращая количество потенциальных протестантов.

«Декрет белорусские власти не отменят, но не станут требовать уплату налога за 2016 год. С 2015-м сложнее, так как часть людей уже налог заплатила. Просто взять и отменить его задним числом не получится — придется вернуть деньги тем «тунеядцам», которые уже заплатили налог, — сказала «Газете.Ru» белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — А наше государство деньги не возвращает».

Впрочем, пока Лукашенко обещает обратное. По его словам, в 2017-м «тунеядцам» вернут деньги, если те устроятся на работу. Уже собранные средства, между тем, останутся в районе и пойдут на школы и другие детские учреждения.

«У меня есть несколько знакомых, по которым была довольно спорная ситуация, должны они или не должны платить данный налог. У нас так принято, что государство все сомнения трактует в свою пользу. Но тут произошло что-то совсем необычное: все сомнения трактовались в пользу людей, и их освободили от выплат», — рассказывает собеседница «Газеты.Ru».

«Я думаю, что еще до конца 2017 года про налог на тунеядцев тихо забудут. Никто не станет спрашивать у налоговой, нужно ли ему что-то еще заплатить, а она сама напоминать не станет. Это будет такой негласный договор между гражданами и государством, который позволит власти сохранить лицо», — добавила Карач.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты: