Уголовный кодекс уклонение от налогов. Уклонение от уплаты налогов

После принятия в России нового Уголовного законодательства в 1996 году, в его состав была введена глава 22, одни из основных положений которой – нормы, регламентирующие Уклонение от уплаты налогов УК РФ. Институт налогообложения, как часть экономической системы существует с момента образования государства. Налогом считается обязательное, невозвращаемое взимание денежных средств с частных и юридических лиц в пользу государства и общества. Нарушение законодательства о налогах и сборах, нередко приводит к наступлению серьёзных последствий в виде уголовной и других видов ответственности.

Под налогом продумывается индивидуальный невознаграждаемый платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц, как гарант своего нормального функционирования.

Сбором является возмездная плата, получаемая гос. органами от граждан и организаций за предоставление каких – либо услуг.

Неуплатой налогов в УК РФ считается злостное невыполнение лицом обязательств перед государством, путём невыплаты в бюджет необходимых взносов и отчислений. Кроме того, нарушителем является лицо предоставившее в специализированный орган недостоверные данные в декларации.

Необходимость уплаты налогов и сборов прежде всего вызвана тем, что эти средства формируют большую часть бюджета страны и поддерживают её экономику.

Государственный бюджет имеет три уровня:

  1. Федеральный – центральный фонд, используемый для финансирования безопасности и обороны страны, развития культуры, инфраструктуры, подготовки кадров гос. органов. Государственный центральный фонд формируется за счёт федеральных поступлений (Например, на добавленную стоимость) и сборов, таможенных пошлин, штрафов и пеней.
  2. Фонды субъектов – направлены в первую очередь на повышение социального уровня и защиты населения, а также развитие регионов. Региональные бюджеты складываются из сумм платежей за имущество акционерных и иных обществ и организаций, пошлин, налога на транспорт и игорный бизнес, лицензионные сборы.
  3. Финансовая база МСУ – используются для обеспечения производств, и коммунальных хозяйств. Местные фонды состоят из неналоговых поступлений, например, средства от продажи или аренды муниципальной собственности или оказания органами МСУ платных услуг.

Способы уклонения:

  • непредставление в налоговую инспекцию необходимых документов;
  • внесение заведомо ложной информации и данных;
  • отказ от перечисления денежных средств;

Начисление, удержание и расчёт суммы для перечисления в казну страны и всех её уровней, осуществляет специальный агент. В России чаще всего агентами выступают генеральные директора компаний, компетентные юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они выступают посредниками между гражданами и иностранцами, которые должны осуществлять выплаты в бюджетную систему.

Обязанности агентов:

  1. Уведомлять ФНС в письменном виде об отсутствии возможности удержания доходов.
  2. Вести учётную базу по каждому плательщику в отдельности.
  3. Направлять в надзорные органы документацию, для осуществления контроля над исчислениями, удержанием и распределением сумм в соответствующий уровень бюджета.
  4. Хранить документы по плательщикам на протяжении четырёх лет.

Агент должен подсчитывать налоговые суммы, независимо от вида дохода плательщика. Если по каким-то причинам оплата невозможна, он обязан в течение 30 дней известить об этом факте ФНС. Извещение отправляется в виде заявления.

Агенты имеют тот же набор прав, что и плательщики. Ответственность агентов также регламентируют статья 198 УК РФ.

Объект имеет два вида:

  • основной – закреплённый законодательством порядок выплат денежных средств в пользу РФ;
  • дополнительный – материальные интересы страны.

Норма подразумевает следующие классы субъектов:

  1. Руководство предприятия, главный бухгалтер.
  2. Служащие, чьей задачей является оформление первичной финансовой и бухгалтерской документации.
  3. Человек организовавший преступление или подстрекающий к преступлению.

Объективная сторона: заключается в уклонении, через непредставление обязательной документации и декларации или включение в них недостоверных данных.

Субъективная сторона - в качестве основного признака вины выступает только умысел. Кроме того, имеет место квалифицированный состав данного злодеяния, оно определяется как совершённое группой посредством сговора или особо крупного размера.

Окончание времени уплаты обязательных платежей считается датой завершения правонарушения.

Закон выделяет следующие виды уголовной ответственности за неуплату налогов.

По части 1:

  1. Штрафные санкции 100 — 300 тысяч рублей или зарплата за 1 – 2 года.
  2. Принудительная деятельность до двух лет.
  3. Увольнение с должности.
  4. Арест на срок до полугода.
  5. Тюремное заключение на срок до 2 лет.

Если необходимость будет доказана, последует отказ правоохранительных органов от уголовного преследования. При этом виновное лицо все же понесёт ответственность, но уже в административном порядке. Кроме того, это не освобождает правонарушителя от обязанности выплатить полную сумму задолженности. Для отказа от преследования должник должен предоставить бухгалтерскую отчётность и правильный расчёт.

По части 2:

  1. Штрафные санкции 200 — 500 тысяч рублей или зарплата за 1 – 3 года.
  2. Исправительная деятельность до 5 лет.
  3. Запрет на занятия конкретной деятельностью до 3 лет.
  4. Увольнение с должности.
  5. Тюремное заключение на срок до 6 лет.

Существует условие для квалификации правонарушения, как совершенного при крайней необходимости – деяние совершено с целью устранения опасности для жизни одного или нескольких человек. Например, выплата задолженности по зарплате работникам предприятия раньше уплаты сборов.

Процедура инициации уголовных дел по статье 199 существенно отличается от «стандартного» порядка возбуждения производств по заявлению о правонарушении. Законодатель не предусматривает возможность возбуждения по докладу, поданному гражданами. Обычно заявителем о правонарушении выступает ФНС.

ОВД и Следственный комитет уполномочены назначать проверки при точном следовании процессу с участием ФНС. В случае установления признаков правонарушения в налоговой сфере следователь должен в течение 3 дней после принятия сообщения направить в ФНС образец поступившего доклада, а также приложить соответствующие акты и примерный расчёт недоимки.

ФНС не позднее двух недель после поступления данных направляет в СК:

  • Подтверждение о наличии нарушений.
  • Информацию о проверке плательщика, по факту которой ещё не принято решение.
  • Данные об отсутствии информации о нарушении.

Затем СК отказывает или возбуждает дело. Комитет может начать расследование и до поступления данных из ФНС, но только при наличии мнениями экспертов, указывающего на признаки злодеяния.

Несмотря на видимую простоту при квалификации данных преступлений, иногда доказать виновность человека или предприятия достаточно сложно.

Так, Постановление Пленума ВС России указывает на то, что невыплата предприятием налогов является оконченным нарушением в тот момент, когда истёк срок уплаты. Действия, совершённые до этого момента. Например, внесение неправдивых данных в документацию, подача фальшивой декларации) могут быть только приготовлением – покушением.

В 2015 г. КС России в Постановлении «По делу о рассмотрении законности нормы 199 УК» исходя из жалобы Ерофеевой В. М. указал, что в обязанность органов преследования, входит как установление самого факта неуплаты, так и доказывание «неправомерности подобных действий (бездействия) и наличие умысла». Запрещено «привлечение за деяния, следствием которых стало непогашение или уменьшение суммы выплаты, заключающимся в применении плательщиком своих прав, относящихся к освобождению от выплаты и выбора для него удобного вида платежа».

В 2016 г. районный суд г. Черемхово, признал виновным гражданина И.В. по ч. 2 ст. 199 и в качестве наказания приговорил его к 3 годам лишения свободы условно.

И. В. совершено уклонение посредством внесения в декларацию неверных данных. И.В. зарегистрировал с помощью подставных людей два предприятия в целях отмывания денежных средств, то есть легализации прибыли полученной преступным путём. Деяние было совершено в особо крупных размерах.

Главы предприятий и организаций, а также служащие, подвергаются мерам в виде:

  1. Условного срока от 6 месяцев до трёх лет, в случае крупного размера недоимки.
  2. От 1 года до 4 лет если размер является особо крупным.

Около трети осуждённых получают реальный срок наказания от 1 до 3 лет тюремного заключения. При рассмотрении практики по 199 статье юристы отмечают, что чаще всего мера пресечения в форме штрафа применяется к гражданам.

Мнение юристов

Специалисты в области права отмечают, что основные признаки противоправного поведения ст. 119 совпадают, с приведёнными в ст. 198. Отличаются эти нормы по предмету незаконных действий. К тому же, данные нормы отличаются суммами размера ущерба, причинённого государству.

В 199 данные параметры значительно выше:

  • Крупным размером в этой статье считается сумма более 5 миллионов рублей невнесённая в фонды в течение 3 лет.
  • Особо крупный – 15 миллионов за тот же срок.

Юристы и правоведы отмечают, что уголовный закон неверно определяет для данной категории дел только прямой умысел. Иногда встречаются уголовные дела, при рассмотрении которых выявляется его полнейшее отсутствие. Подобные ситуации возникают потому, что сотрудники предприятий – плательщиков не всегда разбираются в налоговых вопросах, в результате чего подают в ФНС недостоверные данные. Часто такая проблема встречается у малого бизнеса.

Несмотря на активные перемены в законодательстве о налогах и сборах, уголовный закон остаётся устойчивым, а судебная власть, органы внутренних дел и следственный комитет сформировали стабильную модель подхода к его применению.

Государственный бюджет формируется, по большей части, из налогов и сборов, полученных с граждан и . Разумеется, невыплаченные налоги пагубно сказываются на государственной казне и социальных выплатах, выдаваемых из нее.

Вот почему является общественно опасным действием и подпадает под наказания сразу по трем кодексам – Административному, Налоговому и Уголовному.

Особенности злодеяния

Итак, уклонение от регламентированных законом налогов влечет за собой неприятные последствия. Чем больше сумма невыплаченных пошлин и налогов, тем серьезнее наказание.

В качестве субъекта налоговых преступлений могут выступать индивидуальные предприниматели (ИП), физические и юридические лица. Мы остановимся на уклонении, предпринятом физическими лицами. Этому противоправному деянию соответствует 198 статья УК РФ.

Более подробно о преступлении уклонения от налогов физлицом расскажет следующее видео:

Состав преступления

В 198 статье рассматривается случай уклонения от налогов, субъектом которого является физическое лицо. Для лиц, занимающих определенные должности в организации, обвиняемой в уклонении, применяют 199 статью УК.

Объектом описываемого 198 статьей деяния выступает само государство. Не уплачивая налог, субъект покушается на доходную часть бюджета страны. То есть, непосредственным предметом такого злодеяния являются сборы и налоги, взимаемые государством с физического лица.

Существует два основных пути уклонения от пошлин и налогов:

  • Непредставление налоговой декларации в положенный срок;
  • Искажение сведений и данных в поданной декларации или прочих налоговых документах.

Уголовный кодекс применяется лишь тогда, когда уклонение совершено физлицом в крупном (1 часть 198 статьи) или особо крупном (2 часть) размере.

К ответственности за данный тип нарушения призывают с 16 лет, в случае, когда лицо имеет облагаемый налогом доход и не выполняет возложенных на него налоговых обязательств. Наказуемо лишь такое уклонение, которое было совершено умышленно. Про способы совершения преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, читайте ниже.

Способы совершения и расследование преступлений

Уклонение от налогов – одно из наиболее распространенных налоговых преступлений. Можно выделить несколько основных способов уклонения от налогов физическими лицами:

  • Непринятие действий по постановке на налоговый учет, а также ;
  • Сокрытие сведений об источниках дохода (например, не включение в декларацию информации о каких-либо гражданско-правовых сделках);
  • Указание сниженной стоимости проданного имущества;
  • Неправомерное использование предоставляемых государством налоговых льгот.

Чтобы обнаружить следы налогового преступления, следственная группа прибегает к экономическому, документальному и бухгалтерскому анализу. Исследованию подвергаются декларации и прочие налоговые документы. Лишь при установлении факта уклонения от уплаты налогов, а также крупному или особо крупному размеру выплат возможно применение в отношении нарушителя УК РФ.

Ответственность и наказание

Физическое лицо, уклонившееся от уплаты налога, может быть призвано к ответу по трем кодексам: налоговому, административному и уголовному.

НК РФ

Наказания, предусмотренные НК, имеют вид штрафов, что позволяет пополнить за счет нарушителя государственный бюджет. Когда размер невыплаченных налогов крупный, к данному штрафу добавляется уголовное наказание.

В НК можно выделить две статьи, посвященные уклонению от пошлин и налогов:

  • 119 – штраф за отсутствие декларации. Его размер составляет 5% от суммы налога, но не меньше 1000 рублей и не больше 30% от суммы невыплаченного налога;
  • 122 – штраф в размере 20% от налога при неумышленном занижении налоговой базы или в размере 40% в случае умышленного искажения данных.

А теперь давайте узнаем, какова административная и уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

КоАП

Административное наказание в виде штрафа (300 000 – 500 000 рублей) грозит лишь тем гражданам, которые занимают определенные должности в организации, не подавшей своевременно декларацию в налоговые органы.

О том, что грозит за уклонение от уплаты налогов по статье 198 УК РФ, читайте далее.

УК

При крупном размере неуплаты налога физлицу, согласно 198 статье УК, может быть назначен до 300 000 рублей. Суд, также, может

В качестве налогового агента, по действующему отечественному законодательству, выступает лицо, на которое налагаются обязанности по начислению, удержанию у плательщика и перечислению платежей в бюджет. Он обязан рассчитать сумму, которая должна быть уплачена при выполнении определенной операции. Исчисленную величину агент обязан удержать. Эта сумма исключается из средств, причитающихся каким-либо лицам, и направляется в бюджет.

Обязанности налоговых агентов

Эти лица осуществляют исчисление, удержание и перечисление обязательных платежей независимо от того, являются ли они сами плательщиками. Кроме этого, агенты обязаны:

  • отправлять письменное уведомление в налоговую инспекцию о невозможности удержания;
  • вести учет рассчитанных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и направленных в бюджет сумм по каждому налогоплательщику в отдельности;
  • предоставлять в надзорный орган документы, которые необходимы для контроля над исчислением, удержанием, направлением сумм в бюджет;
  • сохранять документацию на протяжении 4-х лет.

Данные обязанности устанавливаются статьей 24 НК. Вне зависимости от используемой системы обложения, организация может исполнять функции агента по:

  1. НДФЛ.
  2. Налогу на прибыль.

Удержание

Вне зависимости от формы выплаты дохода (натуральная либо денежная), агент должен рассчитать сумму налога. Однако удержание ее осуществляется исключительно из средств, выплачиваемых контрагенту. Это правило устанавливается в подп. 1 пункта 3 указанной выше статьи. Не позднее месяца с того момента, когда налоговый агент узнал о невозможности удержания, ему необходимо отправить письменное извещение в налоговый орган. Это может быть заявление, составленное в произвольной форме. Момент, с которого начинается отсчет месяца, определяется в конкретной ситуации индивидуально. К примеру, в качестве него может выступать выдача призов гражданам в натуральной форме.

Ответственность

Она устанавливается за нарушение обязательств, вмененных налоговым агентам, и предусматривается в ст. 199 УК РФ. Преступления в сфере экономической деятельности сегодня являются одной из актуальных проблем государства. Как известно, отчисления предприятий и граждан формируют доходную часть бюджета. Неисполнение обязательств плательщиков или агентов наносит существенный ущерб финансовому состоянию страны.

Ст. 199 УК РФ: состав преступления

В норме установлено наказание за неисполнение в собственных интересах обязанностей агента по расчету, удержанию и перечислению платежей, подлежащих исчислению и перенаправлению в бюджет либо фонд внебюджетного типа, непредоставление отчетной документации, в крупном размере. Санкции за данное деяние следующие:

  • штраф в сумме 100-300 тыс. руб. или дохода (зарплаты) за 1-2 года;
  • арест до 6 мес.;
  • до 2 лет принудительных работ;
  • до двух лет заключения.

Дополнительно к последним двум санкциям статья 199 предусматривает запрет на осуществление определенных типов деятельности. Сюда же относится и пребывание на конкретных постах до 3-х лет. Указанные в ч. 1 ст. 199 УК РФ санкции действуют и в отношении лиц, включающих в декларацию или иные отчетные документы заведомо ложную информацию.

Квалифицирующие признаки

Ст. 199 УК РФ ужесточает санкции, если деяние совершено:

  • по предварительной договоренности группой лиц;
  • в особо крупных размерах.

В этом случае агент наказывается:

  • штрафом в 200-500 тыс. руб. или в размере дохода (зарплаты) за 2-5 лет;
  • тюремным заключением до 6 лет;
  • принудительными работами до 5 лет.

В последних двух случаях дополнительно может устанавливаться запрет на занятие определенных постов или осуществление конкретной деятельности на период до 3 лет.

Ст. 199 УК РФ с комментариями

В основном приведенные признаки неправомерного поведения совпадают с таковыми, установленными в другой норме - 198. Но, в отличие от ст. 199 УК РФ, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации предполагает другой предмет незаконного деяния. Кроме этого, имеет место отличие в суммах, которыми формируется крупная либо особо крупная величина. В ст. 199 УК РФ устанавливаются большие в сравнении с предыдущей нормой величины.

Разъяснения Пленума ВС

Они даются относительно субъектов, которые привлекаются к ответственности по ст. 199 УК РФ. Судебная практика руководствуется положениями нормы 11 НК. В соответствии с ней, к агентам следует относить юрлиц, образованных в соответствии с отечественным законодательством, иностранные компании и прочие корпоративные объединения, наделенные гражданской правоспособностью, или сформированные в порядке, предусмотренном правовой системой зарубежных государств, международные образования, их представительства/филиалы, располагающиеся на территории России.

Объективная часть

Она характеризуется по признакам, указанным в норме 198. Законодательство устанавливает перечень обязательных для предоставления надзорному органу документов. Среди них, в частности, присутствует отчет об убытках и прибылях либо целевом использовании средств, бухгалтерский баланс и пр. Предприятия (кроме общественных и бюджетных объединений, а также их структурных подразделений, которые не осуществляют коммерческую деятельность и не имеют оборотов по реализации материальных ценностей, кроме выбывшего имущества) обязаны предоставлять квартальную (в течение месяца по его завершению) и годовую (не позднее 90 дней с его окончания) отчетность, если другое не предусмотрено в законе.

ФЗ № 402

Бухгалтерская отчетность предприятия может предоставляться заинтересованному лицу непосредственно либо передаваться через представителя компании, направляться почтой с или по телекоммуникационным каналам. Пользователь документации не имеет права отказывать в ее принятии и должен, по просьбе исполнителя, поставить отметку на копии с указанием даты поступления. В случае получения отчетности по телекоммуникационным каналам, субъект обязан передать предприятию квитанцию о приеме ее в электронной форме. Днем представления документации считается непосредственно дата отправки либо фактической передачи.

Конструкция деяния

Состав преступления является формальным. Завершение деяния норма связывает с совершением действий, которые приводятся в диспозиции. Умысел виновного субъекта состоит в осознании того, что он уклоняется от выплаты налога либо страховых взносов в крупном размере. Данной величиной признается сумма от 2 млн руб. за три года подряд, при условии, что доля неотчисленных обязательных платежей больше 10 % от всех подлежащих направлению в бюджет удержаний, либо больше 6 млн руб.

Субъективная часть

Виновным может быть вменяемое физлицо, функциональные обязанности которого предусматривают обязательные бюджетные отчисления с предприятия. Другие субъекты не могут привлекаться к ответственности по ст. 199 УК РФ. Практика рассмотрения дел указывает на то, что в качестве обвиняемых выступают руководители компании-плательщика, бухгалтер (главный в том числе), в чьи обязанности включено подписание отчетности, предоставляемой в надзорные органы, обеспечение своевременных и полных отчислений в бюджет. К ответственности могут привлекаться и иные физлица, если они получили специальные полномочия на такие действия управляющим органом предприятия. В круг субъектов ст. 199 УК РФ относит также граждан, фактически замещающих на должностях бухгалтера либо руководителя. Если указанные лица предварительно договорились о совершении неправомерного деяния, направленного на непредставление отчетности либо включение в нее заведомо ложных данных, их поведение квалифицируется по п. "А", части 2 указанной статьи.

Классификация субъектов

Другие служащие предприятия-плательщика, в обязанности которых, например, входит оформление первичной бухгалтерской учетной документации, при наличии оснований могут привлекаться к ответственности по соответствующей части рассматриваемой нормы в качестве пособников, которые умышленно оказали содействие в совершении незаконного действия. Лицо, которое организовало или склонило руководителя, бухгалтера или иного сотрудника компании, а также содействовало совершению деяния указаниями, советами и так далее, может быть наказано как организатор, пособник либо подстрекатель. В данных случаях следует руководствоваться также положениями ст. 33.

Особо крупные размеры

Данный квалифицирующий признак, установленный в п. "Б" части 2 ст. 199 УК РФ, приобретает соответствующее значение только тогда, когда величина не отчисленных в бюджет сумм больше 2,5 млн руб. Расчет в данном случае осуществляется в пределах 3 финансовых лет, идущих подряд. При этом должно быть соблюдено условие о том, что доля не отчисленных налогов/сборов составляет более 20 % от общей суммы, подлежащей перечислению в бюджет. Если этот процент не соблюден, то особо крупным признается размер, превышающий 30 млн руб.

Заключение

Категория по мнению ряда юристов, вполне обоснованно включена в УК РФ. Наличие в законодательстве более жесткой ответственности позволяет пресекать нарушения финансовой дисциплины и обеспечивать стабильность поступлений в бюджет. При этом необходимо отметить, что уголовная ответственность имеет место только в случаях крупного размера не отчисленных сумм. Для установления его законодатель определяет временные пределы, которые составляют не менее 3 лет, следующих подряд. Из этого следует, что уголовное наказание возникает при систематическом нарушении финансовой дисциплины. В таких случаях имеет место прямой умысел виновных лиц.

Каждая организация в своей трудовой деятельности старается минимизировать свои затраты. Следует понимать, что сокрытие налоговых отчислений и иных обязательных платежей является преступным деянием, за которое устанавливает ответственность ст.199 УК РФ.

Наказание может быть возложено не только на юридического владельца предприятия, но на лица, несущие ответственность за подачу деклараций и предоставление заведомо ложных сведений в отчетных документах. Если в налоговых махинациях участвует группа лиц, то виновность определяется по второй части статьи, что значительно ужесточает наказание.

Юридические обоснования ч.1 ст. 199 УК РФ

Первая часть правового норматива определяет виновные действия юридических и физических лиц. Подача ложной информации в декларации или иных отчетных документах, влияющих на размер налоговых отчислений и регулярных сборов, преследуется по закону.

Гражданин или предприниматель обязаны понимать ответственность за искажение информации с корыстными мотивами. Предоставление неполных сведений о базе налогообложения является недопустимым, поскольку при значительных размерах сокрытия приводит к классификации преступного поступка по ч.1 ст.199 УК РФ.

Процедура судебного рассмотрения может быть применена к гражданам, принявшие участие в составлении и предоставлении в налоговые органы ложной информации. Пособничество в искажении налогообложения преследуется в равной мере. Например, предприниматель обратился в организацию, предоставляющую услугу по заполнению и подаче деклараций. Заполнение сотрудниками заведомо ложных данных и передача от лица клиента в налоговое подразделение, позволяет привлечь исполнителя к наказанию.

Если руководитель осуществляет свою деятельность в нескольких организациях, в каждой из которых уклоняется от уплаты налогов, то взыскание налагается по совокупности причиненного убытка государству. Закон предусматривает, что в ходе судебных слушаний должно быть доказано умышленное искажение сведений для частичного или полного избежания обязательных платежей. Существующие ошибки, неточности в заполнении или , незнание способов расчетов не являются основанием для осуждения по ст.199 УК РФ.

Умышленное не отражение имеющихся доходов или сознательное уменьшение, изменение сроков обязательных платежей является преступным деянием. Подделка отчетной документации и официальных сведений о доходах и финансовой деятельности предприятия приводит к осуждению по двум статьям УК: ст.199 и . Но законные способы уменьшения размера налогообложения, предусмотренные законодательством, не служат поводом для начала производства.

Некоторые обнаруженные проверкой действия ответственных исполнителей могут осуждаться по статье за мошенничество, кроме уголовного наказания по данной статье.

Меры наказания за сокрытие доходов

Для гражданских лиц и предпринимателей предусмотрено уголовное наказание, от штрафных санкций до реального срока заключения. В зависимости от размера сокрытых средств и методов искажения и оформления ложной информации, взыскание может определяться как:

  • штрафные санкции в сумме 100-300 тыс. рублей;
  • взыскание заработных средств за 1-2 года;
  • принудительный труд для виновных граждан до года, для юридических лиц до 2 лет с возможным запретом занимать указанные судом должности;
  • арест на шесть месяцев;
  • заключение для граждан до года, для предпринимателей до двух лет.

Следует отметить, что закон предусматривает избавление от наказания. Для этого обвиняемый должен закрыть все имеющиеся взыскания вместе с наложенными пени и штрафами за просрочку платежей до момента вынесения судебного постановления.

Определение наказания по ч.2 ст.199 УК РФ

Искажение данных и отказ в подаче верных сведений может быть квалифицировано по второй части статьи. Сюда попадают преступления, совершенные при уклонении в особо крупных размерах или при участии группы лиц по преступному соглашению.

Также усиление наказания определяется, если произошел рецидив преступления. Руководитель, однажды понесший штрафные санкции по ч.1 ст.199, повторно совершивший подобное преступление, будет наказан с увеличением ответственности.

К мерам воздействия за уклонение от уплаты государственных сборов и налогов с отягчающими обстоятельствами относятся:

  • штрафные санкции 200-500 тыс. рублей или взыскание заработка до 3 лет;
  • принудительный труд до 5 лет с возможным поражением в правах занятия предпринимательством до 3 лет;
  • лишение свободы до 6 лет с возможным запретом на руководящие должности после освобождения до 3 лет.

В случае, если речь идет об осуждении гражданского лица, то исправительные работы или реальный срок заключения составляет три года.

Статья 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов

По законодательству РФ наказанием по налоговым преступлениям может быть как небольшой штраф, так и значительный срок лишения свободы, а к уголовной ответственности за неуплату налогов иногда могут привлечь даже за неоплаченный налог при продаже квартиры. О том, к кому и когда могут быть применены санкции налогового законодательства, кого привлекают к административной ответственности и когда возбуждается уголовное дело о налоговом преступлении, расскажем в этой статье.

Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов

Основным признаком налоговых правонарушений такого рода является противоправность деяния лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных федеральным законодательством РФ. Такое деяние может быть выражено как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации – следовательно, неперечисление денежных средств государству).

Необходимо отметить, что общие условия ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное НК РФ. Основные принципы привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ, из которой следует, что перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий, в противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.

Ответственность может наступить только в том случае, если есть решение налогового органа, вступившее в законную силу, в котором зафиксировано нарушение законодательства о налогах и сборах. Такое решение выносится по итогам проверки (выездной или камеральной), организованной ИФНС, оно может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд. Только в том случае, если судом решение было признано законным, можно вести речь о привлечении к ответственности налогоплательщика.

За нарушение требований НК РФ, связанных с обязанностью платить налоги, может наступить:

  • налоговая ответственность (то есть финансовая – на основании статей НК РФ, в отношении любых налогоплательщиков);
  • административная ответственность (в соответствии с КОАП РФ, в отношении должностных лиц и в отдельных случаях - граждан);
  • уголовная ответственность (по статьям УК РФ, в отношении как физических лиц, так и представителей организаций).

Кроме того, вне зависимости от вида ответственности, в отношении виновного лица может быть инициирована принудительная процедура взыскания долгов, образовавшихся в результате неуплаты, в доход государства.

Налогоплательщик не обязан доказывать свою непричастность к совершению им налогового правонарушения, обязанность подтвердить его вину возлагается на сотрудников инспекции. В налоговом праве, как и в уголовном или административном, любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого проводится проверка. Вина нарушителя, допустившего неуплату налогов, может быть в форме:

  • умысла (намеренное игнорирование требований НК РФ);
  • неосторожности (виновный должен был осознавать противоправность своих действий и предвидеть наступление негативных последствий, но по каким-то причинам не был достаточно внимательным к соблюдению требований закона).

Пример №1 . Некрасов А.Л. много лет сдавал свое жилье в аренду и тем самым имел постоянный доход, но налог не уплачивал, хотя прекрасно знал о необходимости исчисления и уплаты 13%-го налога на доход. В данном случае Некрасов А.Л. подлежит ответственности (налоговой или уголовной, в зависимости от признаков деяния), поскольку действовал умышленно.

Пример №2 . Покрынов И.М. также сдавал свою однокомнатную квартиру внаем, сразу на 2 года. Покрынов был законопослушным налогоплательщиком, поэтому прямо в договоре аренды он предусмотрел пункт, согласно которому арендатор был обязан перечислять 13% от цены договора по указанным в тексте реквизитам, тем самым оплачивать налог за Покрынова И.М. Таким образом, в общую стоимость арендной платы уже была включена сумма подоходного сбора. В 2016 году Покрынов И.М. проверил поступление денежных средств в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС, а в 2017 году проверять не стал. Между тем, за 2016 год налог на доход от сдачи внаем квартиры Покрынова И.М. поступил в бюджет не в полном объеме – за последние 2 месяца отчетного года арендатор не перечислял средства, в нарушение того самого пункта договора аренды. Таким образом, Покрынов И.М. не имел прямого умысла на неуплату налога, но при должной внимательности он обязан был последствия в виде неполного поступления платежей предотвратить. В данном случае поведение Покрынова неосторожное, и он несет ответственность (в приведенной ситуации – налоговую).

Следует знать об обстоятельствах, которые исключают вину в совершении налоговых нарушений, в том числе и связанных с неуплатой:

  • вынужденность действий, нарушающих закон, вызванная стихийным бедствием или иным чрезвычайным событием, не зависящим от воли человека;
  • совершение правонарушения физическим лицом, психическое или физическое состояние которого сделало невозможным соблюдение законных требований норм закона;
  • нарушение НК РФ вследствие некомпетентных консультаций представителей ИФНС или других уполномоченных органов государственной власти.

Конечно, перечисленные объективные причины должны быть подтверждены определенными доказательствами (стихийное бедствие – соответствующими службами, сообщением в СМИ; болезненное состояние – медицинскими документами, экспертизой и т.д.).

Санкции за нарушение требований НК не могут быть применены, если прошел срок давности (3 года ) с момента совершения правонарушения.

Стоит подробнее остановиться на вопросе исчисления срока давности по уплате налогов: здесь есть свои особенности. Так, в 2016 году ФНС России разместила на своем официальном сайте разъяснения, касающиеся подсчета сроков давности по налоговым правонарушениям. Три года необходимо отсчитывать с первого дня, следующего за периодом налоговой отчетности. Поскольку сроки по предоставлению деклараций в ИФНС разные в зависимости от вида налогообложения, давность в том или ином случае может быть разной.

Пример №3 . В соответствии с нормами НК РФ, срок уплаты налога на имущество за 2017 год ограничен 1-ым декабря следующего года, то есть 01.12.2018. Таким образом, со 2-го декабря 2021 года привлечь к ответственности гражданина невозможно, поскольку истек трехлетний срок давности (со 2 декабря 2018 по 2 декабря 2021 года).

Налоговая ответственность

В соответствии со статьей 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Примечательно, что в случае, когда организация отвечает перед налоговым законодательством за неуплату сборов, данный факт не исключает привлечения к административной или уголовной ответственности его руководителя.

Налоговая ответственность предполагает финансовые санкции, то есть штрафы, которые могут быть назначены по решению налогового органа, выявившего вышеуказанные нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. Напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить только суд.

В соответствии с НК РФ, основными видами налоговых правонарушений, связанными с непоступлением налоговых платежей в бюджет, являются:

  1. Деятельность ИП или организации без постановки на учет в ИФНС – по сути, это скрытая неуплата налогов, за это может наступить ответственность в виде санкции в размере 10% от дохода за неучтенный период (но не меньше 40000 рублей) – ч. 2 ст. 116 НК РФ.
  2. Существенные нарушения правил исчисления доходов и расходов, объектов налогообложения (штраф 10000-30000 рублей) – ст. 120 НК РФ.
  3. Непредоставление в ИФНС декларации и иных сведений, обязательных для налогового контроля – один из часто используемых способов не платить государству, штраф за такое бездействие может быть в виде 5% от суммы, подлежащей декларированию, за каждый месяц, но не более 30% и не менее 1000 рублей - ст. 119 НК РФ.
    Пример №4 . Карпов Е.Н. продал свою машину, находившуюся в его владении менее 3 лет, но декларацию не подал. На основании решения ИФНС Карпов может быть привлечен к ответственности по указанной статье, если стоимость проданного автомобиля превышает 250000 рублей.
  4. Полная неуплата или частичная уплата налогов – может быть применена санкция в виде штрафа от 20 до 40% от неоплаченной суммы.
    Пример №5 , в случае неуплаты транспортного налога (за 2018 год необходимо произвести оплату до 1 декабря 2019 года), налоговые органы начислят пени и могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ. Если сумма налога, к примеру, составила 10000 рублей, то штрафная санкция может составлять 2000 рублей. При наличии доказательств прямого умысла налоговики могут наложить штраф в размере 4000 рублей.
  5. Нарушение налоговым агентом требований закона об удержании сумм из дохода (например, неуплата НДФЛ - за это предусмотрен штраф в размере 1000 рублей за каждый месяц отчетного периода).
  6. Отказ предоставить налоговикам документы, указанные в запросе, а равно непредоставление сведений о налогоплательщике – правонарушение такого рода может быть как в форме официального отказа предоставить истребуемые документы, так и в виде уклонения от исполнения запроса. Штраф для организаций и ИП в таких случаях составляет 10000 рублей, для физических лиц – 1000 рублей.

По характеру перечисленные нарушения налогового закона так или иначе связаны с неуплатой налогов и сборов. Так, если ИП предоставляет искаженный отчет о доходах в ИФНС, в большинстве случаев это и есть способ неуплаты налога – то есть, имеются основания для финансовой санкции.

Административная ответственность

Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же: презумпция невиновности, за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз, все сомнения толкуются в пользу лица, обязателен к соблюдению порядок привлечения по КОАП РФ. Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КОАП РФ.

По административному законодательству привлекаться к ответственности могут должностные лица, что не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.

Субъектом административных правонарушений, содержащихся в главе 15 КОАП РФ, не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6), речь идет только о должностных лицах, наделенных определенными функциями по распоряжению, управлению имуществом, ведению отчетности, в соответствии со ст. 2.4 КОАП РФ.

Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении, который составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, результатом которой стал протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд в случае несогласия.

Наиболее частыми административными правонарушениями в сфере налогообложения являются:

1. нарушение сроков постановки на учет в налоговый орган – статьей 15.3 КОАП РФ предусмотрен штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам, когда нарушение срока не превышает 2-3 недель, может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции.

Указанная норма административного законодательства «отсылает» к статьям 23,83 НК, в которых говорится о правилах постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей. Так, организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

2. нарушение сроков отчетности (то есть, подачи декларации) в ИФНС - статьей 15.5 КОАП РФ предусмотрена сравнительно мягкая санкция – предупреждение или штраф 300-500 рублей. Обычно виновным по данной норме признается главный бухгалтер или другое должностное лицо, на которого возложена функция предоставления декларации в инспекцию. Напомним, что физические лица несут ответственность за те же действия на основании ст. 119 НК РФ.

3. отказ в предоставлении документов, необходимых сотрудникам ИФНС для осуществления контроля за своевременностью и правильностью исчисления и уплаты налогов – за это статьей 15.6 КОАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 300-500 рублей (в отношении должностного лица госоргана – до 1000 рублей). Кроме того, в части 1 ст. 15.6 КОАП РФ отдельно предусмотрен штраф и для физических лиц, в том числе и предпринимателей - 100-300 рублей.

Суть правонарушения заключается в необоснованном отказе полностью или частично предоставить документы, необходимые налоговой инспекции для проверки. В целях истребования документации Налоговым кодексом РФ предусмотрена специальная процедура – налогоплательщику вручается уведомление о предоставлении сведений в срок 10 суток со дня получения такого уведомления.

После истечения 10-дневного срока, в случае непредоставления информации применяются положения ст. 15.6 КОАП РФ. Административное производство возбуждается и в том случае, когда документы были предоставлены, но несвоевременно или с искаженными сведениями.

4. существенные нарушения в ведении бухучета – за это статьей 15.11 КОАП РФ предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей (от 10000 до 20000 рублей при повторном в течение года нарушении аналогичного характера). Речь идет о несоблюдении требований Федерального закона РФ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», касающихся оформления первичных учетных и иных документов.

В случае неправильного заполнения форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ, в отношении должностного лица может быть возбуждено административное производство по ст. 15.11 КОАП РФ, если такие действия повлекли искажение отчетности более чем на 10%. Понятно, что по данной норме КОАП РФ в основном, привлекаются бухгалтеры.

Вопрос:
Как быть, если штатного бухгалтера в организации нет и отчетностью занимается сторонний специалист, работающий по договору?

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, в таких случаях несет ответственность по ст. 15.11 КОАП РФ руководитель юридического лица, поскольку на нем лежит обязанность контроля за организацией работы предприятия в целом.

Вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности по перечисленным статьям КОАП РФ рассматривается судами, протоколы составляются сотрудниками ИФНС.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Те, кто не платит налоги, могут стать обвиняемыми по следующим статьям УК РФ:

  • 198 – уклонение от уплаты налогов со стороны физического лица;
  • 199 – уклонение от уплаты налогов и сборов со стороны представителя юридического лица;
  • 199.1 – неперечисление удержаний в доход государства налоговым агентом.

За совершение любого из перечисленных деяний может быть привлечено к уголовной ответственности лицо, которому больше 16 лет. Впрочем, судебная практика не располагает примерами осуждения несовершеннолетних граждан по данным статьям уголовного закона.

Ранее мы указывали, что любого рода ответственность за неуплату налогов может наступить по решению налогового органа. Для уголовной ответственности решение ИФНС тоже необходимо. Так, инспекция обязана направлять информацию о выявленной неуплате в следственные органы, если соблюдены одновременно четыре условия:

  1. решение о привлечении к налоговой ответственности принято и вступило в законную силу;
  2. налогоплательщика уведомили об обязанности уплаты налога с пенями в установленный срок;
  3. после истечения срока, установленного в уведомлении, прошло 2 месяца;
  4. установлен крупный или особо крупный размер неоплаченной суммы.

Инспекция обязана направить сведения в правоохранительные органы в течение 10 суток со дня выявления нарушений, после чего следственный орган выносит постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении.

Статья 198 УК РФ

Обвиняемым по ст. 198 УК РФ может стать только физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат и т.д.). Субъектом этого преступления не может быть должностное лицо.

Неуплата налогов по данной статье влечёт возбуждение уголовного дела, если (альтернативно):

  • в ИФНС не предоставлена налоговая декларации или другая документация (выписки из книг учета, книг продаж, журнала учета хозяйственных операций, расчетные ведомости и т.д.), подача которых в государственные органы обязательна;
  • декларация представлена, но она содержит заведомо ложные сведения, в результате которых подтверждена недоплата.

Кроме того, обязательным признаком уголовного состава преступления является определенный размер неуплаченной суммы – это может быть крупный или особо крупный размер.

Вопрос:
С какой суммы наступает уголовная ответственность по ст. 198 УК РФ?

Крупным размером признаётся сумма неперечисленного налога свыше 900000 рублей за три финансовых года (подряд) при условии, что эта сумма более 10 % от общей в совокупности (или налоговая база превышает 2700000 рублей).

Особо крупным размером признаётся сумма свыше 4500000 рублей за три финансовых года, если эта сумма более 20% от общей в совокупности (или налоговая база превышает 13500000 рублей).

Если сумма неуплаченных налогов не достигает крупного или особо крупного размера, то в отношении лица наступает налоговая или административная ответственности, уголовного дела возбуждено быть не может.

Для преступления по ст. 198 УК РФ, как и для других налоговых преступлений, важно установление периода, который предусмотрен законодательством для подачи декларации по тому или иному налогу. За неуплату можно привлечь по УК РФ, только если физическое лицо не исполнило перечисление на дату, следующую за таким периодом.

Пример №6 . Согласно ч.2 ст.346.23 Налогового кодекса РФ, индивидуальный предприниматель обязан подать в ИФНС декларацию УСН (Упрощенная система налогообложения) до 30 апреля года, следующего за годом отчетности. Если на протяжении трёх лет подряд индивидуальный предприниматель такую декларацию подавал с ложными сведениями (или не подавал вовсе) и сумма неуплаты на 1 мая составляет более 900000 рублей, он подлежит ответственности по ст. 198 УК РФ.

Отметим, что во внимание берутся те три года, которые следуют подряд один за другим.

Физическому лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 100000 рублей до 300000 рублей или лишения свободы до одного года (по части 1 ст. 198 УК РФ – когда сумма неоплаты соответствует крупному размеру);
  • штрафа в размере от 200000 рублей до 500000 рублей или лишения свободы до 3-х лет (по части 2 ст.198 УК РФ – когда сумма неоплаты является особо крупным размером).

Пример №7 . Примером уголовного дела по ст.198 УК РФ могут служить следующая ситуация. На протяжении трёх лет Иванов К.Е. Сдавал собственную квартиру в городе Москва, оплата в месяц составляла 250000 рублей, свой доход при этом Иванов не декларировал и налог не платил. ИФНС, в случае обнаружения такого факта, вправе вынести соответствующее решение и потребовать уплаты не только основной суммы налога за сдачу квартиры, но и штрафов и пени. Если Иванов не сделает этого, он может быть привлечён к уголовной ответственности по ч.1 ст. 198 УК РФ, поскольку за три года неуплаченный налог составит 1170000 рублей (250000 руб. Х 12 мес. Х 3 года Х 13%), то есть свыше 900000 рублей.

В редких случаях граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности с наказанием в виде штрафа и за неуплату налогов с продажи квартиры или иной недвижимости, если все признаки преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (период, сумма, умысел) подтверждены собранными доказательствами.

Важный момент: если декларация подана в срок и содержит достоверный данные, но налог не уплачен, уголовная ответственность исключена. Здесь можно вести речь только о применении п.п. 1,3 ст. 122 НК РФ (штраф в размере 20% или 40% от общей суммы недоплаты).

Кроме того, уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом не может наступить в том случае, когда признаки состава преступления подтверждены, но виновный уклонился от уплаты налогов впервые и при этом полностью оплатил все, включая пени и штрафы. Если к моменту полной оплаты дело уже было возбуждено, оно должно быть прекращено. Таким образом, законодатель даёт возможность избежать судимости лицу, которое раскаялось и согласилось с предъявленным обвинением, погасив все налоговые долги.

Статья 199 УК РФ

В соответствии со ст. 199 УК РФ, привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов можно следующих лиц:

  • руководителей организации-налогоплательщика (например, директора ООО);
  • главного бухгалтера (или обычного бухгалтера, если штат организации не предусматривает должности главбуха);
  • других лиц, которые фактически выполняют роль руководителя или бухгалтера, обязаны подписывать документацию, направляемую в адрес ИФНС.

В некоторых случаях по данной статье УК РФ могут быть привлечены и рядовые сотрудники юридического лица, оформляющие документы бухучёта – в случае, если они вносили в них ложные сведения для умышленного уклонения от уплаты организацией законных удержаний. В таких ситуациях эти люди признаются пособниками в совершении преступления.

Исходя из практики, по ст. 199 УК РФ часто возбуждаются и расследуются дела по фактам неуплаты налога на прибыль или НДС.

Признаки этого преступления аналогичны признакам ст. 198 УК РФ, за исключением значений крупного и особо крупного размеров. По ст. 199 УК РФ законодатель предусмотрены следующие суммы, с которых начинается ответственность за неуплату налогов юридическим лицом:

  • крупным размером признаётся сумма свыше 5 млн. рублей за три финансовых года (подряд) при условии, что эта сумма более 25 % от общей в совокупности (или налоговая база превышает 15000000 рублей).
  • особо крупным размером признаётся сумма свыше 15000000 рублей за три финансовых года, если эта сумма более 50% об общей в совокупности (или налоговая база превышает 45000000 рублей).

Если субъект преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, признан виновным, ему может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа в размере 100000-300000 рублей до 2-х лет (по части первой, при неуплате суммы в крупном размере);
  • штрафа в размере 200000-500000 рублей , а также лишения свободы на срок до 6-ти лет (по части второй, при неуплате суммы в особо крупном размере и/или при совершении преступления в составе группы лиц по предварительному сговору).

Кроме того, осуждённому по обеим частям статьи может быть назначено дополнительное наказание в виде запрета занимать определенные должности (в частности, руководящие или связанные с ведением бухгалтерского учета), сроком до 3-х лет.

Аналогично статье 198 УК РФ, руководитель организации не может быть привлечён к уголовной ответственности, а возбужденное дело подлежит прекращению в случае, когда долг по сборам уплачен в полном объеме, включая пени и штрафы.

Статья 199.1 УК РФ

В соответствии со ст. 199.1 УК РФ обвинение может быть предъявлено налоговому агенту - им может быть индивидуальный предприниматель, а также должностное лицо организации любой формы, которое обязано исчислять и удерживать, а также перечислять налог (например, подоходный) за налогоплательщика, но из личной заинтересованности не сделал этого.

Преступление считается совершенным с момента неперечисления в тот срок, который установлен требованиями НК РФ, наказание и значения размеров недоплаты аналогичны описанию, которое содержится в статье 199 УК РФ.

Срок давности по налоговым преступлениям

В уголовном праве существует общая норма, регулирующая вопросы давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от категории преступления. Когда срок давности истекает, преследование лица прекращается (если оно не начиналось – дело не возбуждается).

Так, статья 78 УК РФ предусматривает, что по делам небольшой тяжести (то есть, по ч.1 и ч. 2 ст. 198 УК РФ, ч. 1 ст. 199 УК РФ, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) давность составляет 2 года. По тяжким преступлениям, к которым относятся деяния, квалифицированные по ч. 2 ст. 199 УК РФ, этот срок составляет 10 лет. Применительно к налоговым преступлениям течение давности рассчитывается от даты, следующей за последним днем периода отчетности.

Пример №8 . Последний день сдачи отчетности по НДС за 1 квартал 2018 года – 25 апреля 2018 года. Если за предыдущие 3 года фигурант по делу не сдавал отчетность за все периоды, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 198 УК РФ (если неуплата составляет 900000 рублей). Вместе с тем, если следствие по делу затянется и в 2020 году еще не состоится приговор, обвиняемый после 25.04.2020 года может заявить о прекращении дела в связи с истечением срока давности, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ (то есть, по прошествии 2-х лет со дня окончания последнего периода отчетности). В зависимости от стадии, на которой будет находиться разбирательство, судом или органами следствия дело будет прекращено.

Обвинительный приговор, а также прекращение дела по нереабилитирующим основаниям (по амнистии, деятельное раскаяние и т.д.) не освобождают лицо от уплаты налогового долга и всех дополнительных начислений. Обычно в уголовном деле уже находится иск от имени ИФНС или прокуратуры, решение по которому принимается вместе с вынесением приговора по делу.

Таким образом, уголовная ответственность лиц, уклоняющихся от уплаты налогов – это крайняя мера, когда все меры к соблюдению налогового законодательства государством уже исчерпаны. Отметим, что достаточно лоялен к налоговым неплательщикам и уголовно-процессуальный закон. Так, в соответствии с правилами ст. 108 УПК РФ, обвиняемому в совершении преступления в сфере налогообложения заключение под стражу как мера пресечения на период следствия может быть применена только в исключительных случаях, специально предусмотренных законом (отсутствие постоянной регистрации на территории РФ, не установлена личность, объявление в розыск или неоднократное нарушение ранее избранной меры пресечения).