Платежи при пользовании природными ресурсами. Виды платежей за природные ресурсы

  • 13. Законодательство субъектов рф в области охраны окружающей среды.
  • 14. Структура экологического законодательства
  • 17. Понятие, виды объектов экологического права.
  • 18.Понятие и функции природных объектов объектов. Виды природных объектов.
  • 19. Природные ресурсы, природные комплексы. Фонд природных ресурсов.
  • 20. Право природопользования: понятия, виды.
  • 21.Принципы природопользования, их особенности.
  • 22.Субъекты и объекты права природопользования.
  • 23. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования
  • 24. Понятие и особенности права собственности на природные объекты и ресурсы.
  • 25. Формы права собственности на природные объекты и ресурсы.
  • 27.Основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы.
  • 28. Права и обязанности природопользователей по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
  • 29. Понятие и виды экологических прав граждан.
  • 30.Обязанности государства, муниципальных органов, органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан и их объединений.
  • 31. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • 32.Гарантии и защита экологических прав граждан.
  • 33. Понятие, виды и система органов управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 35.Экологические функции правоохранительных органов.
  • 36.Экологическое лицензирование.
  • 37. Стандартизация в области охраны окружающей среды.
  • 38. Кадастры и реестры природных ресурсов: понятие и виды.
  • 39. Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду.
  • 40. Понятие, виды и порядок проведения(в законе) государственной экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы. Фз об экологической экспертизе
  • 41.Объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня. Фз о экологической экспертизе
  • 42. Экологический мониторинг: понятие, виды.
  • 44. Общественный и производственный экологический контроль.
  • 45. Экологическое нормирование.
  • 46. Экологическая сертификация: понятие, виды.
  • 47. Экологический аудит.
  • 48. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды и методы экономического регулирования.
  • 49.Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 50. Понятие и виды платежей за использование природных ресурсов.
  • 51. Экологическое страхование: понятие, виды, особенности ст.18 об охране окр сред.
  • 52. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 53. Понятие и состав экологического правонарушения.
  • 54. Административная ответственность за экологическое правонарушение.
  • 55. Уголовная ответственность за экологическое правонарушение.
  • 56. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
  • 57. Экологические требования при размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию здании и иных объектов. Экологическая паспортизация промышленных предприятий.
  • 58. Правовые меры охраны окружающей среды в промышленности.
  • 59.Экологические требования при размещении и строительстве промышленных объектов.
  • 60.Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления. Паспортизация опасных отходов.
  • 61. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отдых производства и потребления.
  • 63.Правовое регулирование в области охраны атмосферного воздуха.
  • 64. Экологические требования к размещению и эксплуатации энергетических, военных и оборонных субъектов.
  • 65. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве.
  • 67.Понятие и виды природных объектов, находящихся под особой охраной.
  • 68. Правовой режим государственных природных заповедников, заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов.
  • 69.Понятие и правовой режим использования лечебных природных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  • 70. Правовые меры защиты населения от чрезвычайных экологических ситуаций.
  • 71. Понятие и виды пользования недрами. Лецензирование недропользования.
  • 72. Особенности правого регулирования использования недр не связанного с добычей полезных ископаемых.
  • 74. Виды использования лесов.
  • 75. Основание и виды прав на лесные участки. Глава 6 лк рф
  • 76. Водные объекты и ресурсы, их понятие и виды. Основные принципы водного законодательства.
  • 77. Право собственности на водные объекты и ресурсы.
  • 78. Право водопользования: основания возникновения, изменения и прекращения.
  • 79. Животный мир, как объект использования. Виды, способы и условия пользования животным миром.
  • 80. Основания возникновения, изменения и прекращения права пользования животным миром. Лицензия на пользование животным миром.
  • 81. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды.
  • 82. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  • 83. Международные организации в области охраны окружающей природной среды.
  • 84. Международный экологический суд.
  • 85. Правовые проблемы охраны окружающей среды в странах снг.
  • 87. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды в сша.
  • 50. Понятие и виды платежей за использование природных ресурсов.

    Платежи за пользование природными ресурсами- налоговые платежи, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования природных ресурсов.

    Налоги и платежи за пользование природными ресурсами осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом РФ " Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и ряде законодательных и нормативных актов РФ.

    В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:

    платежи за пользование лесным фондом;

    платежи за пользование водными объектами;

    платежи за право пользования объектами животного мира;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    земельный налог;

    плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

    Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога - это местный налог.

    Виды платежей за пользование лесным фондом определены Лесным кодексом РФ - это лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда на более длительные сроки.

    есные подати и арендная плата взимаются за:

    заготовку древесины, отпускаемой на корню;

    заготовку живицы;

    заготовку второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, заготовку в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и других видов побочного лесного пользования по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством;

    нужды охотничьего хозяйства;

    культурно-оздоровительные, туристические или спортивные цели.

    Плата за пользование водными объектами осуществляется на основании :

    Водного кодекса РФ от 16.11.95 №167-ФЗ;

    ФЗ от 06.05.98 №71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".

    латежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

    объем воды, забранной из водного объекта;

    объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;

    площадь акватории используемых водных объектов;

    объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

    Налог на добычу полезных ископаемых

    Налог на добычу полезных ископаемых осуществляется в соответствии с гл. 26 Налогового кодекса РФ.

    Объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются:

    Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

    полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

    Земельный налог

    Взимание земельного налога производится в соответствии с: Земельным кодексом РФ от 25.10.01 №173-ФЗ; ФЗ от 11.10.91 №1738-1 "О плате за землю".

    Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

    Установлена плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли несельскохозяйственного назначения.

    Плата за земли сельскохозяйственного назначения включает:

    земельный налог за сельскохозяйственные угодья, который устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средний размер налога с 1 га устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ;

    земельный налог за учаски в границах сельских населенных пунктов, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и других целей. Органам местного самоуправления предоставляется право повышать ставки земельного налога данной категории землепользователе

    Плата за земли несельскохозяйственного назначения включает:

    налог за городские (поселковые земли), который устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов;

    налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения в размере 20% от средних ставок, установленных на земли городов и поселков;

    налог за земли водного фонда по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения;

    налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню.

    Плата за право пользования объектами животного мира

    Плата за право пользования объектами животного мира осуществляется в соответствии с:

    ФЗ от 24.04.95 №52-ФЗ "О животном мире";

    Постановлением Правительства РФ от 04.01.00 №1 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено".

    Плательщиками за право пользования объектами животного мира признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие на территории РФ пользование объектами животного мира на основании разрешений (лицензий) в соответствии с законодательством РФ. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

    Объектом платежей является право пользования объектами животного мира. Плата определяется отдельно в отношении каждого вида (группы видов) объектов животного мира.

    Конкретный размер платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых осуществляется по именным разовым лицензиям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с указанными предельными размерами и с учетом затрат на мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира.

    В России действует четко организованная система учета природных ре­сурсов и система платежей за использование природных ресурсов. Учет при­родных ресурсов осуществляется через систему кадастров природных ресур­сов.

    Кадастры природных ресурсов - это свод экономических, экологичес­ких, организационных и технических показателей, характеризующих коли­чество и качество природного ресурса, а также состав и категории природо-пользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использо­вания природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определя­ется стоимость оценки природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. Единого када­стра природных ресурсов не существует, они представлены по видам при­родных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.

    Для субъектов хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресур­сами: земельными, водными, лесными, объектами животного мира и вод­ными биологическими ресурсами, месторождениями полезных ископаемых. Формы платы за природные ресурсы разнообразны и включают: плату за право пользования ресурсами, выплаты за сверхлимитное и нерациональ­ное использование природных ресурсов, выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природополь-зователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а так­же на возмещение убытков, возникающих из-за экологического ущерба ок­ружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две су­щественно различающиеся между собой составные части.

    Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получе­ние части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ре­сурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей дея­тельности предприятия. Обычно абсолютная величина платежа определяет­ся по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффек­тивность их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов, эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими по­казателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине мо­жет быть изъят. В основе практического применения данного принципа ле­жит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществ­ляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методичес­ким принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечис­ленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природо-пользователей в интенсификации использования природных ресурсов, вне­дрении новых, более эффективных безотходных и природоохранных техно­логий.

    Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оп­лачиваемые природопользователем расходы специализированных предпри­ятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяй­ственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономи­ческая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и фи­нансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ре­сурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.

    Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымае­мые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресур­сов, которые определяются уровнем развития техники, технологических про­цессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получа­ют разрешение на использование природных ресурсов.

    В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вто­ричные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса. Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ори­ентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользова­ние.

    Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающе­го, подготавливающего или производящего первичную переработку ресур­са. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энер­гетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцени­ваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу ис­пользуемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые зем­ли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

    Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ. Рассмотрим основ­ные формы платы за ресурсы:

    " Плата за пользование землей имеет налоговую форму. Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю являет­ся стимулирование рационального использования, охраны и освоения зе­мель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономичес­ких условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования спе­циальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы яв­ляются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Раз­мер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельно­сти землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользова­ния землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых, и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственно­сти соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (до­хода). Отсюда земельный налог носит фискальную направленность. Сред­ства от его взимания поступают в бюджеты всех уровней. Земельный налог подразделяется на две основные группы: за земли сельскохозяйственного назначения и за земли несельскохозяйственного назначения.

    Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий: П 3 = п S, где п - нормативная ставка земельного налога; S - площадь сельскохозяйственных угодий. Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом РФ «О плате за землю». Органам зако­нодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров нало­га и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

    Плата за земли несельскохозяйственного назначения с помощью соот­ветствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного нало­га классифицируется с учетом экономической значимости и экологического состояния района РФ; категории и статуса города; уровня социально-куль­турного потенциала; уровня исторической ценности территории. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взи­мается в двукратном размере.

    Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленно­сти (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятель­ностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и кос­мического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За зем­ли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяй­ственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли вод­ного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунк­тов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреацион­ных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

    Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За ниж­ний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недви­жимости.

    Земельный налог и арендная плата используются исключительно на сле­дующие цели:

    Финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земель­ного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодо­родия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

    Инженерное и социальное обустройство территории. Нормативная цена земли применяется при покупке и выкупе земельных

    участков, при передаче земли, в арендное пользование, при установлении ее общей стоимости, при передаче по наследству и т.п. Нормативная цена зем­ли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли представляет собой базу нало­гообложения имущества физических и юридических лиц. Налоговый кодекс предусматривает определение налоговой базы по земле в виде кадастровой стоимости или нормативной цены земельного участка. Порядок определе­ния нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. Норма­тивная цена ежегодно определяется органами исполнительной власти субъек­тов РФ. Органы местного самоуправления могут повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. При осуществлении сделок с земельными участками и иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством РФ, районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным фи­зическим и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.

    Основные изменения, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ, каса­ются прежде всего определения налоговой базы. Она принимается равной кадастровой стоимости земельного участка (при ее отсутствии - ее норма­тивной цене) и рассчитывается на основе нормативов, определяемых по оце­ночным зонам данной территории. Этот налог предполагается применять до введения на данной территории налога на недвижимость.

    Платежи за пользование недрами устанавливаются в соответствии с Законом РФ «О недрах». Они включают:

    Платежи за право пользования, разведку, добычу полезных ископае­мых, строительство подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), захоронение вредных веществ;

    Отчисления пользователей недр на воспроизводство минерально-сы­рьевой базы;

    Платежи за пользование акваторией и участками морского дна;

    Акцизные сборы;

    Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на недро­пользование.

    Плата за пользование недрами может взиматься в следующих формах: денежных платежей; части добытого минерального сырья или иной продук­ции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предостав­ления услуг; зачет сумм предстоящих платежей в соответствующие бюдже­ты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного пред­приятия. Формы внесения платы показываются в лицензии на пользование недрами.

    Согласно действующему в РФ законодательству, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. При этом действует так называемое правило «двух ключей», когда лицензия на недропользование выдается и территориальным органом управления фондом недр Министерства природных ресурсов РФ и органами власти соответствующего субъекта Федерации. Плата за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий за пользование недрами является условием регистрации заявки на право получения лицензии пользования недрами. Размер сбора за участие в конкурсе (аукционе) определяется величиной за­трат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона). Сбор за выдачу лицензии имеет также затратный характер и определяется исходя из величины затрат на подготовку, оформление, регистрацию выда­ваемой лицензии.

    Платежи за право пользования недрами (роялти) взимаются с пользова­телей недр в процентах от договорной (сметной) стоимости производимых работ. Величина ставок платежей за право на поиски и оценку месторожде­ний полезных ископаемых составляет 1-2 %, и за право на разведку- 3-5 %. Платежи за право на добычу полезных ископаемых устанавливаются в зависимости от экономической оценки и качества месторождений полезных ископаемых по предельным уровням регулярных платежей, критерии опре­деления ставок которых устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих предприятий устанавливаются по самостоятельной лицензии в размере 25-50 % платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.

    Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого ми­нерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость продукции. Величина платежей зак­репляется в лицензионном договоре. Платежи за сверхнормативные потери оцениваются по результатам маркшейдерских замеров и осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Уровень индивидуальнои ставки регулярного платежа за право на добычу полезных ископаемых определяют следующие факторы:

    Значимость месторождения, являющегося объектом добычи полез­ных ископаемых;

    Сложность геологического строения, обусловливающая степень рис­ка инвестора;

    Рентабельность, рассчитываемая по отношению к себестоимости;

    Оценка экологической ситуации территории, в пределах которой рас­положено месторождение;

    Уровень социально-инфраструктурной обустроенности территории. Следует подчеркнуть, что в группу территориальных факторов введена

    характеристика экологической ситуации территории, на которой располо­жен объект недропользования. При этом в условиях неблагоприятной эко­логической ситуации размер ставок более высокий, чем на территориях со средней и тем более с благоприятной экологической ситуацией.

    При этом платежи за право пользования недрами осуществляются:

    При поиске и разведке месторождений полезных ископаемых по объ­ему инвестиций (договорная стоимость работ по поиску и разведке полезных ископаемых); по результатам конкурса (аукциона), прово­димого в установленном порядке. По окончании поисковых и геоло­горазведочных работ налоговая база корректируется с учетом факти­ческой стоимости проведенных работ;

    При добыче полезных ископаемых - как стоимость добытого мине­рального сырья, с учетом размера нормативных потерь полезного ископаемого;

    При добыче благородных металлов по объему металла после плавки (аффинажа) и расчетных цен на аффинированные благородные ме­таллы;

    При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по фактической стоимости строительства этих сооружений;

    При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых по расходам на их содержание и эксплуата­цию.

    Плата за право пользования недрами поступает в бюджеты разных уров­ней. Порядок централизации средств и их распределения зависит от вида недропользования. Так, при добыче общераспространенных полезных иско­паемых (песок, гравий, глина, торф и т.д.) 100 % роялти поступает в мест­ные бюджеты. При добыче не общераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между местным, региональным и федеральным бюджетами составляет 50, 25 и 25 % соответственно. При добыче углеводородного сырья платежи распределяются между местным, региональным и федеральным бюджетами 30, 35 и 40 % соответственно. За пользование недрами континентального шельфа в региональный бюджет поступает 60 % от общей суммы средств платежей и в федеральный бюджет -40%.

    Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществ­ляются пользователями недр, добывающими все виды полезных ископае­мых, разведанные за счет государственных средств. Эти отчисления также носят налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих соответствующий вид минерального сы­рья, в процентах от налогооблагаемой базы, т.е. от чистой выручки (сто­имость добытого сырья, т.е. первого товарного продукта за вычетом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Отчисления на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы являются элементом издержек производства горнодобы­вающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. Отчис­ления направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ и ис­пользуются для финансирования работ по государственному геологическо­му изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утверждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.

    Отчисления не взимаются (или взимаются в частичном размере) при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов по­лезных ископаемых, при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и, связанного с ним перерабатывающего произ­водства, а также с недропользователей, выкупивших геологическую инфор­мацию у государственного лицензионного органа или ведущих самостоя­тельную геологическую разведку на выделенном участке. Часть суммы от­числений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5-1,5 % направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку место­рождений полезных ископаемых.

    На отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторожде­ний с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географи­ческими характеристиками, законодательством России предусмотрено вве­дение акцизов. Акцизный сбор взимается при получении природопользова-телем сверхнормативной прибыли. В качестве таких видов минерального сырья приняты нефть (включая газовый концентрат) и природный газ. В настоящее время акцизы установлены, в частности на нефть, включая газо­вый конденсат. Ставки акцизов вводятся Правительством РФ с последую­щей индексацией. Для нефтедобывающих предприятий акцизный сбор уста­новлен в размере до 30 %. Так, например, акциз на природный газ впервые был введен в 1993 г. в размере 15 % от стоимости реализованного газа газо­сбытовым предприятием непосредственно потребителям, а с 1995 г. данная ставка акцизов была повышена до 30 %. Акциз также взимается при реали­зации нефти, природного газа и газового конденсата на экспорт. Все разно­видности акцизов поступают в бюджет.

    Некоторые особенности имеет механизм платного недропользования для предприятий, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О соглашениях о разделе продукции» (1995 г.). Этот закон призван обес­печить правовые гарантии и стимулировать привлечение дополнительных ин­вестиций, в том числе иностранных, в поиск, разведку и добычу минерально­го сырья на территории РФ, в пределах ее исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе. С этой целью в течение срока действия соответствующего соглашения инвестор освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, обязательных платежей по со­циальному и медицинскому страхованию, а также в Государственный фонд занятости населения РФ. Взимание этих налогов, сборов и платежей может заменяться разделом продукции на условиях соглашения.

    С пользователей недр также взимается плата за пользование геологи­ческой информацией, если она получена за счет государственных средств.

    Государственное регулирование природопользования методом введения платежей за пользование недрами не претерпело существенных изменений и с введением нового Налогового кодекса, согласно которому плата за право пользования недрами преобразуется в налог на пользование недрами, прак­тически сохранив прежний порядок расчета. Отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы получили название «налога на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы». Порядок исчисления остался также пре­жним, но срок действия налога ограничен: он стал применяться в течение 5 лет со дня введения данного кодекса в действие. В течение этого срока став­ка налога будет ежегодно уменьшаться на 16 %. Вместо акцизов на отдель­ные виды минерального сырья введен новый налог на дополнительный до­ход от добычи углеводородов.

    Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности ак­ватории, а также с учетом инфраструктурной освоенности (наличие навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений) района работ. Плательщиками являются недропользователи дна территориального моря, осуществляющие поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользо­вание недрами в иных целях.

    Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицен­зию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, при согласовании их с природоохранными органами. Порядок и условия взи­мания данных платежей устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах терри­ториального моря (12-мильной зоны) перечисляются в региональный бюджет (60%) и федеральный (40%). Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200-миЛь-ной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.

    Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ имеют две основные разновидности: лесные подати и аренд­ная плата.

    Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи - в случае их аренды. В России в настоя­щее время преобладают среднесрочные договоры аренды на срок 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановитель-ных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата опреде­ляется на основе ставок лесных податей. При установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей), значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно Правительством РФ определяются лишь минимальные ставки этих платежей.

    Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рент^ ную природу. Они поступают в бюджеты всех уровней и используются, как это определено законодательством, для финансирования органов управле­ния лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресур­сов. Однако, поскольку законом лесным платежам не придан статус целе­вых средств, централизуемые в результате их взимания средства могут ис­пользоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного дефицита, и приводит к хроническому недофинанси­рованию лесоохранных и лесовосстановительных работ.

    Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступле­ний в бюджет платежей (налогов) за природные ресурсы. Этим целям, в частности, служит уточнение ранее применявшегося порядка платного природопользования и введения ряда новых платежей. Так, с 1995 г. в России впервые были введены платежи за животный мир (Федеральный закон «О животном мире»). Система платежей за пользование животным миром включает плату за пользование животным миром; штрафы за сверхлимит­ное и нерациональное пользование животным миром.

    Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанав­ливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и ре­гиональный (60%) бюджеты. Сбор за выдачу лицензии на пользование жи­вотным миром поступает на счет специально уполномоченных государствен­ных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

    Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным ми­ром полностью поступают в региональные бюджеты. Использование средств, поступивших в бюджеты, происходит по следующим направлениям: на реа­лизацию федеральных и территориальных программ; на мероприятия по ком­плексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредного воздействия; ведение государственного монито­ринга ресурсов животного мира; научно-исследовательские работы. Для от­дельных категорий пользователей устанавливаются льготы. Однако законо­дательно не определен конкретный экономический механизм взимания вы­шеназванных пла"тежей. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» утверждены только предельные размеры платы и только по видам животного мира, отнесенным к объектам охоты.

    В соответствии с Законом РФ «О плате за пользование водными объек­тами» (1998 г.) объектом платы в данном случае является пользование по­верхностными водными объектами, под которыми понимаются сосредото­чения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребнос­ти человеческого общества в воде. К водным объектам относятся:

    Реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водотоки и водоемы;

    Ледники и снежники;

    Гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водонос­ные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;

    Внутренние морские воды и территориальные моря РФ.

    Плата за водные ресурсы введена в целях их рационального использова­ния и взимается: : - за забор воды из водных объектов;

    За удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;

    За использование водных объектов для лесоповала, добычи полез­ных ископаемых, организации рекреации, размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудо­вания, для проведения буровых, строительных и иных работ;

    За осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

    Плательщиками данного вида платежа являются юридические лица, ко­торые непосредственно осуществляют пользование водными объектами, вла­дея сооружениями, техническими средствами или устройствами, подлежа­щими лицензированию.

    Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Правительством РФ. На их основе зако­нодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются конкретные ставки платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и т.д. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом 40 % средств от платы за пользование водными объектами (водный налог) должен посту­пать в Федеральный бюджет и 60 % - в бюджеты субъектов РФ.

    Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

    Объем воды, забранной из водного объекта в пределах установленно­го лимита;

    Объем воды, забранной из водного объекта сверх установленного лимита;

    Объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, ока­занных), при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлек­тростанций, количество вырабатываемой электроэнергии; для пла­тельщиков, осуществляющих сплав леса, объем сплавляемой без при­менения судовой тяги древесины;

    Объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты в пределах ус­тановленных лимитов.

    Платежи за забор воды из водных объектов, их использование, а также за сброс сточных вод носят воспроизводственный характер и ориентированы на финансирование мероприятий по рациональному использованию, восста­новлению и охране водных объектов. Эти платежи доводятся до плательщи­ков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми).

    При превышении этих лимитов ставки платы увеличиваются в 5 раз по срав­нению с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и эколо­гических нормативов является примером совместного использования эконо­мических и административных подходов к управлению природопользовани­ем. Такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное исполь­зование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей увеличиваются также в 5 раз.

    Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федераль­ный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 40 % и 60 % соответствен­но. Централизованные в результате этого средства не менее чем на полови­ну должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране вод­ных объектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов РФ, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полнос­тью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия. При пользовании водны­ми объектами, расположенными на территории двух и более субъектов РФ, часть суммы платы, направляемой в бюджет субъекта Федерации, вносится в бюджет субъекта РФ по месту государственной регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов РФ, на территории которых осуществляется водопользование. Доля поступлений от суммы платы в бюджет соответствующего субъекта РФ определяется бас­сейновыми соглашениями между субъектами РФ или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти этих субъектов РФ.

    Значительное место в системе платного природопользованиия должны занимать штрафы, различного рода санкции за нерациональное использова­ние природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В случае выбы­тия земель из-за их нерационального использования (несанкционированное складирование отходов, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивны­ми элементами, почворазрушающая обработка земли и т.д.), загрязнения воды и воздуха сверх допустимых нормативов при авариях и прочих подоб­ных нарушениях должны применяться жесткие санкции, включающие эко­номическую и правовую ответственность. В частности, значительным дол­жен быть размер штрафов, чтобы оказать реальное влияние на деятельность производителя.

    Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономической реформы в стране. Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по земле-обеспеченности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин также не гарантирует требуемого качества питьевой воды.

    Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального и топливно-энергетического сырья: разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 1336% общемировых; железных и никелевых руд -- 30% мировых запасов. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается. Леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты. Лесные массивы занимают 69% территории страны. Ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. Однако много древесины теряется при лесопользовании. Большие потери лесных ресурсов обусловлены низкой технической оснащенностью службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ.

    В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.

    Отметим, что термин «платежи за природные ресурсы» не совсем точно отражает экономическое содержание этих платежей, так как в соответствии с действующим законодательством это более общее понятие, включающее как налоговые платежи и сборы, так и неналоговые доходы бюджета. К первым в редакции Налогового кодекса относятся: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); водный налог; сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; земельный налог.

    Часть платежей за природные ресурсы, как мы указали выше, относится к неналоговым доходам бюджета: платежи за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесными ресурсами.

    Перечисленные налоги и сборы регламентируются НК РФ в отличие от ряда других платежей за природные ресурсы, регулируемых законодательными актами, направленными на регламентацию природных ресурсов. Поэтому в настоящей главе излагается порядок взимания как налоговых, так и неналоговых поступлений со ссылками на соответствующее законодательство.

    В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. Х» 7ФЗ, плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься за:

    • * право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;
    • * сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
    • * воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы. За период с 1994 г., когда ресурсные платежи были окончательно сформированы, их поступление в консолидированный бюджет на 2003 г. возросло более чем в 60 раз. В 2003 г. доля этих платежей составила около 13% налоговых доходов бюджета, в 2005 г. -- 19%

    В экономической науке исследовались различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размеров платы за их использование:

    • 1. Затратный метод. Оценка природных ресурсов определяется по величине расходов на их добычу, освоение или использование.
    • 2. Результативный метод. Экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурсов определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от их эксплуатации, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами.
    • 3. Затратно-ресурсный метод. При определении стоимости природных ресурсов соединяются затраты на их освоение и доход от использования.
    • 4. Рентный метод. Лучшие ресурсы (использование которых дает относительно больший доход при одинаковых затратах) получают большую стоимость; затраты на освоение ресурсов ориентированы на некий средний уровень; учитывается факт ограниченности данных природных ресурсов. При рентном подходе обоснована необходимость разделения собственника ресурсов и их пользователя для возникновения рентных платежей.
    • 5. Воспроизводственный метод. Использование каких-либо природных ресурсов должно подразумевать их восстановление. Стоимость природных ресурсов определяется как совокупность затрат, необходимых для их воспроизводства (или как компенсация потерь) за определенный период.
    • 6. Монопольно-ведомственный метод. Размер платежей за пользование природными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения специализированных федеральных служб (министерств и ведомств), в настоящее время монопольно распоряжающихся (управляющих) природными ресурсами.

    До налоговой реформы в нашей стране наибольшее распространение получили платежи в виде возмещения затрат на воспроизводство (отчисления в бюджет на возмещение затрат на геологоразведочные работы, попенная плата, плата за воду, возмещение затрат на рекультивацию земель). Методы определения размеров действовавших платежей были несовершенны. Так, отчисления на геологоразведочные работы не покрывали фактических расходов на их проведение; плата за древесину, отпускаемую на корню, не возмещала расходов лесного хозяйства на лесовосстановление.

    Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов:

    • * Платы за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных ископаемых, используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями, и результатом является получение сверхприбыли. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только по этой причине должен быть изъят. Такая мера может повысить экономическую заинтересованность предприятия в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий.
    • * Платы за воспроизводство и охрану природных ресурсов (возмещение затрат на воспроизводство соответствующих ресурсов), которая представляет собой оплачиваемые предприятиями расходы специализируемых предприятий и организаций на восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность.
    • * Штрафных платежей за сверхлимитное использование природных ресурсов. В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет, включающая в себя: платежи за пользование недрами, плату за загрязнение окружающей среды, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, водный налог, земельный налог, плату за лесопользование.

    В соответствии с экологической доктриной Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225р, одним из основных направлений государственной политики является переход в сфере природопользования к системе рентных платежей. Однако следует признать, что действующие в настоящем виде платежи за пользование природными ресурсами уже в определенной степени имеют рентный характер, так как размер ставок платежей дифференцирован с учетом различных факторов, в том числе природных. Это относится, в частности, к ставкам лесных податей, водному налогу, земельному налогу. При этом проблема изъятия рентной составляющей остается до конца не решенной. Особо остро стоит вопрос об изъятии рентных доходов (сверхприбыли) при налогообложении добычи нефти.

    В структуре ресурсных платежей России налог на добычу полезных ископаемых имеет наибольший вес -- 56,7%, в то время как земельный налог -- 8,7%, доля остальных платежей незначительна. Рентные платежи яв.1яются основой формирования государственных доходов Норвегии, Венесуэлы, арабских стран, бюджетов ряда штатов и территорий США, Канады. До 95% сверхприбыли при добыче нефти изымается в Англии, до 90% -- в арабских странах, в Норвегии. Очевидно, и в условиях нашей страны объективной необходимостью является совершенствование рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами.

    Введение

    1 Сущность системы платежей за природные ресурсы

    2 Виды платежей за природные ресурсы

    3 Система платежей за пользование природными ресурсами

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение

    Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования. Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.

    Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.

    Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов.

    При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

    За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета. В чем причина низких платежей за природные ресурсы? Или неэффективен механизм сбора таких платежей?

    Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Но как этого добиться?

    Итак, цель данной контрольной работы – рассмотреть систему платежей за природные ресурсы в России.

    1 Сущность системы платежей за природные ресурсы

    Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки – субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.

    Система платежей за природные ресурсы - это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

    Плата за природные ресурсы - это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся совокупность природных ресурсов делится на три группы:

    1) Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.

    2) Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

    3) Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:

    1) Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;

    2) Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;

    3) Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены "первичного" природного ресурса.

    Принцип "платности использования ресурсов" был закреплен как основополагающий в Законе "Об охране окружающей природной среды" в 1991 году. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:

    · Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

    · Улучшение охраны окружающей среды;

    · Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

    · Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

    2 Виды платежей за природные ресурсы

    Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м³ воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий - нарушителей.

    Согласно Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" плата за природные богатства (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) в общем виде взимается:

    · За право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    · За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    · На воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    Плательщиками являются предприятия, объединения и организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

    Плата за пользование природным ресурсом - это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.

    В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: "Об основах налоговой системы в РФ", 1991 г.; "О плате за землю", 1991 г.; "Об охране окружающей среды", 1991 г.; "Об акцизах", 1991 г.; "Земельный кодекс", 1991 г.; "О недрах", 1992 г.; О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах", 1995 г.; "О животном мире", 1995 г.; "О соглашениях о разделе продукции", 1995 г.; "Водный кодекс РФ", 1995 г.; "Лесной кодекс РФ", 1997 г.

    Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

    Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов - это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. В настоящее время этот вид платежей установлен только по недрам. При определении размеров этого вида платежей учитывают: затраты за воспроизводство природного ресурса; система контроля состояния природного ресурса; особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

    3 Система платежей за пользование природными ресурсами

    Платежи за основные виды природных ресурсов подразделяются на следующие:

    · Плата за землю

    · Система платежей при пользовании недрами

    · Плата за воду

    · Плата за лесные ресурсы

    · Плата за ресурсы животного мира

    Плата за землю регулируется Законом РФ "О плате за землю", а также другими нормативно-законодательными документами. Плата за землю взимается с целью стимулирования рационального использования земли; охраны и освоения новых земель; повышения плодородия почвы; выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

    Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда, т.е. земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формами платы за землю являются:

    1) Земельный налог;

    2) Арендная плата;

    3) Нормативная цена земли.

    Земельный налог - это плата за право пользования земельным участком. Земельный налог введен 1января 19992 года. Плательщиками земельного налога являются юридические лица, в т.ч. иностранные, и граждане, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель. Величина земельного налога зависит от вида земель. Существуют: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и др.; земли природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного и водного фондов и земли запаса. В основе дифференциации средних размеров налога за земли сельскохозяйственного назначения лежат материалы кадастровой оценки земель по группам почв пашни, а также по видам и подвидам сельскохозяйственных угодий (сенокосам, пастбищам и многолетним насаждениям).

    Арендная плата - это плата взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Арендная плата является формой реализации права собственника земельного участка на получение рентного дохода, образующегося при использовании данного участка земли, а также формой финансового обеспечения натурального или экономического воспроизводства сдаваемого в аренду земельного участка. Величина арендной платы базируется на нормативах земельного налога. Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются на основе арендного договора. Арендная плата может быть установлена в денежной и натуральной форме.

    Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.

    Россия обладает уникальными богатствами созданными самой природой, и эти богатства её земли. На всемирной выставке в Париже наши земли богатые чернозёмом были признаны эталоном почвы.

    Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли. Известный русский и советский геолог академик А. П. Карпинский говорил, что нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна.

    Основой водных ресурсов России является речной сток, составляющий в среднем по водности года 4262 км 3 , из которых около 90% приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов. На бассейны Каспийского и Азовского морей, где проживает свыше 80% населения России и сосредоточен ее основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал, приходится менее 8% общего объема речного стока.

    Без воды не может жить человек. Вода – один из важнейших факторов, определяющих размещение производительных сил, а очень часто и средство производства. Увеличение расходования воды промышленностью связано не только с ее быстрым развитием, но и с увеличением расхода воды на единицу продукции. Например, на производство 1 т хлопчатобумажной ткани фабрики расходуют 250 м 3 воды. Много воды требуется химической промышленности. Так, на производство 1 т аммиака затрачивается около 1000 м 3 воды.

    Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

    Так, в соответствии с Водным кодексом РФ (ст. 123) система платежей, связанных с использованием водных объектов, включает:

    Плату за пользование водными объектами (водный налог);

    Плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

    Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств. Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий. При исчислении платы за использование природных ресурсов следует рассматривать два принципа экономической оценки ресурсов.

    Первый - это "затратный принцип", когда величина оценки природных ресурсов связывается с общественно необходимыми затратами на их выявление, освоение и воспроизводство. Наиболее последовательно затратная концепция была сформирована академиком С.Г.Струмилиным, по выражению которого освоенные блага природы приобретают цену своего освоения, а эти цены вполне определяются общественной стоимостью затрат по освоению таких благ.

    Эта концепция основывается на том очевидном факте, что в настоящее время практически нет природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот без предшествующих этому затрат. Однако она обладает рядом недостатков, делающих ее неприменимой для определения цены природных ресурсов. Во-первых, получаемая величина выражает их стоимость уже после приложения к ним определенных трудозатрат, без учета стоимости природных ресурсов, пребывающих в естественном состоянии. Во-вторых, затраты на освоение и охрану экономически менее эффективного природного ресурса (низкокачественного, труднодоступного), как правило, больше, чем на более эффективные. Таким образом получается, что объект, обладающий большей потребительной стоимостью, имеет меньшую цену. А ведь это явное противоречие. И в-третьих, управляющая роль цены заключается в том, чтобы оценить величину общественно оправданных затрат на вовлечение природного ресурса в хозяйственный оборот или расширение его эксплуатации. Согласно же "затратному" принципу цена будет определяться по затратам и тем самым оправдываются любые, даже самые неэффективные вложения в его освоение и охрану.

    Альтернативой затратной концепции является "результативный принцип" определения цены природных ресурсов, которая определяется экономическим эффектом от их использования, безотносительно к прошлым затратам на освоение этих ресурсов, что в конечном итоге, является признанием дифференциальной ренты как основы экономических оценок. Рассмотрим несколько методик оценок.

    Самой простой является оценка природного ресурса по получаемому от его эксплуатации валовому доходу. Такой подход отвергается уже потому, что получаемый доход в подавляющем большинстве случаев является результатом не только производственных сил природы, но и значительных затрат живого и общественного труда.

    Этого недостатка лишена оценка природного ресурса по приносимому им чистому доходу. Но его величина зависит от субъективного фактора - уровня организации производства и предприятия. Поэтому в качестве оценочного показателя стали использовать нормативный чистый доход, который определяется не по фактически полученному предприятием, а по возможному при нормальной организации производственной деятельности. Взаимные платы за природные ресурсы по рассчитанной таким образом цене материально стимулируют предприятие оптимизировать их эксплуатацию, так как любая организация эксплуатации, менее рациональная, чем нормальная, будет для него убыточной, а лучшая - прибыльной.

    Однако оптимальный способ производства для одного предприятия не является оптимальным для всей отрасли. Ведь интенсивность эксплуатации разно продуктивных и различно расположенных природных ресурсов будет всегда неодинакова. Эксплуатация природных ресурсов с меньшей интенсивностью, чем нужно, вызывает нерациональность в природоэксплуатирующих (нефтяной, газовой и др.) отраслях. А рассматриваемый платеж не только не оптимизирует эксплуатацию природных ресурсов , но, наоборот, блокирует любую попытку перераспределения ресурсов между природоэксплуатирующими предприятиями вследствие не заинтересованности в нем предприятий. Исходя из изложенного следует считать неправомерным принятие нормативного чистого дохода в качестве цены за природные ресурсы.

    При определении экономической оценки и платы за природные ресурсы необходимо учитывать, что любой единичный природный ресурс в процессе эксплуатации функционирует с другими средствами производства, причем его продуктивность (и следовательно, цена) зависит от выбранного способа эксплуатации. В то же время выбор способа эксплуатации природного ресурса зависит не только от характеристик его естественной продуктивности, но и от ряда социально-экономических условий: расположения ресурсов относительно пунктов потребления, допустимости его для техники, социальных требований, предъявляемых к режиму использования занимаемой им территории. Именно поэтому одинаковые по естественной продуктивности единичные природные ресурсы могут иметь различную цену, находясь в различных социально-экономических условиях эксплуатации.

    Следовательно, возможна только комплексная экономическая оценка природных ресурсов с учетом их эксплуатации. Определение цены природного ресурса и выбор способа его эксплуатации должны происходить одновременно. Объектом экономической оценки является сочетание единичных природных ресурсов, объединенное совместным способом эксплуатации. Оценка месторождения полезного ископаемого должна производиться как с экономической, так и с природоохранной точек зрения. Это ставит дополнительные требования к выбору оптимального критерия оценки месторождения. Оптимальный критерий должен учитывать все возможные природоохранные затраты и потери, возникающие в разных отраслях народного хозяйства в результате воздействия добывающего предприятия на окружающую среду. Экономический ущерб возникает от загрязнения окружающей среды, от разрушения и снижения плодородия почв, природного ландшафта, ухудшения качества ресурсов недр. Учет наносимого окружающей среде ущерба необходимо производить при определении платы за природные ресурсы.

    Любое предприятие обязано реализовать (использовать) предоставляемые в его распоряжения обществом производственные и природные ресурсы на уровне не ниже народнохозяйственной нормы рентабельности. Обеспечение народнохозяйственной нормы рентабельности по каждому виду привлекаемых ресурсов дает возможность окупить материальные затраты и образовать фонд заработной платы, внести первоочередные платежи в бюджет, плату за природные ресурсы . В народном хозяйстве сложился специфический механизм изъятия дифференциальной ренты, основанный на системе расчетных цен и своеобразных методах распределения и использования реализованного чистого дохода. Вместе с тем, в современных условиях возникает необходимость совершенствования способов изъятия дифференциальной ренты. При этом стоит задача превратить эту часть прибыли из пассивной формы изъятия в бюджет в активную. И здесь, прежде всего, возникает вопрос о методологических основах и критериях определения размеров дифференциальной ренты. Но действующий механизм перераспределения рентных доходов не позволяет определить дифференциальную ренту от использования данного природного ресурса в суммарном выражении, так как исходит из существования нескольких уровней необходимых затрат. Недостаточная действенность механизма изъятия дифференциальной ренты углубляется недостатками и объективной ограниченностью расчетных цен, основывающихся на индивидуальных издержках предприятий. Требуется принципиально новый подход к системе платежей за природные ресурсы . Во-первых, необходимо, отказаться от расчета платежей за ресурсы, исходя из абсолютных объемных показателей (массы прибыли), что превращает их формальную форму изъятия части чистого дохода предприятия в бюджет. Объективная основа для установления нормативов платежей - исключительно эффективность ресурсов. Во-вторых, по мере создания объективных экономических условий нужно переходить к усредненным и единым нормативам, причем критерием усреднения будет не доход предприятия, а эффективность ресурсов. Нормативы должны устанавливаться в расчете на единицу расходуемого ресурса: 1 га отведенной в пользование территории; 1 куб.м забираемой из водохозяйственной системы; 1 т погашенных запасов полезного ископаемого, и дифференцируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий их эксплуатации.

    Рыночный механизм не в состоянии сам по себе обеспечить наиболее рациональные связи без соответствующего государственного регулирования, осуществляемого при помощи геолого-экономической оценки месторождений. Сегодня ГЭО предусматривают не только многовариантные оптимизационные расчеты по технологическим цепочкам от недр до конечных продуктов, но и разработку по результатам оценки таких ценовых нормативов - равновесных взаимовыгодных договорных цен на промежуточные сырьевые продукты, которые как раз и будут служить укреплению и стабилизации экономических связей между недропользователями, включая и переработчиков добытого сырья.

    Таким образом ГЭО, являясь неотъемлемой частью процесса недропользования, начиная от поисков и кончая эксплуатацией, представляет собой универсальный инструментарий в деле рациональной, комплексной и экономически эффективной разработки месторождений полезных ископаемых.

    В России за использование земли приходится платить хоть и не много но надо. Поэтому действующее законодательство определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

    Так как Россия перешла на качественно новые отношения, мы бы их назвали даже капиталистическими, то изменились и земельные отношения и появились различные нововведения в них. Одно из них - плата за землю. Цель введения платы за землю оправдана, это и стимулирование рационального использования земли, и неко­торые развития населенных пунктов, и, наконец, создание специальных фондов для финансирования мероприятий по повышению плодородия земли и другие мероприя­тия.

    Рассмотрение такого вопроса как плата за землю можно начать с земельного на­лога и арендной платы как наиболее часто встречающиеся в земельных отношениях. Земельный налог это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить (уплачи­вать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные уча­стки которые находятся в аренде.

    Хотелось бы отметить один факт, что предприятия, объединения, организации и учреждения, а также другие субъекты земельных правоотношений должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу площади в расчёте за год, и этот размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельно­сти. Это является большим упущением и здесь нужен другой подход. Например лучше было бы проанализировать эту хозяйственную деятельность и в определенные мо­менты этой деятельности взять и ослабить эту плату или же наоборот прижать то или иное предприятие увеличенным налогом (например, установить некий процент от повышенного дохода того или иного предприятия). Но вот такой момент, пересмотр ставки земельного налога все таки осуществляется компетентными органами в незави­симости от условий хозяйствования, это и повышение инфляции и изменения среднего размера заработной платы, а также некоторые другие.

    Земельным налогом и арендной платой облагаются практически все земельные участки, находящиеся как в аренде так и собственности у граждан и юридических лиц. Это и сельскохозяйственные угодья, земельные участки, наделы и участки для жилищ­ного и дачного строительства. Но не имеет смысла перечислять здесь их все, так как исчерпывающий список можно найти в действующем законодательстве.

    Как выше было отмечено земельный налог взимается с общей площади и не важно занята ли земля какими либо постройками или нет. А вот такой вопрос, как взимание платы за землю с нескольких пользователей или собственников на мой взгляд урегулирован в достаточной степени. Так, например, за земли находящиеся в раздельном пользовании у нескольких граждан или юридических лиц земельный налог начисляется каждому в отдельности в пропорции той площади, которая находится в пользовании у каждого их них. Но если земля находится в общей собственности нескольких лиц, будь то граждане или юридические лица, то земельный налог начисляется каждому из собственников отдельно, но уже соразмерно их доли на эту площадь.

    Сейчас не для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом экологиче­ском положении и это прослеживается практически во всех странах. И тут особую роль играет плата за землю, имеется в виду та ее часть, которая идет в бюджет страны. Оче­виден также и тот факт, что на финансирование различных мероприятий по землеуст­ройству нужны деньги. А средства на эти нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще, так как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой то в ближайшее время можно с уверенностью ска­зать, что земельная отрасль сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться.

    Теперь можно коснуться такого вопроса как нормативная цена земли. Эта тема самая продуманная и доработанная в институте «плата за землю». Если обратиться к действующему законодательству то там мы найдем определение нормативной цены земли, «это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости».

    Можно сказать, что нормативная цена земли в современном законодательстве появилась благодаря тому, что разрешили продавать землю в собственность. Но ее нельзя рассматривать, как самостоятельный институт, так как она теснейшим образом связана с земельным налогом. Такой вывод можно сделать даже исходя из того, что нормативная цена земли определяется на основании ставки земельного налога умно­женной в 200 раз и умноженную на единицу площади соответствующего земельного участка. Переход нашего государства по сути дела на капиталистический уклад жизни и рыночную экономику должен придать особую окраску нормативной цены земли и понадобиться введение новых, особых коэффициентов или процентных ставок при продаже земли и определении ее цены. Например: при продаже земельного участка разным слоям населения (с разным достатком и разным социальным статусом) цена на один и тот же участок может быть разной или по целевому назначению, фермеру одна цена, дачнику другая, а строителю третья. Сейчас в законодательстве применяются аналогичные коэффициенты по таким критериям, как социальный статус города или наличие курорта в данной местности.

    Подводя черту по этим вопросом хотелось бы сказать, что плата за землю и ее компоненты: арендная плата, земельный налог и нормативная цена земли являются и экономическим стимулом и гарантом существования и развития землепользования и мероприятий с этим связанных.


    Список используемой литературы.

    1. Конституция Российской Федерации.

    4. Постановление Правительства Российской Федерации “ О порядке определения нормативной цены земли “ от 3 ноября 1994 года.

    5. Сборник нормативных актов по экологическому праву М. 1997

    6. В.В.Петров “ Земельное право России “ изд.1995 года.

    7. Б.В.Ероофеев “ Земельное право России (общая часть) “изд. 1994 года.

    8. Учебник “ Сельскохозяйственное, природноресурсовое законодательство и правовая охрана природы “ изд. 1990 года.

    с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.