Отрасли специализации европы. Промышленность: главные отрасли. Главные политические и экономические союзы

«Лицо» зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение-- ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации.

В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения -- район Бирмингема, текстильного машиностроения -- район Манчестера, судостроения -- район Глазго.

Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы -- столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны.

Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира -- ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики -- особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии -- оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80 (см. рисунок 51). На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС -- 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии -- 11 млрд. кВт ч в год.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, -- ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината -- «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.

Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность -- более 10 млн. т стали в год.

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии -- алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше , Югославии.

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

Один из наиболее густонаселенных и экономически освоенных регионов мира. На ее сравнительно небольшой территории (5,1 млн кв. км ) живет более 500 млн человек , или около 9% населения мира. Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

Выгодное экономико - географическое положение (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);

Хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность населения Зарубежной Европы 100 человек на 1 кв. км., велик приток иммигрантов из других регионов мира);

Благоприятные природные условия (компактность территории, расчлененность береговой линии морями и заливами, преобладающий равнинный рельеф, морской, умеренно континентальный и субтропический климат);

Высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);

Развитие интеграционных процессов между странами региона (интеграционные процессы привели к формированию в рамках 27 государств - членов ЕС и ЕАСТ Европейского экономического пространства, в пределах которого установлены свобода движения товаров, услуг, капитала, людей, единая денежная система и ряд других благоприятных условий для функционирования экономики).

Зарубежную Европу образуют 40 суверенных государств.

В социально - экономическом отношении государства Зарубежной Европы делятся на экономически развитые страны и страны с переходной экономикой . Государства Западной Европы (всего 24 страны с населением около 370 млн человек) по величине ВВП на душу населения относятся к числу ведущих в мире (занимают среди стран мира места со 2-го по 44-е). Особенно высоким уровнем экономического развития отличаются ФРГ , Франция , Италия и Великобритания , по мировой классификации - крупные промышленно развитые страны (входят в "большую семерку" стран мира). Прочие государства Западной Европы относятся к малым промышленно развитым странам мира. Страны Восточной Европы (всего 16 стран с населением более 130 млн человек) осуществляют переход от цетрализованно планируемой экономики к рыночной системе хозяйства. Среднедушевой ВВП в странах Восточной Европы в два-три раза меньше, чем в странах Западной Европы.

Существенны различия между странами региона в структуре и специализации хозяйства. Например, в экономике ФРГ и Великобритании резко преобладает промышленность, в Италии, Греции и Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, а в Монако, Сан-Марино, Андорре и Лихтенштейне доминирует сфера услуг.

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Господствующая религия - христианство. Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занята в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы). Размещение населения определяется в основном географией городов (уровень урбанизации в странах региона 70-90%).

Природно - ресурсные предпосылки развития, ведущие отрасли промышленности.

Природные ресурсы Зарубежной Европы довольно разнообразны, но запасы многих из них невелики.

Большое хозяйственное значение имеют нефть и природный газ (Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Румыния), каменный и бурый уголь (Рурский и Саарский бассейны в ФРГ, Верхне-Силезский в Польше, Северо-Чешский и Остравско-Кавринский в Чехии), железные руды (Лотарингский бассейн во Франции и бассейн Кируна в Швеции), бокситы (Греция, Франция, Венгрия), свинцово -цинковые (Ирландия, ФРГ, Италия), медные (ФРГ), и урановые (Франция, ФРГ, Швеция) руды , калийные соли (Франция, ФРГ, Польша).

Велики запасы ценных строительных материалов : гранитов и кварцитов (Финляндия, Швеция), мрамора (Италия, Греция), древесины ценных хвойных пород (страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и Финляндия).

В целом, Зарубежная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем другие крупные регионы мира. Это обстоятельство обусловливает зависимость промышленности от импорта минерального сырья.

Зарубежная Европа импортирует около половины энергоносителей и большое количество других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - промышленность . Ведущая отрасль промышленности - машиностроение. Зарубежная Европа - родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты переработки нефти, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - металлургическая . Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная - также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность , ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в своем регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства.

Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои портебности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства . Растениеводство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Великобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака , орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства . Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сельскохозяйственной специализации .

Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной , Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве. В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры.

Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.

Транспорт . Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Стокгольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др.), велико значение внутренних водных путей (особенно выделяются реки Рейн и Дунай). Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София -Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж - Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон - Париж - Марсель, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины. Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого составляет 250 - 300 млн тонн в год.

В сложившемся мировом хозяйстве занимает важные позиции. Скопление крупных промышленных центров в определенных регионах составляет территориальную структуру мировой промышленности. Именно одним из таких важных центров и является европейский регион.

Высокие показатели ВВП, развитие новейших отраслей производства, внедрение последних научных достижений и др. показатели характеризуют европейское производство.

Европейский регион в международном разделении трудаВ международном географическом разделении труда Европа всегда определялась развитием промышленности. В регионе производятся металлообрабатывающие станки, автомобили, промышленные роботы, точные приборы, нефтепродукты, химические волокна и многое другое. Следует заметить, что ведущая отрасль европейского производства – машиностроение (Европа является его родиной). В машиностроении доминирует производство автомобилей. Помимо прочего, современная промышленность Европы имеет развитую инфраструктуру, широкую научную базу и тяготеет к крупным городам.

У каждой страны региона имеются свои особенности ориентации в производстве. Например, Великобритания известна судостроением, авиаракетно – космической промышленностью и т.д. Второй по значимости отраслью в регионе является химическая промышленность. Крупнейшие не только в Европе, но и в мире нефтехимические производства сформировались в Германии, Болгарии, Польше и др. Активно развивается и топливно – энергетическое хозяйство. Ведущее место в данной отрасли занимают нефть и природный газ. Традиционную отрасль европейского региона составляет металлургическая промышленность.

В основном, черная металлургия развивается в странах, которые обладают металлургическим топливом и сырьем. Среди этих стран можно назвать ФРГ, Чехию, Великобританию и др. Однако если раньше строились крупные комбинаты, то на данный момент все чаще отдается предпочтение мини - заводам. Металлургическая промышленность Европы развивается как за счет местных ресурсов, так и импортируемых. В цветной металлургии ключевые позиции занимают алюминиевая и медная. Страны, располагающие бокситами, такие как: Франция, Италия, Румыния и т.д. специализируются на производстве алюминия. Медная промышленность развивается в таких странах как Италия, Бельгия и др. Для региона характерно также развитие лесной и легкой промышленности. Финляндию и Швецию даже называют «лесным цехом» Европы.

Развитие же легкой промышленности несколько замедлилось и сместилось в Южную Европу. Это связано с тем, что там более дешевая рабочая сила, чем в Западно – Европейских государствах. Ведущее место в данной отрасли принадлежит Португалии, которую именуют «швейной фабрикой» региона. Во многих странах Европы развивается малый бизнес в производстве, например, мебели, изделий из стекла, игрушек и т.д.Следует заметить, что бурное развитие промышленности оказывает отрицательное влияние на экологию. Но все европейские страны проводят соответствующую экологическую политику и принимаются все необходимые меры с целью защиты и охраны окружающей среды.

Промышленность является основой хозяйства региона. Долгое время она развивалась на базе собственного сырья, но в последнее время вполне переориентирована на импортную. Сконцентрирована преимущественно в трех крупнейших

странах - ФРГ, Франции и Великобритании (более 80% стоимости продукции). По территориальной концентрацией рабочей силы и производства много промышленных районов этих стран совпадают с городскими агломерациями, принадлежат к крупнейшим в мире: Рурский район и долина Рейна в ФРГ, районы Центральной Англии и ее юго-востока, Парижский и северофранцузскую районы. Но и другие страны региона играют заметную роль в производстве Европы. Их промышленные районы, которые охватывают прежде всю территорию Бельгии, Нидерландов и Люксембурга также имеют сложную структуру и высокий уровень развития.

В структуре промышленности всех стран Западной Европы преобладают обрабатывающие отрасли.

Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический баланс Западной Европы являются преимущественно нефтегазовым. Вместе с традиционным добычей угля здесь ежегодно добывают до 200 млрд. кубометров природного газа и 90 млн. тонн нефти. Во Франции добывают уран (U3O8) - 1734 тонны ежегодно.

Суммарное производство электроэнергии в западноевропейских странах составляет 1792,3 млрд. кВт электроэнергии. Большая роль ТЭС в ФРГ и Бельгии, где они расположены преимущественно в городских агломерациях. Значение АЭС важное во Франции, где 59 реакторов (мощность 60 млн. кВт) производят 78% электроэнергии в стране и на них приходится 1/3 всех западноевропейских АЭС, в Бельгии (7 атомных реакторов производят 56% электроэнергии), ФРГ (17 атомных блоков, на которые приходится 31% электроэнергии) и Великобритании (23 реакторы - 20% электроэнергии).

Значительная доля ГЭС в производстве электроэнергии в Швейцарии (почти 60%), Франции, Австрии. Во Франции в 1966 году построена первая в мире приливную электростанцию мощностью 240 МВт в устье реки Ранс. Крупнейшие энергетические компании региона - "Бритиш Петролеум" и "Рургаз".

Металлургический комплекс региона сегодня работает целиком на импортной руде из Африки, Австралии и Америки. Крупнейшими производителями черных металлов является ФРГ (Рур, Саар), Бельгия ("Черная Бельгия" - район Льежа, Шарлеруа), Франция (Лотарингия), Люксембург (юго-запад - "стальной карлик" или "стальное герцогство" занимает первое место в мире по количеством выплавленной стали на душу населения - более 10 тонн). Объединение единой компании Люксембурга "Арбед" с французской группой "Юзинор-Сасилор" привело к созданию в 2001 году крупнейшего сталелитейного предприятия мира с производственными мощностями более 50 млн. тонн стали в год.

Значительные производители цветных металлов: алюминия - Великобритания, Франция; меди, олова, цинка - ФРГ, Великобритания, Франция, Бельгия; свинца - Великобритания.

Машиностроение. Оно остается ведущей отраслью промышленности Западной Европы. Вместе взятые страны региона имеют самый широкий ассортимент машиностроительной продукции в мире. Высокий уровень развития этой отрасли, широкий профиль и наибольший экспорт ее продукции характерны для Германии, Франции, Великобритании.

Предприятия машиностроения в Западной Европе расположены повсеместно. Больше они тяготеют к высокоразвитых районов, крупных городов и городских агломераций. Это обусловлено сконцентрованистю там квалифицированных кадров, научных центров, наличием развитой инфраструктуры. В машиностроении занято более 30% трудовых ресурсов региона.

В Западной Европе развиты практически все отрасли машиностроения (их примерно 120). Автомобилестроение: в ФРГ (концерны "Фольксваген", "Даймлер-Крайслер", "БМВ" и другие), где выпускают ежегодно 5,75 млн. автомобилей, в том числе 5,2 млн. легковых; Франции ("Рено", " Пежо "," Ситроен ") - 3,6 млн. автомобилей, из которых 3,2 млн - легковые; в Великобритании компания" Бритиш Лейланд "и другие выпускают 1,8 млн. автомобилей.

Судостроение высокого уровня достигло в ФРГ (экспортная ориентация), Великобритании и Нидерландах. Европейские судостроительные компании отказались от производства массовых серийных судов и производят преимущественно специализированные суда.

Электротехника развита в ФРГ (фирмы "Бош" и "Сименс"), на которую приходится 13% производства электроприборов мира, а также в Нидерландах ("Филипс" - телевизоры, радио), Франции ("Кефаль", "Мулинекс" - бытовая техника). Швейцария - один из главных мировых производителей высококачественных часов. Аэрокосмическая промышленность (межгосударственная компания "Аэробус") производит военные и гражданские самолеты и вертолеты.

Химическая промышленность. Западная Европа сохранила свои позиции в производстве классических видов продукции, которое базируется на местном сырье и отходах других отраслей. На страны региона приходится до 1/3 мирового химического производства, а ФРГ и Франция входят в тройку мировых химических лидеров.

Четко очерченная специализация стран по выпуску определенной химической продукции:

ФРГ - красители, пластмассы, продукция нефтехимии, медикаменты (занимает второе место в мире). Крупнейшие концерны: БПСФ, "Байер", "Хьохст", Феба. Город Людвигсхафен является "химической столицей" ФРГ и всей Европы;

Франция - красители, химические волокна, синтетический каучук, пластмассы, парфюмерия. Крупнейший концерн страны - "Рон-Пуленк" (Лион);

Швейцария - фармацевтика - концерны "Сиба-Гейг" и "Сандов" (Базель)

Медицинская промышленность. Все страны выпускают участниками диагностические и лечебные приборы для медицины, медицинские инструменты, а Лихтенштейн дает половину мирового производства фарфоровых зубов и зубных протезов.

Деревообрабатывающая промышленность. Эта отрасль функционирует во всех странах региона, но все больше ориентируется на импортное сырье. Наибольшие объемы производства продукции этой отрасли - в ФРГ, Франции и Австрии.

Легкая промышленность. Развиты почти все ее отрасли, но некоторые из них (особенно текстильная и швейная) испытывают острую конкуренцию со стороны развивающихся стран, где за такого же качества изделий цена ниже. Много значительных швейных концернов имеют свои филиалы в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Однако во многих "специфических" отраслях легкой промышленности Западная Европа является мировым лидером:

Изделия "высокой моды" и галантереи - Франция;

Обувная промышленность - ФРГ;

Меховая промышленность - ФРГ;

Ковровая промышленность - Бельгия;

Игрушечная промышленность - ФРГ (Бавария, Баден-Вюртемберг).

Пищевая промышленность в регионе хорошо развита. Страны региона являются одними из крупнейших производителей пищевых продуктов. Здесь получили развитие:

Мясопереработка - ФРГ, Франция, Великобритания;

Молочная промышленность - ФРГ, Швейцария (концерн "неустойчивые"), Австрия, Нидерланды, Франция (второе место в мире по производству сливочного масла);

Сыроварения - Франция (более 300 сортов сыров), Швейцария, Нидерланды (голландский сыр);

Масляная промышленность - Франция (подсолнечное масло);

Виноделие - Франция (известная марочными винами: шампанское, бордоское, Анжуйский, бургундское, кагор, коньяк, которых всего изготавливают 5,5 млн. тонн ежегодно; делит с Италией первое место в мире по объему их производства), ФРГ (мозельские вина) ;

Пивоварение - ФРГ (114 млн галлонов (431 млн. литров) ежегодно), Австрия, Нидерланды, Ирландия, Великобритания;

Табачная промышленность - ФРГ (205 млн. штук табачных изделий - первое место в Европе).

Промышленная продукция стран Западной Европы отличается высокой конкурентоспособностью, что обусловлено применением при ее изготовлении как новейших, так и традиционных технологий.

Общая характеристика хозяйства

Европа – регион с высоким общим уровнем развития экономики. Но государства отличаются между собой как по уровню экономического развития, так и по структуре хозяйственного комплекса.

Замечание 1

В общей структуре европейской экономики преобладают промышленность и сфера услуг. В промышленности лидируют обрабатывающие отрасли. первенство занимают электроэнергетика, наукоемкое машиностроение и химическая промышленность – авангардная тройка НТР. Но в хозяйстве таких стран, как Франция, Дания, Нидерланды сельское хозяйство высокоинтенсивное, высокотоварное, и играет важную роль в АПК страны. Западная Европа – крупнейший мировой финансовый центр. Финансовыми столицами считаются города Цюрих (Швейцария), Франкфурт-на-Майне (ФРГ), Лондон (Великобритания).

Европейские государства очень отличаются по прибыли на душу населения. Самые высокие показатели – у Люксембурга и Швейцарии, а наименьшие – у Молдовы.

Промышленность Европы сформировалась под влиянием трех основных факторов:

  • природно-ресурсного,
  • транспортного,
  • трудовых ресурсов.

На современное развитие промышленности большое влияние оказывает НТР.

Топливно-энергетический комплекс

На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Исландия использует внутреннюю энергию подземных недр. Но большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки, России.

Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счет ГЭС. Также много ГЭС сооружено в районах Альп, Пиренеев, Балкан.

Машиностроение

Машиностроение является основной отраслью промышленности стран Западной Европы. Развитие отрасли ориентируется на высококвалифицированные трудовые ресурсы, научную базу и развитую транспортную сеть. Лидируют в машиностроении:

  • Франция,
  • Великобритания,
  • Нидерланды.

Замечание 2

Основной отраслью машиностроения является автомобилестроение (особенно выпуск легковых автомобилей). Самые известные производители автомобилей – Германия («Фольксваген», «БМВ», «Опель»), Франция («Рено», «Ситроен», «Пежо»), Италия («Фиат», «Альфа-Ромео», Феррари»), Швеция («Вольво»).

Грузовые автомобили производятся на заводах Чехии, Беларуси, Болгарии, Румынии. Автобусы выпускаются в Швеции, Венгрии. Важной отраслью современного машиностроения является авиастроение. Оно развито в Великобритании, Франции, Украине. Производством морских судов славятся ФРГ, Швеция, Финляндия, Польша.

Металлургия

Европейская металлургия сформировалась еще в конце $XVIII$ века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьем машиностроение.

На собственном сырье развивается черная металлургия Германии, Великобритании, Франции, Польши, Швеции, Украины. Во второй половине $ХХ $ века такие страны как Италия, Нидерланды, Германия, Франция переориентировали свое производство на более дешевое импортное сырье.

Цветная металлургия представлена выплавкой алюминия и меди. Алюминий добывают на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Греции, Венгрии. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии. Производство меди сосредоточено в Германии, Бельгии и Польше.

Химическая промышленность

Химическая промышленность стран Европы развивается на базе как собственного, так и импортного сырья (уголь, нефть, газ). Поэтому предприятия размещены как в районах добычи сырья, так и на побережье.

  1. Химия органического синтеза и полимеров, нефтехимия развиты во Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании.
  2. Минеральные удобрения производят на заводах Беларуси, Украины, Франции, Германии.
  3. Традиционной для Европы стала фармацевтическая промышленность. Всемирную известность приобрели фармацевтические фирмы Швеции, Швейцарии, Германии, Болгарии.

Легкая промышленность

Лесная промышленность развивается в лесоизбыточных регионах Европы. Таковыми являются Швеция, Финляндия, Беларусь. Главной отраслью здесь является целлюлозно-бумажная промышленность. Мебельная промышленность развита повсюду. Она ориентируется на потребителя и квалифицированные кадры.

Пищевая промышленность

Для некоторых стран Европы пищевая промышленность является не только традиционной, но и отраслью специализации в географическом разделении труда. Виноделием славятся Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Болгария, пивоварением – Германия и Чехия. Швейцарский шоколад считается самым лучшим в мире. Нидерланды, Франция, Швейцария и Италия – известные производители сыров, а Исландия, страны Балтии – рыбных консервов.

Подводя итог, можно сказать, что европейская промышленность в условиях интеграции способна существенно «выровнять» уровень развития отдельных стран и способствовать процветанию региона в целом.