Особенности эгп стран зарубежной европы. Экономико-географическая характеристика региона зарубежной европы

Большая административная карта Европы.

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.
1) ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
- соседским положением этих стран по отношению друг к другу;
- приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей.
2) География природных ресурсов:

Карта промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные;

Гидроэнергетические ресурсы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

3) География и характеристики населения:

Зарубежная Европа является главным мировым очагомтрудовой иммиграции;

Подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье;

Уровень урбанизации один из самых высоких в мире.

2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Европа - один из наиболее густо населенных регионов мира м населением свыше 100 человек на 1 кв.км. Размещение населения, прежде всего определяется географическим положением городов. В Зарубежной Европе преобладает западноевропейский тип города. Экономическую мощь региона составляют в первую очередь четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Зпада - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Ориентировано машиностроение прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Но например, в ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии машиностроение рассредоточено.

4. Основные черты размещения сельского хозяйства и его типы.

Главные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животрноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложилось три типа с/х:

Североевропейский (преобладание молочного животноводства) распространен в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании;

Среднеевропейский (преобладание молочного и молочно-мясного животноводства);

Южноевропейский (преобладание растениеводства) распространен в Южной Европе.

5. Основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы.

Региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу. Очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Конфигурация сухопутной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы.
Основной чертой расселения населения и хозяйства является их близкое расположение по отношению к "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европпы" - линия Рейн - Рона. В границах это "оси" живет 120 млн человек при плотности 300 человек на 1 кв. км и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные регионы.
7. Субрегионы зарубежной Европы.
Существует два подхода к выделению субрегионов зарубежной Европы:
1) При подразделении на 2 субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу;
2) Принято подразделять зарубежную Европу на 4 субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу.
8. ФРГ как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.

Федеративная Республика Германия.

ФРГ- самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой семерки» стран Запада. Она играет значительную роль в мировой экономике и политике. Важнейшая особенность ЭГП ФРГ - это ее центральность. По форме правления ФРГ - парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. По форме административно-территориального устройства - федеративное гос-во, состоящее из 16 исторических земель. Это самая большая по численности населения страна зарубежной Европы, но это и страна с очень сложной демографической ситуацией. ФРГ - одна из наиболее высокоурбанизированых стран мира. Эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире. Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается полицентрическим характером. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь определяется размещением ее главных промышленно-городских агломераций.

Видеоурок позволяет получить интересную и подробную информацию о странах Западной Европы. Из урока вы узнаете о составе Западной Европы, особенностях стран региона, их географическом положении, природе, климате, месте в данном субрегионе. Преподаватель подробно расскажет вам о главной стране не только данной территории, но и всей Зарубежной Европы - Германии.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Западная Европа

Рис. 1. Карта субрегионов Европы. Западная Европа выделена голубым цветом. ()

Западная Европа - культурно-географический регион, включающий в себя 9 государств, расположенных на западе региона.

Состав :

1. Германия.

2. Франция.

3. Бельгия.

4. Нидерланды.

5. Швейцария.

6. Австрия.

7. Люксембург.

8. Лихтенштейн.

Исполнительная власть в стране принадлежит федеральному правительству, президент выполняет в основном представительские функции. По сути, управлением занимается федеральный канцлер.

Рис. 3. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель на фоне государственного флага. ()

Современная Германия - главная экономика Европы, пятая экономика мира (ВВП около 3,1 трлн дол.). Страна - активный игрок в современном мире, член ЕС, НАТО, «Большой семерки» и других организаций.

Благодаря своему экономическому развитию, Германия привлекает огромное количество мигрантов, она занимает первое место в зарубежной Европе по общему количеству иммигрантов.

Природные условия страны разнообразны. Поверхность повышается в основном с севера на юг. По характеру рельефа в ней выделяют 4 основных элемента: Северогерманскую низменность, Среднегерманские горы. Баварское плоскогорье и Альпы. На рельеф страны оказали воздействие оледенения и морские трансгрессии.

Основные ресурсы Германии: уголь, каменная соль, железная руда, почвенные ресурсы.

По объемам промышленного производства Германия уступает только США, Китаю, Индии и Японии. Роль Германии в международном географическом разделении труда определяет ее промышленность, специализирующаяся на выпуске высококачественной продукции. В целом в структуре промышленности очень высока доля обрабатывающих отраслей (более 90%), доля добывающих отраслей сокращается, доля наукоемких растет.

Крупнейшие ТНК Германии :

7. Volkswagen и др.

Германия более половины своих потребностей обеспечивает за счет импорта (нефти, газа, угля). Основную роль в топливной базе играют нефть и газ, а доля угля составляет около 30%.

Структура выработки электроэнергии:

64% - на ТЭС,

4% - на ГЭС,

32% - на АЭС.

ТЭС на угле работают в Рурском и Саарском бассейнах, в портовых городах, на природном газе - на севере Германии, на мазуте - в центрах нефтепереработки, другие ТЭС - на смешанном топливе.

Черная металлургия - одна из важнейших отраслей специализации Германии, но в настоящее время находится в кризисе. Основные заводы сосредоточены в Руре и Нижнем Рейне; есть также в Сааре и в восточных землях Германии. Передельные и прокатные предприятия располагаются по всей стране.

Цветная металлургия - работает в основном на импортном и вторичном сырье. По выплавке алюминия Германия в зарубежной Европе уступает только Норвегии. Основные заводы - в земле Северный Рейн - Вестфалия, в Гамбурге и Баварии.

Машиностроение и металлообработка - отрасль специализации Германии в международном географическом разделении труда, на нее приходится до половины промышленной продукции и экспорта. Крупнейшие центры: Мюнхен, Нюрнберг. Мангейм, Берлин, Лейпциг, Гамбург. В электротехнической отрасли лидирует Бавария. Высоко развиты автомобилестроение, морское судостроение, оптико-механическая, аэрокосмическая промышленность.

Химическая промышленность представлена, прежде всего, продукцией тонкого органического синтез, производством лекарств и пр. Химическая отрасль особенно развита в западных землях, на востоке - оказалась в состоянии кризиса.

Сельское хозяйство - использует около 50% территории; вклад отрасли в ВВП страны - 1%, более 60% всей продукции дает животноводство, где выделяются разведение крупного рогатого скота и свиноводство. Основными зерновыми культурами являются пшеница, рожь, овес, ячмень. Зерном Германия обеспечивает себя полностью. Выращиваются также картофель, свекла; по долинам Рейна и его притоков - виноградарство, садоводство, табаководство.

Транспорт . По густоте транспортных путей Германия занимает одно из первых мест в мире; основу транспортной сети составляют железные дороги. В суммарном грузообороте основная роль принадлежит автомобильному транспорту (60%), затем железнодорожному (20%), внутреннему водному (15%) и трубопроводному. Большое значение имеют внешние морские перевозки и авиационный транспорт, играющие основную роль во внешних связях страны.

Рис. 4. Вокзал в Берлине

Непроизводственная сфера представлена в Германии, как в постиндустриальной стране, широким ассортиментом различных видов деятельности: образование, здравоохранения, управление, финансы. В число 50 крупнейших банков мира входят восемь германских. Франкфурт-на-Майне - быстро растущий финансовый центр Германии. Германия - одна из стран-лидеров по посещаемости туристами.

Рис. 5. Туристы в Дрездене

Самая мощная с точки зрения экономики земля Германии - Бавария. Основные экономические партнеры Германии: страны ЕС, США, Россия.

Домашнее задание

Тема 6, П. 3

1. В чем особенности географического положения Западной Европы?

2. В чем особенности географического положения Германии?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Европа

Европа - одна из шести частей света, образующая вместе с Азией крупнейший по площади и по населению материк Евразия. Площадь Европы - 10 млн км², население - 730 млн человек.

Средняя высота около 300 м. Преобладают равнины (крупные - Восточно-Европейская, Среднеевропейская, Средне- и Нижнедунайская, Парижский бассейн), горы занимают около 17 % территории (основные -Альпы, Кавказ, Карпаты, Крымские, Пиренеи, Апеннины, Урал, Скандинавские горы, горы Балканского полуострова). Действующие вулканы есть в Исландии и Средиземноморье.

На большей части территории климат умеренный (на западе - океанический, на востоке - континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах - субарктический и арктический, в Южной Европе - средиземноморский, в Прикаспийской низменности - полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах - оледенение (площадь свыше 116 тыс. км²).

Основные реки: Волга, Дунай, Урал, Днепр, Западная Двина, Дон, Печора, Кама, Ока, Белая, Днестр, Рейн, Эльба, висла, Тахо, Луара, Одер, Неман, Эбро.

Крупные озёра: Ладожское, Онежское, Чудское, Венерн, Балатон, Женевское.

Страны Зарубежной Европы. Экономико-географическая характеристика. Общие черты и региональные различия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями.

Географически Европа ограничена Атлантическим океаном на западе и Северным Ледовитым океаном на севере, Чёрным, Мраморным и Средиземным морями, проливами Босфор и Дарданеллы на юге. В качестве восточной и юго-восточной границ Европы обычно рассматривается восточное подножие Уральского хребта, река Эмба и Каспийское море, северная граница Предкавказья по рекам Кума, Маныч, Дон.

Страны Европы делятся на четыре региона: Западный, Восточный, Северный и Южный. Некоторые географы выделяют пятый регион - Центральный. В общей сложности, в Европе расположено 65 стран: из них 50 независимых государств, 9 зависимых территорий и 6 непризнанных республик. 14 стран являются островными, 19 - внутриконтинентальными, 32 имеют широкий выход в моря и океаны.

Три государства - Россия, Турция и Казахстан, согласно всем авторитетным источникам, имеют территории и в Европе, и в Азии; ещё два государства (Азербайджан и Грузию) относят целиком к Азии (при проведении границы Европа-Азия по Кумо-Манычской впадине), но в ряде американских источников (при проведении границы Европы и Азии по Большому Кавказу) утверждается, что эти азиатские государства имеют небольшие европейские части, также есть источники, которые полагают страны Закавказья и Кипр тесно связанными с Европой. Географически целиком расположенные в Азии Армению и Кипр относят к Европе по ряду геополитических критериев.

Ряд европейских государств имеют часть своей территории в Африке - это Испания (к Африке относятся Канарские острова и т. н. «суверенные территории Испании» на марокканском побережье), Португалия (к Африке относится португальская Мадейра), а также Франция (которая имеет в своём составе заморские департаменты Майотта и Реюньон, относящиеся к Африке).

Два европейских государства имеют часть своей национальной территории в Америке - это Дания (к Америке относится её автономный регион Гренландия) и Франция (к Америке относятся её заморские департаменты и сообщества Французская Гвиана, Гваделупа, Сен-Мартен, Сен-Бартелеми, Мартиника и Сен-Пьер и Микелон).

Также к европейским странам относят все островные государства и территории Средиземного моря.

27 государств входят в Европейский союз, 25 являются членами блока НАТО, в Совет Европы входит 47 государств.

На территории Европы располагаются как самое большое (Россия), так и самое малое (Ватикан) государства мира.

Западная Европа - геополитический регион, объединяющий в основном латиноязычные страны, а также страны кельтов и немцев, расположенные в западной части полуострова Европа. Один из самых экономически-развитых регионов мира.

Началом формирование региона считается конец существования Римской империи и разделение её на Западную и Восточную.

Основными религиями в регионе являются католицизм и протестантизм.

ЭГП определяется приморским положением большинства стран, также положением на главных мировых морских путях, ведущих из Европы в Америку, соседским компактным положением стран по отношению друг к другу; близость ко многим развивающимся странам означает близость к источникам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в Западную Европу дешевую рабочую силу.

Промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, во Франции; угля - в ФРГ (Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ньюкаслский бассейн); железной руды - во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов - в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей - в ФРГ, во Франции и др. Но ввиду того, что страны Западной Европы давно встали на путь промышленного развития, многие месторождения близки к истощению. В отдельных странах остро стоит проблема первичных энергоресурсов. Западная Европа обеспечена минеральным сырьем хуже, чем Северная Америка, что усиливает ее зависимость от импорта сырья. Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод. Крупные речные артерии - Дунай, Рейн, Луара. В Норвегии 3/4 всей электроэнергии дают гидроэлектростанции. Характерной чертой региона является практически полное отсутствие естественных ландшафтов.

Ведущими странами Западной Европы являются страны - члены «большой семерки» - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. Для региона характерен высокий уровень региональной экономической интеграции, объединение стран в ЕС, открытие государственных границ в рамках Единого европейского экономического пространства.

Восточная Европа -Регион сформировался во времена расцвета Византийская империи.

Основной религией является православие и католицизм. В регионе используется кириллическая письменность (в славянских государствах с преобладанием православия) и латиница.

Страны В. Европы представляют собой единый природно-территориальный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриатического морей. В основе региона и примыкающих к нему стран - древняя докембрийская платформа, перекрытая чехлом осадочных пород, а также область альпийской складчатости.

Важной особенностью всех стран региона является их транзитное положение между странами Западной Европы и СНГ.

Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия), хромиты (Албания).

В целом нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером "некомплектности" набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы медных руд, полиметаллов.

Численность населения региона - около 130 млн. чел. Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом , но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы.

во 2-й половине XX в. в экономике стран произошли большие изменения. Во-первых, более высокими темпами развивались отрасли промышленности - к 80-м гадам В. Европа превратилась в один из самых промышленных регионов мира, во-вторых, ранее очень отсталые регионы также стали развиваться в промышленном отношении (Например, Словакия в бывшей ЧСФР, Молдова в Румынии, северо-восток Польши). Такие результаты стали возможны благодаря проведению региональной политики.

Вследствие дефицита запасов нефти эта область ориентирована на уголь, большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС (более 60%), но важное место также принадлежит ГЭС и АЭС.

Сейчас по объему перевозок лидирует железнодорожный транспорт, НО интенсивно развиваются также автомобильный, морской. Наличие крупнейших портов способствует развитию внешних экономических связей, судостроения, судоремонта, рыболовства.

Северная Европа - геополитический регион, объединяющий скандинавские и прибалтийские государства, расположенные в северной части Европы.

Регион сформировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры на основе германских колонистов, и унаследовал много особенностей данного народа.

Доминирующими религиями в регионе являются лютеранство и другие направления протестантизма.

ЭГП Северной Европы характеризуется следующими особенностями: во-первых, выгодным положением относительно пересечения важных воздушных и морских путей из Европы в Северную Америку , а также удобством выхода стран региона в международные воды Мирового океана, во-вторых, близостью расположения к высокоразвитых стран Западной Европы (Германия, Голландия Бельгия, Великобритания, Франция), в-третьих, соседством на южных границах со странами Центрально-Восточной Европы , в частности Польшей, в которой успешно развиваются рыночные отношения, в-четвертых, сухопутным соседством с Российской Федерацией , экономические контакты которой способствовать формированию перспективных рынков сбыта продукции; по пятое, наличием территорий, находящихся за пределами Полярного Круга (35% площади Норвегии, 38% - Швеции, 47% - Финляндии).

Климат отдаленных территорий (островов) - арктический, субарктический, морской.

Важное значение для стран Северной Европы имеют гидроэнергетические ресурсы. Лучше всего обеспечены гидроэнергоресурсами Норвегия и Швеция, где обильные осадки и горный рельеф обеспечивают формирование сильного и равномерного стока воды, а это создает хорошие предпосылки для строительства гидроэлектростанций. Одним из величайших богатств стран Северной Европы являются лесные ресурсы, то есть "зеленое золото". По площади лесов и валовыми запасами древесины выделяются Швеция, Финляндия, занимая по этим показателям соответственно первое и второе места в Европе. Лесистость в этих странах высока. В Финляндии она составляет почти 66%, в Швеции - более 59% (1995). Среди других стран Северного макрорегиона высокой лесистостью выделяется Латвия (46,8%).

Северные земли относятся к наименее заселенных территорий.

Страны Феноскандии, кроме Швеции, характеризуются положительным, но низким естественным приростом населения, за исключением Исландии, где естественный прирост сохранился на показателе 9 человек на 1000 жителей. Такая напряженная демографическая ситуация объясняется, в первую очередь, низкой рождаемостью.

Южная Европа - геополитический регион, объединяющий южнославянские, романо и грекоязычные государства, расположенные в южной части Европы.

Регион начал формироваться в эпоху Древней Греции около 2 тысяч лет до нашей эры и окончательно сформировался в эпоху рассвета Римской империи. Это самый старый европейский регион.

Религиозный состав представлен, в основном, православием и католицизмом.

Важной особенностью ЭГП страны Южной Европы, которые расположены на полуостровах и островах Средиземного моря, является то, что все они находятся на главных морских путях из Европы в Азию, Африку и Австралию , а Испания и Португалия - также к Северной и Южной Америки. Все это еще с времен великих географических открытий сказалось на развитии региона, жизни стран которого тесно связано с морем. Не менее существенным является и то, что регион находится между Средней Европой и арабскими странами Северной Африки, которые имеют многосторонние связи с Европой. Бывшие метрополии Португалия, Италия и Испания до сих пор сохраняют влияние на некоторые страны Африки. В послевоенные годы к началу 21 века наблюдалась массовая миграция в страны Южной Европы.

Все страны (кроме Ватикана) входят в ООН, ОЭСР, а наибольшие - члены НАТО и Европейского Союза, Мальта - член Содружества наций, возглавляемого Великобританией.

Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием.

Наиболее крупные страны региона: ФРГ, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция и др.

Характеристики региона Западной Европы:

1) Экономико-географическое положение :

а) регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европы;

б) большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан связывает Европу с Америкой, Средиземное море - Африкой и Азией, Балтийское море - со странами Европы);

в) рассматриваемый регион граничит с другими экономически развитыми регионами, что положительно влияет на развитие его экономики;

г) регион находится в относительной близости ко многим развивающимся странам, что означает близость к источникам сырья и дешёвой рабочей силы.

2) Природные условия и ресурсы:

· рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;

· минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощены.

Промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский - в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и др. регионов.

· почвы: весьма плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

· земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни и пастбища.

· климат: преобладание умеренного климатического пояса, на юге - субтропического, на севере - субарктического; температуры лета (8-24 градуса выше нуля) и зимы (от минус 8 до плюс 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

· агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лён, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др. В итоге можно сказать, что регион хорошо обеспечен теплом и влагой, кроме южной части.

· воды: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озёра (Женевское и др.); ледники (в горах);

· водные ресурсы: обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2.5-50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении.

· леса: смешанные, широколиственные и хвойные;

· лесные ресурсы: леса занимают 30 % территории, большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии.


· ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами.

· ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективно использование энергии ветра во Франции и Дании.

· рекреационные ресурсы:

· Западная Европа - центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара - во Франции, Испании, Италии и т.п.

3) Население:

а) численность - свыше 300 млн. человек;

б) плотность населения - от 10 до 200 чел./квадр.км;

в) II тип воспроизводства; рождаемость, смертность и естественный прирост низкие;

г) преобладание женского населения;

д) старение населения;

е) индоевропейская языковая семья:

· языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);

· межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии);

ж) уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам, Париж, Рим, Мадрид и т.д.

з) регион Западной Европы является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы);

и) трудовые ресурсы: (высококвалифицированные)

40-60 % - заняты в сфере услуг и торговли;

30-35 % - в промышленности и строительстве;

5-10 % - в сельском хозяйстве.

4) Экономика:

Западная Европа - один из экономических и финансовых центров мира; по темпам экономического развития в последнее время регион стал отставать от США и Японии.

Условия, влияющие на развитие:

Высокий технологический уровень;

Высококвалифицированный персонал;

Наличие уникальных природных ресурсов;

Большая гибкость и приспособленность производственной структуры малых и средних фирм к потребностям мирового рынка.

Отрасли промышленности:

а) энергетика базируется на собственных и привозимых ресурсах. В странах севера и юга Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует геотермальную энергию. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики .

б) чёрная металлургия:

Районы старых разработок: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции;

Ориентация на импорт жёлтой руды привела к сдвигу предприятий к морю: Таранто в Италии, Бремен в ФРГ.

в) цветная металлургия: использует концентраты руд из Африки и Азии (Германия, Бельгия).

г) машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Регион производит всё: от простых металлоизделий до самолётов. Особенно хорошо развито автомобилестроение: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция).

д) химическая промышленность: ФРГ - производство красителей и пластмассы, Франция - синтетического каучука, Бельгия - химических удобрений и соды, Швеция и Норвегия - лесохимии, Швейцария - фармацевтики.

Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и разнообразием. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство). Используемые культуры в растениеводстве: пшеница, ячмень, кукуруза, картофель, сахарная свекла (Франция, ФРГ), виноград, маслины, оливки (Италия, Испания).

Транспорт высокоразвит. Велика роль автомобильного, морского транспорта (порты: Роттердам, Марсель, Гавр и т.д.). Увеличивается доля трубопроводного и авиационного транспорта. Развита густая транспортная сеть.

5) Внутренние различия региона:

Высокоразвитые: ФРГ, Франция, Великобритания, Италия;

Среднеразвитые: Швеция, Испания и т.д.;

Менее развитые: Португалия, Греция.

6) Внешние экономические связи: страны объединены в Европейский союз; наблюдается высокий уровень региональной интеграции в рамках Единого европейского экономического пространства.

Образовательное учреждение: МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Пикалево

Учитель: Венидиктова Наталья Владимировна

Урок: география

Класс: 10

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубить теоретические знания по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

3. Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование: настенная карта: «Страны Зарубежной Европы, атлас 10 класс, интерактивная доска, ПК.

Ход урока:

    Оргмомент

    Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Характеризуя хозяйство мира, мы выделяли крупные центры. Они относятся к различным регионам мира. От общей характеристики мира мы переходим к региональной. А с какого региона мы начнём, вы назовёте мне сами, побывав в картинной галерее.

Картинная галерея.

Перед вами предстанут шедевры художников из различных стран, написаны картины в разное время, но что-то их объединяет, попробуйте это выделить после знакомства с картинами.

- Что же объединяет?

(просмотр картин Похищение Европы)

Ответ: Объединяет сюжет картины, картины выполнены европейскими художниками .

Может кто-нибудь знает об этих картинах, название картин, по сюжету картины назвать регион? Разобраться в этом вопросе нам поможет эксперт.

Слово эксперту.

Мифы далекой древности - свидетельства научно-философских воззрений наших предков. Поэтому о первых великих географических открытиях приходится судить, опираясь на «преданья старины глубокой». В ту пору карт еще не было, научных трактатов никто не писал. А вот мифы передавали из поколения поколению. Один из мифов стал сюжетом для написания картин, представленных пред вами.

Предание древних греков повествует о похищении Европы. Некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона.

Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл. Впереди сопровождал их сам владыка морей Посейдон.

Зевс с Европой добрался до острова Крит. Такова легенда. Извлечь из нее рациональное зерно помогают, помимо всего прочего, археологические раскопки на Крите.

Итак, Европа перекочевала на остров, расположенный - согласно принятой ныне терминологии - между северо-восточной Африкой, западной Азией и юго-восточной Европой. Произошло это событие, по-видимому, в начале второго тысячелетия до н. э.

По всей вероятности, именно тогда, в конце 3 - начале 2 тысячелетия до н. э., появились названия Азия и Европа, относящиеся к двум частям света. Первое, вероятно, происходит от ассирийского «асу» - восход. Предполагается, что ассирийское слово «эреб» - закат - послужило основой для имени «Европа». Картины объединяет не только сюжет, а также название – Похищение Европы

Ну а теперь, я думаю, вы легко назовёте регион - Европа

(слайд: политическая карта Европы)

- А что бы вы хотели узнать об этом регионе?

Сравним с программным планом изучения региона по страницам учебника. Мы видим, что многие пункты плана совпадают с вашими потребностями.

С чего мы начинаем изучение региона, выберите из плана.

Ответ: Территория, границы, географическое положение.

В экономической географии вводится понятие - экономико-географическое положение (ЭКГ).

Положение к географическим объектам, имеющим важное экономическое значение (источникам сырья и энергии, населённым пунктам, транспортным сетям и пр.)

1. Экономико-географическое положение.

Определить ЭГП нам поможет журналист- международник, она пригласила в гости политолога-экономиста, который ответит на её вопросы.

- По интервью необходимо заполнить таблицу 1 и сделать вывод. Формы таблиц представлены в приложении к уроку.

Интервью.

- Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике.

При изучении региона можно использовать различные методы получения информации, самым необходимым является картографический метод. При знакомстве с регионом мы будем использовать

различные карты.

Страны Зарубежной Европы делят на страны Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы, Восточной Европы.

-Контурная карта, на которой обозначены федерации.

По форме территориального устройства в Европе унитарные государства и федеративные.

- Контурная карта, на которой обозначены монархии.

Учащиеся называют страны, по слайду в презентации проверяют

По форме правления – республики и монархии. В Европе сохранилось самое большое количество монархий.

Сообщение о монархии, рассказ сопровождается слайдами из презентации.

2.Население.

Этот вопрос нам помогут изучить карты. Пользуясь тематическим картами, заполнить таблицу №2 и выполнить задание. Задание выполняется в парах.

Зарубежная Европа центр древнейшей цивилизации.

Каждая страна имеет свои достопримечательности, некоторым из них посвящены музыкальные произведения. Проводится музыкальная пауза, с использованием музыки песни Беловежская пуща.

Для рассмотрения достопримечательностей стран Зарубежной Европы предлагается электронная игра с использованием ПК. К игре прилагается таблиц №3.

III . Подведение итогов урока

Итоги урока учащиеся подводят самостоятельно, оценивают свою деятельность не только на уроке, но и при подготовке к уроку. Данные заносят в индивидуальное портфолио. Вручаются сертификаты участника урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

На уроке только начали знакомство с регионом, может кто-нибудь из вас пожелает получить образование в учебных заведениях Европы и вернуться служить России.

Приложение к уроку.

ТАБЛИЦА №1

Географическое положение Европы, благоприятные, неблагоприятные черты экономико-географического положения.

План географического

положения

Черты географического

положения Европы

Черты экономико-географического положения

благоприятные

неблагоприятные

1. Площадь Европы

2. Количество стран

3. Протяжённость с

севера на юг

4. Протяжённость с

запада на восток

5. Близость к океанам

6. Пограничные рубежи

7. Мировые транспортные

ТАБЛИЦА №2

Характеристика населения зарубежной Европы .

характеризующие

население Европы

Источ

ники

Страны

Северной

Европы

Страны

Южной

Европы

Страны

Западной

Европы

Страны

Восточной

Европы

Швеция

Португалия

Австрия

Польша

1.Численность населения

Визитная карточка

2.Плотность населения

Численность страны /площадь

3. Тип воспроизводства

Учебник с.63

4. Половой состав

Значительно Ж

5.Национальнай состав

Атлас с26

Шведы. Саами

португальцы

австрийцы

6.Религиозный состав

протестанты

католики

католики

католики

7.Уровень урбанизации

Учебник с.78

Очень высокоурба

низиронная

Выкоурба

низированная

Высокоурба

низированная

Высокоурба

низированная

8. Крупные агломерации

Учебник с.185

Стокгольм 1,6

Лиссабон 2.6

Варшава 2,2

9.Форма правления

Визитная карточка

Форма территориального устройства

Визитная карточка

Вывод: Выбери верные утверждения

    Для стран Зарубежной Европы характерен близкий к нулю естественный прирост населения.

    Зарубежная Европа с низкой долей пожилого населения

    Для народов Зарубежной Европы буддизм – религия большинства верующего населения

    Для Швеции характерны невысокие показатели плотности населения

    Для стран Зарубежной Европы характерен низкий уровень урбанизации

    В Зарубежной Европе большинство стран имеют республиканскую форму правления, 12 стран имеют монархическую форму правления

Ключ правильных ответов - верные: 1,4,6

ТАБЛИЦА №3

Итоги игры: «Достопримечательности стран Европы»

Если Вы заработали балл – «+», если нет – «-«. В конце игры, пожалуйста» подведите итоги.

Достопримечательности стран Европы

Ваши баллы

1.Акрополь

2.Биг Бен

3.Беловежская пуща

5.Лапландия

6.Венеция

7.Бранденбургские ворота

8.Коррида

9. Эйфелева башня

Бланк портфолио

Бланк портфолио

Портфолио-

ученик _______________

Портфолио-

ученик _______________

3. -2 б

4.Таблица1 -3б.

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

1Выступление на уроке перед классом - 5б

2.Работа с электронными программами- 2б

3. Работа на интерактивной доске -2 б

4.Таблица1 -3б.

Благоприятные: соседское, приморское положение

Неблагоприятные: близость к очагам напряжённости

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

Самоанализ урока географии

Анализ составила:

Венидиктова Н.В.,

учитель географии

МБОУ «СОШ №3»

город Пикалёво

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубление теоретических знаний по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

1. Формирование понятия ЭГП, выделение благоприятных, неблагоприятных черт ЭГП стран Зарубежной Европы.

2. Формирование представлений о политической карте Зарубежной Европы населении стран региона.

3.Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей.

Воспитательные:

Воспитание основ географической культуры и мировоззрения.

Урок проходил на базе 10 класса, класс сборный, в нем обучаются дети из трёх классов. Учащиеся класса начинают взаимодействовать между собой.

Урок вводный в большую тему: «Зарубежная Европа», относится к типу – изучение нового материала. На уроке запланировано рассмотреть два больших программных вопроса: экономико-географическое положение зарубежной Европы, население.

В начале урока был использован мотивационно-целевой компонент. Посетив картинную галерею, выслушав эксперта, учащиеся были заинтересованы в изучении региона, перед собой поставили цель расширить знания о зарубежной Европе. Целевые потребности учащихся совпали с программными.

Изучение нового материала состояло из двух этапов. При рассмотрении вопроса экономико-географического положения учащимся было предложено интервью, по ходу которого полученные знания должны быть систематизированы в таблицу. Эта форма способствует развитию коммуникативной компетентности - умение вступать в коммуникацию, непринуждённо общаться. При рассмотрении политической карты региона учитель опирался на понятия предыдущих тем: федеративная и унитарная формы территориального правления, республика и монархия. Для полного представления политической карты учащимся предложены тематические контурные карты. Для расширения знаний по этому вопросу учащиеся прослушали сообщение об одной из старейших монархий Зарубежной Европы. Сообщение являлось результатом исследовательской работы. Для зрительного восприятия учебного материала предлагается презентация: «Английская монархия». Используемая форма способствует развитию учебно-информационной компетенции.

Мой вопрос о целесообразности на политической карте стран с различными формами территориального устройства и формами правления даёт возможность перейти ко второму вопросу – население Зарубежной Европы. Этот прием позволяет сохранить целостность и логичность в изучении научного материала.

Изучение населения учащиеся осуществляют самостоятельно, работая в парах, пользуясь различными источниками информации (картами в атласе, страницами учебника). Полученные результаты заносятся в таблицу. Результаты практической работы позволяют учащимся охарактеризовать население по различным признакам и сравнить группы населения в разных странах Зарубежной Европы. В выводе предложены задания, которые готовят к ЕГЭ. Выполнение этого задания необходимо ограничить временем. Учащиеся могли дать характеристику населению одной из предложенных стран, при наличии времени, работу продолжить.

Этот этап урока развивает информационную компетентность - анализ тематических карт, работа со всеми видами информационных источников. Выполнение задания в парах позволило мне, как классному руководителю, сделать выводы о сформированности коммуникативной компетентности десятиклассников. Есть над чем работать. В ходе работы учащиеся были активны, самостоятельны. Те пары, в которых работа была слаженной, совместной, уложились в отведённое время. В ходе выполнения работы можно было бы использовать музыкальную релаксацию, а не отводить музыкальной паузе отдельное время. Музыка, используемая во время паузы, была подобрана неслучайно, она посвящена достопримечательности одной из европейских стран и позволила перейти к заключительному этапу – знакомству с достопримечательностями стран Европы. Для этого использовались ПК, детей эта деятельность активизировала. Учебная игра помогла успешно завершить урок. Подвели итог дети самостоятельно, заполнив персональное портфолио. Не один учащийся не набрал максимального количества баллов. Это свидетельствует о том, что учащиеся только начали изучать тему и многое предстоит узнать, чтобы удовлетворить свои потребности и получить знания по программе. По окончании урока каждому был выдан сертификат участника – это одна из альтернативных форм оценивания учащихся.

У меня после урока появилось много задумок, которые воплотятся в жизнь на уроках географии при изучении различных тем в разных классах. А поможет мне в этом 10 класс, у которого есть и желание, и способности.