Основные экономические функции государства кратко. Функции государства в экономике

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия «экономическая функция государства» не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом.

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе.

Неотъемлемыми функциями государства в любой экономике являлось и является непосредственное (окончательное) принятие решения:

1) относительно формирования и распределения бюджетных средств и государственного имущества;

2) обеспечение выполнения законов и правил поведения экономических агентов (домашних хозяйств и фирм), принятых также государством;

3) создание фондов пособий по безработице и стимулирование создания новых рабочих мест.

Обеспечивающие данные функции операции в принципе могут выполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления и даже не принадлежащими государству. Тем не менее, качество выполнения неотъемлемых функций государства, очевидно, зависит от качества исполнения обеспечивающих операций.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

Мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

Ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

Обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

Проведение региональной политики;

Решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

Остановится и здесь несколько подробнее на некоторых из них (с учетом того, что этим проблемам также будут посвящены отдельные главы учебного пособия).

1. Чистая рыночная экономика недостаточно успешно работает в экстремальных условиях. Примером может служить кризис 1929--1933 гг., который страны Европы и, особенно США, преодолели, опираясь на государственное регулирование.

Об этом же свидетельствует и опыт СССР, показавший достоинства централизованного регулирования, например, при перестройке экономики после начала Великой Отечественной войны 1941--1945 гг.

2. Рынок не всегда достаточно ориентирован на перспективу. Этот недостаток особенно явственно проявляется, когда экономический рост тесно связан с фундаментальными научными исследованиями, с крупными инвестициями и в то же время с неопределенностью в отношении прибыли.

Рынок в этом случае нужно корректировать с помощью национальных и региональных программ развития.

В качестве примера можно привести опыт реализации в ряде стран программ по компьютеризации экономики, создание атомной (ядерной) энергетики в ряде стран Западной Европы и в СССР.

Рыночная экономика, дополненная государственным стимулированием, продемонстрировала эффективность на несколько порядков выше, чем огосударствленная экономика.

3. Государственное регулирование должно обеспечивать глубокие структурные преобразования производства на базе широкомасштабных инвестиций.

Рыночный механизм может оказаться недостаточно эффективным, когда необходимо осуществить крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в экономическую и социальную инфраструктуру, в новейшие отрасли, которые нацелены на выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Такая ситуация, как уже упоминалось, наблюдалась, например, в первые годы создания атомной энергетики в Англии, Франции, США, СССР. Структурная политика в современных государствах должна включать меры, направленные на формирование высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономики. В целом структурная политика направлена на обеспечение экономической стабильности общества.

4. Государственное регулирование способствует успешному решению региональных проблем, возникающих не только в силу особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих не чисто рыночных факторов.

5. Государственное регулирование призвано дополнить, а если нужно, то и "подправить" рынок при решении ряда социальных проблем:

а) Занятость и безработица.

Для рыночной экономики, особенно при происходящих в ней структурных изменениях, характерно постоянное высвобождение рабочей силы и образование безработицы. Последняя может быть текучей (технологическая или структурная безработица) с относительно небольшим сроком поиска новой работы, но может становиться и длительной (застойной), особенно для малоквалифицированных работников, людей предпенсионного возраста, женщин, молодежи.

Полностью избежать вынужденной безработицы в рыночной экономике вряд ли возможно. Но снизить ее уровень и продолжительность -- обязанность государства. В командной экономике появляется искусственное неравновесие на рынке труда в пользу предложения, когда спрос превышает предложение. Это снижает стимулы к труду и эффективность производства. Рыночная экономика, наоборот, имеет тенденцию к возникновению неравновесия в пользу спроса, когда предложение превышает спрос. Для достижения равновесия требуется вмешательство государства.

Задача государства состоит не столько в материальной поддержке не имеющих работу, сколько в организации поиска рабочего места, создании новых рабочих мест, организации общественных работ, переподготовке рабочей силы. Этими и другими мерами государство осуществляет политику полной занятости.

б) Инфляция

В рыночной экономике возникает инфляционный рост цен. Помимо экономических действий, сдерживающих инфляцию, государство должно проводить социальную политику, направленную на ограничение последствий инфляции. Это может быть и денежная политика, и прямая материальная помощь особо малоимущим.

Инфляция и безработица часто движутся в противоположных направлениях. Задача государственной политики -- найти их оптимальное сочетание, наименее болезненное для общества.

в) Поддержка малоимущих.

В любом обществе, в том числе и с рыночной экономикой, есть граждане, которые не являются собственниками факторов производства, не участвуют в производстве товаров и услуг, не извлекают, поэтому доходов от предпринимательской или иной общественной деятельности. На рынке они выступают только в качестве потребителей. Это -- дети, старики, инвалиды.

Рыночный механизм распределения дает этим членам общества два источника существования: прошлые накопления (сбережения) и благотворительные фонды. Эти источники ("прошлый" рынок и текущая благотворительность) не обеспечивают необходимый стандарт благосостояния, достойное существование. Государство должно взять на себя обеспечение жизненного уровня этих слоев населения.

г) Перераспределение доходов.

Рыночный вариант распределения доходов признает только один критерий -- доход как итог участия в качестве субъекта на рынке товаров, капиталов и рабочей силы. Этот критерий резко дифференцирует доходы.

Государство, разумеется, не должно быть добрым дядей, поддерживающим "на плаву" банкротов. Но оно должно сглаживать полюсы в распределении доходов (прогрессивным налогообложением, субсидиями малоимущим и т.д.).

Распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, далеко не всегда справедливо с позиций общечеловеческой морали. И государство, будучи в определенной мере выразителем общечеловеческого интереса, осуществляет в большинстве стран мира политику доходов, которая сдерживает в некоторой мере рыночную поляризацию доходов, ослабляет этим в случае необходимости социальную напряженность и поддерживает общественное признание целесообразности рыночных отношений.

6. Реализация национальных интересов в мировой экономике. Это подразумевает проведение соответствующей внешнеэкономической политики: регулирование экспорта и импорта, контроль над международной миграцией капитала и рабочей силы, управление платежным балансом и многое другое.

Как мы видим, рамки допустимого вмешательства государства в рыночную экономику достаточно широки. В этих рамках в каждой стране в ее конкретных условиях должен быть найден наиболее оптимальный синтез государственного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма.

Экономические функции государства

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции государства – это совокупность направленных на достижение определенных целей и задач взаимосвязанных действий, осуществляемых государством и созданными при его участии организациями. Экономические функции современного государства, довольно многообразны и сложны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких широких масштабах, что невозможно на деле составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Основными экономическими функциями государства являются:

1. Разработка экономической политики. Экономическая политика является составной частью общей политики государства. Она представляет собой систему экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего социального слоя. Экономическая политика подразделяется на экономическую стратегию и экономическую тактику.

Экономическая стратегия представляет собой курс экономической политики, рассчитанной на долговременную перспективу и предусматривающей решение крупномасштабных экономических и социальных задач.

Экономическая тактика рассчитана на менее продолжительный отрезок времени. Она конкретизирует стратегические установки, концентрирует внимание на решении неотложных задач.

2. Создание и регулирование правовых основ функционирования экономики. На государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. В числе этих законов и правил можно отметить: законодательные и нормативные акты, защищающие права собственников и обеспечивающие равноправие различных форм собственности; законы, определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и предпринимателей и многое другое.

Законы и правила, регулирующие экономическую деятельность, обязаны соблюдать все экономические агенты-производители, потребители, само государство.

Для России создание правовой основы, регулирующей экономические отношения, - одна из первоочередных задач, которую необходимо решать при переходе к рыночной экономике.

3. Поддержание нормального функционирования рыночного механизма. Конкуренция служит важным регулирующим механизмом в рыночной экономике. Поэтому в целях защиты конкуренции государство использует меры антимонопольного регулирования. В странах с давними рыночными традициями государство проводит активную антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержания системы государственных финансов в бездефицитном состоянии.

В странах, вставших на путь создания рыночной экономики, государство осуществляет процесс разгосударствления и приватизации, демонтирует неприемлемые для конкурентного рынка звенья хозяйственного механизма.

4. Социальная функция государства. Она многообразна по содержанию. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение материальных благ. Государство осуществляет социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей, учащихся и т.д.

Эта функция тесно связана с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный рыночный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, медицинского обслуживания, науки, культуры. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования, медицинского обслуживания вне зависимости от дохода семьи. Финансируются программы развития науки, учреждений культуры. Предоставляются субсидии на поддержание цен на целый ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

5. Корректировка распределения ресурсов. В условиях рыночной экономики возникает проблема нерационального распределения ресурсов, что требует вмешательства государства. Рыночная система порождает структурные диспропорции между отраслями, неравномерное развитие административно- территориальных регионов. Это перераспределение может касаться любой отрасли экономики. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, пошлины, дотации, субсидии, а также непосредственно государственное регулирование. Если нужно увеличить производство каких-либо благ, государство может снизить размер налога предпринимателям, занятым в данной сфере и т.д.

6. Макроэкономическая стабилизация. Эту функцию можно определить как деятельность государства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночного механизма, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию экономических циклов. Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика.

7. Хозяйственная функция, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества объектов государственной и муниципальной собственности, а также производством общественных товаров.

8. Экологическая функция. Она обусловлена, обязанностью государства обеспечивать экономическое благополучие граждан. Государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет стандарты безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных веществ). Оно является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Государство заставляет производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы, вводит особые налоги и штрафы, призванные возместить ущерб от загрязнения воздуха, воды, земли. Оно принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, предоставляет компенсации жертвам экологических катастроф.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике можно выразить через выполнение государством ряда экономических функций.

Основные экономические функции государства:

    Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

    Антимонопольное регулирование

    Проведение политики макроэкономической стабилизации

    Воздействие на размещение ресурсов

    Деятельность в сфере распределения доходов

    Антикризисное регулирование (в переходной экономике).

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, которые регулируют экономическую деятельность, а так же за организацию контроля за исполнением законов и нормативных подзаконных актов. Фактически создание законодательной основы функционирования экономики – это установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические субъекты, то есть и производители, и потребители, и само государство. В числе этих правил можно отметить закон и нормативные акты, защищающие права частной собственности, определяющие формы предпринимательской деятельности, определяющие условия функционирования предприятий, их взаимоотношение между собой и с государством (для России – это ГКРФ, НКРФ, Административный кодекс и т.д.).

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции, безопасность труда, взаимоотношения между администрацией предприятия и профсоюзами. В соответствии с составом этой правовой базы функционирования экономики создается и государственная инфраструктура, которая в соответствии с теми задачами, которые приходится решать, может иметь одни или другие формы.

2. Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование относится к важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу.

Главная задача антимонопольного регулирования – защита конкуренции. История антимонопольного регулирования достаточно длительная. Первый антимонопольный закон был разработан в Канаде (1889 г.). 1890 г. (США) – закон Шермана – наиболее известный. Основная направленность закона – антитрестовая, направлен на пресечение незаконных слияний и поглощений.

Трест – совокупность предприятий, которые не имеют юридической самостоятельности, то есть они подчинены юридически одному лицу, который является ядром треста (классическое понимание)

Европейские монопольные законы в большей степени антикартельные, направлены на пресечение сговоров предпринимателей.

Картель – соглашение о разделе рынков сбыта и соглашение и принципах ценообразования на рынках.

Самый известный ОПЕК.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, при необходимости, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению фирм монополистов, препятствуя слиянию фирм. В некоторых странах, используя судебное решение, государство может изымать незаконно полученную прибыль. Для России эта функция государства имеет особое значение. Связано это с совсем недавним монополизмом в сфере производства. Российский закон, который лежит в основе антимонопольного регулирования, это компиляция американских и европейских антимонопольных законов. Эти законы, и американские, и европейские никогда не работали в условиях государственного монополизма. Под этот закон была создана определенная инфраструктура. В настоящее время эта инфраструктура представлена федеральной антимонопольной службой, однако нормативная база находится в зачаточном состоянии, поэтому кардинально повлиять на монополизацию рынка эта служба не в состоянии.

3. Макроэкономическая стабилизация.

Макроэкономическая стабилизация – деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается в результате самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку высокая безработица и инфляция наиболее болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, то деятельность по макроэкономической стабилизации можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика. Согласно общим рекомендациям для проведения политики стабилизации надо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы и соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги для того, чтобы сокращались расходы частного сектора в периоды высокой инфляции.

4. Воздействие на размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой, объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. В частности – это воздействие на размещение ресурсов.

Общепринятым достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы, но уже в известных случаях – внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции, когда рыночный механизм действует не эффективно – возникает проблема нерационального распределения и использования ресурсов.

Перераспределение ресурсов может касаться любого сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь). В каждом конкретном случае используются разные способы государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, субвенции, административное регулирование и т.д.

Например: через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. Государство может брать на себя полностью или частично производство общественных благ (в области образования, искусства, национальной обороны). В случае побочных или внешних эффектов, как правило связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения окружающей среды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, чаще тех, которые непосредственно не связаны с этим производством. Эти дополнительные потери никак не учитываются в ценах на данную продукцию, то есть в цене неучтенными оказываются социальные издержки. И, следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, что никак рынком не регулируется.

Правительственные запреты или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (ПДК – в России) заставляют производителей нести дополнительные расходы на внедрение оборудования, технологий, которые предотвращают выбросы вредных веществ. Дополнительные издержки ведут к сокращению объема производства до рационального уровня в социальном смысле. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. Приводит к разработке альтернативных технологий, возникновению новых отраслей производства.

Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения окружающей среды.

Внешние эффекты могут иметь и полезные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей (применение почвозащитных технологий, предотвращение эрозии почвы). В подобных случаях возникает необходимость в государственной поддержке производителей. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий у целевого государственного финансирования.

5. Перераспределение доходов.

Является не менее важной, чем названные.

Известно, что распределение дохода, который обеспечивает конкурентный механизм, всегда приводит к расслоению и бедности. В связи с этим общество, в лице определенных государственных учреждений, берет на себя заботу о неимущих гражданах.

Основой воздействия государства на перераспределение доходов является налоговая система, а так же принятие и реализация программ социальной защиты (выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице).

Государство финансирует программы, обеспечивающие возможность получения образования в независимости от дохода, осуществляются субсидии по поддержке на низком уровне цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.п.

6.Антикризисное регулирование.

Антикризисное регулирование, его необходимость в переходной экономике связано с глубокими системными преобразованиями, когда новый этап роста вытекает (зарождается) внутри системного кризиса. К системному кризису приводит несогласованность спроса и предложения. В результате этого масса предприятий, на продукцию которых величина спроса недостаточна, попадают в полосу кризиса и становятся центрами нестабильности.

Задача государства заключается в максимально возможном воздействии на уменьшение волн нестабильности. Основой этого являются специальные законы – законы специального действия. Закон, определяющий антикризисное регулирование, является приоритетным по сравнению с тем, который действует на территории страны (в России – закон о несостоятельности (банкротстве)).

Под государственным регулированием экономики следует понимать деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленную на эффективное использование производственных ресурсов для удовлетворения потребностей как членов общества, так и общества в целом.

Повышение благосостояния членов общества – конечная цель любого производства. Она реализуется через множественность целей, определяющих целевую направленность государственного регулирования экономики. Эти цели, с одной стороны, самостоятельны, и каждая требует определенной формы экономической деятельности государства, с другой стороны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Можно выделить следующие главные цели: 1) стабильный рост национального объема производства, а для этого обеспечение нужных темпов экономического роста; 2) обеспечение полной занятости, если это возможно, или высокого уровня занятости экономически активного населения; 3) обеспечение стабильности цен, сдерживание инфляции на низком уровне; 4) достижение и поддержание равновесия платежного баланса страны и др.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет и характер экономических функций государства:

– стабилизационная – состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством анти­циклической политики;

– распределительная – связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;

– социальная – способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;

– аллокационная – государство обеспечивает эффективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

– организацию функционирования государственного сектора. Эта функ­ция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике;


– формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации;

– внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.

3. Инструменты, методы и формы
государственного регулирования экономики

Государство практически реализует экономические функции с помощью определенных инструментов, методов и форм государственного регулирования.

Инструменты государственного регулирования – это правила хозяйствования, с помощью которых государство осуществляет свою регулирующую роль. В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль за деятельностью бирж, аудиторскую деятельность.

Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирования, право наследования, антимонопольное законодательство и др.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций.

Аудиторская деятельность обеспечивает государству контроль за исполнением законодательных актов субъектами экономики и выявление их нарушений.

Методы регулирования – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Они подразделяются на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Применяются они при прямом вмешательстве государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено.

В решении ряда проблем административные методы не только эффективны, но и имеют преимущество перед другими, в частности:

– государственный контроль над монопольными рынками. Для ограничения монополизма используется государственное регулирование цен, установление для предприятий‑монополистов предельного уровня рентабельности, их разукрупнение и т. д.;

– поддержание минимально допустимых доходов населения; гарантированный уровень минимальной заработной платы, пособия по безработице и т. п.;

– защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. В данном случае применяются таможенные барьеры, квотирование экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности;

– дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.

Экономические методы регулирования рыночной экономики базируются на создании дополнительного материального стимула для изменения деятельности субъектов хозяйствования в нужном государству направлении. Примером таких методов может служить ускоренная амортизация. Изменяя нормы и ставки амортизационного списания, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.

Другим примером экономических методов является государственное воздействие на цены. Оно осуществляется или путем регулирования ставки налога на добавленную стоимость включаемого в цену товара, или путем предоставления льготных кредитов, субсидий, или через регулирование экспорта и импорта путем освобождения экспортеров от налогов, предоставления экспортных субсидий.

Экономические методы, в свою очередь, в зависимости от характера воздействия на субъекты хозяйствования можно подразделить на прямые и косвенные.

Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно‑денежную и бюджетную системы (изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета и т. д.).

Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, предприятия и создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К прямым методам можно отнести государственные субсидии хозяйствующим субъектам, государственные инвестиции, дотации и др.

Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования.

Формы регулирования – это основные направления деятельности государства по регулированию экономики. Можно выделить несколько основных форм:

1. Государственное стимулирование научных исследований и опытно‑конструкторских работ (НИОКР) и обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Формирование государственной научной стратегии и ее реализация осуществляется по нескольким направлениям:

– распределение государственных ресурсов между различными сферами научных исследований и определение структуры государственных приоритетов, выполнение исследований и разработок в государственных центрах;

– косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в частном секторе с помощью налоговой, амортизационной, патентной политики;

– формирование инфраструктуры обеспечения исследований и разработок: национальные службы научно‑технической информации и стандартизации; статистики; изучение зарубежного опыта и международного сотрудничества;

– прогнозирование научно‑технического прогресса и его последствий.

Структурная политика государства направлена на максимизацию экономического роста наиболее прогрессивных отраслей экономики, обеспечивающих практическую реализацию научно‑технического прогресса и повышение эффективности производства. Основные пути воздействия государства на развитие прогрессивных отраслей – участие в НИОКР, финансовое стимулирование, система государственных заказов, помощь в организации кооперации, государственные инвестиции.

2. Государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста. Государственные инвестиции на развитие государственного сектора способствуют увеличению предложения сырьевых и энергетических ресурсов для частного сектора, а также эффективному функционированию инфраструктуры. Государственные капиталовложения направляются на развитие прогрессивных отраслей производства, финансирование НТП.

Поддержание экономического роста обеспечивается государством за счет:

– инвестиционной деятельности;

– проведения антикризисных мероприятий, смягчающих циклические колебания;

– стимулирования реализации производственной продукции, а также мерами по ускорению НТП и совершенствованию структуры производства.

3. Экономическое программирование, которое представляет собой определение приоритетных направлений развития экономики на длительный период времени. В настоящее время известны три основные формы экономического программирования:

– конъюнктурное – краткосрочное, направленное на достижение общего экономического равновесия, положительного платежного баланса с помощью традиционных мер налоговой и финансовой политики;

– частично‑структурное. Оно является производным от государственной бюджетной политики. Экономическая программа определяет политику в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокой активности;

– структурное. Оно предусматривает обеспечение экономического роста на длительный срок и возрастание роли государства в регулировании экономики.

В настоящее время происходит переплетение этих форм и утверждается точка зрения, согласно которой надо строить программы на основе пирамидальной временной схемы: долгосрочные прогнозы являются базой для среднесрочных программ, а среднесрочные – основой краткосрочных. Экономические программы дают перспективные ориентиры для деятельности предпринимателей всех секторов экономики, помогают государству кон­цент­рировать инвестиции на приоритетных направлениях и поддерживать равновесие экономики.

4. Государственное воздействие на рынок труда. Во всех странах с рыночной экономикой создаются системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. С помощью системы государственной подготовки рабочей силы ставится задача уменьшения напряженности на рынке труда. Возрастают расходы государства на профессиональную подготовку и переподготовку работников, на создание новых рабочих мест, на пособия по безработице и вообще на социальные программы.

5. Государственное регулирование сельского хозяйства. Целью этого регулирования является достижение самообеспечения продовольствием и создание излишков для экспорта, а также обеспечение доступности продовольствия для основной массы населения. Государственное регулирование сельского хозяйства включает в себя несколько элементов:

– регулирование условий ведения сельскохозяйственного производства, стандартизация продукции, правовые нормы ведения хозяйства и др.;

– субсидирование определенных хозяйств, подотраслей и регионов;

– регулирование закупочных цен;

– государственные закупки части сельскохозяйственной продукции, что ослабляет давление на рынок;

– выплата государством специальных компенсаций при ликвидации нерентабельных хозяйств и др.

Государственное регулирование экономики имеет свои границы. Главным критерием этих границ является влияние государственного регулирования на эффективность производства. Любое вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. К ним относятся, прежде всего, издержки по организации и осуществлению регулирования. Необходимо также учитывать то влияние, которое оказывает та или иная форма регулирования на рыночное равновесие, объем производства, перераспределение ресурсов, причем оно может оказаться менее эффективным, чем первоначальное. Сумма связанных с этим затрат и издержек по осуществлению регулирования должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение и определяет границы государственного вмешательства в экономику. В то же время государство ни в коей мере не должно ограничивать предпринимательскую инициативу хозяйствующих субъектов, при условии, если она не противоречит интересам общества.

Государственная политика довольно сильно зависит от прямой деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство влияет на экономический баланс внутри страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Как бы не была государственная власть вовлечена в развитие экономики и как бы ее не регулировала, без нее не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на должном уровне.

Государство может влиять разными способами: правовыми, финансовыми. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, держа в тонусе предпринимателей, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Его степень влияния определен, в первую очередь, степенью развития областей предпринимательства.

Экономическая политика государства

Главной задачей государства в экономике является его уровень вмешательства в экономику и его контроль правительством. На данный момент существует три основные модели государственной политики:

  • классическая модель политики,
  • регулирующая,
  • командная.

Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку.

Классическая модель экономической политики

Данный тип характерен для развитых стран и в своей основе представляет невмешательство в развитие экономики внутри страны. По классическому типу экономики, государство должно заниматься лишь общими функциями: защитой территории, долгами и социальными программами. Для развития той или иной области внутри страны, правительство может занимать политику протекции — поддержкой отстающих областей экономики или в целях защиты национального производителя путем введения дополнительных налогов, пошлин или принятия соответственного постановления или закона.

Регулирующая экономическая политика

Данная модель представляет из себя формулу 50/50. Суть ее в том, что 50% экономических решений зависит от собственника и столько же от вмешательства государства в экономику. Здесь государство выступает жестким регулятором экономических взаимоотношений и занимается перераспределением денежных потоков. В основном такой вид экономической политики можно встретить в развивающихся странах, яркими примерами являются такие страны, как Беларусь и Казахстан.

Командно-административная модель экономической политики

Вмешательство государства в дела бизнеса наибольшее. Государство полностью контролирует весь бизнес внутри страны, и принимать важные решения возможно лишь по согласованию с государственными органами. Правительство полностью определяет схему и законодательство ведения бизнеса. Все природные ресурсы принадлежат государству и без государственной доли в добыче или переработке компанию открыть невозможно. Яркий пример такого типа экономики — Китай. Здесь регулируется абсолютно все, открытие компании зарубежными инвесторами невозможно до момента, пока зарубежный инвестор не создаст конгломерат с местной компанией.

Уровни вмешательства

Государственный аппарат может по разному влиять на экономику. Все зависит от заинтересованности государства в той или иной сфере или модели экономики. Существует прямое и косвенное вмешательство в дела экономики.



Прямое вмешательство

Здесь государство полностью является локомотивом, который тянет экономику страны. От государства зависит все. Прямое вмешательство предполагает очень большой государственный сектор экономики. Правительство, как горячие пирожки издает законодательство, увеличивает дотации и кредиты. Всё, от транспорта до образования, в разной степени принадлежит государству. Прямое вмешательство характерно для стран бывшего СССР и тоталитарных режимов. Уровень частного сектора в медицине, транспорте, электроэнергетике, промышленности очень мал или вообще отсутствует.

Косвенное вмешательство

Косвенное вмешательство характерно для стран с развитой экономикой. Здесь государственная доля очень мала и все вмешательство страны в экономику заключено в налогообложении, пошлинах и в социальной политике.

Государство все равно будет наблюдать и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, создания равных условий ведения бизнеса и недопущения развития монополий. Также, государство регулирует баланс доходов. Так государственный аппарат заботиться об инвалидах, пенсионерах, стариках и малоимущих. Государство — первый в стране конгломерат научных разработок и исследований. Без государственной поддержки бизнес бы не развивался настолько быстро и яро.

Государство поддерживает все неприбыльные отрасли, которые не может или не хочет, ввиду убыточности, поддерживать частный сектор.

Функции государства в условиях рыночной экономики

Государство представляет собой роль арбитра в экономике, выполняя свою самую главную функцию — обеспечение равенства развития отраслей экономики.

Государственные структуры должны быть хладнокровны и выдержаны при принятии тех или иных регуляционных мер, независимо от того, как это будет отражаться на отдельной отрасли, если это решение принесет положительный результат для всей экономики страны.

Регуляцию экономики государство выполняет через следующие функции:

  • Юридическую. Самым первым и самым важным шагом для стабильного развития экономики является нормативно-правовая база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.
  • Стабилизационную. Здесь правительство использует все свои бюджетно-налоговые и денежные возможности. Главными задачами этой функции постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.
  • Социальную. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.
  • Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

Монополии

Очень важная миссия государства не указанная выше — это недопущение развития огромных трестов и монополий. Государство не может допустить больших монополий на рынке одной отрасли, это приводит к изменениям в экономике страны. Так, монополии довольно серьезно влияют на ценообразование в стране. Обычно они завышают реальную стоимость товаров на 30-50%, пользуясь превосходством положения. Такие образования государство просто обязано ликвидировать. Да, допускаются малые монополии, но здоровая конкуренция предполагает, что участники рынка конкурируют, что приводит к снижению цен и большего спектра товаров и услуг на выбор.

Задача регулирования

Регулирование в той или иной мере обязано быть в каждой экономике. Это вопрос безопасности и стабильности. Это можно сравнить с учителем в школе: при отсутствии учителя в классе хаос, гул и все ученики творят, что им вздумается, при нахождении учителя в классе — класс смирен и покорен.

Главной целью регулирования экономики есть ее стабилизация. Инфляция, цены, ценные бумаги, уровень спроса и предложения, банки, фондовые биржи — все должно быть под контролем. С этого контроля государство имеет дивиденды, поступающие в казну. За счет этих средств строятся и поддерживаются все общественноважные объекты: школы, ВУЗы, дороги, медицинские учреждения и социальные нормы: пенсии, зарплаты, пособия.

Роль государства РФ в экономике

На сегодняшний момент довольно сильно экономика России зависит от государственной политики. За последние 13 лет, с 2002 по 2015 год, государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.

Именно благодаря умелым действиям правительства на сегодняшний момент Россия получает свой доход не из экспорта полезных ископаемых, а из экспорта собственной продукции. Доля государства в экономике велика и составляет около 18% от всех работающих граждан страны. Это позволяет мягко регулировать ценообразование во многих сферах производства. Благодаря экономическим и правовым функциям государства, уровень налогообложения составляет не больше 30%.

Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции. Т.е. столп экономики России — это ее государство. Особо это стало заметно на фоне кризиса 2008-2009 года и санкций 2014-2015 года. В этот период государство активно поддерживало бизнес и предоставляло льготные кредиты и займы. Многие компании таким образом выжили или остались на плаву до реорганизации.

Если вывести итог, то можно сказать, что сейчас государственный сектор в России поддерживает всю экономику. Экономика РФ не совсем зрелая и для ее поддержания необходимо и государственное вмешательство, что на данном этапе играет только на руку стране.

Роль государства в экономике США

Для того чтобы понять уровень регулирования экономики США государством нужно знать становление экономики. Штаты долгое время являлись примером подражания того, как нужно вести бизнес. Этот стало возможно благодаря тому, что правительство волнами вмешивается в экономику страны.

В начале своего существования, государство не вмешивалось в контроль экономики и сохраняло лишь общественно важные функции. Однако позже, когда рынок США стал превращаться в хаос, правительство взяло борозды правления в свои руки, наладив поступление денежных потоков, защитив страну от развала. После, государство брало в свои руки лишь отдельные части экономики, занимаясь протекцией.

Однако позже, из-за закрытых глаз правительства, в первой трети XX века наступил самый большой кризис в истории США, который произошел по вине необузданных банков и фондовых бирж — Велика депрессия. Выйти из данного положения стало возможно благодаря «Новому курсу» Рузвельта. В это время экономика и социальные нормы страны были полностью возложены на государство: обеспечивалось все от медицины до создания рабочих мест.

В XXI веке государство США более мягче относится к своей экономике и выполняют все функции классической экономики. Борется с внешним и внутренним долгом, занимается протекцией и социальными функциями.

Краткий итог

Государственная политика в экономике — самый важный инструмент здоровых коммерческих отношений. Да, очень часто, как бы не всегда, коммерция хитрит и плохо регулируется государством, но без государства все еще хуже — исчезает доверие и надежность, что плохо влияет на бизнес.

На самом деле можно утверждать, что государство — это и есть его экономика. От каждого решения политиков зависит то, как страна будет жить. Малейший просчет государства в экономике, социальных программах или плохо организованной защите, влияет на бизнес и благосостояние граждан, что в итоге приводит к недовольствам и политическим кризисам, которые разрешаются лишь сменой власти и внедрения полного государственного регулирования.

Кратко и понятно о роли государства в экономике на answr.pro

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш