Финансовая система, ее сфера, звенья и элементы. Финансовая система. Финансовое регулирование. Финансовое управление

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

· федеральный бюджет;

· специальные государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы предприятий различных форм собственности;

· финансовый рынок.

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных

средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3. система финансовых органов - финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Финансовая система - 1) вся совокупность звеньев и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.

Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы.

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

Третья сфера - прочие финансы (в том числе финансы страхования).

Звенья первой сферы:

1. Федеральный бюджет;

2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):

· Пенсионный фонд;

· Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);

· Фонд обязательного медицинского страхования.

Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.

3. Государственный кредит

Звенья второй сферы (финансы предприятий):

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

1) Социальное страхование;

2) Личное страхование;

3) Имущественное страхование;

4) Страхование ответственности;

5) Страхование предпринимательских рисков.

точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.

3. влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

Существуют следующие ЗАДАЧИ финансовой политики:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития - предотвращать социальную напряженность в обществе. Преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой России.

развитии капиталистических отношений.

Характерными чертами планово-директивной финансовой политики являются жёсткая централизация финансовых ресурсов и перераспределение их через государственный бюджет в пропорциях, определённых директивами высшего уровня власти. Данная политика ориентируется на внутренние финансовые ресурсы государства практически без его участия в международных финансовых отношениях. Этот тип финансовой политики был характерен для СССР и других стран социалистической ориентации.

Регулирующий тип финансовой политики вытекает из экономической теории Дж. Кейнса, обосновавшего необходимость государственного регулирования и вмешательства государства в циклическое развитие рыночной экономики в целях предотвращения кризисов. Характерная черта данного типа финансовой политики – государственное вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью таких финансово-кредитных механизмов, как увеличение расходов государства, инфляционная и циклическая налоговая политика, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста заработной платы, регулирование процентных ставок и занятости.

Неоконсервативный тип финансовой политики отличает поиск эффективного соотношения государственного регулирования с механизмами рыночного саморегулирования. В первую очередь, изучаются причины возникновения экономических проблем (высокой инфляции, безработицы, незначительной динамики экономического роста и т.д.), искажающих мотивы рационального поведения человека в рыночной экономике, разрушающих рыночные механизмы, снижающих эффективность факторов производства. После этого определяются возможности устранения этих причин, способы преобразования системы государственного регулирования для мобилизации предпринимательского потенциала экономики. Этот тип финансово-экономической политики использовался всеми развитыми странами в последней трети двадцатого века.

Инструменты финансовой политики – выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.

Срок: отчетность предоставляется 1 раз в год по результатам налогового периода в срок организациями до 30 марта. Индивидуальными предпринимателями до 30 апреля, следующего за испекшим нал. периодом.

Погашение производится по результатам отч. периода в срок до 25 числа, следующего за отчет. периодом, по деятельности за год – в срок предоставления декларации.

При переходе на УСН организации освобождаются от сл. Налогов:

· Налог ни прибыль

· Налог на имущество

ИП освобождены от сл. Налогов:

· Налог на имущество др. лиц, используемых в качестве предприниматель. деятельности

Еще по теме Финансовая система, ее сфера, звенья и элементы:

  1. СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ
  2. 3. Понятие финансовой системы, ее звенья и их характеристика.
  3. 1. Основные звенья финансовой системы и ее вспомогательные подсистемы
  4. Финансовая система РФ и ее элементы (институциональный аспект).

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -

Также можно сказать, что финансовая система - это совокуп­ность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централиз-ых и децентрализ-ых фондов ден-ых ср-тв гос-ва и п/п.

Финансовая система делится на 2 сферы общегос-ные фин-сы (централиз-ая сфера) и фин-ы субъектов хозяйство­вания (децентрализ-ая сфера).

Каждая сфера состоит из звеньев, т.е из ее элементов или состав­ляющих.

Сфера общегосударственных финансов состоит из следую­щих звеньев:

1.Федеральный бюджет; 2.Внебюджетные фонды; 3.Государственный кредит. 4.Финансы унитарных п/п

Федеральный бюджет России- основное звено бюджетной си­стемы РФ, в котором объединены основные фи­нансовые категории (налоги, государственный кредит, гос-­ные расходы). Федер-ый бюджет является основным финан-ым планом гос-ва на фин-ый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального зако­на. Именно федераль­ный бюджет яв-ся главным средством перераспределения нацио­нального дохода и валового внутреннего продукта, через него распределяются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования эко­номического развития страны, реализации соц-ой политики на территории России, укрепления обороны гос-ва. На долю федер-го бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производ­ственной и не производственной сферами, регионами страны.

Государственные внебюджетные фонды- фонды денежных средств, предназначенные для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основными(30%) : Пенсионный фонд РФ22%; ФСС(2,9); Федер-ый фонд обязат-о мед-го страхования(5,1); Ранее также функциониро­вал Государственный фонд занятости населения Российской Федера­ции; сейчас часть его функций исполняет Фе деральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

Государственный кредит- совокупность экономических отно­шений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансо­вых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, Государственный кре­дит используется государством для решения различных задач: поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расхо­дов, увязки доходов и расходов; регулирование макро- и микроэко­номических процессов; воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Финансы унитарных предприятий. Цель деятельности уни­тарных предприятий - решение государственных задач на коммерче­ской основе. Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Сфера финансов субъектов хозяйствования состоит из сле­дующих звеньев:

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах (Финансы предприятий - денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы.)

2) финансы некоммерческих организаций (некоммерческие организации создаются для достижения социаль­ных, благотворительных, образовательных, научных и управленче­ских целей и др,..

3) финансы общественных объединений (общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являют­ся вступительные и членские взносы. Примерами общественных объ­единений являются: I) профессиональные союзы (учителей,);2) политические партии;3) творческие союзы (художников, писателей, театральных деятелей);4) спортивные общества;

4) финансы домашних хозяйств (Финансы домашнего хозяйства - совокупность отношений по поводу создания и использования фон­дов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Существует также специфическая сфера- страхование. Стра­хование - особый вид экономических отношений, призванный обес­печить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей. Страхование имеет следующие звенья:

1) Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой- обеспечивать реализацию экономически активных граждан на материальное обеспечение в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособ­ности, потери кормильца, безработицы;

2) Личное страхование- отрасль страхования, где объ­ект страхования имущественный интерес страхователя, связанный с жизнью, здоровьем, событиями в жизни отдельного че­ловека

3) Имущественное страхование- отрасль страхования, представ­ляющая собой совокупность видов страхования, направленных на защиту имущественных интересов,


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.



Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Российской Федерации.

2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

2.2 Федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

2.3 Внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый
уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

· Государственный фонд занятости населения РоссийскойФедерации, следовательно.

Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 № 850 «О формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при Министерстве финансов Республики Татарстан» Министерство финансов РТ признано правопреемником Экологического фонда, Фонда НИОКР, Фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда газификации, Фонда безопасности дорожного движения УГАИ МВД, Фонда приватизации РТ в связи с их консолидацией в республиканском бюджете РТ.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

2.4 Государственный кредит

Государственный кредит - это часть государственных финансов.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с дру­гой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщи­ка, кредитора и гаранта.

Гарантом государство является тогда, когда оно берет на се­бя ответственность за погашение займов и выполнение других обяза­тельств, взятых на себя физическими или юридическими лицами. Это может осуществляться с целями поддержки монополий в конку­рентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов отраслей, являющихся ключевыми для экономики, ускорения научно-технического прогресса, поддержания социально безопасного уровня занятости в народном хозяйстве.

В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Это может снижать потребление, замедлять формирование среднего класса. Кредиторы государства, которые имеют свободные денеж­ные средства, получают прибыль на вложенный капитал. При размещении займов на внешних рынках кредиторами выступают и получают дивиденды нерезиденты.

В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышлен­ности, конверсии производства, поддержки отечественных монополий на международных рынках.

В качестве подсистемы государственной финансовой системы кредит обеспечивает формирование и использование централизован­ных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные экономической и социальной зна­чимостью кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.). Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизо­ванных денежных фондов государства. Положительное действие фи­скальной функции государственного кредита состоит в более равно­мерном распределении налогового бремени во времени.

Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке к определяется ставкой рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов. Уже поэтому логично считать, что государственный кредит имеет еще и регулирующую функцию.

Регулирующая функция государственного кредита охватывает состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

При регулировании денежного обращения с использованием государственного кредита возможны следующие варианты:

1. абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц, а затем их используют для кредитования конкретных инвестиционных программ юридических лиц;

2. объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;

3. объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает деньги у юридических лиц, а затем направляет эти средства на выплаты населению и работникам бюджетной сферы.

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость:

1) кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);

2) компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);

3) страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров (тем самым поощряя экспорт);

4) выдавая кредиты на развитие стратегических производств (обеспечение обороны и научно-технического прогресса экономики);

5) выдавая кредиты на развитие значимых социально производств (стабилизация социальной обстановки и создание благоприятного для бизнеса морального климата);

6) закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом (создание и сохранение рабочих мест);

7) выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связанные» условием закупки товаров у отечественных производителей (резидентов), что способствует созданию и сохранению рабочих мест.

Все это порождает условия для налоговых поступлений и их источников. И здесь особо эффективной может быть государственная гарантия.

Социальные последствия безинфляционного покрытия дефицита бюджета за счет выпуска и размещения на внутреннем рынке государ­ственных долговых ценных бумаг состоят в перераспределении финан­совых ресурсов от одних общественных классов к другим. Это связано с тем, что налоговое бремя, связанное с обслуживанием внутреннего долга, несут все. Доход же от кредитования государственных расходов в виде процентов поступает только той части юридических лиц и населения, которая является кредитором государства. Это может препятствовать развитию мелкого и среднего бизнеса, созданию среднего класса - гаранта западных демократий и одновременно способствует возрастанию социальной напряженности в государстве.

Государственный займ - это инструмент наполнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы можно классифицировать по различным признакам:

· по месту размещения: внутренние и внешние;

· по тому, кто размещает займ: размещаемые центральными и местными органами власти;

· по возможности реализации: рыночные (свободно покупаются и продаются) и нерыночные;

· в мировой практике по сроку погашения выделяют: кратко­срочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (со сроком погашения от 5 до 25 лет).

· по наличию заклада: закладные (например, под государ­ственные пакеты акций) и беззакладные;

· по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процент­ные, с нулевым купоном. Последние еще называют дисконтными. Дисконтные ценные бумаги продают ниже номинала, а погашают (оплачивают) по номиналу;

· по характеру получаемого дохода: с твердым доходом и с плавающим доходом, объявляемым заемщиком-государством в зависи­мости от политических, общеэкономических, финансовых обстоятельств;

· по возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового;

· по виду погашения: с единовременным погашением или с возможностью погашения по частям.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Управление государственным кредитом в широком смыс­ле - это формирование одного из элементов финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Оно должно соответствовать целям и критери­ям и является частью государственной финансовой политики.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

К задачам финансового маркетинга рынка государственных ценных бумаг могут быть отнесены:

· оценка емкости различных сегментов рынка;

· определение привлекательных для инвесторов и выгодных го­сударству условий размещения ценных бумаг;

· оценка возможности достижения поставленных перед эмисси­ей целей и определение наиболее выгодных (оптимальных) для го­сударства условий размещения ценных бумаг;

· позиционирование (определение выигрышных отличий одной ценной бумаги от другой) для государства и инвесторов;

· установление перечня жестких правовых ограничений на возможные действия мошенников, хакеров (при электронных операциях к ценными бумагами), недобросовестных приобретателей ценных бумаг и других злоумышленников;

· проведение маркетинговых мысленных и рыночных эксперимен­тов по размещению пробных эмиссий новых ценных бумаг и другое.

Задачи управления государственным кредитом включают:

· поддержание баланса между кредиторами и государством, государством и получателями финансовых ресурсов, различными слоями населения, которых затрагивает конкретная акция государ­ственного кредита;

· организацию размещения ценных бумаг и выплат дивидендов;

· мониторинг рынка и недопущение существенного превышения предложения над спросом на рынке государственных ценных бумаг;

· регулирование колебания курсов государственных ценных бумаг;

· минимизацию стоимости технического обслуживания долга;

· мотивирование и управление персоналом, обслуживающим го­сударственный кредит;

· экономическое и административное управление, мотивирование активности дилеров по размещению этих бумаг и др.

· В зависимости от целей, инструментов, методов осуществле­ния государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

2.5 Фонды страхования

Осуществление страхования по защите имущественных интересов, предупреждению и возмещению материального ущерба происходит за счет средств страхового фонда. Страховой фонд создается в форме резерва материальных или денежных средств. Его экономическая природа определяется отношениями производства и распределения материальных благ, а также объективно существующими противоречиями между человеком и природой. В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, выражаются разносторонние экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.

В условиях рыночной экономики наиболее приемлемы следующие организационные формы страхового фонда:

· централизованный страховой (резервный) фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства. Создание общественных резервов в наибольшей степени связано с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением чрезвычайного ущерба (от стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий, экологических нарушений и т.п.) и в наименьшей степени - с факторами экономической несбалансированности и бесхозяйственности;

· фонд самострахования создается в децентрализованном порядке каждым самостоятельно хозяйствующим субъектом.

В сельскохозяйственном производстве через механизм самострахования образуются семенные, продовольственные, фуражные и другие натуральные фонды, предназначенные для покрытия различных убытков и частичного возмещения ущерба от стихийных бедствий.

Для свободных предпринимателей, коммерческих структур объективно возникает потребность в создании фонда риска для осуществления деятельности в условиях неблагоприятной эконо­мической конъюнктуры. Предприятия как самостоятельные хо­зяйствующие субъекты несут имущественную ответственность по всем обязательствам и в соответствии с Законом «О предприятии и предпринимательской деятельности», Положением «Об акци­онерных обществах» обязаны создавать страховой резервный фонд на покрытие собственных потерь и убытков. Средства данного фонда используются в первую очередь на преодоление производственных срывов
и финансовых потерь. С позиций экономической целесообразности временно свободные средства резервного фонда должны
находиться в ликвидной форме (в виде депозитов в банках, акций,
финансовых обязательств и т.д.).

Страховой фонд страховщика создается непосредственно за
счет страховых взносов участников страхового процесса - страхователей: предприятий, учреждений, организаций и отдельных
граждан. Данный фонд выступает только в денежной форме и имеет строго целевой характер расходования средств (на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с правилами и условиями договора страхования).

Страховой фонд страховщика отличается значительной мобильностью, так как позволяет достигать высокой эффективности в
использования средств методом раскладки убытков на всех участников создания страхового фонда.

Для выполнения принятых страховых обязательств страховщик образует из полученных страховых взносов необходимые для
предстоящих выплат страховые резервы. Страховщик возлагает на себя большую ответственность за выполнение условий договора страхования, он должен гарантировать своевременное возмещение ущерба страхователю, а тот в свою очередь должен быть уверен в надежности, платежеспособности страховщика. Обеспечение финансовой устойчивости страховых операций возможно лишь при наличии у страховой организации определенных резервных фондов.

В основе функционирования страховых фондов лежат следующие принципы: комплектность, многообразие организационных форм, учет экономических интересов всех участников страхового процесса. Через механизм формирования страховых фондов появляются дополнительные стимулы к накоплению денежного капитала, расширению страховых операций, созданию эффективного рынка страховых услуг.

2.6 Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы предприятий имеют определенный иерархический уро­вень и составляют основу финансовой системы страны. Это децент­рализованные финансы.

Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще­ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для юридического лица.

Представляется возможным назвать финансами предприятий замкнутые перераспределительные отношения между подразделения­ми и видами деятельности одного юридического лица с определен­ной целью или некоторым множеством целей (адаптации к измене­нию рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, уско­рения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.) в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.

В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).

Известна точка зрения, что финансовые отношения возникают при распределении выручки предприятий. Приверженцы этого подхода считают, что финансы предприятий опосредуют процессы деления выручки на составные части, имеющие специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, других затрат.

Основными группами затрат, образующих себестоимость продукции (работ, услуг) являются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Прибыль от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.

Предприятие может иметь и другие виды прибыли:

· прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия;

· доходы от внереализационных операций.

В состав доходов от внереализационных операций включаются:

· доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях;

· доходы от сдачи имущества в аренду;

· доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

· суммы, полученные в виде экономических санкций и в возмещение убытков;

· другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

Балансовая прибыль - это совокупность прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, доходов от вне реализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по ним.

Прибыль является главной формой денежных накоплений предприятий.

Прибыль - важнейший источник расширения и модернизации основных фондов предприятий, прироста собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, обеспечения социальных потребностей. Прибыль - важнейший источник доходов всех уровней бюджетной системы.

Факторами роста прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, улучшение ас­сортимента и качества продукции.

Государством установлены основополагающие принципы рас­пределения прибыли и очередность:

· выполнения обязательств по оплате труда;

· выполнения финансовых обязательств перед государством;

· стимулирования разработки новых товаров, конкурентоспособ­ных на международных рынках;

· развития производства, капитальных вложений, в том числе за счет предоставления налоговых льгот.

Состав налогов и процентные ставки налогов устанавливают Налоговый кодекс и другие нормативные документы.

Чистая прибыль предприятий - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.

При финансовом менеджменте на базе прибыли предприятие может создавать фонды, исходя из производственной целесообразно­сти. При этом руководствуются принципами:

1) использования всей чистой прибыли или ее части;

2) отражения операций по финансированию работ и затрат, не включаемых в себестоимость, по мере их возникновения как исполь­зование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (внефондовые финансовые отношения), без формирования специальных фондов для их финансирования;

3) создания специальных фондов (фонда накопления, фонда потребления) как за счет прибыли предприятий, так и за счет средств, полученных из других источников (безвозмездные пожертво­вания, средства бюджета, средства централизованных фондов выше­стоящих организаций и добровольных объединений).

Фонд накопления используется на приобретение и строи­тельство основных средств производственного и непроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковским кредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР; расходы по уплате штрафных санкций; частично на подго­товку и переподготовку кадров.

Фонд потребления используется на выплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи, выплату надбавок пенсиям, а также премий, не связанных с производственными результатами, на оплату медикаментов, путевок для работников членов их семей.

Первоначальное формирование производственных фондов происходит за счет Уставного капитала.

Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Источниками формирования Уставного капитала могут выступать:

Бюджетные ассигнования;

Средства централизованных фондов и резервов финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, ведомств;

Акционерный капитал;

Вклады других предприятий и др.

Производственные фонды - это совокупность основных и оборотных фондов. Кругооборот этих фондов имеет различный ха­рактер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных средств порождает различия в составе денежных фондов, обеспечивающих этот кругооборот, порядке их образования и использования.

Основные фонды включают строения и оборудование, которое многократно ис

  • 13 Виды и особенности предоставления межбанковских кредитов и кредитов Банка России коммерческим банкам
  • 15.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, их характеристика.
  • 16.Виды финансовых рынков и их функции.
  • 17. Выпуск денег в хозяйственный оборот и денежная эмиссия.
  • 18. Государственное регулирование страховой деятельности: основные принципы и формы.
  • 19.Государственный и муниципальный долг: понятие структура и особенности управления
  • 20.Депозитные способы формирования ресурсов коммерческих банков
  • 21 Диагностика вероятности банкротства корпорации.
  • 22 Доходность и риск в оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги.
  • 23 Задачи и инструменты стратегического планирования.
  • 24 Изменения денежной массы в современной экономике России.
  • 25 Инструменты и инфраструктура финансового рынка
  • 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты:
  • 2. По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов:
  • 3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
  • 4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
  • 5. По гарантированности уровня доходности финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
  • 6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:
  • 1. Основными финансовыми инструментами кредитного рынка являются:
  • 2. Основными финансовыми инструментами рынка ценных бумаг являются:
  • 3. Основными финансовыми инструментами валютного рынка являются:
  • 4. Основными финансовыми инструментами страхового рынка являются:
  • 5. Основными финансовыми инструментами рынка золота являются:
  • 26 Инфляция: виды, причины, социально-экономические последствия
  • 28 Классификация издержек. Методы дифференциации затрат
  • 2.Оборотные активы
  • 3. Финансовые активы
  • 30 Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции.
  • 31. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
  • 32. Лизинг как форма финансирования инвестиций
  • 34. Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос – совокупное предложение»
  • 1)Объем потребительских расходов, связанный с:
  • 2)Объем инвестиционных расходов, связанный с:
  • 3)Объем государственных расходов: с увеличением этих расходов спрос растет, с уменьшением – падает;
  • 4)Объем расходов на чистый экспорт, связанный с:
  • 35. Межбюджетные трансферты, их характеристика, условия предоставления
  • 1 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
  • 3.Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов рф бюджетам бюджетной системы рф предоставляются в форме:
  • 4.Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов
  • 36. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки.
  • 37.Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в современной России
  • 38. Методы и формы государственного регулирования страхового рынка
  • 39. Методы кредитования, виды ссудных счетов способы и современная практика предоставления и погашения кредитов.
  • 40. Методы определения ставки дисконтирования.
  • 41. Пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации
  • 42. Модели дисконтирования дивидендов
  • Investocks объясняет «модель дисконтирвоания дивидендов, ddm»
  • 43. Модель оценки финансовых активов
  • 44.Мотивы и гипотезы прямых иностранных инвестиций
  • 45. Мсфо и гармонизация национальных систем бухгалтерского учета
  • 46 Налог на добавленную стоимость: порядок исчисления и уплаты
  • 47 Налог на доходы физических лиц: порядок исчисления и уплаты.
  • 48 Налог на прибыль организаций: определение налоговой базы, порядок исчисления и сроки уплаты.
  • 49 Налоговая система рф: принципы организации, виды налогов и сборов
  • 50 Налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения (налоги лекция 2)
  • 51 Новые явления в биржевой торговле ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  • 52 Общие принципы построения страховых тарифов, актуарные расчеты (страхование лекция 3)
  • 53 Общие требования к структуре и содержанию бизнес плана
  • 54 Обязательные виды страхования понятие и характеристика
  • 55 Организация межбюджетных отношений в рф (бюджет лекция 4)
  • 56.Основные мировые тенденции развития мировых рынков
  • 57. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию.
  • 58. Оценка заемного потенциала фирмы.
  • 59. Оценка кредитоспособности заемщика в системе управления кредитным риском
  • 60. Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика(страховой компании)
  • 61. Понятие и виды денежных потоков.
  • 62. Понятие и виды иностранных инвестиций.
  • 63. Понятие и классификация корпоративных облигаций.
  • 64.Понятие инвестиционного портфеля, виды и принципы его формирования.
  • 65. Понятие о счетах, сущность двойной записи, классификация счетов по отношению к балансу.
  • 66 Понятие структуры и стоимости капитала.
  • 67 Применение налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, восстановление и порядок возмещения из бюджета.
  • 68 Принципы антимонопольной политики
  • 69. Принципы разработки бюджета капиталовложений
  • 70. Принципы регулирования и саморегулирования финансовых рынков
  • 71 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов.
  • 72 Производные финансовые инструменты: понятие, виды, фундаментальные свойства.
  • 73 Развитие форм кредита и их роль в современной экономике России
  • 74.Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы рф
  • 75. Разграничение расходных бюджетных обязательств в рф: виды расходов, необходимость разграничения, правовое обеспечение.
  • 76. Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей: назначение, механизм исчисления и уплаты есхн.
  • 77.Снс как система взаимосвязанных экономических показателей
  • 78. Современные основы организации безналичного денежного оборота.
  • 79. Содержание корпоративного налогового планирования.
  • 80. Содержание, методы, виды бюджетного планирования и прогнозирования.
  • 81. Состав трудовых ресурсов и показатели трудоспособности, занятости, экономической активности населения
  • 2.Уровень занятости трудоспособного населения.
  • 82. Состав, структура и критерии оценки качества активов коммерческих банков.
  • 83. Состояние и особенности развития современной банковской системы России.
  • 84. Статистические методы изучения динамики экономических явлений.
  • 85. Стратегии влияния на стоимость компании, связанные с дивидендной политикой.
  • 86. Страховые резервы и порядок их формирования.
  • 88. Сущность бизнес-плана, его цели и задачи.
  • 89. Сущность и методы оценки производственного, финансового и совокупного рисков.
  • 90. Сущность и строение бухгалтерского баланса.
  • Раздел 2. Оборотные активы.
  • Раздел 2. Долгосрочные обязательства.
  • Раздел 3. Краткосрочные обязательства.
  • 91. Сущность и функции корпоративных финансов.
  • 92. Сущность предмета, объектов и методов бухгалтерского учета.
  • 93. Сущность финансов, их роль в экономике и социальной сфере.
  • 94. Теория (модель) арбитражного ценообразования (атр).
  • 95. Типы дивидентов, формы, порядок и методы их выплат.
  • 96. Типы финансового планированияи виды финансовых планов.
  • 97. Управление оборотным капиталом, чистого оборотного капитала, финансовый и операционный циклы.
  • 98. Управление финансами: содержание, функц-ные элементы, организация.
  • 99. Управление формированим прибыли, точка безубыточности.
  • 100. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и порядок уплаты налога.
  • 101. Участники финансовых рынков, их функции и принципы взаимодействия
  • 102.Факторы, способствующие формированию благоприятных условий ведения бизнеса для отечественных и иностранных инвесторов.
  • 103. Финансовая система, характеристика её сфер и звеньев.
  • 104. Финансовый контроль в системе управления корпоративными финансами.
  • 105. Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений.
  • 106. Финансовый рынок как элемент мобилизации финансовых ресурсов.
  • 107.Финансы коммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
  • 108. Финансы некоммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
  • 109. Фондовая биржа и участники биржевых торгов
  • 110 Формирование собственного капитала организации
  • 111Формы обеспечения возвратности кредита
  • 112. Характеристика и классификация рисков инвестиционных проектов
  • 113 Цели деятельности компании в системе корпоративного управления
  • 114.Цели, задачи и функции финансового менеджмента
  • сферами финансовой системы, - финансы субъектов хозяй­ствования, а также государственные и муниципальные финансы.

    Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъ­екты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услуга­ми, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осу­ществления своих функций.

    Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финан­сы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой фи­нансовой системы, именно в этой сфере происходит формирова­ние первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъ­ектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечива­ют процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка фи­нансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяй­ствования осуществляется в зависимости от характера деятель­ности субъекта, который оказывает влияние на источники фор­мирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

    Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйство­вания выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей .

    В соответствии с организационно-правовой формой в соста­ве финансов коммерческих организаций выделяются:

    - финансы акционерных обществ (открытых и закрытых),

    - финансы хозяй­ственных товариществ,

    - финансы обществ с ограниченной ответ­ственностью,

    - финансы производственных кооперативов,

    - финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Осо­бое место среди них занимают финансы государственных и муни­ципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитар­ных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий на­ходятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций.

    В составе финансов некоммерческих организаций в соответ­ствии с организационно-правовой формой выделяют :

    - финансы уч­реждений,

    -финансы потребительских кооперативов,

    -финансы об­щественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

    Отдельное место в звене финансов некоммерческих органи­заций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают насе­ление необходимыми социальными услугами в сфере образова­ния, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования фи­нансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюд­жетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджет­ным законодательство.

    Звено финансов индивидуальных предпринимателей появи­лось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуаль­ных предпринимателей.

    Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.

    Финансовые отношения внутри данной сферы обладают воз­можностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финан­совой системы, воздействовать на объем и структуру обществен­ного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государ­ственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

    В соста­ве сферы государственных и муниципальных финансов выделя­ют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

    С учетом изложенного финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансо­вых отношений, имеет следующий вид (рис. 1.2).

    Рис. 1.2. Сферы и звенья финансовой системы

    . Финансы субъектов хозяйствования взаи­модействуют с государственными и муниципальными финанса­ми - при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и вне­бюджетные фонды, при получении бюджетных средств некото­рыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между орга­низациями существуют взаимосвязи при осуществлении финан­совых операций, к которым относятся, например, уплата штра­фов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивиден­дов и т. п.

    Государственные и муниципальные финансы как сфера фи­нансовой системы также характеризуются тесным взаимодей­ствием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюд­жетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фон­дам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных цен­ных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ре­сурсы последних формируются в основном за счет средств бюд­жетов всех уровней бюджетной системы РФ.

    Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финан­сами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, нало­гов и других платежей и при получении субъектами хозяйствова­ния сумм на определенные виды расходов; с бюджете - при по­лучении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного саль­до для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджет­ными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому.

    Специфика каждой сферы и звена финансовой системы оп­ределяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансо­вых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.

  • Каждая сфера и каждое звено финансовой системы имеет соответствующее назначение и специфические признаки.

    Важнейшей сферой финансовой системы выступают финансы субъектов хозяйствования (финансы предприятий). Финансы субъектов хозяйствования предназначены для обеспечения деятельности предприятий. Они выступают базовой основой всей финансовой системы, поскольку именно здесь создается ВВП, который выступает объектом финансовых отношений. Функции финансов предприятий в условиях рыночной экономики заключаются в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление, и средствами, идущими на накопление.

    Обменно-распределительные отношения, которые характеризуют финансы предприятий, подразделяются на две группы – внутренние и внешние. Внутренние характеризуют денежные потоки на предприятии и отражают процессы формирования, распределения и перераспределения его доходов. Внешние характеризуют связи с другими сферами и звеньями финансовой системы.

    Цель хозяйственной деятельности предприятий – производство товаров, осуществление работ, оказание услуг. Цель финансовой деятельности предприятий – получение прибыли. Финансовая деятельность субъектов хозяйствования регулируется законодательно – в части взаимоотношений с государством, на основе договоров с другими субъектами, в основе которых лежат интересы предприятия, а также уставными документами.

    В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, финансы общественных объединений и т.д.

    Государственные финансы характеризуют государственную централизацию финансовых ресурсов и предпринимательскую деятельность государства. Это основная сфера перераспределения ВВП и поэтому все субъекты распределительных отношений заинтересованы в ее оптимальности. Оптимальность означает, что уровень централизации, с одной стороны, должен обеспечивать государство достаточным количеством средств, а с другой стороны, не подрывать финансовую базу субъектов хозяйствования.

    Государственные финансы включают централизованные звенья – Государственный бюджет, местные бюджеты, государственные целевые фонды и государственный кредит, а также децентрализованные звенья – финансы субъектов хозяйствования в государственном секторе.

    Бюджет государства – это основной фонд финансовых ресурсов и центральное звено государственных финансов. Он предназначен для финансового обеспечения исполнения государством своих функций: управленческой, оборонной, социальной, экономической и т.д. Через бюджет регулируется деятельность всех сфер и звеньев финансовой системы.

    Государственные фонды целевого назначения характеризуют централизацию финансовых ресурсов для решения конкретных задач и проблем. Их характерной особенностью является четкое определение источников формирования и направлений использования. Образование таких фондов определяется конкретными нуждами, поэтому их состав различен в разных странах и в разные времена. Одни из них носят стабильный характер (например, пенсионные фонды, фонды содействия занятости населения), другие же являются временными (например, в Украине Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения).

    Государственный кредит характеризует денежные отношения, которые возникают между государством как заемщиком денежных средств и юридическими и физическими лицами как кредиторами в связи с формированием централизованного государственного фонда денежных ресурсов. Используя эту форму кредита, государство на возвратных началах мобилизует временно свободные денежные средства предприятий, организаций и населения для удовлетворения общественных потребностей (для покрытия бюджетного дефицита или для осуществления инвестиций при выпуске целевых займов).

    Государственный кредит может быть также представлен в форме, когда само государство выступает в роли кредитора по отношению к частным лицам, финансовым и кредитным учреждениям, правительствам других государств.

    Финансы государственного сектора экономики включают те же отношения, что и финансы любого субъекта хозяйствования, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Они регламентируются государством как на основе законов, так и в форме государственного управления.

    Международные финансы отражают уровень мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальных субъектов хозяйствования, так и государства.

    Международные расчеты характеризуют движение стоимости между отдельными странами. Система международных расчетов базируется на валютном регулировании, которое, прежде всего, состоит в установлении курса валют.

    Взаимоотношения с международными политическими, экономическими, гуманитарными и финансовыми организациями характеризуют формирование и использование фондов финансовых ресурсов этих организаций. Субъекты и характер этих взаимоотношений определяются уставом той или иной организации.

    Международные финансовые институты выступают своеобразной надстройкой над совокупностью национальных финансовых систем. Они характеризуют становление единой финансовой системы мирового сотрудничества. В современных условиях эти институты выполняют в основном функции предоставления финансовой помощи в форме кредитов тем странам, которым она необходима. В их состав входят: МВФ, Группа Мирового Банка, ЕБРР, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития и т.д.

    Финансовый рынок является важной составляющей финансовой и экономической систем. Суть отношений в сфере финансового рынка состоит в купле-продаже финансовых ресурсов как специфического товара. Ценой выступает плата за пользование этими ресурсами, прежде всего, в виде процента.

    Страхование представляет собой звено финансовой системы, которое отражает отношения по поводу формирования и использования коллективных страховых фондов. В финансовой системе оно занимает промежуточное положение между финансами субъектов хозяйствования и государственными финансами. С одной стороны, осуществление страхования обеспечивается через страховые компании, которые являются обычными субъектами предпринимательства, т.е. их деятельность относится к уровню микроэкономики. С другой стороны, образующиеся фонды характеризуют перераспределение финансовых ресурсов между отдельными субъектами страхования и таким образом имеют отношение к макроуровню. При этом коллективные страховые фонды могут образовываться и государственными страховыми компаниями. В этом случае они относятся к системе государственных финансов.

    Все сферы и звенья финансовой системы находятся в тесной взаимосвязи и обусловливают развитие друг друга.